Запятая в сложноподчиненном предложении с союзом и. Когда перед "и" ставится запятая? Трудные случаи пунктуации
Разделение правил на пунктуацию при однородных членах предложения, знаках в сложносочиненном предложении и работе со сложным предложением, включающим однородные придаточные, приводит к неумению многих заканчивающих курс русского языка ориентироваться в том, как и когда применяется то или иное правило. К тому же теоретические знания часто не позволяют правильно разобраться, какое из правил необходимо применить, поэтому даже при знании правил не все школьники способны употреблять их к месту и адекватно.
К примеру, многими хорошо усваивается правило, что при наличии "где-то там в предложении" общего второстепенного члена запятая не ставится. Проблема лишь в том, что угадать этот общий член не все в состоянии. Поэтому появляются объяснения: "В предложении *Ей стало холодно и она надела шубу есть общий член - *она ". Механическое использование правила (во многих современных пособиях, особенно использующих таблицы для объяснения правил, применен именно механический способ) не помогает. Закрепление примера "в лесу было холодно и дул ветер " не поможет в случае необходимости расставить знаки в предложении "*в романе использованы подлинные воспоминания людей 40-х годов и описание становится ярче и красочнее ".
Наш подход к преподаванию практики русского языка (работа над орфографией и пунктуацией) категорически не допускает использования абстрактных схем и моделей. Мы утверждаем, что подлинная грамотность возможна только при понимании структуры русского языка, для безошибочной расстановки знаков препинания нужно хорошо разобраться в теории, надо знать синтаксис.
В данной работе мы предложим такой вариант подхода к разбираемому правилу, для которого придется обратиться к разделам "Простое предложение", "Сложносочиненное предложение", "Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными". Желательно, чтобы у повторяющего правило были также знания об обособленных членах предложения, вводных словах, вставных конструкциях .
Итак, представьте, что перед вами предложение, где использован "и", к примеру: 1. *Наступил декабрь и люди начал готовиться к Новому году ; 2. *Катенька решила преподнести подруге роскошный подарок и купила подарочное издание "Трех мушкетеров" ; 3. *Она знала, что Аня с детства любит романы Дюма и ей приятно будет получить богато иллюстрированную книгу . Один из трех наших примеров содержит ошибку, чтобы исправить её, нужно понять в первую очередь, что соединяет "и" и какое правило надо вспомнить . А вариантов, на самом деле, практически только два.
"И" может связывать однородные члены предложения и однородные придаточные, в обоих случаях логика постановки знака совпадет;
"И" может оказаться между частями сложносочиненного предложения, тогда следует пользоваться иным правилом.
Осложняет такое легкое с виду правило возможность для сочинительного союза "И" быть одиночным и повторяющимся. В этом случае надо пользоваться не основным вариантом правила, а совсем иными его пунктами.
Такой традиционный подход большинству пишущих представляется несколько затруднительным, ведь путь от начала анализа до постановки запятой и впрямь слишком долог: разобрать, что соединяет союз; выбрать нужный раздел правила (на однородность или сложносочиненное предложение); выбрать раздел внутри самого правила. Хотя бы об одном из шагов забывают, поэтому и встречаются ошибки.
Мы попробуем идти от "внешних" признаков организации предложения, то есть от количества использованных союзов "и". Как нам кажется, это позволит немного упростить работу по правильной расстановке знаков препинания.
Сначала расскажем о знаках при одиночном использовании союза "и" в предложении.
I. Основная формулировка: одиночный союз "И", который соединяет два однородных члена или две однородных придаточных части, не требует постановки запятой. Если "И" соединяет две части сложносочиненного предложения, запятая обычно ставится, хотя есть ряд исключений. Сама формулировка предполагает, что именно в случае одиночного "и" необходимо провести синтаксический разбор предложения.
Очевидно, сначала надо вспомнить, как выявить однородные члены и однородные придаточные с одной стороны и ССП с другой. Два однородных компонента всегда выполняют синтаксически одинаковую функцию в предложении, они отвечают на один вопрос и относятся к одному и тому же слову (члену предложения), от которого вопрос к ним и задается. Между собой однородные члены и однородные придаточные связаны сочинительной связью, которая в нашем случае выявляет себя при помощи сочинительного союза "и". К примеру, однородными окажутся сказуемые в примере: 31 декабря люди с утра штурмуют магазины и докупают последние новогодние подарки . Соединенные одиночным "и", они не разделяются запятой. Однородные придаточные представлены в таком примере: Я был рад, что завтра наступит Новый год и (что) мне подарят обещанного щенка . Оба придаточных отвечают на вопрос (чему?), относятся к сказуемому главной части, поэтому запятой перед "и" нет.
II. Много проблем доставляет пишущим такое построение предложения, когда при однородных компонентах есть осложняющие предложение конструкции, которые необходимо дополнительно выделить. В этом случае нам надо отдельно применить два разных правила – обособить вставной компонент постановкой двух выделяющих знаков (запятых или тире), а о знаке перед "и" подумать отдельно. Сравните предложения:
1. Мама пришла домой, еле волоча неподъемные сумки с продуктами, и стала готовить праздничный ужин.
2. Мама вернулась с работы только в 10 вечера и, вынув приготовленные с вечера закуски, начала сервировать праздничный стол.
И в первом, и во втором примере "И" соединяет однородные сказуемые и не требует постановки знака препинания. Запятые до и после "и" объясняются включением в наши примеры обособленных обстоятельств, которые необходимо было выделить. То же самое может быть при однородных придаточных, если в одном из них есть обособленный член или придаточное предложение: Когда наступило 31 декабря и, перебрав все пакеты с подарками, я не обнаружил ничего для друга Васи, денег на покупку еще одного подарка не осталось . Второе придаточное начинается обособленным обстоятельством, которое мы отделили от "и".
ГРУБЕЙШЕЙ ошибкой окажется такое смешение правил, которое приведет к пропуску закрывающей обособленный член запятой или к постановке открывающей запятой не в том месте, например: *Мы разложили под елкой подарки, и открыв дверь в гостиную, пригласили детей . В предложении допущены целых две ошибки: запятая перед "и" не нужна, так как союз стоит между однородными сказуемыми, а после "и" необходимо её поставить, чтобы открыть деепричастный оборот. К сожалению, такой тип ошибки встречается очень часто.
III. Следует специально оговорить использование "и" в предложении с двумя деепричастными оборотами. Во-первых, они сами могут оказаться однородными, тогда запятая перед "и" не нужна: Дети, волнуясь и перебивая друг друга, пытались рассказать Деду Морозу о своих успехах в школе . Другой случай расстановки знаков будет в предложении с двумя однородными сказуемыми, к каждому из которых относится деепричастный оборот, в этом случае "вокруг союза" будут две запятые: одна закрывающая оборот, другая открывающая новый: Я пришел домой, старательно пряча купленные подарки, и, войдя в свою комнату, положил свертки на верхнюю полку шкафа .
IV. Запятая будет стоять перед "и", когда союз соединяет две части сложносочиненного предложения. В каждой части будет своя грамматическая основа, то есть своя комбинация подлежащего и сказуемого (или будет присутствовать лишь один главный член), например: На улице пошел снег, и Москва превратилась в сказочную страну . Ошибки в этом случае чаще всего связаны с непониманием структуры предложения, с неумением отличить простое предложения от сложного. Мы бы рекомендовали тщательно находить главные члены, думать о пропущенных членах предложения, то есть проводить синтаксический анализ. При соблюдении этого условия расстановка знаков препинания будет правильной. Рассмотрим, к примеру, такое предложение: Пробили куранты, и 2006 год наступил . Постановка запятой здесь логична и вряд ли требует пояснения. Но ведь такой же структурой обладает предложение Удар курантов, и 2006 год наступает . Просто в последнем примере перед нами не двусоставное предложение (первая его часть), а назывное, но предложение остается сложным.
По правилам есть несколько ситуаций, когда постановка запятой между частями ССП перед "и" не нужна.
Запятая не ставится, если:
обе части имеют общий второстепенный член, чаще всего это обстоятельство места или времени, реже дополнение: У Снегурочки были большие серые глаза и белые косы опускались до пояса
. На елке в школе дети читали стихи и Дед Мороз вручал им подарки
.
Объединены два безличных предложения, имеющие в своем составе синонимичные члены: "Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой", - советовали врачи внезапно потерявшему голос Деду Морозу .
Общим для соединенных сочинительным союзом "и" двух частей может оказаться придаточное предложение: Пока Дед Мороз спасал Снегурочку, Волк и Лиса украли с елки огоньки и праздник опять оказался под угрозой . Данный пример обычно при самостоятельной работе оказывается очень каверзным, ведь достаточно сложно угадать, общим или нет будет придаточное для двух частей. Мы советуем проверять так: если часть после "и" имеет оттенок следствия, вывода, то есть в нее можно вставить "поэтому", лучше рассмотреть её как отдельную часть и поставить запятую. Заметим, что в сочинениях таких примеров будет больше, чем фраз с общим придаточным, сравните: Когда Онегин приезжает в деревню, он недолго радуется новизне, и (+вскоре, потом) хандра быстро возвращается к нему .
Части ССП имеют общее вводное слово. Чаще всего в самостоятельных сочинениях это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения: По словам странницы Феклуши, люди в этой стране с песьими головами и огненного змия для скорости стали запрягать . Общим может быть вводное слово, указывающее на степень достоверности обоих высказываний (она у них окажется одинаковой): К счастью, Новый Год бывает лишь один раз в 365 дней и подарки в таком количестве приходится покупать нечасто .
Две соединенных союзом "и" части сложной конструкции могут иметь общую объединяющую их третью часть. Она включает в себя смысл обоих частей и соединена с ними бессоюзной связью: "Это было похоже на чудо: за занавесом оказалась сцена и на ней в вальсе кружились маленькие балеринки", - рассказывала Машенька о балете "Щелкунчик", который посмотрела в Новый Год .
Если частями ССП оказываются два неопределенно-личных предложения, то запятая между ними не ставится, если мыслится один и тот же производитель двух действий: "Женщин в этом городе мучают и не дают им возможности самостоятельно выбирать путь в жизни " - так начиналось сочинение "Образ Катерины в "Грозе".
Более редкими случаями, когда запятая между частями ССП не ставится, являются объединение двух вопросительных предложений, побудительных, восклицательных или назывных: "Кто Вы и откуда приехали? "- спросил у иностранца Берлиоз . "Пусть кончится зима и наступят теплые деньки!" - загадываю я всегда в новогоднюю ночь .
Задание . Ниже даны предложения, в том числе и реальные примеры из сочинений , где используется один "и". Расставьте знаки и объясните. Найдите предложения, где возможны оба варианта (то есть можно поставить запятую и опустить знак).
1. В комедии "Горе от ума" впервые были применены все знакомые тогда писателям направления в литературе – классицизм, сентиментализм, романтизм – и проведена попытка воспользоваться новым направлением, то есть реализмом.
2. Когда Маша осмотрела квартиру утром 1 января после весёлой встречи Нового года с однокурсниками, елка лежала на боку и большая часть игрушек оказались разбитыми.
3. Первокурсник Коля не радовался Новому году получив "двойки" по всем основным предметам в зимнюю сессию и провел праздничную ночь за внимательным изучением учебников и конспектов.
4. По словам Белинского "Евгений Онегин" есть энциклопедия русской жизни начала 19 века и роман Пушкина открывает новую страницу в истории русской литературы.
5. "Надо сделать прививки от гриппа и желательно избегать контактов с больными", - советовал с экрана пожилой врач кашляя и чихая через каждые 5 минут.
6. Сотрудники банка закончили работать уже в полдень решив приступить к встрече Нового года немедленно и повесив на дверь объявление "Технический перерыв" радостно откупорили шампанское.
7. С героем романа Лермонтова постоянно случаются необычные происшествия и он оказывается главным героем какой-нибудь романтической истории.
8. Для Наташи Ростовой весь мир воплощал только радость и зла в этом мире не находилось вовсе.
9. "Как это было прекрасно: вокруг тебя как будто поют ангелы и ты хочешь запеть с ними вместе!" - так описывает свои прежние переживания от посещения храма Катерина.
10. На Шереметьевской улице строится новая развязка для автотранспорта и возводится многоэтажный торговый комплекс с подземными гаражами.
11. Для школы построенной на месте бывшего пустыря и для расположенного напротив здания детского сада отгорожена часть парка, чтобы дети могли гулять на охраняемой территории и учителя меньше волновались за их безопасность.
12. Зачем же Пушкин придает "Капитанской дочке" форму мемуаров частного человека и как эта форма соотносится с жанром этого произведения?
13. В новогоднюю ночь люди ложатся спать поздно и проснувшись уже в обеденное время с трудом доедают не съеденные ночью деликатесы.
14. Традиции встречи Рождества оказались утраченными в советскую эпоху и многим еще непонятно, как встречать этот праздник и чем рождественская ночь должна отличаться от новогодней.
15. Еще месяц и Обломов вновь погрузился в прежнюю спячку, из которой его вывела любовь к Ольге и в которую вернул разрыв с ней.
16. К счастью на улице мороз и можно не волноваться за оставленные на ночь на балконе продукты.
17. Маша вернулась домой получив первую в своей студенческой жизни "пятерку" и тут же стала помогать маме накрывать праздничный стол.
18. Для начинки лучше использовать белые грибы и можно добавлять заготовленные с лета сушеные подосиновики.
19. Когда князь Андрей встречает в салоне Анны Павловны Пьера, он сразу меняется внешне и читатель может в первый раз обнаружить разницу между подлинной сущностью героя которая раскроется только к середине романа и маской надеваемой им для выхода в свет.
20. В романе "Война и мир" исторически достоверно показана эпоха начала 19 века и выявлены наиболее острые противоречия этого времени.
*
Дополнительным заданием для готовящихся к теоретическому экзамену по русскому языку может быть такое: выделить главные члены в отмеченных сложносочиненных предложениях и в однородных придаточных. Охарактеризовать придаточные, сделать полный синтаксический разбор этих предложений.
Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все
© Все права защищены
Союзы — одна из самых сложных тем, которая встречается на пути учеников. Учителя долго пытаются объяснить, что это за часть речи и как с ней обращаться.
Так вот, союзы — это самостоятельная часть речи, которая связывает два предложения между собой. Но не все так просто.
Ведь еще одна вещь, которую необходимо знать абсолютно каждому человеку: перед какими союзами ставится запятая.
Правила расстановки запятых перед союзами в русском языке
Согласно правилу, запятая ставится перед всеми союзами в сложных предложениях.
Но существуют некоторые нюансы.
Если перед союзом находятся частицы «только», «лишь», «исключительно» (и другие схожие с ними) запятую смело можно пропустить. Она там не нужна. Как, например, в данном предложении:
«Я улыбнулась, только когда была уверена, что никто не видит».
Также запятую можно пропустить, когда перед союзом находятся такие слова, как «особенно», «то есть», «а именно», «в частности» (и другие схожие с ними). Для примера возьмем следующее предложение:
«В его глазах всегда горело желание жить, особенно когда он видел меня».
Случаи, когда запятая перед «и» не нужна
Перечислим эти моменты:
- Союз соединяет однородные члены предложения:
«Я одинаково любила и персики, и виноград, и абрикосы»;
- Есть общий второстепенный член:
«У Лизоньки без труда можно было разглядеть задатки великого художника и способности к музыке»;
- Объединено несколько вопросительных предложений:
«Где ты видел его и что он сказал?»;
- Соединено несколько безличных предложений:
«Необходимо добавить соль и посыпать блюдо перцем».
В зависимости от смысла, сложный союз может разделяться на несколько частей и обособляться запятыми . Например:
- «Лиза не явилась на работу, потому что проспала (акцент на само событие)»;
- «Лиза не явилась на работу потому, что проспала (акцент на причину)».
Некоторые союзы всегда распадаются на части и отделяются запятыми. Например: «таких как», «более чем», «лучше чем» и другие (запятая перед «не то чтобы» и «не то что» не нужна).
Сложный союз разделяется запятой, если:
- Перед союзом находится частица «не»;
- Перед союзом стоят усилительные слова и другие частицы;
- Первая часть союза входит в однородные члены предложения.
Запятая не нужна, когда сложный союз стоит перед главной частью.
Примеры расстановки запятых перед некоторыми союзами:
- «Я хотела купить или красные, или черные, или белые кроссовки, но отец выбрал зеленые, и мне пришлось согласиться»;
- «Ты смотрела на меня так, как будто я предала тебя и отдала на растерзание волкам»;
- «Тучи заволокли небо, и солнца больше не было видно»;
- «Я любила его, но он никогда не любил меня»;
- «Миша всегда был добрым, а вот Гоша был его полной противоположностью»;
- «Раньше он сильно бил меня, поэтому я никогда не уважала его»;
- «Костя был рослым, а также кареглазым»;
- « Я любила его, несмотря ни на что, ибо знала его уже вдоль и поперек»;
- «Я не видела, как она упала, но слышала ее крик»;
- «Я видела и лучше него, хотя нет, никогда, лучше него не было»;
- «Ты мотивируешь меня быть лучше, чем вчера, лучше, чем час назад»;
- «Я никого не любила так, как свою родную мать»;
- «Я хотела кричать, но все же сдержалась, ведь это не имело никакого смысла»;
- «Любой ребенок меняется по мере того, как узнает мир»;
- «Учитывая, что эта задача была трудной, ты смело можешь собой гордиться»;
- «Я совершенно ни о чем не думала до того, как попала в аварию»;
- «Спасибо друзьям и семье за то, что не бросили меня в трудной ситуации»;
- «Не долларов, а именно рублей! – твердила я Ольге»;
- «Я сделаю это, только если ты дашь мне разрешение»;
- «Он был слишком уперт; нежели он не хотел меняться, о нашем совместном будущем не могло быть и речи»;
- «Мало того что он не умеет читать, так он еще и разговаривает плохо»;
- «Я никогда не обвинял ее, даже несмотря на то, что она ушла, когда мне исполнилось пять»;
- «Я не любила мед, тогда как ты его обожала»;
- «Я решила не делать ничего, чтобы лишний раз не позориться»;
- «Ты другая, ты желанная гостья в его доме, независимо от погоды, настроения, состояния»;
- «Я помню каждую минуту своей жизни с тех пор, как попал в аварию»;
- «Я была не то чтобы глупой, но странной»;
- «Из-за того, что я была единственным ребенком, я выросла эгоисткой»;
- «Я удивлен, однако, не менее, чем ты, это пугает, но особенно сильно сегодня пугает твоя рассеянность»;
- «Мы многое пережили; о том, что случилось лучше не знать никому»;
- «Ты настолько милая, что тебя хочется трогать и хранить в пыли на полке, но на большее ты не годишься»;
- «Тебе бы все равно пришлось уйти, иначе я бы сделал тебе слишком больно»;
- «Я люблю тебя, словно птицы любят небесную высь»;
- «Я скучаю, так же, как скучала ты когда-то»;
- «Я весила более чем достаточно»;
- «Если ты так хочешь все бросить, то зачем держишься за меня»;
- «Я буду улыбаться только в том случае, если и ты будешь»;
- «Я обязательно все сделаю, после того как отдохну»;
- «Твои планы восхитительны; для того, чтобы их исполнить, нам ничего не нужно докупать»;
- «Мне одинаково нравился как желтый, так и синий цвет»;
- «После таких слов, как « милая», «дорогая», «сладкая», я чувствую себя нужной и любимой»;
- «Я уважала Настю, ведь она всегда держала свое слово».
Заключение
Союзы – сложная часть речи. С ней нужно быть внимательным и аккуратным. Именно поэтому данной теме стоит уделить особое внимание.
В этом задании проверяются умения учащихся отличать структуру сложносочиненного предложения от простого с однородными сказуемыми или подлежащими. Обычно требуется определить, есть ли запятая перед союзом и.
Сложносочиненное предложение – предложение, в котором две и более грамматических основ связаны сочинительными союзами (например, и, а, но, однако, или и т.д. )
Простое предложение – предложение с одной грамматической основой. Предложение с однородными сказуемыми, которые образуют сочинительную связь, не являются сложными.
Жара и усталость взяли , однако ж, свое, и я заснул мертвым сном (две основы, сложносочиненное предложение).
Огромная и ослепительно яркая луна стояла уже над горою и ясным зеленоватым светом заливала город (одна основа – подлежащее и два относящихся к нему сказуемых, простое предложение).
В сложносочиненном предложении грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.
Ловушка!
Если в сложносочиненном предложении с союзом И есть общий член предложения (то есть к нему можно задать вопрос от обеих грамматических основ), то запятая между основами не ставится.
Алгоритм действий:
1) В предложении выделить грамматическую(-ие) основу(-ы).
Следует помнить, что основа может состоять только из подлежащего или сказуемого.
Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг. (Два односоставных предложения: в первом есть только сказуемое, во втором – только подлежащее).
Туман редел , и становилось темнее . (Два предложения: одно двусоставное, второе – односоставное, только сказуемое).
Мне жаль с тобой расстаться , и о тебе вспоминать хотелось бы хорошо . (Два односоставных предложения, только сказуемые).
2) Если предложение простое, то запятую ставить не нужно.
3) Если предложение сложное, то необходимо посмотреть, нет ли в нем общего члена предложения. Есть – запятая не нужна, нет – запятая нужна.
Разбор задания.
На море не видно ни одного огонька () и не слышно ни одного всплеска.
Выделим основы в предложении: На море не видно ни одного огонька () и не слышно ни одного всплеска. Это предложение сложное, состоящее из двух односоставных предложений. Определяем, есть ли у этих основ один общий член предложения. Есть – на море (где?) .
Таким образом, правильный ответ – вариант №2.
Потренируйся.
1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Снег согнало () и старые мхи у оврага набухли.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Художники конца ХХ века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу () и на своих полотнах стремились воссоздать Русь легендарную.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Вода расступалась () и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
Ответы: 1) 3; 2) 1; 3) 4.
Проблема грамотности сегодня волнует многих. Людей, которые могут писать без ошибок, меньше, чем хотелось бы. Особые сложности у людей вызывает пунктуация, ошибиться в которой очень просто.
Часто люди задают вопрос о том, когда перед "и" ставится запятая, так как разобраться с этим правилом бывает сложно. На практике все немного проще, чем может показаться на первый взгляд. Есть несколько основных правил постановки запятой перед "и" и, конечно, есть исключения из них.
Правила постановки запятой перед "и"
Если "и" объединяет два простых предложения, ставить запятую, как правило, нужно. Проверить данное правило можно очень просто: если вы можете разделить предложение на два простых и при этом ни одно из них не потеряет свой смысл, запятая нужна.
К примеру, предложение: "Было солнечно, и дул легкий ветерок" можно легко разделить на предложения: "Было солнечно" и "Дул легкий ветерок". Обратите внимание: смысл предложений не был утрачен.
Тем не менее, если у двух простых предложений есть общее слово, запятую ставить не нужно. Проверка данного правила аналогична предыдущему: при разделении предложения на части смысл хотя бы одной из них будет утрачен. Например, предложение: "Вчера было солнечно и дул легкий ветерок". Если мы разделим его на части: "Вчера было солнечно" и "Дул легкий ветерок", смысл первого предложения будет полностью сохранен. Но при этом часть смысла второго предложения утратится, так как уже непонятно, когда это было. Чтобы смысл не потерялся, предложения нужно было бы разделить на "Вчера было солнечно" и "Вчера был легкий ветерок". В подобных примерах, когда у частей сложного предложения есть общее слово, запятая перед "и" не ставится.
Запятая нужна также в тех случаях, когда союз "и" повторяется в предложении несколько раз. Пример: "Было и солнечно, и дул легкий ветерок".
Также запятую перед "и" не ставят в восклицательных, побудительных и вопросительных предложениях. В нашем случае примером будет: "Неужели было солнечно и дул легкий ветерок?".
Запятую перед "и" не ставят в предложениях, в которых есть поясняющая часть сложного предложения или общая вводная часть для двух предложений. Например: "Наступила весна, поэтому было солнечно и дул легкий ветерок".
Еще одним исключением являются номинативные предложения, то есть те, в которых выражается существование определенного явления или предмета. К примеру: "Солнечно и легкий ветерок".
Руководствуясь этими правилами, вы сможете без проблем разобраться, необходимо ли ставить запятую в вашем предложении. Важно понять и четко выделить для себя правила, когда перед "и" ставится запятая, и на основе этих знаний вы сможете выделить остальные случаи, в которых ее ставить не нужно.
Cтраница 1 из 2
Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом «И»
Союз «и» может соединять, во-первых , однородные члены предложения, во-вторых , простые предложения в составе сложного.
Чтобы правильно поставить запятую перед союзом «и», необходимо отличать структуру сложносочиненного предложения от простого предложения с однородными сказуемыми или подлежащими. Поэтому сначала напомним определения простого и сложносочинённого предложений.
Например: Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и земля стонет от боли . (союз «и» одиночный)
Он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду все же удалось пробиться к своим. (союз «и» повторяется)
К сожалению, разделение правил на пунктуацию при однородных членах предложения , знаках в сложносочиненном предложении и работе со сложным предложением, включающим однородные придаточные , приводит к неумению многих заканчивающих курс русского языка ориентироваться в том, как и когда применяется то или иное правило. К тому же теоретические знания часто не позволяют правильно разобраться, какое из правил необходимо применить, поэтому даже при знании правил не все школьники способны употреблять их к месту и адекватно.
Поэтому мы предлагаем вам еще один путь усвоения данной пунктограммы, который был обозначен Николенковой Н.В.: идти от "внешних" признаков организации предложения, то есть от количества использованных союзов «и» . Мы считаем, это позволит немного упростить работу по правильной расстановке знаков препинания.
Перейдите на вторую страницу по этой теме