Замятин мы развитие жанра антиутопии. Художественные особенности антиутопии Е
Сочинение
«Будущее светло и прекрасно», - писал в своем романе «Что делать?» идеолог русской революции Н. Г. Чернышевский. С ним соглашались многие русские писатели прошлого столетия, создавшие свои варианты социальных утопий, а именно: Л. Н. Толстой и Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский и Н. С. Лесков. XX в. внес в этот хор писательских голосов свои коррективы. Сама историческая действительность обусловила появление многих произведений в жанре антиутопии как в русской, так и в зарубежной литературе (Дж. Оруэлл, О. Хаксли).
«Мы» - роман о далеком будущем, будущем через тысячу лет. Человек еще полностью не восторжествовал над природой, но уже отгородился от нее стеной цивилизации. Эта книга воспринималась многими как политический памфлет на социалистическое общество. Однако сам автор утверждал, что «этот роман - сигнал об опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин и государства». Появление тоталитарных режимов вызвало у него серьезные сомнения в возможности существования, пусть в отдаленном будущем, идеального общества, подорвало веру в разумные начала человеческой природы. Одаренный уникальной способностью предвидения, Е. Замятин понял, какую опасность таит нивелирование личности, излишняя жестокость, разрушение классической культуры и других тысячелетних традиций. Так родился роман-антиутопия, прогноз на будущее, если настоящее захочет им стать.
Уже в упомянутом выше романе Н. Г. Чернышевского нарисован будущий «город солнца», воплощающий радость и гармонию на земле. Замятин во многом повторяет описание этой классической литературной утопии: перед нами предстают «стеклянные купола аудиториумов», «стеклянный, электрический, огнедышащий “Интеграл”, «божественные параллелепипеды прозрачных жилищ». Каково же отношение автора ко всему этому великолепию? Писателя интересуют не столько признаки материального благополучия и прогресса, сколько духовное состояние будущего общества, и прежде всего взаимоотношения личности и государства. Замятин показал читателю общество будущего, где человек - только винтик в бездушной машине Единого Государства, лишенный свободы, души и даже имени; где провозглашаются теории о том, что «несвобода» - истинное «счастье», естественное состояние для человека, потерявшего свое «я» и являющегося ничтожной и незначительной частью всеохватывающего безличного «мы». Вся жизнь граждан Единого Государства строго регламентирована и открыта всеобщему обозрению, что было сделано для эффективности обеспечения государственной безопасности. Но автор художественно убедительно показывает, что настоящего счастья механическими средствами не достичь, живой человеческой душе не нужна формация абсолютного блага. Живая душа всегда будет в движении, свойственном всему природному, естественному, ее не удовлетворят конечные идеальные конструкции.
Роман А. Платонова «Чевенгур» - это произведение об Октябрьской революции в центральных губерниях России, о людях, которые защищали революцию в гражданской войне, о «строителях страны», об их идеях, мыслях и переживаниях. Главный герой романа - Александр Дванов - отправляется в город Чевенгур, где образовался полный коммунизм. Автор показывает, как изначально светлые помыслы, забота о всеобщем благе вырождаются в свою противоположность: деление людей на «наших» и «не наших» и травлю последних. Самоуправство идеологов - людей номер один в тоталитарном государстве - не имеет границ. Вот, к примеру, Прокофий, «имевший все сочинения Карла Маркса для личного употребления, формулировал всю революцию, как хотел, - в зависимости от настроения Клавдюши и объективной обстановки». И мы видим, к чему привело такое идеологическое руководство в Чевенгуре. Коммунары с уверенностью и воодушевлением борются с «буржуазным элементом»: «Буржуев в Чевенгуре перебили прочно, честно, и даже загробная жизнь их не могла порадовать, потому что после тела у них была расстреляна душа». Товарищи уже все сделали для прихода коммунизма: гадов перебили, имущество, ведущее к неравенству и эксплуатации, уничтожили. Но так и не дождались они первого утра «нового века» - коммунизм не наступил...
Дальнейшие события романа показывают нам отношение автора к описываемому им построению «нового века». Чевенгур разрушается каким-то страшным вражеским отрядом. Роман заканчивается дорогой, открытостью в будущее, надеждой. Андрей Платонов зовет к такому строю бытия, где каждая личность друг от друга «не слишком далеко» и «не слишком близко». Своим гротескным произведением Платонов выступил против нивелирования личности. Одинаковость физическая, умственная и духовная невозможна. Такое равенство остановило бы всякое развитие, саму жизнь, говорит автор.
Другие сочинения по этому произведению
"без действия нет жизни..." В.Г.Белинский. (По одному из произведений русской литературы. - Е.И.Замятин. "Мы".) «Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе-мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.) "Мы" и они (Е.Замятин) «Возможно ли счастье без свободы?» (по роману Е. И. Замятина «Мы») «Мы» — роман-антиутопия Е. И. Замятина. «Общество будущего» и настоящее в романе Е. Замятина «Мы» Антиутопия для античеловечества (По роману Е. И. Замятина «Мы») Будущее человечества Главный герой романа-антиутопии Е. Замятина «Мы». Драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина «Мы») Е.И.Замятин. "Мы". Идейный смысл романа Е. Замятина «Мы» Идейный смысл романа Замятина «Мы» Личность и тоталитаризм (по роману Е. Замятина «Мы») Нравственная проблематика современной прозы. По одному из произведений по выбору (Е.И.Замятин «Мы»). Общество будущего в романе Е. И. Замятина «Мы» Почему роман Е. Замятина называется «Мы»? Предсказания в произведениях «Котлован» Платонова и «Мы» Замятина Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова («Мы» и «Котлован»). Проблематика романа Е. Замятина «Мы» Проблематика романа Е. И. Замятина «Мы» Роман «Мы» Роман Е. Замятина «Мы» как роман-антиутопия Роман Е. И. Замятина «Мы» — роман-антиутопия, роман — предупреждение Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы» Смысл названия романа Е. И. Замятина «Мы» Социальный прогноз в романе Е. Замятина «Мы» Социальный прогноз Е. Замятина и реальность xx века (по роману «Мы») Сочинение по роману Е. Замятина «Мы» Счастье «нумера» и счастье человека (по роману Е. Замятина «Мы») Тема сталинизма в литературе (по романам Рыбакова «Дети Арбата» и Замятина «Мы») Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»? И-330 - характеристика литературного героя Д-503 (Второй Вариант) - характеристика литературного героя О-90 - характеристика литературного героя Главный мотив романа Замятина «Мы» Центральный конфликт, проблематика и система образов в романе Е. И. Замятина «Мы» «Личность и государство» в произведении Замятина «Мы». Роман-антиутопия в русской литературе (по произведениям Е. Замятина и А. Платонова) Унификация, уравниловка, регламентация в романе «Мы» Счастье «нумера» и счастье человека (сочинение-миниатюра по роману Е. Замятина «Мы») Многообразие мира и искусственная "формула счастья" в романе "Мы" Жизнь в раю? (идейный подтекст романа-антиутопии Е. Замятина «Мы») Размышления об антиутопии Замятина Литературное произведение Евгения Замятина «Мы» Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина "Мы")Антиуто́пия или дисто́пия (англ. dystopia, словослияние от dysfunction - «дисфункция», и utopia) - жанр в художественной литературе, описывающий государство, в котором возобладали негативные тенденции развития (в некоторых случаях описывается не отдельное государство, а мир в целом). Антиутопия является полной противоположностью утопии.
Впервые слово «антиутопист» (dystopian) как противоположность «утописта» (utopian) употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году. Сам же термин «антиутопия» (англ. dystopia) как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии» (The Quest for Utopia, 1952).
В середине 1960-х термин «антиутопия» (anti-utopia) появляется в советской, а позднее - и в англоязычной критике. Есть мнение, что англ. anti-utopia и англ. dystopia - синонимы. Существует также точка зрения (как в России, так и за рубежом), различающая антиутопию и дистопию. Согласно ей, в то время как дистопия - это «победа сил разума над силами добра», абсолютная антитеза утопии, антиутопия - это лишь отрицание принципа утопии, представляющее больше степеней свободы. Тем не менее, термин «антиутопия» распространён гораздо шире и обычно подразумевается в значении dystopia.
Отличия антиутопии от утопии
Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако, если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Важной особенностью утопии является её статичность, в то время как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств (как правило - в сторону нарастания негативных тенденций, что нередко приводит к кризису и обвалу). Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями.
Советским литературоведением антиутопия воспринималась в целом отрицательно. Например, в «Философском словаре» (4-е изд., 1981) в статье «Утопия и антиутопия» было сказано: «В антиутопии, как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчёркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека». Такой подход был во многом продиктован тем, что советская философия воспринимала социальную реальность СССР если не как реализовавшуюся утопию, то как общество, владеющее теорией создания идеального строя (теория построения коммунизма). Поэтому любая антиутопия неизбежно воспринималась как сомнение в правильности этой теории, что в то время считалось неприемлемой точкой зрения. Антиутопии, которые исследовали негативные возможности развития капиталистического общества, напротив, всячески приветствовались, однако антиутопиями их называть избегали, взамен давая условное жанровое определение «роман-предупреждение» или «социальная фантастика». Именно на таком крайне идеологизированном мнении основано определение антиутопии, данное Константином Мзареуловым в его книге «Фантастика. Общий курс»: «…утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором».
Наиболее последовательно тезис о различии «реакционной» антиутопии и «прогрессивного» романа-предупреждения разработали Евгений Брандис и Владимир Дмитревский. Вслед за ними его приняли и многие другие критики. Впрочем, такой влиятельный историк фантастики, как Юлий Кагарлицкий, такого различия не принимает, и даже об Оруэлле, также как о Замятине и Хаксли, пишет вполне нейтрально и объективно. На 10 лет позже с ним согласился крупный социолог и партийный чиновник (в то время сотрудник аппарата ЦК КПСС, в перестройку помощник генсека) Георгий Шахназаров.
Роман Евгения Замятина “Мы” написан в 1921 году. Время было сложное, и поэтому, наверное, произведение написано в необычном жанре “книги-утопии”, модном в этот период. В жизни и творчестве Е. Замятина роман “Мы” сыграл важную роль. Дело в том, что этот роман не удалось опубликовать в России. Он издавался и на чешском языке, и на английском. Только в 1988 году российские читатели получили возможность прочитать роман Замятина. Над этим романом он работал в годы Гражданской войны.
Под названием романа “Мы” автор понимал коллективизм большевиков в России, при котором ценность отдельной личности снижалась до минимума. Видимо, от страха за судьбу отечества Замятин перенес в своем романе Россию на тысячу лет вперед. Ведущей темой этого романа является драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Роман “Мы” написан в форме дневниковых записей одного инженера под номером Д-503. В романе Замятину удалось четко поднять важнейшие проблемы человеческой жизни.
Основная проблема - поиск человеком счастья. Именно эти поиски счастья и приводят человечество к той форме существования, которая изображена в романе. Но и такая форма всеобщего счастья оказывается несовершенной, так как счастье это выращено инкубаторным путем, вопреки законам органического развития. Мир, задуманный автором, казалось, дол жен быть совершенным и абсолютно устраивать всех людей, которые в нем живут. Но это мир технократии, где человек - винтик огромного механизма. Вся жизнь человека в этом мире подчинена математическим законам и расписаниям по часам. Человек этого мира - абсолютно обезличенная субстанция. Люди здесь не имеют даже собственных имен (Д-503, 1-330, О-90, К-13). Казалось бы, эта жизнь их устраивает, они привыкли к ней, к ее порядкам. Автор дает, на мой взгляд, яркое представление об этой жизни: все из стекла, и никто ничего не скрывает друг от друга, нет ничего живого и естественного. Зато за стеной Единого Государства в полную силу цветет жизнь. Там живут даже одичавшие люди, которые не захотели несильного счастья. Второй проблемой романа “Мы” является проблема власти. Замятин очень интересно написал главу о Дне Единогласия, о выборе Благодетеля. Самое интересное то, что люди даже и не помышляют о том, чтобы выбрать кого-то другого на должность Благодетеля, кроме самого Благодетеля.
Им кажется смешным то, что у древних людей результаты выборов не были известны заранее. Для них Благодетель - это Бог, сошедший на землю. Благодетель - единственное существо, которому позволено думать. Для него понятия любви и жестокости неотделимы. Он суров, несправедлив и пользуется неограниченным доверием жителей Единого Государства. Кульминацией романа является разговор главного героя Д-503 с Благодетелем, который сообщил ему формулу счастья: “Истинная алгебраическая любовь к человеку - непременно бесчеловечна, и непременный признак истины - ее жестокость”.
Чтобы окончательно разрешить поставленную задачу, автор вводит в сюжет романа революционную ситуацию. Находится часть рабочих, которая не хочет мириться со своим рабским положением. Эти люди не превратились в винтики, не утратили человеческий облик и готовы бороться с Благодетелем, чтобы освободить людей от власти технократии. Они решают захватить космический корабль, используя возможности Д-503, строителя “Интеграла”. С этой целью 1-330 соблазняет его, Д-503 влюбляется и, узнав об их планах, сначала пугается, а потом соглашается помочь им. После посещения Древнего Дома и общения с живой природой у героя появляется душа, что сравнивается с тяжелым заболеванием. В результате взрывается Зеленая Стена, и оттуда “все ринулось и захлестнуло наш очищенный от низшего мира город”.
В развязке романа погибает любимая женщина главного героя в Газовом Колоколе, а он после операции по удалению фантазии обретает утраченное равновесие и счастье. Роман “Мы” мне показался интересным и легко читаемым. Писатель вложил в него основные проблемы, волновавшие его.
Автор предсказал поэтапное развитие тоталитаризма в мире. “Мы” - роман-предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного “я”, даже во имя самых прекрасных теорий. Замятин показал, как трагично и губительно может повернуться жизнь людей в таком тоталитарном государстве.
“Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде.
И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас своим иначе:
как избежать их окончательного осуществления?”
Н.А. Бердяев
- Углубить устоявшееся представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомиться с биографией писателя.
- Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей.
- Учить их логически мыслить, выделять главное.
- Развивать речь учеников.
- Воспитывать патриотизм.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
- Наличие хронологической таблицы по творчеству Е. Замятина.
- Выписать оксюмороны из текста романа.
II. Сообщение темы и цели урока.
Цель: “Углубить устоявшееся представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомиться с биографией писателя. Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей. Учить их логически мыслить, выделять главное. Развивать речь учеников. Воспитывать патриотизм.”
Слово учителя {на доске: утопия, антиутопия}
Запишем эпиграф.
Теперь вспомним, что же такое утопия ?
{На доске} Утопия (др. греч.ου – нет и τοπος – место, т.е дословно: место, которого нет) – жанр, характеризующийся развернутым описанием общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии. Утопия – мечта.
На вопрос, почему же философ Н. Бердяев предостерегает от осуществления утопии, мы ответим в конце урока, когда познакомимся с романом Е. Замятина “Мы”.
Роман “Мы” был написан в 1921–1922 году. В 1924-м году был опубликован в Нью-Йорке на английском языке. Впервые на русском языке был напечатан там же в 1952 году. В нашей стране был впервые напечатан в 1988 году в журнале “Знамя”. История романа драматична, как и история жизни его автора.
– Что вы знаете о Евгении Ивановиче Замятине? (1884–1937 гг.)
Это один из писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшимся свободным в своем творчестве, в художественной оценке событий. Судьба Е.И.Замятина и Бориса Пильняка предвосхитила трагедию Пастернака, позорный суд над Иосифом Бродским, высылку А. Солженицына.
Замятин родился в Тамбовской губернии в семье священника, впоследствии стал кораблестроителем.
Дух противоречия привел Замятина в партию большевиков, и с 1905 года он участвовал в нелегальной работе, за что и подвергся аресту. В годы первой мировой войны уезжает в Англию экспертом по строительству ледоколов для русского флота, но в сентябре 1917 года возвращается в Россию.
В 1922 году публикует рассказы, в которых революционные события предстают как разгулявшаяся стихия, которая разрушает сложившееся бытие.
Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевиками, оставаясь всегда честным. Он писал: “У меня есть очень неудобная привычка – говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой”. Его перестали печатать, и в 1931 году он покинул родину, написав личное письмо Сталину с просьбой об экстрадиции.
С 1931 по 1937 г. живет в Париже, где и умирает.
– Что является предметом изображения Е. Замятиным в романе “Мы”?
Далекое будущее, XXVI век, казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим, “математически безошибочным счастьем”. В едином государстве цивилизации, технического прогресса, высокоразвитой науки живут нумера. О своей жизни ведет повествование в виде дневниковых записей нумер Д-503. Он влюблен в И-330, но она одна из тех, которые хотят запустить Интеграл в другие миры, чтобы этот уклад жизни не распространялся. Бунт подавлен, нумерам прижгли кусочек мозга, который отвечает за фантазию.
– Для чего изображается это далекое будущее?
Е. Замятина интересуют проблемы взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива. Он прогнозирует пути развития человеческого общества. “Мы” – не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия .
Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующему тому или иному идеалу.
Жанр антиутопии приобретает статус прогноза, “романа – предупреждения”.
III. Работа по содержанию и анализ романа.
– Почему же роман Е.Замятина мы можем назвать антиутопией, романом – предупреждением?
Исторический путь человечества не прямолинеен, трудно уловить его истинное направление. Замятин попытался проследить путь линии истории после 1917 года, который ведет к Единому Государству. И вместо гуманного, счастливого общества, о котором мечтали поколения, обнаруживает бездушный, казарменный строй, в котором обезличенное “нумера” “интегрированы” в послушное и пассивное “мы”, в слаженный неодушевленный механизм.
– Как вы понимаете название романа?
“Мы” – единое государство, две чаши весов: на одной – государство, на другой – личность. “Мы” – это Единое Государство, новый государственный строй, новый порядок жизни, созданный на иных основаниях.
– В чем суть этого миропорядка?
- В этом государстве “мы” и “я” на разных чашах весов, они противопоставлены друг другу.
- Государству принадлежат права, а “я” – обязанности. Государство, “мы” – цель, “я”, человек – средство для укрепления цели.
- Такие взаимоотношения веду к полному уничтожению личности: грамм не может уравновесить тонну, поэтому нужно чувствовать себя миллионной долей тонны, раствориться в государстве. Поэтому в книге нет людей, есть “нумера”.
– Как это произошло, чтобы государство и личность стали антагонистами в своих взаимоотношениях?
Новый миропорядок начинался с целых двухсот лет войны государства со своим народом, городом и деревней. И выжило 0,2 населения.
– На какой идее зарождался новый миропорядок?
На идее насилия, уничтожения, истребления. У его истоков гражданская война.
– Какое развитее эта идея насилия, положенная в основу Единого государства, получило в романе?
Эта идея насилия получила развитие в системе художественных образов. Именно на насилии строиться политика Благодетеля, стоящего во главе государства. Бюро Хранителей – полицейская система. Часовая Скрижаль – “сердце и пульс единого государства”. Зеленая Стена – нерушимая граница.
Тяжелая рука, огромная рука Благодетеля.
– Что еще подчеркивает противоестественность отношений между людьми и государством?
Ненатуральность, искусственность отношений подчеркивают оксюмороны, используемые в романе:
– дикое состояние свободы,
– благодетельное иго разума,
– математически безошибочное счастье,
– наш долг – заставить их быть счастливыми,
– неомраченные безумием мысли лица,
– самая трудная и высокая любовь – это жестокость,
– вдохновение – неизвестная форма эпилепсии,
– душа – тяжелое заболевание.
– Какой эпизод показывает могущество Благодетеля?
Д-503 рассказывает о Дне Единогласия – выборы Благодетеля. Ритуал – результат которого всем известен, но все приходят продемонстрировать единогласие.
– Каким предстает образ Благодетеля? Что является олицетворением миропорядка?
Бюро Хранителей Д-503 сравнивает с инквизицией у древних. У них есть операционная со знаменитым газовым колоколом (орудие пыток) . Совершенством является операция по прижиганию участка мозга, отвечающего за фантазии. Бюро Хранителей – мощный и репрессивный аппарат, который позволяет удерживать власть Благодетеля.
– Государственная Газета, как любое средство пропаганды формирует:
1) Новую идеологию.
- идеология идеальной несвободы, наша несвобода – наше счастье
2) Новую мораль.
- Все живут в стеклянных домах (можно закрыть шторы на 2 часа), отсутствие права принадлежать самому себе.
- Основа взаимоотношений между “нумерами” – соглядатальство, доносительство, предательство, система надзора и слежки.
- Любовь лишь физиологическая функция, семьи нет, чтобы родить ребенка нужно разрешение Государства, затем дитя отдают государству на воспитание.
- “Нумер” Д-503 испытывает два чувства: благодарности Единому Государству и превосходства надо всем что ни есть Единое Государство.
3) Новое понимание красоты, новое восприятие искусства.
- В музыке идеальную не свободу выражает марш.
- В живописи, архитектуре, графике – прямая линия.
- В поэзии – это не соловьиные трели, а служба (приказано сочинения о красоте и величие Единого Государства писать всем)
– На чем строится сюжет? На каком конфликте строится развитее действия?
Столкновение Единого Государства, его интересов с человеком, с миром и его интересом. Единое Государство и нумера.
Главный герой Д-503. В начале мы видим плоть от плоти Единого Государства, он поет нового миропорядка, иная жизнь для него немыслима, он не устает восхищаться мудростью создавших его. Но он влюбляется и с ним происходят перемены. Сначала он не понимает, что произошло и вынужден обращаться к врачу, который говорит, что у Д-503 образовалась душа. Да и сам герой чувствует, что из нумера он превращается в личность, становится человеком.
– Что стало источником этих перемен?
Любовь. По мнению Е. Замятина, любовь способна каждого из нас сделать человека, поэтому становится понятным, что сексуальная свобода – кризис жизни, государства, личности, духовных связей, семьи, вырождение человека. Любовь возродила память, которая, по мнению Замятина, способна возродить человека.
– Сопоставьте две сцены в романе:
- Посещение Древнего дома: раздражен, влюблен, теперь мир преобразился, герой увидел солнце и траву.
- И-330 ведет героя за зеленую стену, где живут дикие люди. Вглядываясь в них, герой обращает внимание на свои руки и понимает, что он часть живой природы. Через любовь и память возникает образ матери, который был бы дорог как кусок ее собственной человеческой функции.
– Как Е. Замятин показывает процесс пробуждение человека?
Процесс мучительный, но герой не уклоняется он него. “Я не хочу спасения”, – скажет Д-503. Для него это единственный шанс стать человеком и испытать все муки и радости человеческого бытия.
– Как вы понимаете финал романа?
Единое Государство вновь одержало победу над людьми:
Бунтовщиков пытают, делают операции, в том числе и Д-503. Он вновь превратился в
нумер и равнодушно наблюдает, как пытают какую-то красивую женщину, не испытывая
никаких эмоций и чувств.
– Что вам открыл роман?
– Как этот роман связан с современностью?
– На сколько актуально предупреждение Е.Замятина сегодня?
Не случайно и сегодня роман “Мы” актуален. Всегда может появиться опасность возврата к тоталитарному режиму. Мы должны помнить, к чему это может привести.
IV. Итог урока.
Записать в тетрадь выводы:
- Тот миропорядок, принцип, который Е. Замятин увидел в двадцатые годы, оценивается как тоталитарный режим, основанный на насилии, уничтожении, полном подчинении. Он предрекал, что бороться с этой системой будет очень тяжело.
- Писатель утверждал, что всегда есть силы, способные противостоять. Они не сломлены, хотя потерпели поражение, и это вселяет надежду.
- Люди живут за Зеленой стеной, уходят туда и О-90, унося в себе ребенка, который родится от человека, ведь в то время Д-503 им и был.
Неизбежность противопоставления вселяет надежду в читателя, что жизнь продолжается, неистребимо человеческое в человеке и утверждает читателя в главном: тоталитаризм и жизнь, тоталитаризм и человек несовместимы.
V. Домашнее задание.
Ответить на вопросы:
- Почему Н.Бердяев предостерегает от осуществления утопии?
- Сравнить город из четвертого сна Веры Павловны (роман “Что делать?” А.Г.Чернышевского) и город из романа Е.Замятина “Мы”. Сделать рисунки.
- Что “угадано” Е.Замятиным в романе?
- Почему Е.Замятин выбрал для своего романа форму дневника героя?
- Почему в XX веке стал популярным жанр антиутопии?
- Как другие поэты и писатели в годы создания романа “Мы” ставили вопрос о личности и коллективе? (А.Блок, В.Маяковский и др.)
- Можно ли согласиться с Д.Фурмановым, что “замятинство – опасное явление”?
средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т.Актюбинский
Азнакаевского муниципального района
Открытый урок:
«Развитие жанра антиутопии в романе
Е.И.Замятина «Мы».
Составила: Н.Г. Ягудина
учитель русского языка и литературы
Провела: 30.01.2009 года в рамках
Единого методического дня
«Использование инновационных
технологий в учебно-воспитательном
процессе».
Открытый урок по теме:
«Развитие жанра антиутопии в романе Е.И.Замятина «Мы».
Урок предназначен для 11 класса социально-гуманитарного профиля.
Цели:
Углубить представления учащихся о жанре антиутопии;
Познакомить учащихся с биографическими данными писателя Е.И.Замятина, историей публикации романа «Мы»;
Развивать умение филологического (литературного) анализа художественного текста;
Помочь школьникам разобраться в проблематике романа;
Воспитывать чувство ответственности за будущее, умение делать свой выбор.
Задачи:
Проследить в системе отношений героев произведения определенные закономерности;
Помочь учащимся понять противоречивую природу героев.
Это первый урок по изучению творчества Е.И.Замятина и истории публикации романа «Мы». На последующих уроках будут рассматриваться темы: «Судьба личности в тоталитарном государстве», «Разоблачение идей механизированного общества в романе Е.И.Замятина «Мы». Это учебное занятие представляет собой урок личностно ориентированного развивающего обучения. Урок позволяет пополнить опыт творческой деятельности и развивает эмоционально-ценностный мир личности через сопереживание, сочувствие героям. Обучает школьников внимательному, творческому чтению через организацию процесса чтения как воображаемого диалога читателя с писателем. Система уроков по роману «Мы» построена таким образом, чтобы первый и последний уроки сомкнулись, образовав «смысловое кольцо».
Для проведения урока класс разделился на две группы. Работа в группах требует умения не возвышаться, прислушиваться друг к другу, строить высказывания так, чтобы слушателям было понятно.
Для урока были приготовлены тексты романа «Мы» для работы над содержанием, философские словари для разъяснения основных наиболее употребительных понятий и терминов.
Оформление доски. Число, тема, эпиграфы, словарь урока, домашнее задание. На обратной стороне доски – разъяснение терминов.
Словарь урока:
Утопия; - тоталитарное государство;
Антиутопия; - оксиморон (оксюморон).
Подготовительная работа:
Подготовить индивидуальные сообщения:
1. Развитие утопии.
2. Развитие антиутопии.
3. Биографические сведения о писателе Е.И.Замятине.
4. История публикации романа «Мы».
Виды деятельности:
1. Слово учителя.
2. Индивидуальные сообщения учащихся.
3. Беседа по вопросам.
4. Аналитическая беседа.
5. Анализ романа «Мы».
6. Записи в тетрадях.
Ход урока.
1. Организация урока. Создание эмоционального настроя.
Слово учителя.
Сколько лет живет человек на свете, столько он учится, узнает новое, открывает что-то неизвестное. Сегодня на уроке каждый из вас откроет для себя новую страничку в книге творчества Евгения Замятина. И, может быть, даже откроет что-то новое в себе, в своей душе.
Итак, я приглашаю вас на урок-открытие.
2. Сообщение темы, целей и задач урока.
Тема урока «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И.Замятина «Мы».
Цели: углубить представления о жанре антиутопии; познакомить с биографическими данными писателя Е.И.Замятина, историей публикации романа «Мы»; развивать умение филологического анализа текста; уметь разбираться в проблематике романа; воспитывать чувство ответственности за будущее, уметь делать свой выбор.
Задачи: проследить в системе отношений героев произведения определенные закономерности; помочь понять противоречивую природу героев.
3. Работа с эпиграфом.
Вы уже встречались с термином «утопия» на уроках истории. Вспомните значение этого слова.
(Утопия – вымышленная картина идеального жизненного устройства).
Итак, утопия – мечта. Почему же философ Бердяев предостерегает от осуществления утопии? На этот вопрос вы сможете дать ответ в конце урока. Сегодня на уроке состоится открытие вами нового эпического жанра – антиутопического жанра – антиутопического романа.
Термин учащиеся записывают в свои рабочие тетради, само понятие появится лишь к концу урока.
4. Индивидуальные сообщения учащихся.
1. Возникновение жанра антиутопии.
Мечта о построении, создании счастливого общества, основанного на социальном равенстве, справедливости, братстве на протяжении многих веков не давала людям покоя, а в период с 16 по 19 столетие в мировой литературе создается немало утопий.
^ НАИБОЛЕЕ ЯРКИЕ ПРИМЕРЫ.
Т.Мор «Золотая книжечка о наилучшем устройстве государства или о новом острове Утопия» (1478-1535), где автор, критикуя эксплуатацию, изображал мир, где все трудятся
и все счастливы.
Итальянский гуманист Т.Кампанелла «Город солнца» (1568-1639).
Английский писатель-социалист В.Моррис «Вести ниоткуда».
Н.Г.Чернышевский «Что делать?» (сны Веры Павловны).
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» (Угрюм-Бурчеев).
Мечты остались лишь мечтами: более чем за четыреста лет ни в одном из существовавших обществ так и не удалось добиться ни равенства, ни справедливости, ни счастливой жизни для всех. О писателе.
В 20 веке, после того как был написан роман «Мы», сама жизнь опровергает утопические мечтания, доказав тем самым, что страшные предвидения Замятина оказались вполне осуществимыми.
Возникновение тоталитарных режимов вызвало сомнения в возможности существования идеального государства, общества. Отсюда – возникновение нового жанра, жанра антиутопии.
2. Краткие биографические сведения.
Замятин Евгений Иванович (1884-1937гг.) – прозаик. Родился в городе Лебедяни Тамбовской губернии в семье священнослужителя. Окончил кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института. Принимал участие в революционном движении 1905-1907 годов, подвергался репрессиям. В 1906-1911 годы жил на нелегальном положении. Литературный дебют в 1908 году оказался неудачным. Удача пришла позже, в 1913 году, когда была опубликована повесть «Уездное».
Дореволюционное творчество Замятина развивалось в традициях русского критического реализма Н.В.Гоголя, Н.С.Лескова и было окрашено демократическими идеями. Замятин был поистине русский человек. В этом заключалась его сила как художника и его трагедия.
Его отношение к старой России можно определить словами: «любовь-ненависть». Любовь к его истокам, здоровой народной основе, творческой одержимости русской натуры, ее готовности к революционному обновлению. И ненависть к самодержавно-политическим оковам, провинциальной тупости, резервуару дикости и бескультурья, который, как казалось писателю, невозможно исчерпать в обозримое время. Но писатель видел и другую Россию. В рассказах «Три дня» и «Непутевый» (где выведен «вечный студент» Сеня, гибнущий на баррикадах) автор показал протестующую, революционную Россию. В 1914 году за антивоенную повесть «На куличках» писатель был предан суду, а номер журнала, в котором появилась повесть, был конфискован.
В 1916 году писатель уезжает в Англию. Буржуазная цивилизация, превращающая человека в машину, дала материал для сатирической повести «Островитяне» (1918г.) и рассказа «Ловец человеков» (1918г.).
Осенью 1918 года Замятин возвращается в Россию. В Петрограде он встретил Октябрьскую революцию, пережил события Гражданской войны, жестокую разруху и голод. В это время он сближается с Горьким и участвует почти во всех его начинаниях по спасению культуры, однако более существенным было собственное художественное творчество Замятина этих лет. Сюда относится, прежде всего, оставшийся в рукописи(до выхода его в 1925 году за рубежом в переводах) фантастический роман «Мы», а также многочисленные рассказы, сказки, драматические «действа», в которых писатель так или иначе касался «больных» сторон революционной действительности: «Рассказ о самом главном» (1923г.), «Дракон» (1918г.), «Арапы» (1920г.), «Сподручница грешных»,
«Пещера» (1920г.), «Мамай» (1920г.), «Икс!» (1926г.), «Слово предоставляется товарищу Чурыгину» (1926г.), «Огни святого Доминика» (1920г.) и другие. В то суровое время многими пролетарскими писателями и литературными критиками это было воспринято как отступничество, как измена.
3. История публикации романа «Мы».
«Мы» - краткий художественный конспект возможного отдаленного будущего, уготованного человечеству, смелая антиутопия, роман-предупреждение. Но в то же время (и сегодня это очевидно) – вещь остросовременная. Написанный в 1920 году в голодном, неотапливаемом Петрограде, в обстановке военного коммунизма, с его вынужденной жестокостью, насилием, в атмосфере распространенного убеждения о возможности скорого скачка прямо в коммунизм, роман погружает читателя в то будущее общество, где решены все материальные запросы людей и где удалось выработать всеобщее, математически выверенное счастье путем упразднения свободы, самой человеческой индивидуальности, права на самостоятельность воли и мысли.
Это общество стен и проинтегрированной жизни всех и каждого, розовых талонов на любовь (на запись на любого нумера с правом опустить в комнате шторки), одинаковой нефтяной пищи, строжайшей, неукоснительной дисциплины, механической музыки и поэзии, имеющей одно предназначение – воспевать мудрость верховного правителя, Благодетеля.
Счастье достигнуто – воздвигнут совершеннейший из муравейников. И вот уже строится космическая сверхмашина – Интеграл, долженствующий распространить это безусловное, принудительное счастье на всю Вселенную.
В романе «Мы» писатель стремился рассказать о «так называемой «конвергенции», (на которую тайно или явно рассчитывали многие), то есть о смешении социальных систем в один технократический котел». Здесь выявляется борьба двух начал: за человека или (якобы для его же блага) против него; гуманизм или фанатизм, исходящий из того, что люди, народ нуждаются в жестоком пастыре. Неважно, кто он – обожествленный тиран или свирепый творец всего сущего; важно, чтобы человека можно было бы (ему на пользу) загнать в раба, в муравья, обезличенный нумер». К концу 20-х годов вокруг Замятина по ряду причин складывается враждебная «полоса отчуждения». В 1924 году в переводе американского врача-психиатра (выходца из России) Г.Зильбурга роман получил известность за границей и был тепло встречен американской критикой.
Осенью 1929 года в пражском журнале «Воля России» без ведома автора (в обратном переводе с английского) был напечатан, с сокращениями «Мы». Вскоре появились переводы на чешский язык. Это послужило началом широкой кампании против Замятина. Обреченный на творческое молчание, писатель обратился с письмом на имя В.И.Сталина с просьбой разрешить ему выехать за границу. В 1931 году его просьба была удовлетворена.
Только в 1952 году роман был опубликован на русском языке, но опять же не в России, а в США. Лишь в 1988 году, спустя более полувека после написания, «Мы» вышел в России. Сегодня мы имеем возможность читать его, размышлять над его страницами.
5. Анализ романа.
Вы самостоятельно прочитали роман «Мы». Что является предметом изображения в этом произведении?
Далекое будущее, 31 век. Казалось бы, создано, наконец, то государство-мечта, где все
Люди счастливы всеобщим «математически безошибочным» счастьем. Это не случайно, ведь люди всегда мечтают о гармонии, а заглядывать в будущее свойственно человеку. Будущее ему всегда представлялось прекрасным, еще со времен долитературных. Достаточно вспомнить русские народные сказки: ковры-самолеты и сапоги-скороходы для скорости, молодильные яблоки и живая вода для молодости и вечной жизни, скатерть-самобранка для достатка и сытной жизни…
Для чего изображается столь далекое будущее – 31 век?
Заметьте, в романе мечта основана не на путях развития техники, покорения, преобразования природы, а на пути развития человека, общества.
Проблема взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива, ведь прогресс науки, техники – это еще не прогресс человечества.
Сегодня на уроке говорилось, что жанр антиутопии начал активно развиваться в 20 веке и приобрел статус «романа-предупреждения» о возможном будущем. Исторический путь человеческого общества, как известно, не прямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором очень трудно найти нужное направление.
После 1917 года была создана попытка «выпрямить» эту запутанную нить истории. Е.И.Замятин проследил логический путь результата подобного действия, который привел к Единому Государству. Государству, где вместо идеального, справедливого. Гуманного, счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов-романтиков, обнаруживается бездушный казарменный строй. В нем не люди, а безликие «нумера», интегрированные в послушное и пассивное «мы», в котором не человеческое общество, а сложный неодушевленный механизм, то есть полная противоположность желаемому.
На основе противоположности строится и текст романа. Замятин активно использует в своем произведении сочетание противоположностей, оксюморонов.
Запись в тетрадь.
Оксиморон (оксюморон; от греческого охуморон – буквально: остроумно-глупое) – стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов.
Учитель.
Приведите примеры оксиморонов из романа.
Дикое состояние свободы; благодетельное иго разума; нащ долг заставить их быть счастливыми; самая трудная и высокая любовь – жестокость; математически безошибочное счастье; неомраченные безумием мысли лица; вдохновение – неизвестная форма эпилепсии; душа – тяжелое заболевание.
Учитель.
Вывод: именно оксюмороны подчеркивают ненатуральность, искусственность, противоестественность отношений между государством и людьми. При помощи этого стилистического приема показаны вывернутые наизнанку представления о человеческих ценностях.
Можно ли государство, показанное в романе, назвать идеальным?
Учитель.
Итак, «Мы» - не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия.
Учитель.
Запишите, как вы поняли, что такое антиутопия. Теперь сверьте ваше представление об антиутопии с тем, что записано на доске.
На обратной стороне доски запись: «антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу».
6. Заключительное слово учителя.
Антиутопия – это показ идеального государства, которое дошло в своем развитии до абсурда. Новый жанр был реакцией на политику тоталитарного государства. Писатель мечтал опубликовать «Мы» в России, но цензура сказала: «Нет!». Роман получил известность за границей – в 1924 году тепло встречен американской критикой. Только в 1952 году был опубликован русский текст, но не на родине писателя, а в США. Лишь в 1988 году, почти 70 лет спустя после его написания, роман вышел в России. И мы имеем возможность читать его, размышлять над его страницами.
«Мы» - первый роман-антиутопия, предупреждение об опасностях на пути реализации утопической идеи.
Учитель.
Что теперь вы можете сказать об эпиграфе к уроку?
Исторический путь человечества непрямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором трудно уловить истинное направление.
Знаменитый немецкий поэт Фридрих Рюккерт говорил: «Как ничтожен человек, при всем величии своем, в сравнении с вселенной! Как велик ты, при всей своей ничтожности, ты – частица вселенной». И этой частицей осознали себя некоторые герои произведения, поэтому именно надежду, а не пессимизм внушают они нам своими поступками. Замятин был убежден, что никогда не приживется в обществе этот механизированный коллектив, не знающий ни любви, ни счастья, ни радости в жизни.
Учитель.
А теперь письменно ответьте на вопрос: что бы вы взяли в будущее из нашего общества?
Домашнее задание.
Подготовить сообщение «Судьба личности в тоталитарном государстве».
Пересказать эпизоды:
б) результат операции Д – 503.