Учительские университеты. Урок
![Учительские университеты. Урок](https://i1.wp.com/xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/590429/img4.gif)
В стихотворение И. С. Никитина дано описание начала зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко.
Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес. И человеку было грустно и тяжело. Но вот выпал снег! Лирический герой поражен. Он рад и счастлив от обновления природы: воздух легок и чист, снег блестит разноцветным огнем, весело смотрит лес, как алмазы горят капли. Через настроение природы поэт стремится выразить свое состояние и настроение.
Сравнение: капли как алмазы, снежок что белый пушок
Метафора: снег лежит полотном
Эпитеты: сумрачный лес, воздух легок и чист.
Олицетворение: дождь стучал, туман вставал, веял холод, плакал лес, смотрит лес, гостья зима.
(4
оценок, среднее: 4.25
из 5)
Сочинения по темам:
- Мы смотрим на картину «Конец зимы. Полдень», написанную известным художником К. Ф. Юоном, и многих охватывает чувство радости. Радостно смотреть...
- Стихотворение «Русь» Ивана Саввича Никитина впервые было напечатано в 1853 году в воронежской газете. Именно с него началась литературная слава...
- Николая Рубцова по праву считают поэтом русского Севера, так как он не только родился и вырос в Архангельской области, но...
- Почему людям по-разному отмерен жизненный срок? Почему кто-то коптит небо целый век, а кто-то, словно вспышка на небосклоне, проживает короткую,...
- ЖАВОРОНОК На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он...
- Никитин по праву заслужил звание одного из самых замечательных мастеров русского пейзажа. В стихотворении «Зимняя ночь в деревне», датированном декабрем...
- Стихотворение «Утро», написанное в 1854-55 годах, Никитин очень любил. Больше того – он считал его одним из самых удачных в...
Иванова Александра Антоновна
Должность:
учитель начальных классов
Учебное заведение:
МОУЧСОШ№1
Населённый пункт:
Забайкальский край село Чара
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
Урок литературного чтения И.С.Никитин "Встреча зимы"
Дата публикации:
26.01.2017
Раздел:
начальное образование
И.С. Никитин «Встреча зимы»
Учитель Иванова А.А.
Цели:
познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;
совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
связно рассказывать о своих впечатлениях;
воспитывать любовь к родной природе.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Организационный момент
Дети приводят в порядок рабочее место.
Учитель читает стихотворение,дети по смыслу в
рифму добавляя слова.
В школу мы пришли(учиться)
Не лениться, а (трудиться).
Читать будем (старательно)
Слушать всё (внимательно).
Дети приводят в порядок рабочее место.
Регулятивные УУД (самоконтроль)
Коммуникативные УУД (согласованность действий с
партнером)
2. Актуализация знаний
Домашнее задание
по стихотворению
И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать
– выразительное чтение всего произведения,
– чтение одной понравившейся строфы
Коммуникативные УУД (построение речевых
высказываний)
непробудно…» было предложено в нескольких
творческих вариантах:
Скороговорка Белый снег. Белый мел
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Какую картину вы представили
?
Чтение скороговорки с ускорением, вполголоса
(хором, индивидуально.)
Ответы детей.
Познавательные УУД
Постановка цели урока
- Прочитайте название произведения.
Рассмотрите иллюстрации к нему.
- Ребята, сформулируйте цель нашего урока.
– Сегодня мы продолжим знакомиться с
творчеством И.С.Никитина и его стихотворением
«Встреча зимы».
-Мы будем совершенствовать умение
выразительно читать стихотворные
произведения.
Учиться понимать настроение и мысли поэта
Регулятивные УУД (целеполагание)
(прогнозирование)
Открытие нового
а) Орфоэпическая подготовка
б) Словарно-лексическая работа
в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним
Первичное чтение текста учителем
- Послушайте стих и представьте себе картины,
которые автор описывает
Какой поре посвящено стихотворение?
– Какие части можно выделить?
– Какие картины нарисовал поэт?
– Почему людей радует первый снег?
Дети выполняют задание на слайдах
обмен впечатлениями о том, что представили.
Ответы детей
Общеучебные познавательные УУД:
Умение работать с текстом
Умение выделять существенное
Личностные УУД:
Обмениваться впечатлениями
Коммуникативные УУД:
умение слушать ответы других детей
Работа в парах: чтение строфами, прочитайте
выделите главные слова
Детальный анализ стихотворения
– Что происходило утром? в полдень? ночью? на
рассвете?
– Любил ли поэт русскую зиму? (доказать
выборочным чтением)
– Как автор относится к простым русским
людям? к Родине?
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли
сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он
это делает?
– Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так
думаете?
Чтение по цепочке
Ответы зачитывают отрывками произведения
Физкультминутка
видеоролик
Коммуникативные УУД
(лидерство и согласованность действий с партнерами)
Общеучебные УУД (умение работать с текстом)
Историческая справка
Подготовленный ребёнок ведёт рассказ
Знакомство с картиной А. А. Пластова
– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи
зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый
снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до
весны. Дети в этот день пели заклички снегу,
который сохраняет тепло земли. Земля – матушка
отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В
сельских школах только в эту пору начинались
занятия, в сёлах играли свадьбы.
– Почему русский народ не боится зимы?
– Как вы понимаете три последних строфы
стихотворения?
Рассматривают картину, обмениваются
впечатлениями
Коммуникативные УУД
Общеучебные УУД (работа со словарем)
«Первый снег
– Посмотрите на картину А. А. Пластова
«Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году,
через 100 лет после того, как написал своё
произведение И.С. Никитин. Обратите внимание
на то, как созвучны два произведения, как поэт и
художник увидели и передали красоту и прелесть
первого морозного утра, первого снега.
– Каким увидели снег? Воздух? Небо?
– Что чувствуют дети?
Первичное закрепление
а) Прочитайте три группы выражений.
Подумайте и скажите, где здесь метафора,
сравнение, эпитеты:
б) Выразительное чтение произведения 1-2
учениками.
Дети работают в группе
Выписывают на планшет задание
Коммуникативные УУД
Рефлексия
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли мы этой цели?
- Понять, замысел произведения
-
Да.
Регулятивные УУД (самооценка)
Итог урока
- Почему произведение называется «Встреча
зимы?
- Каков же замысел И..С. Никитина?
- - Описывая природу. Поэт показывает своё
отношение к Родине, к русскому человеку
- любовь к родной природе.
Коммуникативные УУД
Домашнее задание
С71 №7, произведение выраз. читать
Цели:
- познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
- продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
- развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;
- совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
- связно рассказывать о своих впечатлениях;
- воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование : мультимедийная доска, репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», рисунки, фотографии, графика, учащихся, раздаточный материал с напечатанными строфами, стихотворения, маркеры-выделители.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Домашнее задание по стихотворению И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать непробудно…» было предложено в нескольких творческих вариантах:
– выразительное чтение всего произведения,
– чтение одной понравившейся строфы и
представление рисунка (фотографии, графики) к
этой строфе, пояснение причины выбора этого
сюжета.
3. Постановка цели. Актуализация знаний
– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством И.С.Никитина и его стихотворением «Встреча зимы».
а) Орфоэпическая подготовка (Приложение 1 )
б) Словарно-лексическая работа
– Прочитайте словосочетания, поставьте ударение на выделенную букву: (Приложение 1 )
в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним: (Приложение 1 )
4. Первичное чтение текста подготовленными учащимися по смысловым отрывкам (3человека) и обмен впечатлениями о том, что представили.
5. Беседа по содержанию:
– Какой поре посвящено стихотворение?
– Какие части можно выделить?
– Какие картины нарисовал поэт?
– Почему людей радует первый снег?
6. Работа над текстом, смысловыми словами, интонацией
– Каждый из вас сейчас получит карточку с напечатанной одной строфой.
Например:
Здравствуй, гостья-зима,
Просим милости к нам.
Песни севера петь
По лесам и степям.
Например:
Здравствуй, гостья-зима,
Просим милости к нам.
– Теперь прочитайте «цепочкой» выразительно всё стихотворение.
7. Детальный анализ стихотворения
– Что происходило утром? в полдень? ночью? на
рассвете?
– Любил ли поэт русскую зиму? (доказать
выборочным чтением)
– Как автор относится к простым русским людям? к
Родине?
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли
сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он
это делает?
– Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так
думаете?
8. Историческая справка
– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи
зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег,
укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети
в этот день пели заклички снегу, который
сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает
от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских
школах только в эту пору начинались занятия, в
сёлах играли свадьбы.
– Почему русский народ не боится зимы?
– Как вы понимаете три последних строфы
стихотворения?
9. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»
– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый
снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет
после того, как написал своё произведение И.С.
Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны
два произведения, как поэт и художник увидели и
передали красоту и прелесть первого морозного
утра, первого снега.
– Каким увидели снег? Воздух? Небо?
– Что чувствуют дети?
10 . Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения
б) Выразительное чтение произведения 1-2 учениками.
11. Итог урока
– Что особенно понравилось в новом произведении? Что нового для себя узнали?
12. Домашнее задание
Дифференцировано: наизусть 5-6 строф из стихотворения или мини-сочинение «Первый снег» по картине А. А. Пластова.
Приложение 2
Мини-сочинения учащихся по произведению и картине, представленных на уроке
Лебедь Олег
Встреча зимы.
Заканчиваются последние дни осени. Часто идут
дожди. Однажды к вечеру пошёл белый пушистый
снежок.
Вся природа радуется приходу зимы. Русский
мужик радостно кряхтит на морозе. Его душа поёт
от удовольствия. Матери укладывают спать своих
детей под песни вьюги. Пришла зима на земли
святой Руси.
Субботина Марина
Наступила зима.
Выпал первый снег. Все деревья и крыши домов
были укрыты снежными шапками. Было морозно, и
снег искрился на солнце. Маленькому мальчику и
девочке захотелось выйти на улицу. Они стояли на
пороге дома и с интересом смотрели, как падает
первый снег. Им не хотелось уходить.
Брат и сестра долго любовались этой красотой.
Тема: И.С.Никитин. Встреча зимы.
Цели:
обучающие – продолжить знакомство с творчеством И.С. Никитина, показать детям красоту поэзии И.С.Никитина, учить понимать глубину содержания произведения, учить находить красочные средства изображения, помогающие поэту создавать картины природы, обеспечить условия для дальнейшего совершенствования навыка чтения;
развивающие – способствовать развитию умения анализировать поэтическое произведение, развитию навыка выразительного чтения, расширению и активизации словарного запаса учащихся, развитию образного мышления, внимания, эстетического вкуса, содействовать развитию самооценки и взаимооценки;
воспитывающие – воспитывать любовь к родной земле, к русской природе, наблюдательность, интерес к творчеству И.С. Никитина, культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение», 3 класс, часть 1;
диск с записью отрывка из балета С. Прокофьева «Золушка» «Вариации Феи Зимы»;
заготовка для упражнения «Прятки»;
портрет И.С.Никитина;
аудиозапись стихотворения «Встреча зимы»;
картина А. Пластова «Первый снег»;
запись скороговорки на доске;
запись непонятных слов, словосочетаний и предложений.
Ход урока
I . Организационный момент . Речевка «Как хорошо уметь читать…»
Приветствуем друг друга улыбкой. Сегодня у нас на уроке гости, и я думаю, что мы покажем, как умеем хорошо работать на уроке.
II . Разминка
Но вначале давайте немного разомнемся.
Произношение скороговорки учителем
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Чтение скороговорки: хором с ускорением темпа 3 раза, по цепочке.
2. Упражнение «Прятки» (среди букв, написанных на доске, найти слова:
(ИОТУАОСЕНЬИДРАЗИМАСВДОПР)
Игра «Пропавшие слова».
Читаю текст. Дети добавляют недостающие слова.
Осень. Все дорожки в парке покрыты опавшими … . Небо затянуто серыми … . Далеко на юг улетели … . Вот-вот пойдет надоевший…
III . Проверка домашнего задания:
Конкурс «Лучший чтец»- чтение стихотворений об осени.
IV . Мотивацияи целеполагание
Из разноцветной, разноликой осени мы попадём совсем в другое время года, и всё это благодаря стихам Ивана Саввича Никитина. Мы будем стараться выразительно читать стихотворение и будем у читься понимать настроение и мысли поэта. А также наша цель - находить те слова и выражения, которые помогают поэту передавать красоту этого времени года, понаблюдаем, как сам поэт относится к зиме.
- Откройте учебник на стр. 68 и п рочитайте название произведения.
Рассмотрите иллюстрации к нему.
- Как вы думаете, о чем оно? (Оно, наверное, о том, как приходит зима и как ее встречают.)
- Ребята, а кто из вас любит это время года? За что вы любите зиму?
V . Актуализация (звучит музыкальный отрывок из балета С. Прокофьева «Золушка» «Вариации Феи Зимы»)
Послушайте отрывок из балета Прокофьева, который называется «Вариации Феи Зимы».
Как вы думаете, почему я поставила сегодня эту запись?
Беседа эмоционально-оценочного характера.
Что вы услышали в музыке?
Что чувствовали?
VI . Подготовка к восприятию нового произведения
Словарная работа.
Я думаю, что некоторые слова из стихотворения вам будут непонятны. Давайте их разберем. (слова написаны на доске)
Алмазы
Раздолье
Угрюмые небеса
Сумрачный лес
Лежит полотном
Просим милости
Не стать привыкать
Кровь морозом горит
VII . Первичное чтение – прослушивание стихотворения в исполнении артиста (пауза)
VIII . Проверка первичного восприятия
Понравилось ли вам это стихотворение?
Какие картины вы увидели? Как они меняются?
С каким чувством поэт пишет о наступившей зиме?
IX . Повторное чтение
Жужжащее чтение с карандашом в руках, чтобы подчёркивать непонятные слова и выражения,
Обсуждение непонятных слов и выражений,
Чтение вслух по строкам по «цепочке»
Выборочное чтение
Можно ли сказать, что И. С. Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создает как бы подвижные картины природы? (Да, это действительно так.)
- Проследите, как меняется все вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете. (Дети зачитывают строки начала стихотворения.)
Како му времени года посвящено стихотворение? (Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима еще не наступила, но идет первый снег)
- Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их. (Первый снег закрывает грязь кругом, становится чисто, светло и красиво)
- Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостьей, приглашает к себе.)
Ребята, любил ли поэт русскую зиму? (Да, он ее любил.)
Физкультминутка:
1) для глаз:
Быстро поморгать глазами по 4 раза. Повторить 3 - 4 раза.
Широко раскрыть глаза
Упражнение «День – ночь». Повторить 4 - 5 раз
Упражнение «Пальминг».
2) для туловища:
(И.п. – о.с.) Вечер зимний (руки вверх – в стороны)
в небе синем
звёзды синие (встать, руки вверх – в стороны)
зажёг (полуприсед, руки за голову)
(И.п. – о.с.) Ветви сыплют (наклон вправо, руки вверх)
синий иней (наклон влево, руки вверх)
на подсиненный снежок (поворот туловища вправо, влево).
X . Анализ произведения
четверостишья)
Подберите слова, обозначающие действие этих предметов: (на доске)
дождь туман лес
(стучал) (вставал) (плакал)
чертами живого. Каким настроением проникнуты эти строки? (тоски, печали)
Какие изменения произошли в природе в полдень? (зачитать третье
четверостишье) С чем сравнивает поэт снежок?
Как преобразилась природа на другой день?
четверостишья).
Как вы понимаете выражения «безлюдный простор»? «побелевшие поля»?
Изменился ли лес? Какими словами Никитин говорит о лесе? (выборочно зачитать)
Как поэт называет ветви деревьев? (чёрные кудри) Почему?
От чьего имени идёт обращение к зиме?
А как по-другому можно сказать про слово метель? Подберите синоним к этому слову (вьюга, буря, ураган, пурга, позёмка).
Почему для русского человека зима не страшна?
В чём основная мысль этого стихотворения?
XI . Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»
– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.
– Каким увидели снег? Воздух? Небо? – Что чувствуют дети?
XII . Подготовка к выразительному чтению - Чтение за диктором (Работа над половиной произведения, до слов «Искони уж таков…»)
XIII . Домашнее задание
Нарисовать рисунок к одному эпизоду из стихотворения.
По желанию выучить часть стихотворения.
XIV . Рефлексия
Какую цель мы ставили в начале урока?
Достигли мы этой цели?
Почему произведение называется «Встреча зимы» ?
- Что хотел сказать Никитин своим стихотворением ?
XV . Итог урока
Чему научились? Что нового узнали?
Спасибо всем за работу. Я надеюсь, что вы сегодня узнали много
нового и интересного.
Тема: Знакомство с произведением И.С. Никитина «Встреча зимы» Урок 16
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_1.jpg)
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_2.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_3.jpg)
Проверка домашнего задания
- с. 66 – 67 – рисунок, выучить отрывок к рисунку
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_4.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_5.jpg)
- Белый снег. Белый мел.
- Белый сахар тоже бел.
- А вот белка не бела,
- Белой даже не была.
- - Какую картину вы представили?
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_6.jpg)
Встреча зимы
Прочитайте словосочетание.
Что вы можете рассказать по этому поводу?
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_7.jpg)
«Встреча зимы»
Никитин Иван Саввич
1. Как вы думаете, о чем мог написать нам Иван Сергеевич Никитин?
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_8.jpg)
Словарно – лексическая работа ПРИ ЧТЕНИЕ ВЫДЕЛИ ПОДЧЕРКНУТУЮ БУКВУ
ПОУТР У ВЧЕРА ДОЖДЬ;
В П О ЛДЕНЬ ДОЖДЬ ПЕРЕСТАЛ;
НЕТ НИГДЕ ОБЛАЧК А ;
НАШЕЙ Р У СИ СВЯТОЙ
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_9.jpg)
ПОДБЕРИ СИНОНИМ
Сумрачный -
раздолье -
хмельной -
ширь, простор
с давних пор, времен
сейчас, тотчас
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_10.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_11.jpg)
Встреча зимы
- Дождь стучал, туман вставал, веял холод, дождь перестал, начал падать снежок, замерзла река, снег блестит, смотрит лес, гостья зима, гуляй, строй мосты, ковры расстилай, мороз трещит, кровь горит, метель крутит, мутит, вьюга песни поёт.
Прочитайте ключевые слова. Уточните содержание стихотворения.
Прочитайте стихотворение. Подтвердились ли ваши предположения?
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_12.jpg)
Угрюмый
Сумрачный
Осенний
Полото
Разноцветный
Безлюдный
Побелевший
Сдержанный
Православный
Разгул непогод
Незванный
Хмельный
Прочитайте слова.
Все слова вам понятны?
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_13.jpg)
- - читать надо медленно, вдумываясь в значение слов.
- - после каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу,
- - чётко и ясно проговаривать слова,
- - постараться передать настроение автора и свои чувства.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_14.jpg)
- с. 68 - 71
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_15.jpg)
- Какой поре посвящается стихотворение?
- Какие части можно выделить?
- Какие картины нарисовал поэт?
- Почему людей радует первый снег?
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_16.jpg)
Найдите строки
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_17.jpg)
Найдите строки
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_18.jpg)
Найдите строки
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей,
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_19.jpg)
Словно рад он чему,-
И на ветках берез,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_20.jpg)
Найдите строки
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас,-
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_21.jpg)
Найдите строки
Нам не стать привыкать,-
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_22.jpg)
- Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете?
- Любил ли поэт русскую зиму?
- Как автор относится к простым русским людям? к Родине?
- Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?
- Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_23.jpg)
- – Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.
- - Почему русский народ не боится зимы?
- - Как вы понимаете три последних строки стихотворения?
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_24.jpg)
КАРТИНА А. А. ПЛАСТОВА “ ПЕРВЫЙ СНЕГ ”
Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.
- Каким увидели снег? Воздух? Небо? .
- Что чувствуют дети?
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_25.jpg)
Выделение образных выражений МЕТАФОРА, СРАВНЕНИЕ ИЛИ ЭПИТЕТ?
СРАВНЕНИЕ
1._________________________туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы горят капли слёз, растёт богатырь, что под бурями дуб.
2._________________________угрюмые небеса, воздух лёгок и чист, в чистом поле весна золотая,
Русь святая, гость незваный, на сторонке чужой, безлюдный простор.
3._________________________плакал лес, начал падать снежок, замёрзла река, горят капли слёз, смотрит весело лес, мороз трещит, кровь горит, метель крутит и мутит, вьюга поёт.
ЭПИТЕТ
МЕТАФОРА
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_26.jpg)
Подведение итогов урока
- С творчеством какого поэта познакомились на уроке?
- О чём стихи Ивана Никитина?
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_27.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/intolimp/html/2017/03/31/i_58debf3b9d37d/img_php1ZCvVT_urok_16_28.jpg)
- с. 68- 71- наизусть 5-6 строф Мини-сочинение «Первый снег»
- с. 68- 71- наизусть 5-6 строф
- Мини-сочинение «Первый снег»