Типы профессий. Классификация профессий
![Типы профессий. Классификация профессий](https://i0.wp.com/businessman.ru/static/img/a/45638/313713/43571.jpg)
Ориентация в мире профессий - классификация профессий
Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.
В мире существует тысячи различных профессий. Человеку довольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.
Классификация профессий - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.
Существует несколько различных классификаций профессий.
1. Профессии можно разделить на две группы по характеру труда (физического и умственного, или исполнительского и творческого).
2. Профессии различаются также по уровню квалификации , требующемуся от специалиста:
а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
б) профессии, требующие высокой квалификации от работника, получаемой в системе среднего специального образования (оператор, бухгалтер);
в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, продавец);
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабочий, грузчик).
3. Существует и классификация профессий по уровню жесткости требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).
4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (например, промышленность, строительство и др.).
5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.
Если представить себе, что весь огромный мир профессий - это как бы географическая карта, то территориями этой карты служат группы сходных по своим характеристикам профессий. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие - преимущественно ума и аккуратности, третьи - общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональных государств», занимающих на карте определенное положение. Так же как и на настоящей географической карте, положение профессии на психологической карте можно описать двумя координатами. Только на психологической карте профессий роль широты играет тип профессии, а роль долготы - класс профессии.
Что же означают эти координаты на карте профессий, что такое тип профессий и класс профессий?
Тип профессий - группа профессий, сходных по предмету труда.
Тип профессии указывает на то с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то " есть, на предмет труда. Предмет труда - это то, на что направлен труд человека.
Поскольку профессий в мире огромное множество, то и предметов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.
В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов профессий.
1 Тип «человек - человек».
Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно общаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.
2. Тип_ «человек -техника»
Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ремонтник, электромонтер.
3. Тип «человек - знаковая система».
Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой информацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие профессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.
4. Тип «человек – художественный образ
К данному типу можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений. Профессии - художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.
5. Тип «человек -природа».
К нему можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.
Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.
1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, находить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.
2) Тип профе ссий «человек - техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий
типа «челов ек - зна ковая система», н еобходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами.
4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии
типа «чело век - художественный образ» - это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, образное мышление.
5) Человек, работающий в сфере «человек - природа»
должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.
Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени сложности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда , свидетельствует класс профессий.
Класс профессий - группа профессий, сходных по характеру труда.
По характеру труда выделяются два класса профессий: исполнительский и творческий .
Исполнительский класс
Профессии этого класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, машинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.
Творческий класс
Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).
Любая профессия может быть одновременно отнесена на основании предмета труда к одному из пяти типов и на основании характера труда к одному из двух классов, поэтому их можно представить в табл. 1.
Таблица 1
Классификация профессий
Типы профессий по предмету труда |
Классы профессий по характеру труда |
|
Исполнительские |
Творческие |
|
«Человек - человек» |
Воспитатель д/с Медсестра Милиционер Продавец Социальный работник Официант |
Менеджер Психолог Секретарь-референт Следователь |
«Человек - техника» |
Монтажник Штукатур Электромонтер |
Инженер Конструктор Технолог Космонавт |
Бухгалтер |
|||
Машинистка |
Сейсмолог |
||
Наборщик |
Переводчик |
||
Человек - знаковая |
Телефонист |
Программист |
|
система» |
Оператор пейджин-говой связи |
Экономист |
|
Стенографистка |
|||
Закройщик |
Дизайнер |
||
Парикмахер |
Архитектор |
||
«Человек - |
Повар |
Музыкант |
|
художественный образ» |
Портной |
Хореограф |
|
Фотограф |
Художник |
||
Гравер |
Скульптор Модельер |
||
Животновод |
|||
«Человек - |
Садовник |
Ветеринар |
|
природа» |
|||
Озеленитель |
|||
Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с
людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек - человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами » т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек - знаковая система».
Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с больными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.
Теперь, когда вы познакомились с миром профессий, необходимо понять, как и почему люди выбирают ту или иную профессию, т. е. каковы условия и мотивы выбора профессии. (о секретах выбора профессии мы поговорим на следующем уроке ).Исследование
Предметов, услуг . 5.2. Классификация профессий 115 5.2. Классификация профессий Представляя собой сложные социально-технические... труда есть процесс его активной ориентации в мире профессий , сопряженный с поиском смысла трудовой деятельности...
Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа... . Мир профессий . Проблемы выбора профессии . ... Классификация неорганических веществ (6 ч.). Классификация простых веществ. Классификация оксидов. Классификация оснований. Классификация кислот. Классификация ... их внутреннего мира ; - ориентация в культуре...
Выбора профессии
ДокументЦелей. В период ориентации в мире профессий , профессионального самоопределения, «ненавязчивый... Мир профессий и твое место в нем. Обзорная психологическая классификация профессий по Е.А. Климову. Цель: 1) построение классификации профессий ...
План-конспект урока по теме «Классификация профессий»
Тема : Классификация профессий
Цели урока:
Обучающая:
формировать теоретические представления и понятия, связанные с миром профессий; познакомить с понятиями «профессия», «специальность», с классификацией профессий по отраслям труда, предметам, целям, орудиям и условиям труда.
Развивающая:
развивать внимание, мышление, память, умственную и творческую активность;
повышать интерес к профессиям и профессиональной деятельности.
Воспитывающая:
воспитывать чувства товарищества, культуры речи, эстетического взгляда,
уважительное отношение к любой профессии.
Задачи урока:
ознакомить с миром современного профессионального труда, со спецификой профессиональной деятельности и способствовать развитию профессионально важных качеств;
помочь адаптироваться в реальных социально – экономических условиях;
актуализировать процесс профессионального самоопределения;
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Обучающиеся должны знать:
понятия “профессия”, “специальность”, «должность», «классификация»;
классификацию профессий, формулу профессий;
критерии анализа профессий.
Обучающиеся должны уметь:
оперировать понятиями по теме урока;
проводить анализ профессии на основе классификации профессий.
Формы работы : беседа, решение ситуационных задач, просмотр презентации, самостоятельная работа.
Оборудование:
компьютер для демонстрации презентации "Классификация профессий"
раздаточный материал “ Анализ профессий (перечень основных характеристик)
Межпредметные связи: история, обществознание, география.
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Вступительное слово педагога.
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжать образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию. 9 класс – особо ответственная пора в жизни юношей и девушек. Одни из вас, закончив девять классов, продолжат обучение в школе, часть учащихся, выбрав профессию, поступит в профессиональные училища, техникумы, колледжи. Это очень ответственный выбор, который может существенно повлиять на дальнейший профессиональный рост и карьеру. Важна подготовка к дальнейшему выбору. Выбор профессии - твой первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится твоя дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий.
Слайд №1; 2
Формулировка темы и целей и задач урока
Формулировка темы, цели и задач урока осуществляется педагогом совместно с обучающимися.
2. Изучение нового материала
Слайд №3
Чтобы начать изучение нового материала, обратимся к основным понятиям, без которых невозможно разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека, нам необходимо научиться различать понятия «профессия», «специальность», «должность».
Основные понятия фиксируются обучающимися в тетради.
Слово “профессия” (от лат. pгоfеssio - “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию.
Профессия - это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.
Профессия - это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации.
Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.
Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.
Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.
Должность - это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.
Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.
Слайд №4
Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет их систематизация, или, другими словами, классификация.
Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким – то важным признакам. Вы уже встречались с различными классификациями при изучении различных предметов и могли оценить их достоинства. В мире профессий умелое использование классификации поможет выбрать вам из множества профессий те, с которыми вы бы хотели познакомиться поближе, а также разобраться в современном производстве.
Существуют разные виды профессий. Например:
1) распределение профессий по первой букве их названия;
2) по характеру труда: преимущественно физического и преимущественно умственного;
3) по отраслям экономики;
4) по признаку материального производства;
5) по уровню и характеру требуемой квалификации и т. д.
Но, ни одна из рассмотренных выше классификаций не может служить ориентиром в выборе будущей профессии. Этим целям наилучшим образом отвечает классификация профессий, построенная по признакам, идущим от человека.
Слайд №5
Это классификация была разработана Е.А. Климовым.
Когда человек работает его внимание направлено на
предмет труда.
С предметом что-то надо делать- это
цель труда.
Реализуется эта цель посредством
орудий труда.
И наконец, человеку важно,
в каких условиях
протекает работа.
В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения.
Слайд №6
Рассмотрим подробнее эту квалификацию. По первому признаку
– предмету труда
– все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов. Самым распространённым являются профессии, где предметом труда выступает техника. Условимся обозначать этот тип профессий буквой «Т» (человек – техника).
К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, лётчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей - вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.
Слайд №7
Следующий тип профессий – (человек – человек) «Ч».
Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец,
парикмахер, экскурсовод - все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда - человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на
себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях - эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие - осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная - будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.
Слайд №8
По рассматриваемому признаку (предмету труда) особо выделяется тип профессий, который условно обозначим буквой «П» (человек – природа).
К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой
природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение - вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь - деятельная, а не созерцательная. Одно дело – играть с животными и любоваться цветами. И совсем другое, регулярно, день за днём ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.
Слайд №9
Часто объектом труда человека выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, схемы, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п.
К этой группе относятся все профессии, связанные c использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является "знаковая система", «З» , то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой - представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.
Слайд №10
Очень многим из вас, наверное, нравятся профессии, труд в которых связан с изобразительной, музыкальной, литературно – художественной и актёрской деятельностью. Это профессии типа «человек – художественный образ» «Х»: конструктор – модельер одежды, витражист, фотограф – художник, музыкант, артист, настройщик музыкальных инструментов и т. д.
Разобравшись в типах профессий, вы сделали только первый шаг в овладении умениями анализировать различные виды человеческой деятельности. Чтобы отнести профессию или специальность к определённому типу, надо выяснить, на что главным образом в процессе труда направлено внимание человека.
Слайд №11
Внутри каждого типа профессии разделяются на классы в соответствии с целями труда. Несмотря на огромное разнообразие целей, которые имеют различные работы, они могут быть сведены к трём большим классам: узнать, преобразовать, придумать.
1. Гностические профессии (Г), происходит от древнегреческого «гнозис» - знание или познание. Гностические, или познавательные цели труда могут
быть разнообразными: сортировать, сравнивать, проверять, оценивать. Гностические профессии можно встретить среди любого из пяти типов профессий: "Природа" - биолог- лаборант, специалист по экстерьеру; "Техника" - контролер радиоаппаратуры, испытатель;
"Человек" - судебно-медицинский эксперт, социолог; "Знак" - корректор, аудитор; "Художественный образ" - искусствовед, театровед. Эти профессии предъявляют определенные требования к работнику: необходимы познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, памяти, мышления, ответственность.
2.Преобразующие профессии (П). Преобразующая деятельность человека может быть направлена на предметы, энергию, информацию, процессы. В одних случаях результаты можно увидеть сразу - строитель, кузнец, художник, в других - результаты ждут месяцы и годы (селекционер, воспитатель). Преобладание практической или умственной деятельности специалиста зависит от предмета и содержания его труда: "Природа" -животновод, растениевод, зоотехник; "Техника" - слесарь, станочник; "Человек" - учитель, тренер; "Знак" - верстальщик, бухгалтер; "Художественный образ" - художник-оформитель, модельер.
3. Изыскательские профессии (И). Цель труда профессий этого класса - поиск чего-то нового, неизвестного. На передний план выступает та цель деятельности, которая предполагает что – то изобрести, придумать, найти новый вариант решения. "Природа" - инспектор рыбнадзора, егерь, биолог-исследователь; "Техника"" -..инженер-конструктор; "Человек" - агент по снабжению, организатор производства;"знак" - программист, математик; "Художественный образ" - композитор, дизайнер. Многие профессии сочетают в себе признаки разных классов.
Слайд № 12
Классы профессий в свою очередь подразделяются на отделы в зависимости от орудия труда или средств производства. Таких отделов можно назвать четыре:
Профессии, связанные с использованием ручного труда (Р): сантехник, хирург, столяр, зубной врач. Профессии, связанные с использованием машин с ручным или ножным управлением (М): токарь, фрезеровщик, машинист тепловоза, тракторист. Профессии, связанные с использованием автоматизированного и автоматического оборудования (А): сталевары, печатники, ткачихи, операторы энергосистем. Профессии и специальности, в которых основными орудиями труда выступают функциональные средства организма человека (Ф): певец, актёр, балерина, дегустатор вин.
Слайд №13
По условиям труда можно выделить четыре группы профессий:
труд в обычных бытовых условиях (б). В таких условиях, работает, например, чертёжник, бухгалтер, контролёр радиоаппаратуры;
труд на открытом воздухе в режиме резкого перепада температуры, влажности (о). Эти условия характерны для полеводов, трактористов – механизаторов широкого профиля и др;
труд в необычных условиях: под водой, на высоте, под землёй, а также в условиях повышенной температуры и др. (н). Примеры профессий: водолазы, шахтёры, маляры, монтажники – высотники.
труд с повышенной моральной ответственностью (за здоровье и жизнь человека или за большие материальные общественные ценности) (м). К этой группе относятся профессии учителя, судьи, продавца.
Слайд № 14
Вы познакомились с классификацией профессий, её можно представить в виде четырёх ярусов в восходящем порядке. Предполагается, что в каждом типе профессий есть классы, классы включают в себя отделы, отделы состоят из групп. Пятый ярус на вершине пирамиды предназначен для обозначения вашей будущей профессии.
Слайд №15
Физкультминутка
Я буду называть профессию, а вы должны определить, к какому типу она относится и выполнить соответствующие действия
Ч-Т: два раза нагнуться
Ч-Ч: пожать руки справа и слева стоящему от вас.
Ч-П: встать.
Ч_З: два раза сделать приседание.
Ч-Х: поаплодировать.
(эколог, учитель, шофер, бухгалтер, художник.)
Слайд №16
При анализе любой профессии надо выделить четыре основных её признака: предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда – и по их условным обозначениям записать формулу из нескольких букв. Эти буквы соответствуют типу, классу, отделу, группе профессий.
3. Закрепление изученного материала
Слайд №17,18
Практическое задание:
Соотнесение понятий и категорий.
Учащимся предлагается самостоятельно определить профессии и специальности из предложенного списка.
Написать формулу для предложенных профессий
а) садовник; б) полицейский; в) фрезеровщик; г) инженер;
Какие отличительные признаки являются общими для каждой пары ниже перечисленных профессий:
а) инженер-конструктор-композитор; в) бухгалтер-слесарь;
б) официант-водитель такси; г) медсестра-токарь;
Назовите общие признаки следующих профессий, специальностей:
а) животновод, садовник;
б) инженер-конструктор, композитор, химик-теоретик;
в) медсестра, токарь, бухгалтер;
г) продавец, доярка, машинист башенного крана, слесарь.
д) продавец, официант, библиотекарь, медсестра, спортивный тренер.
Слайд №19
Решите каждый ребус и заполните горизонтальные клетки чайнворда.
Слайд №20
Ответы на задания.
1. Хирург, литературный критик, пианист, лётчик – испытатель, химик теоретик, маляр, художник – конструктор, закройщик;
Учитель, токарь, инженер, парикмахер, водитель, швея, кулинар, юрист, строитель.
2 . Садовник - ППРо; полицейский – ЧПРб; фрезеровщик – ТПМб; инженер – ТГРб;
3. а) по условиям труда (бытовые); б) по предмету труда (Ч –Ч); в) по орудиям труда (ручные); г) по целям труда (преобразующие);
4. а) по предмету труда (Ч –П); б) по целям труда (изыскательская); в) по условиям труда (бытовые); г) по цели труда (преобразующие); д) по предмету труда (Ч –Ч).
1. парикмахер; 2. инженер; 3. рыбак; 4. повар; 5. редактор; 6. строитель; 7. фермер; 8. печник; 9. слесарь; 10. Сапожник; 11. кинолог; 12. швейцар.
Практическое задание:
6. Провести анализ профессий (по плану).
Анализ профессий (перечень основных характеристик профессий) – раздаточные карточки.
Характеристика профессий
Пример: профессия таксиста
Место для кодирования вашей задуманной профессии
Предмет труда:
1 – животные, растения (природа);
2 – материалы;
3 – люди (дети, взрослые);
4 – техника, транспорт;
5 – знаковые системы (тексты, информация в компьютерах …);
6 – художественный образ.
Цели труда:
1 – контроль, оценка, диагноз;
2 – преобразовательная;
3 – изобретательная;
4 – транспортирование;
5 – обслуживание;
6 – собственное развитие.
Средства труда:
1 – ручные и простые приспособления;
2 – механические;
3 – автоматические;
4 – функциональные (речь, мимика, зрение, слух…);
5 – теоретические (знания, способы мышления);
6 – переносные или стационарные средства.
Условия труда:
1 – бытовой микроклимат;
2 – большие помещения с людьми;
3 – обычный производственный цех;
4 – необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность);
5 – экстремальные условия (риск для жизни и здоровья);
6 – работа на открытом воздухе;
7 – работа сидя, стоя, в движении;
8 – домашний кабинет.
Характер общения в труде:
1 – минимальное общение (индивидуальный труд);
2 – клиенты, посетители;
3 – обычный коллектив (одни и те же люди);
4 – работа с аудиториями;
5 – выраженная дисциплина, субординация в труде.
Ответственность в труде:
1 – материальная;
2 – моральная;
3 – за жизнь и здоровье людей;
4 – невыраженная ответственность.
Особенности труда:
1 – большая зарплата;
2 – льготы;
3 – «соблазны» (возможность брать взятки, воровать …);
4 – изысканные отношения, встречи со знаменитостями;
5 – частые командировки;
6 – законченный результат труда (можно любоваться).
Типичные трудности:
1 – нервное напряжение;
2 – профзаболевания;
3 – распространены мат и сквернословие;
4 – возможность оказаться за решёткой (в тюрьме);
5 – невысокий престиж работы.
Минимальный уровень образования для работы:
1 – без специального образования (после школы);
2 – начальное профессиональное образование (СПТУ);
3 – среднее профессиональное образование (техникум, колледжи);
4 – высшее профессиональное образование (ВУЗ);
5 – учёная степень (аспирантура, академия).
Люди, техника, транспорт
Транспорт, обслуживание
Механические, функциональные
Экстремальные, сидя
Клиенты
Жизнь и здоровье
«Соблазны», встречи со знаменитостями
Нервное напряжение, профзаболевания, мат и сквернословие
Начальное профессиональное образование
4. Подведение итогов урока
Подведение итогов и формулирование выводов по занятию:
Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?
Что вызвало затруднения и над чем ещё нужно поработать?
Заключительное слово педагога
На сегодняшнем уроке мы рассмотрели важные аспекты классификации профессий, расширили свой словарный запас новыми понятиями по теме “Мир профессий” и сделали первый шаг к освоению умения анализировать профессиональную деятельность.
Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы.
Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в ВУЗах, на курсах, колледжах), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.
Чтобы сделать правильный выбор, нужно: иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности.
Домашнее задание:
Подготовить анализ професси (по плану).
Количество профессий, появляющихся и исчезающих одновременно, очень велико. Большинство из нас не знает сейчас, кто такой балагол, а вот термин «копирайтер» знаком почти каждому. Для того чтобы разобраться с функционалом каждой профессии, люди пользуются специальной литературой. А чтобы понять, к какой сфере относится та или иная позиция, необходимо прочитать наш материал.
Деление профессий
В мировом сообществе лингвистов принято делить профессии по различным признакам, группируя их между собой в небольшие кластеры. Такие группировки помогают выделить одинаковые занятия и обобщить их.
Все профессии делятся по различным признакам.
По типу труда бывают классы профессий гностические, преобразующие, изыскательские:
- Преобразующие. Такие профессии связаны с изменением различных свойств или состояний предмета труда. Познание в этом случае не является самоцелью. Яркими представителями данной группы будут являться люди, которые работают поварами, пекарями, строителями. Здесь четко прослеживается изменение свойств изначального материала. Пекарь из сырых продуктов выпекает хлебобулочные изделия, повара изменяют свойства сырых овощей и фруктов, отваривая их в кипятке, строители - замешивают сухой цемент и оставляют его затвердевать. Не подходит, например, профессия водителя - четкого изменения свойств нет.
- Гностические профессии (от древнегреческого слова «гнозис», обозначавшего знание). Это профессии, которые связаны исключительно с познавательной отраслью. При этом они органично вписываются в материальное производство. Таких профессий много, и они очень разнообразны. Как конечный продукт рассматривается распознавание, узнавание, контроль, классификация, проверка по известным признакам, сортировка, исследование и оценка. К представителям относятся лаборант, искусствовед. Судмедэксперт - также профессия гностического типа.
- Изыскательные. В этом случае основной направленностью становится поиск чего-то, деятельность, которая поможет изобрести новое, придумать решение. Представители - люди, чья работа связана с изобретением нового и преобразованием старого. Это - воспитатели и педагоги, программисты, математики, инженеры, раскройщики лекал.
Деление по средствам труда
По средствам труда делятся профессии на:
- Использующие механизированные орудия. Это профессии, которые предполагают в своей деятельности управление автоматами или механизмами. Создаются такие машины с использованием ручного управления для преобразования чего-то, перемещения. Классическими представителями такой профессии будут токарь или водитель машины, которые при помощи управления перемещают грузы или придают форму заготовке.
- Использующие ручные орудия, которые необходимы для выполнения самой функции труда. Представителями являются слесари, картографы, художники, лаборанты.
- Использующие автоматизированные орудия. Такие профессии предполагают управление станками, различными устройствами. Работники - операторы инкубационных подразделений, операторы записи звука.
- Функциональные средства человеческого организма. Это профессии, в которых основная деятельность - мыслительная и эталонная. Например, дирижер или акробат.
Деление по условиям труда
По условиям труда профессии делятся по типу работ:
- На открытом воздухе - агрономы, трактористы, монтажники. Работа предполагает резкие перепады температур.
- Бытового типа - бухгалтер, программист. Это работа офисная или лабораторная.
- Необычные - под водой, на большой высоте, в условиях сильной жары. Представители - водолазы, шахтеры.
- С повышенным уровнем ответственности морального характера - такие сотрудники несут ответственность за здоровье человека, его жизнь, материальные ценности. Это учителя, судьи, продавцы.
Классификация профессий
Во всем мире принято делить существующие профессии на определенные классы. В России популярностью пользуется таблица, составленная Е. А. Климовым.
Согласно его классификации, выделяется 5 основных типов:
- Человек - техника. Это люди, которые взаимодействуют с неживыми объектами, чаще всего - техническими. К примеру - электрик, слесарь-ремонтник, токарь.
- Человек - природа. Дело имеют с животными, лесами, микроорганизмами. Это - ветеринар, агроном, мастер-плодоовощевод, специалист-животновод.
- Человек - человек. Предметом исследования, обслуживания, преобразования являются сообщества, социальные слои, группы, люди разного возраста. Представители - врачи, учителя, продавцы, инженеры-педагоги, экскурсоводы.
- Человек - художественный образ. Представитель данной профессии видит мир творческим, старается выделить прекрасное. Окружение волнует его только с точки зрения возможности добавить красоты, затронуть форму или эмоцию. Яркие представители - художники, реставраторы, настройщики, артисты балета, драмтеатра, композиторы, декораторы.
Гностические специальности
Гностические профессии - это профессии, в результате деятельности не производящие новых продуктов или товаров. Это оценочная сфера. Гностический класс профессий часто связан с культурной деятельностью и наукой.
Специалисты гностических профессий не участвуют в создании нового. Чаще всего они оценивают имеющиеся, произведенные ранее продукты или отдельные параметры.
Яркие представители: товаровед, искусствовед, криминалист, врач-рентгенолог.
Примеры профессий
В каждой профессии сочетаются различные признаки, принадлежащие классам, типам и видам разного направления.
Преобразующие специальности | Изыскательные профессии | Гностические профессии |
|
Семеновод, дрессировщик, селекционер | Садовод, доярка, ветеринар | Сортировщик рыбы, овощей, плодов, приемщик молока, сортировщик яиц |
|
Литейщик, часовщик, автослесарь | Крановщик, тракторист, водитель | Летчик-наблюдатель, гидроакустик, лаборант для механических испытаний |
|
Пластический хирург, психиатр, психолог | Массажист, продавец, терапевт | Вахтер, санитарный врач, сторож, следователь, журналист |
|
Переводчик, раскройщик, шифровальщик | Программист, лингвист, математик | Контролер чертежей, бухгалтер-ревизор, корректор, нормировщик |
|
Флорист, художник, писатель | Живописец по фарфору, модельер, скульптор | Критик, контролер музыкальных изделий, антиквар |
Гностический класс призван:
- исследовать, отличать, распознавать, определять, проверять;
- оценивать, разбираться в трудных и сложных явлениях, делать выводы на основе разнообразных признаков объекта);
- проверять по предварительно знакомым признакам, сортировать и так далее.
Гностические профессии, перечень которых очень длинный - контроллер технического контроля (техника), корректор (это знаковая система), критик (это художественный образ), эксперт зданий и сооружений (это архитектура), санитарный врач (сфера - человек), лаборант анализа (это природа) и т. д., - могут пересекаться и с другими профессиями и типами.
Где встречается гностический тип
Гностические профессии, список которых можно продолжать бесконечно, можно встретить где угодно. В поликлинике и в поле, на строительной площадке, и на заводе, в торговом зале супермаркета или магазина. Могут относиться гностические профессии к любому из пяти распространенных типов профессий: контролер-приемщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач.
Преобразующие профессии
Самым многочисленным считается класс профессий, который по своим целям активно связан с изменением свойств предметов труда. Именно поэтому данный класс называется преобразующим. Для таких профессий психологи, составляя карту профориентации, используют аббревиатуру «Пр» - по первым буквам ключевого слова. Этот класс является наиболее широким, потому что часто познавательная деятельность не является основной, а только лишь выступает впереди преобразующей и является побочным продуктом.
Под преобразующей деятельностью следует понимать любые действия, в результате которых предмет труда изменит свои свойства, положение в пространстве, а также наоборот, будет активно сохранять свои первоначальные свойства. Класс этих профессий широко распространен в разных сферах: учитель, столяр, чертежник, полевод, реставратор.
Изыскательные работы
Гностические профессии, примеры которых рассмотрены выше, сильно отличаются от изыскательных. В изыскательном классе на первый план выдвигается только та цель работы, которая подразумевает под собой изобретение чего-то, где нужно придумать или определить новый вариант решения вопроса. В классификациях принято обозначать данный класс буквой «И». Это - профессии практического применения. Часто их путают с гностическими, связанными со специальными изысканиями. Гностические профессии, цель труда которых - распознать и классифицировать, в этом контексте отличаются от изыскательных очень сильно. Работа геолога, например, часто вызывает у специалистов споры, куда ее отнести.
Отличительные черты гностических профессий
Гностические профессии, примеры которых приведены ранее, характеризуются некоторыми особенностями, помогающими вычленить их среди общей массы. В этом классе любой из специалистов самостоятельно не участвует в производстве новых продуктов, а только лишь оценивает отдельные имеющиеся. Эти продукты всегда сделаны другими специалистами и не могут возникнуть сами по себе.
Также представители гностических профессий могут оценивать отдельные параметры какого-либо изделия. Отличительная черта, которая объединяет всех специалистов, - это высокий интерес к свойствам, признакам определенных объектов или продукции, а также их сравнение.
Разнообразие гностических специальностей
Гностические профессии разнообразны настолько, что среди всех них выделяется еще отдельная самостоятельная группа, объединенная ведущими действиями, которые применяются для достижения целей гностического характера. К ним относят: классификацию - сортировку, проверку по известным заранее качествам, исследование - углубление в более сложные связи скрытых, не сразу видных и явных процессов или явлений.
Требования к сотрудникам
Специальности этого класса предъявляют определенные личностные и профессиональные требования к работнику. Основное, что выделяет гностические профессии - цель труда. Примеры требований к работнику: очень выраженная познавательная деятельность, высокая наблюдательность, устойчивость внимания, работоспособность высокого уровня, неутомимость и выносливость необходимых органов чувств. Контроль качества продукции или оценка объектов зачастую затрагивают интересы других людей. Для беспристрастного и качественного исследования важна твердость позиции, проявление принципиальности в сделанных выводах.
Примеры
Примеры профессий гностического характера встречаются на каждом шагу. Скажем, закройщик, который работает в ателье. Каждый раз, приступая к индивидуальному пошиву, он должен изменять свою деятельность, ориентируясь на фигуру клиента, фактуру ткани, фасон модели.
Фактически он решает нестандартные и творческие задачи на протяжении всего рабочего дня. Класс таких профессий - изыскательных - крайне невелик.
Пересечение классов и целей
Очень редко четко выделяются профессии, в которых преобладает один тип или класс. Не могут быть только гностические профессии, только изыскательные или только преобразующие. Чаще всего в работе, которой занимается человек, присутствует несколько целей: и распознать, и придумать, и преобразовать. Во множестве специальностей цель труда содержит в себе по два элемента, или даже каждый из них. Для того чтобы определить, гностические профессии или изыскательные, и отнести их к некоторому классу, нужно будет предварительно сориентироваться в том, который из элементов целей составляет главное, основное содержание всей деятельности, а какой элемент имеет значение побочного.
Например, врач, чтобы лечить человека, должен сначала выяснить и поставить диагноз. В начале его труда обязательно будет присутствовать элемент изыскательной активности и распознания, но главное содержимое и смысл всех врачебных специальностей направлен на излечивание и исцеление больного, а значит - на его преобразование.
Человек, ставящий перед собой задачу определить, чем же он действительно хочет и будет зарабатывать, в какой-то момент начинает теряться, выбирая из моря возможностей ту самую импонирующую ему специализацию.
Модель современного мира
Модель современного мира непохожа на кастовый строй, существовавший в Индии, и муки выбора чувствуются особенно остро. Сбить с толку и заставить тратить свою жизнь на ненавистную работу может временный престиж профессии, давление родителей, желающих своему чаду той жизни, о которой мечтали сами, или просто неправильное представление выбирающего о профессии и о себе. Тому, кто столкнулся с вечной дилеммой определения будущей специализации, так или иначе приходится выбирать, что ему ближе. В этот момент становится актуальной та или иная классификация профессий. Благодаря различным вариантам классификаций не составляет труда подыскать себе нужный вид деятельности.
Виды классификаций профессий
Учитывая разнообразие профессий, число которых превышает 20 тыс., существующие классификации рассматривают самые разные стороны личности, объекты или условия работы и совмещают их с той профессией, в которой они востребованы.
Попытки психологически классифицировать профессии предпринимались еще с XVIII века. Отечественным первопроходцем в этой области был В. Н. Татищев. Еще одна классификация была предложена С. П. Струмилиным в начале прошлого столетия, которая основывалась на степени самостоятельности человека в труде. Для своего времени она была очень прогрессивной.
Известная во всем мире классификация профессий, разработанная Дж. Холландом, рассматривает специализации в тандеме с подструктурами личности. Он акцентирует внимание на ценностных ориентациях, интересах человека, уже выработанных способностях и навыках, мотивах, а также на его отношении к определенному виду деятельности. Дж. Холландом создана методика диагностик, которая помогает легко определить ряд профессий, подходящих данному человеку.
Классификация профессий по Климову уже долгое время пользуется популярностью в отечественной психологии. Профессии разделяются в зависимости от объекта труда на 5 категорий, каждая из которых, в свою очередь, разделяется еще на три подкатегории. Помимо этого, Климов в рамках описанной схемы выделяет еще несколько более сложных групп профессий, беря во внимание средство труда и условия работы. Основным достоинством этого способа классифицировать виды человеческой деятельности является четкая структура, понятная каждому.
Классификация профессий Дж. Холланда
Холланд выделял 6 типов личности, предрасположенных к определенному виду деятельности: социальный, интеллектуальный, конвенциональный, художественный, предпринимательский и реалистический. Эта психологическая классификация профессий подбирает человеку вид деятельности , наиболее созвучный его интересам и задаткам.
Типы личности по Холланду
Социальный тип личности характеризуется развитыми коммуникативными навыками. Они помогают ему успешно взаимодействовать с социумом и могут быть полезны не только самому человеку, но и окружающим. Соответственно, этот тип личности хорошо впишется в область работы, связанную с социальной средой.
Реалистический тип личности будет комфортно себя чувствовать в тех видах деятельности, где основной целью является создание и обслуживание материальных объектов, технологических процессов или различных устройств.
Интеллектуальный тип, в связи с развитыми интеллектуальными способностями, подходит для умственного труда.
Художественный тип личности, ввиду творческих способностей, предрасположен к креативным профессиям.
Предпринимательский тип характерен для успешных менеджеров, способных организовать не только себя, но и окружающих или подчиненных. Обладает ярко выраженными лидерскими качествами и ориентирован на управление людьми.
Конвенциональный тип хорошо справляется с тем видом деятельности, где важны традиции или нормы поведения, и подходит для четко структурированных работ.
Классификация С. П. Струмилина
Эта классификация рабочих профессий основывается на уровне самостоятельности человека в процессе работы и состоит из пяти типов.
Автоматический труд. В основном это конвейерные работы, строго регламентированные, которые предполагают однотипные мелкие операции или же работы по инструкции, не предполагающие нестандартных решений.
Полуавтоматический труд. Работы, относящиеся к данному типу, не всегда выполняются строго по инструкции, однако состоят из множества однотипных действий.
Шаблонно-исполнительный труд. Сюда Струмилин включал все виды машинно-ручного труда.
Самостоятельный труд. Это преимущественно работа конструкторов, архитекторов или инженеров. Люди, занимающиеся самостоятельным трудом, изобретают или конструируют.
Свободный творческий труд. Последний тип работ предполагает такие профессии, как художник, писатель, композитор, актер и прочие.
На данный момент она больше не актуальна, но представляет собой интересный пример классификации, характеризующий виды профессий того времени.
Классификация Е. А. Климова
Эта классификация выбора профессии многоуровневая, но тем не менее простая для восприятия. Тут выделяются 5 типов профессий, которые известны всем еще со школьной скамьи. Классификация профессий по Климову предусматривает следующие категории: "человек - человек", "человек - живая природа", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ", "человек - техника".
Расшифровка типов профессий по Климову
"Человек - человек". Этот тип профессий актуален для тех, кому интересен социум, коллектив или другие люди. Эти профессии предусматривают обслуживание людей, или социальных групп. К ним относятся продавец, учитель, журналист, доктор, руководитель, психолог.
"Человек - живая природа". Люди, которые занимаются данным типом профессий, имеют дело с различными живыми организмами, как растительными, так и животными, а также биологическими процессами и микроорганизмами. Сюда можно причислить такие виды работ, как биолог, ботаник, ветеринар, кинолог, микробиолог, агроном.
"Человек - техника". Предметы труда в данном случае - это неживые, технические объекты. Люди, работающие в этой области, имеют дело с машинами, механизмами, различными материалами и видами энергии. В списке работ, относящихся к этому типу, находятся строитель, архитектор, электрик, сборщик.
"Человек - художественный образ". Профессии этой категории относятся к творческим работам и предполагают изобразительную, музыкальную, литературную или актерскую деятельность. Работы такого типа - это художник, актер, артист балета, певец, музыкант, писатель, сценарист, дирижер.
"Человек - знаковая система". Сюда причисляют профессии, которые так или иначе связаны с языками естественными или искусственными, цифрами, формулами и символами, такие как программист, языковед, переводчик.
Второй ярус классификации по Климову
Все рассмотренные типы профессий Климов также разделял по задачам и целям труда на 3 вида.
Гностические. В этой области работают в большинстве своем эксперты, оценивающие качество товара, диагностирующие работу механизмов или корректирующие готовый материал. Например: литературный критик, редактор, дегустатор сортов винограда, диагност различной техники.
Преобразующие - это профессии, цель которых изменять, чинить, улучшать качество продукции или жизни человека. К ним можно отнести слесаря, учителя, бухгалтера, мастера-животновода.
Изыскательские - профессии, имеющие задачу узнать или создать что-то новое и уникальное. Сюда относятся исследователи, воспитатели, художники, инженеры, программисты.
Помимо объекта, задач и целей учитывает классификация профессий признаки профессий, такие как средства и безопасность труда.
Профессия – это ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и/или духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития; определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности .
Специальность – вид занятий в рамках данной профессии .
Например, профессия – токарь. Специальности в рамках данной профессии: токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь - полуавтоматчик, токарь-револьверщик. Профессия – учитель. Специальности в рамках данной профессии: учитель физики и информатики, учитель русского языка и литературы, учитель русского и иностранного языков, учитель русского языка как иностранного, учитель иностранного языка и литературы, учитель экономики и права, учитель изобразительного искусства, учитель технологии и предпринимательства и т. д.
Необходимо отметить, что в настоящее время в обыденной и научной речи используются два понятия – учитель и педагог . Однако традиционно сложилось представление, что последнее гораздо шире. Сравните определения: «Учитель – лицо, передающее другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле – должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в общеобразовательной школе» .
Педагог – общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. По социальному статусу педагоги подразделяются на два вида: а) профессионалы, т. е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в иных областях. К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры малых групп, научных школ и т. д., чьи знания и опыт становятся достоянием других .
На основании полученной специальности работнику присваивается та или иная квалификация. Так, в соответствии с системой подготовки кадров в РГПУ им. А. И. Герцена выпускникам могут быть присвоены следующие квалификации (степени, если иметь в виду ступенчатую систему образования в вузе): квалификация (степень) бакалавр может быть получена студентом при освоении им основной образовательной программы (ОП) высшего профессионального образования, рассчитанной на четырехлетний срок обучения; квалификация дипломированный специалист (по педагогическим специальностям – это и есть учитель) может быть получена при освоении студентом непрерывной основной образовательной программы высшего профессионального образования, рассчитанной на пятилетний срок обучения или, при освоении ступенчатой основной ОП предыдущей ступени и получении квалификации (степени) бакалавр (программа также рассчитана на пятилетний срок обучения, включая бакалавриат); квалификация (степень) магистр может быть получена при освоении ступенчатой основной ОП высшего профессионального образования при условии успешного выполнения основной ОП предыдущей ступени и получения квалификации (степени) бакалавр (программа рассчитана на шестилетний срок обучения, включая бакалавриат).
Сориентироваться в десятках тысяч существующих профессий и специальностей можно с помощью классификации профессий.
Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. Наиболее известные классификации существуют в ботанике и зоологии, в русском и иностранном языках, в химии и истории и т. д. В основу классификации всегда должен быть положен тот или иной классификационный признак или признаки. Однако разные авторы за основу (признак) классификации могут брать и разные признаки (основания). Классификаций может быть несколько. С данным явлением вы встретитесь и в дальнейшем при изучении курсов теоретической и практической педагогики, когда разные авторы за основу классификаций методов (обучения, воспитания, технологий) будут брать разные основания .
Классификация профессий по разным основаниям представлена в табл. 2.
Таблица 2
Классификация профессий
№ п/п | Признак, взятый за основу | Недостатки классификации |
Первая буква названия профессии | Неудобно пользоваться, длинный перечень профессий. | |
Характер труда (умственный или физический) | Стирание различий между умственным и физическим трудом. | |
Отрасль народного хозяйства (например, промышленность и строительство; транспорт и связь; сельское хозяйство; животноводство и растениеводство; торговля (с общественным питанием и материально-техническим снабжением); наука; просвещение; культура; здравоохранение; аппарат органов управления и т. д. | 1. Условна, так как одни отрасли, например, здравоохранение, проникают в другие, например, в науку. 2. Есть профессии межотраслевые, распространенные в ряде отраслей народного хозяйства, например, слесарь. | |
Признак материального производства (производят материальные ценности или не производят). Производят: промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство, промышленный транспорт, связь. Не производят: здравоохранение, пассажирский транспорт, торговля, система массовой информации, просвещение и пр. | Деление не может быть точно, так как любой труд, если он нужен людям, – деятельность созидательная независимо от того, какие ценности – духовные или материальные – получаются («производятся») в результате. |
Компонентами любого вида труда являются предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности. Осознание человеком данных компонентов труда влияет на требования, предъявляемые к той или иной профессии.
Остановимся сначала на классификации профессий, предложенной Е. А. Климовым (по предмету труда ), который все существующие профессии (специальности) разделил на пять типов (групп) .
Первая группа профессий. Предметом, на который направлен труд, является техника. Условно эту группу профессий называют «человек-техника » и обозначают большой буквой Т .
К данной группе профессий относятся профессии, связанные с обслуживанием, ремонтом, установкой, наладкой, управлением (слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, техник, механик); профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования (слесарь-механик, токарь, сталевар, сборщик часов, инженер-физик и т. д.).
Если труд специалиста направлен на монтаж, ремонт любых сооружений, конструкций, то это профессии – архитектор, строитель, техник-сантехник и др.
Вторая группа профессий. Это профессии типа «человек-человек Ч . Предметом труда в данной группе профессий является обслуживание другого человека и (или) взаимодействие с ним. Целью труда в данном случае может быть воспитание и обучение, развитие, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское). Эта группа профессий может быть связана с управлением, руководством коллективами людей.
К этой группе относятся следующие профессии: экскурсовод, продавец, менеджер, учитель, педагог (в широком смысле этого слова – воспитатель детского сада, группы продленного дня, руководитель кружка, педагог-психолог, ассистент, доцент, профессор, методист и пр.). В данном случае речь идет о педагогах не только школы, но и других образовательных учреждений – дома детского творчества, спортивной школы, детской комнаты милиции, центра временного пребывания ребенка, центра психолого-педагогической помощи родителям, вуза, училища, колледжа и др.
Третья группа профессий. Предметом труда здесь является природа. Эта группа профессий «человек-природа П .
Любой предмет на земле, включая самого человека, принадлежит природе, но, говоря о профессиях типа «человек-природа», мы под предметом труда подразумеваем живую природу (растения, животные, микроорганизмы). С техникой профессии этого типа могут быть связаны, но она выступает для них не предметом, а средством труда (микробиолог, рыбовод, ветеринарный фельдшер, оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, цветовод и др.).
Четвертая группа профессий. Предметом труда здесь являются знаки – устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это профессии типа «человек-знаковая система », обозначаемые большой буквой 3 . К данной группе профессий относятся корректор, редактор, экономист, стенографистка-машинистка, чертежник, нотографик, топограф и др.
Пятая группа профессий. Предметом труда здесь являются художественные образы, формируемые личностью в изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерской деятельности. Это группа профессий «человек-художественный образ », обозначаемая большой буквой X . Сюда относятся профессии конструктор-модельер одежды, фотограф-художник, музыкант, артист, настройщик музыкальных инструментов, журналист, ковровщица и др.
В зависимости от цели труда , т. е. от того, что в профессии главное – узнавать, преобразовывать или искать (изыскивать), выделяют, соответственно, три класса профессий – гностические, преобразующие и изыскательские (табл. 3).
Таблица 3
Классификация профессий по цели труда
Классы профессий | Профессии | Цель труда |
Гностические (познавательные), обозначаются большой буквой Г | Корректор – 3 Критик – X Санитарный врач – Ч Лаборант химико-бактериологических анализов – Ч Контролер – приемщик готовых изделий – Т | Узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, сортировать, проверять по ранее известным признакам, оценивать, исследовать |
Преобразующие, обозначаются большой буквой П и малой р– Пр | Столяр – Т Учитель – Ч Полевод – П Чертежник – 3 Реставратор – X Врач – Ч Педагог – Ч | Изменить свойства, состояние предметов труда |
Изыскательские, обозначаются большой буквой И | Закройщик в ателье – X | Изобрести, найти нетрадиционный вариант решения |
Следующий компонент – орудия труда, средства производства . Что является орудием, а что средством труда для той или иной профессии? В зависимости от орудий труда или средств производства (которые подразделяются на ручные, машинные, автоматизированные и функциональные средства организма человека) профессии подразделяются на четыре отдела (табл. 4).
Таблица 4
Классификация профессий по орудию труда
И, наконец, в зависимости от условий, в которых осуществляется труд (обычные бытовые, условия открытого воздуха, необычные, условия повышенной моральной ответственности), выделяют четыре группы профессий (табл. 5).
Таблица 5
Классификация профессий по условиям труда
Условия труда | Профессии |
Обычные бытовые условия – обозначаются малой буквой б | Чертежник Бухгалтер Контролер радиоаппаратуры |
Условия открытого воздуха, когда могут быть резкие перепады температуры и влажности, – обозначаются малой буквой о | Полевод Тракторист Механизатор широкого профиля |
Необычные условия (под водой, на высоте, под землей, при повышенной температуре) – обозначаются малой буквой и | Водолаз Шахтер Монтажник-высотник |
Условия повышенной моральной ответственности (за здоровье и жизнь людей или за большие материальные ценности) – обозначаются малой буквой м | Учитель Судья Продавец Прокурор Адвокат Педагог |
Итак, вы познакомились с типами профессий, определяемыми по предмету труда; классами профессий, связанными с целями труда; отделами профессий, зависимыми от орудий труда (или средств производства), с помощью которых осуществляется профессия, и группами профессий, определяемыми условиями труда. Эти знания дают вам возможность представить классификацию профессий в виде табл. 6, а любую профессию, в том числе и профессию учителя, представить в виде «пирамиды» профессии (рис. 2).
Таблица 6
Классификация профессий
Предмет труда (типы профессий) | Цель труда (классы профессий) | Орудия труда (отделы профессий) | Условия труда (группы профессий) |
Человек-техника (Т) | Г.Распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить | Р.Ручные (непосредственное выполнение функции) | м.Условия повышенной моральной ответственности |
Человек-природа (П) | М.Механизированные (управление машинами, механизмами) | н.Необычные условия труда | |
Человек-человек (Ч) | Пр.Преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, оказать влияние, обслужить | А.Автоматизированные (управление станками, устройствами) | б.Условия бытового типа |
Человек-знаковая система (З) | И.Изобрести, придумать, найти новый способ решения | Ф.Использование функциональных средств организма | р.Работа на открытом воздухе |
Человек-художественный образ (X) | |||
Моя будущая профессия | |||
Группы профессий (зависят от условий труда – б, о, н, м) | |||
Отделы профессий (зависят от орудий труда – Р, М, А, Ф) | |||
Классы профессий (зависят от целей труда – Г, Пр, И) | |||
Типы (группы) профессий (зависят от предмета труда – П, Т, Ч, 3, X) Рисунок 2 . «Пирамида» профессии (рассматривается снизу вверх) |
Конечно, не всегда удается отнести профессию к одному определенному типу, классу, отделу и т. д. Часто явной оказывается принадлежность профессии к нескольким разновидностям: каждая профессия одного типа обязательно имеет признаки других, поэтому надо понимать, что все классификации условны. Вопрос остается в том, какие из признаков являются доминирующими, а какие – второстепенными. Как уже говорилось, анализируя ту или иную профессию, можно выделить четыре основных признака – предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда – и по их условным обозначениям записать даже формулу профессии, состоящую из нескольких букв.
В формуле профессии каждой букве соответствует тот или иной тип, класс, отдел, группа профессий. Например, профессия токарь. По предмету труда она относится к типу профессий «человек-техника», по цели – к классу преобразующих, по средствам труда – к отделу профессий, где используются машины, по условиям труда – к группе специалистов, работающих в бытовых условиях. Поэтому формула профессии токаря может выглядеть следующим образом: Т, Пр, М, б (надо записывать Т Пр М б, так как в формуле знаки препинания между буквами не ставятся).
От формулы профессии можно перейти к требованиям, предъявляемым профессией к личности учителя, имея в виду, что в этой профессии заключен ряд противоречий. Одно из самых важных противоречий – то, что, с одной стороны, профессия «учитель-педагог» одна из самых массовых, а с другой – орудиями труда для данной профессии являются функциональные средства организма. Таким образом, желающим получить профессию учителя надо понимать, что человеку, который на нее претендует, необходимо иметь здоровье на определенном уровне, а также нужные для этой профессии задатки, которые со временем могут развиться в способности, необходимые учителю, и, конечно же, соответствующие знания и умения.
В своих рассуждениях мы опираемся на структуру качеств личности, разработанную психологом К. К. Платоновым и применяемую в теории развивающего обучения (обучение признается ведущей силой психического развития человека, становления у него совокупности качеств личности) .
К. К. Платонов имеет в виду четыре уровня развития личности, которые можно представить образно (при желании изобразить графически) в виде известной всем модели строения атома.
В модели личности К. К. Платонова есть ядро личности, которое составляют наследственно (биологически) обусловленные качества личности. Это своего рода первый уровень в структуре личности – уровень темперамента (или наследственности). Качества первого уровня представляют особенности нервной системы, эмоциональные качества личности, её потребности (половые, возрастные и др.). Второй уровень в модели личности представляют особенности психических процессов . Речь идет об ощущениях, восприятии, воображении, внимании, памяти, чувствах, воле, а в целом о СУДах – способах умственных действий, осуществляемых в процессе обучения, мыслительных и логических операциях, таких как ассоциация, сравнение, абстрагирование, индукция, дедукция. Третий уровень – это уровень опыта личности ; он представлен известными всем ЗУНами (знания, умения, навыки) и СДП (сфера действенно-практическая), т. е. качествами личности, характеризующими действенно-практическую сферу. Эти качества приобретаются только в практической деятельности. И, наконец, четвертый уровень представлен направленностью личности (уровень направленности личности). Это СУМы (самоуправляющиеся механизмы личности), Я-концепция, потребности, направленность в целом и СЭНы (сфера эстетической и нравственной качеств личности), которые образуются на основе и вместе со знаниями, умениями и навыками (ЗУНами).
Перечисленные уровни (1–4) в модели личности К. К. Платонова помимо представления о личности как о «каркасе» групп её качеств несут в себе представление о личности как о сложнейшей системе, в которой все уровни групп качеств взаимосвязаны «радиусами», как паутина. Радиусы (паутину) могут составлять такие качества, которые автор называет потребностями личности, характером её способностей, Я-концепцией.
Понятия «профессиограмма» и «психограмма». Типы профессиограмм. Во второй половине 1920-х гг. отечественные психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике – профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»). В целом понятие профессиография включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.
Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.
Современному психологу-практику и профконсультанту важно понимать, каким образом составляется грамотное описание различных видов профессионального труда, какие общие характеристики используются для полного рассмотрения профессий. Помимо использования готовых описаний профессий (профессиограмм) профконсультанту следует быть готовым к самостоятельному выделению и описанию особенностей профессий, характерных для конкретных условий своего города или региона и не представленных в профессиограммах для всеобщего пользования. Кроме того, в ряде случаев возникает необходимость самостоятельно рассмотреть отдельные (особо интересные) профессии совместно с клиентом.
В самом общем виде профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами.
В современной профессиографии существует еще одно важное понятие – системная профессиограмма (по Е. М. Ивановой), под которой понимается сама технология психологического изучения субъекта труда, в ней как бы соединяются собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме).
На основании целей и задач , для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е. М. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм :
· информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес);
· показ возможных перспектив изменения в самой профессии;
· направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);
· выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ППК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы .
Варианты составления профессиограмм. А. К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные виды профессиограмм по их содержанию и структуре:
· комплексная профессиограмма (по К. К. Платонову, Ю. В. Котеловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указываются предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т. п.;
· аналитическая профессиограмма (по Е. М. Ивановой), где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам;
· психологически ориентированная профессиограмма (по Е. И. Гарберу), где выделяются: 1) описание внешней картины труда, трудовое поведение – фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; 2) внутренняя картина труда – типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика);
· «модульный подход» в профессиографировании (по В. Е. Гаврилову). Сам психологический модуль – это «типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку». Структура модуля: 1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего – измерение объектов без помощи инструментов и приборов – это первая, левая, часть модуля); 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего – объемный и линейный глазомер, точность – другая, правая, часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий ;
· «задачно-личностный модульный подход» к профессиографированию . Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам «модуль профессии» понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». В состав модуля входит, таким образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)». При этом целесообразно выделять: 1) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и 2) производные, вспомогательные задачи.
А. К. Маркова перечисляет основные требования к профессиограмме :
· четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);
· выделение не отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности;
· демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии .