Темы планов по разделу социология. Понятие политической культуры Типология политических культур
- Что понимается под политическим участием?
- Каковы его формы?
- Раскройте содержание понятия «политическая культура».
- Какие типы политической культуры вам известны?
- В чем особенности российской политической культуры?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Составьте таблицу «Типология политической культуры».
2. Демократическая политическая культура предполагает наличие таких личностных качеств, как толерантность, гуманность, критичность. Что еще вы добавили бы к этому перечню? Ответ поясните.
3. Ученые среди функций политической культуры особо отмечают: ценностно-ориентационную, нормативно-регулятивную, интеграционную, инновационную. Как вы понимаете эти функции? Раскройте их на примере одного из типов политической культур ы.
4. Представьте, что вам поручено организовать небольшое социологическое исследование по теме «Политическая культура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими единомышленниками. Сделайте сообщение по итогам проведенной работы.
Поработайте с источником
Прочитайте рассуждения современного российского ученого Е. В. Шестопал о политической социализации личности в Великобритании. Многие рядовые англичане воспитаны (и семьей, и школой, и пропагандой) в убеждении, что активность, деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. Деятельный характер - национальная черта. Этому способствует и социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.
мВ политике также социализация предполагает воспитание активной позиции с детства (через школьные дискуссионные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это относится прежде всего к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» к ачества, но вовлеченность, хотя и более поверхностная, пропагандируется как положительная характерцстика обычного человека.
Шестопал Е. В. Личность и политика. - М., 1988. - С. 94.
Вопросы и задания к источнику
- Что представляет собой политическая социал изация личности?
- Какие институты способствуют политической социализации англичан?
- Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической культур ы.
- Схожи ли процессы политической социализации в Великобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.
Политические культуры могут быть классифицированы по разным основаниям. Так, американские ученые Г. Ал-монд (род. в 1911 г.) и С. Верба (род. в 1932 г.) на основе выявленного своеобразия отдельных стран и регионов выделили три «чистых» типа политической культуры.
Во-первых, патриархальную культуру . Для этой культуры характерно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от ее функционирования. Во-вторых, подданническую культуру , где сильны ориентации на политические институты и лояльность к ним, но невысок уровень индивидуальной активности граждан. В-третьих, культуру участия , отражающую критическое отношение граждан к власти, их заинтересованность в политическом участии и политической активности.
На практике эти типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной является синтетическая культура, названная учеными гражданской культурой . В ней доминируют установки подданнической культуры, порождающие поддержку государственной власти, а также установки культуры участия, порождающие требования к властным структурам. Тем самым создается баланс, необходимый для обеспечения стабильности политической системы. Гражданской культурой именуют сегодня политическую культуру развитых демократических стран.
Политическая культура, будучи важной частью политической системы, во многом определяется ее типом. В этой связи многие политологи считают, что наиболее общей типологией является та, которая основана на типах политических систем. Иными словами, в тоталитарных, авторитарных и демократических политических системах господствуют тоталитарный, авторитарный и демократический типы политической культуры.
В тоталитарном типе политической культуры формируется убежденность граждан в справедливости безграничной власти государства над личностью, вера в то, что мир разделен на два враждебных лагеря – «друзей» и «врагов». В политическом сознании культивируется образ врага, которого необходимо уничтожить, а борьба воспринимается как универсальный метод решения сложных политических проблем. Наблюдается обожествление личности политического руководителя (вождя), возникает чувство слияния с властью, что является одной из составляющих ее легитимности и в значительной степени определяет стабильность режима. В политическом поведении элиты преобладают мотивы всемогущества, в поведении граждан – скромность, энтузиазм, а их участие в политической жизни имеет мобилизационный характер.
Авторитарный тип политической культуры существенно отличается от тоталитарного типа. Общество осознает отчуждение от власти, исчезает ощущение слияния с ней. Поскольку опорой авторитарного режима чаще всего выступает армия, обожествление личности политического руководителя как фактор легитимности власти отсутствует. В политическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от граждан требуется профессионализм и послушание, известная отстраненность от политики.
В демократическом типе политической культуры господствуют ориентации на демократические ценности и нормы. Особую ценность представляет человек, его права и свободы. По отношению к власти преобладают настроения критичности. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем важный фактор его интеграции. Большую значимость приобретают открытость политических позиций и ориентация на политическое участие. Господствуют приверженность законам, чувство ответственности граждан за свой политический выбор и способы его осуществления, плюрализм и толерантность в общественном мнении.
Политическая культура современной России еще не устоялась. С одной стороны, она сохраняет свои традиционные черты: подданническое отношение к любому центру политической власти; низкая самодисциплина и самоорганизованность; недоверие к государству; склонность к анархии при одновременной жажде сильной власти; слабое уважение к закону, правам личности. По-прежнему многие россияне предпочитают радикализм и революционные методы в политике мерам эволюционного, реформистского типа. Сохраняется уверенность в возможности простых и быстрых решений сложных политических проблем.
С другой стороны, происходит постепенное принятие политического плюрализма как необходимого качества политической жизни и гарантии необратимости демократических преобразований. Налицо открытое выражение различных политических ориентации и предпочтений (при пока еще традиционно широчайшем разбросе политических крайностей: от монархизма до анархизма). Растет понимание значения личной ответственности, стремление к самостоятельности в политических оценках и решениях. Иначе говоря, наблюдается преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа.
Основные понятия: политическое участие, политическая культура, типы политической культуры.
Термины: политическая роль, политическая субкультура.
1. Составьте таблицу «Типология политической культуры».
2. Демократическая политическая культура предполагает наличие таких личностных качеств, как толерантность, гуманность, критичность. Что еще вы добавили бы к этому перечню? Ответ поясните.
3. Ученые среди функций политической культуры особо отмечают: ценностно-ориентационную, нормативно-регулятивную, интеграционную, инновационную. Как вы понимаете эти функции? Раскройте их на примере одного из типов политической культуры.
4. Вообразите, что вам поручено организовать небольшое социологическое исследование по теме «Политическая культура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими единомышленниками. Сделайте сообщение по итогам проведенной работы.
Поработайте с источником |
Прочтите рассуждения современного российского ученого Е. Б. Шестопал о политической социализации личности в Великобритании.
Многие рядовые англичане воспитаны (и семьей, и школой, и пропагандой) в убеждении, что активность, деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. Деятельный характер – национальная черта. Этому способствует и социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.
В политике также социализация предполагает воспитание активной позиции с детства (через школьные дискуссионные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это относится, прежде всего, к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» качества, но вовлеченность, хотя и более поверхностная, пропагандируется как положительная характеристика обычного человека.
Шестопал Е. Б. Личность и политика. – М., 1988. – С. 94.
Вопросы и задания к источнику:
1) Что представляет собой политическая социализация личности? 2) Какие институты способствуют политической социализации англичан? 3) Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической культуры. 4) Схожи ли процессы политической социализации в Великобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.
Политическая культура исследуется учеными на основе разных научных подходов и трактуется в науке неоднозначно. Она, по образному выражению современного американского философа У. Джеймса, является «цветущей и жужжащей неразберихой». И все же попытаемся разобраться в этом политическом феномене.
Отметим, что политическая культура рассматривается обычно на двух уровнях: личности и общества.
Политическая культура личности представляет собой единство трех составляющих: знаний о мире политики, политических ценностных ориентации, способов практичес ких политических действий.
Политические знания могут иметь научный характер, но могут бытовать и на уровне житейских представлений. В житейских представлениях политические явления нередко искажаются. Скажем, свобода понимается как вседозволенность, консенсус - как соглашательство, а демократия - как возможность делать все, что пожелаешь. Знания политологии помогают адекватно воспринимать политическую реальность. Человек, обладающий научным знанием, менее подвержен дезинформации и манипулированию его политическим сознанием. Он, как правило, критически осмысливает услышанное и прочитанное.
Однако надо иметь в виду, что на политические представления даже самой образованной личности большое влияние могут оказывать сложившиеся в обществе устойчивые стереотипы, ставшие неотъемлемой чертой политического мышления людей. Например, в период правления Сталина лишь немногие допускали мысль о его личной вине в массовых репрессиях и других беззакониях.
Политические ценностные ориентации занимают центральное место в структуре политической культуры личности. Они включают в себя суждения, мнения человека о политических идеалах, целях и принципах разумного и желаемого общественного устройства, способах его достижения, политических механизмах функционирования и пр. Политические ориентации формируются под влиянием знаний, эмоционального личностного отношения к политическим явлениям и собственных оценок. Иными словами, ценностные ориентации выражают субъективные политические позиции людей. Вместе с тем ценностные ориентации личности формируются под влиянием нормативных общественно признанных политических ценностей. Напомним, что в
России к ним относятся: демократия, парламентаризм, правовое государство (продолжите этот перечень). Базовые политические ценности выступают обычно в качестве критериев оценки политического события или явления («демократично или недемократично», «правомерно или неправомерно» и т. д.).
Ценностные ориентации проявляются по-разному. Иногда они существуют в виде неосознанных предпочтений, например, какого-либо политического направления: социал-демократического, либерального и др. При отсутствии глубоких знаний о сущности этих направлений субъект политики нередко превращается в ее объект, легко поддается на популистские воззвания и лозунги, слепо следует за политическими лидерами. В этом случае его политическое участие иногда характеризуют как участие мобилизованное.
Если же ценностные ориентации становятся осознанными твердыми позициями (убеждениями), то они побуждают к активным, целенаправленным и чаще всего конструктивным действиям. Иначе говоря, ценностные ориентации приобретают функцию важнейшего регулятора политического поведения человека.
Политические ценностные ориентации могут резко изменяться в связи со сменой социально-политических условий общественной жизни, общей направленности развития страны, событий за рубежом. Вспомните, например, как А. И. Герцен, западник по своим политическим позициям, под впечатлением революции 1848 г. во Франции и кровавой расправы над ее участниками резко изменил свои взгляды. В считанные дни он пришел к убеждению, что Россия должна следовать не западноевропейскому пути развития, а своему собственному, самобытному пути. Нередко ценност ные ориентации человека меняются и под воздействием жизненных обстоятельств, например в связи с изменением его социального статуса.
Способы практических политических действий - это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как следует поступать. Многие политологи называют их моделями политического поведения, ибо исполнение гражданином какой-либо политической роли предполагает соблюдение не одного, а ряда последовательных правил. В сочетании эти правила отражают содержание соответствующей роли. Например, роль избирателя, как известно, предполагает анализ и оценку с позиций определенных требований предвыборных программ, а также личных качеств претендентов на власть. Совокупность действий избирателя, согласно нормативным требованиям, и будет являться моделью (образцом) его политического поведения.
Знания и представления о политике, политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения) относятся к области политического сознания, а способы практических политических действий - к моделям политического поведения. Как вы уже знаете, политическое сознание предопределяет политическое поведение, которое, в свою очередь, активно воздействует на политическое сознание.
Политическая культура личности тесно связана с политической культурой общества, которая формируется под влиянием общей культуры страны (религии, национального менталитета, достигнутого уровня науки и техники, образования). В общенациональной политической культуре воплощаются как современные политические идеи, ценностные ориентации и нормы поведения, так и опыт прошлого. Он предстает в политических традициях, символах, обычаях, ритуалах, стереотипах мышления и деятельности.
Традиции обеспечивают преемственность между прошлым и будущим, сплачивают общество в целостный механизм. Именно традиции придают устойчивость политико-культурным формам деятельности людей. Показательно, что чем стабильнее государственное устройство страны, тем с большим уважением чтят ее культурно-исторические традиции. В Великобритании, например, существуют традиционные ритуалы, связанные с историей монархии, парламента, судов. Некоторые напоминают театрализованное представление: приезд королевы в парламент в старинной карете, средневековые одежды государственных мужей, спикер, сидящий на мешке с овечьей шерстью.
Политическая культура включает и многообразные политические символы - знаки, обобщающие какой-либо образ, явление, процесс.
Общеизвестно, что символами государства являются флаг, герб, гимн. Символом власти у разных народов на определенных исторических этапах считались скипетр и держава. В настоящее время власть символизирует резиденция главы государства. Когда говорят о политике Кремля или Белого дома, мы сразу понимаем, что имеется в виду политика России и США.
Символическое значение имеют и многообразные политические церемонии, обряды, ритуалы. Наверное, вы не раз наблюдали, скажем, ритуал вхождения Президента в должность, ритуал встречи главы иностранного государства, Церемонию возложения венков и пр.
Воспроизводя традиции, ритуалы, церемонии и опираясь На символику, политическая культура способствует приобщению человека к политическому наследию, формирует в его сознании чувство идентичности (тождественности) со своей страной, своим народом, определенной социальной
Группой. Человек ощущает себя неотъемлемой частью данного социально-культурного сообщества.
Вместе с тем политические традиции могут приходить в противоречие с современными (нередко официально закрепленными) нормативными моделями сознания и поведения. Тем самым создаются ситуации конфликтного сосуществования старого и нового. Так, в республике могут быть представлены монархические взгляды; высокий правовой статус личности может сочетаться с низким уровнем личностных притязаний на политическое участие. Не случайно в рамках общенациональной политической культуры возникают поли тические субкультуры - относительно самостоятельные блоки ценностей, норм, стереотипов политического поведения, которых придерживаются отдельные социальные группы. Становление политических субкультур происходит и в результате заимствования культурного опыта других народов.
Анализ политических субкультур позволяет выделить в политической культуре общества совокупность преобладающих характеристик, придающих ей особый колорит и своеобразие во взаимоотношениях государства и граждан. Например, японская политическая культура - это культура консенсуса и долга. Ее отличает преданность государству, уважение к власти. Для политической культуры французов характерны развитое чувство принадлежности к единой нации, твердая республиканская традиция.
ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КУЛЬТУР
Политические культуры могут быть классифицированы по разным основаниям. Так, американские ученые Г. Ал-монд (род. в 1911 г.) и С. Верба (род. в 1932 г.) на основе выявленного своеобразия отдельных стран и регионов выделили три «чистых» типа политической культуры. Во-первых, патриархальную культуру. Для этой культуры характерно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от ее функционирования. Во-вторых, подданническую культуру, где сильны ориентации на политические институты и лояльность к ним, но невысок уровень индивидуальной активности граждан. В-третьих, культуру участия, отражающую критическое отношение граждан к власти, их заинтересованность в политическом участии и политической активности.
На практике эти типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной является синтетическая культура, названная учеными гражданской культурой. В ней доминируют установки подданнической культуры, по-
Рождающие поддержку государственной власти, а также установки культуры участия, порождающие требования к властным структурам. Тем самым создается баланс, необходимый для обеспечения стабильности политической системы. Гражданской культурой именуют сегодня политическую культуру развитых демократических стран.
В развитых демократических странах, как правило, 60% граждан являются представителями культуры участия, 30% - подданнической, 10% - патриархальной культуры.
Политическая культура, будучи важной частью политической системы, во многом определяется ее типом. В этой связи многие политологи считают, что наиболее общей типологией является та, которая основана на типах политических систем. Иными словами, в тоталитарных, авторитарных и демократических политических системах господствуют тоталитарный, авторитарный и демократический типы политической культуры. Так, в тоталитарных политических системах формируется убежденность граждан в справедливости безграничной власти государства над личностью, вера в то, что мир разделен на два враждебных лагеря - «друзей» и «врагов». В политическом сознании культивируется образ врага, которого необходимо уничтожить, а борьба воспринимается как универсальный метод решения сложных политических проблем. Наблюдается обожествление личности политического руководителя (вождя), возникает чувство слияния с властью, что является одной из составляющих ее легитимности и в значительной степени определяет стабильность режима. В политическом поведении элиты преобладают мотивы всемогущества, в поведении граждан - скромность, энтузиазм, а их участие в политической жизни имеет мобилизационный характер.
Авторитарный тип политической культуры существенно отличается от тоталитарного типа. Общество осознает отчуждение от власти, исчезает ощущение слияния с ней. Поскольку опорой авторитарного режима чаще всего выступает армия, обожествление личности политического руководителя как фактор легитимности власти отсутствует. В политическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от граждан требуется профессионализм и послушание, известная отстраненность от политики.
В демократическом типе политической культуры господствуют ориентации на демократические ценности и нормы. Особую ценность представляет человек, его права и свободы. По отношению к власти преобладают настроения критичности. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем
Важный фактор его интеграции. Большую значимость приобретают открытость политических позиций и ориентация на политическое участие. Господствуют приверженность законам, чувство ответственности граждан за свой политический выбор и способы его осуществления, плюрализм и толерантность в общественном мнении.
Политическая культура современной России еще не устоялась. С одной стороны, она сохраняет свои традиционные черты: подданническое отношение к любому центру политической власти; низкая самодисциплина и самоорганизованность; недоверие к государству; склонность к анархии при одновременной жажде сильной власти; слабое уважение к закону, правам личности. По-прежнему многие россияне предпочитают радикализм и революционные методы в политике мерам эволюционного, реформистского типа. Сохраняется уверенность в возможности простых и быстрых решений сложных политических проблем.
С другой стороны, происходит постепенное принятие политического плюрализма как необходимого качества политической жизни и гарантии необратимости демократических преобразований. Налицо открытое выражение различных политических ориентации и предпочтений (при пока еще традиционно широчайшем разбросе политических крайностей: от монархизма до анархизма). Растет понимание значения личной ответственности, стремление к самостоятельности в политических оценках и решениях. Иначе говоря, наблюдается преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа.
till Основные понятия: политическое участие, политическая культура, типы политической культуры.
IISI Термины: политическая роль, политическая субкультура.
Проверьте себя
1) Что понимается под политическим участием? 2) Каковы его формы? 3) Раскройте содержание понятия «политическая культура». 4) Какие типы политической культуры вам известны? 5) В чем особенности российской политической культуры?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Составьте таблицу «Типология политической культуры».
2. Демократическая политическая культура предполага
ет наличие таких личностных качеств, как толерантность,
гуманность, критичность. Что еще вы добавили бы к этому
перечню? Ответ поясните.
3. Ученые среди функций политической культуры особо
отмечают: ценностно-ориентационную, нормативно-регуля
тивную, интеграционную, инновационную. Как вы понима-
Ете эти функции? Раскройте их на примере одного из типов политической культуры.
4. Вообразите, что вам поручено организовать небольшое социологическое исследование по теме «Политическая культура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими единомышленниками. Сделайте сообщение по итогам проведенной работы.
Поработайте с источником
Прочтите рассуждения современного российского ученого Е. Б. Шесто-пал о политической социализации личности в Великобритании.
Многие рядовые англичане воспитаны (и семьей, и школой, и пропагандой) в убеждении, что активность, деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. Деятельный характер - национальная черта. Этому способствует и социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.
В политике также социализация предполагает воспитание активной позиции с детства (через школьные дискуссионные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это относится, прежде всего, к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» качества, но вовлеченность, хотя и более поверхностная, пропагандируется как положительная характеристика обычного человека.
Шестопал Е. Б. Личность и политика. -М., 1988. -С. 94.
§§§| Вопросы и задания к источнику. 1) Что представляет собой политическая социализация личности? 2) Какие институты способствуют политической социализации англичан? 3) Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической культуры. 4) Схожи ли процессы политической социализации в Великобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.
Политический конфликт
Вспомните:
каковы причины межличностных конфликтов? Каковы способы их преодоления? В чем состоит значение конфликтов между социальными группами? Каковы пути регулирования таких конфликтов? Каковы причины межэтнических конфликтов? В чем заключаются условия их разрешения?
Вы уже многое знаете о конфликтах в обществе. Вам также известно, что все многообразие конфликтов изучает возникшая на стыке философии, социологии, психологии отрасль науки - конфликтология. В этом параграфе речь пойдет о политических конфликтах, которые являются разновидностью социальных конфликтов. Понятно, что общие черты социальных конфликтов присущи и политическим. Однако политические конфликты не являются лишь отражением социальных конфликтов, достигших определенной остроты. Это самостоятельное явление, имеющее существенные особенности, которые изучает политология. На них и сосредоточим внимание, рассматривая их в контексте политического развития общества.
Вы, наверное, не раз убеждались в том, что, располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному во-влекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней ученые выделяют пять типов личности.
Личность активиста. Для нее характерна высокая по-
литическая активность, постоянный интерес к политичес-
ким проблемам и информированность о них. Это может быть
член политической партии, участник движения, по своей
воле включенный в политическую деятельность. К активис-
там относятся также многие профессиональные политики и
лидеры политических партий.
Личность, принимающая эпизодическое участие в по-
литике. Она проявляет интерес к политике, хорошо инфор-
мирована, но в силу определенных личных обстоятельств
(отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует
лишь в выборах и отдельных политических акциях.
Личность политического наблюдателя с различным
уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к
политике и лично не участвующая в ней.
Пассивная личность с нейтральным, безразличным от-
ношением к политике.
Аполитичная или отчужденная личность с негативным
отношением к своему участию в политике, не интересую-
щаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность, ко-
нечно же, не является субъектом политики.
Приведенная типология убеждает в том, что мощными стимулами политической активности человека выступают его интерес к политике и политическая компетентность.
9-Л. Н. Боголюбов. 11 кл
Политическая компетентность напрямую связана с обра-зованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причем влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень дохо-дов или профессия. Интерес к политике во многом связан с удовлетворением потребностей человека, которые выступают в качестве мотивов политического участия. Потребности, как вы знаете, образуют иерархию. Низшими считаются со-циально-экономические (материальные) потребности. Затем следуют потребности в безопасности (правовой защите), со-циальной и политической идентичности (отождествлении се-бя с определенной социальной группой, партией, движени-ем). Высшими же потребностями считаются стремление к самоутверждению (повышению своего социального статуса) и самореализации (реализации в политической сфере своих творческих способностей и ценностных ориентации). По ме-ре удовлетворения низших потребностей действия человека начинают определять высшие потребности. В обществе, в котором не удовлетворены самые первичные потребности че-ловека, политическое участие будет определяться отнюдь не стремлением к творческой самореализации, а неудовле-творенными социально-экономическими потребностями и потребностью в правовой защищенности. Не случайно вклю-чение в политику большинства российских граждан проис-ходит под лозунгами повышения жизненного уровня, соци-альной защиты, борьбы с преступностью.
Мы рассмотрели некоторые факторы, положительно вли-яющие на политическую активность граждан. Каковы же причины абсентеизма - уклонения от участия в политике? Избегают политики, как правило, люди с низким уровнем образования, не уверенные в себе и своих возможностях. Но абсентеистом может стать и хорошо образованный человек, разочарованный в своем политическом участии из-за отсут-ствия желаемых результатов. Уклонение от политики неред-ко обусловлено распадом групповых ценностей или утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социаль-ной группе. В этих случаях человек лишается «маяков», ко-торые позволяли ему ориентироваться в «политическом мо-ре». Какими бы причинами ни был вызван абсентеизм, на практике он может принести ущерб обществу и самому че-ловеку.
На рубеже 60-70-х гг. XX столетия в странах Запад-* ной Европы были реализованы программы для при-! влечения в политику пассивных слоев населения. Ре-зультаты оказались неожиданными: «новобранцы» про-явили крайне консервативные позиции, чем вызва-ли поворот демократического политического процесса «вправо».
Следует отметить, что степень активности и эффектив-ность политического участия во многом зависят от полити-ческой культуры.
ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Политическая культура исследуется учеными на основе разных научных подходов и трактуется в науке неоднознач-но. Она, по образному выражению современного американ-ского философа У. Джеймса, является «цветущей и жужжа-щей неразберихой». И все же попытаемся разобраться в этом политическом феномене.
Отметим, что политическая культура рассматривается обычно на двух уровнях: личности и общества.
Политическая культура личности представляет собой единство трех составляющих: знаний о мире политики, по- литических ценностных ориентации, способов практичес ких политических действий.
Политические знания могут иметь научный характер, но могут бытовать и на уровне житейских представлений. В житейских представлениях политические явления неред-ко искажаются. Скажем, свобода понимается как вседозво-ленность, консенсус - как соглашательство, а демократия - как возможность делать все, что пожелаешь. Знания поли-тологии помогают адекватно воспринимать политическую реальность. Человек, обладающий научным знанием, менее подвержен дезинформации и манипулированию его полити-ческим сознанием. Он, как правило, критически осмыслива-ет услышанное и прочитанное.
Однако надо иметь в виду, что на политические представ-ления даже самой образованной личности большое влияние могут оказывать сложившиеся в обществе устойчивые стерео-типы, ставшие неотъемлемой чертой политического мышле-ния людей. Например, в период правления Сталина лишь не-многие допускали мысль о его личной вине в массовых репрессиях и других беззакониях.
Политические ценностные ориентации занимают цент-ральное место в структуре политической культуры личнос-ти. Они включают в себя суждения, мнения человека о по-литических идеалах, целях и принципах разумного и желаемого общественного устройства, способах его достиже-ния, политических механизмах функционирования и пр. Политические ориентации формируются под влиянием зна-ний, эмоционального личностного отношения к политичес-ким явлениям и собственных оценок. Иными словами, цен-ностные ориентации выражают субъективные политические позиции людей. Вместе с тем ценностные ориентации лич-ности формируются под влиянием нормативных обществен-но признанных политических ценностей. Напомним, что в
России к ним относятся: демократия, парламентаризм, пра-вовое государство (продолжите этот перечень). Базовые политические ценности выступают обычно в качестве крите-риев оценки политического события или явления («демокра-тично или недемократично», «правомерно или неправомер-но» и т. д.).
Ценностные ориентации проявляются по-разному. Ино-гда они существуют в виде неосознанных предпочтений, например, какого-либо политического направления: социал-демократического, либерального и др. При отсутствии глу-боких знаний о сущности этих направлений субъект по-литики нередко превращается в ее объект, легко поддается на популистские воззвания и лозунги, слепо следует за политическими лидерами. В этом случае его политическое участие иногда характеризуют как участие мобилизован-ное.
Если же ценностные ориентации становятся осознанны-ми твердыми позициями (убеждениями), то они побуждают к активным, целенаправленным и чаще всего конструктив-ным действиям. Иначе говоря, ценностные ориентации при-обретают функцию важнейшего регулятора политического поведения человека.
Политические ценностные ориентации могут резко изме-няться в связи со сменой социально-политических условий общественной жизни, общей направленности развития страны, событий за рубежом. Вспомните, например, как А. И. Герцен, западник по своим политическим позициям, под впечатлением революции 1848 г. во Франции и крова-вой расправы над ее участниками резко изменил свои взгля-ды. В считанные дни он пришел к убеждению, что Россия должна следовать не западноевропейскому пути развития, а своему собственному, самобытному пути. Нередко ценност ные ориентации человека меняются и под воздействием жизненных обстоятельств, например в связи с изменением его социального статуса.
Способы практических политических действий - это образцы и правила политического поведения, которые опре-деляют, как следует поступать. Многие политологи называ-ют их моделями политического поведения, ибо исполнение гражданином какой-либо политической роли предполагает соблюдение не одного, а ряда последовательных правил. В сочетании эти правила отражают содержание соответству-ющей роли. Например, роль избирателя, как известно, пред-полагает анализ и оценку с позиций определенных требова-ний предвыборных программ, а также личных качеств претендентов на власть. Совокупность действий избирателя, согласно нормативным требованиям, и будет являться моде-лью (образцом) его политического поведения.
Знания и представления о политике, политические цен-ностные ориентации (убеждения, предпочтения) относятся к области политического сознания, а способы практических политических действий - к моделям политического поведе-ния. Как вы уже знаете, политическое сознание предопре-деляет политическое поведение, которое, в свою очередь, ак-тивно воздействует на политическое сознание.
Политическая культура личности тесно связана с поли-тической культурой общества, которая формируется под влиянием общей культуры страны (религии, национального менталитета, достигнутого уровня науки и техники, образо-вания). В общенациональной политической культуре вопло-щаются как современные политические идеи, ценностные ориентации и нормы поведения, так и опыт прошлого. Он предстает в политических традициях, символах, обычаях, ритуалах, стереотипах мышления и деятельности.
Традиции обеспечивают преемственность между про-шлым и будущим, сплачивают общество в целостный меха-низм. Именно традиции придают устойчивость политико-культурным формам деятельности людей. Показательно, что чем стабильнее государственное устройство страны, тем с большим уважением чтят ее культурно-исторические тради-ции. В Великобритании, например, существуют традицион-ные ритуалы, связанные с историей монархии, парламента, судов. Некоторые напоминают театрализованное представле-ние: приезд королевы в парламент в старинной карете, сред-невековые одежды государственных мужей, спикер, сидя-щий на мешке с овечьей шерстью.
Политическая культура включает и многообразные поли- тические символы - знаки, обобщающие какой-либо образ, явление, процесс.
Общеизвестно, что символами государства являются флаг, герб, гимн. Символом власти у разных народов на оп-ределенных исторических этапах считались скипетр и дер-жава. В настоящее время власть символизирует резиденция главы государства. Когда говорят о политике Кремля или Белого дома, мы сразу понимаем, что имеется в виду поли-тика России и США.
Символическое значение имеют и многообразные полити- ческие церемонии, обряды, ритуалы. Наверное, вы не раз на-блюдали, скажем, ритуал вхождения Президента в долж-ность, ритуал встречи главы иностранного государства, Церемонию возложения венков и пр.
Воспроизводя традиции, ритуалы, церемонии и опираясь На символику, политическая культура способствует приоб-щению человека к политическому наследию, формирует в его сознании чувство идентичности (тождественности) со своей страной, своим народом, определенной социальной
группой. Человек ощущает себя неотъемлемой частью дан-ного социально-культурного сообщества.
Вместе с тем политические традиции могут приходить в противоречие с современными (нередко официально закреп-ленными) нормативными моделями сознания и поведения. Тем самым создаются ситуации конфликтного сосуществова-ния старого и нового. Так, в республике могут быть пред-ставлены монархические взгляды; высокий правовой статус личности может сочетаться с низким уровнем личностных притязаний на политическое участие. Не случайно в рамках общенациональной политической культуры возникают поли тические субкультуры - относительно самостоятельные бло-ки ценностей, норм, стереотипов политического поведения, которых придерживаются отдельные социальные группы. Становление политических субкультур происходит и в ре-зультате заимствования культурного опыта других народов.
Анализ политических субкультур позволяет выделить в политической культуре общества совокупность преобладаю-щих характеристик, придающих ей особый колорит и свое-образие во взаимоотношениях государства и граждан. На-пример, японская политическая культура - это культура консенсуса и долга. Ее отличает преданность государству, уважение к власти. Для политической культуры французов характерны развитое чувство принадлежности к единой на-ции, твердая республиканская традиция.
ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КУЛЬТУР
Политические культуры могут быть классифицированы по разным основаниям. Так, американские ученые Г. Ал-монд (род. в 1911 г.) и С. Верба (род. в 1932 г.) на основе выявленного своеобразия отдельных стран и регионов выде-лили три «чистых» типа политической культуры. Во-пер-вых, патриархальную культуру. Для этой культуры харак-терно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от ее функционирования. Во-вторых, подданническую культуру, где сильны ориентации на политические институты и лояль-ность к ним, но невысок уровень индивидуальной активно-сти граждан. В-третьих, культуру участия, отражающую критическое отношение граждан к власти, их заинтересован-ность в политическом участии и политической активности.
На практике эти типы политической культуры взаимо-действуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной является синтетиче-ская культура, названная учеными гражданской культурой. В ней доминируют установки подданнической культуры, по-
рождающие поддержку государственной власти, а также ус-тановки культуры участия, порождающие требования к вла-стным структурам. Тем самым создается баланс, необходи-мый для обеспечения стабильности политической системы. Гражданской культурой именуют сегодня политическую культуру развитых демократических стран.
В развитых демократических странах, как правило, 60% граждан являются представителями культуры участия, 30% - подданнической, 10% - патриархаль-ной культуры.
Политическая культура, будучи важной частью полити-ческой системы, во многом определяется ее типом. В этой связи многие политологи считают, что наиболее общей типологией является та, которая основана на типах полити-ческих систем. Иными словами, в тоталитарных, авторитар-ных и демократических политических системах господству-ют тоталитарный, авторитарный и демократический типы политической культуры. Так, в тоталитарных полити-ческих системах формируется убежденность граждан в спра-ведливости безграничной власти государства над личностью, вера в то, что мир разделен на два враждебных лагеря - «друзей» и «врагов». В политическом сознании культивиру-ется образ врага, которого необходимо уничтожить, а борь-ба воспринимается как универсальный метод решения слож-ных политических проблем. Наблюдается обожествление личности политического руководителя (вождя), возникает чувство слияния с властью, что является одной из составля-ющих ее легитимности и в значительной степени определя-ет стабильность режима. В политическом поведении элиты преобладают мотивы всемогущества, в поведении граждан - скромность, энтузиазм, а их участие в политической жизни имеет мобилизационный характер.
Авторитарный тип политической культуры существенно отличается от тоталитарного типа. Общество осознает от-чуждение от власти, исчезает ощущение слияния с ней. Поскольку опорой авторитарного режима чаще всего высту-пает армия, обожествление личности политического руково-дителя как фактор легитимности власти отсутствует. В по-литическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от граждан требуется профессионализм и послушание, известная отстраненность от политики.
В демократическом типе политической культуры господ-ствуют ориентации на демократические ценности и нормы. Особую ценность представляет человек, его права и свобо-ды. По отношению к власти преобладают настроения кри-тичности. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем
важный фактор его интеграции. Большую значимость при-обретают открытость политических позиций и ориентация на политическое участие. Господствуют приверженность за-конам, чувство ответственности граждан за свой политичес-кий выбор и способы его осуществления, плюрализм и то-лерантность в общественном мнении.
Политическая культура современной России еще не усто-ялась. С одной стороны, она сохраняет свои традиционные черты: подданническое отношение к любому центру полити-ческой власти; низкая самодисциплина и самоорганизован-ность; недоверие к государству; склонность к анархии при одновременной жажде сильной власти; слабое уважение к закону, правам личности. По-прежнему многие россияне предпочитают радикализм и революционные методы в поли-тике мерам эволюционного, реформистского типа. Сохраня-ется уверенность в возможности простых и быстрых реше-ний сложных политических проблем.
С другой стороны, происходит постепенное принятие по-литического плюрализма как необходимого качества поли-тической жизни и гарантии необратимости демократических преобразований. Налицо открытое выражение различных политических ориентации и предпочтений (при пока еще традиционно широчайшем разбросе политических крайнос-тей: от монархизма до анархизма). Растет понимание значе-ния личной ответственности, стремление к самостоятельно-сти в политических оценках и решениях. Иначе говоря, наблюдается преобразование политической культуры на ос-нове ценностей демократического типа.
till Основные понятия: политическое участие, политическая культура, типы политической культуры.
IISI Термины: политическая роль, политическая субкультура.
Проверьте себя
1) Что понимается под политическим участием? 2) Како-вы его формы? 3) Раскройте содержание понятия «полити-ческая культура». 4) Какие типы политической культуры вам известны? 5) В чем особенности российской политичес-кой культуры?
Подумайте, обсудите, сделайте
Составьте таблицу «Типология политической культуры».
Демократическая политическая культура предполага-
ет наличие таких личностных качеств, как толерантность,
гуманность, критичность. Что еще вы добавили бы к этому
перечню? Ответ поясните.
Ученые среди функций политической культуры особо
отмечают: ценностно-ориентационную, нормативно-регуля-
тивную, интеграционную, инновационную. Как вы понима-
ете эти функции? Раскройте их на примере одного из типов политической культуры.
4. Вообразите, что вам поручено организовать небольшое социологическое исследование по теме «Политическая куль-тура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими единомышленниками. Сделайте сооб-щение по итогам проведенной работы.
Поработайте с источником
Прочтите рассуждения современного российского ученого Е. Б. Шесто-пал о политической социализации личности в Великобритании.
Многие рядовые англичане воспитаны (и семьей, и шко-лой, и пропагандой) в убеждении, что активность, деятель-ное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. Деятельный характер - национальная черта. Этому способствует и социализация молодого поколения через все-возможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.
В политике также социализация предполагает воспита-ние активной позиции с детства (через школьные дискусси-онные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это от-носится, прежде всего, к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» качества, но вовлеченность, хо-тя и более поверхностная, пропагандируется как положи-тельная характеристика обычного человека.
Шестопал Е. Б. Личность и политика. -М., 1988. -С. 94.
§§§| Вопросы и задания к источнику. 1) Что представляет собой по-литическая социализация личности? 2) Какие институты способст-вуют политической социализации англичан? 3) Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической куль-туры. 4) Схожи ли процессы политической социализации в Вели-кобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.
§ 26. Политический конфликт
Вспомните:
каковы причины межличностных конфликтов? Каковы способы их преодоления? В чем состоит значение кон-фликтов между социальными группами? Каковы пути регулирования таких конфликтов? Каковы причины межэтнических конфликтов? В чем заключаются усло-вия их разрешения?
Вы уже многое знаете о конфликтах в обществе. Вам так-же известно, что все многообразие конфликтов изучает воз-никшая на стыке философии, социологии, психологии от-расль науки - конфликтология. В этом параграфе речь пойдет о политических конфликтах, которые являются раз-новидностью социальных конфликтов. Понятно, что общие черты социальных конфликтов присущи и политическим. Однако политические конфликты не являются лишь отра-жением социальных конфликтов, достигших определенной остроты. Это самостоятельное явление, имеющее существен-ные особенности, которые изучает политология. На них и сосредоточим внимание, рассматривая их в контексте поли-тического развития общества.
ИСТОЧНИКИ И ЗНАЧЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ПОЛИТИКЕ
Напомним, что политическую деятельность нередко ха-рактеризуют как противостояние социальных сил, полити-ческих партий и организаций в борьбе за власть. Политиче-скую жизнь невозможно представить без конфликтов. Из курса истории вы знаете, что разнообразные политические конфликты в обществе возникали на всех этапах его разви-тия с древности до наших дней. Конфликт всегда столкно-вение сторон из-за различия общественного положения, про-тиворечий интересов, целей и ценностей. В последние десятилетия мы стали свидетелями острых конфликтов в нашей стране между политическими организациями, ветвя-ми власти (парламентом и исполнительной властью), субъ-ектами федерации и федеральными органами, а также свидетелями межнациональных и межгосударственных кон-фликтов.
Политический конфликт - это столкновение, противо- борство субъектов политики. Борьба между ними отражает расхождение, а нередко и противоположность их политиче- ских интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловлен-ных их положением и ролью в системе властных отноше- ний. Целью такой борьбы является реализация этих интересов и целей в сфере государственной власти. Это борьба за влияние на принятие политических решений.
Политические конфликты вырастают из социальных противоречий. Интересы конфликтующих сторон могут от-ражать противоречия, возникающие в экономической сфере (например, между сторонниками свободного рынка и сторон-никами усиления государственного регулирования рыночной экономики); в социальной сфере (например, между стремле-нием к социальному равенству и углублением дифференци-ации доходов); в сфере культуры (например, по вопросу об
для общеобразовательных учреждений . География. 6-11 классы / составитель В.И. Сиротин – М.: Дрофа, 2004 География России: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений ...