Старт в науке. Творческий проект «Мой профессиональный выбор»
Шаг 1. Выявление проблемыОпределение проблемной области
проекта:
Окончание 9-11 классов, сдача
экзаменов;(подробно описать
трудности);
Определение учебного заведения и
название специальности получаемой
в этом учебном заведении.
Определение состояния здоровья.
Шаг 2. Осознание проблемной области
Шаг 3. Выявление конкретной потребности
Является ли потребность выбораконкретной профессии, в
соответствии с вашими
интересами и возможностями,
первостепенной или нет?
Дайте своему ответу подробное
обоснование.
Шаг 4. Определение конкретной задачи и ее формулировка
Анализ конкретной профессии,выявление ее основных
требований к человеку и
выявление возможностей
овладения данной профессией.
Формулировка основной задачи
проекта.
Шаг 5. Выявление основных параметров.
1. Выбираемая профессия должна удовлетворятьиндивидуальным личностным и психофизическим
характеристикам.
2.Необходима доступность обучения
профессии(наличие учебного заведения).
3. Материальные затраты на получение
специальности должны соответствовать
финансовым возможностям семьи.
4.Востребованность профессии на рынке труда.
Шаг 6. Выявление традиций, истории, тенденций.
Правильный выбор основывается на сбореинформации о профессии. Вам необходимо
выявить, как со временем изменяются
требования к подготовке специалистов.
Источники информации:
1.Родители, друзья, учителя.
2Художественная литература.
3.Интернет.
4.Средства массовой информации.
Шаг 7. Анализ деятельности
Опираясь на данный алгоритм, составьте и проанализируйтесвою схему размышлений.
Алгоритм профессионального самоопределения.
1. Определение интересов и склонностей.
2. Анализ профессиональной деятельности в соответствии с
интересами и склонностями.
3. Выявление индивидуальных личностных и
психофизических характеристик.
4.Соответствие индивидуальных характеристик с
требованиями профессиональной деятельности.
5. Определение социально-экономических факторов выбора
профессии: пути и условия получения профобразования,
материальные затраты на обучение.
6. Профессиональная проба.
7.Профессиональные планы и перспектива.
Шаг8. Выработка идей, вариантов, альтернатив.
1. На основании методики ОПГопределить сферу профессиональной
деятельности (ч-ч; ч-т; ч-х; ч-п; ч-з.)
2. Используя интернет-сайты, в
которых приводится описания и
характеристики профессий, выписать
ряд специальностей, принадлежащих к
выбранной сфере профессиональной
деятельности.
Шаг 9. Определение требований к профессиональной деятельности.
1.Выделить параметры, относящиеся к вашей сферепрофессиональной деятельности.
Пример: Работа должна:
- Быть разнообразной;
- Иметь преобразующий, творческий характер;
- Стимулировать повышение уровня знаний и
умений;
- Соответствовать психофизическим и социальным
потребностям человека.
2. Выписать основные требования к будущей
профессиональной деятельности, сделать вывод.
Шаг 10. Анализ и синтез идей
Из всех перечисленных вышепрофессий выбрать самую
подходящую оценив в балах(от 1 до 5)
по основным параметрам.
Проанализировать полученные в
таблице результаты. Сделать вывод
(является ли этот вариант лучшим).
Выбор оптимального варианта профессии
СпециальнВостреб Соответс
Соответстпрофессии
Материа Кол-во
ВыборДоступ
оптимального
варианта
ость
ность
ованнос твие
вие
льные
баллов
обучен ть на
личност психофиз затраты
ия
рынке
ным
ическим на
труда
характер характер получени
истикам истикам
е
професси
и
Учитель
технологи
и
2
1
4
4
2
13
Учитель
рисования
3
3
5
5
3
19
Шаг 11. Изучение содержания будущей профессии
Составитьпрофессиограмму и
психограмму(описание
психологических
характеристик
деятельности) будущей
профессии (Составить для 23профессий из шага10).
Пример: Профессия учитель - ЧПФМ
1. Типы профессий(по предметам труда):Ч-П;Ч-Т;Ч-Ч;Ч-З;Ч-Х.
2. Классы профессий(по целям труда):
Г-гностический(исследовать, распознавать,
отличать); П-преобразующий(обработкой,
перемещением, составлением); Иизыскательский(поисковые, изобретательские).
3. Отделы профессий (по орудиям труда):
Р-Ручные; М-машинно-ручные;
А-автоматизированные; Ф-функциональные.
4. Группы профессий(по условиям труда):
Б-бытовой микроклимат; О-на открытом воздухе;
Н- необычные условия; М-моральная
ответственность
ПСИХОГРАММА ШАХМАТИСТА
1. Хороший запас физических сил и общего состоянияздоровья.
2. Крепкие нервы.
3. Самообладание.
4. Способность равномерно распределять внимание.
5. Способность воспринимать динамические отношения.
6. Созерцательный тип психики.
7. Высокий уровень интеллектуального развития.
8. Предметный характер мышления.
9. Объективный характер мышления.
10. С и л ь н а я „шахматная" память.
11. Синтетическая сила мышления и представления.
12. Комбинаторная способность.
13. Дисциплинированная воля.
Шаг 12. Опрделение путей получения профессии и выбор места обучения
Потребительскаякорзина(руб.)
Престижность
Условия
обучения(очное,
заочное,дневное
, вечернее).
Стоимость
обучения(руб.)
Выбор места
обучения(назван
ие учебного
заведения)
Вид учебного
заведения(государс
твенное или
комерческое).
Расположение
учебного
заведения
(адрес)
Срок
обучения(лет,
месяцев)
Период
поступления
(дата)
Предоставлени
е общежития
Шаг 13.Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры
Составить индивидуальную программусамосовершенствования и развития.(
Каких успехов вы хотите и можете
достичь в вашей будущей профессии).
Все свои профессиональные планы и
размышления отразите в виде
прогноза профессионального роста и
карьеры.
Шаг14. Вывод
Проанализироватьвыполненные шаги и
самостоятельно дать
себе оценку.
ТЕМА УРОКА: ЦЕЛЬ: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда. ЗАДАЧИ: Обучающая РазвивающаяВоспитательнаяТип урока: освоение нового материала. Вид урока: комбинированный. Методы: кейс-метод(сжатый кейс), эвристический, беседа, дискуссия. Формы работы:фронтальная, групповая, индивидуальная.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: Сферы современного производства и профессиональное образование.
ЦЕЛЬ: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.
ЗАДАЧИ:
Обучающая - обучить детей пониманию сущности сферы современного производства и ее составляющих, самостоятельности в выводах.
Сформировать умения для выбора оптимального варианта профессии с учётом личностных особенностей и требования рынка.
Развивающая - Развить навыки самостоятельного анализа и умения рационально выбирать профессию и планировать карьеру.
Расширить информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях.
Воспитательная - воспитывать у обучающихся культуру работы с одноклассниками, общую культуру.
Тип урока : освоение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Методы: кейс-метод(сжатый кейс), эвристический, беседа, дискуссия.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:
- Вводная часть -2мин. Приветствие. Сообщение темы и порядка проведения урока. Выдача кейса. Объяснение правил работы с кейсом. Указание критериев оценки.
- Самостоятельная работа с кейсом в группах: Изучение нового материала и актуализация знаний-5 мин.Закрепление нового материала-25мин.Выполнение и обработка теста «Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана». «Мозговой штурм»-объединение исследований со стабильностью спроса на профессию. Анализ выбора.
- Итог урока. Дискуссия-8мин.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
В ходе дискуссии, выбор лучшего варианта решения проблемы. Учитель отмечает работу в микрогруппах, анализирует результаты дискуссии. Выставляет оценки.
Объясняет домашнее задание.
Д/З: Упражнение «Плюс- минус- интересно» .Начертить таблицу и описать ситуацию. Когда вы получаете профессию и работаете по ней следующим образом:
ТЕМА УРОКА: Сферы современного производства и профессиональное образование.
ЦЕЛЬ: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии,разумного планирования карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.
ЗАДАЧИ:
Обучающая - обучить детей пониманию сущности сферы современного производства и ее составляющих, самостоятельности в выводах.
Сформировать умения для выбора оптимального варианта профессии с учётом личностных особенностей и требования рынка.
Развивающая - Развить навыки самостоятельного анализа и умения рационально выбирать профессию и планировать карьеру.
Расширить информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях.
Воспитательная - воспитывать у обучающихся культуру работы с одноклассниками, общую культуру.
Выбор профессии – это ответственный этап в вашей жизни, связанный с определением направления профессионального обучения.
- Изучите материал учебной темы и выполните задания.
- Предоставьте свой вариант решения задания.
- Выслушайте точки зрения других участников.
Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.
Профессионально - квалификационное разделение труда (в его основе находится технологическое разделение труда) позволяет выделить профессию, специальность и квалификацию.
Слово "профессия" происходит от двух латинских слов: "professio" - официально указанное занятие, специальность и "profiteor" - Объявляю своим делом. Слово это, как, впрочем, и многие другие термины, многозначно.
Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.
Зачастую проблема выбора профессии возникает в жизни не один раз. Наиболее рано профессиональное самоопределение происходит в искусстве, наиболее поздно - в сфере политики и науке.
В каждом конкретном случае наименование профессии определяется характером и содержанием работы, применяемыми орудиями или предметами труда. Наряду с родовым понятием «профессия» существует видовое понятие «специальность».
Специальность -(лат. specialis – особенный) – это комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.
Несколько примеров. Профессия - токарь. Специальности - токарь-затыловщик, токарь-карусельщик, токарь-полуавтоматчик, токарь-расточник, токарь-револьверщик. Профессия - машинист. Специальности - машинист паровых турбин, машинист пресса, машинист скрепера, машинист сцены и т. д. Профессия - учитель. Специальности - учитель физики, математики, химии, начальных классов и др.
Квалификация (англ. quality - качество , в смысле степень проявления достоинств) - в некоторых областях этим термином называется либо процесс оценки уровня качества, либо сами предусмотренные уровни.
Важно не путать высокую квалификацию с высшим образованием, ведь его можно получить и при этом не стать специалистом высокой квалификации.
Требования, предъявляемые профессиями к человеку.
Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию.
Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера. Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества личностные качества, коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма, к переменам приобретают большее значение, чем традиционно понимаемый объём знаний.
Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области. Достижение цели зависит от желания человека, целеустремленности и воли.
Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.
Общая структура профессионального образования в области
Профессию можно получить в различного рода учебных заведениях в зависимости от того, какой уровень профессионального образования вы выбираете:
Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.
Начальное профессиональное образовани е – представлено лицеями, профессионально-техническими училищами, которые дают рабочую специальность.
Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессионально образование.
При этом, если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам.
Высшее профессиональное образование представлено государственными и негосударственными ВУЗами. При выборе негосударственного учебного заведения необходимо проверить лицензии, аккредитации и аттестации учебного заведения. Без указанных 3-х документов диплом учебного заведения не даёт общегосударственных гарантий трудоустройства.
Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях.
Сведения об учебных заведениях, осуществляющих профессиональное обучение, можно получить:
- в справочниках для поступающих в учебные заведения;
- в телефонных справочниках;
- в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET;
- в рекламных объявлениях;
- в библиотеках;
- в ОППК;
- в районных центрах занятости;
- в беседах с представителями учебных заведений и преподавателями;
- при встречах с учащимися и выпускниками;
- при личных посещениях учебных заведений.
Современное производство включает в себя две крупные сферы деятельности
Границы между отраслями материального и нематериального производства условны и относительны.
Их объединяет общее назначение – служить удовлетворению потребностей людей, накоплению и совершенствованию человеческого капитала. В тесной взаимосвязи они образуют целостную структуру народного хозяйства страны, которое как живой организм не стоит на месте, а постоянно развивается и меняется в настоящее время в более короткие промежутки времени.
Всё больше людей заняты в сфере нематериального производства за счёт развития научных разработок, высоких технологий, компьютерно-информационных и телекоммуникационных систем.
ОТРАСЛЬ - совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.
Город где вы живёте, также составляет структурную единицу народного хозяйства страны, в котором сосредоточены предприятия отдельных отраслей. На огромной территории России исторически отраслевое распределение неравномерно как по регионам и областям. Так и по отдельным городам.
Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно. Существует два типа ошибок:
- следование чужим советам, выбор за компанию;
- выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии;
- отсутствие существенной информации о профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п.
Задание№1.Произвести тестирование « Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана»(20 мин.).
Ниже попарно приведены различные профессии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например,
из двух профессий - поэт или психолог - вы предпочитаете первую, тогда в листе ответов вы должны поставить знак «+» в графе 42 а).
Обработка результатов.
Для определения, к какому профессиональному типу Вы относитесь , необходимо посчитать количество ответов по каждому их шести типов. Максимальное число баллов показывает преобладание определенного типа личности по классификации Дж.Голланда: 1-й столбец - реалистический тип; 2-й столбец - интеллектуальный тип; 3-й столбец - социальный тип; 4-й столбец - конвенциальный тип; 5-й столбец - предприимчивый тип; 6-й столбец - артистический тип.
Возможно, по нескольким типам Вами будет набрано одинаковое количество баллов. В данном случае говорить о сформированной профессиональной направленности преждевременно.
Опросник Д.Голланда
Инженер-технолог | Конструктор |
||
Завуч по внеклассной работе | Председатель профсоюзного комитета |
||
За | Дизайнер | Чертежник |
|
Ученый-химик | Бухгалтер |
||
Политический деятель | Писатель |
||
Повар | Наборщик |
||
Адвокат | Редактор научного журнала |
||
Воспитатель | Художник по керамике |
||
Вязальщик | Санитарный врач |
||
10а | Нотариус | Снабженец |
|
11а | Переводчик художественной литературы | Лингвист |
|
12а | Педиатр | Статистик |
|
13а | Заведующий магазином | Фотограф |
|
14а | Философ | Психиатр |
|
15а | Оператор ЭВМ | Карикатурист |
|
16а | Садовник | Метеоролог |
|
17а | Учитель | Командир отряда |
|
18а | Художник по металлу | Маляр |
|
19а | Гидролог | Ревизор |
|
20а | Заведующий хозяйством | Дирижер |
|
21а | Инженер-электронщик | Секретарь-машинистка |
|
22а | Главный зоотехник | Зоолог |
|
23а | Спортивный врач | Фельетонист |
|
24а | Водитель троллейбуса | Медсестра |
|
25а | Копировщик | Директор |
|
26а | Архитектор | Математик |
|
27а | Работник детской комнаты милиции | Счетовод |
|
28а | Председатель колхоза | Агроном-семеновод |
|
29а | Биолог | Офтальмолог |
|
ЗОа | Архивариус | Скульптор |
|
31а | Стенографист | Логопед |
|
32а | Экономист | Заведующий магазином |
|
ЗЗа | Научный работник музея | Консультант |
|
34а | Корректор | Критик |
|
ЗЗа | Радиооператор | Специалист по ядерной физике |
|
Зба | Врач | Дипломат |
|
37а | Актер | Телеоператор |
|
38а | Археолог | Эксперт |
|
39а | Закройщик-модельер | Декоратор |
|
40а | Часовой мастер | Монтажник |
|
41а | Режиссер | Ученый |
|
42а | Психолог | Поэт |
Бланк для ответов
Тип личности |
|||||
За |
|||||
10а | На |
||||
12а | 13а | ||||
14а | 15а | ||||
16а | 17а | 18а |
|||
19а | 20а | ||||
21а | 1 22^а | ||||
23а | |||||
24а | 25а | 26а |
|||
27а | 28а | ||||
29а | ЗОа | ||||
31а | 32а | ||||
ЗЗа | 34а | ||||
35а | Зба | 37а |
|||
38а | 39а | ||||
40а | 41а | ||||
42а |
Реалистический тип (R) – предпочитает реалистические карьеры, работу с какими-то конкретными объектами труда и механизмами более чем с людьми. Обладает механическими и инженерными способностями, любит работать с инструментами и машинами, получает удовлетворение от конкретных результатов своего труда. Управленческие навыки и навыки общения с людьми, как правило, низки. Испытывает трудности в выражении себя, донесения своих чувств и мыслей до других.
Исследовательский тип (I) – ориентирован на науку и научную активность. Обладает математическими и исследовательскими способностями. Получает больше удовлетворения от решения абстрактных проблем, чем перевода их в практическое действие. Предпочитает больше работать с идеями, чем с людьми и предметами. Не расположен к лидерству, избегает монотонных физических или иных действий. Не ощущает дискомфорта в ситуации неопределённости и не любит строго структурированную деятельность с множеством правил.
Артистический тип (А) – предпочитает работать в артистической среде, которая предлагает много возможностей для самовыражения через художественные средства. Проявляют незначительный интерес к проблемам, которые требуют серьезной организационной подготовки для их решения, или применения значительных усилий, предпочитая те, которые могут быть решены через самовыражение в артистической сфере. Наслаждается созданием творческих работ, имеет хорошее воображение, творческие способности.
Социальный тип (S) – предпочитает социальные карьеры, ориентирован на взаимодействие с людьми, любит помогать людям, решать их проблемы. Хорошо самовыражается и выражает себя с другими, любит внимание и ищет ситуации, позволяющие ему быть в центре внимания группы. Избегает деятельности, где нужны механические повторяющиеся действия.
Предпринимательский тип (Е) – деятельность, связанная с влиянием на людей, организация их на решение определённых задач. Обладают лидерскими и ораторскими речевыми способностями. Ориентированы на соперничество, часто демонстрируют словесную агрессию. Получают удовлетворение от возможности быть в центре внимания, событий, убеждать других в своей точке зрения. Высокие притязания на власть и материальное богатство. Весьма ценят лидерские и экономические способности, деловые качества, эстетически слабо развиты.
Традиционный тип (Е) – предпочитает работать с данными и сведениями, вести работу по переработке и систематизации информации. Склонен к порядку, стремится упорядочить и структурировать окружающую действительность. Избегает сфер деятельности, связанных с убеждением людей. Чувствует себя комфортно, принимая роль участника определенной структуры. Обладает счётными и конторскими способностями.
Задание№2. «Мозговой штурм»(5 мин.) Согласно выбранному профессиональному типу, укажите возможные варианты профессий и определите наиболее стабильную на рынке труда. Обоснуйте свой выбор.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:
- Дайте определение понятиям: профессия, специальность, квалификация, отрасль.
- Какие сферы включает в себя современное производство?
- Как определить для себя сферу профессиональной деятельности, которая была бы полезна обществу и принесла бы вам материальное и духовное удовлетворение?
- Какие из отраслей развиваются наиболее динамично?
- Какие профессии и специальности будут востребованы к моменту вашего вступления в трудовую жизнь?
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
1.Профессиональное грамотное решение проблемы-10б
2.Краткость и чёткость изложения теоретической части решения проблемы-10б.
3.Качество графической части оформления решения проблемы-10.
4.Этика ведения дискуссии-5б.
5.Быстрота выполнения задания-5б.
40б-5 «отлично»
30б-4 «хорошо»
20б-3 «удовлетворительно»
10б-2 «неудовлетворительно»
- 56.00 Кб
МОБУ «Подколкинская СОШ»
Творческий проект на тему
«Мой профессиональный выбор»
Ученицы 9 класса
Мищенко Анастасии
Учитель: Токмачёв П. М.
Подколки 2014
Профессия «Ветеринар»
Человек издревле стремился одомашнить диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.
Проблема
До окончания школы и получения полного среднего образования остаётся совсем немного и стала чаще задаваться вопросом: куда пойти учиться и на кого? От того, какой путь я выберу, будет зависеть мое профессиональное будущее. Правильный выбор профессии позволит мне так построить свою будущую карьеру, чтобы достичь выдающихся успехов в ней. Почему я выбрала именно эту профессию?
Осознание проблемной области
Определение потребности и её формулировка
Моей потребностью в данный жизненный период является выбор профессии в соответствии со своими интересами и возможностями и профессиональное самоопределение. Данная потребность на данный момент не является первостепенной, но через год, два я столкнусь с проблемой в выборе профессии для себя и поэтому я заранее анализирую какая профессия мне подходит и почему.
Определение задачи и формулировка
Задачей проекта является выбор будущей профессиональной деятельности в соответствии с алгоритмом выбора профессии и прогнозирование карьеры и профессиональное самоопределение. Для этого мне нужно:
- изучить свои интересы и склонности;
- выявить уровень знаний, способности, здоровье и соотнести их с требованиями профессии;
- изучить мир профессий, потребности в кадрах.
Основные параметры и ограничения
- Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личным и психофизическим характеристикам;
- Обучение по профессии должно быть доступным. Оптимальным будет расположение учебного заведения в нашем регионе.
- Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать моим финансовым возможностям.
- Востребованность профессии на рынке труда
Выявление традиций, истории, тенденций
Изучая мир профессий, я определила наиболее насколько они востребованы на рынке труда нашего региона, а также изучила традиции своей семьи. Выбирая будущую профессию, я отдала предпочтение следующим источникам информации:
Анализ деятельности
Ознакомившись с различными профессиями, я разработала опорную схему размышлений, последовательное продвижение по которой поможет сделать правильный выбор.
Выработка идей, вариантов, альтернативы
Сфера моей профессиональной деятельности человек-природа. Используя интернет-сайты, в которых приводится описания и характеристики профессий, выделим ряд специальностей, принадлежащих к выбранной сфере профессиональной деятельности: это ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер, животновод, зооинженер, зоотехник.
Определение требований к профессиональной деятельности
Выделим следующие параметры, относящиеся к сферы профессиональной деятельности «человек - природа».
Работа должна:
- быть разнообразной
- подвижной
- соответствовать психофизиологическим и социальным потребностям человека
- разносторонней
Моя будущая работа не должна быть «сидячей» и требующей только умственный труд. Она должна быть не только в помещении, но и на открытом воздухе.
Анализ и синтез идей
Выбор оптимального варианта профессии
Специаль-ность |
Требования к специальности |
Кол-во баллов |
||||
Доступность обучения |
Востребованность на рынке труда |
Соответствие |
Материальные затраты на получение профессии |
|||
Личностным характеристи кам |
Психофи-зическим характеристикам |
|||||
Ветеринар-ный врач |
||||||
Ветеринар-ный фельдшер |
||||||
Животновод |
||||||
Зооинженер |
||||||
Зоотехник |
Профессию ветеринарного врача я выбрала после анализа сферы профессиональной деятельности и думаю, что она соответствует моим интересам, склонностям и качествам личности. Такой вывод я сделала после проведения тестов, по которым я получил следующие результаты:
- Уровень моей готовности к профессиональному самоопределению сначала был низким, но в процессе изучения мира профессий повысился до среднего. Поэтому, я думаю, что готова к профессиональному самоопределению.
- Интересы и склонности – область профессий «человека – природа»
- Уровень самооценки – адекватный
- Особенности внимания – средний уровень произвольного внимания
- Память – средний уровень развития памяти
- Интеллект – средний
- Эмоциональное отношение к выбору профессии – положительное
- Волевые качества – развиты хорошо
- Тип темперамента – флегматик
- Уровень здоровья средний
Определение путей получения профессии и выбор места
обучения
Пути получения профессионального образования
Вид профессионального образовательного учреждения - вышее профессиональное образовательное учреждение
Тип образовательного учреждения – университет
Форма обучения – очная
Направление обучения – медико-биологическое
Конкретное учебное заведение - Оренбургский сельскохозяйственный университет
План моей профессиональной карьеры
- Закончить школу и поступить в профессиональной учебное заведение.
- Получить теоретическую подготовку по специальности «Ветеринария»
- Найти работу по специальности
- Освоить профессию «Ветеринара» на практике
- Достичь профессиональных успехов через 10 лет и стать профессионалом в данной области профессиональной деятельности.
Профессиональня проба
У нас в семье есть домашние животные: кролики, кошки, корова, пчёлы, собаки. В семье на мне лежит ответственность по уходу за кроликами. Я их кормлю, слежу за их здоровьем, если кто-то заболел,то лечу. Также я помогаю папе в пчеловодстве, то есть я уже имею навыки работы с животными, уходом за ними, лечением.
План подготовки к приобретению профессии
Цель - поступить в учебное заведение и овладеть специальностью ветеринара.
- изучить математику, физику, биологию, химию,
- научиться работать с животными
- закончить школу
- сдать вступительные экзамены в университет
- освоить учебную программу в университете, получить диплом
- найти работу по специальности
- совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Самоконтроль и самооценка
Свой творческий проект я оцениваю положительно, так как результат всего моего пути – выбор профессии «Ветеринара» , а также построение профессионального плана по достижению поставленных профессиональных целей.
Источники информации
Материал для своего проекта я брала с сайта:
http://www.moeobrazovanie.ru/ specialities_vuz/veterinariya. html
Краткое описание
Человек издревле стремился одомашнить диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.
Многие, можно даже сказать все, люди рано или поздно задаются вопросами «Кем быть?», «Где учиться?», «Как выбрать профессию?». Действительно, старшекласснику-выпускнику очень сложно самостоятельно ответить на эти и другие похожие вопросы, если ему заранее не помогли определиться с желаниями, предпочтительной сферой деятельности родители или школа. Несмотря на то, что существует огромное количество материалов по профориентации и профессиональному самоопределению в интернете и печатных изданиях, все они хаотично разбросаны и необходимо провести самостоятельную кропотливую работу по формированию цельной картины. Так и мучаются люди в попытках найти идеальную работу, чтобы и удовольствие от процесса труда получать, и заработная плата была на достойном уровне. Чтобы не допустить досадных ошибок при поиске подходящей профессии рекомендуем ознакомиться со статьёй Типичные ошибки выбора профессии .
В этом материале мы подробно расскажем о нелёгком процессе выбора профессии, разных подходах и направлениях, рассмотрим разные классификации профессий и выведем простые шаги, которые помогут выбрать профессию правильно.
Формула выбора профессии «Хочу — Могу — Надо»
Наверняка Вы уже встречали известную формулу выбора профессии «Хочу – Могу – Надо», но знаете ли Вы, что именно скрывается за каждым из этих слов?
ХОЧУ
Необходимо чётко знать свои интересы, желания и цели. Ни одним из пунктов формулы пренебрегать нельзя, но этим особенно, так как правильная мотивация и интерес это основа всей будущей жизни как профессионала в своём деле. Работа должна приносить удовольствие и никакая мотивация со стороны в виде заработной платы или социального пакета не смогут изменить тот простой факт, что придётся ходить на работу как на каторгу и каждый день с нетерпением ожидать когда же, наконец, наступит пятница. Понятно, что с таким отношением достичь значительных высот в карьере вряд ли удастся или будет стоить несоизмеримых с наградой физических и эмоциональных затрат.
Не спорим, это очень сложный вопрос для самостоятельного решения, но от него зависит многое, поэтому стоит поднапрячься и приложить максимум усилий. В этом могут помочь разнообразные тесты на профориентацию, которые доступны как в интернете, так и в печатном виде. Как вариант, подобные психологические тесты для детей и взрослых можно бесплатно пройти на этом сайте в соответствующем разделе или просто продолжить чтение статьи, задав себе пару вопросов, а матрица выбора профессии Г.В. Резапкиной поможет определиться со специальностью.
Вопрос №1: С чем или кем хотелось бы работать?
Возможные варианты ответов включают в себя:
1. Человек – работа, связанная с взаимодействием с другими людьми, такими как: ученики, студенты, покупатели, клиенты, пациенты, зрители и т.д.
2. Информация – поиск, обработка, изучение, структурирование и применение различной информации и языков: текст, формулы, языки программирования, иностранные языки, схемы, чертежи.
3. Финансы – работа в сфере финансов, инвестирования, кредитования. Обычно связана с такими понятиями, как: деньги, кредиты, акции, лимиты, фонды, инкассация, бухгалтерское дело.
4. Техника – взаимодействие с техникой или различными конструкциями. Управление, стройка, разработка и т.д. В качестве деятельности выступают: станки, механизмы, здания, приборы, машины.
5. Искусство – творческие профессии, занимающиеся театром, литературой, музыкой, балетом, живописью, кино.
6. Животные и растения – работа с животными любых видов (служебные, дикие, домашние, промысловые) и растениями (декоративными, дикорастущими, сельскохозяйственными)
7. Изделия и продукты – изготовление любых видов готовой продукции: изделия из металла, ткани, дерева, камня, предметы обихода, лекарства и множество других.
8. Природные ресурсы – поиск, разработка, защита, эксплуатация и добыча всех видов природных ресурсов, таких как полезные ископаемые, леса, реки, водоёмы, горы, земли, месторождения.
Вопрос №2: Как хочется работать?
1. Управление – руководство деятельностью других людей, принятие ответственных и самостоятельных решений, добиваться выполнения поставленных задач.
2. Обслуживание – удовлетворение потребностей других людей в самых разных сферах. Продажа, ремонт, лечение, разработка и т.д.
3. Обучение и воспитание – занятия образовательной деятельностью, формированием и развитием личности, дрессировкой.
4. Производство и добыча – эксплуатация ресурсов и изготовление конечной продукции. Большой выбор направлений, начиная от операторов станков и геологов до программистов и дизайнеров.
5. Конструирование – проектирование и создание новых или переосмысление в лучшую сторону старых объектов и деталей.
6. Исследование – различные виды научных и прикладных исследований различных видов и направленностей.
7. Защита – охрана от враждебных действий (физическая, юридическая), лечение болезней людей и животных.
8. Контроль и оценка – проверка и наблюдение за деятельностью других профессий любой направленности.
Честно ответив самому себе на эти два вопроса, можно быстро определить рекомендуемые профессии, которые вполне могут оказаться интересными и заслуживающими внимания. Достаточно лишь найти пересечение этих ответов на таблице «Матрица выбора профессий».
Человек | Информация | Финансы | Техника | Искусство | Животные и растения | Изделия и продукты | Природные ресурсы |
|
Управление | Администратор | Системный администратор | Консультант | Водитель | Режиссёр | Зооинженер | Менеджер по продажам | Инженер по кадастру |
Обслуживание | Продавец | Оператор связи | Инкассатор | Электромонтёр | Дизайнер | Агрохимик | Продавец | Мелиоратор |
Обучение и воспитание | Воспитатель | Филолог | Консультант | Инструктор по вождению | Учитель музыки | Дрессировщик | Учитель труда | Эколог |
Производство и добыча | Программист | Финансист | Строитель | Ювелир | Агроном | Провизор | Горный инженер |
|
Конструирование | Имиджмейкер | Переводчик | Аналитик | Конструктор | Композитор | Селекционер | Архитектор | Горный инженер |
Исследование |
МОГУРазобравшись с интересами и желаниями, переходим к не менее важному компоненту формулы решения вопроса «Как выбрать профессию» – своим возможностям, как физическим, так и психологическим. Для того, чтобы сделать правильный выбор профессии необходимо тщательно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны. Если при выборе профессии исключить эту часть формулы или не придать ей должного внимания, то значительно увеличивается вероятность не поступить в вуз или техникум на выбранную специальность или устроиться на работу в хорошую компанию. Если же удалось отучиться и трудоустроиться, то для достижения профессиональных успехов, а значит повышения заработной платы и продвижения по службе придётся прилагать намного больше усилий, чем окружающим коллегам, у которых имеются соответствующие задатки и предрасположенности. Даже просто держаться на одном с ними уровне может оказаться затруднительным и требующим большого количества сил. Можно выделить несколько основных направлений, которые помогут определить собственные возможности. Состояние здоровья Самый банальный пункт, который, тем не менее, часто забывают. Для одних профессий состояние здоровья не играет большой роли, для других же такие особенности как слабое зрение, дальтонизм, плоскостопие или общая физическая подготовка играют решающую роль, и дорога к профессии будет закрыта навсегда. В снайперы не возьмут человека, который носит очки, а людям с дальтонизмом вряд ли получиться стать всемирно известными дизайнерами или даже просто получить водительские специальности. Даже если в требованиях к той или иной профессии не указаны противопоказания по здоровью, старайтесь соотнести свои физические особенности с процессом будущей работы. Личностные качества и психологические особенности Темперамент, особенности характера и прочие личностные качества, как положительные, так и отрицательные относятся именно сюда. Выявить их помогут психологические тесты, беседы с психологами-профконсультантами или простые вопросы к друзьям и знакомым. При выборе профессии такие особенности личности играют значительную роль в удовлетворении от работы и её комфортности. Замкнутым людям не стоит выбирать профессии, связанные с большим количеством общения с другими людьми или бурными рабочими процессами. Активные люди вряд ли смогут полноценно реализовать себя на однообразной, монотонной работе. Профессиональные предрасположенности и способности Сюда относятся любые умения, которые получаются лучше других людей и проще для освоения именно Вам: рисование, пение, тонкая работа руками, чувство стиля, идеальный слух и другие подобные. Тот факт, что для освоения каким-либо навыком требуется меньше усилий для большего результата может сыграть огромную роль в выборе идеальной профессии. Профессиональная квалификация и опыт Для тех, кто уже получил образование и работал по выбранной специальности, возможно, имеет смысл не менять сферу деятельности кардинально, а выбрать что-нибудь смежное, где можно применить уже имеющиеся знания, умения, навыки. С имеющимся наработанным опытом проще устроиться на работу и достигнуть успехов. Учитывая всё вышеперечисленное, при знакомстве с той или иной профессией будет несложно определить, какие подходящие профессиональные качества уже имеются, а над какими стоит поработать для их развития. НАДОСогласитесь, будет не очень умно выбрать профессию, которая не востребована на рынке труда или, что ещё хуже, постепенно теряет свою значимость и уходит в небытие. В формуле выбора профессии компонент «НАДО» выступает в качестве востребованности профессии на рынке труда. Точно предсказать перспективность профессии через несколько лет довольно сложно, но общие тенденции вполне возможно. Для этого можно почитать мнения специалистов, посмотреть государственные образовательные планы, найти соответствующую аналитику и составить своё мнение. Рынок труда всегда находится в движении, с развитием технологий появляются новые профессии и постепенно отмирают старые. Даже после получения образования и успешной работы необходимо совершенствоваться и повышать свою квалификацию, чтобы оставаться конкурентоспособным и успешным специалистом в своей профессиональной области. Если же исключить «НАДО» при выборе профессии, то найти работу по специальности может оказаться затруднительно. Результат формулы выбора профессииПравильно оценив все компоненты формулы «МОГУ – ХОЧУ – НАДО» по отношению к себе шанс неправильного выбора профессии значительно уменьшится, а достигнуть профессионального успеха и стать востребованным специалистом будет проще. Вы найдёте такую профессию, которая будет одновременно:
Исключение же хоть одного из параметров формулы приводит к различным неблагоприятным последствиям, от невозможности получения удовлетворения от работы до значительно затруднённого трудоустройства по специальности. Простые шаги выбора профессииДля тех, кто любит хорошо структурированные пошаговые инструкции предлагаем воспользоваться алгоритмом выбора профессии и за семь несложных шагов значительно сузить перечень возможных профессий. 1. Составить список требований к идеальной профессии. Чем больше требований получиться придумать, тем лучше и точнее получиться определить желаемую профессию. Можно начать с нижеперечисленных требований и расширить список своими.
2. Определить степень значимости каждого требования. Проранжировать каждое требование по шкале от 1 до 10 или разбить любым другим удобным для себя способом на те, которые являются жизненно важными и те, которыми можно пренебречь в пользу других. Возможно получится избавиться от тех или иных требований, которые показались важными лишь на первый взгляд. 3. Составить список интересных профессий Для знакомства с миром профессий можно использовать наш Каталог профессий или воспользоваться любым другим. В книжных магазинах продаются специальные справочники с подробным описанием существующих на рынке труда профессий. Основной отбор должен идти опираясь на интересность профессии, учитывая насколько хотелось бы получить такую специальность и начать карьеру в этой сфере. 4. Соотнести свой список требований с каждой из заинтересовавших профессий Следует помнить, что кроме списка Ваших требований к идеальной профессии существуют и требования самих профессий. Учитывайте свои личные таланты и способности, а также физические особенности. Возможно, что в какие-то профессии путь окажется закрыт по объективным причинам, а справляться с другими будет заметно проще. 5. Проанализировать результаты На основе предыдущих пунктов определите несколько наиболее подходящих профессий и познакомьтесь с ними поближе. Найдите больше информации, сходите на экскурсию, дни открытых дверей или ярмарки вакансий. Совсем хорошо, если удастся побеседовать со специалистом в данной отрасли. 6. Проверить результаты Обсудите свой выбор с родителями, друзьями, учителями, психологом-профконсультантом. Узнайте их мнение и аргументы в пользу той или иной профессии. Можно пройти профориентационные психологические тесты для подтверждения правильности выбора. 7. Определить шаги к получению профессии Если удалось твёрдо определиться с одной или несколькими идеальными профессиями, то можно смело начинать искать информацию о том, в каком учебном заведении можно получить желаемую специальность, что требуется для поступления, какие профессиональные требования и навыки стоит развить, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда и т.д. Ещё один простой способ выбрать профессиюПриведём ещё один несложный способ как выбрать подходящую профессию. Для него потребуется всего лишь чистый лист бумаги и ручка. Нарисуйте в центре листа себя или большую красивую букву «Я». Затем, как лучи от солнца, напишите вокруг свои любимые занятия и увлечения. Это могут быть уроки, хобби, просто приятные и простые занятия, совсем не обязательно связанные с миром профессий. Чем больше таких лучиков получится, тем лучше. Дальше самое сложное, но и самое интересное – к каждому получившемуся лучу придумайте несколько подходящих профессий. Если возникнут сложности, то можно поискать информацию в интернете, журналах, газетах, спросить совета у друзей и родителей. Таким нехитрым образом получится список профессий, которые могут Вам подойти. Выберите из них от 5 до 10 наиболее интересных и узнайте о них как можно больше: необходимое образование, средний уровень зарплаты, требования компаний-работодателей и т.п. Можно добавить список подходящих учебных заведений и подходящих курсов для развития профессионально важных качеств. Проверьте правильность выбора с помощью мнения значимых для Вас людей (родители, учителя, друзья и т.п.), прохождения тестов на профориентацию, консультацией с хорошим психологом-профконсультантом. ЗаключениеНе забывайте, что решение вопросов «Как выбрать профессию», «Кем стать?» и подобных это только первый шаг на пути к успешной карьере, но именно от него зависит будущая успешность и востребованность как профессионала. Также не стоит забывать, что многие профессии находятся на стыке разных дисциплин и необходимо хорошо разбираться во всех из них. Ещё одним немаловажным фактором, который стоит учитывать, является то, что профессиональные требования и обязанности значительно меняются по мере карьерного роста. Несомненно, можно попробовать себя сразу же в роли руководителя, но это будет менее эффективно, чем пройти весь путь до него с низов и зная всю работу изнутри. Помните, что на кону будут стоять Ваши репутация, время и деньги. Надеемся, что информация из статьи «Как выбрать профессию» окажется Вам полезной и поможет легко определиться с профессией. Любой самостоятельный выбор стоит проверить и обсудить с практикующими профессионалами. В каждом городе и почти каждом учебном заведении есть отделы профориентации, куда можно обратиться за беседой или прохождением специализированных профориентационных тестов. Станете ли Вы человеком, который получает удовольствие от работы, стремительно растёт по карьерной лестнице и успешно реализует себя в условиях современного общества зависит только от Вас и Ваших первых шагов в выборе желаемой и перспективной сферы деятельности. От всей души желаем удачного определения трудового пути и пусть Ваша работа будет любимой! |
Классный час
«Условия оптимального выбора профессии»
Цель: помочь учащимся в правильном выборе профессионального пути.
Задачи :
Нацелить учащихся на серьезное осмысление в поиске выбора профессии. Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии. Ознакомить с правилами выбора профессии с учетом личностных особенностей и требований рынка труда. Рассказать ребятам об особенностях классификации профессиональной деятельности человека Дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности. Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии. Предоставить информацию о результатах анкетирования.
Оформление доски:
1. Цитаты
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само отыщет вас»
«Причина почти всех неурядиц в обществе – это неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и происходящие отсюда неудовольствия и злобные страсти» Сен-Симон
«Заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии – это ошибка, которая мстит за себя…» К. Маркс
2. Диаграммы с результатами проведенного анкетирования.
3. Формула выбора профессии.
План:
1. Вступление.
2. Ошибки в выборе профессии.
3. Что такое профессия?
4. Условия профессиональной трудовой деятельности.
5. Психологические типы профессий
6. Прохождение тестирования.
7. Подведение итогов анкетирования.
8. Формула выбора профессии.
9. Заключение.
Ход урока
Ведущий 2 :
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
(В. Маяковский)
Ведущий 1 : «Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом – выборе профессии.
Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.
Ведущий 2 : А теперь давайте вместе подумаем, какие ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию (ребята называют).
Затем ведущие открывают на доске классификацию распространенных ошибок:
1. Незнание правил выбора профессии:
Ø выбор профессии за компанию
Ø перенос отношения к человеку на саму профессию
Ø отождествление учебного предмета с профессией
Ø ориентация сразу на профессию высокой квалификации
Ø неумение определить путь получения профессии.
2. Незнание самого себя:
Ø незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей
Ø неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
3. Незнание мира профессий:
Ø увлечение только внешней стороной профессии
Ø незнание требований профессии к человеку.
Ведущий 1 : Что же такое профессия?
Докладчик 1. Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. Отсюда слово «профессор».
Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями . В документе «Единый тарифно-квалификационный справочник», насчитывается более 7000 названий профессий, имеющихся в России, хотя спросом пользуется несколько сот.
Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.
Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.
Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определённой категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности
Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы.
Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в ВУЗах, на курсах, колледжах), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.
Чтобы сделать правильный выбор, нужно: иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности.
Ведущий 2 : Наряду со словом «профессия» часто упоминаются и другие термины.
«Специальность » – обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство.
Например , профессия – врач. Специальность – стоматолог , хирург . Узкая специализация – нейрохирург.
Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.
Ведущий 1 :
Упражнение 1 . Из списка назвать специальности:
v директор школы,
v пианист,
v преподаватель,
v монтажник,
v художник,
v ткачиха.
Ведущий 2 :
Упражнение 2 . Из списка выбрать профессии:
v учитель,
v резчик по камню,
v продавец книг,
v инженер,
v парикмахер,
v водитель,
v учитель истории.
Ведущий 1 : Что такое профессиональная трудовая деятельность человека?
Докладчик 2. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются следующие условия:
ü профессия характеризуется наличием определённого уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании : дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.
ü профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причём, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.
Ведущий 2 : Давайте поговорим о психологических типах профессий.
Докладчик 3. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.
По предмету труда можно выделить пять типов профессий:
Ø к профессиям типа «человек-человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).
Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
Ø тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования).
Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
Ø тип «человек - знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).
Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
Ø к типу «человек - художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).
От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
Ø к типу «человек-природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар
Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.
Ведущий 1 : Давайте немножко отдохнем и поработаем с тестом.
Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет:
· профессия выбирается раз и навсегда.
· выбор профессии зависит от толщины кошелька.
· нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
· профессия предназначена человеку от рождения.
· по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
· профессии можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
· профессию следует выбирать, уже став взрослым.
· чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
· если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.
· психолог – не помощник в выборе профессии.
(на самом деле все утверждения являются ложными)
Ведущий 2 : Посчитай, со сколькими заблуждениями ты согласился.
· 0-2. Ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста.
· 3-5. Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.
· 5 и больше . Попробуй честно ответить на вопрос: “ Почему мне так трудно взять ответственность на себя?” Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.
Ведущий 1 : Две недели назад более 70 учеников 9 – 11 классов приняли участие в анкетировании «Твой выбор». Старшеклассникам было предложено ответить на несколько вопросов, связанных с их будущей профессией, причинами, по которым они выбрали ту или иную профессию, а также востребованность своей профессии на рынке труда г. Тольятти.
Ведущий 2 : Обработав ваши ответы, мы получили следующие результаты:
Список наиболее популярных профессий:
1. Экономист (18,3%)
2. Менеджер (11,2%)
3. Автомеханик (8,6%)
4. Лингвист-переводчик (8,6%)
5. Юрист (7,6%)
6. Дизайнер (5,8%)
7. Хирург (5,6%)
8. Программист (5,6%)
9. Инженер (4,4%)
Список наиболее часто встречающихся критериев выбора:
1. Высокооплачиваемая (36,5 %)
2. Интересная (28 %)
3. Престижная (24,3 %)
4. Популярная (15,8 %)
5. Легкая (12,1 %)
6. Востребованность (10,3%)
7. Легкие экзамены при поступлении (2,4%)
8. Перспективная (1, 2% )
9. Близость учебного заведения (1,2%)
10. Качества личности (1,2 %)
Ведущий 1 : Проанализировав спрос на рынке последних лет, а так же сложившуюся ситуацию в мире на данный момент можно смело указать десятку профессий, на которые в ближайшее время будет самый большой спрос. На наш взгляд это:
1. Специалисты по Финансам
2. Специалисты по Продажам
3. Технический персонал
4. Инженерный персонал
5. IT-сфера
6. Специалисты по Страхованию
7. Строители
8. Специалисты по Недвижимости
9. Консультаторы
10. Администраторы
Ведущий 2 : Соотнеся списки профессий, полученных при исследовании области «ХОЧУ» и области «НАДО», можно составить список тех профессий , которые одновременно желаемы старшеклассниками и востребованы в ближайшем будущем:
1. экономист;
2. менеджер;
3. автомеханик;
4. программист;
5. инженер.
Ведущий 1 : Какая же существует формула для оптимального выбора профессии?
Докладчик 2. Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение. Таким образом, для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, нужно еще определить условия выбора профессии. Для этого надо:
· определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии (ХОЧУ)
· оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т. п. (МОГУ)
· узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда (НАДО)
Формула выбора профессии: ХОЧУ + МОГУ + НАДО
Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая:
Интересна и привлекательна «ХОЧУ».
Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом , больше зарабатывать.
Задумайся, действительно ли ты выбираешь профессию?
Доступна и посильна «МОГУ».
Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.
Имеется спрос на рынке труда «НАДО».
Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.
Ведущий 2 : Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?
Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни.
Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям.
Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок.
Работа – это важная, но все-таки только часть жизни.
Американский психолог Джон Голланд считает, что каждому типу личности соответствует определённый тип профессий. Если человек выбирает профессию, соответствующую его типу личности, обеспечивающую реализацию его ценностей, то он сможет достичь в ней наибольших успехов.
Ведущий 1 : А сейчас мы хотим раздать Вам буклеты , которые содержат правила выбора профессии. И завершаем наш классный час такими словами:
У всех у вас растут года,
Стало вам 16.
Где работать вам, друзья,
Чем заниматься?
Приложение 1
Анкета, предложенная старшеклассникам
Приложение 2
Результаты анкетирования
Приложение 3
Распространенные ошибки при выборе профессии
Приложение 4
Тестирование
Приложение 5
Формула выбора профессии