Социокультурная анимация в школе. Средства социально-культурной анимации в образовательном процессе
Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию в процессе социально-культурной деятельности.
Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение качества уровня жизни и оздоровление быта, основное внимание специалистов сосредоточено на внедрении новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга.
Особое место в рекреативных методиках занимают анимационные социально-культурные технологии. Опыт западных стран, в первую очередь Франции, где эти технологии нашли широкое распространение, свидетельствует о несомненно значимых возможностях социально-культурной анимации. Используя различные виды художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, социально-культурная анимация является одним из наиболее привлекательных видов досуговой деятельности, основанным на современных началах. Цель анимационных технологий обладает ярко выраженной гуманитарной направленностью - предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.
Социально-культурная анимация зарождалась и формировалась под влиянием философских, психологических, медицинских, педагогических взглядов и воззрений на природу и сущность человека. Главным предметом социально-культурной анимации всегда была и остаётся личность как уникальная целостная система, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Среди профессиональных аниматоров выделяют два типа: руководители-координаторы и специалисты-педагоги, возглавляющие кружки и студии, преподающие на курсах, занимающиеся социально-культурной деятельностью по месту жительства, оказывающие психологическую поддержку в структуре повседневных общественных отношений. В содержание анимационных технологий входит комплексная оценка кризисной ситуации («хорошо -плохо»), оказание помощи в определении и осознании того, какой из способов действия в данной ситуации подходит для эффективного достижения цели, осознании реальных возможностей и их выбора, осознании вероятных последствий того или иного решения (что получится в изменившейся ситуации).
Создание и чередование долгосрочных «сквозных» развлекательных программ в учреждениях досуга предполагает последовательное развитие активности участников игровых, зрелищных, ритуально-праздничных, спортивных и других акций. На службу рекреации (восстановлению) поставлены методы биоэнергетики, ребефинга, шейпинга, арттерапии и другие. В музыкально-медита-ционных и театрально-оздоровительных программах реализуются специфические возможности разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.
Организация отдыха и развлечений несет значительную социальную, воспитательную, психологическую, реабилитационную нагрузку. Содержательная сторона рекреационных технологий постоянно расширяется и обогащается за счет привлечения традиций народной досуговой культуры, возрождения прежних и культивирования новых народных праздников, обрядов и ритуалов - святочных действ и юморин, дней смеха и карнавалов, литературно-художественных, спортивно-туристских и семейных праздников, праздника цветов и праздника русского чая, дней городов и других мероприятий.
Организатору социально-культурной деятельности очень часто приходится иметь дело с методикой семейного досуга - изучением предпочтений досуговых форм индивидуально-семейного выбора досуговых занятий, созданием условий для профессионального программирования и реализации альтернативных видов и форм организации свободного времени семейных общностей.
Такого же пристального внимания требуют и методики, рассчитанные на детский и подростковый возраст, динамичные молодежные категории, лиц среднего и пожилого возраста. Технологические аспекты подробно рассматриваются в спецкурсах.
Социальная политика направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, развития духовных и творческих способностей людей. Этим целям подчинена и социально-культурная работа с отдыхающими здравниц (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на туристических базах и теплоходах, в туристических гостиницах и турпоездках).
Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепления здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности.
В пределах установленного путевкой рекреационно-оздорови-тельного, лечебного периода отдыхающие находятся вне постоянного местожительства и напрямую не связаны со своей основной профессией. Кроме того, отдыхающие в здравницах и на турбазах различаются по возрасту, национальности, профессии, социальному положению, образованию. Все это, а также ограниченность пребывания в здравнице или на туристическом маршруте ведет к тому, что и возникающая здесь досуговая общность носит преходящий характер. Относительно стабильную группу составляют лишь медицинский и обслуживающий персонал оздоровительных учреждений, коренные жители курорта. Именно эти категории населения образуют основной «костяк» организаторов и участников долгосрочных досуговых программ, постоянных цикловых форм просвещения, творчества, развлечений, самодеятельных коллективов и студий.
Информационно-развивающая, просветительная функция досуговой деятельности ставит целью информацию и организацию познавательной активности людей, распространение комплекса разнообразных социально-гуманитарных знаний, санитарное просвещение, привитие навыков активного отдыха и физической культуры, ознакомление с лечебными возможностями здравниц и их наиболее рациональным использованием.
Рекреативные функции досуга
Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.
В досуговых программах для отдыхающих все эти функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. В их осуществлении имеется ряд особенностей. Культурно-досуговая деятельность в здравницах и туристических учреждениях строится в соответствии с их главным назначением - восстановлением сил и здоровья людей. Именно поэтому рекреативная терапевтическая функция досуга и досуговой деятельности имеет здесь преобладающее значение.
В связи с непрерывностью и длительностью всего периода отпуска или лечения людей досуговая программа в здравницах и туристических учреждениях отличается разнообразием, предусматривает единство информационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных элементов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам.
По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищ-ное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т. д.
Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии. Как свидетельствуют данные опросов, большинство отдыхающих в здравницах и туристов относят экскурсии к наиболее любимым мероприятиям. Популярность экскурсии обусловлена целым рядом причин.
Это, во-первых, большое разнообразие тематики и содержания: экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-градостроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий. Для отдыхающих молодых людей, среди которых многим предстоит выбрать свою дорогу в жизни, такие экскурсии являются и профориентационными.
Экскурсии привлекают разнообразием элементов отдыха и оздоровления на природе (купание, сбор ягод и грибов и т. д.) и способов передвижения, поскольку пешеходные экскурсии и экскурсии-прогулки дополняются транспортными (автобусными, теплоходными, самолетными, конными, велосипедными и лыжными и т. д.), часто на большие расстояния и по четко разработанной теме и маршруту. Экскурсии способствуют образованию общности, формированию интересов, коллективизма и товарищества, а смена впечатлений помогает создать благоприятную эмоциональную атмосферу в группе.
В концертно-зрелищное и кинообслуживание входит проведение концертов и спектаклей профессиональных и самодеятельных коллективов, смотров, фестивалей и конкурсов, встреч с деятелями литературы и искусства, вечеров на различные темы, киносеансов, киноконцертов и др.
Важной частью культурно-массовой работы является и библиотечное обслуживание. При комплектовании книжных фондов большое внимание уделяется подбору изданий краеведческого профиля - справочников, путеводителей, книг о природе, историческом прошлом, экономике, культуре края, а также художественной литературы. Одновременно с индивидуальной работой с читателями организуются литературные чтения, литературные вечера, читательские конференции и обсуждения книг, проводятся обзоры книг по определенной тематике и библиографические обзоры, книжные выставки, оформляются газетные витрины, вывешиваются плакаты. Главным становится набор активных рекреационных занятий в сквозных досуговых программах, отличающихся сравнительно большой продолжительностью и предполагающих последовательное участие в зрелищных, игровых, физкультурно-оздоровительных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Привлечение к этой работе специалистов позволяет взять на вооружение методы биоэнергетического оздоровления, восточных оздоровительных систем, космобиоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и т. д.
В обиход входят специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции. Реализуются специфические возможности музыкально-медиативных и театрально-оздоровительных программ, разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.
Есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе будут более активно осваиваться нетрадиционные формы рекреа-ционно-оздоровительной деятельности, проводимой профессиональными медиками, психологами, спортивными тренерами. Сюда войдут, прежде всего, школы экстрасенсорной биоэнергетики, нацеленные на раскрытие энергетических центров, биополевую диагностику, коррекцию биополевой структуры человека; курсы по обучению методам мышечной релаксации и психического самовнушения; центры коллективной медитации, деятельность которых направлена на устранение крайних эмоциональных проявлений и приведение психики в состояние расслабленности; группы свободного дыхания, помогающие овладеть психотехникой, которая позволяет человеку сохранять ясность мышления в стрессовых ситуациях, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, полнее реализовать свой творческий потенциал; специальные лечебно-оздоровительные предприятия общественного питания, кухня которых основана на использовании общедоступных седа-тивных средств, вызывающих релаксацию и успокаивающих нервную систему, и т. д.
Педагогические игровые технологии
В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность.
Как свидетельствует педагогическая практика, любая технология обладает средствами, которые активизируют и интенсифицируют деятельность аудитории. Есть технологии, где эти средства составляют главную идею и основания для оценки эффективности результатов. Именно к таким технологиям относятся педагогические игровые технологии.
Из всех известных видов социально-культурной деятельности игра предстает наиболее свободной деятельностью. Свободно входя в игру, её участник также свободно может из неё выйти. Это «игровое» правило распространяется на самые распространенные житейские ситуации - рыночные отношения, учебу, спортивные состязания, отношения в семье и т.д.
Другими словами, рекреативные, по существу, игровые технологии демонстрируют продуктивную социально-культурную деятельность независимых субъектов, которая осуществляется в рамках добровольно принятых на себя условных правил и обладает множеством привлекательных качеств - социально-психологических, эстетических, гедонистических, морально-этических.
Как рекреативная технология, игра обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, ознакомления со многими жанрами искусства и литературы. Интенсифицируя саморефлексию личности, игра является действенным инструментом углубления демократичности общения, сотрудничества, социального диалога.
С.А. Шмаков выделяет следующие главные методы организации детского досуга (49, с.67-69):
Методы игры и игрового тренинга. Игра - самостоятельный и очень важный вид деятельности детей, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становясь его воспитательным тренингом. Ш.Амонашвили предвидел, что к концу нашего столетия целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Методы театрализации. Досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки; «голубого огонька»; вечера при свечах; «морской кают-компании»; русских «посиделок», «семечников», «завалинки», «театральной гостиной», вечера русской (любой) кухни; пир-бала именинников; вечера этикета; дня рождения коллектива; «капустника»; «кабачка 13 стульев»; «хоровода друзей»; «праздничного вечера» и т.д. и т.п.
Согласно классификации А.В. Соколова, в зависимости от целевого назначения и психологического контекста игровые технологии могут быть разделены на несколько поведенческих типов.
Наиболее распространённым в игровых технологиях является метод состязательности. Его суть состоит в борьбе за превосходство в спортивных соревнованиях, азартных играх, лотереях, конкурсах эрудитов, предоставляющих возможности для использования своего шанса. Главным игровым выигрышем здесь служит ощущение победы и самоутверждение. Состязание - чисто детская привилегия, состязание - внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, победы над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной.
Своеобразную по содержанию игровую технологию представляет собой игра-сказка. В этой технологии основной акцент переносится на психологическую разгрузку, уход в иллюзию, гедонистические ощущения, что в определенной мере граничит с самоманипулированием. На «сказочно-игровых» технологиях строится как первобытный, так и современный фольклор.
Весьма примечательными являются развлекательно-игровые технологии типа «игра - маскарад».
Московский городской педагогический университет
Ключевые слова
Socio-cultural animation, rehabilitation, self-realization, disability, Социально-культурная анимация, реабилитация, самореализация, инвалидность
Просмотр статьи
⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)Аннотация к статье
В статье рассматривается проблема социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами анимации, основная задача которой - удовлетворение потребности человека в насыщенной разнообразной деятельности. Сущностью анимации является гармоничное развитие личности посредством включения в разнообразные досуговые программы и актуализация ее творческих потребностей.
Текст научной статьи
Сегодня включение людей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную жизнь становится первоочередной задачей государства. Благодаря продуманной политике правительства Российской Федерации люди с ограничениями здоровья получают новые возможности для самореализации и интеграции в обществе. Социальная политика нашей страны ставит задачу оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья на первый план, равно как и создание инвалидам возможности для реализации гражданских, экономических, политических и иных прав. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" сформировал новый взгляд на решение проблем инвалидности, где основной упор был сделан на реабилитацию лиц с ограниченными возможностями. Государственная политика в отношении инвалидов заключается не только в медицинской помощи, но и обеспечении равных прав и свобод наравне с другими гражданами нашей страны . Согласно данному Федеральному закону, инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты . На достижение и поддержание инвалидом оптимального физического, интеллектуального, психологического и социального здоровья направлена реабилитация, процесс, обеспечивающий возможность изменить жизнь в сторону более высокого уровня независимости . По мнению Н. Платоновой, реабилитация - это комплекс медицинских, профессиональных, педагогических, социальных, юридических мероприятий, главной целью которых является эффективное и как можно раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) к общественно полезной деятельности; формирование в них позитивного отношения к жизни, учебе, семье . Ю.С. Моздокова и А.В. Лебедев определяют социокультурную реабилитацию как комплекс мероприятий, целью которого является оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии и направленный на обеспечение позитивных изменений в образе человека, интеграцию его в общество . Исходя из вышесказанного, мы считаем, что инвалидная среда - это особое, специфическое социокультурное пространство, где личность самореализуется и самоактуализируется. Одно из наиболее перспективных направлений деятельности при работе с инвалидами в данном ракурсе - социально-культурная анимация. Социокультурная анимация в современном российском обществе представлена в основном как деятельность по развлечению детей и взрослых, в то время как ее подлинное значение выходит за пределы этой роли и включает еще ряд важнейших характеристик. Главная роль социально-культурной анимации - установить органическую связь между человеком, обществом и государством и сделать их факторами развития друг друга . Роберт Лабури, директор Национального института Народного воспитания (INEP) говорит о дуализме феномена анимации и выделяет следующие методы: приспособление, социальную терапию и освобождение через принятие участия в деятельности. По Р. Лабури, анимация - это особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанных на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, реабилитационных, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения . Социально-культурная анимация в современном российском обществе - направление относительно молодое. На сегодняшний день анимация становится эффективным видом работы с населением, основная цель которой реализация досуговых, реабилитационных, психотерапевтических, развлекательных и профилактических программы. Развиваясь, социокультурная анимация является приоритетным направлением, что обусловлено широким потенциалом и полифункциональностью анимационной деятельности . Анимация удовлетворяет потребности человека в насыщенной разнообразной деятельности, в общении и творчестве, культуре и саморазвитии, направлена на формирование здоровой многогранной личности. Анимационные программы должны помочь человеку оптимизировать функциональное состояние, зарядить его положительными эмоциями и подарить возможность позитивно воспринимать окружающую реальность. Технологии социально-культурной анимации успешно реализуются в рамках реабилитационных программ для инвалидов. В качестве примера обратимся к опыту детского центра речевого общения «Варрель», работающего с проблемными детьми (заболевания органов слуха и речи). Основная концепция центра - развитие общения через активное включение детей в социально-культурную деятельность. В центре считают, что научиться вести себя в обществе, правильно двигаться и разговаривать, общаться друг с другом можно только создавая что-то своими руками, т.е. вся работа строится на деятельностном подходе. Различные кружки, среди которых лепка, живопись, хореография, выжигание и другие, функционируют на базе центра. Педагоги активно выдвигают ребят на районные и городские фестивали и конкурсы. Площадки для выступлений самые разные - это и стадионы, детские центры и клубы, дворцы творчества. В центре используют оригинальную методику реабилитации, это его ноу-хау. В отличие от большинства специальных учреждений в «Варрели» используют игровые, занимательные, деятельностные формы. Дети (в зависимости от своих наклонностей и способностей) занимаются в кружках, для страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата специально созданы кабинеты и залы двигательной реабилитации и лечебной хореографии (в сочетании с живой музыкой, так как при нарушении слухового восприятия центр музыкального восприятия не страдает). И все это под наблюдением сурдологов, логопедов, психологов, неврологов и других специалистов. Но главное в работе центра - это общение детей, речевой и ролевой тренинг. Ребенок должен находиться в речевой среде, и вместе с ним занимаются родители. Участвуя в различных ярмарках, наряду с абсолютно здоровыми детьми, воспитанники забывают о своих недостатках, преодолевают их, вплоть до того, что даже зрители не могут догадаться, что перед ними танцуют и поют дети, еще недавно считавшиеся неспособными нормально общаться и двигаться . Еще один интересный подход к решению данной проблемы представлен в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья города Иркутска. Центром накоплен огромный опыт проведения различных мероприятий творческой, развлекательной, просветительской направленности. Одним из обязательных условий реабилитации центр считает участие детей в социокультурных мероприятиях: детских фестивалях, конкурсах, турнирах, посещении музеев, театров, библиотек. Всё это способствует развитию творческого потенциала и интересов детей, раскрепощению и проявлению своего собственного «Я». Одно из наиболее значимых средств реабилитации - реабилитация детей в Зоогалерее, где специально создан живой уголок, через этот, своего рода, «контактный зоопарк» дети приобщаются к труду и получают новые знания, учатся ухаживать за животными и растениями, заводят любимцев. Все это способствует формированию активной жизненной позиции, бережному отношению к природе, развитию эстетического чувства. Педагоги центра отмечают, что наличие такого живого уголка в реабилитационном центре не просто приносит радость, но и гармонизирует чувства и эмоции детей . Состояние здоровья и особенности восприятия мира людьми с ограниченными возможностями ставят перед сотрудниками социально-культурных учреждений множество задач. Особенно, если речь идет о слепых. Слепой почти полностью лишается возможности знакомства с экспозицией музея. Для данной категории посетителей сотрудники музеев оформляют экспозиции, которые можно и нужно изучать на ощупь. Ряд музеев практикуют проведение специальных выставок, демонстрирующих общественности творческие способности инвалидов. Лидером в данной области музейной работы заслуженно считается Государственный музей-гуманитарный центр "Преодоление" им. Н.А. Островского. Проходят выставки художников-инвалидов и в Государственном Дарвиновском музее, который называют по праву "анималистической третьяковкой" за обширную коллекцию подлинных произведений искусства, посвященных эволюции животного и растительного мира на Земле... По мнению специалистов Дарвиновского музея, возможны два варианта таких экспонатов: 1) интерактивный, предназначенный для всех посетителей, которые его активно ощупывают, трогают и т. п.; 2) открыто стоящие экспонаты, которые можно «смотреть» на ощупь только посетителям с ослабленным зрением. «Хорошо, если в музее осуществимы оба варианта, это расширяет круг доступных для слепых экспонатов. Сотрудники ряда московских музеев уже прилагают усилия, чтобы «открыть» основную экспозицию незрячим посетителям (Московский государственный музей «Дом Бурганова», Музей истории городского освещения «Огни Москвы», Мемориальный музей космонавтики и др.)». В Дарвиновском музее такие экспонаты представлены в виде «мягких этикеток» - кусочков шерсти разных животных, жесткой шкуры медведя или мягкого подшерстка зайца. Такие экспонаты нравятся всем посетителям, как взрослым, так и самым маленьким посетителям музея, и не только незрячим . Вопросом создания специализированного музея для слепых уже не раз задавались специалисты-реабилитологи. Так, например, в Итальянском городе Болонья создан «Тактильный музей». Начиная с 1999г. Музей знакомит слепых с искусством. Картины известных художников переносят на рельефные копии, которые посетители музея могут трогать и, таким образом, «видеть» картину. Современные технологии позволяют развивать данную идею и создавать уже не маленькие музеи с небольшой экспозицией, а целую сеть трогательных музеев. При помощи 3D-печати и краудфандинга студенты из Ростова-на-Дону создают тактильные экспонаты для инвалидов по зрению, позволяя им «увидеть» на ощупь людей и объекты окружающего мира. В Ростовской специальной библиотеке для слепых уже запущены экспозиции «Известные личности», «Биология» и «Животные». Из специального пластика и 3D-принтера авторы проекта могут создать любой предмет, который после можно изучить на ощупь. Проекту всего несколько лет, это 3 музея по 20 экспонатов и на данный момент планируется открытия таких тактильных музеев по всей России. Также авторы разработали аудиогид и сделали сайт с 3D-моделями, чтобы каждый желающий мог повторить проект и создать собственную экспозицию . С каждым годом растет число фестивалей для людей с ограниченными возможностями здоровья. Такого рода фестивали, праздники, концерты - еще один отличный способ поучаствовать в интересных мастер-классах, узнать о современных достижениях науки, пообщаться с людьми. Одно из таких мероприятий - ежегодный городской праздник-фестиваль «Расправь крылья!» для семей с детьми-инвалидами в Москве. Благотворительный фестиваль в 2015 году был приурочен к празднованию Дня семьи и проводился в парке «Останкино». В программе фестиваля были сладкая ярмарка, выездной планетарий, семейные эстафеты и конкурсы, кинотеатр с просмотром детских мультфильмов, концерт с выступлением звезд эстрады, мастер-классы и, конечно же, подарки. Данный фестиваль посетили около 3000 человек . Современные технологии социально-культурной анимации позволяют решать разнообразные проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья: предупреждать и корректировать нарушения развития личности ребенка, даря возможность самоидентификации и самореализации через вовлечение их в разнообразные творческие, образовательные и иные виды социокультурной деятельности. Социально-культурная среда дает возможность ребенку раскрыться, проявить себя, получить новые яркие эмоции, заняться интересным делом, найти новых друзей, получить новые знания. Занимаясь в различных кружках, секциях, посещая музей или библиотеку, дети-инвалиды получают возможность живого общения, обретают поддержку, уверенность в своих возможностях и умение порадоваться успехам других. Организация содержательного досуга способствует не только раскрытию творческого потенциала инвалидов, но и восстановлению утраченных способностей к деятельности, реабилитации. Таким образом, сущностью анимации является гармоничное развитие личности посредством включения в разнообразные досуговые программы, актуализация ее творческих потребностей, реализовать которые без заинтересованности индивида почти невозможно. Анимационная деятельность является эффективным средством реабилитации инвалидов, способствуя их интеграции в социально-культурную среду.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Технологии социально-культурной анимации и рекреации»
Тема: «Особенности анимационных программ для молодежи »
Выполнила обучающаяся 22-07
группы
Пуховская М. А. Проверил доцент: Курапина Е.В.
Орел – 2016
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы социально-культурной анимации. 4
1.1. Социально-культурная анимации как вид досуговой деятельности. 4
1.2. Принципы анимационно - рекреативных технологий. 12
Глава 2. Реализация анимационных программ для молодёжи. 17
2.1. Технология создания анимационной программы для молодёжи. 17
2.2. Сценарий анимационной программы «Давайте аплодировать любви» для молодёжи. 24
Заключение. 32
Список использованной литературы.. 35
Введение
Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечёт к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нём доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Молодежь активна, динамична и привыкла к активному отдыху и необходимо разрабатывать такие анимационные программы, которые бы вовлекали молодежь в различные виды социально-культурной активности.
Сектор развлечений и досуга играет важную роль в общей инфраструктуре социально-культурной деятельности и решает разнообразные задачи (прежде всего, воспитание, формирование оптимистического настроения, образование, отдых, развитие культуры людей). Заполняя развлечениями и спортом свой досуг, человек отдыхает и восстанавливает силы.
Анимация – сравнительно новое направление деятельности, предполагающее личное участие в игровых и театрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. разнообразить отдых своих клиентов. В современной социокультурной ситуации важное место занимают вопросы организации анимационной деятельности. Культурно-досуговая деятельность является важнейшей составляющей и разновидностью анимации. На сегодняшний день методология анимационно-рекреативных технологий социально-культурной деятельности представляет интерес и необходимость изучения и исследования проблем.
Целью курсовой работы является выявление особенностей анимационных программ для молодёжи.
Объект курсовой работы: молодёжная аудитория;
Предмет курсовой работы: анимационные программы для молодёжи.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть анимацию как вид досуговой деятельности;
2. Выявить принципы анимационно - рекреативных технологий в социально-культурной деятельности;
3. Рассмотреть технологию создания анимационной программы;
4. Разработать анимационную программу.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы социально-культурной анимации
Социально-культурная анимации как вид досуговой деятельности
Анимацией в общепринятом смысле сова считается определенный вид деятельности, преследующий цели по разработке и представлению специальных программ для проведения свободного времени. Анимационные программы включают в себя спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.
Социально-культурная анимация является особым видом социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, который основан на современных технологиях (социально-педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения. Технологии социально-культурной анимации предлагают в виде основных способов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, обширное использование общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, тем самым обеспечивая личности определенные условия для включения в творческие, оздоровительные, образовательные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности.
В процессе развлечения, человек либо группа людей удовлетворяют свои определенные духовные потребности, оценивают собственную личность а так же анализируют свою роль в масштабах различных подсистем. Разнообразные процессы развлечения могут происходить и в естественной, и в искусственно созданной обстановке. Основными целями индустрии развлечений является создание определенных условий развлечения, иначе, совокупности явлений, от наличия которых будет зависеть весь процесс развлечения.
Социальная направленность развития индустрии развлечений выражена в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей людей при сложившихся предпосылках. Занимаясь решением многогранных задач, таких как воспитание, формирование оптимистического настроения, образование, а так же отдыха развития культуры человека, индустрия развлечений, по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями, часть своего досуга человек восстанавливает себя и как трудовую единицу.
Индустрия развлечений является самостоятельным, относительно обособленным звеном экономической системы, привлекающим довольно таки, значительные, как материальные, так и финансовые и трудовые ресурсы. В данном вопросе предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда, персоналом. Социально-культурная анимация является одним из главных звеньев в общей индустрии развлечений, используя при этом специализированные приемы и методики.
Социально-культурная анимация, является по своей сути педагогикой понимания и посредничества, призванной утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчиненность, устанавливающая личностные взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставляющая индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении.
Большинство современных технологий социально-культурной анимации предполагают комплексное решение разнообразных проблем человека, давая ему возможность самоидентификации в качестве полноправного представителя той или иной социокультурной и досуговой общности, а также предоставляя условия для вовлечения в образовательные, творческие, оздоровительные и иные виды социально-культурной деятельности.
В социально-культурной анимации абсолютно причудливо идет переплетение и философско-мировоззренческих подходов и разнообразных прикладных практик. При всем этом социально-культурная анимация широко применяет традиционные виды и жанры художественного творчества в виде основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми, именно такой подход к проблеме позволил признать сегодня социально-культурную анимацию инновационным направлением в целях развития социально-культурной деятельности.
Организация тематического мероприятия в рамках социально-культурной анимации – дело творческое и сложное. Организуя тематические мероприятия, аниматорам следует проявить максимум изобретательности и выдумки, позаботиться, чтобы он был обличен в яркую эмоциональную форму, чтобы никто не уходил с вечера равнодушным.
Наряду с устными выступлениями обычно широко используются наглядные и художественные иллюстрации, дополняющие и обогащающие каждое отдельное выступление и всю тему. Хорошо, когда демонстрируются новые методы работы, образцы продукции, действующие модели машин, схемы, диаграммы, показываются сцены из спектаклей, фрагменты из кинофильмов, произведения изобразительного искусства, исполняются различные музыкальные произведения.
По социально-психологической ситуации, лежащей в его основе, театрализованный тематический вечер чрезвычайно близок к массовому празднику на открытом воздухе. Не случайно такие вечера, как правило, проводимые клубами в праздничные дни или посвящаемые важнейшим событиям в жизни данного коллектива, села, города, страны, порождают праздничное состояние человека. Наличие особого психологического состояния народной массы, выливающегося в праздничную, ситуацию, создает потребность в такой форме массовой работы клуба, которая заставила бы людей испытать эмоциональное потрясение и побудило бы к активному массовому действию. Очевидно, не всякий тематический вечер в клубе должен быть таким, хотя все они в той или иной степени театрализованы, т. е. построены по законам театра, что диктуется их обязательной сценарной основой.
Так, тематическое мероприятие отличается от других мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и тесным слиянием информационно-логической и эмоционально-образной линий в едином сценарии. Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление. Все, что происходит в тематической анимационной программе нацелено на нечто конкретное, например, посвящено знаменитой личности, празднику, важной исторической дате и т.д.
Тематическая анимационная программа представляет собой событие, историю, действие, нацеленное на определенную тему, вопрос. Все, происходящее по этой программе должно соответствовать выбранной тематике.
В основе тематической анимационной программы обязательно должен лежать сценарий, т.е. подробная литературная разработка содержания тематического вечера, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части действия к другой, приводится примерное направление всех публицистических выступлений, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них, предусматриваются средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование помещений клуба. Отсутствие тщательно разработанного сценария мероприятия, замена его лишь сценарным или режиссерским планом будущего мероприятия приводит к несоразмерности и несогласованности отдельных его частей, механическому их соединению, обеднению выразительных возможностей и недостаточному раскрытию идеи тематического вечера. Профессиональный подход к работе, в частности к проведению тематических мероприятий, требует от сегодняшних аниматоров умения составлять сценарий и воплощать его.
Рассмотрим основные этапы работы над сценарием тематического мероприятия. В начале работы необходимо придумать идейно-тематическая основа будущего мероприятия, четко определяются тема и идея. В аниматорской практике эти понятия часто недооцениваются, смешиваются, подменяются одно другим, что неминуемо сказывается на качестве сценария.
Тема – круг жизненных явлений, отобранных и освещенных автором в сценарии. Другими словами, тема – это то, о чем автор хочет рассказать участникам вечера.
Идея сценария, ставшая точкой зрения автора, служит стержнем для подбора документального и художественного материала, представляет конфликт, композицию, образный строй, подбор выступающих. Нечеткость идеи, как правило, оборачивается нечеткостью сценария, его основных смысловых акцентов.
Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценарист и режиссер должны подвести участников и зрителей театрализованного действия. Типичная ошибка некоторых практических работников состоит в том, что они нередко стараются подать идею в готовом виде с самого начала тематического мероприятия. Между тем задача в том, чтобы пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы включиться в события и самому осмыслить идею, которой подчинено развитие действия. В этом творческом процессе зритель становится соучастником массового мероприятия.
Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и в совокупности создают идейно-тематическую основу сценария. Однако для создания клубного сценария, как и всякого литературного произведения, определить его тему еще не достаточно. В сценариях зачастую отсутствует конкретный сюжет, т.е. основные, развивающиеся по ходу действия события, цепь событий, построенных на конфликте.
Поиски яркого, интересного сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием, важное требование клубной драматургии. Избрав сюжет для массового мероприятия, нужно организовать художественный и публицистический материал так, чтобы сюжет развивался от события к событию, в сценическом действии.
Тематическое мероприятие - это идейно и сюжетно организованное единство, связная цепь устных выступлений, действий, зрительных образов, слитых в рамках сюжета сценарно-режиссерским замыслом. Развитие сюжета в сценарии тематического вечера невозможно без определения и разработки конфликта. Он может выражаться в преодолении людьми трудностей, препятствий при достижении определенных целей. Если выбрана тема сценария, определена идея, найден сюжет. Следующим шагом становится разработка композиции будущего сценария, т. е. реализация конфликта, развитие сюжета в сценическом действии. Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала.
В начале сценария необходима экспозиция, т. е. короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготовляют его к восприятию действия, настраивают на определенный лад.
Следующая часть сценарной композиции - основное действие, т. е. изображение процесса борьбы, ее перипетий, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Основное действие обычно распадается на цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных эпизодов. Каждый из них имеет свою логику, свою внутреннюю композицию, через которую красной нитью проходят идея и тема сценария. Это антуражные события с ролями и атрибутикой, тематической подборкой музыки и места проведения. В данном мероприятии гости становятся непосредственными участниками программы, её персонажами в тщательно разработанных образах.
Строгая логичность построения сюжета и развития конфликта. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим. Заметим, однако, что логичность совсем не обязательно должна означать хронологическую последовательность, как это часто понимается авторами клубных сценариев.
Постепенное нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие должно развиваться по нарастающей линии к кульминации и развязке.
Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начинается, другой. В миниатюре каждый эпизод должен повторить все элементы сценария, законченную композицию.
Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т. е. к наивысшей его точке. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея клубного театрализованного представления. После кульминации должна следовать развязка – финал действия. Это весьма важная часть композиции, ее отсутствие или незавершенность оставляет ощущение неоконченности всего мероприятия. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным моментом для максимального проявления активности участников массового мероприятия. Распространенной формой финала в массовом мероприятии являются объединенное выступление на сцене всех исполнителей, коллективное массовое пение, принятие письма, клятвы, обращения.
Чтобы подобранный материал не представлял собой «рваного монтажа», не страдал бы излишней пестротой, был стройным произведением, важно обрабатывать стыки между эпизодами. Удачный монтаж создает ощущение целостности, слитности двух совершенно разных элементов: песни и кинокадров, музыки и драматургического фрагмента, сливает воедино художественную иллюстрацию и документальное выступление.
Таким образом, социально-культурная анимация, на сегодняшний день является одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, предполагающих реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.
Социально-культурная анимация сегодня - это одна из актуальнейших педагогическая система, субъектом которой являются аниматоры и личности, привлечённые для участия в этом процессе. Грамотная организация досугового времени населения формирует здоровый морально-психологический климат в обществе, повышает культурный уровень, физическую и нравственную рекреацию (восстановление сил человека). Особого внимания в анимационной деятельности требует работа с детьми. Правильно выстроенная анимационная программа - это рычаг управления формированием личности ребёнка.
Основными средствами в работе аниматора с детьми являются: живое слово (methodos «метод» имеет греческое происхождение, в переводе означает «способ познания») ; радио; телевидение; печать; литература; искусство; спорт; наглядные художественные и технические средства. Эти средства не выступают отдельно друг от друга, а тесно переплетены и взаимосвязаны между собой. Их сочетание обусловлено выбором формы взаимодействия, тематической направленностью мероприятия: конференция, выставка, круглый стол, конкурс, дискотека и прочее.
Анимация же неразрывно связанна с социальным воспитанием ребёнка. Взаимосвязь этих двух форм призвана выполнять ряд общих функций:
Приспособления и включения, целью которых является обеспечение социализации личности, её подготовки к многообразным изменениям индустриального общества в экономическом и культурном плане;
Рекреационная, связанная с возможностью культурного развития личности в практической деятельности в свободное время;
Воспитательная;
Культурная, где педагогическая анимация предстаёт как посредническая структура между культурным творчеством, распространением культуры и детской аудиторией;
Критическая, выступающая катализатором в поиске новых отношений между индивидами и группами, наиболее качественного образа жизни
В работе с детьми самым распространённым, ведущим средством быстрого вовлечения в процесс является игра или, как принято сегодня называть игротерапия. Это уникальное, универсальное и простейшее развлекательное средство обладает большим творческим потенциалом направленным на эффективную реализацию анимационной деятельности.
Игровые программы состоят из конкурсов, основанных на методе соревнования:
Художественно публицистические (основной метод иллюстрация);
Фольклорные и зрелищно-театрализованные;
Танцевально-развлекательные;
Спортивные (в основе лежит метод физической релаксации и рекреации).
Анимационный потенциал игры:
Снятие напряжения от пребывания человека в реальной жизни, получение нового позитивного жизненного настроя;
Сплочение коллектива (игровой контакт людей между собой настолько высок, что игровые содружества могут сохраняться и после окончания игры);
Нейтрализация недостатков действительности (противопоставление жесткому миру реальности -мира гармонии и радости);
Подчинение правилам игры (понятие о чести, благородстве, достоинстве, самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива);
Физическое совершенствование тела (обучение и применение различных двигательных навыков и действий);
Развитие интеллектуальных способностей (выстраивание логической цепочки действий в процессе игры требующих психологической и умственной активизации);
Возможность проявления своих творческих способностей, их совершенствование в процессе игрового действия;
Игра - это мощное средство самовоспитания и самоусовершенствования, коррекции эмоционального состояния. При правильном включении игры в развлекательную программу она способна значительно изменить настроение людей в лучшую сторону, эмоционально обогатить и преобразить личность.
На ровне с игрой в анимационной деятельности имеет широкое применение конкурс (от латинского «столкновение, встреча»). Конкурс и игра похожи в своей основе. По сути это и есть игровая деятельность, но предполагающая выбор победителя по средствам соревнования, через систему судейства и оценок. Основной задачей конкурса является выявление лидера, развитие способностей и интересов его участников. Конкурсная программа - это эмоционально насыщенная и вместе с тем активная форма досуга. Это комплексная деятельность в которой присутствуют признаки познавательной, преобразовательной, соревновательной, художественной, ценностно-ориентированной и игровой деятельности.
Зачастую в анимационной деятельности гармонично сочетаются конкурсно-игровые и конкурсно-зрелищные программы.
Ярким зрелищным характером обладает еще один вид культурной анимации деятельности - театрализация.
Театрализованные программы - это идейно-художественная концепция, авторский замысел, мировоззренческая позиция, сюжет и его событийная основа. Это достаточно сложный творческий метод, имеющий ёмкое социально-психологическое обоснование наиболее близко стоящий к искусству. Зрелищно-визуальными компонентами театрализации выступают: сценография, костюмы участников представления, музыкальная составляющая, статодинамические эффекты, а так же зрительская аудитория, которая своим эмоциональным откликом создаёт атмосферу театрализованного действия. «Двойственность театрализации, синтезирующей реальную в художественную деятельность связана с конкретными моментами в жизни людей, требующими необыденного осмысления того или иного события, выражения и закрепления своих чувств по отношению к нему».
Насыщенным информационным содержанием посвященным общественным и политическим событиям, праздникам выступают художественно-публицистические анимационные программы основным организующим методом которых является иллюстрация. Создание единого, монолитного художественно-публицистического произведения происходит путем соединения публицистических выступлений, документальных материалов, церемоний с поэтическими произведениями, песнями, музыкой, с фрагментами из спектаклей и кинофильмов. Особое внимание здесь уделяется конкретному содержанию художественно-публицистической программы. Их подготовка требует повышенного внимания к моделированию содержательно-текстовой части программы.
Наиболее распространенным видом в анимационной деятельности являются танцевально-развлекательные программы (танцетерапия). Их технологическая основа базируется на методе ритмического движения тела. Анимационные свойства танцевально-развлекательных программ изначально заложены в самой природе танца и содержат расслабляющей, релаксационной, основанной на динамичном движении характер. Танец способствует сближению собственных реакций, вызывает множество эмоциональных переживаний таких, как радость, смех, удовольствие, чаще всего возникающих между двумя и более танцорами. Танцевально-развлекательные анимационные программы имеют перспективно-коммуникативный характер, поэтому такие программы сегодня приобрели, большую популярность и интенсивно реализуются в развлекательных учреждениях.
Особо важно, что бы работа к какому бы виду социально-культурной деятельности она не относилась - велась на высоком качественном уровне, направленном на приобщение человека к высоким культурным ценностям, повышающем его социальную активность, реализацию творческого потенциала.
Анимация, как фактор социальной активности человека состоит из множества форм и методов применение которых требует профессиональных подготовленных специалистов в данном направлении общественной деятельности. В арсенале социокультурных работников должны быть разнообразные средства и способы воздействия на человека призванные удовлетворять социально-культурные интересы и потребности граждан в сфере досуга несмотря на различие в возрасте, социальном статусе, состоянии здоровья, в духовных предпочтениях…
Как правило работа ведётся по следующим направлениям:
Выявление социокультурных интересов;
Объединение и координация деятельности внешкольных и иных учреждений для решения задач комплексной организации свободного времени;
Возрождение культурных традиций;
Организация различных форм семейного досуга (совместного времяпрепровождения детей и их родителей, друзей, ровесников).
Взаимодействие с детьми в досуговой сфере дифференцированно, вариативно и индивидуализировано. Его воспитательная эффективность определяется тем, какие личности принимают участие, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом с кем общаются.
Основными задачами досугового взаимодействия являются:
Формирование у детей и подростков мотивации к различным способам самодеятельности, включая изобретение новых свободных форм творческого времяпрепровождения;
Формирование и организация первичных групп по интересам;
Привлечение интереса детей и подростков по средствам творческого общения;
Организация общих праздников и событий;
Основными широко используемыми приёмами в организации культурно-досуговой анимации для детей и подростков школьного возраста являются:
Викторины, олимпиады;
Выставки поделок, достижений;
Театрализованные представления;
Концертные программы;
Бал-карнавал, массовые гуляния, парады, маскарады;
Мистерии, театрализованные постановки пьесс;
Спортивные праздники с конкурсно-соревновательными элементами;
Церемонии награждения за достижения с элементами театрализации и
концертными номерами;
Дискотеки, танцевальные программы с играми и прочее;
Мультимедийные анимационные проекты;
Последний пункт требует отдельного внимания в виду его новизны и актуальности. Стремительное развитие информационных интерактивных технологий неизменно отражается на образовательном процессе. Сегодня современные образовательные учреждения имеют компьютерные классы, классы с мультимедиа проекторами, электронными досками и т.п. Использование таких вспомогательных средств значительно повышает качество обучения, улучшает методику преподавания. Это мощный инструмент визуального мышления, который делает учебный процесс более эффективным и привлекательным, способствует развитию научно-исследовательских навыков у детей, обеспечивает повышенный уровень мотивации и творческой активности на занятиях. Мультимедиа проекторы, позволяют проводить уроки с использованием мультимедиа лекций, электронных учебников, иллюстрационных презентаций с использованием фото и видео материалов, выполнять виртуальные мини-исследования и многое другое.
Одним из основных достоинств использования мультимедийной анимации в работе с детьми является наглядность и динамичность анимированного материала. Проведение занятий с применением анимированных рисунков, особенно с младшеклассниками, способствует повышению положительного эмоционально-психологического фона и как следствие более продуктивному усвоению изучаемого материала.
Использование подобной анимации возможно на занятиях любых учебных дисциплин, а так же при ведении классных часов, общих и родительских собраний и прочих мероприятий задействованных в образовательном процессе.
Главное, чтобы анимационная программа, какого бы вида она ни была, давала чувство эмоционального комфорта для всех её участников - ощущение исполнения желания, достижения цели, чувства радости, прилива жизненных сил и психологического подъёма.
В качестве вспомогательного звена в культурно-эстетическом воспитании детей выступают досуговые учреждения такие, как театры, музеи, кинотеатры, средства массовой информации, творческие союзы, технические и спортивные общества, добровольные организации. Поэтому закрепить положительный результат от проделанной работы желательно посещением выставок, галерей, театров, а так же религиозно-культурных и исторических учреждений. Такие посещения должны иметь ознакомительный, добровольный характер, оставляя возможность каждому индивиду для формирования своей точки зрения, мировоззренческой позиции на предоставленную информацию.
Важно понимать, что любая организуемая деятельность не является самоцелью - это только лишь средство для создания среды, в которой каждый может успешно развиваться. Для детей это особенно важно, ведь грамотно организованная социальная среда оказывает колоссальное влияние на повышение общего уровня культуры личности, пробуждает веру в свои силы и возможности, устанавливает новый качественный стиль межличностных общений.
Содержание
Введение...2
1.1. Современные технологии в России4
2.1. Понятие социально-культурной анимации...6
2.2. Задачи социально-культурной анимации.8
2.3. Аниматоры.10
Глава 3. Направления анимации
3.1. Анимация для безработных...12
3.2. Анимация для пожилых.15
3.3. Анимация в туризме...16
3.4. Спортивно-оздоровительное направление анимации.18
3.5. Виды анимационных программ....20
3.6. Технология создания анимационных программ..21
Заключение.23
Список литературы....25
Введение
По оценкам специалистов, в настоящее время включение анимационных программ культурно-познавательного, спортивно-туристского, развлекатель-ного характера в содержание туристских маршрутов и поездок, в работу отелей повышает их престиж и востребованность на рынке туристских услуг.
Развлекаясь, человек или группа людей удовлетворяет свои духовные по-требности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масшта-бах различных подсистем. Процессы развлечения осуществляются как в естест-венной, так и в искусственно созданной обстановке.
Индустрия развлечений ставит своей целью создание условий развлече-ния, т.е. совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлече-ния.
Социальная направленность развития индустрии развлечений выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потреб-ностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся пред-посылках. Индустрия развлечений, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха развития культуры человека) по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя азвлечениями, часть своего свободного времени человек восстанав-ливает себя и как трудовую единицу.
К сфере обслуживания населения развлечениями в мировой практике от-носятся предприятия туризма, включая средства размещения туриста. Ряд предприятий, организаций, учреждений обеспечивает развлечения в форме сво-ей неосновной деятельности. Помимо гостиниц, к ним относятся зоны отдыха и исторические достопримечательности.
Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные матери-альные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда, персоналом.
Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов ин-дустрии развлечений, безусловно, имеет большое значение. Осуществляются и специальные виды деятельности, целенаправленно вызывающие соответст-вующие эмоции. Закономерности потребления продукции индустрии развлече-ния должны быть изучены в сопоставлении с предыдущим образом жизни че-ловека.
Целью работы является изучение отношений связанных с процессом соци-ально-анимационных услуг.
Объектом исследования является сам процесс анимации.
Предметом исследования служат современные технологии в и анимаци-онные методы и приемы обеспечивающих преодоление социального и культур-ного отчуждения.
Для достижение целей этой работы необходимо определение следующих задач:
- понятие социально-культурных технологий;
- изучение понятий социально-культурной анимации, определение ее задач;
- изучение направлений анимации.
Структура данной работы состоит из: введения, трех глав, включающих в себя десять параграфов, заключение и список литературы.
Глава 1. Социально-культурные технологии
1.1. Современные технологии в России
Современный период развития социальной практики в России характери-зуется широким использованием разнообразных социальных технологий - от монотехнологий до политехнологических систем. Расширяется социальное про-странство, в котором отдельные технологии или их совокупность находят свое пименение: от политико-выборных до социолого-аналитических, от Интернет-технологий до технологий различных видов связи, от образовательно-педагогических до технологий предоставления адресных социальных услуг различным группам населения и т.д.
Проникновение технологий как инструментального познавательно-преобразовательного средства в различные сектора социальной сферы (не гово-ря уже о других) вполне обоснованно можно рассматривать как одну из зако-номерностей развития современного социума, а в секторах социальной работы и социально-педагогической деятельности - как устойчивую тенденцию их раз-вития (что подтверждается экспонентным ростом числа научных исследований и публикаций по этой проблеме). При этом каждая технология обладает вполне определенным теоретико-методологическим потенциалом познания и преобра-зования социальной практики.
Естественно, что анализ этого потенциала может быть осуществлен с раз-личных позиций: с точки зрения различных наук и научных дисциплин; целей и целевых ориентаций; функционального предназначения конкретной техноло-гии; определения их номенклатуры; выявления структуры, содержания, после-довательности и т.д., т.е. в рамках широкого диапазона критериев оценки этих технологий
В процессе постоянных изменений, происходящих в обществе, меняется и представление о возможностях, способностях и целях человека в современ-ном мире. Современная действительность предъявляет особые требования к че-ловеку, диктует ему необходимость сочетания затраты и восстановления жиз-ненных сил, посредством балансирования пассивности и активности. Все более повышается значение личной активности человека, инициативности, способно-сти к творческому восприятию действительности. Однако не каждый человек обладает такими качествами, особенно в момент переживания трудной жизнен-ной ситуации. Одной из наиболее острых проблем современности является по-теря работы трудоспособными гражданами страны. Для большинства людей, по разным причинам потерявшим работу, наступает период трудностей, болезней, бедности, пассивного отношения к жизни.
Глава 2. Социально-культурная анимация
2.1. Понятие социально-культурной анимации
Анимацией в общепринятом смысле сова считается определенный вид деятельности, преследующий цели по разработке и представлению специаль-ных программ для проведения свободного времени. Анимационные программы включают в себя спортивные иг¬ры и состязания, танцевальные вечера, карна-валы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.
Социально-культурная анимация является особым видом социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, кото-рый основан на современных технологиях (социально-педагогических, психо-логических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление соци-ального и культурного отчуждения.
Технологии социально-культурной анимации предлагают в виде основ-ных способов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, об-ширное использование общественных духовно-культурных ценностей, тради-ционных видов и жанров художественного творчества, тем самым обеспечивая личности определенные условия для включения в творческие, оздоровитель-ные, образовательные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности.
В процессе развлечения, человек либо группа людей удовлетворяют свои определенные духовные потребности, оценивают собственную личность а так же анализируют свою роль в масштабах различных подсистем. Разнообразные процессы развлечения могут происходить и в естественной, и в искусственно созданной обстановке.
Основными целями индустрии развлечений является создание опреде-ленных условий развлечения, иначе, совокупности явлений, от наличия кото-рых будет зависеть весь процесс развлечения.
Социальная направленность развития индустрии развлечений выражена в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребно-стей, а также проявлению и развитию потребностей людей при сложившихся предпосылках. Занимаясь решением многогранных задач, таких как воспита-ние, формирование оптимистического настроения, образование, а так же отды-ха развития культуры человека, индустрия развлечений, по сути своей форми-рует и развивает личность. Заполняя развлечениями, часть своего досуга чело-век восстанавливает себя и как трудовую единицу.
Индустрия развлечений является самостоятельным, относительно обо-собленным звеном экономической системы, привлекающим довольно таки, значительные, как материальные, так и финансовые и трудовые ресурсы. В данном вопросе предприятия индустрии развлечений характеризуются специ-фическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда, персоналом.
Социально-культурная анимация является одним из главных звеньев в общей индустрии развлечений, используя при этом специализированные прие-мы и методики.
2.2. Задачи социально-культурной анимации
Социально-культурная анимация, является по своей сути педагогикой по-нимания и посредничества, призванной утверждать отношения равенства, пре-одолевающие иерархическую подчиненность, устанавливающая личностные взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предостав-ляющая индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении.
Большинство современных технологий социально-культурной анимации предполагают комплексное решение разнообразных проблем человека, давая ему возможность самоидентификации в качестве полноправного представителя той или иной социокультурной и досуговой общности, а также предоставляя условия для вовлечения в образовательные, творческие, оздоровительные и иные виды социально-культурной деятельности.
При этом стоит вопрос о всяческом преодолении социальной изоляции, психологического отчуждения не только инвалидов, но и некоторых других ка-тегорий населения. Сегодня во многих социальных и возрастных категориях нашего общества присутствуют люди, стоящие на грани «социального вымира-ния», для них постоянная борьба за полноценный социальный статус приобре-тает смысл борьбы за жизнь, а риторический вопрос «жизнь или смерть» для многих из этих людей становится решающим. Данное положение подталкивает аниматоров, в лице которых могут выступать и социальные работники и соци-альные педагоги и другие специалисты социально культурной деятельности искать и находить все более эффективные педагогические технологии для пре-одоления проблем социокультурной дезадаптации.
На решение этих задач нацелено особое направление западной социаль-но-культурной педагогики, коим является социально-культурая анимация. В социально-культурной анимации абсолютно причудливо идет переплетение и философско-мировоззренческих подходов и разнообразных прикладных прак-тик, начиная психотехническими и заканчивая театральными. При всем этом социально-культурная анимация широко применяет традиционные виды и жан-ры художественного творчества в виде основных методов «оживления и одухо-творения» отношений между людьми, именно такой подход к проблеме позво-лил признать сегодня социально-культурную анимацию инновационным на-правлением в целях развития социально-культурной деятельности.
Социально-культурная анимация, на сегодняшний день является одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально- культурной деятельности, предполагающих реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.
Фрагмент работы для ознакомления
Глава 3. Направления анимации
3.1. Анимация для безработных
В современной теории и практике социально-культурной деятельности инновационными являются анимационные технологии, которые предполагают решение вопросов различных проблем личности, которые создают определен-ные условия включения личности в социально-культурную деятельность в ком-плексе.
Социально-культурная анимация (animation) считается особым видом со-циально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индиви-дов, которая основана на базе современных технологий (социальных, педаго-гических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих реше-ние проблем социального и культурного отчуждения.
Социально-культурная анимация сконцентрирована на личности челове-ка, полностью ориентируясь на формирование ее самостоятельности и активно-сти.
Анимационная работа может решить комплекс взаимосвязанных задач:
- комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста;
- помощь в определении и осознании того, каким способом действия в конкрет-ной ситуации воспользоваться при достижении желаемой цели;
- подведение личности к необходимости осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осозна-ние собственных неосознанных желаний;
- выявление и помощь при осознании реальных возможностей, между которы-ми есть выбор;
- помощь в осознании последствий, которые могут повлечь за собой решение в том или другом случае;
- приведение человека к осознанности того, что осознание как таковое не ме-няет кризисной ситуации без особого желания действовать.
Социально-культурная анимация имеет гуманистическую направлен-ность, так как предметом ее является личность, способная к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию.
Социально-культурная анимация проводит не только оказание психоло-гической, психотерапевтической поддержки нуждающимся в этом категориям граждан, она так же предлагает условия и методы для конструктивного выхода личности из сложной жизненной ситуации. Применяя технологии социально-культурной анимации в практике мы получаем комплексную оценку кризисной ситуации, определение наиболее конструктивных способов поведения в ней для достижения поставленной цели.
Среди главных направлений анимационной работы с различными кате-гориями граждан, самыми основными, по нашему мнению, считаются оказание помощи в преодолении сложных жизненных ситуаций и критических состоя-ний личности, при помощи психотерапевтических тренингов и реабилитации творчеством.
Лица, оставшиеся без работы, являются социальной группой, наиболее нуждающихся в социально-психологической, психолого-педагогической, соци-ально-культурной помощи.
Наиболее оптимальное решение проблем безработных видится в создании стабильных, стимулирующих условий формирования их активной жизненной позиции. Эпизодические воздействия оказывают лишь временный эффект, дающий только временные положительные результаты.
Более эффективный процесс формирования активной жизненной пози-ции безработных видится во внедрении в практику четко спланированных ани-мационных программ комплексного характера.
Анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, и предполагает использование всего многообразия средств, форм и методов рабо-ты. Они сочетают мероприятия различной направленности. Такое сочетание, в зависимости от цели, делает эти программы более эффективными, насыщенны-ми, интересными.
При разработке и организации анимационных программ необходимо учи-тывать особенности, присущие лицам, оставшимся без работы. После увольне-ния активность людей в целом снижается. Для безработных больше характерна пассивная, иждивенческая позиция. Инертность сознания и неустойчивость по-ложения в обществе затрудняет конструктивный выход из ситуации безработи-цы. Большинство людей, потерявших работу считают себя жертвами социаль-но-экономических изменений, происходящих в обществе. Потеря работы для них не является своеобразным стимулом к активной деятельности, это стресс, по большей части ведущий к депрессии и социальным болезням. Безработные испытывают затруднения в постановке четкой цели своей деятельности, а также методов ее достижения.
Осознавая сложность положения лиц, оставшихся без работы, можно предположить, что разработка и внедрение в практику учреждений социально-культурной сферы анимационных программ по формирования активной жиз-ненной позиции лиц, оставшихся без работы является одним из условий их ус-пешного выхода из кризисной, сложной жизненной ситуации.
Анимационные программы по формированию активной жизненной пози-ции лиц, оставшихся без работы, должны направляться на актуализацию по-требности в самосовершенствовании, саморазвитии; повышение уровня само-оценки безработных; формирование и развитие умений и навыков, приобрете-ние новых теоретических знаний и способов их практического применения; на активное включение безработных в социально-культурную деятельность; на формирование их позитивной жизненной перспективы и др.
Таким образом, анимационные технологии по формированию активной жизненной позиции лиц, оставшихся без работы, имеют на современной этапе развития общества немаловажное значение. Проблема их применения требует глубокого осмысления и конкретных практических разработок.
Список литературы
1. Bounds, J. & Hepburn, H. Empowerment & Older People. 1995.
2. Словарь по социальной педагогике /Авт.сост. Л.В. Мардахаев.-: Издатель-ский центр «Академия», 2002.
3. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипов, М.: РАН ИСПИ, 1995
4. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. Москва, 2004.
5. Гуляев В.Г. «Организация туристкой деятельности», Москва, 1996.
6. Зорин И.В. «Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме». Мо-сква, 2000 г.
7. Котлер Ф. «Маркетинг. Гостеприимство и туризм», Москва, 1998г.
8. Чудновский А.Д. «Гостиничный и туристический бизнес», Москва 1998г.
9. Газета об эмиграции, работе, отдыхе, учебе за рубежом «Заграница», 15(68) апрель, 2002.
10. Журнал «Вояж», Апрель 2000г.
11. Журнал «Весь мир», №35(2) 2002г.
12. Журнал «Туризм», № 37 1997г.
13.Сонина В. Развитие социально-культурной сферы как фактор социальной защищенности населения.//Вопросы экономики.-1992-№7.
14. Ярошенко Н.Н. Социально культурная анимация. Изд. 2 е, испр. и доп. М., 2005.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.