Смирение и кротость в православии. Что такое смирение и терпение? Сила смирения
![Смирение и кротость в православии. Что такое смирение и терпение? Сила смирения](https://i2.wp.com/o-vere.ru/wp-content/uploads/2018/11/452688220cbfe0049e2ff596f4a753b4.jpg)
Часто мы сами не знаем, что молимся, прося: «Хоть бы мне спастись, хоть бы избежать опасности», «Небо, помоги!» — все это молитвы к Великому Богу нашему. И Он откликался на ваши просьбы, высказанные и не высказанные — вспомните счастливые встречи, внезапно удачные экзамены, нежданную счастливую беременность, хорошую работу… Нам кажется, что все это случаи — но Господь действительно управляет к лучшему нашу жизнь, показывая на наши возможности, приводя к благодарности Богу за все. Смирение же перед трудностями, обращение к Богу с молитвой в это время — залог нашего спасения и воспитания души, личностного роста. Ни один психолог не способен так в миг изменить, осчастливить душу, как это делает Господь.
Смирение в Православии
Учение Господа Иисуса – это призыв к покаянию, к любви всех людей ко всем людям, состраданию и жалости даже к страшным грешникам. В ответ на искреннюю молитву, в первую очередь, в душе появится мир, ясность и спокойствие, по свидетельству многих людей — и это поистине чудо, которое случается с каждым верующим человеком. Постарайтесь также побеседовать со священником, если у вас есть жизненные сложности и душевная тревога.
Но и мы сами должны стремиться к угодной Богу жизни, посещать храм, молиться за богослужением, помогать людям, прощать грехи и ошибки наших ближних, спокойно вести себя в конфликтах.
Божия благодать дается нам лишь через смирение, принятие воли Божией о нас, чтение молитв, исполнение заповедей Божиих, посещение церковных богослужений.
Самое главное — помнить, что «сила Божия в немощи (слабости) совершается», как говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам. Слабость человеческая выражается в том, что он отдает себя в руки Божии, становясь гибким, давая Богу действовать и помогая Ему человеческими силами, но не гордясь и надеясь на помощь Божию. Человек смиренный действует, но не ропщет перед трудностями, молится и ждет воли Божией о себе.
Бог смирения — Христос
Сам Господь показал нам образец смирения Своей жизнью и смертью. Перед Распятием за Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, погибнув. Христос называет учеников детьми — как никогда раньше — и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком — Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.
Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.
Трапеза была совершена вечером, поскольку Христос следовал одной из иудейских традиций Ветхого (Старого) Завета, на основании которых устанавливал традиции новозаветные, не разрушая прежних. Так, в тот день отмечался праздник Пасхи, память исхода предков иудеев из Египта ночью. В тот древний день каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и сделать пометку его кровью на дверях, чтобы Господь не направил на них свой гнев. Это был знак избрания евреев. Бог Отец в тот день покарал египтян за удержание евреев в рабстве смертью их первенцев. Только после этой страшной казни фараон отпустил племя иудеев во главе с пророком Моисеем в Обетованную Богом Землю.
Иисус Христос за Тайной Вечерей, вспоминая этот праздник, устанавливает новый: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Жертвенным Ягненком, Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.
Затем Господь пошел помолиться в Гефсиманский сад с учениками. По словам евангелистов, Христос молился трижды, до кровавого пота. В первой молитве Он просил Бога Отца о том, чтобы не пить Чашу страданий, говоря в то же время, чтобы совершилось так, как хотел того Бог. Христос выражал свой страх, тоску перед мучениями. Затем Он молился с полной покорностью воле Божией и пониманием, что Ему не миновать мучений. Евангелист Лука пишет, что в это время Бог Отец послал Ему Ангела, поддержавшего Христа. В третий раз Господь повторил слова Своего принятия воли Божией и обратился к ученикам, разбудив их и сказав, что приближается предатель, который отдаст Его в руки грешников. Он даже призвал учеников идти вместе с Ним, чтобы отдаться в стражникам Самому.
Христос знал и даже сказал апостолу Петру, что по одному Его слову от скажи Его защитят легионы Ангелов. То есть Он не принижал Себя, Свое Учение и Богоотцовство. Но Он шел без гнева на смерть за всех людей.
Бедность — это смирение?
Кто-то сомневается: можно ли просить о материальном достатке, если тоскуешь из-за бедности, недостатка денег? Ведь и апостолы были бедными рыбаками, и многие святые были бедны, и Сам Господь не знал, где отдохнуть в странствиях. Верно, именно поэтому Сам Христос и Его угодники знают, как трудно жить необеспеченному человеку, особенно в современном мире.
Православная Церковь благословляет желание обеспечить себя и семью. Перенесение бедности, трудясь без роптания на Бога — доброе дело, ведь порок, по пословице, — не бедность, а лень. Материальные средства, которые идут на детей, на спокойную жизнь семьи, на помощь нищим, — благословение Божие. Христос прославляет смирение, а не бедность. Эта добродетель в православной аскетике означает спокойное принятие трудностей и бед, отсутствие злобы и греховной жизни в трудной ситуации.
Есть и духовное средство от бедности — молитва святителю Спиридону Тримифунтскому как понимающему все материальные трудности святому, ведь он прожил всю жизнь в бедности и всегда помогает в различных затруднениях.
Смирение и терпение
Смиренный человек не унывает в горестях, а поручает себя воле Божией. Тяжесть на сердце, тоска не будут иметь своей силы, если человек воцерковлен, верит в Бога, ходит в храм, посещает церковные богослужения и причащается Христовых Таин, старается обрести смирение.
Ощущение уныния или отчаяния — не грех. Нужно сразу обратиться к помощи Божией, не «насиловать» себя весельем, терпеть и пересиливать себя.
Уныние и отчаяние становятся грехом тогда, когда мы проклинаем Бога, считаем, что Он виноват в наших несчастьях, что Он не помогает нам. Старайтесь вынести уроки из ситуаций, в которые вы попали. Молитва всегда поможет
- Защитить себя и своих близких от воздействия темных духов (ведь уныние даже называют «бесом полуденным»);
- Сохранить покой, мир и благополучие;
- Вы поручаете себя покрову Божьему — а значит, выполняете повеление Божие о смирении и доверии Ему. С Божией помощью вы должны быть спокойны.
Есть ряд молитв святым, чудотворным иконам Божией Матери и молебнов, которые имеют особую благодать помогать при депрессии, тоске, душевной лени, в определенных безвыходных обстоятельствах
Православная психология о смирении
В фильмах жизнь главных героев красива и беззаботна после признания в любви. А семейные проблемы становятся предметом веселья в комедийных сериалах. Между тем, в браке мы сталкиваемся со многими проблемами. Старец Паисий Святогорец говорил, что семья — наша возможность взять на себя подвиг, равный подвигу святых подвижников-монахов. Ведь в семье мы оказываемся рядом с человеком, который воспитывался в отличных от нашей жизни условиях, имеет другие привычки.
Однако верно и то, что семья — малая Церковь. И основные пути спасения — семейная жизнь и жизнь в монашестве. Только они наиболее благоприятны для выращивания необходимых каждому человеку добродетелей терпения и смирения. Верными помощниками верующих людей являются святые. С молитвой о скором замужестве или женитьбе и о счастливом браке принято обращаться к тем святым, которые прославились благополучной семейной жизнью или творили чудеса в помощь семейным парам.
Создав семью, нужно суметь ее сохранить. Взаимопонимание, забота и бережное отношение друг ко другу — залог любви на всю жизнь. Трудности семейной жизни покрываются помощью Божией. Ведь глава семьи — муж, а мужу глава — Христос. Обращайтесь ко Господу как могущественному Покровителю вашей семьи.
Молитва о смирении
Если в вашей семье присутствуют проблемы, недопонимание или даже измены, важно больше молиться Богу, Божией Матери, святым. Молитва — помощь в любой сложной ситуации. Молитесь и в случае нищеты, бед, материальных трудностей — ведь Господь первый Помощник каждому человеку в любых трудных обстоятельствах. Зачастую в долгих отношениях наступают кризисы. Порой кажется, что семья рушится, люди хотят разойтись и никогда не видеть друг друга. Увы, нарушение верности в браке, предательство, обман — все эти грехи присущи людям. Иной раз не из-за злого намерения, но по неосторожности ваш супруг или супруга может нанести вам такую рану. Однако рушить легче, чем созидать. Постарайтесь сохранить семью своими совместными молитвами.
Читайте утром и вечером или во время ссоры отойдите и помолитесь перед одной из икон молитвой Божией Матери о вашей семье:
«Пресвятая Владычица моя Богородица, возьми семью мою под Свой Покров. Всели в сердца супруги (супруга) моего и наших детей мир, любовь и все доброе. Помоги, Матерь Божия, чтобы мы вместе прославляли имя Твое и Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Читайте онлайн молитву архангелу Варахиилу о благословении Божием и смирении можно по тексту ниже:
«О великий архистратиг Божий архангел Варахиил! Стоя перед Престолом Божиим и оттуда принося благословения Божие в дома верных рабов Его, попроси у Господа Бога милосердия и благословения нашей семье, да благословит Господь Бог нас и умножит достаток в доме нашем, подаст изобилие, здоровье и спасение, во всем добрую помощь, на врагов видимых и невидимых победу, и сохранит нас на многие годы для жизни земной и Царства Небесного. Аминь».
Икона Божией Матери «Призри на смирение»
Среди икон самого распространенного типа «Одигитрия» — «Путеводительница» интересным чудотворным образом считается икона Божьей Матери «Призри на смирение».
Образ Пресвятой Владычицы «Призри на смирение» принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия» — по-русски это греческое слово переводится как Путеводительница или Указывающая Путь.
Богословский смысл иконы «Призри на смирение» подобен иным образам Одигитрии. Богородица жестом правой руки указывает молящимся на Христа, Который есть Путь, Истина и Жизнь. Она являет людям Царственного Богомладенца, показывая, что только через веру в Христа можно обрести истинный жизненный путь, дорогу в Царство Небесное. И земной путь нужно пройти достойно, чтобы достичь спасения.
Кроме того, Божия Матерь Сама представляет Собой дорогу к Богу. Она становится спутницей для людей по молитвам к Ней; Она же и мост, соединивший человека и Бога, ведь именно через Нее Господь принял человеческую природу.
Название содержит в себе несколько смыслов:
- Великий Господь во Святой Троице призрел (с церковнославянского — посмотрел на человека и исполнил молитву) на смирение и кротость юной Девы Марии, добродетельной и послушной заповедям Божиим.
- Смирение — добродетель, означающая принятие воли Божией о себе. Господь выражает ее в обстоятельствах жизни. Но при этом мы можем просить Господа о том, чтобы Он облегчил наши страдания и трудности, главное — не с бунтующим, а со смиренным сердцем. Поэтому мы просим Господа и Матерь Его «посмотреть на наше смирение, наши трудности» и помочь нам. Также стоит помолиться о спокойном, смиренном принятии трудностей и жизненных обстоятельств у иконы «Призри на смирение«.
- Наконец, название иконы отсылает молящегося к псалму 30, в переводе на русский: «Буду радоваться и веселиться, благодаря милости Твоей, ведь Ты, Господи посмотрел (призрел) на смирение мое, спас от бедствий меня». Это означает, что Господь спасает человека в бедах, видит его всегда. Кроме того, к этому значению отсылают символы царской власти в руках Богородицы и Христа: судьбы мира пребывают в руке Господа, и Он всегда поможет нуждающемуся и кающемуся.
Отметим, что список иконы «Призри на смирение» и его чудесный «список»-нерукотворный отпечаток на стекле недавно прославился чудесами в Киеве. В 1917 году, с началом революции и гонений на Церковь, икону «Призри на смирение» спрятал у себя священник Борис Квасницкий, отдавший перед арестом чудотворный образ монахине Феофании, а через 55 лет по завещанию схимонахини Феофании был передан в Свято-Введенский мужской монастырь. Это произошло около 1993-1994 года.
В 1993 году настоятель этого монастыря решил, что икону нужно реставрировать: краски образа стали мутными. Призвав реставраторов, священники сняли стекло с иконы: на нем вдруг оказался отпечаток образа — словно негатив, черно-белое изображение или гравюра на стекле.
Было очевидно, что явлено чудо — однако нашлись и скептики, считавшие, что образ рукотворный. Тогда прямо в монастырь были приглашены ученые, стекло с чудотворным отпечатком отдали на экспертизу, длившуюся несколько лет. На сегодня известно следующее:
- Отпечаток на стекле не создан людьми.
- Изображение имеет органическое происхождение (изменена структура материала, стекла, на котором оно создано).
- Светло-серые фигуры Богоматери и Младенца на темном фоне создают негативное изображение, а на светлом - позитивное.
Зафиксировано множество чудотворений от этой иконы. Эта икона Богородицы имеет великую благодать: образ много помогает родителям и детям, больным и пожилым людям. Молятся Божией Матери перед иконой «Призри на смирение» также, разумеется
- Об обретении смирения, спокойствия;
- Об оправдании при несправедливости и клевете;
- Об укреплении веры во время гонений и скорбей.
- Об исцелении бесплодия;
- О благополучных и своевременных родах;
- Об улучшении и исцелении болезней речи и слуха.
Да подаст вам Господь истинное смирение!
Грехопадение
Искупительная жертва
Христианское богослужение
Второе пришествие
Диспенсационализм
Консерватизм · Либерализм
Наличие в сердце смирения у человека свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей, а также осознанием своей греховности и искренним раскаянием во всяком злом деле (и даже помысле).
Понятие смирения как христианской добродетели
Ни одно другое слово не понимается так неверно нецерковными людьми (а также, людьми, которые только начинают воцерковляться), как слово "смирение". Под смирением часто, совершенно неправильно, имеют в виду забитость, унижение, чувство вины, неумение и нежелание отстоять, где это необходимо, достоинство человека и христианина. А значение глагола «смирить» обычно понимают как синоним слова «унизить». Но это в корне неправильное понимание смирения как добродетели. В духовной жизни христианина ни одна другая добродетель не значит так много и, одновременно, не дается так трудно, как эта.
Смирение – это трезвое видение самого себя. Смирение, можно условно разделить на три категории (для удобства восприятия), но по сути – это одно качество в трех различных проявлениях.
Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение - стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал. 4,19).
Кроме того, смирение характеризуется принятием жизненных невзгод и бытовых проблем без печали в сердце, со словами "Боже, да будет воля Твоя на всё". Однако смирение не синоним слова "бездействие" в вопросах бытовых и личных проблем и невзгод в жизни человека. То есть, конечно же, нужно искать способы выйти из трудного положения, но если что-то не получается, ни за что не пускать в сердце печаль или уныние.
Нередко по ошибке смирение отождествляют с бездумным и безответственным послушанием каким-то авторитетам не от Бога, или покорностью навязываемым жизнью обстоятельствам, но в действительности смирение - жизнь в мире с Богом, свободное и мужественное согласие с его волей, ученичество у Христа и готовность брать на себя проблемы, которые из этого проистекают, несение креста.
Смирение по отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит каждого человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя. Потому как любой человек, вне зависимости от вероисповедания является образом Божиим.
Однако, смирение вовсе не предполагает потворство злу, и безропотное созерцание, когда твой ближний испытывает страдание от злого умысла другого человека. В данной ситуации, предотвращение насилия по отношению к ближнему не идет наперекор понятию "смирения". Смирение – это мир с Богом в любых, самых крайних обстоятельствах, смиренный человек – это тот, кто всегда побеждает зло, но только добром, по слову Апостола Павла «Побеждайте зло добром». Поэтому, когда мы защищаем ближнего, т.е. творим добро, мы побеждаем зло - добром.
Смирение по отношению к самому себе - человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости».
Вся святоотеческая литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.
Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит - путь к Богу – окажется бесплодным. Не случайно корнем слова «смирение» является слово «мир». Наличие в сердце смирения действительно свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей.
Смирение в Священном Писании
В этом, как и во всех прочих отношениях, земная жизнь Божественного Спасителя представляет для верующих совершенный пример и образец.
Смирение в рассказе Клайва Стейплза Льюиса
Очень хорошо различие реального и мнимого смирения описано у К. Льюиса в «Письмах Баламута». Это письма, написаны от лица опытного демона (Баламута) своему юному племяннику (Гнусику) и содержат советы как искушать человека, уводить его от Христа.
Так вот, в 14-м письме есть замечательное место, которое простым понятным языком разъясняет суть смирения. Еще поясню, что поскольку переписка идет от имени бесов, то Врагом в данной ситуации называется Господь, и все, что описывается как благо – на самом деле вред для человека, и наоборот:
«Мой дорогой Гнусик!
Особенно тревожит меня в твоем докладе, что подопечный больше не принимает тех самонадеянных решений, которые сопровождали его первоначальное обращение. Он не обещает добродетели, он даже не ожидает благодати на всю жизнь – он только надеется всякий день и час получать поддержку своим скромным силам, чтобы их хватило на борьбу с искушениями. А это очень плохо!
Сейчас я вижу только одно направление действий. Твой подопечный приобрел смирение – заметил ли ты это? Все добродетели для нас менее страшны, чем добродетель смирения, особенно когда человек не осознает ее в себе. Поймай его в тот момент, когда он забыл о духовной бдительности, подсунь ему приятную мысль «А ведь я становлюсь смиренным». Если он очнется, увидит опасность и постарается заглушить новый вид гордыни, заставь его возгордиться этим старанием, и так далее. Но не занимайся этим слишком долго, ибо есть опасность, что ты пробудишь в нем чувство юмора и здравомыслие. Тогда он просто высмеет тебя и пойдет спать.
Но есть и другие эффективные возможности сосредоточить его внимание на этой гнусной добродетели. Смирением, как и любыми другими добродетелями, наш Враг хочет отвлечь внимание человека от самого себя и направить на Него и на ближних. Всякий отказ от самого себя и самоуничижение существуют в конце концов именно для этого; пока они не служат этой цели от них мало вреда. Они даже могут быть нам полезны, если из-за них человек интересуется преимущественно собой.
Кроме того, самоуничижение можно использовать как исходную точку для презрения к другим, для угрюмости, цинизма и жестокости. Поэтому ты должен скрыть от пациента истинную цель смирения. Пусть он под смирением подразумевает особенное (а именно – плохое) мнение о своих способностях и своем характере. Не сомневаюсь, что определенные способности у него действительно есть. Укрепи его в мысли, что смирение состоит в том, чтобы ставить эти способности как можно ниже. Конечно, они и в самом деле менее ценны, чем он думает.
Но не в этом дело. Самое главное – чтобы он ценил свое мнение больше, чем истинность, и вносил тем самым хоть крупицу нечестности и надуманной веры в самый центр того, что в ином случае угрожает стать добродетелью. При помощи этого метода мы заставили тысячи людей думать, что для красивой женщины смиренно считать себя уродом, для умного мужчины – считать себя дураком.А поскольку то, во что они старались верить – явная ерунда, им эта вера не дается, и мы можем до бесконечности вращать их мысли вокруг них самих, ибо они стараются достичь недостижимого.
Чтобы предупредить выпады Врага, мы должны знать Его цели. Враг хочет привести человека в такое состояние, когда он мог бы спроектировать лучший в мире собор, знать, что этот собор хорош, и радоваться этому, но не больше и не меньше, чем если бы его спроектировал кто-нибудь другой. В сущности, Враг хочет, чтобы человек был совершенно свободен от предубеждений в свою пользу и мог радоваться своим способностям так же искренне и благодарно, как и способностям ближнего, восходу солнца, слону или водопаду.
Он хочет, чтобы каждый человек в мире увидел, что все существа (в том числе и он сам) великолепны и прекрасны. Он хочет по возможности скорее разрушить в человеке животное самообожание, но, боюсь, конечная Его цель - в том, чтобы восстановить в нем благожелательность и милосердие ко всякому творению, включая себя самого. Когда он действительно научится любить ближнего, как самого себя, ему будет дано любить себя, как ближнего. Мы никогда не должны забывать самую отталкивающую и необъяснимую черту нашего Врага: Он действительно любит этих безволосых двуногих, которых Он создал, и правая рука Его всегда возвращает им то, что отнимает левая.
Поэтому Он будет всячески стараться, чтобы твой подопечный вообще перестал думать о том, какая ему цена. Он не рад, если люди считают себя скверными. В ответ на твои старания подсунуть ему тщеславие или ложную скромность Он напомнит, что от человека вообще не требуется никакого мнения о своем таланте, так как он прекрасно может им пользоваться, не решая точно, какая же из ниш в храме славы предназначена для него. Ты во что бы то ни стало должен исключить эту Вражью мысль из сознания пациента. Кроме того, Враг будет убеждать еще в одной истине, которую они все признают, но которую им трудно почувствовать: что они не создали самих себя, что все их способности дарованы Им и гордиться талантами так же глупо, как гордиться цветом волос. Враг всегда старается отвлечь человека от такой гордости, а ты должен фиксировать на ней его внимание. Враг даже не хочет, чтобы они сверх меры копались в своих грехах - чем скорее человек после покаяния займется делом, тем Врагу лучше.
Твой любящий дядя Баламут.»
О смирении в поэзии
Смириться - значит, жить с чистым сердцем,
Смириться - значит открыться добру.
Смирение - это есть ключ ко спасению:
К радости, счастью - в этом грешном миру
Смирение - одно очень важное слово,
Смирение - способно возвысить до неба,
Смиритесь - под руку Господа Бога,
И спокойствие ваше не потревожат проблемы.
Но каковы же пути, этого мудрого слова?
Как же суметь претворить его в жизнь?
Ответом послужат три несложных глагола:
Покаяться сердцем, прощать и любить.
Некоторые высказывания о смирении
Брат спросил старца: "Что есть смирение?" Старец отвечал: "Смирение состоит в том, чтобы делать добро тем, которые делают нам зло". Брат возразил: "Если человек не достиг такой меры, что ему делать?" Старец сказал: "Пусть избегает людей, избрав своим подвигом молчание" (Святитель Игнатий (Брянчанинов))
Не тот проявляет смиренномудрие, кто осуждает себя... но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви. (Преподобный Иоанн Лествичник)
Кто желает быть подобным Богу, пусть будет, по силе человеческой, кротким и смиренным.
Смиренный не уничижается в лишении и бедности и не оказывается надменным в благоденствии и славе, но постоянно пребывает в той же добродетели.
Смиренный не завидует успеху ближнего, не радуется его сокрушению, а, напротив, радуется с радующимися и плачет с плачущими.
Что такое смирение? Однозначно ответить на этот вопрос удается не каждому. Несмотря на это, многие считают именно смирение основной добродетелью истинного христианина. Именно это качество Господь прежде всего ценит в человеке.
У некоторых может сложиться впечатление, что смирение человека приводит к нищете, угнетенности, подавленности, бедности, болезням. Они смиренно терпят свое нынешнее положение и надеются на лучшую жизнь в Царстве Бога. На самом же деле все это далеко не является смирением. Господь посылает нам трудности вовсе не для того, чтобы мы с ними мирились, а для того, чтобы мы их преодолевали. Принижение собственного достоинства, глупая покорность, угнетенность и подавленность - это скорее признаки лжесмирения.
И все же, что такое смирение?
Библейское смирение. Пример смирения
Библейская энциклопедия гласит, что смирение является гордости. Эта добродетель считается одной из основных в христианстве. Смирение человека состоит в том, что он во всем полагается на милость Господа и четко понимает, что без Него он не сможет ничего достигнуть. Смиренный человек никогда не ставит себя выше других, с радостью и благодарностью принимает только то, чем одаривает его Господь, не требует большего, чем ему полагается. предписывают эту добродетель всем истинным последователям Христа. Иисус проявил высшую степень смирения, полностью подчинившись. Ради всего человечества, Он терпел жуткие страдания, унижения и стяжания. Его распяли, но после воскрешения у Него даже не осталось и малейшей обиды на тех, кто это сделал, так как Он осознавал, что все это промысел Бога. Другими словами, христианское смирение человека проявляется в его полной зависимости от Господа и в реалистичном взгляде на свою сущность. В результате этого приходит истинное понимание того, что не следует высоко о себе мыслить.
Какова сущность смирения?
Что такое смирение? Этот вопрос постоянно задают духовным лидерам. Они же, в свою очередь, дают различные понимания этого определения, но сущность у всех одинакова. Некоторые утверждают, что смирение заключается в том, что человек сразу же забывает о сотворенных им добрых делах. Другими словами, он не приписывает себе результат. Другие же говорят, что смиренный человек считает себя последним грешником. Некоторые говорят, что смирение - это мысленное признание своего бессилия. Но это далеко не полные определения понятия «смирение». Более точно можно сказать, что это благодатное состояние души, настоящий подарок Господа. В некоторых источниках говорится о смирении, как о Божественном одеянии, в которое облеклась человеческая душа. Смирение - это таинственная сила благодати. Есть еще одно определение смирения, которое гласит, что это радостное, но в то же время печальное самоуничижение души перед Господом, другими людьми. Выражается оно внутренней молитвой и созерцанием своих грехов, всецелой покорностью Господу и усердным служением другим людям.
Смирение в жизни наделяет человека радостью, счастьем и вселяет уверенность в Божественную поддержку.
В чем проявляется зависимость от Господа?
Две составляющие в жизни человека дают понимание понятия «смирение». Значение первое - это зависимость от Бога. В чем же она проявляется? В Писаниях приводится пример, когда Господь называет богатого человека «безумцем». Легенда гласит, что однажды был богатый человек, у которого были большие запаса зерна и прочего добра. Он стремился еще расширить свои возможности для большего накопительства, чтобы впоследствии только и наслаждаться своими богатствами. Но Господь назвал его «безумцем», так как он заковал свою душу в рабство своего богатства. Господь сказал ему, что же делать он будет с этим накопленным, если сегодня же он утратит свою душу? Плохая участь ждет тех, кто копит блага ради своего наслаждения, а не для Господа. Современное положение богатых людей таково, что они хотят безраздельно наслаждаться своими богатствами, считая, что всего они добились сами, и что Господь здесь не причем. Это настоящие безумцы. Никакое богатство не сможет уберечь человека от трудностей, страданий и болезней. таких людей напрочь опустел, и они совершенно забыли о Боге.
Библейская история
Есть еще одна история, которая учит смирению. Однажды Господь предложил богатому благочестивому юноше раздать все его богатство нищим и отправится вместе с Ним, дабы иметь настоящие сокровища в Царстве Небесном. Но юноша не смог так поступить из-за своей привязанности к имуществу. И тогда Христос сказал, что очень сложно богатому человеку войти в Царство Божье. Его ученики изумились такому ответу. Ведь они искренне считали, что богатство человека - это, наоборот, Божье благословение. Но Иисус сказал противоположное. Дело в том, что материальное процветание действительно знак одобрения Господа. Но человек не должен впадать в зависимость от своего богатства. Это качество - полная противоположность смирению.
Правдивость к самому себе
Сила смирения увеличивается, если человек адекватно оценивает себя и ставит себя в правильное положение. В одном из стихов Священного Писания Господь призывает людей не думать о себе высоко. О себе самом необходимо думать скромно, полагаясь на веру, которой наделил всех людей Господь. По отношению к другим не следует высокомудрствовать и о себе не стоит мечтать.
Чаще всего человек смотрит на себя через призму своих достижений, что автоматически вызывает проявление гордыни. Материальные мерки, такие как количество денег, образование, положение являются не теми средствами, которыми должен оценивать себя человек. Все это далеко не говорит о духовном положении. Следует знать, что именно гордыня лишает человека всех божественных благодатей.
Апостол Петр сравнивает смирение и скромное отношение к себе с красивой одеждой. Говорит он также о том, что Господь не признает гордецов, но смиренных одаривает Своей благодатью. В Писаниях упоминается слово «смиренномудрие», которое подчеркивает скромность мышления. Те же, кто превозносят себя и думают, что что-то представляют из себя, не связывая это с Господом, находятся в сильнейшем заблуждении.
Принимать все как есть
Смирение является прародителем ответственности. Сердце смиренного человека принимает любую ситуацию и со всей ответственностью старается ее решить. Человек, обладающий смирением, всегда осознает свою Божественную природу и помнит, откуда и зачем он пришел на эту планету. Смирение души означает полное принятие Господа в своем сердце и осознание своей миссии, которая заключается в непрерывной работе над своими качествами. Смирение помогает человеку искренне служить Господу и всем живым существам. Смиренный человек искренне верит в то, что все, что происходи в этом мире - происходит по Божественной воле. Это понимание помогает человеку всегда сохранять мир и спокойствие в душе.
В отношении с другими людьми смиренный человек никогда не оценивает, не сравнивает, не отрицает и не игнорирует природу другого человека. Он принимает людей такими, какими они есть. Полное принятие - это осознанное и внимательное отношение к другому. Принимать все как есть необходимо не умом, а душой. Ум постоянно оценивает и анализирует, а душа - это глаз самого Господа.
Смирение и терпение - понятия очень близкие между собой, но все же имеют различную трактовку.
Что такое терпение?
На протяжении всей жизни человеку приходится испытывать не только радостные переживания. В его жизнь приходят также и трудности, с которыми необходимо сначала смириться. Не всегда эти трудности можно преодолеть в короткие сроки. Для этого и необходимо терпение. Смирение и терпение - истинные добродетели, которыми наделяет человека сам Господь. Иногда говорится о том, что терпение необходимо для того, чтобы сдерживать негатив. Но это неправильно. Терпеливый человек ничего не сдерживает, он просто принимает все спокойно и даже в самых сложных ситуациях сохраняет ясность ума.
Истинное терпение проявлял сам Иисус Христос. Также Христос Спаситель - настоящий пример истинного смирения. Ради высшей цели, Он терпел преследования и даже распятие. Гневался ли он когда-нибудь, желал ли зла кому-нибудь? Нет. Так и человек, следующий заповедям Господним, должен безропотно терпеть все трудности на своем жизненном пути.
Как терпение связано со смирением?
Что такое смирение и терпение было описано выше. Связаны ли между собой эти два понятия? Между терпением и смирением существует неразрывная связь. Суть их одна. Человек пребывает в мире и внутри ощущает также мир и спокойствие. Это не внешнее проявление, а внутреннее. Бывает такое, что внешне человек кажется спокойным и удовлетворенным, но внутри него бушует негодование, недовольство и гнев. В этом случае, ни о каком смирении и терпении речь не идет. Скорее это лицемерие. Смиренному и терпеливому человеку ничего не может препятствовать. Даже самые большие трудности такой человек преодолевает легко. Как два птичьих крыла связаны между собой смирение и терпение. Без смиренного состояния невозможно терпеть трудности.
Внутренние и внешние признаки смирения
Лучше всего понятие «смирение» раскрывается в трудах преподобного Исаака Сирина. Не так просто разграничить внешние и внутренние аспекты смирения. Так как одни вытекают из других. Все начинается с внутренней жизни, мира внутри. Внешние действия являются лишь отражением внутреннего состояния. Конечно, сегодня можно увидеть много лицемерия. Когда внешне человек кажется спокойным, но внутри у него бушую страсти. Не о смирении здесь речь идет.
Внутренние признаки смирения
- Кроткость.
- Собранность.
- Милосердие.
- Целомудрие.
- Послушание.
- Терпение.
- Бесстрашие.
- Стыдливость.
- Благоговение.
- Внутренний покой.
Последний пункт считается основным признаком смирения. Внутренний покой выражается в том, что у человека полностью отсутствует страх перед житейскими трудностями, но присутствует уверенность в Божьей благодати, которая будет всегда защищать его. Смиренный человек не знает, торопливость, смущение и спутанные мысли. Внутри него всегда покой. И даже если небо упадет на землю, смиренный человек даже не испугается.
Важным признаком внутреннего смирения можно назвать голос совести человека, который говорит ему, что Господь и другие люди не виноваты в неудачах и трудностях, встречаемых на жизненном пути. Когда человек в первую очередь предъявляет претензии к себе - это и есть настоящее смирение. Обвинять в своих неудачах других или еще хуже Господа - это высшая степень невежества и жесткости сердца.
Внешние признаки смирения
- По-настоящему смиренный человек не испытывает интереса к различным мирским утешениям и развлечениям.
- Он стремится поскорее удалиться из шумного суетливого места.
- Смиренному человеку не интересно бывать в местах большого скопления людей, на собраниях, митингах, концертах и прочих массовых мероприятиях.
- Уединение и безмолвие - основные признаки смирения. Такой человек никогда не вступает в споры и конфликты, не бросает лишних слов и не вступает в бессмысленные беседы.
- Не имеет внешнего богатства и большого имущества.
- Настоящее смирение проявляется в том, что человек о нем никогда не говорит и не ставит напоказ свое положение. Свою мудрость он прячет от всего мира.
- Простая речь, возвышенное мышление.
- Не замечает недостатков других людей, но всегда видит достоинства каждого.
- Не склонен слушать то, что его душе не угодно.
- Безропотно переносит обиды и унижения.
Смиренный человек ни с кем себя не сравнивает, но всех считает лучше себя.
Когда мы желаем смиряться сами, этот процесс может протекать менее болезненно. Это можно сравнить с внутренней готовностью нашего организма принимать коррекционный массаж. Наша смиренность и податливость рукам врача смягчает боль процедуры и помогает выздоровлению. Когда мы внутренне сопротивляемся – тело напряжено, его приходится «ломать», заставлять повиноваться, а это больно и результат лечения менее эффективный.
Также поступает с нами жизнь, а точнее Тот, Кто является ее Автором и Создателем. «… Сломлю гордое упорство ваше и небо ваше сделаю как железо, и землю вашу как медь…», «… Если же пойдете против Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши…» Так должен поступать каждый нормальный отец с непослушными, не смиренными детьми. Если мы смиряемся над теми обстоятельствами, которые допускает в нашу жизнь любящий Отец, совершаем правильные действия и поступки, трудимся над своим характером, то получаем силу от Него, чтобы преодолеть все препятствия и каждый новый «поворот» судьбы. Когда мы противимся установленному Богом жизненному пути для нас, оказываем сопротивление, то падаем и «ломаемся», получая шишки и удары. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Смирение – это, прежде всего, внутреннее состояние нашего сердца, выраженное в наших действиях и поступках. «Смиренье – Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье» (В. Даль, толковый словарь). Как, оказывается, полезно и благотворно приобретение смирения для нас самих и окружающих нас людей. Проявляя смирение, мы демонстрируем свое полное доверие Богу и упование на него, т.к. часто мы сами не всегда знаем, что на самом деле является для нас лучшим, что принесет наибольшую пользу нам. Но знание того, что Бог является любящим Отцом и Тем, Кто приготавливает нам путь, дает нам силы и мудрость, помогает нам смиряться и уповать на Него во всех жизненных ситуациях. «Любящим Его все содействует ко благу» , говорится в Священном Писании. Эта истина помогает нам, когда тяжело смиряться и проходить через насмешки, несправедливость, унижения. Через смирение Отец шлифует наш характер, чтобы мы стали как самый чистый бриллиант. Смирение содействует подавлению нашего эго и проявлению черт Божьего характера в нас. Смирение не является признаком слабости, убогости и соглашением с неправдой, в любом ее проявлении. Смирение – это доверие своей судьбы Господу как Судии Праведному и воздаятелю каждому человеку по тому, кто что заслужил. Тяжелее всего бывает смиряться перед нашими врагами, когда нам больше всего хочется отомстить или восстановить справедливость. Но когда мы отдаем их на суд в молитве Всемогущему Отцу, прощая и благословляя, Он вступается за нас и восстанавливает справедливость. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщенье, Я воздам, говорит Господь». Согласитесь, чтобы не мстить обидчику, надо обладать сильным характером и смирение делает его таковым. Наше смирение перед Богом служит смирением для наших врагов. «О, если бы народ Мой слушал Меня, и Израиль ходил Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их. Ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда…»
Смирение всегда тесно связано со страданием и болью, воздаяние Бога за наше смирение всегда велико. «Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (апостол Павел). Только пройдя путь смирения, через крест страданий, в нас умирает наша плоть, эго и появляется больше Его силы и славы. В нашей жизни есть много моментов, которые нам не нравятся. Есть то, что мы можем изменить, но также есть то, что изменить невозможно. Человек ограничен в своих возможностях, но для Бога, живущего в нас, нет ничего не возможного. Смирение – это переживание того, что мы не хотели бы переживать; жить с тем, с кем мы не хотели бы жить; жить так, как не хотели бы жить; принятие того, что нам не нравится и понимание того, что мы не все можем контролировать и изменять. Если мы не смиряемся с какими-то аспектами нашей жизни, они разрушают нас. Каждый человек желает душевного покоя и порой ищет его там, где его нет: в самоутверждении себя на работе, семье, алкоголе, женщинах, наркотиках, деньгах и т.п. Душевный покой и чувство безопасности приносит только смирение перед Богом, соглашение пойти по предназначенному Им пути для нас. Без смирения перед Ним наша душа стенает и страдает. Смирение является ключом для обретения душевного покоя. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим», объясняет нам Господь о силе смирения и обретения, посредством Его, душевного покоя.
Иногда нам кажется, по нашим человеческим меркам и стандартам, что смириться – это согласиться быть побежденным или проигравшим, что-то недополучить или упустить в своей жизни, от чего-то отказаться, потерять. Мы думаем, что только ловким и хватким достается все лучшее и большее в жизни. Но это только так кажется на первый взгляд, так как «не силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит, - благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» (т.е. смиренным перед Ним). Человек часто пытается схватить что-то получше и побольше. Но у Бога для каждого из нас приготовлено всегда несравненно больше, о чем мы даже не помышляем. Если мы не проявили смирения и ожидания получить то, что предназначено для нас Богом, схватили сами, раньше времени, это всегда будет гораздо хуже и меньше того, что приготовил для нас Отец. Когда мы берем и добиваемся какого-то благословения сами, раньше времени, Отцом назначенного, это может обернуться в дальнейшем проклятием для нас. «Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии» , пишет мудрый Соломон. Вспомните притчу о блудном сыне, который раньше времени взял положенную ему долю наследства, не хотел смиряться и ждать, пока Отец сам не отдаст положенное ему. В результате, в его жизнь пришла нищета, позор и посрамление. «Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными мудрость. За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь» (царь Соломон).
Смирение является показателем духовной зрелости человека. Бог, будучи мудрым Отцом, никогда не доверит младенцу раньше времени наследство, приготовленное ему. Он будет ожидать, когда младенец подрастет, станет взрослым духовно, а значит, сможет управлять тем наследием, которое приготовлено Небесным Отцом для него. Смирение – путь к взрослению и духовному возрастанию.
Родной сестрой смирения является кротость. Люди, которых поднял на высоты Бог, дал позицию власти и высокое положение, были вначале на самой низкой ступени социальной лестницы, но смиренные и кроткие перед Ним. Величайший лидер Моисей еще до своего рождения попадал под статью «об умерщвлении новорожденных еврейских детей мужского пола», изданную фараоном. Обреченный на смерть, по воле Божьей оставшийся жить, «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле». Именно это качество послужило его возвышению, и из всего народа, Бог открылся как Господь, только ему. Царь Давид начинал свою карьеру с самого унизительного в то время занятия – он пас овец. Великая любовь к Богу, проявившаяся в его жизни как кротость и смирение перед Ним, также позволила ему подняться на Божьи высоты, стать царем Израиля.
Смирение – это послушание Богу всегда и во всем, приоритет его Слова в нашей жизни. Трудно найти другое качество, которое бы так высоко ценил в людях Господь. Выбирая девушку, будущую мать для Своего Сына, Спасителя всех людей, Бог смотрел не на красоту, высоту, рост или богатство. Главной ценностью для Небесного Отца было смиренное сердце перед Ним. «И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды». Смирение - это проявление любви к Небесному Отцу и людям.
Примером наивысшего смирения перед Отцом является Господь Иисус Христос. «Он смирил Себя до смерти крестной» , добровольно отдав свою жизнь за искупление многих. День Его смирения, смерти стал днем рождения, днем духовного возрождения для каждого из нас. Сегодня любой человек, кто смирит свою гордыню и сердце перед Господом, получит дар вечной жизни, неиссякаемое наследие на небе и на земле. Смирением перед Богом является признание себя грешником, осознание своих грехов, зависимости своей жизни от Всемогущего Бога-Отца через молитву покаяния. «Отец Небесный, я смиряю себя, свое сердце перед Тобой и признаю себя грешником, и прошу, прости и помилуй меня ради Сына Твоего. Иисус Христос, спасибо, что Ты смирил Себя и возлюбил меня, отдал Свою жизнь за мои грехи, чтобы я был прощен и Божьи суды, наказание миновало меня. Ты был мучим и изъязвлен за меня на том месте, где заслужил быть я. Дух Святой, приди в мое сердце, измени меня, руководи моей жизнью, смиряй меня. С этого дня я отдаю себя в Твои любящие руки. Отец, Сын и Дух Святой. Аминь».
Молитва является лишь первым шагом обращения к Богу через наше сердце и уста. Теперь Бог ожидает изменения всей нашей жизни как истинного смирения перед Ним.
Смирение в Православии — это добродетель, противоположная гордыне. Сила смирения в том, что оно позволяет человеку побороть дьявольскую гордость, если верующий стремится стать совершенным.
Определить смирение можно так, как сказал Апостол: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать . В этом и суть этой христианской добродетели.
Нам надо учиться признавать себя грешными, недостойными и ничего не могущими делать без помощи Божьей. Все доброе, что в нас есть — это от Бога. Все злое мы в себе накопили сами.
Поэтому, совершив добрый поступок, мы не гордимся и не приписываем его себе, но благодарим Бога за то, что Он дал нам такую возможность — благотворить, дал нам силы делать добрые дела, дал нам благую волю к совершению.
Преподобный Иоанн Лествичник говорит о смирении так:
«Смирение есть не имеющая имени благодать в душе, теми только именуемая, которые изведали ее опытом. Это — неизреченное богатство, Божие именование и подаяние».
Эти слова говорят о том, что смирение просто так определить нельзя, так как оно подается и именуется Богом, и мы его постигаем собственным духовным опытом. На самом деле, в смирении Христовом (во Христе) заключены все добродетели христианские. И чем больше человек сам себя смиряет, тем большую благодать получает от Бога.
Достаточно в собственном самосознании допустить хоть несколько смиренных помыслов, и Господь уже возвращает тебе дар своего благорасположения.
И при этом подвижники церковные всегда замечали, что не такое уж и большое дело — творить чудеса, видеть ангелов, созерцать мир духовный, но великое дело — видеть собственные грехи и недостатки. Хорошо чувствующий свой грех выше того, кто молитвой воскрешает мертвых.
В Святом Евангелии смирение еще называется нищетой духа. «Блаженни нищие духом, яко тех есть Царство Небесное» . Осознающие собственную духовную нищету — люди смиренные. Бывает так, что по немощи своей многие люди не могут выполнять длительные молитвостояния, пост, поклоны, бдения, однако, смирение — нищета духа — заменяет собой все телесные подвиги.
Святитель Феофан Затворник Вышенский говорил:
«Преуспеяние в духовной жизни означается все большим и большим сознанием своей негодности»
Но при этом верующий человек, осознавая собственное негожество, не должен падать духом, унывать и тяготиться своим Крестом, так как Сам Господь наш Иисус Христос говорит нам:
Приидите… и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 28-29)
Смиренный человек способен легко приобрести и все остальные добродетели. А вот тот, кто пытается приобрести духовный опыт без смирения, рискует впасть в прелесть — обманчивое состояние, когда все подвиги совершаются ради тщеславия. Примером могут послужить так называемые младостарцы — духовники, которые духовную жизнь восприняли из тонны прочитанных книг, но не имеющие жизненной практики.
То же можно сказать и об так называемых экстрасенсах, оперирующих Именем Божьим для достижения собственных целей, людской похвалы и сомнительного заработка. Как сказал Сам Господь, если слепой слепого поведет, то оба упадут в яму.
Псково — Печерский старец и духовник схиигумен Савва, который совершал свой подвиг смирения еще в советское время, говорил:
Сущность гордости — замкнуться для Бога, а сущность смирения — дать Богу жить в себе. Это значит — прислушиваться к голосу Божию и исполнять Его святую волю.
Что соль для пищи, то смирение для добродетели. Смирение и одно может ввести нас в Царство Небесное, хотя и медленно, а добрые дела без смирения не спасают душу, а дарования без смирения могут даже погубить ее!
Сила смирения еще в том, что оно . Оно ненавистно лукавому, так как мирит людей. Если вспомнить Искупительный подвиг (Крест) Спасителя, то в лице Господа смиренный человек совершенно свободен от власти злых сил, а в душе его царит мир, благодать, радость, спокойствие. И молится он молитвой, которая свободна от праздности и пустых мечтаний. Реально.
Следует помнить, что душа получает свое совершенство не в самой себе, но во Христе. Смиренный человек не ищет похвалы от людей, не хочет показаться великим, он жизнь воспринимает как есть, как из рук Божьих, не отрицает свои немощи и недостатки. Однако, это не освобождает его от непрестанной работы над собой.
И смирение сильнее молитвы.
Любой из нас, живущих на земле обязан строить свою жизнь так, как заповедал Господь Бог. Но ни в коем случае не так, как вздумалось самому себе.
Откуда плодятся всевозможные секты? От гордости, от непризнания воли Божьей и Им установленного на земле института спасения — Святой Православной Церкви. А как известно, кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец. Это заметили еще древние христиане.
Поэтому и духовную свою жизнь нам надо строить в первую очередь на принципах смирения себя пред Богм и людьми. К тому же смирение возгревает в наших душах молитвенный дар, приближает к нам Бога, облегчает наши нелегкие земные труды и заботы, убивает гнев, искореняет страсти, помогает спокойно переносить все то, что выпадает на нашу долю, ведет к покаянию и всепрощению, приближает к нам людей.
Будем помнить, что именно смирение наполняет наши души радостью о Господе, порождая все дары Святого Духа: любовь, духовный опыт, мудрость, терпение и воздержание, чистосердечие и искренность, благоразумие и милосердие.
Так что давайте прилагать больше усилий для того, чтобы приобрести и сохранить эту великую добродетель, это святое сокровище — смирение, чтобы Господь Бог дал нам его.
Сила смирения велика!
Благослови Вас Господь Бог!
Будем рады Вашим заметкам и комментариям. Спаси Господи!