Слово с суффиксом ик. Правописание слов с суффиксами ик
Тип урока:
Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;
Отрабатывать написание суффикса -ок- в именах существительных;
Повторить правописание суффиксов –ик-, -ек-
Развивающие:
Развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;
Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
Создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;
Воспитательные:
Создать условия для привития интереса к урокам русского языка;
Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;
Методические приёмы:
Деятельностный подход;
Создание прблемной ситуации;
Побуждающий диалог;
Оборудование:
Учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В.Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2011;
Тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2011;
Рабочая тетрадь;
Ноутбук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 3 Д
Учитель: Манзова Елена Александровна
Программа : «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Тема: Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;
Отрабатывать написание суффикса -ок- в именах существительных;
Повторить правописание суффиксов –ик-, -ек-
Развивающие:
Развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;
Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
Создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;
Воспитательные:
Создать условия для привития интереса к урокам русского языка;
Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;
Методические приёмы:
Деятельностный подход;
Создание прблемной ситуации;
Побуждающий диалог;
Оборудование:
Учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В.Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2011;
Тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2011;
Рабочая тетрадь;
Ноутбук.
Проект урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование компетенции | Комментарий |
Организационный момент | |||
Приветствую. На доске записаны буквы ЛОВЛКТЕИК Лишь точно буквы все сплотив, получим слово……….. Создаёт эмоциональный настрой на эффективную работу (индивидуальную, в парах, коллективную) | Здороваются. Оформляют начало работы в тетради (записывают дату и наименование работы) Составляют слово коллектив . Записывают в тетрадь с элементами каллиграфического тренинга. Объясняют значение слова. | Эмоциональная окраска деятельности |
|
Постановка учебной проблемы | |||
На доске записаны пары слов, прочитайте их. жуч ок - жуч ёк снеж ок – снеж ёк каблуч ок - каблуч ёк Почему слова записаны парами? А у вас в данный момент запись этих слов вызывает затруднение? Почему? Определите, в какой части слова неясное написание. Учитель обозначает суффиксы в словах. Определите, какой частью речи являются эти слова. Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Какую цель поставим перед собой? Правильно. Но тему урока уточним немного позже. Где мы можем получить помощь в изучении нового материала? | Дети читают про себя. Можно предположить, что какие-то слова записаны правильно, а какие-то нет (после ч – ёк-, после ж, ш – ок-) Мы не знаем, как правильно писать эти слова. В суффиксе, мы видим встречается -ок- и -ёк- при одинаковом произношении. Доказывают. Определяют с помощью вопросов, что это имена существительные. Будем учиться писать суффиксы -ок- или -ёк- в именах существительных. В учебнике, при работе с учителем, во время совместной работы с одноклассниками. | Учебно-познавательная | Проблемная ситуация Побуждающий диалог Фронтальная работа Целеполагание |
Поиск решения учебной проблемы | |||
Организовываю работу в тетради по карточкам: Посмотрите внимательно на слова, спишите их в тетрадь, обозначьте суффиксы, поставьте ударение. Понаблюдайте за суффиксом. Что вы заметили? Подчеркните слова: башмач ок, пуш ок , пирож ок Назовите звуки перед суффиксом -ок- Что общего у этих звуков? Охарактеризуйте эти звуки по твёрдости- мягкости. Какой вывод можно сделать? Как пишется -ок- после шипящих в именах существительных Проверьте свои предположения. В учебнике на с. 20 прочитайте правило. Так о каком суффиксе мы сегодня будем говорить на уроке? Как правильно звучит тема урока? (На доске открывает название темы) | Записывают слова: Адрес ок , башмач ок , боч ок , бугор ок , ветер ок , вечер ок , волос ок , волч ок , пуш ок , пирож ок Этот суффикс – ок - всегда под ударением . Ч, ш, ж Они согласные, шипящие Ч – всегда мягкий, ш, ж -всегда твёрдые В именах существительных после шипящих пишется в суффиксе – ок- пишется буква о Читают правило. О суффиксе - ок- в именах существительных Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных. | Информационная Коммуникативная Учебно-познавательная | Самостоятельная работа Наблюдение Работа в парах Фронтальная работа Выводят правило Уточнение темы урока |
Фотодиктант (с использованием ТСО) От данных слов образуйте и запишите слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы. Не забывайте о чередовании [г] // [ж], [к] // [ч]. Подсказка на доске : башма к + -ок- = башма ч ок Лук, крюк, сапог, утюг, жук, блин, старик, сыр, бык, паук, гриб, хомяк, луг, снег. Проверим выполненную работу. (Образец на доске ) Какие ещё можно было образовать слова, которые бы называли маленькие предметы? Что надо добавить? | Составляют и записывают слова Лучок, крючок, сапожок, утюжок, жучок, блинок старичок, сырок, бычок, паучок, грибок, хомячок лужок, язычок, снежок. Проверяют работу. Надо добавить два суффикса: - ок- и - ек- | Учебно-познавательная | Самостоятельная работа |
Гимнастика для глаз | |||
Прочитайте слова, записанные на доске . Составьте и запишите в тетрадь цепочки слов, используя суффиксы -ок- и -ек- Обозначьте суффиксы. Друг, ветер, пирог, дуб, Поменяйтесь тетрадями, обсудите получившиеся цепочки, оцените работу друг друга. Возьмите свои тетради. Проверим, какие получились цепочки слов. Что интересного заметили? (Что произошло с суффиксом -ок- при добавлении к этим словам суффикса -ек? Прочитайте правило в учебнике на с. 21 | друг - дружок – дружочек ветер – ветерок – ветерочек пирог – пирожок – пирожочек Дуб – дубок – дубочек Меняются тетрадями, обсуждают, оценивают работу друг друга. Зачитывают слова, называя суффиксы. В суффиксе -ок- произошло чередование к/ч. Читают правило. | Учебно-познавательная Коммуникативная | Самостоятельная работа Работа в парах |
Физминутка (Физическая и эмоциональная разрядка) | |||
Из слов составьте пословицу (слова: дела, вершок, с, на, мешок на карточках размещены по стенам) - Запишите её в тетрадь. - Как вы понимаете эту пословицу? Работа со словами вершок и мешок . - Как вы думаете, подходят ли эти слова к нашей теме? Исторически: верш ок – от слова верх (росток), старорусская мера длины равная примерно 4,5 см; меш ок – маленький мех. Сейчас эта связь утеряна (произошло упрощение состава слов: вершок, мешок – корни) | Составляют пословицу: Дел на вершок, а слов с мешок Записывают пословицу. Высказывают свои мнения. Высказывают свои предположения. | Фронтальная работа |
|
Работа с учебником (упр. 3). Повторить правописание суффиксов –ик -, -ек- Предлагаю работу по выбору. Выполните упр.3 в учебнике или упражнение 3 в ТПО. Направляю и консультирую (на местах) | Выполняют упражнения по выбору. | Компетенция личностного самосовершенствования Учебно-познавательная | Фронтальная работа Самостоятельная работа |
Игра «Найдите свои слова». Каждый ряд (группа) получает карточки со словами: снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, сад, звон, свисточек, вечерочек, шажок, садочек, звонок, шаг, творог, творожок, творожочек. - Проверим выполненное задание | - Каждая группа выбирает слова, соответствующие данной модели. Выходит представитель первой команды со словом, к нему подходят ещё по одному от каждой команды с родственными словами, выстраивают словообразовательную цепочку (закрепляют на доске ) и т.д. (8 цепочек) | Коммуникативная Учебно-познавательная | Групповая работа |
Рефлексия | |||
Что нового узнали? Достигли ли мы поставленной цели? Где вам пригодятся эти знания? Давайте вернёмся в начало урока. Исправьте ошибки в словах, записанных на доске . Докажите. Домашнее задание: учебник с 22, упр.6 Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы. 1 человек работает у доски. Исправляет ошибки: пауч ок , снеж ок , каблуч ок . Доказывают. Записывают задание. | Учебно-познавательная | Фронтальная работа Актуализация знаний |
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных"
Цели урока:
- совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
- развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент
Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.
2 . Словарная работа (Приложение 1 , слайд 5 ,6 )
Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.
3. Изучение нового материала.
Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок
Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?
Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.
4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.
башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)
5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2
№1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.
6. Работа в парах.
Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.
сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.
Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.
Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.
7. Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Зарядка для глаз.
Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.
8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.
Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.
Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:
снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.
(Приложение 1 . Слайд 8. Проверка)
9. Самостоятельная работа.
Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, -ик-, -ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4
10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях.
Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь.
Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок |
дел
на
вершок
слов
мешок
снежок голубок свисток снег шажочек голубочек вечер
садик
свист вечерок звоночек снежочек голубь
сад
звон свисточек вечерочек шажок садочек звонок
Шаг
творог
творожок творожочек
Правописание слов
с суффиксами -ок, -ек.
Черничкина Галина Валентиновна
Четвёртое апреля
Классная работа
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
А птека, библ ио тека, б о лото, д о рога, зап ад , м о л о ток, кр о вать, р а кета, тр а мвай, ш о фёр.
Проверь и оцени себя!
о к ко ок
горошки окошки пушок
Какие сочетания букв могут являться суффиксами?
Спишите слова. Разберите слова по составу.
О каком слове можно сказать, что оно «лишнее»? Почему?
Над правописанием какого суффикса мы будем сегодня работать?
ТЕМА
«НАПИСАНИЕ СУФФИКСА –ОК- ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ» ЦЕЛИ
Учиться…
Находить…
Различать…
Узнать…
Повторить…
Продолжить…
Употреблять…
- Спишите слова.
- Поставьте ударение
- Выделите суффикс
- Сформулируйте правило о написании в словах суффиксов -ок, -ек.
Правило.
-ок : бережок, волчок, петушок, сапожок.
Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: ножичек, орешек.
- Образуйте от слов снег, жук, паук, язык однокоренные слова при помощи суффикса –ок.
- Подчеркните букву в корне, которая изменилась при образовании нового слова.
Поставьте ударение
Подчеркните согласную перед суффиксом
После шипящих под ударением пишется
суффикс –ок .
Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение
бережок
волчок
петушок
сапожок
ножичек
орешек
Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три нагнулась и присела, На четыре – улетела.
Сапог
Сапож ок
Быч ок
Пирог
Пирож ок
Старик
Старич ок
Друг
Друж ок
Паук
Пауч ок
Снег
Снеж ок
Корень
Кореш ок
Чердак
Чердач ок
Кулак
Кулач ок
Башмак
Башмач ок
Судак
Судач ок
Стих
Стиш ок
Смех
Смеш ок
Пастух
Пастуш ок
Пуш ок
Составь словосочетания.
Разбери слова по составу.
маленький
Распределите слова на две группы
Мышонок, слонёнок, зайчонок, медвежонок, козлёнок, собачонок, котёнок.
- Спишите слова в два столбика
- Поставьте ударение
- Выделите суффикс
- Подчеркните согласную перед суффиксом
- Сформулируйте правило о написании в словах суффиксов -онок, -ёнок.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
Каких целей вы достигли?
Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далековато не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та либо другая морфема. Вот поэтому представленную статью мы решили предназначить этой теме.
Общие сведения
Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Необходимо подчеркнуть, что сделать это нетрудно, но исключительно в том случае, если вам понятно основное правило российского языка, которое разъясняет правописание буковкы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некая часть людей повсевременно совершает одни и те же ошибки, и заместо «ключик» пишут «ключек», заместо «куст» – «кустек», «мячик» – «мячек» и проч. Вот поэтому в школьной программке этой теме уделяется повышенное внимание.
Когда следует ставить буковку «и»?
А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- понимаете вы? К ним относятся последующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, куст, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчишка, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусок, лицо, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождь, орех, садик, котёночек и пр.
Как вы могли увидеть, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает огромные сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а как следует нереально найти, какую гласную нужно ставить в конце – «и» либо «е» (а, может быть, и «о»?). Вот поэтому советуем ознакомиться с надлежащими правилами российского языка.
Основное правило
Слово с суффиксом -ик- следует писать исключительно в том случае, если при его склонении гласная буковка «и» сохраняется. Для наглядности приведем определенные примеры:
- карандашик - карандашИка;
- диванчик - дивана;
- огурчик - огурчИка;
- калачик - калачИка;
- куст - куста;
- носик - носИка;
- стульчик - стульчИка;
- пальчик - пальчИка;
- лицо - лица;
- мальчишка - мальчугана;
- ключик - ключИка;
- мячик - мячИка;
- самолётик - самолётИка;
- листик - листИка;
- винтик - винтИка;
- бантик - бантИка;
- мостик - мостИка;
- кирпичик - кирпичИка;
- дождь - дождя;
- садик - садИка и пр.
Когда следует ставить буковку «е»?
О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы поведали чуток выше. Но необходимо подчеркнуть, что в российском языке часто встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтоб удостовериться, что в этих словах вправду пишется буковка «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (другими словами выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.
Приведем приятные примеры:
- звоночек - звоноЧКа;
- внучек - внуЧКа;
- огонёчек - огонёЧКа;
- горошек - гороШКа;
- ножичек - ножиЧКа;
- комочек - комоЧКа;
- свисточек - свистоЧКа;
- молоточек - молотоЧКа;
- листочек - листоЧКа;
- орех - ореха;
- сыночек - сыноЧКа;
- стебелёчек - стебелёЧКа;
- кусок - куска;
- мешочек - мешоЧКа;
- цветочек - цветоЧКа;
- платочек - платоЧКа;
- пирожочек - пирожоЧКа;
- котёночек - котеноЧКа и проч.
Видите ли, достаточно просто найти, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в российском языке именуют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание находится в зависимости от тех либо других ситуаций (в этом случае от сохранности гласной при склонении слова).
Имена существительные с суффиксом -ок-
Выше мы разглядели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой имен существительных. Но во время словообразования таковой суффикс не вызывает никаких колебаний. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема фактически всегда занимает ударное положение. В итоге, буковка «о» в суффиксе -ок- слышится очень ясно. Для наглядности приведем несколько примеров:
- кулачОк;
- волчОк;
- сынОк;
- молотОк;
- стрелОк;
- петух;
- дурачОк;
- бережОк;
- мелОк;
- знатОк;
- снежОк;
- крючОк;
- теремОк и пр.
Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных
О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- есть, вы понимаете. Но тут появляется новый вопрос: “В каких случаях в 2-ух последних морфемах после шипящих следует ставить буковку «е», а в каких - «о»?” Ведь достаточно трудно найти, как будет верно: петух либо петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буковка «е», и буковка «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].
Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих
Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем приятный пример:
- бережОк;
- петух;
- кулачОк;
- волчОк;
- мужичОк;
- волчОк;
- старичОк;
- червячОк;
- сапожОк;
- дурачОк;
- прыжОк;
- косячОк;
- сынОк;
- снежОк;
- крючОк и другие.
Что касается суффикса -ек-, то он ставится только в тех словах, в каких на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную буковку во время склонения.
Для наглядности приведем пример:
- нОжичек
- внУчек;
- горОшек;
- звонОчек;
- комОчек;
- молотОчек;
- листОчек;
- огонЁчек;
- свистОчек;
- сынОчек;
- цветОчек;
- стебелЁчек;
- кусок;
- мешОчек;
- оврАжек;
- платОчек;
- пирожОчек;
- котЁночек и другие.
Методы образования слов с помощью суффикса -ок-
Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- появляются с помощью прибавления морфемы к базе слова. В конечном итоге мы получаем новейшую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (к примеру, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
Что касается суффикса -ок-, то он присваивает несколько другие значения:
- Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато?к, зятёк, грибо?к, листо?к и пр.).
- Действие (приведем пример: зево?к, бросо?к, пино?к, глото?к, рыво?к, мазо?к, толчо?к, прыжо?к, шлепо?к, скачо?к, щелчо?к, хлопо?к и пр.).
- Предмет, а поточнее итог деяния (приведем пример: обло?мок, мото?к, обру?бок, набро?сок, сле?пок, отпеча?ток, стежо?к, посёлок, вы?селок и пр.).
- Предмет, а поточнее орудие деяния (приведем пример: свисто?к, звоно?к, гудо?к и пр.).
- Предмет, а поточнее субъект деяния (к примеру, поплаво?к, движо?к, росто?к и пр.).
- Место деяния (като?к).
- Уменьшительно-ласкательное либо только ласкательное значение (к примеру, Нино?к, Витёк, Лидо?к, Игорёк, Сашо?к и пр.).
- Лицо, которое производит действие (к примеру, ездо?к, едо?к, стрело?к, игро?к, ходо?к и пр.).
- Лицо, которое появляется в итоге деяния (к примеру, недоно?сок, вы?родок, переро?сток, недоро?сток, подро?сток и пр.).
- Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (к примеру, пре?док, пото?мок и пр.).
- Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим именованием прилагательным (к примеру, дичо?к, бело?к, желто?к и пр.).
- Вещество, которое названо мотивирующим именованием существительным (к примеру, мело?к).
- Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу схожих предметов. При всем этом их ровно столько, сколько именуется мотивирующим именованием числительным (к примеру, пято?к, деся?ток и пр.).
Суффикс – ок- всегда под ударением.
а) сверчок , жучок
37. Написание суффикса –ец- и –иц- и сочетания – ичк- и –ечк-.
1) В именах существительных мужского рода пишется суффикс – ец -.
а) братец , красавец
б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой
2) В именах существительных женского рода пишется суффикс иц -.
а) девиц а, красавиц а
б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой
3) Сочетание –ичк- пишется в словах, образованных от слов на – ица.
а) сестрица – сестричк а, лисица - лисичк а
б) запиши проверочное слово
4) В остальных случаях пишется сочетание –ечк-.
а) дочка- дочечк а, чашка – чашечк а
б) запиши проверочное слово
38. Написание сочетаний –инк-, -енк-.
1) Сочетание – инк- пишется в словах, образованных от слов с суффиксом –ин- и окончанием и окончанием –а.
а) вершин а – вершинк а, трещин а - трещинк а
б) запиши проверочное слово
2) Сочетание – енк- пишется в словах, образованных от слов на – на, -ня .
а) вишня- вишенк а, сосна -сосенк а
б) запиши проверочное слово
39. Написание окончаний имён существительных после шипящих и ц.
В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением
пишется буква о , а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е .
а) свечо"й – ту"ч ей, карандаш о"м -ду"ш ем
б) запиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму.
40. Перенос слов.
1) При переносе слов нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.
Нельзя переносить: ст-рах, просмо-тр.
Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.
2) Нельзя отрывать буквы «Ъ» и «Ь» от предшествующей согласной.
3) Нельзя отрывать «Й» от предшествующей гласной.
4) Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
5) При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласная.
6) При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.
7) При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.
8) Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными. Это правило не относится к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: ново-введение.
9) Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенных
10) Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишушиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами,
например: СССР, КЗоТ, ТУ-104.
11) Многие слова можно переносить различными способами; при этом
шу-мный, шум-ный; дет-ский, детс-кий;
лов-кий, ло-вкий;
класс-ный, клас-сный; дерз-кий, дер-зкий, дерзкий; бит-ва, би-тва;
род-ство, родст-во, родс-тво;
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крестьянин.
12) Некоторые слова не подлежат переносу, например:
Азия, узнаю, фойе.
13) Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа:
и т.п., и пр., т.е. ж.д., о-во.
14) Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме ти-
ре, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью
прерванной прямой речи.
15) Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку или открываю-
щие кавычки.
Перенеси слово правильно, запиши еще 3 слова с переносом, запиши еще 3 слова, которые нельзя переносить.
Анализируем слово как часть речи
1. Название части речи; на какой вопрос слово отвечает; что обозначает(при затруднении выясняй, как оно может изменяться).
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
2. Начальная форма: |
||
им. п., ед. ч. кто? что? |
им. п., ед. ч., м. р. |
неопр. ф. гл. что (с)делать? |
3. Постоянные признаки: |
||
склонение |
спряжение |
|
4. Форма, в которой слово употреблено: |
||
число падеж |
число падеж (Узнай их по слову- командиру: ×) |
время число (для прош. вр. ед. ч.) лицо (для наст.и буд. вр.) |
5. Роль в предложении: каким членом является; если второстепенным, выпиши словосочетание, в которое оно входит как зависимый член, покажи Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме. Общие сведенияНазовите 2 слова с суффиксом –ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» — «кустек», «мячик» — «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание. Когда следует ставить букву «и»?А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр. Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка. Основное правилоСлово с суффиксом –ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры: Когда следует ставить букву «е»?О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-. Приведем наглядные примеры:
Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова). Имена существительные с суффиксом –ок-Выше мы рассмотрели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе –ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров: Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласныхО том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: «В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких – «о»?» Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о]. Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящихЕсли на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем наглядный пример: Что касается суффикса –ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения. Для наглядности приведем пример: Способы образования слов при помощи суффикса –ок-Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к основе слова. В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.). Гласные после шипящих и ц2.2. О после шипящих в безударных слогах ЧА, ЩА пиши с А (чары, янычар, щавель, верещать); Примечание. В заимствованных словах написание совпадает с произношением, например: В русских словах буквы Я и Ю после Ц не пишутся. Однако такое написание возможно в словах иностранного происхождения: Примечание. В заимствованных словах О после Ц может писаться и в безударных слогах: б). Суффикс глаголов и существительных –ёвыва. Например: 2.3. О после шипящих во всех остальных позициях В русском языке есть 4 шипящих звука: Ж, Ш, Щ и Ч. Исторически сложилось так, что два из них, Ж и Ш, всегда твердые, а другие два, Ч и Щ – всегда мягкие. Однако в правописании это проявляется с точностью до наоборот: еще с детства мы все знаем три основных правила: Множественное числоОсобенности при склонении некоторых групп существительных во мн. ч. Во мн. ч. последовательно выражается принадлежность слов к лексико-грамматическому разряду существительных одушевленных или неодушевленных. Исключение составляют формы вин. п. одушевленных существительных муж. и жен. р., совпадающие с формой им., а не род. п. мн. ч., в таких сочетаниях, как 1) выбрать в депутаты, поступить в машинистки, пойти в летчики; 2) играть в казаки-разбойники, в дочки-матери, в кошки-мышки. Существительные на -анин, -янин Второе склонение Второе склонение И. ребят-а цыплят-а чертенят-а Мужской род Во множественном числе не сохраняется характерная для изменения существительных в ед. ч. различие склонений, только две формы Им. и Р. п. имеют флексии, иногда различающиеся по типам склонений. Парадигма мн. ч. состоит из пяти различающихся падежных форм, две формы (Им. и В.п. или Р. и В.п.) совпадают; формы Д., Тв. и Пр.п. для существительных всех родов и склонений одинаковы. Во мн. ч. последовательно выражается принадлежность слов к разряду существительных одушевленных или неодушевленных. У неодушевленных существительных В.п. совпадает с Им.п. (Им. заводы, В. заводы), у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.п. (Р. жителей, В. жителей). Как правильно: «девчонки» или «девченки»? Правописание: «девчонки» или «девченки»Как правильно: «девчонки» или «девченки»? На этот вопрос мы ответили выше. Кстати, «девчонка» - это русское слово. Однако существуют и такие, которые были заимствованы из иностранного языка. В них после шипящих согласных всегда пишется буква «о». Приведем пример: шоу, пижон, харчо, мажор, шорты, шок, анчоус, джокер, Джоуль, Джон, Джойс и проч. Чаще всего русскоговорящее население нашей планеты делает ошибки в тех словах, где после шипящих ставятся гласные буквы. Например, правописание «девченки» или «девчонки» вводит в недоумение множество людей. Чтобы раз и навсегда понять, какую букву требуется использовать в данном слове («ё» или «о»), необходимо запомнить простое правило. Его мы представим немного ниже. Следует отметить, что данное правило действует только для тех частей речи, которые не образованы от глаголов. В русских именах и фамилиях обычно после шипящих согласных пишется буква «о». Например, Печора, Шолохов или Жора и проч. Если в имени существительном имеется суффикс -онок, -ок, -об, -онк, -чонок, -отк или -овщин , то после шипящих всегда пишется буква «о». Приведем пример: Если у таких частей речи имеется беглая гласная, то после шипящих согласных всегда пишется буква «о». Приведем пример: изжог, поджог (жгла, жгу), кишочки (кишки), рожон (рожна), очочки (очки), шов (шва), смешон (смешной). Однако в этом правиле есть свои исключения. В них входят следующие слова: расчёт, зачёт, счёт и учёт . Так как правильно: «девчонки» или «девченки»? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобрать данное слово. Как пишется: пятачёк, пятачок или пяточёкВторая проблема связана с правописанием «о/ё» в суффиксе после «ж», «ш», «щ» и «ч»: под ударением в этой ситуации пишется «о», без ударения - «ё». В нашем слове ударение приходится как-раз на этот суффикс - значит пишем «о». Книгу про Винни-Пуха и всех-всех-всех английского писателя Алана Милна в переводе нашего советского Бориса Заходера они, видимо, не читали. Чтобы выбрать правильное написание слова, сначала установлю его морфемный состав: Но кроме указанных в вопросе, сомнение может вызвать и первая гласная в корне: «пЯтачок» или «пЕточок»? Для проверки используем однокоренное слово, где ударение падает на нашу сомнительную букву: и этим словом может быть слово «пять» - пишем «я». Правильное написание имени существительного «пятачок», действительно может вызвать несколько затруднений, связанных, буквально, с каждой гласной буквой в этом слове. Чтобы выбрать букву «ё» или «о» после шипящего, применю правило, что в суффиксах существительных, прилагательных и наречий под ударением пишется буква «о», например: Слово «пята к» проверит безударный суффикс -ач- (чередование согласных к//ч) в составе существительного «пятачок». Как правильно писать: девчЕнка или девчОнка? Выясняем вместеИтак, давайте разберемся вместе, как все-таки правильно пишется слово: «девченки» или «девчонки»? Словарь Даля В. И. для этого нам не понадобится. Ведь мы будем опираться только на существующие правила русского языка. Если в имени прилагательном имеется гласная после шипящего, то рекомендуется обратить внимание на то, есть ли в проверяемых словах ударные суффиксы -ов или же -он. Если они имеются, то в данных словах пишется только «о». Например, холщовый, камышовый, смешон и пр. Если после шипящих букв стоит гласная, то в первую очередь необходимо посмотреть, имеет ли данное слово такие суффиксы, как -овник (в современном русском языке он непродуктивен) или -овк. Если да, то требуется писать только «о». Приведем пару наглядных примеров: грушовник, хрычовка. После представленного правила становится ясно, как следует писать: «девченки» или «девчонки». Орфография в этом случае требует проведения небольшого анализа. Таким образом, больше нет никаких причин задумываться над этим вопросом. Хотя следует отметить, что в русском языке существует и множество других слов, при написании которых у некоторых людей возникают аналогичные вопросы. Рассмотрим некоторые из них. Итак, «девчонка» - это имя существительное. Причем «девч» - выступает в качестве корня, «онк» - в качестве суффикса, а «а» - окончания. Если вам необходимо узнать, как следует правильно написать имя существительное «девчонка», то требуется вспомнить все те правила, которые касаются именно данной части речи, а точнее - суффиксов. Суффикс ок после шипящих правилоПримечание. От написаний существительных мужского рода с суффиксом - ец - следует отличать написания слов заяц и месяц . Страдательные причастия от глаголов равнять и ровнять с приставками оканчиваются на -енный : выравненный («сделанный равным») и выровненный («сделанный ровным») и т. п.; от мерять , мучать страдательные причастия оканчиваются, как и от мерить , мучить , на -енный : меренный , мученный (ср. измеренный , измученный и т. п.). Приведённый свод правил русского правописания 1956 года действует до сих пор. В глаголах колону́ть (ср. колоть), захолону́ть (ср. холод), полосону́ть пишется о . Кроме того, необходимо иметь в виду следующие глаголы, оканчивающиеся на -ева́ть - -ева́ю (с ударением на -ва́ ): Примечание 1. Прилагательные, образованные от индивидуальных названий людей, пишутся со строчной буквы: Однако в словах заинька , паинька , баиньки пишется -инька (-иньки ) , а в существительных, образованных от слов на -ыня , пишется -ынька , например: милостынька (от милостыня). ГДЗ Русский язык учебник Канакина, Горецкий 4 класс часть 11. Подготовьтесь к проведению конференции на тему «Что мы узнали о словах русского языка». Для сообщения выберите любую группу слов (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие и новые слова, фразеологизмы). Для иллюстрации можно использовать словари, рисунки. Мишка, мишка! Что с тобой? Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования. Осень - удивительное время года. Деревья одеты в золотую и багряную листву, которая шуршит и шепчется на ветру. Но нарядные одеяния деревьев недолговечны. Проходит сентябрь, и листва начинает опадать. Желтые, красные, бурые листья медленно кружатся в нежном вальсе и вихрем проносятся мимо, гонимые ветром. Они укрывают пожелтевшую траву разноцветным ковром. Приятно пройтись по такому осеннему ковру, прислушиваясь к шороху листьев под ногами. Как приятно наслаждаться красотой осеннего листопада! Белый - чёрный; ласка - ласка; красивый, прекрасный; месяц - месяц; месяц, луна; сладкий - горький; багаж, вещи; ветер, ураган; горячий - холодный; почки - почки; пеночка - пеночка; друг, товарищ; зло - добро; бросать, кидать. Определите тему и главную мысль текста. 3. Предложите маме, бабушке, дедушке, брату, сестре и просто знакомым произнести слова из заданий 1 и 2, употребив их в указанных формах. juridicheskij.ru Суффикс ок ек после шипящих правило◄ § 54. Правописание суффиксов. 1. -ик, -ек.
Чтобы различить суффиксы -ик, -ек (-ок)
, надо помнить, что при склонении слова суффикс -ик
сохраняет гласный звук, а суффикс -ек (-ок)
утрачивает гласный звук: ключ-ик
– ключ-ик
-а, огурч-ик
– огурч-ик
-а
, но цветоч-ек – цветоч-к
-а, огонёч-ек
– огонёч-к
-а
. 12. -щик, -чик.
После согласных суффиксы -шик
и -чик
в произношении трудно различаются. В сомнительных случаях нужно помнить, что в существительных, которые обозначают людей по характеру их занятий и действий, пишется суффикс -чик
, если перед суффиксом стоит т, д, с, з, ж:
летать – лётчик
, переводить – переводчик
, разносить – разносчик
, возить – возчик
, перебежать – перебежчик
. После других согласных пишется -щик
: наборщик
, каменщик
, пальщик
. После т
только несколько слов, главным образом иностранного происхождения, имеют суффикс -щик
: флейтщик
, ремонтщик
, бриллиантщик
и др. ◄ § 55. Правописание частицы не с существительными. Частица не
пишется с существительными слитно: stcreserv.narod.ru Урок русского языка в 3-м классе по теме «Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных»1. Организационный момент Учебник на столе у вас? Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер. 3. Изучение нового материала. Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса? Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о. 4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы. башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка) 5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2 №1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-. 6. Работа в парах. Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-. сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег. Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-. Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч. Утром бабочка проснулась, Зарядка для глаз. Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль. 8. Работа по учебнику. с. 21 № 5. Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова. Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке: снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Поделитесь с друзьями:
|