Сезонные изменения. Сезонные изменения в широколиственных лесах Изменения в лесу зимой
![Сезонные изменения. Сезонные изменения в широколиственных лесах Изменения в лесу зимой](https://i0.wp.com/what-this.ru/assets/images/leafs.jpg)
В календаре три зимних месяца: декабрь – хмурень, январь – просинец, февраль – снежень.
В календаре три зимних месяца: декабрь – хмурень, январь – просинец, февраль – снежень.
Плохо в лесу зимой – холодно, голодно. С наступлением холодов цепенеют насекомые, змеи, лягушки. Это особое состояние называется анабиозом.
Летучие мыши, ежи, землеройки и другие грызуны впадают в спячку.
Медведь и барсук погружаются не в спячку, а в зимний сон. Медведицы и барсучихи в это время даже приносят потомство.
Кабаны и лоси переходят зимой на стойбищный образ жизни. Лоси питаются молодыми веточками сосны, берёзы, рябины, ивы, осины. Кабаны разрывают снег в поисках желудей и орехов.
Кабаны и лоси переходят зимой на стойбищный образ жизни. Лоси питаются молодыми веточками сосны, берёзы, рябины, ивы, осины. Кабаны разрывают снег в поисках желудей и орехов.
Глухари, тетерева, рябчики кормятся почками и веточками черники, берёзы.
Лакомством для птиц являются сладкие от мороза ягоды рябины.
Белкам не страшен трескучий мороз. Они живут в тёплых гнёздах и обогащают скудный рацион запасённой с осени провизией.
Хуже всего приходится хищникам: слишком уж мало осталось дичи в лесу. Лиса мышкует, гоняется за зайцами, охотится на спящих в снегу лесных кур. Волчьи стаи в поисках добычи совершают огромные переходы; в это голодное глухозимье они по-настоящему опасны.
В начале марта снег особенно глубок, по ночам бывает очень холодно, недаром говорят: «Март морозом на нос садится». Но яркое солнце прогоняет ночной мороз: снег на крышах подтаивает, повисают острые сосульки, начинается капель.
В начале марта снег особенно глубок, по ночам бывает очень холодно, недаром говорят: «Март морозом на нос садится». Но яркое солнце прогоняет ночной мороз: снег на крышах подтаивает, повисают острые сосульки, начинается капель.
Считается, что первая примета настоящей весны – возвращение грачей.
Появляются первые проталинки. Деревья пока ещё спят, только верба спешит встретить весну: у её лопаются почки и появляются на свет серебристые пуховки.
Зелёная весна начинается как только распускается мать – и – мачеха, самый первый, ярко – жёлтый цветок.
Зелёная весна начинается как только распускается мать – и – мачеха, самый первый, ярко – жёлтый цветок.
Лес тем временем почти освободился от снега. Деревья и кустарники стоят без листьев, но уже порхают бабочки – крапивницы и лимонницы.
И вот наконец украсились серёжками ольха с орешником. Распускаются душистые розовые цветки ядовитого волчьего лыка. Кое – где можно встретить первые грибы – сморчки и строчки.
В последнюю неделю апреля в природе происходит невероятный взрыв жизни – деревья и кустарники словно наперегонки спешат зазелениться. Первой распускается черёмуха. За ней торопится бузина и волчье лыко, сирень и душистый тополь, калина и рябина. В последние дни апреля зацветает вяз. Едва успев зазеленеть, берёза уже пылит жёлтыми серёжками. В середине мая зацветает черёмуха.
В последнюю неделю апреля в природе происходит невероятный взрыв жизни – деревья и кустарники словно наперегонки спешат зазелениться. Первой распускается черёмуха. За ней торопится бузина и волчье лыко, сирень и душистый тополь, калина и рябина. В последние дни апреля зацветает вяз. Едва успев зазеленеть, берёза уже пылит жёлтыми серёжками. В середине мая зацветает черёмуха.
Весной, как только развернутся листья, появляются личинки насекомых, просыпаются бабочки, жуки и начинают питаться свежей листвой. Растения и насекомые привлекают растительноядных и насекомоядных животных. Заяц меняет белую окраску шерсти на серую. Пробуждаются от спячки млекопитающие – ежи, летучие мыши, барсуки. Из дальних странствий возвращаются птицы. Первая забота всех птиц – построить гнездо, вывести и выкормить птенцов.
Весной, как только развернутся листья, появляются личинки насекомых, просыпаются бабочки, жуки и начинают питаться свежей листвой. Растения и насекомые привлекают растительноядных и насекомоядных животных. Заяц меняет белую окраску шерсти на серую. Пробуждаются от спячки млекопитающие – ежи, летучие мыши, барсуки. Из дальних странствий возвращаются птицы. Первая забота всех птиц – построить гнездо, вывести и выкормить птенцов.
Весной у разных животных появляется потомство.
За буйство цветов июнь наречён в народе разноцветом.
За буйство цветов июнь наречён в народе разноцветом.
Что за благодать царит в лесу! В воздухе стоит тонкий аромат цветущей рябины – верная примета того, что заморозки уже не страшны. В белом наряде красуются калина и малина, зацвели васильки, ромашки, фиалки.
В июне у млекопитающих заканчивается линька. Летний наряд искусно маскирует зверей на пёстром летнем фоне. Почти все обитатели леса обзавелись потомством, и теперь у них хлопот полон рот.
Кончается пора цветения, начинается пора созревания. Земляника, черника, голубика разбросали везде свои разноцветные бусинки. Богатый урожай ягод на время делает вегетарианцами даже самых закоренелых хищников – куницу, лису, не говоря уж о медведе: этот мохнатый сладкоежка готов лакомиться всеми ягодами подряд.
Кончается пора цветения, начинается пора созревания. Земляника, черника, голубика разбросали везде свои разноцветные бусинки. Богатый урожай ягод на время делает вегетарианцами даже самых закоренелых хищников – куницу, лису, не говоря уж о медведе: этот мохнатый сладкоежка готов лакомиться всеми ягодами подряд.
В начале июня начинают попадаться первые подберёзовики, подосиновики и белые.
Приход осени в лиственном и смешанном лесу виден сразу. Сначала меняется окраска листьев на деревьях и кустарниках, а потом начинается листопад. Кто – же раскрасил листья на деревьях? Ответ прост: никто! Дело в том, что в листьях содержится не только зелёный хлорофилл. Там есть и жёлтый пигмент – каротиноид, и красно-фиолетовый – антоциан. Летом самым активным является хлорофилл. Осенью хлорофилл разрушается, появляются жёлтые и красные вещества, и начинает меняться окраска листьев. Потом они начинают опадать. Но в природе ничто не пропадает напрасно! Пройдёт совсем немного времени, опавшие листья превратятся в перегной и дадут жизнь новым зелёным побегам.
Приход осени в лиственном и смешанном лесу виден сразу. Сначала меняется окраска листьев на деревьях и кустарниках, а потом начинается листопад. Кто – же раскрасил листья на деревьях? Ответ прост: никто! Дело в том, что в листьях содержится не только зелёный хлорофилл. Там есть и жёлтый пигмент – каротиноид, и красно-фиолетовый – антоциан. Летом самым активным является хлорофилл. Осенью хлорофилл разрушается, появляются жёлтые и красные вещества, и начинает меняться окраска листьев. Потом они начинают опадать. Но в природе ничто не пропадает напрасно! Пройдёт совсем немного времени, опавшие листья превратятся в перегной и дадут жизнь новым зелёным побегам.
Осенью на растениях образуются плоды и семена. Природа придумала разные хитрости чтобы распространить их по земле.
Осенью на растениях образуются плоды и семена. Природа придумала разные хитрости чтобы распространить их по земле.
Созревшие семена осеннего клёна – крылатки разносятся ветром.
Дуб с жёлудями расстаётся неохотно. Он роняет плоды в то время, когда все остальные деревья уже сбросили листву. Во влажном, прелом слое опавшей листвы, да ещё прикрытые толстым слоем снега, жёлуди надёжно защищены и от высыхания, и от мороза.
Дрозды глотают ягоды рябины целиком Семена у них в желудке не перевариваются и выбрасываются вместе с помётом. Так эти птицы распространяют семена многих кустарников и деревьев.
Звери и птицы готовятся к зиме. Они неутомимо запасают пищу в своих кладовых. Звери накапливают жир. В другое время года животные так не толстеют. Особенно много жира накапливают на зиму залегающие в спячку барсуки, медведи и ежи. Провиант припасают белки, бурундуки, мышевидные грызуны.
Звери и птицы готовятся к зиме. Они неутомимо запасают пищу в своих кладовых. Звери накапливают жир. В другое время года животные так не толстеют. Особенно много жира накапливают на зиму залегающие в спячку барсуки, медведи и ежи. Провиант припасают белки, бурундуки, мышевидные грызуны.
Белка собирает жёлуди и орехи, сушит на ветках грибы.
Заготавливают семена птицы: сойки, синици.
Бобры на зиму сооружают подводные склады из не толстых деревьев и ветвей, которые «законсервированы» под водой.
Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Окружающий мир"
Готовые школьные презентации и доклады по окружающему миру помогут Вам максимально интересно и эффективно изучить все материалы по данному предмету.
Сезоны — это времена года, отличающиеся погодой и температурой. Они меняются в зависимости от годового цикла. Растения и животные прекрасно приспосабливаются к этим сезонным изменениям.
Времена года на Земле
В тропиках никогда не бывает очень холодно или очень жарко, там только два сезона: один — влажный и дождливый, другой — сухой. У экватора (на средней воображаемой линии) жарко и влажно в течение всего года.
В умеренных зонах (за пределами линий тропиков) бывает весна, лето, осень и зима. Обычно чем ближе к Северному или Южному полюсу, тем прохладнее лето и холоднее зима.
Сезонные изменения у растений
Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут весной и летом или во влажный период. Они по-разному переносят зиму или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Морковь, лук и картофель — такого типа растения, накапливающие питательные вещества, которые используют люди.
Такие, как дуб и бук, сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки.
Вечнозеленые деревья всегда покрыты листвой, которая никогда не опадает. Чтобы узнать больше о вечнозеленых и сбрасывающих листья деревьях.
У некоторых вечнозеленых деревьев, таких, как сосна и ель, листья длинные и тонкие, называемые иголками. Многие из вечнозеленых деревьев растут далеко на севере, где лето короткое и прохладное, а зима суровая. Сохраняя свою листву, они могут начать расти, как только придет весна.
В пустынях обычно очень сухо, иногда там вообще ие бывает дождя, а иногда случаются очень короткие сезоны дождей. Семена прорастают и дают новые всходы только в дождливый период. Растения цветут и очень быстро дают семена. В них накапливаются питательные вещества
Сезонные изменения у животных
Некоторые животные, такие, как рептилии , чтобы выжить в холодный или сухой сезон, уменьшают свою активность и засыпают. Когда становится теплее, они возвращаются к активному образу жизни. Другие животные ведут себя иначе, у них есть свои способы выживания в суровые периоды.
Некоторые животные, такие, как соня, спят всю зиму. Это явление называется спячкой. Все лето они едят, накапливая жир, чтобы зимой можно было спать, не принимая пищи.
Большинство млекопитающих и птиц выводят детенышей весной, когда везде много пищи, так что они успевают подрасти и окрепнуть к зиме.
Многие животные и птицы каждый год предпринимают длинные путешествия, называемые миграциями, в места, где больше пищи. Например, ласточки вьют гнезда в Европе весной, а осенью улетают в Африку. Весной, когда в Африке становится очень сухо, они возвращаются.
Карибу (называемые северными оленями в Европе и Азии) тоже мигрируют, проводя лето за Полярным кругом. Огромные стада поедают траву и другие мелкие растения там, где тает лед. Осенью они переходят к югу, в район вечнозеленых лесов, и поедают такие растения, как мох и лишайник, находящиеся под снегом.
Задачи:
- на основе личных наблюдений учить делать выводы о сезонных изменениях в жизни растений и животных в лесной зоне;
- учить детей вести диалог, высказываться, отстаивать свою точку зрения;
- развивать речь, логическое мышление, умение пользоваться индуктивным и дедуктивным методами поиска правильного ответа;
- воспитывать бережливое отношение к природе, чувство коллективизма.
Оборудование:
- иллюстрации картин природы,
- картинки с животными,
- карточки с заданиями,
- карточка – художественное описание времён года.
I. Вступительная часть.
Жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Как не счесть звёзд на небе, так же многочисленны обитатели Земли. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воде и в воздухе. А мы на нашем необычном уроке поговорим о четырёх временах года, четырёх сезонных циклах, которые сменяются в лесу, ведь в каждом из них природа имеет свой облик, свою красоту.
Лес – не только для нашей забавы
В нём – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери
И прочие твари
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.
Ребята, мы тоже сегодня будем маленькими учёными, понаблюдаем, расследуем, обсудим и поговорим о сезонных изменениях в лесу.
Работать мы будем в группах. Перед началом работы повторим правила:
- уважать позицию товарища;
- не обижать и не обижаться;
- быть внимательным;
- соблюдать тишину;
- слушать и слышать друг друга;
- участвовать всем.
II. Презентация каждой группы.
Следующий этап нашей работы презентация каждой группы. Готовясь к этому уроку, ребята захотели представить название своей группы стихами собственного сочинения.
По ходу урока каждая группа будет заполнять таблицу теми явлениями и объектами живой и неживой природы, которые соответствуют выбранному вами времени года
III. Актуализация знаний.
С чем связана смена времён года? У вас 2 варианта ответа.
Выберите правильный ответ, обсудив в группах.
- Наступление времён года связано с положением солнца на небосводе.
- Наступление времён года зависит от деятельности человека.
Если вы выбрали ответ под №1, то поднимаете карточку под №1, если под №2, то поднимите карточку под №2.
Обобщение: да, солнце по-разному обогревает Землю в течение года.
На таблице вы видите разные положения солнца. Покажите то положение солнца, которое соответствует вашему сезону.
Кто сможет сделать вывод. Как положение солнца влияет на смену времён года?
Вывод: смена времен года связана с положением солнца на небосводе. Чем выше солнце, тем теплее, чем оно ниже, тем холоднее, земля прогревается хуже.
IV. Художественный текст.
Лес в любое время года имеет свои особенности, свою прелесть и неповторимость. У вас на столах карточки с текстом. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое подходит вашей группе и доказать (во время чтения группами своего отрывка на таблицу вывешиваются иллюстрации с лесными пейзажами)
Запестрели деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди берёз и лип. Да и сами липы и березы будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит лес, расписанный волшебной кистью матушки – природы. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый тёплым солнышком. Казалось, без устали бродил бы этими стёжками, запорошенными листвой.
Природа настроилась на суровый лад. В морозы быстрые речки и те лубенеют, прячась под лёд. Снегу намело столько, что без лыж не пробиться полем или перелеском. А снежинки всё падают и падают, преображая лес в серебряные чертоги, одевая каждое деревце в бархат и парчу. Зайцы, волки и лисы кругом оставили столько следов, что только распознавать не забывай. И к тому ж празднично разубранные ёлочки, одна другой пригоже.
Деревья пробуждаются по мере схода снега и размерзания почвы. В лесу она глубоко не промерзала, особенно под слоем листвяной подстилки. Снега же в лесу нынче было много. Медленнее всего он тает в хвойниках и на северных склонах. Там нередко залёживается до дней тёплых и звонких. Набегут первые дождички и от старого сезона никаких следов не останется. “Первый дождик корешки обмоет”, наставляет старинная примета Тепло пригонит птиц издалеча. Крики возвратившихся птиц пронижут воздух. Эти-то крики и называют издавна “музыкой сфер”.
Только что дни росли и росли, и вот настал зенит света - пора солнцестояния. Как хорош лес! Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное жужжание мух, пчёл, шмелей и запах … этот травяно – лесной запах, насыщенный растительными испарениями, листом, а не цветами. Сейчас куда ни взгляни – везде увидишь обновы середины года с их яркими красками и пышным великолепием. Кажется, всё в лесной стороне предстало в своих лучших нарядах.
Физминутка.
Давайте перенесёмся на минутку в лес, послушаем музыку леса и отдохнём.
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В стороны руки
Плавно помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут
Тоже покажем -
Крылья сложили назад.
V. Неживая природа.
Красив лес в любое время года. Как же сезонные изменения влияют на неживую природу, мы сейчас увидим. В конвертах для каждой группы задание: обсудите и выберите те явления неживой природы, характерные для вашего сезона и дополните ими таблицу. Таблица наша пополняется.
VI. Живая природа.
Изменяется погода, и растения и животные приспосабливаются к этим изменениям. Каким образом это происходит, мы можем пронаблюдать на отдельных примерах.
Животные в лесу оставляют следы (открыть следы и таблице). Вы, как настоящие следопыты, догадайтесь, какие животные оставили следы в лесу. Найдите под партой животного и проверьте, верно ли ваше предположение.
А теперь каждая группа расскажет о повадках, поведении и жизни вашего животного.
Как, в какие группы можно объединить этих животных?
VII. Птицы.
На карточках – названия птиц. Вычеркните тех птиц, которых не бывает в ваше время года в Хакасии. Обоснуйте ответ.
Проблемный вопрос: почему лес один, а птицы разные?
VIII. Блиц-турнир “Знайка”.
- для осени: можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?
- для зимы: какие птицы выводят птенцов зимой?
- для лета: у какой птицы летом птенцы беспризорные?
- для весны: почему птицы чаще всего выводят птенцов весной, а не в другое время года?
IX. Экология.
Как человек не может прожить без леса, так в наши дни лес не может без человека. Какую пользу приносит человек лесу – все мы знаем, а вот зачем лесу человек? (охрана, защита)
Давайте все вместе вспомним и перечислим правила поведения в лесу (на столах в конверте лежат плакаты по охране природы, посоветуйтесь и расскажите, о чем предостерегают они нас, дайте название каждому плакату и подпишите его).
X. Заключение.
Вы хорошо поработали, подружились в группе, узнали много нового,
делились друг с другом своими знаниями. Возьмитесь за руки, передайте то тепло, тот импульс, тот заряд энергии, который вы получили во время урока, улыбнитесь друг другу. Если вам понравился урок – поднимите руки вверх. Наш урок закончен и хочется пожелать вам, чтобы наше творческое сотрудничество продолжалось.
Д.з: написать сочинение на тему “Лес будущего”.
На нашей планете происходят регулярные погодные изменения в течение всего года. Такие перемены принято называть сезонами. Все сезонные изменения в природе имеют свое отдельное название. Это зима, весна, лето и осень. Перемена погоды и изменения в поведении животного мира в эти периоды зависят от количества солнечного излучения, распространяемого на различные области земного шара. Большое значение имеет также угол падения солнечного луча на поверхность Земли. Чем больше стремится угол наклона к прямому, тем жарче становится в конкретном месте падения этого луча. Также на сезонные изменения влияет и долгота дня.
Зависимость сезонных изменений от территориального расположения
В Северном и Южном полушариях сезонные изменения в совершенно противоположны. Это зависит от расположения Земли по отношению к Солнцу. Мнимой красной линией на глобусе два полушария разделяются ровно посередине. Эта линия называется экватором. В течение всего года солнечные лучи падают на эту территорию почти под прямым углом. И поэтому в странах, расположенных на линии экватора, постоянно стоит жаркая и сухая погода. Традиционно принято считать зимний период началом года.
Зима - холод и красота
Находится в зимнее время дальше всего от Солнца. Все сезонные изменения в природе в этот период замирают в ожидании потепления. Время низких температур, снегопадов, ветров и обильного образования льда. Многие животные впадают в спячку для экономии жизненной энергии. После зимнего равноденствия Солнце начинает подниматься выше над линией горизонта, и продолжительность дня медленно увеличивается.
Зимнее время для природы - это период борьбы и красоты. Растения прекращают свой рост, некоторые животные и птицы перемещаются в теплые страны, а люди спасаются от холода в защищенных помещениях. Можно увидеть брошенные гнездовья птиц, голые ветви деревьев и большие объемы выпавшего снега.
Перемены в зимней погоде
Зимняя погода переменчива и непредсказуема. Одну неделю могут быть суровые морозы, а в следующую - неожиданно нагрянуть оттепель. В холода слышно, как потрескивают на морозе деревья, замерзает вода в реках, озерах и прудах. Ледяные кристаллы образуют на поверхности водоемов твердый верхний слой воды, который надежно защищает глубинных обитателей от проникновения холода. В труднодоступных горных районах снежные метели заносят дороги, и людям приходится заранее делать запас провианта.
При оттепелях сезонные изменения в природе могут проявляться неожиданными дождями, которые при возврате морозов создают на дорогах и растениях ледяную корку. Льдом покрываются деревья, дома, машины и дороги. Такое явление природы очень опасно для животных и людей. Скопление льда ломает деревья, портит линии электропередач и делает непригодными для эксплуатации мосты и дороги.
Животный и растительный мир зимой
Большинство находится в состоянии покоя. Среди белоснежных снеговых завалов зеленеют лишь некоторые виды вечнозеленых деревьев, таких как ель, кедр, сосна или пихта. В конце зимы при потеплении начинается движение соков, и на деревьях появляются первые почки.
Множество птиц улетает в более теплые регионы, но более 30 видов остаются в Северном полушарии даже во время самых сильных морозов. Это, как правило, птицы, питающиеся семенами некоторых растений. На зимовку остаются также птицы - мусорщики типа ворон, чаек и голубей и охотники вроде ястреба или совы.
Зима - это время длительного сна для многих животных, и сезонные изменения в живой природе везде происходят по-разному. Лягушки переходят в спящий режим и закапываются в грязь, а мелкие зверьки вроде полевок и сурков прячутся в заранее отрытые норки. Также ведут себя и дождевые черви, гусеницы и шмели. Укладываются в теплые берлоги и медведи. Во время спячки животные находятся в состоянии анабиоза. Стойко переносят сезонные изменения в природе и многие другие млекопитающие. Это выдры, ондатры, олени, зайцы и многие другие виды обитателей лесов.
Весна - пора цветения
С 20 марта продолжительность дня значительно увеличивается, повышается среднесуточная температура, начинают расцветать первые цветы. Зимовавшие в холодах животные начинают линять, а впадавшие в спячку - возвращаться к прежнему образу жизни. Птицы строят гнезда и начинают обзаводиться птенцами. Рождается многочисленное потомство и у Появляются различные насекомые.
В Северном полушарии весна приходит в день весеннего равноденствия. Долгота дня сравнивается с длиной ночи. Весной начинаются обильные дожди и таяние снегов. Водные бассейны переполняются и начинаются весенние паводки. Расцветают первые цветы, и начинается активное их опыление появившимися насекомыми. Первыми из цветов появляются подснежники, ирисы и лилии. На деревьях появляются листья.
Пробуждение живой природы
Постепенно воздух наполняется пением вернувшихся из жарких стран перелетных птиц. Жабы и лягушки просыпаются после зимней спячки и начинают петь свои брачные песни. Многие млекопитающие осваивают новые территории.
Весенние сезонные изменения в живой природе начинаются с появления различных насекомых. Очень рано можно увидеть комаров и мух. За ними в начале весны просыпаются и другие насекомые. Различные шмели, осы и им подобные надежно защищены от весенних заморозков пушистой полосатой шубкой.
Лето - созревающий урожай
После 21 июня в Северном полушарии начинается уже настоящее лето. Бурно идет развитие всех растений, и для травоядных животных наступает время усиленного питания. Хищники, в свою очередь, активно охотятся на любителей зеленого корма. Все сезонные изменения в природе летом происходят очень быстро. Отличная погода позволяет людям вырастить за летние месяцы столько овощей и фруктов, что их запасов может хватить на очень длительное время. Многолетние растения также набирают основную мощь именно в летние месяцы.
В конце лета начинается сбор созревшего урожая. На многих кустарниках, деревьях и других растениях поспевают плоды. Но летнее производство овощей и фруктов иногда резко сокращается из-за обезвоживания почвы и невозможности предоставить растениям достаточное количество воды.
Летом многие птицы обучают своих птенцов и готовят их к длительному осеннему перелету. Лето и сезонные изменения в природе летом - это замечательная тема для изучения поведения не только птиц, но и многих насекомых, и других представителей животного мира. Обучающая экскурсия "Сезонные изменения в природе" будет очень интересной для детей.
Осень - сбор плодов
С 22 сентября на всей территории Северного полушария происходят новые сезонные изменения в довольно скоро начинается похолодание. Происходит падение температуры, и полуденное солнце уже не греет очень сильно. Дни становятся короче, и жизненный цикл многих растений заканчивается. Животный мир готовится к миграции на юг или сооружает теплые укрытия для длительной зимней спячки. Некоторые животные и птицы меняют летние наряды на более теплые зимние. Среди многих пород животных начинается брачный период. Трава жухнет, а листья на деревьях меняют свой цвет и опадают. Солнце над Севером не поднимается вовсе, и последующие шесть месяцев Арктика будет находиться в полной темноте. Осень заканчивается в день зимнего солнцестояния.
Проследить самые интересные сезонные изменения в природе осенью можно во время кратковременного бабьего лета. Возвращение теплой погоды на несколько осенних дней дает возможность животным и растениям закончить приготовление к сильным холодам. Садоводы и огородники внимательно следят за предвестниками морозов, чтобы успеть закончить сбор обильного урожая овощей и фруктов.
Животный мир осенью
Многие животные и птицы начинают передвигаться в сторону юга в поисках более мягкой температуры и надежного продовольственного обеспечения. Некоторые виды животных впадают в спячку. Медведи уходят в глубокий зимний сон. В позднюю осень гибнет большое количество насекомых. Некоторые насекомые зарываются поглубже в землю или зимуют, находясь в состоянии личинок или куколок.
Разнообразные сезонные изменения в природе осенью для дошкольников будут понятны, если объяснить детям происходящее и дополнить рассказ об осени показательными примерами. Это демонстрация красивых кленовых листочков оранжевого и красного цвета, различные поделки из осенних листьев и веточек, наблюдения за животным миром. Интересны могут быть детям и осенние сезонные изменения в уголке природы, который, как правило, создается в любом дошкольном учреждении.
Календарь природы
Для закрепления знаний о смене сезонов и лучшего знакомства с природой вместе с дошкольниками можно составлять календари природы. Это могут быть детские тематические рисунки или аппликации с использованием летнего или осеннего природного материала. Явления природы могут быть представлены в виде схематического изображения или при помощи разнообразных наклеек тематического содержания.
Различные сюжетные картинки размещаются в календаре в соответствии с проходящим сезоном.
В зимнее время это могут быть изображения спящих медведей или животных с белым меховым покровом. Весну можно иллюстрировать изображениями и прилетом перелетных птиц. Для визуальной передачи летнего сезона существует множество доступных способов. Это демонстрация созревших плодов и различных Осенний сезон также демонстрируется наглядно при помощи опавшей листвы деревьев.
В целом рассказ о природных изменениях во время разных сезонов и создание календаря наблюдений за существенными переменами в окружающей природе способствует развитию детей и воспитанию в них любви к родному краю.
Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе
Тема: Лесная зона. Сезонные изменения в лесу.
Цели: систематизировать знания об осенних, зимних, весенних и летних изменениях в природе; формировать умения анализировать, обобщать; учить объяснять причины изменений в природе; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: пейзажи со временами года, животные для викторины, ветки деревьев, животные и растения для пищевой цепи, карточки с цифрами для уч-ся, карточка с домашней работой, запрещающие знаки о поведении в лесу.
Ход урока
1. Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешных ответов, высказывания своих мыслей.
2. Определение темы и постановка целей урока.
Рассмотрите репродукции с картин известных художников: И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.И. Левитана. Определите название каждой картины. Почему вы так решили?
Определите сами тему нашего урока. (Сегодня мы изучим сезонные изменения в лесу.)
Мы отправимся на лесную поляну. На чем лучше отправиться в путешествие, чтобы не помешать течению лесной жизни? (Пешком.)
Назовем и другие правила поведения в лесу (по карточкам с запрещающими знаками).
Какие правила мы еще не назвали?
3. Повторение и обобщение пройденного.
Как называется республика, в которой мы живем? (Башкортостан)
В каком климатическом поясе находится Башкортостан? (В умеренном поясе.)
А в какой природной зоне? (Лесной.)
Какие еще природные зоны вы знаете? (Пустыня, степь, тундра, ледяная пустыня, тайга.)
Чем эти зоны отличаются друг от друга? (Климатом, рельефом, растительным и животным миром, занятиями людей.)
Особенность климата лесной зоны в том, что в этой зоне четко выражены 4 сезона. Какие? (Зима, весна, лето, осень.)
4. Изучение новой темы.
Шли мы, шли, и вот, наконец, привал. В какое время года в лесу мы попали?
1) Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
О каком времени года строки? (Об осени.)
Какие изменения произошли в неживой природе?
На доске:
Долгота дня
Количество ясных дней
Температура воздуха
Осадки
Подслушаем разговор двух деревьев.
Расхвасталось одно дерево осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и желтые, и розовые, и оранжевые краски».
А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, - самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю.
Угадайте, какие деревья вели этот спор. (Лиственное и хвойное.)
Какие изменения произошли в растительном мире? (Смена окраски листьев.) Почему изменилась окраска листьев?
Прочитаем научное объяснение этого явления. (Учебник, с.93)
Назовите хвойное дерево, которое осенью сбрасывает с себя всю листву, то есть ведет себя как лиственное. (Лиственница.)
- Осенью на растениях образуются плоды и семена. Отгадайте их.
Растут на ветке группкам, покрытые скорлупками. (Орехи.)
На балет дуб детей одевает без затей.
Все в его семейке носят тюбетейки. (Желуди.)
Каждой весною лапы еловые старые лампы меняют на новые. (Шишки.)
Осенью на растениях образуются семена, и природа придумала разные хитрости, чтобы распространить их.
Посмотрите на иллюстрацию учебника с.94. Сделайте вывод, как распространяются семена дикорастущих растений. (Очень многие семена разносятся ветром, люди и звери переносят прицепившиеся семена, а также птицы, насекомые.)
Физкультминутка.
Елочки зеленые на ветру качаются. (Покачивания влево-вправо.)
Низко наклоняются, низко наклоняются. (Наклоны вперед.)
Сколько елочек зеленых? (Любое число.) Столько сделаем поклонов.
Сколько бабочек у нас? (Любое число.) Приседаем столько раз.
Сколько синеньких платочков? (Любое число.) Столько сделаем прыжочков.
Жизнь животных осенью тоже подчиняется сезонным изменениям. Насекомые забиваются в разные щели, под кору деревьев. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету. О некоторых из перелетных птиц ребята подготовили сообщения.
(Заслушиваются сообщения детей.)
Зимующие птицы стараются перебраться поближе к человеку. Близость к селениям, где всегда есть пищевые отходы, поможет им подкормиться. Школьники тоже могут помочь этим птицам. Как? (Сделать для них кормушки.)
Осенью у лесных обитателей много забот. Они серьезно готовятся к зиме – суровому, голодному времени года. Кто укладывается спать? (Медведь, сурок, еж, енот, бурундук) Кто делает запасы? (Белка, мышь.) Кто меняет шубу? (Заяц, белка.)
Белая дорога… Кружит белый пух:
То летят снежинки роем белых мух.
Белая дорога, белые дома…
Это наступила русская … (Зима.)
Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы? (по плану)
Деревья зимой спят.
Как мы уже сказали, животные очень серьезно готовятся к зиме. Ведь от этого зависит их жизнь. Откройте учебник на с.96, рассмотрите иллюстрацию.
На какие группы можно разделить животных по способу зимовки? (1 – ищут корм, всю зиму активны: лисы, зайцы, лоси, кабаны, волки; 2 – спят – медведи, барсуки, ежи, еноты.)
Викторина о животных.
На доске: рисунки с изображениями зайца (1), медведя (2), лисы (3), волка (4), белки (5).
У уч-ся карточки. Они отвечают на вопрос учителя, подняв вверх карточку с цифрой, соответствующей какому-либо животному.
1. У кого зимой появляются детеныши? (2)
2. Этот зверь питается только ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами. (5)
3. Кто к зиме собирается в стаи? (4)
4. У какого зверя враги филины, вороны, лисы, волки, сороки? (1)
5. Про какого зверя говорят: «Быстро бегает, умеет ползать, плавать, очень любопытный»? (3)
6. Кому помогает выжить его удивительная выносливость: он может не есть по нескольку дней, не теряя силы и не выходя из формы? (4)
7. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (3)
8. Хвост служит ей рулем, а иногда и парашютом. (5)
9. Быстро бежит в гору, а с горы – кубарем. (1)
3) Где ты, солнышко, проснись! Где ты, скворушка, вернись!
Сыпать снег зима устала, кап-кап-кап – весна настала!
Какие изменения в неживой природе происходят весной и почему? (Солнце стало подниматься в небе выше, температура повышается, день становится длиннее.)
А какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (грязный.)
Что вниз вершиной растет? (Сосулька.)
С мартовским теплом деревья сбрасывают с себя дремоту. Чем дышат деревья? (Почками.)
С наступлением весны просыпаются деревья, начинается сокодвижение, на деревьях набухают почки. Чтение учебника с.93 (со второго предложения).
На этой остановке выполним новое задание: определите, с какого дерева ветка? (показ карточек учителем)
4) – Наконец, добрались мы до следующего времени года. Какого? (Лета)
Лето – время лесных малышей. Вылетают из гнезд птенцы. У зверей подрастает смена. Старше всех лесных малышей медвежата, ведь они родились не как все детеныши – весной, а зимой, когда их мать спала в берлоге. Летом в лесу ты встретишь много лесных малышей. Не обижай их!
Задание на остановке «Лето»: из данных карточек составить цепи питания лесных жителей. (1 ученик у доски прикрепляет карточки, рисует стрелки)
5. Итог урока.
- Вот и закончилось наше лесное путешествие по временам года. Мы многое узнали о растениях и животных леса.
Еще раз обратим внимание на иллюстрации пейзажей разных времен года. Какое время года самое красивое? (Трудно выбрать самый красивый период, у каждого времени года своя красота.)
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же ее всегда беречь!
Оценки за урок.
Домашнее задание: задание по карточке. (Указать, в какое время года происходят изменения в природе.)