Радиус поражения ракеты булава. Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава»
![Радиус поражения ракеты булава. Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава»](https://i0.wp.com/warbook.club/wp-content/uploads/2019/03/lodka-04.jpg)
Ещё в годы Второй Мировой войны уделом подводного флота оставались рейдерские налёты на транспортные коммуникации и атаки кораблей на стоянках. Но в конце 50-х годов появились первые субмарины, способные нести и запускать . И вскоре они стали важнейшей частью стратегических арсеналов мировых держав.
Естественно, «морская специфика» вынуждала разрабатывать для ПЛАРБ ракеты, отличающиеся по конструкции от «сухопутных» моделей. Обычно стратегическое оружие не очень известно в народе. Но в России какое-то время всё внимание было приковано к разработкам и испытаниям ракеты под названием «Булава».
История создания
Очередной виток холодной войны и гонки вооружений привёл к началу строительства в США новых подводных ракетоносцев «Огайо». Вооружались они баллистическими ракетами «Трайдент». «Симметричным ответом» Советского Союза должны были стать ракеты Р-39, размещённые на подводных крейсерах «Акула».
Однако сроки разработки нового комплекса постоянно срывались, и решено было подготовить «запасной вариант». Он включал в себя постройку субмарин по модернизированному проекту 667 и разработку для них модернизированных ракет Р-29. В итоге к середине 80-х годов на вооружение приняли оба проекта субмарин и оба типа ракетных комплексов.
Однако «Трайдент» изначально задумывался, как переходный образец вооружения. Им можно было оснастить старые лодки «Лафайет», а «Огайо» в перспективе собирались перевооружить более мощным оружием. Им стали ракеты «Трайдент-2», принятые на вооружение в 1990 году.
Подготовить ответ в СССР уже не успели.
Точнее, разработку модернизированного комплекса «Барк» на базе Р-39 начали ещё в 1986 году, но после распада Советского Союза многие предприятия, изготавливавшие узлы для изделий, оказались за границей. Разумеется, ухудшилась и ситуация с финансированием. После третьего неудачного запуска «Барка» в 1998 году от него решили отказаться, а разработку новых ракет передали Московскому институту теплотехники. Проект получил название Р-30 «Булава».
Конструкция
Об устройстве ракеты «Булава» достоверно известно не так много. Она 3-ступенчатая, причём большинство источников сходятся во мнении, что двигатели первых 2 ступеней – твердотопливные. А вот двигатель третьей ступени может быть и жидкостным, на этот счёт единого мнения нет. Запуск – «сухой», из герметичного транспортно-пускового контейнера.
Ударная мощь «Булавы» – 6 боевых блоков с боеголовками мощностью в 150 килотонн. Одним из отличий комплекса, о которых точно известно, является сокращённый участок полёта, на котором работают маршевые двигатели. Поскольку на активном участке ракету легче всего обнаружить и перехватить, его сокращение позволяет повысить живучесть оружия. Заявляли также о том, что Р-30 может маневрировать на разгонном участке. Другое важное изменение – применение корректируемых боевых блоков.
Испытания и эксплуатация
Серийное производство «Булавы» началось спустя 10 лет после начала её разработки – в 2008 году. При этом Р-30 ещё не была принята на вооружение. Даже комплекс испытаний ещё не был завершён. А испытания получились долгими. Обычно для отработки пусков использовались специальные подводные стенды, но Р-30 решили сразу запускать с борта субмарины.
«Стендом», таким образом, стала подводная лодка «Дмитрий Донской».
Для первого запуска в 2004 году использовался массогабаритный макет «изделия». Во второй раз, спустя год, стартовала уже настоящая «Булава», учебные блоки которой успешно поразили цели на камчатском полигоне. А вот четвёртый, пятый и шестой пуски оказались неудачными. Старты, произведённые в 2009 году, тоже завершились отказами.
Субмарина проекта 955 «Юрий Долгорукий», которая и должна была стать штатным носителем ракет Р-30, вступила в строй в 2011 году. Испытательные запуски с её борта прошли успешно. Тем не менее, «Булава» продолжала дорабатываться, и её старты с подводных лодок «Александр Невский» и «Владимир Мономах» тоже засчитывались, как испытательные.
Только в 2018 году Р-30, наконец, приняли на вооружение. По состоянию на 2019 год «Булавой» вооружены 2 лодки проекта 955 Тихоокеанского флота и 1 – Северного. Ещё 2 субмарины проходят испытания, и 3 – строятся.
Тактико-технические характеристики
Ракету Р-30 «Булава» уместно сравнить с американским вторым «Трайдентом», в ответ на который она и создавалась. Стоит помнить, что «Трайдент-2» приняли на вооружение в 1990 году – почти за 30 лет до отечественного комплекса.
По сравнению с американским «Трайдентом» Р-30 значительно легче, несколько меньше по габаритам, уступает по максимальной мощности боевой части. В то же время «Трайдент», снаряжённый зарядами W88, имеет меньшую дальность. Главным же козырем «Булавы» является её повышенная живучесть за счёт сокращённого активного участка полёта и корректируемых боеголовок.
Большое количество неудачных испытательных запусков в своё время вызвало отрицательную оценку проекта в прессе. В ответ на это разработчики и военные ссылались на то, что процент успешных запусков ракет Р-29РМ был даже меньше, и происходит неизбежное выявление «детских болезней». После завершения испытаний отношение к «Булаве» в медиа поменялось – теперь оценка стала доходить до восторженной.
На разработку ракеты «Булава» ушло почти 20 лет.
Количество несущих службу и строящихся субмарин проекта 955 – восемь. При этом ракетоносцы «Огайо», ответом на которые и должны были стать новые корабли, планируется начать списывать в конце 2020-х годов.
Что придёт им на смену – пока неизвестно. И вопрос о том, насколько быстро Р-30 потребует замены, пока открыт. В любом случае уже то, что «Булава» дошла до принятия на вооружение – можно считать удачей.
Видео
Р-30 "Булава" - твёрдотопливная межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования. Разрабатывается Московским институтом теплотехники для размещения на подводных лодках 941-го проекта "Акула" и 955-го проекта "Борей".
Р-30 «Булава» - появилась в результате стремления руководства страны сократить расходы на разработку и производство за счёт унификации с сухопутными ракетами. В частности "Булава" по многим узлам унифицирована с ракетами "Тополь-М".
К особенностям "Булавы" можно отнести значительное сокращение активного участка полёта (до 4 раз по сравнению с ракетами предыдущего поколения) и применение маневрирующих боевых блоков. По этому признаку "Булаву" можно отнести к новому классу "квазибаллистических" ракет. Особенность траектории полёта "Булавы" делает малоэффективной развёртываемую США систему противоракетной обороны, а за счёт повышения живучести и точности попадания снижает требования как к мощности зарядов, так и к их количеству, что компенсирует заметное снижение забрасываемого веса, по сравнению со стоящими на вооружении ракетами морского базирования. Вместе с тем, следует отметить, что по таким параметрам как дальность, забрасываемый вес, габариты и вес "Булава" заметно проигрывает стоящим на вооружении американским аналогам.
Характеристики МБР Р-30 "Булава"
Трёхступенчатая ракета Р-30 "Булава" имеет стартовый вес около 36,8 тонн. Маршевые двигатели первой и второй ступени - твердотопливные. Третья ступень оснащена жидкостным двигателем для обесепечения маневрирования на заключительном участке полёта.
В качестве полезной нагрузки ракета несёт шесть (возможно до 10) гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения общим весом 1,15 т мощностью по 150 кт каждая, на дальность не менее 8000 км.
Старт ракет осуществляется под наклоном, что позволяет ракетоносцу вести стрельбу «на ходу».
ТТХ МБР Р-30 "Булава-М"
Число ступеней, шт 3
Длина ракеты без головной части, м 11,5
Максимальный диаметр, м 2
Вес ракеты, т 36,8
Длина ракеты в пусковом контейнере, м 12,1
Диаметр пускового контейнера, м 2,1
Длина первой ступени, м 3,8
Масса первой ступени, т 18,6
Число боевых блоков, шт 6(10)
Мощность заряда, кт 150
Забрасываемый вес, кг 1150
Максимальная дальность, км 8000 (93001)
Разработка ракеты ведётся Московским институтом теплотехники (МИТ), в котором ранее разработали ракету наземного базирования «Тополь-М».
Эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. Передача проектирования основной БРПЛ ВМФ в МИТ инициирована письмом министров правительства России Я.Уринсона и И.Сергеева премьер-министру В.Черномырдину в ноябре 1997 г.
В 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России закрыта тема «Барк» ГРЦ им.Макеева и после проведения конкурса (участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом «Булава-45» главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ «Булава» в МИТе.
В то же время начато перепроектирование под ракету «Булава» ПЛАРБ проекта 955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России, который ранее занимался контролем создания МБР, а «морской» 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ. По состоянию на декабрь 1998 года, вероятно, велось проектирование - в ГРЦ им.Макеева уже велись работы по проектированию систем связи и оборудования комплекса в кооперации с МИТ. Эскизный проект БРПЛ «Булава» защищен в 2000 г.
Производство БРПЛ развёрнуто на Воткинском машиностроительном заводе, всего в кооперации производителей участвует 620 предприятий. При создании ракеты было принято решение отказаться от традиционных испытательных пусков со стендов. 24 мая 2004 года в Воткинске при огневых испытаниях одной из ступеней РДТТ произошел взрыв.
Лётные испытания ракеты начаты пуском из подводного положения массо-габаритного макета с ПЛАРБ проекта 941УМ «Дмитрий Донской» в Баренцевом море 23 сентября 2004 года. 29 июня 2007 года принято решение о начале серийного производства наиболее отработанных узлов ракеты. В СМИ заявлялось, что ракета создается на базе МБР «Тополь-М» и имеет много общего с этой ракетой.
Двигатели:
1 ступень - РДТТ, разработка и производство НПО «Искра» (г.Пермь), разработка топлива - ФГУП «Алтай» (г.Бийск). Двигатель запускается после выхода ракеты из воды или при снижении скорости вылета ракеты из ПУ до определенного минимального уровня. Ступень работает до 50-й секунды полета.
Длина – 3,8 м
Масса - 18,6 т
2 ступень - РДТТ с раздвижным соплом. Ступень работает с 50 секунды полета до 90-й секунды полета.
3 ступень - РДТТ с раздвижным соплом. Двигатель отделяется от ступени разведения после завершения работы. Ступень включается на 90-й секунде полета.
ступень разведения боевых блоков – жидкостный реактивный двигатель (ЖРД) или многокамерный РДТТ.
Длина ТПК – 12,1 м
Длина ракеты без ТПК – 11,5 м
Диаметр внутренний пускового контейнера – 2,1 м
Диаметр ракеты (1-й, 2-й и 3-й ступеней) - 2 м
Масса – 36,8 т
Масса забрасываемая - 1150 кг
Масса одного боевого блока - 95 кг
Дальность действия:
- 5500 км (в ходе испытаний, Белое море - Кура, Камчатка)
- 8000 км (по проекту, «Булава-30″)
Время полёта - 14 мин (5500 км, в ходе испытаний, Белое море - Кура, Камчатка),
КВО:
- 350 м (по западным данным)
- 250 м (по данным отечественных СМИ)
Высота апогея траектории в ходе испытаний - 1000 км
Возможности промышленности по серийному выпуску - до 25 штук в год (оценочно).
Модификации ракеты «Булава» Типы БЧ:
Ракета оснащается средствами преодоления ПРО. В ракете используются боевые блоки малой мощности разработанные ГРЦ им.Макеева. Управление маневрирующими боевыми блоками - газодинамическое. Манёвр по курсу и высоте полёта осуществляется в атмосфере. Ядерные заряды разработаны ВНИИЭФ (г.Саров) совместно с Уральским ядерным центром.
- «Булава-30» (в ходе испытаний) - 3 х РГЧ ИН;
- «Булава-30» (стандартная комплектация) - 6 х РГЧ ИН мощностью по 150 кт;
- «Булава-30» / «Булава-47» - 10 х маневрирующих РГЧ ИН. РГЧ могут совершать маневры в атмосфере по курсу и высоте;
Модификации:
- ракета «Булава-30» - базовый вариант БРПЛ разработки МИТ.
- ракета «Булава-45» / «Булава-47» - тяжелая модификация с боевыми блоками с активными РЛ ГСН. Разработка ГРЦ им.Макеева. Масса - 45 или 47 тонн.
- ракета «Булава-М» - модернизированный вариант ракеты Р-30 «Булава-30», планируется к установке на ПЛАРБ проекта 955У/955М.
Носители:
- ПЛАРБ проекта 941УМ TYPHOONE ТК-208 «Дмитрий Донской» - 1 пусковая шахта БРПЛ «Булава».
- ПЛАРБ проекта 955 «Борей» - 16 пусковых шахт БРПЛ на ПЛАРБ первой серии проекта 955А, строится серия из 8 ПЛАРБ. Начиная с третьей ПЛАРБ есть вероятность установки 20 пусковых шахт с ракетами «Булава-М».
Критика
Основную критику ракеты «Булава» вызывают скромные показатели максимальной дальности и забрасываемого веса. Если не учитывать средства противодействия со стороны разворачиваемой НПРО, а также точность попадания, то критика частично справедлива: исходя из известных ТТХ, можно предположить, что по дальности и забрасываемому весу «Булава» является аналогом ракеты «Трайдент I» 1979 года и уступает ракетам «Трайдент II», составляющим основу морского сегмента стратегических сил США.
Утверждение же, что по характеристикам дальности и забрасываемого веса «Булава» практически полностью совпадает с американской ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая, не соответствует действительности - дальность действия Poseidon-C3 с шестью РГЧ определяется как 5600 км, то есть на 40 % меньше, чем у «Булавы».
По оценкам некоторых экспертов, замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» многократно снизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного снижения забрасываемого веса у подлодки проекта 955 с «Булавой».
Однако, как утверждает генеральный конструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов, довольно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высокой её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой продолжительностью. По его заявлению у «Тополь-М», и у «Булавы» активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3-4 раза, а по сравнению с американскими, французскими и китайскими - в 1,5…2 раза.
Кроме того, «Булава» должна иметь заметно более высокую точность наведения (меньший КВО) по сравнению с ракетами предшествующего поколения, что снижает требования к мощности (и, следовательно, суммарному забрасываемому весу) боевых блоков ракеты при одновременном сохранении и выполнении требований к вероятности поражения цели.
Также необходимо отметить, что твердотопливные ракеты-носители, к которым относится «Булава», несколько уступая ракетам на жидком топливе по своим динамическим характеристикам (с чем, в частности, связано снижение забрасываемого веса), значительно превосходят их в технологичности хранения и эксплуатации. Известны случаи неоднократных аварий и катастроф на подводном флоте, вызванных именно нарушениями в технологии обращения с жидкостно-топливными ракетами.
Следует также учитывать, что в современных жидкостных ракетах в качестве окислителя используется тетраоксид азота и несимметричный диметилгидразин в качестве горючего. Разгерметизация баков ракеты является одной из самых серьёзных угроз при их эксплуатации и уже привела к гибели подводной лодки К-219.
- РСМ-56 , по классификации МО США и НАТО - SS-N-30 ; «Булава-М», «Булава-47») - российская твердотопливная баллистическая ракета комплекса Д-30 для размещения на подводных лодках проекта 955 . Считается, что установка нового ракетного комплекса на строящиеся лодки проекта 955 «Борей» и перевооружение лодок проекта 941 «Акула» (впрочем, в 2012 году от модернизации было решено отказаться ) восстановит изменившийся баланс сил в российской ядерной триаде . Новая ракета не только остановит старение, но и выведет ударную мощь морского компонента на качественно новую ступень. .
Разработка ракеты ведётся с 1998 года , разработавшим в 1989-1997 гг. ракету наземного базирования «Тополь-М ». До сентября 2010 года генеральным конструктором был Ю. С. Соломонов . В сентябре 2010 должность генерального конструктора по стратегическим твердотопливным ракетам морского базирования занял бывший заместитель Соломонова Александр Сухадольский .
Энциклопедичный YouTube
1 / 5
✪ Удар «Булавы» / Mace Strike
✪ Ракета «Булава»
✪ Запуск межконтинентальной ракеты «Воевода»
✪ САМЫЙ МОЩНЫЙ ВЗРЫВ В МИРЕ! САТАНА-ВОЕВОДА межконтинентальная баллистическая ракета.
✪ Ракеты ЯРС будут пострашнее "Сатаны"
Субтитры
История разработки и производства
В ноябре 1997 года председателю правительства России Виктору Черномырдину было направлено письмо за подписями министров Якова Уринсона и Игоря Сергеева , в котором предлагалось, с учётом реалий международной и внутренней обстановки, финансовых и производственных возможностей России, придать (МИТ) функции ведущей организации при создании перспективных средств ядерного сдерживания (СЯС), имея в виду прежде всего определение технического облика таких средств. После утверждения письма научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования были переданы 4-му ЦНИИ МО РФ, ранее этим не занимавшемуся. От разработки стратегических ракетных комплексов для ВМФ и РВСН были отстранены отраслевые научно-исследовательские институты Роскосмоса: ЦНИИмаш, НИИ тепловых процессов, НИИ технологии машиностроения, ЦНИИ материаловедения. Генеральным конструкторам и директору МИТа Юрию Соломонову было предложено разработать универсальную стратегическую ракету для ВМФ и РВСН.
Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМФ России Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического оружия «Барк ». В результате Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех советских баллистических ракет подводных лодок - БРПЛ, за исключением Р-31) и передал разработку новой морской стратегической ракеты Московскому институту теплотехники. В качестве аргументов в пользу такого решения называлось стремление к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет. Противники этого решения указывали на сомнительные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1996 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш » и первоначально проектировавшейся под «Барк».
После успешных испытаний 29 июня 2007 года было принято решение о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты . «Воткинский завод » в 2008 году, до принятия на вооружение, начал серийное производство ракеты.
В июне 2012 года Главком Военно-морского флота Виктор Чирков заявил: «Ракета „Булава“ де-факто принята на вооружение. Де-юре идет техническое оформление документации.»
Всего на начало 2014 года было изготовлено 46 ракет, 19 из которых были запущены во время испытаний.
В январе 2017 года сообщалось о разработке перспективной версии МБР «Булава», которая будет отличаться несколько большими размерами, стартовым весом и увеличенной полезной нагрузкой.
Испытания
К настоящему времени произведено 24 испытательных пусков «Булавы», восемнадцать из них признаны успешными (в ходе первого пуска запускался массогабаритный макет ракеты), два (седьмой и восьмой) - частично успешными. Последний испытательный пуск ракеты состоялся 26 июня 2017 года.
При проведении испытаний было принято решение отказаться от использования подводных стендов для отработки подводного старта и использовать для этих целей запуски с подводной лодки. Это решение может привести к тому, что ракета никогда не будет испытана при крайних значениях возмущений.
21 мая 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков, находившийся с визитом в Риме, заявил, что лётные испытания ракеты «Булава» возобновятся не раньше ноября 2010 года. «Проблема неудачных пусков ракеты „Булава“ заключается в технологии сборки. Каких-то других нарушений мы там не видим. Все дело в качестве сборки ракеты. При этом каждый неудачный пуск имеет свои причины. Все они разные. В настоящее время ведётся работа над созданием трех абсолютно одинаковых ракет. Мы рассчитываем, что это позволит нам точно найти ошибку, если такая имеется, так как она должна повториться на всех трёх ракетах. Сейчас мы работаем над тем, как проконтролировать процесс сборки, чтобы точно знать, что все ракеты идентичны. Поэтому возобновление испытательных пусков „Булавы“ планируется не раньше осени 2010 года. К ноябрю месяцу, думаю, что мы сможем начать запуски ракеты», - сказал Сердюков .
При проведении лётных испытаний (поскольку это закрытая тема, о конструктивных особенностях я говорить не могу) то, с чем мы столкнулись, спрогнозировать было невозможно - кто бы что ни говорил о возможности такого прогнозирования. Для того чтобы понять, о каких величинах с точки зрения количественных оценок идет речь, могу сказать, что события, в течение которых происходили нештатные ситуации с техникой, оцениваются тысячными долями секунды, при этом события имеют абсолютно случайный характер. И, когда мы по той информации, которую нам удалось выудить при анализе телеметрических данных, в наземных условиях воспроизводили случившееся в полёте, чтобы понять природу этих явлений, нам потребовалось провести не один десяток испытаний. Это лишний раз свидетельствует, насколько, с одной стороны, сложна картина протекания отдельных процессов, а с другой - насколько она трудно прогнозируема с точки зрения возможности воспроизведения в наземных условиях. |
Многократные неудачи в испытаниях новой ракеты не являются чем-то уникальным. Ракета Р-39 , которой были вооружены АПЛ «Акула» проекта 941, из первых 17 пусков «запорола» больше половины. Но после доработок прошла испытания ещё 13 пусками (из них 11 успешных) и была принята на вооружение .
После шестого неудачного пуска из 11 проведённых журналисты стали возлагать ответственность на представителей Министерства Обороны , обвиняя их в кумовстве и кулуарности принятия решений .
Первый замначальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев в июле 2009 заявил: «Мы обречены на то, что она всё равно полетит. Тем более что программа испытаний до конца ещё не выполнена. „Булава“ - новая ракета, при её испытаниях приходится сталкиваться с различными препятствиями, ничто новое сразу не идёт ». . Позднее главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Владимир Высоцкий признал, что ситуация с разработкой оружия для нового поколения подводных лодок сложная, но не безнадёжная и связана с кризисом в развитии технологий в России .
Ракетный комплекс | бросковые испытания | пуски с наземного стенда | пуски с ПЛ | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
всего | успешные | % | всего | успешные | % | всего | успешные | % | |
Д-5 (Р-27) | 12 | 12 | 100 | 17 | 11 | 65 | 24 | 24 | 100 |
Д-9 (Р-29) | 7 | 6 | 86 | 20 | 10 | 50 | 34 | 30 | 88 |
Д-9Р (Р-29Р) | 18 | 7 | 39 | 52 | 47 | 90 | |||
Д-19 (Р-39) | 16 | ? | ? | 17 | >8 | >50 | 13 | 11 | 85 |
Д-9РМ (Р-29РМ) | 9 | 8 | 89 | 16 | 10 | 63 | 42 | 31 | 74 |
Д-30 (Р-30 «Булава») | 1 | 1 | 100 | - | - | - | 28 | 21 | 75 |
ТТХ
- Максимальная дальность - 8000 - 11000 км;
- Стартовый вес - 36,8 т;
- Общий забрасываемый вес - 1150 кг
- Длина пускового контейнера - 12,1 м;
- Диаметр контейнера - 2,1 м;
- Диаметр первой ступени - 2,0 м;
«Булава» способна нести 6 боевых блоков индивидуального наведения с возможностью маневра по рысканию и тангажу . Общий забрасываемый вес 1150 кг.
Известия сообщают о наличии системы преодоления противоракетной обороны противника . Возможна доставка десяти ядерных блоков ракетой «Булава». По некоторым данным, изменился принцип их разведения. Раньше баллистическая ракета выводила блоки в район цели и «рассыпала» их над ней. На ракете «Булава» же применили принцип «виноградной грозди» (по терминологии США, где такой принцип используют давно, это «школьный автобус»). Зная точность попадания комплекса «Тополь-М » в цель (ракету «Булава» создает то же КБ, что и «Тополь-М», - Московский институт теплотехники), можно констатировать, что и у ракеты «Булава» этот показатель будет не меньше, а значит, будет достигнута очень высокая эффективность оружия .
В рамках межгосударственных соглашений с США, Россия представила информацию о технических характеристиках ракеты «Булава».
Носители
Ракета создается как корабельный ракетный комплекс, унифицированный для двух типов ракетных подводных крейсеров стратегического назначения:
Существует также возможность использования «Булавы» и в составе наземного ракетного комплекса. Безусловно, по отдельным элементам конструкции, даже при полномасштабном использовании ракеты «Булава» необходимо будет кое-что приспосабливать для применения в наземных условиях. Но это будет незначительная часть элементов конструкции, в стоимостном выражении - не более 10 %.
Оценка проекта
Наиболее часто дискустируется в источниках, насколько оправдано снижение максимальной дальности и забрасываемого веса за счет преимущества сокращения «активного участка» разгона ракеты как средства защиты от ПРО.
Проблема снижения дальности и забрасываемого веса
По оценкам некоторых экспертов, замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» многократно снизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного снижения забрасываемого веса у ПЛ проекта 955 с «Булавой» .
Если не учитывать средства противодействия со стороны разворачиваемой НПРО , а также точность попадания, то критика частично справедлива: исходя из известных ТТХ, можно предположить, что по дальности и забрасываемому весу «Булава» является аналогом ракеты Трайдент I 1979 года и уступает ракетам Трайдент II , составляющим основу морского сегмента стратегических сил США . Утверждение же, что по характеристикам дальности и забрасываемого веса «Булава» практически полностью совпадает с американской ракетой Poseidon-C3 , уже снятой с вооружения, как морально устаревшая , не соответствует действительности - дальность действия Poseidon-C3 с РГЧ на 6ББ равна 5600 км, то есть на 40 % меньше, чем у «Булавы», КВО с вероятностью 0,8 470 м, мощность каждого блока 50 кт. Кроме того, «Булава» почти на 5000 кг тяжелее, чем ракета Трайдент Ӏ (1979 год). По длине и диаметру «Булава» также превосходит ракету «Трайдент» Ӏ (длина 11,5 м у «Булавы» и 10,3 м у «Трайдента»).
Преимущества от сокращения активного разгонного участка как важнейшего элемента защиты от ПРО
Американские эксперты National Interest по системам ПРО , как и отечественные специалисты , указывают, что сам по себе забрасываемый вес и мощность боеголовки не является главным предметом дискуссии, как возможность уничтожения ракеты на разгонном участке, когда её можно наиболее легко уничтожить со всеми боеголовками. Дело в том, что пока работают двигатели и боеголовки не разделились, баллистическая ракета представляет собой большую, хорошо наблюдаемую и сравнительно легко поражаемую цель. Мощное тепловое излучение двигателей позволяет эффективно наблюдать её спутникам оптической разведки SBIRS , игнорируя стелс-средства и средства РЭБ, используемые МБР. На разгонном участке ракету также сравнительно легко поразить осколочным или даже перспективным лазерным оружием с целью воспламенения топливных баков.
Однако если разгонный участок завершен, а боеголовки как на Булаве маневрирующие с коррекцией , то сразу же после разгона возможно сделать разделение боеголовок и выбросить множество макетов-ловушек боеголовок, надувных шаров из фольги, имитирующих также по радиоотражению боеголовки, облако дипольных отражателей и модули с активными средствами РЭБ . Поэтому потребуется нереальное количество противоракет для уничтожения и боеголовок и макетов-ловушек на фоне сильных активных и пассивных помех. Кроме этого, боеголовки сами по себе достаточно прочные и жаростойкие объекты, поэтому их не уничтожить осколочным или лазерным боеприпасом, поскольку боеголовки сконструированы для экстремального нагрева и давления при вхождении в атмосферу. Поэтому требуется использование кинетических высокоточных противоракет для прямого столкновения как в THAAD . Также следует учесть, что одна противоракета США стоит намного дороже одной боеголовки. Поэтому уничтожение ракеты на разгонном участке до разделения боеголовок является самой приоритетной задачей для американских систем ПРО , особенно с учетом того, что пуск морских МБР происходит в открытом море без возможности удалить место пуска за собственную госграницу в глубь собственной территории. Поэтому наибольшую угрозу для морских МБР из подводных лодок представляют эсминцы НАТО с системой Иджис , способные эффективно уничтожать ракеты на разгонном участке.
Как утверждает генконструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов , довольно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высокой её живучестью, в том числе с низким активным участком и его малой продолжительностью. По его заявлению, «у „Тополь-М “, и у „Булавы“ активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3-4 раза, а по сравнению с американскими, французскими, китайскими - в 1,5-2 раза ». Время нахождения «Булавы» на разгонном участке совпадает с лучшей твердотопливной баллистической ракетой НАТО как
Перспективная версия межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» для ВМФ России будет отличаться от принятой на вооружение несколько большими размерами, стартовым весом и увеличенной полезной нагрузкой. Об этом 23 января сообщила «Лента.ру» со ссылкой на источник в оборонной промышленности.
Отмечается, что главное требование к ракете — наращивание дальности полета до 12 тысяч километров и возможностей комплекса средств преодоления ПРО за счет увеличения длины и диаметра ракеты, что позволяет сделать имеющийся резерв в конструкции комплекса Д-30. При этом ракета 3М30 Р-30 «Булава-30» должна сохранить совместимость с пусковыми установками атомных подводных крейсеров проекта 955 «Борей» и 955А «Борей-А».
— В частности, рассматривается вариант отказа от ТПК — транспортно-пускового контейнера, — отметил собеседник издания, добавив, что новая ракета может быть использована для оснащения перспективных ракетоносцев, которые в конце 2020-х — начале 2030-х годов должны сменить модернизированные субмарины проекта 667БДРМ постройки второй половины 1980-х годов.
Напомним, российская твердотопливная ракета «Булава» предназначена для вооружения атомных подводных стратегических ракетоносцев проекта «Борей» (на каждом по 16 ракетных шахт), из которых три вошли в состав флота и пять — строятся.
Однако БРПЛ (баллистическая ракета подводных лодок) до сих пор находится в «полуготовности». Р-30 принята на вооружение (по одним данным, в октябре 2012 году, по другим — в январе 2013 года), но проверки ее боеготовности больше походят на испытания, которые не завершены по сей день. Скажем, 27 сентября 2016 РПКСН «Юрий Долгорукий» выполнил экспериментальные 25 и 26 пуски двух ракет «Булава» по камчатскому полигону Кура из акватории Белого моря. Как тогда сообщила пресс-служба Минобороны, боевые блоки первой ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили заданные цели на полигоне, а вторая ракета после выполнения первого этапа полета самоликвидировалась.
По некоторым данным, тогда залповая стрельба производилась с глубины 50 метров и при сильном волнении моря (6−7 баллов). Но даже если предположить, что цель стрельбы заключалась в отработке пуска ракет в сложных условиях, все равно не вызывает сомнений, что задание было сорвано — боеголовки второй ракеты не долетели до полигона.
Отметим, что в СМИ не раз появлялись сообщения о том, что существует альтернативный проект многострадальной разработке «Московского института теплотехники» (МИТ). Речь идет о якобы возобновлении «ГРЦ им. Макеева» работ по ракете «Булава-45» — проекту на базе БРПЛ «Барк», которая вроде как загружается в шахту подводной лодки без ТПК.
С чем может быть связано сообщение о будущей модернизации ракеты, учитывая имеющие и пока нерешенные на 100% проблемы со стабильностью полета «Булавы»?
— Во-первых, неясно, как можно менять размеры морской ракеты: они жестко лимитируются размерами шахты, которые, в свою очередь, лимитируются размерами подлодки, — замечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . — При этом особо деваться от этой ракеты некуда — три субмарины 955 проекта уже в строю и пять строятся, а альтернативная ракета при тех же габаритах — крайне дорогое удовольствие.
Во-вторых, для БРПЛ «Булавы» — наследницы МБР «Тополь» — была реализована сухопутная схема: ракету в шахту грузят вместе с контейнером. В общем, уже давно стало понятно, что «Московский институт теплотехники», специализирующийся на сухопутных МБР, не должен был разрабатывать морские стратегические ракеты. Но дело сделано и теперь, видимо, мы будем это очень долго расхлебывать.
— «Булава», прямо скажем, негодная ракета. И я далеко не единственный, кто придерживается такого мнения, — говорит член-корреспондент РАРАН, капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков . — Во-первых, она была принята на вооружение тогда, когда требуемый уровень надёжности не был достигнут. В СССР ракеты принимались на вооружение в том случае, если из 20 пусков только два-три были неудачными.
Во-вторых, над этой ракетой уже столько мучаются, что забрасываемый вес (1150 килограммов) и дальность полета (9300 километров) «Булавы», по сути, соответствует ракете Р-29, которая принималась на вооружение еще Советского флота в 70-е годы. При этом Р-30 довольно тяжелая: стартовый вес — около 37 тонн.
Достоинство «Булавы» — траектория полета ракеты с сокращенным активным участком. Но с учетом того, что в районе возможной стрельбы АПЛ вряд ли будет работать противоракетная система США, это преимущество весьма относительное.
Другое достоинство Р-30 — она твердотопливная, то есть более безопасная при транспортировке и обслуживании, чем жидкостная. А в остальном «Булава» по всем параметрам уступает ракете Р-29РМУ2.1 «Лайнер» «ГРЦ им. Макеева», принятой на вооружение в 2014 году для перевооружения кораблей проектов 667БДРМ «Дельфин» и 667БДР «Кальмар» и с дальностью боя 11500 километров (в зависимости от нагрузки) и забрасываемым весом 2800 килограмма.
«СП»: — Информация о модернизации может быть связана с попытками исправить сложившуюся ситуацию, а не с якобы работой на перспективу?
— Давно ясно, что в нынешних условиях надо что-то делать с ракетой для кораблей 955 проекта. Потому что одно дело — нестабильное поведение Р-30 в полете в рамках экспериментальных пусков, другое — реальная стрельба в военное время, где срыв задачи и «самоликвидация ракет» недопустимы.
Поэтому необходимо разрабатывать более совершенную ракету, исходя из существующих габаритов. Это возможно за счет создания высокоэнергетического топлива и увеличения веса БРПЛ. По большому счету, необходимо увеличить дальность полета при сохранении и незначительном улучшении точности попадания, а также разместить на ракете либо большее количество боеголовок того же калибра, либо более мощные БЧ. Я надеюсь, что к таким работам будет привлечено «ГРЦ им. Макеева».
«СП»: — Отказ от ТПК — действительно одно из возможных решений проблемы?
— Учитывая особенности комплекса, на мой взгляд, это неудачный вариант для того, чтобы загрузить более совершенную ракету в шахту. Для «Булавы» важно, чтобы шахта смогла принять ракету с ТПК. Почему? Контейнер обеспечивает скрытность и защиту Р-30 при транспортировке, поддерживает определенный климатический режим (температуру, влажность и т. д.). То есть от него в любом случае совсем не откажешься — просто непосредственно перед загрузкой ракеты в шахту транспортный контейнер придется изымать. Но главная проблема заключается в другом. При миномётном старте ракеты на пусковую установку (ПУ) приходится колоссальная нагрузка и ТПК здесь — средство ее защиты. После выстрела контейнер можно либо выбросить или отремонтировать, но без него при стрельбе пусковая установка долго не прослужит.
— О «Булаве-М» уже давно идет разговор, но вряд ли ее габариты будут изменены, скорее, в перспективе модернизируют программное обеспечение, энергетику, — говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов . — На каком она этапе — неизвестно, но до испытаний явно далеко. Скорее всего, ракета существует только в рамках ОКР — то есть чертежей или на этапе выработки тактико-технического задания. Денег на все не хватает, не за горами сокращение военного бюджета, а надо еще довести до ума тяжёлую МБР «Сармат», боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин», комплекс РС-26 с ракетой «Рубеж».
«СП»: — При увеличении дальности нестабильно летающей «Булавы» есть риск, что проблем с ее поведением в полете станет еще больше?
— Возможно. Здесь главный вопрос, на который пока не дан ответ — проблемы с «Булавой» связаны с конструктивными или производственными недостатками? Если дело в производстве (а это сбрасывать со счетом нельзя, так падает у нас не только «Булава»), то проблемы можно решить повышением контроля на местах. Но причины могут быть и в конструктивных просчетах, которые труднее всего исправлять. А риск этого довольно высок, учитывая историю «Булавы» и что ее делали люди, которые не имели большого опыта в проектировании морских ракет.
Р-30 «Булава-30»
Булава - твердотопливная баллистическая ракета комплекса Д-30 размещена на подводных лодках России. Имеет минимальный радиус поражения 8000 км, примерную скорость 6 км/с. Разработка ракеты ведётся с 1998 года Московским институтом теплотехники, разработавшим в 1989-1997 гг. ракету наземного базирования «Тополь-М».
- Страна: Россия
- Обозначение: 3М30
- Код: СНВ РСМ-56
- По систематизации НАТО: SS-NX-30
- Предназначение: БРПЛ
- Разработчик: МИТ
Главные свойства
Видео: Характеристики Булавы
- Количество ступеней: 3
- Длина (с ГЧ): 12,1 м
- Длина (без ГЧ): 11,5 м
- Поперечник: 2 м
- Стартовая масса: 36,8
- Забрасываемый вес: 1150
- Вид горючего: твёрдое смесевое
- Дальность полета: 8000 км
- Тип головной части: разделяющаяся, ядерная, отделяемая
- Количество боевых блоков: 6
- Мощность заряда: мт
- Система управления автономная, инерциальная на базе БЦВК
- Метод базирования 955 «Борей» (941 «Акула»)
Схема хронологии запуска Булавы
- Состояние разрабатываемая
- Принята на вооружение 2009 (план)
Р-30 3М30 «Булава-30» (РСМ-56 - для использования в интернациональных договорах; SS-NX-30 - по систематизации НАТО; «Булава-М», «Булава-47») - новая русская твёрдотопливная баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках. Разработка ракеты Булава ведётся Столичным институтом теплотехники (ранее разработавшим ракету наземного базирования «Тополь-М») под управлением Ю. С. Соломонова.
Видео: Залповая стрельба двумя МБР «Булава» с борта АПРК «Владимир Мономах»
Предположительная дата принятия Булавы на вооружение: 2009 год. из стратегических атомных подводных лодок 941-го проекта «Акула» должно вернуть изменившийся баланс сил в русской ядерной триаде. Новенькая ракета не только лишь приостановит её старение, да и выведет ударную мощь морского компонента на новейшую доброкачественную ступень развития.
История сотворения
Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМС Рф Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического орудия «Барк». В итоге Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех русских баллистических ракет подводных лодок - БРПЛ, кроме Р-31) и передал разработку новейшей морской стратегической ракеты Булава Столичному институту теплотехники.
В качестве аргументов в пользу такового решения именовалось рвение к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет. Противники этого решения указывали на непонятные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта сотворения ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1994 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и сначало проектировавшейся под «Барк».
Создание ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», где уже выполняются ракеты «Тополь-М». По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет в высочайшей степени унифицированы.
Видео: Короткий документальный фильм Удар Булавы
После удачных испытаний Булавы 29 июня 2007 принято решение о серийном производстве более отработанных узлов и деталей ракеты.
Тесты
Согласно сообщениям в «Российской газете» 24 мая 2004 на Воткинском машиностроительном заводе (он заходит в корпорацию МИТа) во время испытаний твердотопливного мотора прогремел взрыв.
Воткинский завод, который производ ракеты Булава на Гуголе карте. Адрес их сайта vzavod.ru , там же контакты.
Видео:20-ый Пуск Булавы
23 сентября 2004 с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941Разум (подлодка базируется на Севмашпредприятии в Северодвинске) был осуществлён удачный «бросковый» запуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки способности её использования с подводных лодок. В прессе этот пуск Булавы принято считать первым по счету, хотя был произведен только пуск массогабаритного макета ракеты.
- 1-ый (2-ой) испытательный пуск Булавы был удачно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по столичному времени. Ракета, запущенная из акватории Белоснежного моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Тайфун», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, приблизительно за 14 минут преодолела более 5,5 тыщ км, после этого боевые блоки ракеты удачно поразили созданные для их цели на полигоне.
- 2-ой (3-ий) испытательный пуск Булавы был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по столичному времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Запуск осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета удачно поразила цель.
- 3-ий (четвёртый) испытательный запуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года завершился неудачей. Запуск МБР был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пропархав после старта пару минут, ракета Булава свалилась в море.
- Четвёртый (5-ый) испытательный запуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также завершился безуспешно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белоснежное море.
- 5-ый (6-ой) испытательный запуск ракеты Булава был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (надводное положение) и вновь завершился безуспешно. Отказ мотора третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минутке полёта.
- 6-ой (седьмой) испытательный запуск состоялся 28 июня 2007 года. Пуск произведён в Белоснежном море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и закончился отчасти успешно - 3-я боеголовка Булавы не достигнула цели.
- Седьмой (восьмой) запуск состоялся 11 ноября 2007 года - он стал пятым попорядку плохим пуском «Булавы». Официальная информация о пуске отсутствует. Для окончания испытаний может потребоваться ещё 10..14 запусков.
- Восьмой запуск. 18 сентября 2008 года русский подводный ракетный крейсер стратегического предназначения в 18:45 МСК в четверг выполнил запуск ракеты «Булава» из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигнули цели в районе боевого поля полигона Кура. «В истинное время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты Булава, но уже на данный момент можно заключить, что запуск и полет ракеты прошел в штатном режиме», - произнес представитель Минобороны РФ. (часть инфы с веб-сайта interfax.ru) Согласно последней инфы, этот запуск тоже признан плохим, пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на источник в Министерстве обороны РФ. По данным собеседника издания, до завершающего шага тесты проходили удачно. «Активный участок линии движения ракета прошла без сбоев, попала в данный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения», — сказал он газете. Таким макаром, как объяснил он, в боевых критериях боеголовки ракеты Булава не сработали бы из-за особенностей устройства «Булавы». Комментария главкома ВМФ Рф Игоря Дыгало в связи с поступившей информацией изданию получить не удалось.
ГРЦ «КБ имени Макеева» предложил возобновить разработки в 2008 году на собственной базе.
В 2008 году на ОАО «ПО „Севмаш“» проведён ремонт и завершена модернизация по проекту 941Разум применяемой для испытаний АПЛ «Дмитрий Донской».
ТТХ
Схема как происходи запуск и отделение ступеней Булавы
Стартовый вес Булавы - 36,8 тонн.
Ракета трёхступенчатая, 1-ые две ступени обустроены твёрдотопливными движками, 3-я - жидкостным, обеспечивающим нужную скорость и сверхманевренность на заключительном шаге полёта.
Стратегическая ракета морского базирования «Булава» способна нести 6 гиперзвуковых ядерных блоков личного наведения. Общий забрасываемый вес 1150 кг.
Радиус деяния - более 8 тыс. км.
В рамках межгосударственных соглашений Наша родина представила информацию о технических свойствах собственной новой ракеты «Булава».
Носители
Ракета создается как корабельный ракетный комплекс, унифицированный для 2-ух типов ракетных подводных крейсеров стратегического предназначения:
- модернизированного проекта 941 «Акула»: «Дмитрий Донской», «Архангельск» и «Северсталь»;
- проекта 955 «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» (заложен в 2004 году) и «Владимир Мономах» (заложен в 2006 году). Всего до 2015 года подразумевается выстроить 5 субмарин проекта 955. Любая АПЛ будет нести 16 твердотопливных ракет типа «Булава» с разделяющейся головной частью.
Критика
Бросковый полигонный пуск ракеты 3М30 «Булава» с натурного стенда СМ-Э336. Первый кадр — работает стартовый РДТТ/ПАД, второй кадр — свободный полет, третий кадр — запуск двигателя РДТТ 1-й ступени, четвертый кадр — работает 1-я ступень ракеты.
Америкосы считают, что по всем своим чертам «Булава» фактически стопроцентно совпадает с их ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая. Но это совсем не соответствует реальности, потому что ракета Poseidon-C3 имеет две ступени и наивысшую дальность стрельбы 5600 км (6 РГЧ).
По оценкам неких профессионалов подмена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» неоднократно понизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного понижения забрасываемого веса у ПЛ проекта 955 с «Булавой».
Но, как утверждает генконструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов, достаточно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высочайшей её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой длительностью. По его заявлению «у „Тополя-М“, и у „Булавы“ активный участок по сопоставлению с русскими ракетами меньше в 3-4 раза, а по сопоставлению с южноамериканскими, французскими, китайскими - в 1,5-2 раза».
Сравнительные свойства
- Тактико-технические свойства Р-29РМ, Р-39, Булава, Трайдент I, Трайдент II
- Год принятия на вооружение 1986, 1984, 2012(план), 1979, 1990
- Наибольшая дальность стрельбы, км 8300, 8250, 8000, 7400, 11300
- Забрасываемый вес, кг 2800, 2250, 1150, 1360, 2800
- Количество боевых блоков 4..10 (100 кт), 10 (200 кт), 6 8 W76 (100 кт), 8 W88 (475 кт) либо 14 W76 (100 кт)
- КВО, м 250 500 ? 380 90-120
- Противодействие ПРО РГЧ, ? РГЧ, ? сокращённый активный участок,
- настильная линия движения,
- маневрирующие РГЧ, ? РГЧ, ? РГЧ, ?
- Стартовая масса, т 40,3 90,0 36,8 32,3 58,5
- Длина, м 14,8; 16,0; 11,5; 10,3; 13,4;
- Тип старта наполнение водой; сухой; сухой; сухой; сухой;
Необходимо подчеркнуть, что сопоставление не учитывает такие принципиальные характеристики, как живучесть ракеты (стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию), её линию движения, длительность активного участка (что может очень сказываться на забрасываемом весе).
Оценка испытаний
Российские создатели нередко критикуют разрабатываемый ракетный комплекс «Булава» за довольно большой процент неудачных испытаний. Но по воззрению генерального конструктора МИТ Юрия Соломонова:
При проведении летных испытаний комплекса Булава (так как это закрытая тема, о конструктивных особенностях я гласить не могу) то, с чем мы столкнулись, спрогнозировать было нереально - кто бы что ни гласил о способности такового прогнозирования. Для того чтоб осознать, о каких величинах исходя из убеждений количественных оценок речь идет, могу сказать, что действия, в течение которых происходили нештатные ситуации с техникой, оцениваются тысячными толиками секунды, при всем этом действия имеют полностью случайный нрав.
И, когда мы по той инфы, которую нам удалось выловить при анализе телеметрических данных при запуске Булавы, в наземных критериях воспроизводили происшедшее в полете, чтоб осознать природу этих явлений, нам потребовалось провести не один десяток испытаний. Это еще раз свидетельствует, как, с одной стороны, сложна картина протекания отдельных процессов, а с другой - как она тяжело предсказуема исходя из убеждений способности проигрывания в наземных критериях.