Путешествие на луну краткое содержание. С Земли на Луну (роман)
Критика
Книга написана в обычной для французской классической повествовательной традиции манере с обстоятельным описанием множества мелких деталей. Эти особенности делают роман схожим с современной научно-популярной литературой. Несмотря на то, что расчеты для книги Верна подготовил известный французский математик Анри Гарсэ в XX и XXI веке техническая сторона романа вызывает улыбку.
- Далее автор не учёл сопротивление воздуха при преодолении земной атмосферы. Снаряд сильно бы перегрелся и, не преодолев атмосферу, упал бы неподалёку от старта.
Обстоятельную научную критику романа можно обнаружить например в книге Якова Перельмана «Занимательная физика » .
Подготовка «Вагон-снаряда». Иллюстрация издания 1872 года
Предсказания
- Верн предусмотрел для своих героев аппарат на основе хлорноватокислого калия и едкого натра , для регенерации воздуха, которым должны были дышать путешественники. Описание прибора весьма наивно, но сама идея правильна.
- Использование алюминия в качестве основного металла для постройки вагона-снаряда. Несмотря на высокую стоимость алюминия в XIX веке , тем самым предугадано его будущее широкое применение для нужд аэрокосмической индустрии.
Влияние
В отличие от предшественников: Сирано де Бержерака и Эдгара По герои которых попадали на Луну сказочным образом, Жюль Верн впервые глубоко и серьёзно использовал современные для него научные знания для создания сюжета книги. Книга Верна уже при его жизни пользовалась огромной популярностью и в особенности у детей. Уже в 1870 году роман был переведен на английский язык. По признанию многих критиков она стала правозвестницей нового жанра в мировой литературе - научной фантастики . Значительное количество предсказаний автора обеспечили ей долгую историю, несмотря на наивность стиля и огрехи в технических деталях. Ближайшим последователем Верна, развившим тему путешествия на Луну, стал Герберт Джордж Уэллс в романе «Первые люди на Луне ».
Экранизации
Сноски
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "С Земли на Луну (роман)" в других словарях:
С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут De la Terre à la Lune, Trajet direct en 97 heures 20 minutes … Википедия
Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Путешествие на Луну. С Земли на Луну From the Earth to the Moon … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Первые люди на Луне. Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с … Википедия
Вокруг Луны (фр. Autour de la Lune) научно фантастический роман французского писателя Жюля Верна. Впервые опубликован в 1869 году. Продолжает рассказ о полёте на Луну начатый в романе «С Земли на Луну» (1865). Описаны приключения трёх… … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Путешествие к центру земли. Путешествие к центру Земли Voyage au centre de la Terre … Википедия
Война миров The War of the Worlds Жанр: научная фантастика
Путешествие к центру Земли Voyage au centre de la Terre Жанр: научная фантастика
У этого термина существуют и другие значения, см. Таинственный остров. Таинственный остров L Île mystérieuse … Википедия
Дети капитана Гранта Les Enfants du capitaine Grant Жанр: роман … Википедия
Книги
- С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут. Вокруг Луны , Жуль Верн , Вниманию читателей предлагаются два романа из трилогии Жюля Верна ИЗ ПУШКИ НА ЛУНУ. Действие первого романа - С ЗЕМЛИ НА ЛУНУ - переносит нас в XIX век. После окончанияГражданской войны в США… Категория: Фантастика Издатель: СВР-Медиапроекты , Производитель:
Большой успех романа «С земли на луну прямым путем за 97 часов 20 минут» (1865) отнюдь не случа-ен — это одно из самых лучших произведений писателя, класси-ческий образец созданного им жанра «романа науки», в кото-ром математические выкладки, обосновавшие возможность меж-планетного полета, были сделаны математиком А. Гарсе. От-талкиваясь от традиции морского романа-путешествия, автор ищет пути в межпланетное пространство. Но если его пред-шественники (Годуин, Сирано, Э. По и др.) мало заботились о правдоподобии летательных приспособлений, так как основной задачей был показ внеземного общества, то Жюль Верн все внимание сосредоточил именно на научных обоснованиях меж-планетного перелета.
Жюль Верн был не только замечательным мастером научно-фантастического сюжета, но и реалистической характеристики персонажей и в полном блеске показал присущий ему глубоко человечный юмор, приобретающий иной раз горькую окраску. Все это объясняет неослабевающий успех романа у современно-го читателя.
Экспозиция к роману, рисующая не только возникновение «Пушечного клуба», но и самый клуб с его членами-инвалидами, демонстрирующими гротескную «коллекцию костылей, де-ревянных, ног, искусственных рук, ручных протезов с крючком, каучуковых челюстей, серебряных черепов и платиновых носов», свидетельствует о выдающемся мастерстве писателя-антимилитариста. С горьким юмором отмечает он, что согласно вычислениям статистиков в клубе приходилось «меньше чем по одной руке на четырех человек и лишь по две ноги на шесте-рых». Горьким же юмором окрашено и красноречивое сообщение о любимом детище непременного секретаря клуба Дж. Т. Мастона — огромной мортире и ее губительном действии (при взрыве погибло 337 человек). Та же горечь ощущается в вычислениях некоего статистика, который установил, поделивши число жертв артогня на число членов клуба, что на каждого из них «в среднем приходилось по две тысячи триста семьдесят пять с дробью убитых»). Единственной заботой этого ученого сообщества, отмечает писатель, было «истребление рода человеческого». Парадоксальное сочетание врожденного доб-родушия и смертоубийственной профессии не случайно для пи-сателя-гуманиста, верящего в оздоравливающую силу науки и потому предлагающего устами Барбикена перековать меч на орало, то есть направить творческую энергию членов клуба не на человекоубийственные цели, а на углубление познания тайн вселенной. Он с осуждением отмечает «дерзкую изобретатель-ность» янки, направленную на создание гигантских пушек, иро-нически подчеркивая, что смелый опыт «по проверке убойной силы пушки Родмена, могущей скосить 150 лошадей и 300 че-ловек», так и не был поставлен ввиду того, что «если лошади и согласились бы подвергнуться подобному испытанию, то среди людей, к сожалению, охотников не нашлось». Хотя в то время у Ж. Верна еще не было исторического опыта Седан-ского поражения, но милитаристские тенденции были и тогда чужды ему, и, не случайно, говоря о желании «пустить ядро в луну», писатель метил в «метод канонерок», отмечая, что этот «довольно-таки грубый способ установить сношения» весьма распространен в «цивилизованных» странах. Рассказы-вая о соперничестве Барбикена, прославившегося отливкой сна-рядов во время гражданской войны, и Николя— создателя са-мой прочной брони, он осуждающе подчеркивает, что суда, оде-ваясь в непроницаемую броню, мечут огромные ядра в неприя-теля, то есть делают другим то, «чего не желают себе,—основное, — глубоко безнравственное правило, к которому сводится все искусство войны». Тем самым писатель осуждает все и всяческие войны. Сам интерьер «Пушечного клуба» ста-новится средством осмеяния человеконенавистнических интере-сов его членов: легкие своды обширного холла поддерживают колонны из пушечных стволов, поставленных на толстые морти-ры, а стены — живописно украшены «затейливыми узорами» из различных видов огнестрельного оружия старинного и новейшего. «Тысячи револьверов, соединенных наподобие люстр» освещают холл, где скамьи располо-жены «в виде крепостных валов и окопов», кресло пред-седателя имеет вид мортиры, его стол водружен на морские пушки, чернильницей служит граната, а колокольчик издает выст-релы «вроде револьверных». Тонкая, но чрезвычайно язвительная насмешка в духе Вольтера звучит в описании это-го капища смертоубийства.
Характер юмора решительно изменяется там, где повест-вуется о реализации лунного проекта Барбикена. Со смехом сообщается о находчивости антрепренера английской труппы, заменившего комедией «Как вам угодно» «незадачливую» ко-медию «Много шума из ничего», в которой поклонники Барби-кена усмотрели злостный намек. Юмор Жюля Верна особенно проявляется в описании селеномании, охватившей соотечествен-ников Барбикена. Луна становится поистине «львицей сезона», и под каскадом научных сообщений даже самым отсталым при-ходится отказаться от суеверных представлений о спутнике Земли. Использованный автором научный материал (измерение параллакса луны, понятие о ее вращении и т. п.) скрашивается юмором по адресу тех, кто не мог понять, что луна, обращенная одной стороной к Земле, совершая оборот вокруг нее, в то же время вращается вокруг своей оси, — им давали «практический совет» обойти круглый стол, все время глядя на его центр. Юмористически окрашена и сцена обсуждения вопроса о ядре и скорости, начинающаяся напыщенно-экстатической речью Ма-стона, которой внимают члены комитета, поглощая бутерброд за бутербродом (прозаическая деталь сразу же как бы «при-земляет» проблему). Следующее заседание опять-таки сопро-вождается «горой бутербродов» и «целыми морями чая» — этот комический троп вносит необходимое оживление, придавая жиз-ненность изображаемым событиям.
Но в описании соперничества техасских и флоридских депу-татов, едва не завершившегося уличной резней, юмор прибли-жается к сатире. Американские нравы подобного рода отнюдь не вызывают сочувствия писателя, чем и обусловлен сатириче-ский оттенок.
Следует отметить, что описание Соединенных Штатов носит в этом романе несколько утопическую окраску — это Америка мечты, а не реальная Америка, где господствует бизнес, что ярко показано уже в «Плавающем городе», а еще убедительнее в «Плавучем острове». А в лунной дилогии автор отмечает, что бескорыстное лихорадочное возбуждение, охватившее все насе-ление США, не поддается описанию и что было бы чистейшим безумием попытаться изобразить этот ажиотаж, поскольку по-добного рода задача превосходит «все силы человеческие».
Немало места отведено в романе математическим и техниче-ским расчетам, описанию подготовки шахты для отливки ко-лумбиады, а также самого процесса отливки. Фантастичность описания возрастает, если вспомнить, что землеройных машин не было и в помине и основным орудием для прокладки шахты была кирка. Не менее фантастична и идея ослабления силы удара при помощи воды.
Но вместе с развитием фантастического сюжета системати-чески популяризуется наука, причем автор не забывает (устами Барбикена) упомянуть о летавших на луну литературных пред-шественниках своих героев. Не ограничиваясь литературными параллелями, он щедрой рукой вводит научные материалы из области селенографии и даже селенологии, не назойливо вкрап-ливая их в ткань романа. То он приводит письмо директора обсерватории в Массачусетсе, научно обосновывающее возмож-ность реализации проекта, то делает сообщение о происхожде-нии солнечной системы, то сжато излагает современные ему данные из области селенографии, то, рисуя дискуссии, вызван-ные дерзновенным замыслом Барбикена, сообщает множество сведений о луне и о научно-технических вопросах, связанных с реализацией проекта, то подробно описывает процесс отливки колумбиады или «опыт» Мастона, просидевшего в снаряде це-лую неделю, и т. д.
В общей сложности за сорок лет творческой работы Жюль Верн опубликовал около семидесяти научно-фантастических произведений, которые в той или иной степени предваряли будущие изобретения, появление новых машин. Естественно, фантаст не мог обойти стороной такую интересную тему, как полеты человека на Луну. В 1865 году он выпустил научно-фантастический роман С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут - о первом путешествии людей на ближайшую к нам планету.
Полеты на Луну
События романа происходят сразу после Гражданской войны в США. В Балтиморе организовывается Пушечный клуб. Его основатель Импи Барбикен загорелся идеей создать пушку, которую назвали Колумбиада, снаряд которой мог бы после выстрела достигнуть Луны. Полетели два американца и один француз. И хотя автор дал подробное описание необычного технического сооружения - полого снаряда, в котором помещались люди, животные, все необходимое оборудование, включая питание, приборы для регенерации воздуха, но забыл при этом об утилизации отходов человеческой жизнедеятельности. Он почему-то думал, что на Луне земляне найдут возможность и способ вернуться обратно на Землю. Но как?
Далее, выразив заветную мечту человечества - вырваться за пределы земного тяготения, автор не учел законы баллистики. Он не мог знать, что разгон аппарата-снаряда окажется смертельным для его обитателей. В первые же секунды после произведения выстрела все находившиеся в снаряде были бы уничтожены. Автор не учел также степень сильнейшего нагрева стенок снаряда об атмосферу.
Важна была идея
Автор хотел показать страстное желание первых отважных путешественников, рисковавших своей жизнью ради исследования неизведанной планеты. Они представляли себе Луну населенной лунными жителями, особыми существами.
Подготовка вагон-снаряда. Иллюстрация к изданию. 1872 г.
В одном из своих последних научно-фантастических произведений Властелин мира, вышедшем в свет в 1904 г., Жюль Верн изобразил своего героя Робура-Завоевателя, который ранее фигурировал в романе с заголовком по его имени, жаждавшего подчинить себе всё и вся.
В Скалистых горах Робур ведет странные эксперименты - взрывает землю, отчего все в округе трясется. Втайне от всех он создает аппарат огромной мощности, способный летать. Напуганные крестьяне просят вмешаться полицию. А Робур, создавший сверхмощный летательный аппарат, поднялся в воздух, он недосягаем и рассылает письма с угрозами, которые подписывает Властелин мира.
Этим произведением, в котором фигурирует необыкновенный сверхмощный летательный аппарат, предтеча реактивных лайнеров, Жюль Верн предупреждал общество о возможной опасности, если изобретения будут поставлены не на службу всего человечества, а будут выполнять волю одного человека, пожелавшего стать властелином мира...
Иллюстрация к роману Властелин мира
Ряд удивительных пророчеств Жюля Верна стали достоянием общества в его неопубликованном сочинении «Париж в XX веке», о существовании которого стало известно несколько лет назад. Рукопись романа была найдена случайно правнуком писателя, и это событие стало сенсацией.
Читателей романа, сочинённого в 1863 году, Ж. Верн силой воображения переносит в Париж 1960 года и подробно описывает такие вещи, об изобретении которых в первой половине XIX века никто и не догадывался: по улицам города движутся автомобили (правда, у Ж. Верна они работают не на бензине, а на водороде - для сохранения чистоты окружающей среды), преступников казнят при помощи электрического стула, а кипы документов передаются посредством прибора, очень напоминающего современный факс. Вероятно, эти предсказания показались издателю Этцелю чересчур фантастическими, а может, он счёл роман слишком мрачным - так или иначе, но рукопись была возвращена автору и в итоге затерялась среди его бумаг на полтора столетия.
В 1863 году знаменитый французский писатель Жюль Верн опубликовал в «Журнале для образования и отдыха» первый роман из цикла «Необыкновенные путешествия» - «Пять недель на воздушном шаре». Успех романа вдохновил писателя; он решил и впредь работать в этом «ключе», сопровождая романтические приключения своих героев всё более искусными описаниями невероятных, но тем не менее тщательно продуманных научных чудес, рождённых его воображением. Цикл продолжили романы «Путешествие к центру Земли» (1864), «С Земли на Луну» (1865), «20 000 лье под водой» (1869), «Таинственный остров» (1874) и т.д.
Всего Жюль Верн написал около 70 романов. В них он предсказал многие научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе подводные лодки, акваланги, телевидение и космические полёты. Жюль Верн предвидел практическое применение электродвигателей, электронагревательных приборов, электрических ламп, громкоговорителей, передачи изображений на расстояние, электрической защиты зданий.
Замечательные сочинения французского писателя имели для многих поколений людей важный познавательный и воспитательный эффект. Так, в одной из фраз, высказанной фантастом в романе «Вокруг Луны» относительно падения снаряда на лунную поверхность, была заключена идея реактивного движения в пустоте, идея, впоследствии развитая в теориях К.Э. Циолковского. Неудивительно, что основоположник космонавтики не раз повторял: «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне Жюль Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении».
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛУНУ
Космический полёт в подробностях, весьма близких к реальным, впервые был описан Ж. Верном в сочинениях «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870). Эта знаменитая дилогия - выдающийся пример «видения сквозь время». Она была создана за 100 лет до того, как пилотируемый полёт вокруг Луны был реализован на практике. Но что поражает более всего, так это удивительное сходство между полётом вымышленным (у Ж. Верна - рейс снаряда «Колумбиады») и реальным (имеется в виду лунная одиссея корабля «Аполлон-8», который в 1968 году совершил первый пилотируемый полёт вокруг Луны).
Оба космических аппарата - и литературный, и реальный - имели экипаж, состоявший из трёх человек. Оба стартовали в декабре с полуострова Флорида, оба вышли на окололунную орбиту («Аполлон», правда, совершил вокруг Луны восемь полных витков, в то время как его фантастический «предшественник» - всего один).
«Аполлон», облетев Луну, при помощи ракетных двигателей вернулся на обратный курс. Экипаж «Колумбиады» решил эту проблему похожим способом, использовав реактивную силу… сигнальных ракет. Таким образом, оба корабля с помощью ракетных двигателей перешли на траекторию возвращения, чтобы опять-таки в декабре приводниться в одном и том же районе Тихого океана, причём расстояние между точками приводнения составляет всего 4 км! Размеры и масса двух космических аппаратов также практически одинаковы: высота снаряда «Колумбиады» - 3,65 м, вес - 5 547 кг; высота капсулы «Аполлона» - 3,60 м, вес - 5 621 кг.
Великий фантаст предугадал всё! Даже имена героев французского писателя - Барбикен, Николь и Ардан - созвучны именам американских астронавтов - Борман, Ловелл и Андерс…
Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] Кондрашов Анатолий Павлович
Насколько верно Жюль Верн предсказал обстоятельства первого полета на Луну?
В 1865 году французский писатель Жюль Верн издал роман «С Земли на Луну» – за 103 года до первого реального полета человека на Луну. Предсказания, сделанные в этой книге, не могут не поражать. Так, экипаж вымышленного снаряда (как и экипажи американского корабля «Аполлон») состоял из трех человек. Местом старта Ж. Верн выбрал Флориду и разместил «космодром» недалеко от мыса Канаверал. Он правильно указал начальную скорость снаряда, необходимую для отрыва от земной гравитации. В следующем томе под названием «Вокруг Луны» Ж. Верн описал эффект невесомости и даже изобразил спуск охваченного пламенем космического корабля в атмосфере Земли и его приводнение в Тихом океане – при этом всего в 5 километрах от того места, где приводнился в 1969 году «Аполлон-11», вернувшийся с Луны.
Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А. Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭВерн Жюль Верн (Verne) Жюль (8.2.1828, Нант, - 24.3.1905, Амьен), французский писатель. Один из создателей жанра научно-фантастического романа. Сын адвоката. По образованию юрист. Литературную деятельность начал в 1849 как автор незначительных пьес. В конце 1862 (датирован 1863) вышел первый
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖЮ) автора БСЭЖюль Верн Жюль Bерн(Jules Verne) (1828-1905), французский писатель; см. Верн Ж.
Из книги 100 великих загадок истории автораАМЕРИКАНЦЕВ НЕ ПУСТИЛИ НА ЛУНУ? (По материалам А. Волкова)Самой большой мистификацией XX в. некоторые исследователи называют полёты американцев на Луну. По их мнению, существует ряд неопровержимых доказательств того, что американские астронавты вообще не высаживались на
Из книги Афоризмы автора Ермишин ОлегЖюль Верн (1828-1905 гг.) писатель, один из создателей жанра научной фантастики Не может быть таких обстоятельств, при которых человек имел бы право посягать на свободу себе подобных.Всякий человек, превосходящий других по интеллекту и нравственным качествам, помимо своей
Из книги 100 великих писателей автора Иванов Геннадий ВикторовичЖюль Верн (1828–1905) Когда имя писателя окружается легендами, слухами и домыслами - это слава. Жюлю Верну ее было не занимать. Одни считали его профессиональным путешественником - капитаном Верном, другие утверждали, что он никогда не покидал свой рабочий кабинет и все
Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий ПавловичЧто удерживает Луну на околоземной орбите? Упасть за Землю нашему естественному спутнику не позволяет его орбитальная скорость, превышающая первую космическую. А вырваться из гравитационных объятий Земли и навсегда покинуть ее окрестности мешает земное притяжение, для
Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века автора Новиков В И Из книги 100 великих загадок русской истории автора Непомнящий Николай Николаевич Из книги Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание автора Зигуненко Станислав НиколаевичИз катапульты - хоть на луну Как ускорить взлет самолета, сэкономить десятки, а то и сотни метров разбега по полосе? Над этим вопросом конструкторы стали задумываться еще в начале века, когда попытались устроить аэродром на палубе корабля. Да и на суше ускорители взлета
Из книги 100 великих событий ХХ века автора Непомнящий Николай Николаевич1969 Высадка человека на Луну Нейл Армстронг, шагнув со ступеньки лунного модуля на поверхность Луны, произнес эффектную фразу: «Это небольшой шаг для человека, но огромный скачок для человечества». Эпохальное событие произошло 20 июля 1969 года – каких-то сто лет спустя
Из книги 100 великих тайн космонавтики автора Славин Станислав НиколаевичИз пушки на Луну? «…Раздался ужасный, неслыханный, невероятный взрыв! Невозможно передать его силу - он покрыл бы самый оглушительный гром и даже грохот извержения вулкана. Из недр земли взвился гигантский сноп огня, точно из кратера вулкана. Земля содрогнулась, и вряд ли
Из книги Пчеловодство для начинающих автора Тихомиров Вадим ВитальевичСнова на Луну? Таковы дела с «лунной программой» на сегодня. А что будет завтра? На прошедших в апреле 2011 года в Москве XXXV Академических чтениях по космонавтике (Королевские чтения) специалисты Государственного космического научно-производственного центра ГКНПЦ имени
Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XIX века автора Новиков В. И. Из книги автораЖюль Верн (Jules Verne)