Психология: между практической пользой и духовным вредом. О состоянии и методологии православной психологии Психология с точки зрения православия
Психология становится популярнее с каждым днем. Теперь это не просто одна из наук, это одна из самых актуальных практических-прикладных дисциплин, входящих в нашу жизнь: издаются журналы по психологии, книги на околопсихологические темы распродаются все большими тиражами, многие привыкают регулярно наведываться к психологу. Все чаще задают вопросы о психологии и нам на сайт. Мы хотим познакомить читателей с ответами на некоторые из них.
В последнее время я увлекся книгами по психологии, хотелось бы знать отношение Православной Церкви к этой науке.
Здравствуйте, Игорь!
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, читаем: « ХI.5. Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей.
В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника».
То есть Церковь за плодотворное сотрудничество с психологией и психотерапией при условии адекватного разграничения методов воздействия и сфер компетенции в соответствии с ситуацией каждого человека.
Здравствуйте, батюшка! В практической психологии есть метод направленной визуализации. Когда клиент представляет различные образы, которые предлагает психолог. Это должно способствовать улучшению самочувствия клиента. Чаще всего это природные образы: почувствовать прохладную воду ручейка, запах цветов, представить себя летящей бабочкой и т.д. Но бывает и такое, что предлагается представить, например, водопад света, как он согревает, успокаивает, а затем нужно поблагодарить этот водопад за помощь. На мой взгляд, это входит в противоречие с православным учением. Не могли бы вы пояснить, в какой мере оправдано применение этого метода. Заранее вам благодарна.
Екатерина, детский психолог.
Христос Воскресе!
Ваши сомнения в правомерности применения направленной визуализации в варианте диалога вполне оправданны. Слишком велика опасность, что духовный ответ на поиск в таком состоянии будет дан извне. И именно со стороны инфернальных сил зла. Хотя сам по себе метод очень мощный и позволяет иметь дело напрямую с подсознанием, применять его, особенно у детей, лучше без диалога.
С уважением, священник Михаил Самохин.
Многие мои знакомые увлечены психологической теорией под названием «Трансерфинг реальности» это мощная техника, дающая власть творить невозможные, с обыденной точки зрения, вещи, а именно управлять судьбой по своему усмотрению. (Цитата из книги) Но помимо этого еще и считают эту теорию близкой Православной вере. Споры у нас жаркие. Хотелось бы узнать Ваше мнение о подобных учениях, утверждающих, что человек может все. А также посоветуйте мне, пожалуйста, литературу по данному вопросу. Заранее благодарна. Мария
Здравствуйте, Мария! Магические методы и представления книг Вадима Зеланда, на мой взгляд, ничего общего с Православием не имеют. Скорее учение об энергиях, маятниках и тому подобном ближе к оккультной мистике. Описываемые видения также не имеют отношения к Православию. Что касается проповеди человеческого всемогущества, то у апостола Павла читаем: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ». (Флп.4,13)В теории же трансерфинга места Христу нет. А идеи человеческого всемогущества без Христа не просто находятся вне Православия, но носят явный антихристианский характер. С уважением, священник Михаил Самохин.
Скажите, пожалуйста, не вредна ли книга Лууле Виилма «Прощаю себе»? Если да, то скажите почему! Спасибо большое! Храни Вас Господи! Юлия
Здравствуйте, Юлия! Метод Лууле Виилма только на первый взгляд напоминает православное покаяние. Сама она считает себя парапсихологом и ясновидящей. Утверждается некая энергетическая природа болезней. В ее концепции прощения нет места Богу. Человек прощает все себе сам. Это скрытое воспитание гордости и превозношения над окружающими. Опасность данной книги в том, что она говорит не ложь, но полуправду. Безусловная необходимость примирения с ближними возведена в ранг вершины духовности, тогда как православие говорит о необходимости покаяния перед Богом. Конечно, и данная книга может стать первой ступенью на пути к истинному покаянию. Но, весьма вероятно, может завести в тупик энергетически-парапсихологических оккультных изысканий.
С уважением, священник Михаил Самохин.
Здравствуйте! Я работаю преподавателем в ВУЗе, интересуюсь психологией межличностных отношений. Для личностного роста посещаю иногда . У меня к Вам такой вопрос. Мне предложили пройти тренинг «Танец жизни», т.е. по названию понятно, что там будет применена методика с помощью танца раскрыть внутренний потенциал и вывести на сознательный уровень то, что в душе. Я хочу спросить: как православие относится к такого рода действиям? Можно ли идти на такой тренинг или это не от Бога? Очень жду ответа, заранее благодарю. Татьяна
Здравствуйте, Татьяна! Названный Вами тренинг часть направления телесно-ориентированной психотерапии. Это весьма интересный психологический метод, но он никак не связан с Православием. Святоотеческое душепопечение предполагает путь покаяния и молитвы. Мне он кажется гораздо прямее и эффективнее способов современной психологии. В то же время участие в таком тренинге не является грехом и может принести некоторую пользу, если в ходе тренинга не будут допускаться ситуации, провоцирующие нецеломудренные помыслы.
С уважением, священник Михаил Самохин.
Здравствуйте батюшка, у меня к Вам вопрос: Знаете ли вы такую книгу»Учимся говорить публично»написал Владимир Шахиджанян? Мой брат полностью ушел с головой в это, так называемое, произведение. Я как сестра переживаю за него, тем более, что у него скоро родится ребенок.
Лично мне показалась эта книга сильно подозрительной. Так как в ней преподаватель учит молодежь, которая читает его книги, бредовому мышлению, и составлению несуразных предложений, задаванию вопросов людям, которые не знают ответа на эти вопросы, например: где купить крокодила или как пройти до театра, хотя сам знает как пройти до него. Светлана
С уважением, священник Михаил Самохин.
Как относится Русская Православная Церковь к работам основателя современной гуманистической психологии Абрахама Маслоу? Антоний
Здравствуйте, Антоний!
Отношение к тому или иному феномену Русской Православной Церкви может быть выражено только в постановлениях Поместного, Архиерейского Соборов или указах Священного Синода, Святейшего Патриарха. Учение А. Маслоу не относится к таким проблемам православного душепопечения, по которым имеются подобные общецерковные определения. А потому мнения различных представителей Церкви могут не вполне совпадать.
Сам факт того, что в своей целостно-динамической концепции личности А. Маслоу ушел от фрейдизма и выдвинул идею о самоактуализации, как побудительном мотиве развития человека заслуживает уважения. Тезис о том, что превращение личности в полноценную, есть развитие высших форм мотивации, заложенных в человека, вполне согласуется с православной антропологией. Но уже В. Франкл отмечал, что Маслоу не предполагает для человека выхода за пределы самого себя в поисках смысла жизни. Тогда как в Православии без такого выхода духовное развитие в принципе невозможно.
Ограниченность теории Маслоу в том, что самовыражение личностью ее аутентичных мотиваций не может быть истинным смыслом жизни. Мало выразить мотивацию. Ее надо прожить, то есть реализовать. Без ущерба для своего духовного состояния и для окружающих человек может реализовывать высшие мотивации только в заповеданном ему Богообщении. И только религия, и Православие в частности, может помочь человеку в этом и уберечь от многочисленных ловушек, подстерегающих на пути.
С уважением, священник Михаил Самохин.
Добрый день, батюшка. Ответьте, пожалуйста, как относиться к настроям Сытина? Пишут, что даже космонавты ими пользовались, был результат. Некоторые мои знакомые (правда, люди нецерковные), тоже ощущали облегчение состояния. А я что-то опасаюсь. С уважением, Лия.
Здравствуйте, Лия!
Настрои, как метод позитивной психологии применяет не только Г.Н.Сытин, но и Н. Правдина, Луиза Хей и многие другие. Настрои – суррогат молитвы, своеобразное уговаривание самого себя. Оно действует как психологическое обезболивающее. Опасность подобной терапии в том, что реальная проблема, часто восходящая к греху, не решается, а загоняется вовнутрь.
Но беда в том, что она все равно проявится через другой грех, соматическое заболевание или иным образом. Еще один вред от подобного суррогата для православного человека в том, что он пытается заменить собой молитву, то есть отвращает от истинного Врача душ и телес наших Господа Иисуса Христа. С уважением, священник Михаил Самохин.
Здравствуйте! Батюшка, недавно в мои руки попали книги Валерия Синельникова. Я воцерковленный уже более года назад человек и ко всей нецерковной литературе отношусь настороженно. В действительности это достаточно сложно, потому что еще нет того духовного опыта, который бы позволял относиться к этому более спокойно, поэтому прошу Вашей помощи. Дело в том, что кое-что, там действительно представляет интерес и может быть взято на вооружение. Но некоторые вещи вызывают у меня сомнения, так как не согласуются с тем, что я читала в церковной литературе. Скажите, насколько внимательно нужно относиться к книгам именно этого автора? Могут ли они быть полезными?Александра
Здравствуйте, Александра!
Опасность писаний Валерия Синельникова и других представителей школы «позитивной психологии» (Л.Хей, Н. Правдиной и др.) в том, что они как обезболивающие лекарства заглушают с помощью внушения духовные проблемы, не исцеляя их причин, кроющихся в грехах. Вместо спасения души человек возвеличивает свою гордость. Проблемы не решаются, а загоняются в глубь души, что затем оборачивается новыми совершенно неожиданными проблемами. Так что вряд ли они могут быть духовно полезными православному христианину.
С уважением, священник Михаил Самохин.
Батюшка, здравствуйте! Сегодня издается очень много литературы по психологии (например, книги Андрея Курпатова и многие другие)об отношениях мужчины и женщины. Скажите, пожалуйста, может ли она быть полезной как для женатого человека, так и для человека еще не вступившего в брак? Заранее благодарю! Александра
Здравствуйте, Александра! К сожалению, в большинстве подобных книг, в том числе и д-ра Курпатова основой взаимоотношений мужчины и женщины в браке представляется физиология интимных отношений. С православной точки зрения семья создается для взаимной помощи в деле спасения души, в житейских трудностях. О том, что семья это, прежде всего союз любви, дружбы и взаимного уважения, и только потом союз интимный современная психология совершенно забывает.
При всей важности данной сферы семейной жизни излишнее фокусирование внимания только на ней может ввести в заблуждение человека при размышлении о побудительных мотивах действий супруга или супруги. Их далеко не всегда следует искать в постели.
С уважением, священник Михаил Самохин.
Здравствуйте! Пишет Вам Марина, очень благодарна за Ваш ответ и снова обращаюсь с вопросом. Я педагог-психолог, работаю с детьми из неблагополучных семей и детьми сиротами. По моим наблюдениям практически у всех детей (и этому, конечно, есть свои причины) очень пессимистический взгляд на жизнь, они не видят ни в настоящем хорошего ни перспективы в будущем. Мне бы хотелось помочь им научиться радоваться жизни и строить положительные модели будущего. Скажите пожалуйства, как Православие относится к техникам позитивного мышления, тем, конечно, которые не имеют в себе мистического подтекста. Заранее Вам благодарна!
Здравствуйте, Марина! Общецерковного суждения, выраженного в документах священноначалия, по т.н. «позитивной психологии» нет, в силу того, что она подпадает под понятие современного оккультизма.
Как специалист Вы наверняка видите, что школа позитивной психологии, создавая свои аффирмации, пародирует молитвы, перенося их из сферы личного общения человека с Богом, на некие мистически и оккультно понимаемые силы природы. Кроме того, вместо решения внутренних проблем, имеющих корни в грехе человека или его родителей, она предлагает простое утешение, некое духовное обезболивание. Но духовные противоречия в такой личности, противопоставление себя Богу и миру данной техникой только «загоняются» вовнутрь.
Гораздо плодотворнее для детей осознание присутствия Бога и его промысла в мире, обретение глубокой любви к Нему и смирения перед Его пусть непонятной нам, но всегда благой волей. Это сложнее психологических техник, но адаптирует человека к миру, не надевая на него розовые очки. К сожалению, вере нельзя научить, ее можно только показать. Дай Бог, чтобы Ваша искренняя личная вера помогла поверить детям-сиротам. Молитесь об этом, и Господь поможет Вам. С уважением, священник Михаил Самохин.
Нужен ли психолог верующему?
Зачастую постоянные прихожане храмов считают, что воцерковленный человек не нуждается в психологической помощи, тем более, если у него есть духовник или священник, у которого он постоянно исповедуется и с которым советуется по различным вопросам. Некоторые люди считают, что существует опасность подмены психологом духовника. Так ли это? Давайте попробуем разобраться в этом.
Нам известно, что с точки зрения христианской антропологии человек состоит из духа, души и тела. Проведем упрощенную аналогию: на уровне тела работает врач, на уровне души – психолог, на уровне духа - священник.
Что же такое психика, с чем, собственно говоря, работает психолог? Психика включает в себя психические процессы - ощущение, восприятие, память, мышление; психические состояния - эмоции, чувства; психические свойства - характер, темперамент, способности, задатки. Таким образом, психолог имеет дело с проявлениями у человека каких - либо сложностей в личностной и познавательной сфере. К примеру, если у человека болит желудок, то он обратится за лечением к врачу; если он не может понять, почему его поведение не соответствует декларируемым им же самим ценностям или желаемому результату - он обратится к психологу, чтобы разобраться в причинах своего поведения; если же он ищет смысл жизни, подлинную духовность и готов к покаянию – он придет в храм и обратится к священнику. Например, непосредственной задачей психолога не является указание человеку на его грехи и призыв к покаянию. Это то же самое, как если бы врач вместо медикаментозного лечения предлагал просто читать акафист.
У каждого – свое поприще, главное, не нарушать границы своей профессиональной компетентности и не вторгаться не в свою область. Вряд ли можно усмотреть в этих служениях какую-либо конкуренцию между врачом, психологом и священником.
Человек как существо трехсоставное, состоящее из духа, души и тела, нуждается в заботе о каждой его составляющей, которые взаимовлияют друг на друга. Несомненно, сферы деятельности врача, психолога и священника во многом перекликаются: врач своим добрым словом может настроить на лечение, ободрить; священник может прозреть духовным взором причины психологических проблем человека; психолог может понять, что следствием неосознанных внутренних конфликтов может стать, например, гастрит или психиатрическая патология. Если мы рассматриваем человека с точки зрения христианской антропологии, подразумевающей его трехсоставность, то соработничество священника, психолога и врача представляется желательным, а в идеале – необходимым.
Нужна ли психотерапия (психологическая помощь) православному человеку? Он ведь уже нашел смысл жизни, имеет вполне определенную иерархию ценностей. Освобождается ли человек от психологических проблем автоматически, по факту пребывания в церковной ограде?
Психологические проблемы зачастую влияют на духовную жизнь независимо от искренности веры. Например, бывает так, что искренне и горячо верующий человек просто не может воспринять Бога как Отца всеблагим и любящим не потому, что он теоретически не знает, что Бог его любит, а лишь из-за того, что его земной отец был пьющим и жестоким, чем создал у ребенка негативную ассоциацию с образом отца, которая сохраняется и во взрослой жизни. Это и есть то, что называется в психологии влиянием психологической травмы, «призмой травматического опыта», через которую человек научился смотреть на жизнь. Никто не будет спорить с тем, что личный опыт гораздо сильнее влияет на человека, чем самые правильные, но теоретические знания. Вот тут и возникают сложности в религиозной жизни. Человек хотел бы воспринимать Бога не карающим, а любящим, а не может, но не в силу духовных, а в силу чисто психологических причин.
Еще пример: ребенка в семье учили добиваться самых высоких результатов в учебе, ориентировали быть «лучше всех», «заслуживать любовь» родителей своими достижениями, и он, став взрослым верующим человеком, может неосознанно практиковать ту же самую модель поведения в Церкви - быть первым «аскетом», «молитвенником» и так далее, то есть «быть самым первым в смирении». И здесь это уже становится не только психологической, но уже и духовной проблемой и требует соработничества психолога и духовника.
Наверное, если мы честно заглянем внутрь себя, мы поймем, что решение любых (не только психологических) проблем не наступает автоматически с приходом в Церковь. Личность формируется годами, образуются и укореняются привычки, стили поведения, многие из которых нам мешают стать более зрелыми, ответственными, любящими, а, следовательно, препятствуют исполнению призвания, которое есть у каждого.
Что такое православная психология?
Современная психология представлена множеством психологических школ, на одной из которых хотелось бы остановиться, на той, которая базируется на святоотеческом учении о человеке и называется духовно – ориентированным направлением в психологии. Это направление в психологии пытается соотнести психологические знания с христианской концепцией человека.
Духовность здесь рассматривается в контексте христианской православной антропологии. Вместе с тем надо сказать, что не существует сугубо православной психологии или психотерапии. Законы психики у всех одни и те же. Не существует какой-то особой психики запоминания или психики восприятия православного христианина.
Человек - это образ и подобие Божие с бессмертной душой. Он по природе своей троичен. Дух – это высшее и совершенное начало в человеческой природе, Образ Божий в человеке, который при всех обстоятельствах остается совершенным и прекрасным. Человек несет в себе изначальную раздвоенность между грехом и Образом Божиим. Эта раздвоенность является источником внутриличностных противоречий и конфликтов. Если с течением жизни данное противоречие не находит удовлетворительного решения, то духовный раскол углубляется, проявляя себя на душевном уровне в виде личностных расстройств, а в тяжелых случаях - в виде психической патологии.
Духовно - ориентированная психология исходит из того, что никакой человек, даже тяжко согрешивший или психически больной, не лишен Образа Божия. Если человек при этом еще и живет церковной жизнью, советуется с духовником, то более полно Образ Божий открывается в каждом конкретном человеке на пути духовного преображения личности. Митрополит Антоний Сурожский очень хорошо обозначил терапевтический момент благоговейного отношения к любому человеку: «Священник, обходя храм, кадит каждого присутствующего, как икону, образ Божий. Мы - падший образ Божий, ужасно поврежденный, однако воплощение не только восстановило нас в нашем человеческом достоинстве, но придало нам достоинство, которое в конечном итоге может быть измерено только мерой Самого Христа. И я думаю, что это - самый исцеляющий момент. Прежде всего, подарите человеку его достоинство».
Православие и психология нисколько не противоречат друг другу, оставаясь при этом самими собой: православие - вероисповеданием, а психология - наукой.
Однако христианское мировоззрение и учение о человеке может выступать как теоретическая основа психологической науки. Именно этот принцип и лежит в основе духовно-ориентированной психологии и психотерапии.
Чем может помочь психолог и что такое психотерапия?
Для начала давайте определимся с названиями, которые начинаются с пугающего многих корня «пси»: психиатр и психолог – это совершенно разные специальности. Психолог не занимается лечением психических заболеваний, как это делает психиатр. Обращение к психологу, естественно, не грозит постановкой на учет в психиатрический диспансер. Задачи психолога в зависимости от запроса человека могут быть следующими: помочь человеку разобраться в том, каков он на самом деле, каковы его особенности; способствовать тому, чтобы человек захотел увидеть себя без «маски», снять «темные очки» и взглянуть на жизнь по-новому, а не через призму прошлого травматического опыта. Человек в процессе психотерапии переосмысливает какие-либо события или свои устремления, набирается мужества посмотреть своей затаенной боли в глаза и, по сути, заново переживает ее. При этом очень важным становится сам психотерапевтический процесс, в котором психолог сочувствует и сопереживает человеку, тем самым помогая переживать болезненные для него чувства. Это и становится новым опытом для человека, благодаря которому перестраивается его взгляд на мир. После этого человек становится близок к прощению обидчика, не на словах, не «теоретически» прощает, а прощает по-настоящему, опытно понимая, что прощение – это не столько решение ума, сколько мучительный труд души.
Как выбрать психолога?
Психолог – это человек, которому Вы сможете доверять, гарантирующий конфиденциальность информации. При первой встрече, как правило, становится ясно, сможет ли данный специалист вызвать Ваше доверие. Обычно все мы имеем подобный опыт в обыденной жизни: с кем-то нам легко и просто общаться, а с другим человеком как будто говорим на разных языках.
Если психолог или вызвал Ваше доверие, важно узнать, в каком направлении психотерапии он работает (в рамках какой психологической школы) и какие техники использует в работе. Психолог, для которого имеют значение Евангельские заповеди любви к ближнему, свободы выбора, не будет использовать в своей работе техники, попирающие свободу воли человека (например, гипноз, кодирование, программирование).
Психотерапевтический процесс не должен противоречить задачам духовного развития, а быть интегрирован с ними. При этом любой психолог, даже представляющий себя как православный психолог, должен четко понимать, где заканчивается его сфера деятельности и начинается сфера деятельности священника. Психолог не работает над становлением религиозных убеждений человека, а предполагает их решение в диалоге со священником.
И все-таки, идти ли к психологу или ждать, что все сложности разрешатся сами собой, чудесным образом?
Многие люди считают, что им не нужна психологическая помощь, думая, что в ней нуждаются только «психически больные» (что, конечно, является весьма распространенным заблуждением). На это можно ответить, что каждый человек решает сам обращаться ему к психологу или нет. Бог дал каждому из нас свободу воли. Возможно, человек решит, что самостоятельно справится с трудностями, научится иначе общаться с близкими, перестанет попадать в одни и те же ситуации, сможет преодолеть влияние негативного опыта. Конечно, не исключено, что с человеком произойдет явное чудо и какие-то проблемы решатся сами собой. Возможно, он помолится у святыни, попросит соборной молитвы, поговорит с духовником или встретится с благодатным старцем, и жизнь его в корне изменится - все это может быть, ведь пути Господни неисповедимы и чудесам Его нет числа. Как верно и то, что ждать чудес и искать знамений не подобает христианину, когда есть вполне земные способы преодоления повседневных сложностей. Именно на этом пути человек учится трудиться и принимать на себя ответственность за свое поведение, и здесь происходит соработничество с Богом. А это ли не истинное чудо – трудиться вместе с Творцом над преображением себя?
Каждый из нас, проходя путь земной жизни, учится узнавать и понимать себя и других, ищет общения с Богом, Который каждому открывает свой путь ко спасению в соответствии с его сердцем: дарит встречи с разными людьми, знакомит с науками, произведениями искусства.
Почему бы в наше православное мировосприятие не вместить мысль о том, что для кого-то встреча с психологом может оказаться Божиим Промыслом?
Профессор МГУ
Все лекции цикла можно посмотреть
Ну, начнем по праву с самого распространенного – это некий такой скептицизм и отрицание в отношении к христианской психологии. Он бывает самого разного вида, но если взять крайний случай, то вообще причем здесь психология? Достаточно вполне нам аскетики, достаточно вполне нам богословских дисциплин, нравственного богословия и поэтому психология – это что-то странное и подозрительное. Более того, в ней заложено что-то отрицательное и даже такое сатанинское. В современных храмах, особенно где-нибудь в провинциях, вы вполне можете увидеть объявление, на котором написано, что церковные свечи экстрасенсам, колдунам и психотерапевтам не продаются. Психология, она как бы относится к чему-то такому, что близко к колдовству, близко к гаданию и так далее. Это конечно крайняя точка зрения.
Скорее можно найти другие позиции, но тоже отрицающие. Я слышал от одного священника, который подробно говорил о том, что Господь вручил человеку все материальное – все, что связано с телом, все, что связано с машинами, техникой и так далее. Пожалуйста, изучайте, пожалуйста, стройте гипотезы, науки и так далее. А вот все, что касается души – этого трогать нельзя, совершенно нельзя трогать. А психология как бы лезет в душу, поэтому это наука совершенно отрицательная и даже богопротивная.
Есть и другие точки зрения, не буду на них останавливаться. Главное, это то, что согласно этим точкам зрения психология и церковность, психология и христианство – это вещи, которые надо разводить по разным углам и вообще они никак не соединимы.
Теперь другая позиция, позиция принимающая. Здесь тоже самые разные мнения и тоже некий простор в изложениях. Начнем, скажем, с такого принятия осторожного, которое очень распространено, принятия с оговоркой. Скажем, не так давно мы беседовали по этому поводу с одним замечательным владыкой, мы – это я, мои замечательные коллеги, Федор Ефимович Василюк – известный профессор психологии и христианской психологии, академик Слободчиков Виктор Иванович. Вот мы беседовали и в частности речь зашла о том, что надо бы делать такие центры психотерапии, центры помощи верующим людям и тем, кто находится около Церкви. Владыка стал интересоваться и сказал: «Ну, хорошо, психологи. А у вас есть какие-нибудь священники?» — мы сказали: «Конечно же, у нас есть священники, у нас есть священники, которые окончили факультет психологии, прекрасные психологи и мы их обязательно будем привлекать, и они и так привлекаются». И тогда владыка как-то так поморщился и сказал: «А, скажите, у вас нормальные священники есть?» Это такое отношение, как то, к чему нужно обязательно приставить нормального священника, то есть никак не психолога, который будет надзирать, который будет смотреть, поправлять и так далее. Это такое очень острожное-скептическое отношение.
Ну и на другом конце наоборот есть и священники, и миряне, которые относятся к психологии с очень большим таким, я бы сказал, восторгом и энтузиазмом. И достаточно часто они знакомятся с какой-то методикой, одной методикой и им кажется, что эта методика, этот подход вообще заменит все на свете, вплоть до духовных бесед и всячески стараются внедрить это в среду прихожан. И здесь конечно бывает очень много ошибочного и грустного, потому что методики разные, они приходят из разных оснований, нельзя их брать отдельно от их теории и так далее, и так далее. И на самом деле такое увлечение может принести только пользу, потому что рано, или поздно наступит некоторое разочарование, вопросы относительно какой-нибудь методики расстановки, или гештальт психологии и поэтому это тоже, так сказать, принятие, требующее некоторой коррекции.
Церковь и психология
Понятие «православная психология» появилось сравнительно недавно. Но в последнее время мы все чаще сталкиваемся с ним. Уже во многих епархиях при социальных отделах появилось новое направление социальной деятельности - психологическое. Как показывает опыт, такое взаимодействие церкви и психологии приносит хорошие результаты.
На территории кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы по благословению Владыки митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия при Отделе социальной благотворительности во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы уже несколько месяцев работает кабинет психологической помощи, куда могут обратиться не только прихожане храма, но и все желающие, нуждающиеся в такой помощи.
Понятие «православная психология» появилось сравнительно недавно. Но в последнее время мы все чаще сталкиваемся с ним. Уже во многих епархиях при социальных отделах появилось новое направление социальной деятельности – психологическое. Как показывает опыт, такое взаимодействие церкви и психологии приносит хорошие результаты.
На территории кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы по благословению владыки митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия при Отделе социальной благотворительности во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы уже несколько месяцев работает Кабинет психологической помощи, куда могут обратиться не только прихожане храма, но и все желающие, нуждающиеся в такой помощи.
Ситуации, с которыми приходят люди, бывают так же - самые разные. Некоторые решаются в рамках одного консультирования, а другие требуют длительной кропотливой работы. Важно, чтобы люди понимали, что успех такой совместной работы на много больше зависит от самого человека, чем от психолога. Консультирование – это диалог, продуктом которого могут стать переосмысление ситуации, новое видение проблемы. Это поиск, может быть, новых точек отсчета, возможных вариантов. То есть – это то, что только лишь помогает, но ни в коем случае не решает проблемы за другого. Это не волшебная палочка, взмахнув которой можно получить немедленный результат. Это скорее лопата, с помощью которой, попотев и вложив немало труда можно достигнуть цели. Не может быть готовых решений. Важна готовность человека к самостоятельному принятию решений, готовность к самостоятельному осознанию и труду.
Но, к сожалению, на практике не всегда человек оказывается готовым к этому. Всегда присутствует большой соблазн получения четкого конкретного ответа на заданный вопрос. Многие пытаются увидеть в психологе некоего «гуру», который тут же подскажет и научит, что же делать.
Один случай из практики является ярким тому примером.
За помощью обратилась женщина…
Ее уже взрослая дочь стала для нее не помощью, поддержкой и утешением, а источником глубокого разочарования и страданий. Относясь к ней как к предмету, необходимому для собственного удобного существования, она просто манипулирует ею.
Ситуация очень сложная и продолжается не один год. В ходе работы выяснилось, что при всех своих страданиях эта женщина за все время ни разу не сделала самостоятельных попыток, что-то изменить, ни разу даже не подумала, что можно было бы сделать…. Но при этом продолжается поиск людей, которые могли бы дать готовый совет. То есть дать четкие инструкции по выправлению ситуации, которая формировалась не один десяток лет. А кроме того нужно найти виновника происходящего, «может, сглазил кто?»
Очень печально видеть мучения и страдания этой женщины. Но в данной ситуации человек не хочет, не только сделать каких либо самостоятельных попыток для решения проблемы, но и взять на себя ответственность за происходящее. В такой ситуации попытки психолога, что-либо изменить, можно сравнить с попытками человека сдвинуть железнодорожный состав с места, напирая на него.
А вот противоположная ситуация
В консультацию обратилась мама девятилетней девочки с жалобой о том, что девочка стала «проблемной», «трудной», «непослушной». Но как показывает практика такие дети – это всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье, неверного отношения к воспитанию ребенка. Общение с ребенком и мамой показали,что девочка катастрофически нуждается в родительском внимании и участии в ее делах.
Все родители знают, как сложно порою отвлечься от домашних дел, ежедневной суеты и выкроить хоть немного времени для общения со своим ребенком. Слова «некогда», «не мешай» становятся привычным во многих домах. Но дело в том, что в воспитательной сфере, как ни в какой другой, упущенное наверстывается очень тяжело. И то на что у нас, родителей, не хватает времени сейчас, в будущем потребует значительно больших вложений времени и сил. Об этом должен помнить каждый родитель! Можно сегодня отложить мытье полов до завтра. Можно отложить поход в магазин. Но нельзя начать общаться с ребенком и воспитывать его «с понедельника».
Итак, в этой ситуации родители очень чутко и своевременно отреагировали на возникшую проблему. В диалоге и совместной работе были выработаны совсем несложные приемы, которые с энтузиазмом были опробованы ими. Искренний интерес к делам дочери, принятие ее восстановили взаимное уважение и мир в этой семье.
Некоторые ситуации предполагают более глубокое изучение личности человека. Все мы, соприкасаясь с реальность, по своему воспринимаем ее. Выйдя на улицу в дождливую погоду, один человек заметит, что воздух стал намного чище и дышится при этом очень легко. А другой обратит внимание на грязные размытые дороги и будет недоволен испачканной обувью. То есть наше сознание выхватывает из реальности то, что мы предполагаем или хотим увидеть. Ум лукав.
За помощью к психологу обратился молодой мужчина. Его ситуация заключалась в проблеме взаимоотношений с коллегами по работе. Ему казалось, что к нему несправедливы и его профессиональные качества недооцениваются руководством. Отсюда и возникало ощущение враждебности к коллегам по работе и ответное их негативное отношение к себе, так как их успехи казались незаслуженными. В ходе беседы выяснилось, что такая же ситуация была и в школе, и любом другом коллективе. Но, как говорится, от себя не убежишь.
Чаще всего мы не можем изменить ту жизненную ситуацию, не можем изменить людей, которые окружают нас, но мы может, с Божьей помощью, изменить себя, свое отношение к происходящему.
В данном случае совершенно очевидно то, что здесь проблема кроется в самом человеке. И без осознания этого и собственных усилий, где бы человек не находился, какие бы люди его не окружали, ситуация будет оставаться ровно той же.
В качестве яркого примера хочется рассказать об одном моменте жизни выдающегося русского писателя Достоевского, в один из самых трагичных периодов его жизни, во время отбывания им наказания на каторжных работах.
То общество, в котором он оказался, вмещало в себя все самое безобразное, грязное, низкое, что только может быть в человеке. Ненависть этих людей к дворянству и интеллигенции доходила до крайнего предела. Можно только догадываться, что приходилось терпеть крайне чувствительному и ранимому, погруженному в себя Достоевскому.
Но один случай заставил изменить его отношение к этим людям, к этой, казалось бы абсолютно беспросветной ситуации… И когда это случилось, изменилось и отношение других заключенных к нему. Его больше не чуждались, стали воспринимать как брата по несчастью. И, как говорит сам автор, это было самое странное. Ведь никто ни о чем не говорил. Достоевский стал замечать, что в остроге немало людей, старавшихся как то облегчить страдания узников….
Этот яркий пример может послужить каждому хорошим уроком. Ведь как часто мы хотим поменять и исправить других людей, стараемся поменять чуть ли не весь мир вокруг, но никак не хотим меняться сами. Наверное, потому, что это самое сложное.
Такой взгляд на суть вещей может дать только православная психология.
Тема отношений психологии и православия очень трудна. В ХХ веке психология заявила себя как противница церкви, рассматривая человека на уровне только лишь физиологических процессов. Душа перестала быть предметом исследования этой науки. Вместе с тем появилось большое количество психологических направлений, уходящих в оккультные сферы. При таком положении, ни о каком сотрудничестве и взаимодействии церкви и психологии речи быть не могло. А вместе с тем уже в ХХ веке многие богословы говорили о том, что пастырское душепопечение само по себе предполагает знание психологии, что православный священнослужитель обязательно должен быть и психологом. Например, архимандрит Киприан (Керн) в своем учебнике по пастырскому богословию посвящает целую главу пастырской психологии. А значит, есть не просто полезные, но необходимые знания в этой науке.
Не любые методы этой науки приемлемы. Очень важно понимание того, что человек должен быть свободен в выборе. Как в православии есть область для свободного волеизъявления человека, так и в психологии не может быть готовых, однозначных ответов.
Тема отношений психологии и православия очень трудна. В ХХ веке психология за явила себя как противница церкви, рассматривая человека на уровне только лишь физиологических процессов. Душа перестала быть предметом исследования этой науки. Вместе с тем появилось большое количество психологических направлений, уходящих в оккультные сферы. При таком положении, ни о каком сотрудничестве и взаимодействии церкви и психологии речи быть не могло. А вместе с тем уже в ХХ веке многие богословы говорили о том, что пастырское душепопечение само по себе предполагает знание психологии, что православный священнослужитель обязательно должен быть и психологом. Например, архимандрит Киприан (Керн) в своем учебнике по пастырскому богословию посвящает целую главу пастырской психологии. А значит, есть не просто полезные, но необходимые знания в этой науке.
В последние десятилетия все изменилось. Несмотря на то, что церковь с большой осторожностью и сегодня относится к психологии, вырабатываются общие методы работы, ведется поиск новых понятий, путей плодотворного сотрудничества, которые заключаются в понимании того, что для создания православной психологии нужна не столько классическая академическая наука, сколько христианская антропология, требующая самого серьезного изучения профессиональными психологами. Необходимо знание христианского учения о духовной жизни и христианского мировоззрения самого психолога. А психологическую науку можно рассматривать скорее, как инструмент, который может быть обращен как на добро, так и на зло.
Не любые методы этой науки приемлемы. Очень важно понимание того, что человек должен быть свободен в выборе. Как в православии есть область для свободного волеизъявлении человека, так и в психологии не может быть готовых, однозначных ответов.
Очень часто люди, которые обращаются за помощью к психологу, на самом деле не готовы, да и не хотят работать над собой. И начинается поиск «легких путей», готовых решений. Спрос рождает предложение. В настоящее время активно развиваются такие направления психологии, которые предлагают эти пути достижения желаемого результата. Например, так называемое нейролингвистическое программирование. Слово «программирование», касательно человеческой личности, говорит само за себя. Различные аффермации, медитации, релаксации предлагаются вообще как панацея от всяких бед. Многие психологические сообщества предлагают «чистку энергетических каналов», или исследования «энергетических полей». Много разных тренингов с громкими названиями «Тренинг личностного роста», «Новая жизнь» и т.д., где зачастую происходит просто ломка личности человека, навязывание определенной жизненной философии, которая никак не может согласоваться с христианским учением. Знания такой психологии берут свое начало в религиях Востока, западной философии, еврейском язычестве. Многие такие психокульты открыто позиционируют себя как противники христианского учения.
К сожалению, последствия такого опыта бывают крайне плачевными. Взаимодействие с такого рода «профессионалами» не только вредны, но и крайне опасны.
Массовое увлечение оккультно-сектантскими идеями могло возникнуть только на почве бездуховности, утраченных христианских традиций, отсутствия четких оценочных критериев.
С другой стороны, бесконечный источник глубоких психологических знаний мы можем черпать из святоотеческой литературы, из произведений выдающихся русских писателей (например, из книг Федора Михайловича Достоевского).
Только союз науки психологии с ее знаниями возрастных особенностей человека, особенностей темперамента, социальной среды, умением выявить индивидуальные особенности и способности личности, и знание христианского учения о человеке способны принести достойные плоды.
Светлана Викторовна Алексеева,
психолог Отдела социальной благотворительности