Программа кружка по развитию логического мышления и математических способностей «Развивающие игры» Карасева Елена Станиславовна. Занимательная логика Кружок логика в доу средняя группа планирование
Размер: px
Начинать показ со страницы:
Транскрипт
1 Программа развивающего кружка «Занимательная логика» (для детей подготовительной группы) ВОСПИТАТЕЛЬ Наталья Владимировна Троицкая Пояснительная записка. СОДЕРЖАНИЕ Зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей» Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, исполь-
2 зуя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата. Актуальность Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приѐмов развития логического мышления.
3 Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики. Цель программы: Создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе. Задачи программы: Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям Учить детей ориентироваться в пространстве Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику. Сроки реализации программы, возраст детей, формы проведения занятий Сроки реализации программы 1 год. Программа рассчитана на детей подготовительной группы Программа предусматривает проведение кружковых занятий в различной форме: Индивидуальная самостоятельная работа детей. Работа в парах. Групповые формы работы. Дифференцированная. Фронтальная проверка и контроль. Самооценка выполненной работы.
4 Дидактическая игра. Соревнование. Конкурсы. Этапы реализации программы Технология деятельности строится по этапам: - Диагностика исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их развитием. - Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление), с учетом индивидуальности каждого ребѐнка и имеющихся знаний - Построение междисциплинарной (интегральной) основы обучения по развивающему курсу. - Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей. - Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора. - Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами. - Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребѐнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль). Содержание программы Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети на занятии): 1. Анализ синтез. Цель учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка котенок, собака? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий тяжелый, холодный горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур. 2. Сравнение. Цель учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершен-
5 ствовать ориентировку в пространстве. Игры и упражнения: закрепление понятий: большой маленький, длинный короткий, низкий высокий, узкий широкий, выше ниже, дальше ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках. 3. Ограничение. Цель учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей. Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего. 4. Обобщение. Цель учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п. 5. Систематизация. Цель учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности. 6. Классификация. Цель учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими. 7. Умозаключения. Цель учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач. Ожидаемые результаты Планируемые результаты: Дети должны знать: принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов; принципы строения ребусов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
6 НОД 2. Сентябрь НОД 1. Сентябрь 1 неделя антонимы и синонимы; названия геометрических фигур и их свойства; принцип программирования и составления алгоритма действий. Дети должны уметь: определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность; путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам; быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы; выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий; уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата. ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА» Тема Задачи Сроки - Учить делить квадрат на 2 4 части, сравнение частей. - Совершенствовать навык счета в прямом порядке независимо от величины и расположения предметов. - Закрепить умение преобразовывать геометрические фигуры, используя блоки Дьенеша. (Б.Д.) - Закрепить времена года: осенние месяцы - Учить использовать знаки =, <, >, сравнивая группы предметов, чисел на наглядной основе. Сериация по количеству. - Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку (верхний левый угол, центр и т.д.) - Закрепить воссоздание геометрических фигур по их представлению, описанию. - Закрепить последовательность дней недели.
7 НОД 8. Октябрь НОД 7. Октябрь 3 неделя НОД 6. Октябрь НОД 5. Октябрь 1-неделя НОД 4. Сентябрь НОД 3. Сентябрь 3 неделя - Учить составу числа 2 и 3 из двух меньших. - Совершенствовать навык деления квадрата на 2 8 частей, сравнение частей, сериация. - Закрепить навык измерения различных величин условной меркой (измерение длины). - Закрепить умение обозначать геометрическую фигуру при помощи символов, кодирование Б.Д. - Учить считать в обратном порядке, определять место числа в числовом ряде. - Совершенствовать умение выполнять операции над множествами: разбиение, классификация. - Закрепить умение сравнивать по количеству групп предметов, используя знаки <, >,=. - Закрепить навык счета (отсчет, пересчет, порядковый счет). - Учить измерять при помощи условной мерки объем, сериация. - Совершенствовать знание состава чисел 2 и 3, используя палочки Кюизенера. (П. К.) - Закрепить знания последовательности времен года (осенние месяцы). - Закрепить умение ориентироваться в тетради в клетку, обозначение пространственных отношений условными знаками. - Учить делить круг на 2, 4, 8 частей, сравнение частей. - Совершенствовать представление о числе, как о точке числового ряда. - Закрепить знание о видах треугольников, кодирование со знаком отрицания. - Закрепить понятие о месяце, неделе, виды календарей. - Учить составу числа 4 из двух меньших. - Совершенствовать умение ориентироваться по плану. - Закрепить умение измерять длину (мерка шаг). - Закрепить умение делить длинный предмет на части. - Учить выполнять операции над множествами: сравнение, разбиение, классификация. (Б.Д.) - Совершенствовать знания состава чисел 3,4 из двух меньших. - Закрепить знания о времени неделя, месяц. - Закрепить знания о предыдущем и последующем числе.
8 НОД 14. Декабрь НОД 13. Декабрь 1-неделя НОД 12 Ноябрь НОД 11. Ноябрь 3-неделя НОД 10. Ноябрь НОД 9. Ноябрь 1 неделя - Учить выполнять операции с множествами: классификация по трем признакам, абстрагирование.(б.д.) - Совершенствовать представление о количественном составе чисел 3,4 из двух меньших, упражнять в счете. - Закреплять умения находить закономерности. - Совершенствовать знания последовательности дней недели. - Учить решать задачи в уме на увеличение и уменьшение, формируя навык счета. - Совершенствовать умение сравнивать предметы по размеру и массе. Сериация. - Закрепить умение ориентироваться в пространстве. - Закрепить умение обозначать пространственные отношения условными знаками. - Учить составу числа 5 из двух меньших. - Совершенствовать умение обобщать объекты по их четырем свойствам. - Закрепить понятие «многоугольник» на основе разных видов. - Закрепить умение ориентироваться в двух и трехмерном пространстве, используя кубики Никитина. - Учить выполнять операции над множествами, классификация по трем четырем признакам. - Совершенствовать знания состава числа 5 из двух меньших. - Закрепить умение решать алгоритмические упражнения. - Закрепить знания о предыдущем и последующем числе. - Учить решать арифметические задачи на сложение. - Совершенствовать знание о составе числа из единиц в пределах Закрепить виды многоугольников, кодирование со знаком отрицания. - Закрепить временные отношения сутки неделя. - Учить воссоздавать силуэты из геометрических фигур (Колумбово яйцо, волшебный круг, листик). - Совершенствовать умение решать задачи, выделяя составные части. - Сериация предметов по площади в возрастающем порядке. - Закрепить состав числа 5 из двух меньших.
9 НОД 20. Февраль НОД 19. Февраль 1 неделя НОД 18. Январь НОД 17. Январь 3 неделя НОД 16. Декабрь НОД 15. Декабрь 3 неделя - Учить решать задачи на вычитание, выделяя составные части. - Совершенствовать навыки счета. - Закрепить умение выполнять операции над множествами: классификация, абстрагирование. - Закрепить умение ориентироваться по плану, составлять схему. - Учить составу числа 6 из двух меньших.(п.к.) - Совершенствовать умение решать арифметические задачи. - Закрепить знание о календарях. - Закрепить умение делить целое на части. - Учить решать алгоритмические задачи. - Совершенствовать умение выявлять свойства в объектах, обозначать их отсутствие символами. - Закрепить знания о чистовом ряде, (присчитывание и отсчитывание по единице). - Закрепить умение проявлять творчество в играх головоломках. - Учить решать алгоритмические упражнения. - Совершенствовать умение составлять и решать задачи. - Закрепить навык воссоздания силуэтов из геометрических фигур. - Закрепить умение выполнять сериацию. - Учить составлять задачу по решению. - Совершенствовать знание состава чисел 5,6 из двух меньших. - Закрепить знания о геометрических фигурах, кодирование и декодирование. - Закрепить знания о временных отношениях. - Учить составу числа 7 из двух меньших. - Совершенствовать умение составлять задачи по их решению. - Закрепить умение решать и составлять алгоритмические упражнения. - Закрепить умение проявлять творчество в воссоздании силуэтов из геометрических фигур.
10 НОД 26. Март НОД 25. Март 3 неделя НОД 24. Март НОД 23. Март 1 неделя НОД 22. Февраль НОД 21.. Февраль 3 неделя - Учить составлять и решать задачи разных видов. - Совершенствовать знания о четырехугольниках (трапеция, параллелограмм). - Закреплять умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. - Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. - Учить составлять и решать задачи разных видов. - Совершенствовать умение составлять число 7 из двух меньших. - Закрепить умение определять и условно обозначать временные отношения (месяц год). - Учить в рисовании геометрических фигур на листе бумаги в клетку. - Учить преобразовывать геометрические фигуры по условиям с использованием шаблона, трафарета. - Совершенствовать умение абстрагировать предметы, используя блоки Дьенеша. - Закрепить умение составлять и решать задачи разных видов. - Закрепить умение находить закономерности. - Учить составлять задачи по решению. - Совершенствовать знание о составе числа из двух меньших.(п.к.) - Закрепить умение находить предметы определенной формы по образцу и по названию. - Закрепить знание отношений во времени, (месяц год). - Учить самостоятельно, создавать различные знаки и символы, изображая мебель в своей комнате. - Совершенствовать умение классифицировать по отрицанию. - Закрепить сложение и вычитание чисел по 2 при решении арифметических задач. - Закрепить умение измерять сыпучие продукты с помощью условной мерки, сериация по количеству (объему). - Учить составу числа 8 из двух меньших. - Совершенствовать умение составлять и решать задачи, используя символы. - Закрепить навык воссоздания силуэтов из геометрических фигур. - Совершенствовать умение по представлению изображать план своей комнаты.
11 НОД 33. Диагностика Май 3-неделя НОД 32. КВН Май НОД 31. Май 1-неделя НОД 30. Апрель НОД 29. Апрель 3 неделя НОД 28. Апрель НОД 27. Апрель 1 неделя - Учить составлять и читать двузначные числа. - Совершенствовать умение составлять и решать задачи. - Закрепить умение классифицировать и абстрагировать предметы. - Закрепить состав числа 8 из двух меньших. - Учить решать и составлять алгоритмические упражнения. - Совершенствовать умение решать задачи разных видов. - Закрепить умение составлять и читать многозначные числа. - Закрепить навык воссоздания силуэтов из геометрических фигур. - Учить составу числа 9 из двух меньших. - Совершенствовать умение решать и составлять задачи разных видов. - Закрепить отношения во времени. - Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. - Учить определять время на часах, циферблат, стрелки. - Закрепить умение составлять и решать задачи. - Закрепить умение проявлять творчество и самостоятельность в играх головоломках. - Совершенствовать умение выполнять действия, по знаковым обозначениям. - Совершенствовать умение составлять и решать задачи, разных видов. - Закрепить умение выполнять операции над множествами: сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование. - Закрепить состав числа 9 из двух меньших. - Закрепить умение воссоздавать силуэты из геометрических фигур по замыслу. - Доставить радость и удовольствие от игр развивающей направленности. - Выявить умения выполнять операции над множествами, решать и составлять алгоритмы.
12 Май 4-неделя НОД 34. Диагностика - Выявить умения составлять число из двух меньших, используя все возможные варианты, осуществлять действия сложения и вычитания. Способ проверки результатов работы: обобщающие занятия после каждого раздела и 2 диагностики (начальная (сентябрь) и итоговая (май)) уровня усвоения операций логического мышления. Разработанные игры Картотека игр на развитие внимания Картотека игр на развитие памяти Семантические игры Картотека проблемных ситуаций Игры со спичками Информационные ресурсы 1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Т.И.Бабаева,З.А.Михайлова. СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, План программа педагогического процесса в детском саду. Н.В.Гончарова. СПб.:ДЕТСТВО ПРЕСС, Методические советы к программе «Детство». СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. А.А.смоленцова, О.В.Пустовойт.-СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, Математика это интересно. З.А.Михайлова, И.Н.Чеплашкина.- СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, Дидактические игры занятия в ДОУ. Е.Н.Панова. ТЦ «УЧИТЕЛЬ», Азбука физкультминуток для дошкольников. И.Ковалько. М.:ВАКО, 2006.
Пояснительная записка Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение,
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида 21 «Золотая рыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей" Логика для
Отчет о работе кружка за 2017-2018год «Академия дошкольных наук» педагога-психолога первой квалификационной категории МБДОУ ЦРР - д/с 47 «Искорка» г. Ставрополя Ивановой И.В. Целью работы нашего кружка,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад 48 г.о. Тольятти Рекомендации для педагогов и родителей по развитию у
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Подготовил: воспитатель 1 категории Егорова Екатерина Валерьевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Росинка» города Балашова Саратовской области» Принято на педагогическом совете Протокол 20 г. Утверждаю Заведующая
1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 3 2. Цель и задачи программы 5 3. Содержание программы. 6 4. Планируемые результаты. 9 5. Характеристика организационно-педагогических условий. 10 6. Список литературы..
Пояснительная записка. Словесно логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления
Пояснительная записка Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы (образовательные области «познавательное развитие, социальнокоммуникативное
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 15» Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад 15» М.М. Демидова 2018 г. Согласовано: на заседании педагогического совета МБДОУ
Кружок по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка развитие его ума, формирование таких мыслительных умений
Пояснительная записка Обучение ребёнка элементарным математическим представлениям входит в общий комплекс обучения и является базой для обучения ребёнка многим предметам. В основе программы заложена идея
Пояснительная записка: Дополнительная программа по математике составлена в соответствии с 1. Федеральным законом от 9.1.01 N 73-ФЗ (ред. от 31.1.014) "Об образовании в Российской Федерации" (9 декабря
Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Весёлая математика» ориентирована на развитие математических способностей детей 5-6 лет. В ходе реализации
«Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логикоматематических игр» Подготовила воспитатель МБОУ- СОШ 36 А.И. Малыхина Сведения об авторе: Антонина Ивановна Малыхина
С Е Н Т Я Б Р Ь Тематическое планирование образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений 1-ый год обучения (дети 5-6 лет) Месяц Неделя обр. деят-ти 1 1 2 2 Тема,
Пояснительная записка Одна из задач познавательного развития детей дошкольного возраста формирование элементарных математических представлений ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника
Образовательная программа дополнительного образования по познавательному развитию «Логика для малышей» Педагог-психолог Щипкова И.В. Москва, 2016г. Оглавление 1.Пояснительная записка... 4 2. Методическое
МО УДО детей «Дом детского творчества» УТВЕРЖДЕНО: Директор ДДТ 20 г. УТВЕРЖДЕНО: Экспертный совет РОО Протокол /Кулакова Е. Ф./ 20 г. Программа дополнительного образования «Развитие логического мышления».
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по формированию элементарных математических представлений у детей с ОВЗ Специалист: Золотухина М.В., учитель-дефектолог 1. Актуальность программы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Разработала: воспитатель 1 категории МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Егорова Екатерина Валерьевна Уварово 2013 Рабочая
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» Программа по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста - 2015 - Автор-составитель: В.П.Попинина, воспитатель МБДОУ детского сада 3 «Теремок»
СОДЕРЖАНИЕ. Пояснительная записка. 2. Содержание программы. 3. Методическое обеспечение программы. 4. Перспективное планирование программы (с сентября по май). 5. Диагностика (уровень усвоения программы).
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 251 ОАО «РЖД» Рабочая образовательная программа кружка «Занимательная математика» срок реализации: с 01 сентября 2016 г. по 30 июня 2017 г. Программа
I.Пояснительная записка. Занятия в кружке «Знай-ка» включают два блока: «Математические ступеньки» и «Буду читать правильно». Программа обучения рассчитана на семь месяцев (с 1 октября по 30 апреля), занятия
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Ребёнок растет, и каждый день слышит много для себя нового, в частности, слова,
АННОТАЦИЯ к дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по формированию логического мышления у детей дошкольного возраста для детей 4-5 лет по платной образовательной
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда «Детский сад 100» Рабочая программа основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ д/с 100 образовательная
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Заречная средняя общеобразовательная школа» «Рассмотрено» на методическом объединении учителей начальных классов Рук.МО Е.Н.Дорохина Протокол 1 от 29 августа
По Пояснительная записка В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РУДНЯНСКИЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА» Принята на педагогическом совете от 01.09.2015 года иректора 015 года Образовательная программа дополнительного
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа 67 имени генерала Д.Д. Лелюшенко" Рабочая программа по дополнительному образованию (внебюджет) «РАЗВИВАЙ-КА» Социально-педагогическая
Пояснительная записка к программе «Раз ступенька, два - ступенька» (развитие математических представлений) Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социальнопедагогическую направленность
Пояснительная записка Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королев московской области «Детский сад комбинированного вида «Теремок» 45» Образовательная программа Дополнительного образования
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ГИМНАЗИЯ 70 Петроградского района Санкт-Петербурга 970, г. Санкт-Петербург, ул. Литераторов, д. 9/ лит. «А» телефон: 476449, 476448, 476454, 476450
Пояснительная записка. Одна из основных задач воспитания маленького ребѐнка развитие его умственных способностей, применение полученных знаний в деятельности. Как обеспечить постепенное продвижение каждого
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 47 «Золотой петушок» КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (СРЕДНЯЯ И СТАРШАЯ ГРУППА, ВОЗРАСТ 4-6 ЛЕТ). Воспитатель: Самусева Г.А.
Логические игры и упражнения в обучении ребенка математике Что такое «логика» и нужна ли она нашим детям? Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка развитие его ума, формирование таких мыслительных
Какаулина Наталья Эдуардовна, воспитатель; Колесникова Елена Анатольевна, воспитатель МБОУ «С(К)НШ-ДС 2», г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОГИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»
Пояснительная записка Программа разработана на основе игровой технологии интеллектуально - творческого развития детей 3-7 лет Воскобовича В.В. Программа рассчитана на четыре года обучения, начиная с младшего
Пояснительная записка Данная разработана на основе авторской программы Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» практический курс математики для дошкольников». Главной
РАБОТАЕМ ПО ПРОЕКТУ на тему: «В стране Умных игр» Автор: Злобина Л.Г. Уголок математики Актуальность проекта. Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать
Содержание 1. Пояснительная записка.. 3 2. Учебный план. 5 3. Методическое обеспечение...5 4. Календарно-тематическое планирование...6 5.Инструментарий проведения мониторинга 10 6. Литература.11 1. Пояснительная
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА 1798 «ФЕНИКС» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга талантов» математика Направленность:
Пояснительная записка Рабочая программа «Подготовка детей к школе. Математика» предназначена для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Программа
Утверждаю: Заведующий МАДОУ ДС 23 Денисова И.А. 24августа 2018г. Приказ 268-д -д от 24.08.18г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального автономного
Пояснительная записка Рабочая программа по математике в Ханты Мансийской школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлена на основе Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 22 г. Сочи РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Группа психолого-педагогической поддержки и развития Кружок «Логика» на 208-209 учебный год Срок реализации:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 575» «Утверждаю» Принята на заседании методического (педагогического) совета Руководитель
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Содержание: 1. Возрастные и индивидуальные особенности детей 2. Пояснительная записка. 3. Задачи программы.
Программа кружка «Занимательная математика» составлена на основе программы Кочуровой Е.Э. «Занимательная математика» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой.
Пояснительная записка Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний
Пояснительная записка Программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет. Образовательная программа направлена на формирование
Пояснительная записка. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр «Звёздочка» г. Томска 634012, г. Томск, ул. Елизаровых,2, тел. (8-3822) 42-52-33 факс: (8-3822) 41-43-90,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная начальная школа» КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА, ИМЕЮШЕГО ЗАТРУДЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
Кебезенский филиал «Колобок» Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Берѐзка» села Иогач ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
1.Целевой раздел программы Пояснительная записка Программа математического кружка «Занимательная математика» составлена на основе программы Помораевой И.А, Позиной В. А «Формирование элементарных математических
Пояснительная записка В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012. «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие
1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность
1.2 Цель программы
1.3 Задачи программы
1.4 Сроки реализации программы, возраст детей, формы проведения занятий
1.5 Этапы реализации программы
1.6 Содержание программы
1.7 Ожидаемые результаты
2. Методическое обеспечение
2.1 Перспективно-тематический план кружка «Занимательная логика»
3. Диагностическая программа логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
5. Информационные ресурсы
1. Пояснительная записка.
Зачем логика маленькому дошкольнику?
По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.
Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
1.1 Актуальность
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
1.2 Цель программы:
создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
1.3 Задачи программы:
- обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям
- учить детей ориентироваться в пространстве
- развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать
- воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику
1.4 Сроки реализации программы, возраст детей, формы проведения занятий
Сроки реализации программы – 1-2 года
Программа рассчитана на детей 5-7 лет
Программа предусматривает проведение кружковых занятий в различной форме:
- Индивидуальная самостоятельная работа детей.
- Работа в парах.
- Групповые формы работы.
- Дифференцированная.
- Фронтальная проверка и контроль.
- Самооценка выполненной работы.
- Дидактическая игра.
- Соревнование.
- Конкурсы.
1.5 Этапы реализации программы
Технология деятельности строится по этапам:
- Диагностика исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за ихразвитием.
- Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление), с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знаний
- Построение междисциплинарной (интегральной) основы обучения по развивающему курсу.
- Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышениеуровня самостоятельности детей.
- Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельнойаргументации выбора.
- Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщеннымиприемами.
- Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
1.
6
Содержание программы
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети на занятии):
1. Анализ – синтез.
Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
2. Сравнение.
Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
3. Ограничение.
Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
4. Обобщение.
Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
5. Систематизация.
Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
6. Классификация.
Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
7. Умозаключения.
Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются».Верно?). Решение логических задач.
1.7 Ожидаемые результаты
Планируемые результаты:
Дети должны знать:
- принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;
- принципы строения ребусов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
- антонимы и синонимы;
- названия геометрических фигур и их свойства;
- принцип программирования и составления алгоритма действий.
Дети должны уметь:
- определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
- путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
- быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
- выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти
- выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
- уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Способ проверки результатов работы : обобщающие занятия после каждого раздела и 2 диагностики (начальная (сентябрь) и итоговая (май)) уровня усвоения операций логического мышления.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Краснощёковский детский сад «Колокольчик»
Рабочая программа по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
«Логическая азбука»
Шипилова Ольга Геннадьевна
Краснощёково
2013 г.
Пояснительная записка
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
В современной психологии наибольшее значение получила концепция Л.С. Выготского, в которой генезис мышления происходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к словесно-логическому.
Логическое мышление дает ребенку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать и делать самостоятельные выводы. Все это способствует развитию важных психологических качеств дошкольника - принятие позиции школьника, овладение умениями учиться.
Ребенок, приходя в школу, этих качеств не имеет. В благоприятных условиях он приобретает их в самом ходе школьного обучения.
Шестилетним детям характерно:
- преобладание игры как основного, ведущего вида деятельности;
- образный характер познавательных процессов;
- практическое отношение ребенка к поставленным задачам (старается достичь конечного результата, а не понять его суть, для чего делается);
В связи с этим в рамках образовательного процесса необходимо создавать условия по развитию познавательных способностей, обеспечению эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка.
Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение). Остановимся на этом подробнее. Особое внимание при обучении детей уделяется развитию произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, следовательно, и осознанного восприятия изучаемого материала. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок может находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов.
Среди заданий на развитие памяти предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний.
Отличительной особенностью программы является организация образовательной деятельности, в результате которой идёт активное развитие основных познавательных процессов у детей, приоритетными среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.
Анализ - это процесс, расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.
Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.
Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.
Обобщение - процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.
Классификация - это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки.
Основные цели программы:
Развивать логическое мышление детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
Способствовать ускорению формирования и развития у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.
Задачи программы:
- Развитие умственных способностей детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
- Развитие умения составлять группу из отдельных предметов, разделяя их по характерным признакам и назначению.
- Развитие умения классифицировать предметы по различным основаниям.
- Учить детей сравнивать предметы и образы.
- Развитие умения соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
- Побуждать детей делать самостоятельные выводы.
- Учить детей развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения.
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.
Возрастной и количественный состав группы.
Данная программа рассчитана для реализации с детьми 6-7 лет.
Содержание программы реализуется в целостном воспитательно-образовательном процессе: специально организованной образовательной деятельности (во второй половине дня).
Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 36 учебных часов. В детском саду оптимально проводить подгрупповые занятия по 8-10 детей, 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия - 35 минут. Занятия проводятся в помещении группы.
Содержание программы.
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которую будем развивать на занятии):
Анализ-синтез. Цель - развивать у детей умение делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка-котенок, собака-? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий-тяжелый, холодный-горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение. Цель - развивать у детей умение мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой - маленький, длинный - короткий, низкий - высокий, узкий - широкий, выше - ниже, дальше - ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
Ограничение. Цель - развивать у детей умение выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
Обобщение. Цель - развивать у детей умение мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
Систематизация. Цель - развивать у детей умение выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить составлять рассказ по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Классификация. Цель - развивать у детей умение распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Умозаключения. Цель - развивать у детей умение при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения - это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.
Основные формы работы.
- подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.
- Игры;
- Упражнения;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Игра-путешествие;
- Рассматривание
- Чтение художественной литературы.
- Интеллектуальные викторины…
Структура занятия.
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий:
- Разминка.
- Основное содержание занятия - изучение нового материала.
- Динамическая пауза.
- Закрепление нового материала.
- Развивающая игра.
Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Динамическая пауза позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями.
Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
Планируемые результаты освоения детьми программы.
- Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
- Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
- Расширяется словарный запас, может при помощи суждений делать умозаключения.
- Развиваются психические процессы: внимания, памяти, логического мышления.
- Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
- Развиваются индивидуальные способности ребенка.
- Способен доказывать свою точку зрения.
Календарно-тематическое планирование
(подготовительная группа)
Раздел, тема занятия, срок проведения. |
Кол-во занятий |
Задачи |
1.Упражнения на развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.
|
Учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; Развивать внимание, восприятие, воображение, |
|
2.Упражнения на пространственное расположение предметов и их частей (внутри-снаружи; расположение в пространстве; расположение на плоскости);
|
Учить детей мысленно объединять предметы в группы по их свойствам; Закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими. Совершенствовать ориентировку в пространстве. |
|
3.Упражнения на развитие характерных качеств мышления: гибкость. Причинность, системность, пространственная подвижность.
|
Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам; Развивать наблюдательность детей. |
|
4.Упражнения на выделение признаков объекта, предмета: Цвет, его оттенки; Величина, форма.
|
Развивать способность к овладению сенсорными эталонами, их взаимо комбинациями. Учить детей при помощи суждений делать умозаключения, Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение. |
|
5.Упражнения на формирование приемов умственных действий: сериация, классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение.
|
Учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; Учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Учить детей выявлять закономерности; Способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания, Учить детей мысленно распределять предметы в группы по их свойствам; Закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими |
|
6.Упражненя на выделение количественных характеристик множеств объектов (визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств).
|
Развивать логико-математические способности; умение доказывать свою точку зрения. |
|
Изучение результативности реализации программы.
Для изучения результативности реализации программы проводится исследование уровня развития логического мышления и его операций, для
чего применяются следующие методики:
1. «Невербальная классификация».
2. «Последовательные картинки».
3. «Исключение лишнего».
4. «Размести фигуры».
5. «Обобщающее слово».
Итоговые формы учёта и контроля.
Итоговые открытые занятия;
. Мониторинг (промежуточный (январь) и итоговый (май)) уровня усвоения операций логического мышления.
Критерии |
Шифр ребенка (Ф.И. или символ) Сентябрь январь,май |
|
Ребенок владеет основными логическими операциями. Выполняет инструкции педагога. Умеет устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Умеет объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Может находить закономерности в явлениях, умеет их описывать. Ориентируется в пространстве и на листе бумаги. Может при помощи суждений делать умозаключения. Имеет достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Умеет работать в паре и микрогруппе. Умеет запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать. Заинтересован в результатах своей работы. |
Критерии оценки:
3 балла - проявляет осознанность, активность, самостоятельность, целенаправленность.
2 балла - проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.
1 балл - проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.
Методическое обеспечение.
- Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет.М.:Сфера,2005.
- Бузунов В. Подумай, отгадай, нарисуй, раскрась! АОЗТ Издательская группа НЭКО, 1994.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.:АСТ,2006.
- Вагурина Л.М. Готовимся к школе. Логические операции. Тестовые задания. М.: Линор, 1999.
- С.Е.Гаврина. Большая книга тестов для детей 6-7 лет. Счет, чтение, знакомство с окружающим миром, развитие речи памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки. Академия развития, 2007
- Девина И.А., Петраков А.В. Развиваем логику. М.: Линор, 1999.
- Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Ростов н/Д: Феникс,2005.
- Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 1988.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6-9 лет. Практикум для психологов и логопедов. Москва, 2000.
- Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку.- М., АСТ: Хранитель, 2008.
- Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку. СПб: Речь, 2006.
- Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. - М.: Сфера, 2003.
- Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Ярославль.:Академия развития,2006.
- Фоппель К. Как научить детей сотрудничать (1-4 части). М.,1998.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. М.,2001.
- Чистякова Г.И. Психогимнастика. М., 1990.
- Череманкина Л.В. Развитие внимания детей.-Ярославль, 1999.
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. М.2003.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по развитию логического мышления детей старшей группы компенсирующей направленности «Развивай-ка»
Разработали:
Каребо И.Г.., воспитатель
Мусихина Л.В., воспитатель.
Абакан, 2017
1. Целевой раздел …………….…………………………………………………………………... 3
1.1. Пояснительная записка …….………………………………………………………..3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………………3
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса………………..3
1.4. Планируемые результаты освоения Программы…………………………….……..4
2.1. Учебный план………………………………………………………………………....4
2.2. Примерный комплексно – тематический план..…………………………………….4
3. Организационный раздел ……………………………………………………………...6
3.4. Методическое обеспечение Программы………………………………………….....6
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В развитии способностей дошкольников особое место занимает интеллектуальное развитие, а именно математика, направленная на развитие логики, мышления, любознательности, самостоятельности. Это дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Слово логика происходит от древнегреческого logos, что значит мысль, слово, разум. В современном мире логикой называют науку о правилах, которым подчиняется процесс мышления.
Правила эти сложны, их много, поэтому осваивать их нужно постепенно. Особенно тяжело логические задания даются детям с общим недоразвитием речи, т. к. речь и мышление тесно связаны между собой.
Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии малыша, тем быстрее осуществиться плавный переход от конкретного мышления к абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников, как при норме развития, так и в условиях патологии.
Условия реализации кружка.
Кружок «Развивай-ка» предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Срок обучения -1 год.
Количество занятий в год – 72.
Форма организации – кружок.
Режим -2 раза в неделю.
Объем времени в неделю: 40 мин, по 20 минут.
Время проведения - вторая половина дня.
Условия приема детей: по желанию.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления и проигрывания логических игр и упражнений.
Задачи Программы:
- создавать условия для овладения детьми существенными признаками предметов, умения сравнивать, обобщать;
- создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- обеспечивать развитие математических способностей каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
- способствовать развитию инициативности, самостоятельности, формированию предпосылок учебной деятельности;
1.3. Принципы к формированию образовательного процесса
- принцип индивидуализации, учета возможностей, возрастных особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным субъектом образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов воспитанников;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, систематичности и взаимосвязи в соответствии требованиям.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры освоения Программы
детьми старшего дошкольного возраста
Ребенок:
- владеет основными логическими операциями.
- способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
- находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
- владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
- способен доказывать свою точку зрения.
2.1 Учебный план
Сроки | Тема | Часы |
Сентябрь | «Математика-логика» | |
Октябрь | «Путешествие в лес» | |
Ноябрь | «Путешествие в страну Логику» | |
Декабрь | «Одежда» | |
Январь | «Путешествие в Простоквашино» | |
Февраль | «Страна математики» | |
Март | «В зоопарке» | |
Апрель | «Космическое путешествие» | |
Май | «Поможем зайчатам» | |
Всего: 70 часов |
2.2 Примерный комплексно – тематический план
Сроки | Тема | Задачи |
Сентябрь | «Математика-логика» | 1. Найди закономерность 2. Кто это? Что это? 3. Подумай и реши задачи 4. Найди варианты 5. Волшебники 6. Собери цветок 7. Логические концовки 8. Орнамент |
Октябрь | «Путешествие в лес» | 1. Полезно – вредно 2. Что я загадала? 3. Посади цветы 4. Группируем по признакам 5. Вспомни быстрее 6. Все, что летает 7. Что бывает... 8. Где ты живешь? |
Ноябрь | «Путешествие в страну Логику» | 1. Путаница 2. Моя линия – твой рисунок 3. Муха 4. Что нарисовано невидимым карандашом? 5. Шифровальщик 6. Друзья 7. Рассеянный художник 8. Найди предмет |
Декабрь | «Одежда» | 1. Найди пару 2. Продолжи ряд 3. Заплатка 4. Лоскутки 5. Раз, два, три-ищи! 6. Цветные шнурочки 7. Модельеры 8. Ателье |
Январь | «Путешествие в Простоквашино» | 1. Хочу всё знать 2. Местные жители 3. Собери карту 4. Матроскин путает 5. Логические цепочки 6. Сколько нас? 7. Назови одним словом 8.Дорисуй элементы |
Февраль | «Страна математики» | 1. Сосчитай и назови 2. Геометрическое лото 3. Туда-обратно 4. Реши задачи 5. Найди лишний предмет 6. Головоломка 7. Найди ошибку 8. Считаем палочки |
Март | «В зоопарке» | 1. Где чья тень? 2. Кто близко? Кто далеко? 3. Для кого клетка? 4. Кто лишний? 5. Что общего? 6. Что сначала, что потом? 7. Ищем животных 8. Фантастическое животное |
Апрель | «Космическое путешествие» | 1. Космическая машина 2. Считаем планеты 3. Млечный путь 4. Кто быстрее? 5. Хвост кометы 6. Угадай по описанию 7. Продолжи ряд 8. Логические цепочки |
Май | «Поможем зайчатам» | 1. Сколько всех? 2. Дорисуй вторую половину 3. Реши задачки 4. Найди отличия 5. Что кому принадлежит? 6. Соедини по точкам 7. Найди двух одинаковых зайчат 8. Куда спрятались зайчата? |
3.2. Методическое обеспечение Программы
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.
- Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет.М.: Сфера,2005.
- Бузунов В. Подумай, отгадай, нарисуй, раскрась! АОЗТ Издательская группа НЭКО, 1994.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: АСТ,2006.
- Вагурина Л.М. Готовимся к школе. Логические операции. Тестовые задания. М.: Линор, 1999.
- С.Е.Гаврина. Большая книга тестов для детей 6-7 лет. Счет, чтение, знакомство с окружающим миром, развитие речи памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки. Академия развития, 2007
- Девина И.А., Петраков А.В. Развиваем логику. М.: Линор, 1999.
- Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Ростов н/Д: Феникс,2005.
- Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 1988.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6-9 лет. Практикум для психологов и логопедов. Москва, 2000.
- Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. - М., АСТ: Хранитель, 2008.
- Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку. СПб: Речь, 2006.
- Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. - М.: Сфера, 2003.
- Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Ярославль.:Академия развития,2006.
- Фоппель К. Как научить детей сотрудничать (1-4 части). М.,1998.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. М.,2001.
- Чистякова Г.И. Психогимнастика. М., 1990.
- Череманкина Л.В. Развитие внимания детей. -Ярославль, 1999.
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. М.2003.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЫ
МДОУ Д/С №49
Г. СТАВРОПОЛЯ
АВРАМЧУК О. Н.
СЕНТЯБРЬ:
ЗАНЯТИЕ№1
- «Сравни картинки» - найти и назвать отличия.
- «Назови одним словом» - называть предметы в каждой группе одним общим понятием.
- «Кто лишний»- рассмотреть изображения четырёх детей, найти одного, отличающегося от остальных. Подробно объяснить свой выбор.
ЗАНЯТИЕ№2
- «Что лишнее»- найти в каждой группе предмет, который не подходит к остальным. Назвать остальные предметы общим понятием.
- «Подбери одинаковые фигуры»- сравнивать предметы.
- «Найди, что задано» - найти на рисунке: только фрукты; только предметы похожие на квадрат; те, что сделаны из бумаги; только музыкальные инструменты, только насекомых, только птиц, только животных жарких стран.
ЗАНЯТИЕ№3
- «Лови шпиона»- найти лишнее понятие в каждой группе. Объясни своё мнение.
- «Закончи предложение»-закончить предложение одним из слов, данных в скобках и подходящим по смыслу. Повторить фразу целиком.
- «Сравни предметы между собой»- найти сходства и отличия.
ЗАНЯТИЕ№4
- «Лишние картинки»- называть несколько вариантов «лишних» картинок, объяснить свой выбор.
- «Отрицание» - решать задачи с отрицанием.
- «Составь пары»- соединять попарно подходящие друг другу предметы. Объяснить свои действия.
ОКТЯБРЬ:
ЗАНЯТИЕ№1.
1.»Найди общий признак»- какой признак объединяет предметы каждой группы.
2. «Назови одним словом»- подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов. Объяснить свой выбор.
3. «Составь пару»- к каждому предмету, изображённому в верхнем ряду, подобрать подходящий предмет из нижнего ряда. Составить предложение с каждой парой слов.
ЗАНЯТИЕ№2
- «Подбери слово»-к каждому слову подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Составить предложение с каждой парой слов.
- «Назови лишнее»-выбрать с учётом данного признака из трёх предметов один лишний. Подробно объяснить свой выбор.
- «Волшебники»- рассказать, во что превратятся следующие предметы.
ЗАНЯТИЕ№3.
- «Свойства»-проанализировать свойства изображённых предметов. Рассказать о том общем, что их объединяет.
- «Продолжи предложение»- закончить предложение, используя союз ЧТОБЫ. К началу фразы подобрать по 2-3 возможных варианта её продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.
- «Отгадай загадку»- отгадывать загадки, находить предмет-отгадку.
ЗАНЯТИЕ№4.
- «Продолжи ряд слов»- продолжать ряд слов, относящихся к одному обобщению. Назвать каждое обобщающее понятие.
- «Подумай и ответь»- внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать рассказ.
- «Сделай выбор»- из группы предметов выбрать один, который по какому-либо признаку от всех остальных. Объяснить выбор.
НОЯБРЬ:
ЗАНЯТИ№1.
- « Четыре сезона»- соединить попарно картинки с изображением одинакового времени года. Рассказать о признаках различных сезонов.
- «Закончи предложение»- закончить предложение, объяснив названное событие. Использовать конструкцию сложноподчинённого предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.
- «Доставь письмо»-рассмотреть планы. По очереди используя их, рассказать, каким путём, мимо каких объектов и какому ребёнку почтальон принесёт письмо.
ЗАНЯТИЕ№2.
- «Что лишнее и почему»-найти логическую связь между тремя предметами. Выделить предмет, отличающийся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
- «Закрой окошко»- выбрать какой из шести рисунков подходит вместо знака вопроса.
- «Подбери слово»- подбирать слова с противоположным значением. Составить с союзом А предложение, в котором будут оба антонима.
ЗАНЯТИЕ№3.
- «Найди главное слово»- выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие не существует, объяснить выбор.
- «Нелепицы»-проанализировать ситуацию, изображённую на рисунке. Подробно объяснить- в чём состоит её нелепость, неправдоподобность.
- «Найди разницу»- в ряду похожих геометрических композиций выбрать одну, отличающуюся расположением мелких дополнительных деталей. Объяснить выбор.
ЗАНЯТИЕ№4
- «Подбери заплатку к коврику» - какие заплатки подходят и почему.
- «Найди ошибку»- найти и подробно объяснить, в чём ошибочность предложенного высказывания.
- «Хорошо – плохо»- найти и подробно описать положительные и отрицательные стороны данных явлений, событий.
ДЕКАБРЬ:
ЗАНЯТИЕ№1.
- «Назови следующее слово»- не нарушая закономерности, называть следующее слово.
- «Логические цепочки»- найти логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду. Нарисовать недостающий элемент логической цепочки. Подробно объяснить свои действия.
- «Трудные вопросы» - прослушать рассказ и ответить на вопросы.
ЗАНЯТИЕ№ 2.
- « Расставь по порядку»-определять порядок рисования рисунков.
- «Заполни картинку»- находить каждой фигурке своё место в пустом окошке.
- «найди ошибку»- найти и подробно объяснить ошибку в предложенном сравнении. Используя по отдельности обе части каждого сравнения, самостоятельно составить два правильных суждения.
ЗАНЯТИЕ№3.
1 .«Опиши разницу»- найти и подробно описать различные черты двух сходных предметов (объектов).
2. «Подбери фигуры»- выбрать только те фигуры, что есть в прямоугольнике.
3. «Продолжи предложение»- на основании двух суждений сделать самостоятельное умозаключение.
ЗАНЯТИЕ№ 4.
- «Сравни предметы»- найти и подробно описать сходные черты двух различных предметов (объектов).
- «Назови номер»- называть номер выпавших фигур.
- «Пословицы»- объяснить, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Привести несколько примеров жизненных ситуаций, в которых уместно такое высказывание.
ЯНВАРЬ:
ЗАНЯТИЕ№1.
- «Подбери вторую половину»- подбери вторую половинку так, чтобы получился квадрат.
- «Чего не хватает»- подбирать недостающий фрагмент к картинки.
- «Рассказики»- объединить три далёкие по смыслу понятия в небольшом рассказе.
ЗАНЯТИЕ№2.
- « Собери целое»-какие фигуры надо соединить, чтобы получился прямоуг-к; какие фрагменты, надо соединить, чтобы получились квадраты и по горизонтали стояли одинаковые фигуры.
- «Планы»- найти и описать свой путь.
- «Подбери ключ и чья тень»-пространственное мышление.
ЗАНЯТИЕ№3
- «Назови предмет»-какой предмет составлен из нарисованных фигур.
- «Расставь слова по росту»- какое слово короче, какое длиннее; формировать способность отделять форму понятия от его содержания.
- «Волшебный напиток из ягод»- классификация.
ЗАНЯТИЕ№4
- «О чём рассказали пословицы»- выбрать верный вариант значения пословицы.
- «Подбери нужную картинку»-находить закономерности, объяснить выбор.
- «Дорисуй строчку до конца»-найти закономерности и дорисуй строчку.
ФЕВРАЛЬ:
ЗАНЯТИЕ№1.
- «Найди ошибки в составлении бус»-закономерности.
- « Что в начале, что потом»-закономерная последовательность.
- « Что было раньше»-умозаключения по рисунку.
ЗАНЯТИЕ№2.
- «Подбери пару»- умозаключения по аналогии.
- «Закончи предложение»- заканчивать по смыслу.
- «Чего больше»- решать смысловые задачки.
ЗАНЯТИЕ№3.
- « Найди одинаковые слова»- объяснять смысловую разницу.
- «Логические цепочки»- продолжать закономерности.
- « Что будет вместо знака вопроса?»- смысловые соотнесения.
ЗАНЯТИЕ№4.
- «Вопросы»- отвечать на вопросы по смыслу.
- « Антонимы»- заканчивать предложение.
- «Исправь ошибку»- произносить пословицы правильно.
МАРТ:
ЗАНЯТИЕ№1
- «Хорошо-плохо»- называть положительные и отрицательные моменты.
- «Чего не хватает»- посмотреть на картинки и сказать, каких деталей в каждом предмете недостаёт.
- « Весёлые задачки»- решать логические задачки.
ЗАНЯТИЕ№2
- «Составь предложение»-составлять из данных слов предложение.
- «Задачи на сравнение»- решать логические задачи.
- « Составь картинку из геометрических фигур»- пространственное мышление.
ЗАНЯТИЕ№3
- « Найди дорожку»- пространственное мышление.
- « Рассуждалки»- учить рассуждать.
- «Нелепицы»- полно и связно объяснять в чём нелепость ситуации.
ЗАНЯТИЕ№4
- «Подумай и ответь»-внимательно слушать и с помощью вопросов проанализировать сказку.
- «Начало-середина-конец»- определив начало события, его середину и конец, мысленно добавить к изображённым предметам любые действующие лица и подробно рассказать об их действиях в нужном порядке.
- « Для чего нужен»- назвать как можно больше функций одного предмета.
АПРЕЛЬ:
ЗАНЯТИЕ№1.
- « Детективы»- определять, кто оставил этот след.
- «Весёлые задачки»- решать логические юмористические задачки.
- «Расположи предметы разными способами»- закономерности.
ЗАНЯТИЕ№2
- «Чудесное домино»- выбирать основания для обобщения.
- «Что лишнее в каждом ряду фигур»- закономерности.
- « Помоги составить рассказ»- вставляя вместо картинок слова,составить рассказ и ответить на вопрос.
ЗАНЯТИЕ№3
- «Почему обиделся Миша»- объяснять, что дети делали правильно, а что нет.
- « Помоги героям помириться»- найти дорожку, соединяющую сказочных героев, помоги им помириться.
- « Ребусы»- учить решать ребусы.
ЗАНЯТИЕ№4
- « Решение ребусов»- закреплять умение решать ребусы.
- « Как слова дружили»- чем похожи между собой слова в каждой из строчек. Что их объединяет?
- « Найди подходящее слово»- выбирать слова с соответствующим признаком.
МАЙ
ЗАНЯТИЕ№1.
- «Приведи всё в порядок»- подбирать слова для определённых групп предметов, объединённых общим признаком.
- « Разгадай секретный шифр»- решение ребусов.
- « Логические задачи»-решать разные виды логических задач.
ЗАНЯТИЕ№ 2
- « Лабиринт»- помочь геометрическим фигурам попасть домой.
- «Калейдоскоп»-понаблюдай и раскрась.
- « Что будет, если…»-речь, фантазия, логическое мышления.
ЗАНЯТИЕ№3
1 «Хорошо-плохо» -моделирование с помощью цвета.
2. «Логические задачи»-решать и придумывать.
3. « Путаница»- находить лишние, не относящиеся к сюжету,
Предметы.
ЗАНЯТИЕ№ 4
1. «ДИАГНОСТИКА».