Признаки химических ракций. Реакции обмена
![Признаки химических ракций. Реакции обмена](https://i2.wp.com/5terka.com/images/him8gabrielan/him8gabrielan-262.png)
Практическая работа включает четыре опыта.
Опыт 1
Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой
Зажгите спиртовку (газовую горелку). Возьмите тигельными щипцами медную проволоку и внесите ее в пламя. Через некоторое время выньте проволоку из пламени и счистите с нее образовавшийся черный налет на лист бумаги. Опыт повторите несколько раз. Поместите полученный черный налет в пробирку и прилейте в нее раствор серной кислоты. Подогрейте смесь. Что наблюдаете?
Образовалось ли новое вещество при накаливании меди? Запишите уравнение химической реакции и определите ее тип по признаку числа и состава исходных
веществ и продуктов реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Образовалось ли новое вещество при взаимодействии оксида меди (II) с серной кислотой? Определите тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции и запишите ее уравнение.
1. При прокаливании медной проволоки медь окислятся:
![](https://i2.wp.com/5terka.com/images/him8gabrielan/him8gabrielan-262.png)
и образуется черный оксид меди (II). Это реакция соединения.
2. Образовавшийся оксид меди (II) растворяется в серной кислоте, раствор становится голубого цвета, образуется сульфат меди (II):
Это реакция обмена.
Взаимодействие мрамора с кислотой
Положите в небольшой стакан 1-2 кусочка мрамора. Прилейте в стакан столько соляной кислоты, чтобы ею покрылись кусочки. Зажгите лучинку и внесите ее в стакан.
Образовались ли новые вещества при взаимодействии мрамора с кислотой? Какие признаки химических реакций вы наблюдали? Запишите уравнение химической реакции и укажите ее тип по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
1. Мрамор растворился в соляной кислоте, произошла химическая реакция:
![](https://i2.wp.com/5terka.com/images/him8gabrielan/him8gabrielan-264.png)
Опыт 3
Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия
В пробирку налейте 2 мл раствора хлорида железа (III), а затем несколько капель раствора роданида калия KSCN - соли кислоты HSCN, с кислотным остатком SCN - .
Какими признаками сопровождается эта реакция? Запишите ее уравнение и тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
"Химия. 8 класс". О.С. Габриелян (гдз)
Практическая работа № 4 (4) | Признаки химических ракций. Реакции обмена
Опыт 1. «Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой»
Выполнение работы:
Внесём в пламя горелки медную проволоку, происходит нагревание меди и окисление ее на воздухе:
Произошла химическая реакция (выпадает осадок), при которой образовался черный налет - оксид меди (ІI).
Счистим образовавшийся налет на лист бумаги. Повторим опыт несколько раз. Полученный налет поместим в пробирку и прильём в нее раствор серной кислоты, смесь подогреем. Весь порошок растворится, раствор стал голубым:
Произошла химическая реакция (растворился осадок, изменился цвет системы), образовался сульфат меди (II) .
Опыт 2. «Взаимодействие мрамора с кислотой»
Выполнение работы:
Поместили в химический стакан кусочек мрамора, и прилили в стакан соляной кислоты, ровно столько, чтобы ей покрылся кусочек; наблюдаем выделение пузырьков газа:
Произошла химическая реакция (выделяется газ), мрамор растворился, выделился СО 2 . Внесли в стакан зажженную лучинку, она погасла, потому что СО 2 не поддерживает горение.
Опыт 3. «Взаимодействие хлорида железа(ІІІ) с роданидом калия».
Выполнение работы:
В пробирку налили 2 мл раствора хлорида железа (Ш), а затем несколько капель раствора роданида калия, раствор стал ярко-красным:
Произошла химическая реакция (изменился цвет
системы
).
Опыт 4. «Взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария».
Выполнение работы:
В пробирку налили 2 мл раствора сульфата натрия, затем добавили несколько капель хлорида бария. Наблюдаем выпадение белого мелкокристаллического осадка:
Произошла химическая реакция (выпадает осадок).
Вывод: Признаки реакций обмена: 1) изменение окраски реакционной системы; 2) выпадение осадка в реакционной системе; 3) выделение газа в реакционной системе.
Практическая работа №4. Химия 8 класс (к учебнику Габриеляна О.С.)
Признаки химических реакций
Цель: изучить признаки химических реакций, закрепить знания о типах химических реакций.Оборудование : пробирки, штатив для пробирок, нагревательный прибор, спички, пробиркодержатель, стакан на 50 мл, тигельный щипцы, медная проволока, лучинка, лист бумаги, шпатель.
Реактивы: растворы серной кислоты, хлорида железа (III), роданида калия, карбоната калия, хлорида кальция; мрамор, соляная кислота.
Опыт 1.
Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой.
Порядок выполнения работы :
1) Зажжем нагревательный прибор
Тигельными щипцами берем медную проволоку и вносим ее в пламя.
Через некоторое время вынимаем проволоку из пламени и счищаем с нее образовавшийся черный налет на лист бумаги.
Повторяем опыт несколько раз.
Наблюдаемые явления:
красная медная проволока в процессе нагревания покрывается черным налетом, т.е. образуется новое вещество.
Уравнение реакции:
2Cu + O 2 = 2CuO
Это реакция соединения.
Вывод:
2) Помещаем полученный черный налет в пробирку.
Добавляем к нему раствор серной кислоты и осторожно нагреваем.
Наблюдаемые явления:
черный порошок растворяется, раствор окрашивается в зеленовато-голубой цвет, т.е. образуются новые вещества.
Уравнение реакции:
2CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O
Это реакция обмена.
Вывод:
изменение окраски - признак химической реакции.
Опыт 2.
Взаимодействие мрамора с кислотой.
В стакан кладем 1-2 кусочка мрамора.
Добавляем в стакан соляную кислоту так, чтобы ею покрылись кусочки.
Наблюдаемые явления:
происходит бурное выделение бесцветного газа, "вскипание" раствора.
Зажигаем лучину и вносим ее в стакан.
Наблюдаемые явления:
лучинка гаснет.
Значит, образовавшееся новое вещество - углекислый газ.
Уравнение реакции:
Это реакция обмена.
Вывод:
выделение газа - это признак химической реакции.
Опыт 3.
В пробирку наливаем 2 мл раствора хлорида железа (III) FeCl 3 , а затем несколько капель раствора роданида калия KSCN.
Наблюдаемые явления:
раствор окрашивается в кроваво-красный цвет.
Уравнение реакции:
Это реакция обмена.
Вывод:
изменение окраски - это признак химической реакции.
Опыт 4.
Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция.
Порядок выполнения работы :
В пробирку наливаем 2 мл раствора карбоната натрия Na 2 CO 3 .
Добавляем несколько капель раствора хлорида кальция CaCl 2 .
Наблюдаемые явления:
выпадает белый осадок.
Уравнение реакции:
Это реакция обмена.
Вывод:
выпадение осадка - это признак химической реакции.
Общий вывод по работе: при выполнении практической работы были изучены признаки химических реакций, закреплены знания о типах химических реакций.
Авак Авакян
![](https://i2.wp.com/img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/122/503/122503006_C.gif)
ообщаю химическую «новость». Мои оппоненты, пытаясь сотворить «разгромные опровержения» моих Дрокинских геологических открытий, в своих опусах заявили, что концентрированная серная кислота, якобы, не реагирует с известняками и мраморами, а я, следовательно, такой «необразованный» и «вообще сумасшедший», что «в упор» не знаю этой «всем известной Истины». В качестве обоснования они приводят идею, что, якобы, серная кислота образует при этом гипс, который, будучи нерастворимым соединением, покрывает известняк или мрамор плёнкой, защищающей его от дальнейшего действия кислоты и, следовательно, «моментально блокирует» эту реакцию. Первым сий «перл» высказал Дмитрий Львович Брызгалов (преподаватель детсадовской продлёнки; в Интернете он пишет «помои» в мой адрес анонимно); затем эту же идею напечатал Борис Михайлович Лобастов (Красноярский студент геолог), сформулировав её с особым пафосом: «в геологии исследования на наличие карбонатов проводятся при помощи соляной кислоты, концентрация которой не превышает 10%. Почему бы не использовать серную, особенно высокой концентрации, она ведь сильнее? Всё дело в том, что при реакции серной кислоты и кальцита (карбоната кальция) образуется очень малорастворимое соединение — сульфат кальция (он же гипс), который моментально покрывает полностью поверхность карбонатов и останавливает тем самым реакцию.» (слово «останавливает » он выделил жирным шрифтом).
Весь сыр−бор из−за того, что я использовал серную кислоту 93% концентрации («аккумуляторную кислоту») для тестирования Дрокинских горных пород на наличие в них карбонатов (в первую очередь, кальцита), хотя «по инструкции» официальным геологам «предписано» использовать для этого тестирования соляную кислоту 10% концентрации. Увидев, что я делал тесты «не положенной» кислотой, мои критики набросились на меня, пытаясь доказать, что использованная мною кислота, якобы, не реагирует с кальцитом, и что я, следовательно, невежда, а все мои геологические результаты по окрестностям Дрокино — чушь шарлатана.
Откликаться на такого рода «перлы» мне, как правило, просто лень: ведь речь идёт не о сложной химической экзотике, а о банальных азах из школьного учебника. Но так как данный «перл» мои гòре−критики взялись истово множить и страстно «перепостить» с целью дискредитировать вообще все мои работы во всех областях, — я нашёл время, ЗАСНЯЛ эту химреакцию на ВИДЕО и разместил этот ВИДЕОРОЛИК на нескольких серверах; вот, кликайте на выбор (по первой ссылке — СКАЧИВАНИЕ ):
Длительность — чуть больше трёх минут. Сперва показан вариант проведения этой реакции посредством нанесения кислоты пипеткой на полированную поверхность мрамора; затем показана та же реакция в пробирке (кусочек этого мрамора помещается в пробирку с кислотой). За мрамор — СПАСИБО Игорю Юрьевичу Табакаеву (это — бой, то есть обломок, с кладбища Бадалык; не бойтесь: вандализма на кладбище никто НЕ совершал, это именно бой). Мрамор (настоящий, кладбищенский) — это самая инертная форма кальцита (с мелом эта реакция идёт ещё быстрее). Итак — нате видеофакт: эта реакция ИДЁТ (вопреки Брызгалову и Лобастову)! Просто мои якобы «сильно образованные» оппоненты «в упор» не знают, что, во−первых, гипс и в чистой воде хоть и плохо, но заметно растворим; и во−вторых — с серной кислотой он умеет реагировать сперва с образованием ГИДРОсульфата кальция Ca(HSO 4) 2 и далее — ассоциата CaSO 4 ×3H 2 SO 4 , а оба указанных соединения РАСТВОРИМЫ (см., например, «Аналитическая химия кальция; стр. 11»; либо «Курс аналитической химии. Том первый. Качественный анализ; Ф.П. Тредвелл, В.Т. Голл; 1946; стр. 292») и образуются тем охотнее, чем выше концентрация кислоты. Таким образом, в избытке концентрированной серной кислоты «мỳти» CaSO 4 вы НЕ увидите: получится прозрачный раствор Ca(HSO 4) 2 и CaSO 4 ×3H 2 SO 4 .
P.S. Удивляет «ватность» как таких критиков, так и поддакивающих им читателей. Ну неужели так трудно взять, да проверить? Ведь ни мрамор, ни серная кислота 93% не являются ни дефицитом, ни запрещёнными продуктами.