Поэма «Кому на Руси жить хорошо. Вопросы и задания к урокам К главе "Сельская ярмонка"
Свою позицию по отношению к Крестьянской реформе 1861 года Н.А. Некрасов выразил в стихотворении «Элегия»: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Как известно, страдания народа оставались неизменными и неискоренимыми, а в чем-то становились даже более глубокими.
Крепостные порядки свежи в памяти крестьянина, но и новые не принесли счастья народу.
Некрасов дает в своей поэме глубокий и широкий социальный «срез» тогдашней России, чтобы показать, что реформа ударила «одним концом по барину, другим по мужику». В пореформенное время и низы, и верхи являются по-своему несчастными.
Вопрос
Какие вопросы ставит Некрасов в своем произведении?
Ответ
Поэма состоит из четырех частей, связанных между собой единством сюжета. Эти части объединяет рассказ о семи мужиках, которых одолела великая «заботушка» узнать
Как ни на есть – доподлинно,
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?
«Счастлив ли народ?» – этот главный вопрос, волновавший Некрасова всю жизнь, поставлен им в центре поэмы; поэт не ограничивается прямым ответом – изображением народного горя и бедствий, а ставит вопрос шире: в чем смысл человеческого счастья и каковы пути его достижения?
Первая встреча семерых правдоискателей происходит с попом
Вопрос
В чем, по мнению попа, заключается счастье?
Ответ
«Покой, богатство, честь».
Вопрос
Почему сам поп считает себя несчастливым?
Ответ
Дороги наши трудные.
Приход у нас большой.
Болящий, умирающий,
Рождающийся в мир
Не избирают времени:
В жнитво и в сенокос,
В глухую ночь осеннюю,
Зимой, в морозы лютые.
И в половодье вешнее -
Иди куда зовут!
Идешь безотговорочно.
И пусть бы только косточки
Ломалися одни, -
Нет! всякий раз намается,
Переболит душа.
Не верьте, православные,
Привычке есть предел:
Нет сердца, выносящего
Без некоего трепета
Предсмертное хрипение,
Надгробное рыдание,
Сиротскую печаль!
Аминь!.. Теперь подумайте.
Каков попу покой?..
Вопрос
Как в этой главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
Ответ
Поля совсем затоплены,
Навоз возить – дороги нет,
А время уж не раннее –
Подходит месяц май!»
Нелюбо и на старые,
Больней того на новые
Деревни им глядеть.
Ой избы, избы новые!
Нарядны вы, да строит вас
Не лишняя копеечка,
А кровная беда!..
Главным героем некрасовской поэмы является народ. Это центральный образ эпопеи.
«Сельская ярмонка»
После встречи с попом мужики-правдоискатели попадают на сельскую ярмарку. Здесь перед нами предстают разнообразные крестьянские типы. Охарактеризуйте некоторых из них.
Ответ
Вавилушка пропил деньги, предназначенные для покупки ботиночек внучке. Крестьяне покупают портреты генералов и бульварную литературу. Посещают питейные заведения. Наблюдают за представлением Петрушки, оживленно комментируя происходящее.
Вопрос
Вопрос
Кто такой Павлуша Веретенников? Какова его роль в этой главе?
Ответ
Павлуша Веретенников (ч.1, гл. 2, 3).
Занимаясь собиранием фольклора, пытается сохранить богатство русской речи, помогает купить ботиночки внучке Ермила Гирин, но он не способен в корне изменить тяжелую крестьянскую жизнь (у него и цели-то такой нет).
«Счастливые»
Вопрос
Приведите примеры так называемого «крестьянского счастья».
Ответы учеников
Вопрос
Почему несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?
В поэме множество крестьянских портретов – групповых и индивидуальных, нарисованных подробно и мимоходом, несколькими штрихами.
В портретных характеристиках передан не только внешний вид крестьян, в них мы читаем историю целой жизни, заполненной непрерывным изнурительным трудом.
Досыта не едавшие,
Несолоно хлебавшие,
Которых вместо барина
Драть будет волостной. –
так выглядят пореформенные крестьяне. Уже сам выбор названий деревень, в которых они живут: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино и т.д. – красноречиво характеризуют условия их жизни.
Задание
Дайте портретную характеристику крестьян и прокомментируйте ее.
Ответ
Яким Нагой (ч. I, гл.3) – правдоискатель. Побывав в тюрьме за то, что «с купцом тягаться вздумалось»,
Как липочка ободранный,
Вернулся он на родину...
Тяжела жизнь Якима Нагого, но сердце его тянется к правде и красоте. С Якимом случается история, которая впервые в поэме ставит под сомнение собственнический, денежный критерий счастья. При пожаре Яким прежде всего спасает не трудовые деньги, накопленные за долгую жизнь, а картинки, купленные сыну, на которые тот любил смотреть. Картиночки оказались дороже целковых, хлеб духовный – выше хлеба насущного.
Яким Нагой – это личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе превратно.
Ермил Гирин (ч. I, гл. 4)
Вывод
Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы – русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер Крестьянской реформы и ухудшение народной участи.
Вопрос
Какие помещики выведены в поэме?
Ответ
В конце главы 4 появляется помещик, которому посвящена заключительная глава части I, Оболт-Оболдуев. Его «ухватки молодецкие» и внешне благополучный облик резко контрастируют с той тоской, которая поселилась в душе этого крепостника. Прошли те времена, когда желание его было «законом», когда «дышала грудь помещичья // Свободно и легко». Разрушается помещичья усадьба, мужики не проявляют прежнего благочиния, не верят его «слову честному», смеются его неуклюжей приспособляемостью к новым порядкам, негодуют на его алчность, когда он к прежней барщине и сегодняшнему оброку добавляет денежную дань и подношения, выматывая силы крестьян, которых ненавидит.
Облик князя Утятина отнюдь не такой благодушный, как в случае с Оболтом. У «Последыша» хищный взгляд (как рысь высматривал // добычу»), «нос клювом, как у ястреба», он демонстрирует физическое и умственное вырождение, ибо черты паралитика соединились с явным сумасшествием.
В поэме гневно изображается помещик Поливанов, помещик-офицер Шалашников.
Вопрос
Какие приемы использует Некрасов при изображении помещиков?
Ответ
Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и речевых характеристиках.
При характеристике князя Утятина используется сатира, соединенная с фарсом. Его крестьяне ломают перед ним «комедь», устраивают розыгрыш своего пребывания при крепостном праве.
Вопрос
Ответ
Вопрос
Каковы общие черты помещиков, изображенных в поэме?
Ответ
Сатирически, изображая представителей верхов, Некрасов показывает их озлобленность, недовольство новыми порядками, шаткость их положения, бессилие. Это свидетельство их кризиса, трагедийного переживания гибели старых порядков. Нет среди этих верхов людей по-настоящему счастливых, хотя в народе они по-прежнему прозываются «счастливцами».
Вопрос об авторском замысле поэмы вызывает среди литературоведов частые споры. К.И.Чуковский полагал, что вопрос о благополучии помещиков, священников, купцов, царских сановников и самого царя был выдвинут в поэме лишь для маскировки подлинного идейного замысла. Исследователь М.В.Теплинский убежден, что в поэме вообще не поставлена задача найти счастливого: «центральный авторский замысел – поиски путей к народному счастью», постижение того, что такое счастье.
В поисках счастливого семеро крестьян-правдоискателей встречаются со многими людьми, и перед читателем встает картина бедствий на многострадальной Руси.
Литература
Дмитрий Быков. Николай Алексеевич Некрасов // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999
Ю.В. Лебедев Постижение народной души // Русская литература XVIII–XIX веков: справочные материалы. М., 1995
И.Подольская. Некрасов / Н.А. Некрасов. Сочинения. Москва: Правда, 1986
Н.Скатов. Некрасов.
И.А.Фогельсон. Литература учит.
Школьная программа 10 класс в ответах и решениях. М., СПб., 1999
1. Пролог
- В чем суть спора между мужиками? Какую клятву дают они в конце «Пролога»?
- Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»?
- Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период?
- Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» - это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской?
2. К главе "Поп"
- Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли
- Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
- Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское
- Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?
3. К главе "Сельская ярмонка"
- Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
- Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?
- Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?
- Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?
- Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?
- Кто является главной героиней этой главы?
- Расскажите, как проходила жизнь Матрены до замужества?
- Была ли она когда-нибудь счастлива?
- Какой Матрену видят странники?
- Как сложилась жизнь Матрены в замужестве?
- Что мы узнаем о Савелии? Почему его называют богатырем?
- Какие несчастья настигали Матрену в ее жизни?
- Почему Матрену называют губернаторшей?
- О чем говорится в бабьей притче?
Вступление:
- По какому поводу крестьяне устроили пир?
- Как крестьяне собирались распорядиться поёмными лугами? Что давала сдача их на подати?
1. Горькое время - горькие песни:
- О чем поётся в горьких песнях?
- Охарактеризуйте холопа примерного Якова Верного.
- Как он выражает свой протест против господ?
- Какой характер носит его протест?
- Какова идейно-композиционная роль его образа в поэме?
- Кого считают крестьяне самым большим грешником?
2. Странники и богомольцы:
- Каких странников можно было встретить на Руси?
- Почему великими грешниками считают Кудеяра и пана Глуховского?
- Охарактеризуйте облик Кудеяра-атамана из легенды «О двух великих грешниках».
- Какой аллегорический смысл заключен в легенде о Кудеяре?
- Какой путь борьбы за свободу народа показывает Некрасов на примере Кудеяра?
- Как этот образ соотносится с образами «праведников» и «грешников» в литературе XIX века?
3. И старое и новое:
- В чем заключается крестьянский грех?
- Как история, которую рассказал Игнатий Прохоров, изменила настроение крестьян?
- О чем говорит с мужиками Гриша? Как его слова воздействуют на крестьян?
- О чем поет солдат Овсянников? Что мы узнаем о нем? Как крестьяне помогли солдату?
4. Доброе время - добрые песни:
- Что мы узнаем о Грише Добросклонове?
- С какими образами русской литературы XIX века созвучен образ Гриши Добросклонова? Какие реальные прототипы могли у нет быть?
- Почему Некрасов делает своего героя поэтом?
- Что можно сказать о его поэтическом таланте?
- Прочитайте песни Гриши: «Соленая», «Средь мира дольного», «В минуты унынья, о родина-мать…», «Русь».
- Какие проблемы в них поднимаются?
- Как они характеризуют Гришу?
- Как в песнях выражается вера автора в силы русского народа?
- Каковы жизненные позиции Григория?
- С какой целью автор сообщает нам о его юности?
- Какой путь выбирает он себе? Что ему готовит судьба?
- Черты романтического или реалистического стиля преобладают в изображении Гриши Добросклонова? Подтвердите свои суждения текстом.
- Какой образ России рисует автор в главе «Пир на весь мир»?
- Как Гриша характеризует свою Родину?
- Каким он представляется нам как автор песни «Русь»?
- Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики?
- Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?
Пояснительная записка
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является ключевой в творчестве Н.А.Некрасова. Её изучение предусмотрено в рамках традиционной программы по литературе в 10 классе. На изучение произведения отводится 5 часов.
Предлагаемый материал содержит подробный, развёрнутый план урока «Замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка", «Пир на весь мир».
Разработка может быть использована учителями литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.А.Некрасова.
Замысел, история создания, композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка", «Пир на весь мир»
Цель : Определить проблему поэмы, ее историческую значимостьЗадачи:
Образовательные:
1. Познакомить с историей создания поэмы, с ее композицией.
2. Определить замысел автора через анализ “Пролога” (фольклорные, эпические мотивы, мотив дороги) для дальнейшего целостного восприятия произведения.
3. Обучить сопоставлять и обобщать факты, логически и аргументировано мыслить и высказываться, вырабатывать внимание к художественному слову.
Развивающие:
1. Развитие коммуникативных, исследовательских компетенций, диалогичность мышления, творческое саморазвитие, возможность реализовать себя в разных видах деятельности, рефлексии.
Воспитательные:
1.Пробудить интерес к поэме, побуждающий к ее прочтению
2 Воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе.
3.Формирование личности, способной ориентироваться в социокультурном пространстве: готовность к самостоятельному духовному освоению художественных ценностей.
Оборудование : мультимедийный проектор
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Слово учителя. Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.
Сегодня мы будем говорить о поэме – эпопее «Кому на Руси жить хорошо?»
Дома вы должны были найти ответ на вопрос: Что значит «поэма-эпопея»?
Поэма – это крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала.
Эпопея- родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:
В жанровом отношении «Кому на Руси жить хорошо» во многом ближе к прозаическому повествованию, чем к лирико-эпическим поэмам, свойственным русской литературе первой половины XX в.
1. Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.
2. Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.
2. Знакомство с историей создания поэмы, его композицией(сообщение ученика)
История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Замысел поэмы. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - эта строка из «Элегии» объясняет позицию Н.А. Некрасова по отношению к Крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их былой власти,
А на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после Крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых - как и во всей России - нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, - синоним представителя привилегированных классов. (Ср. «…но счастливые глухи к добру» - «Размышления у парадного подъезда».) Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику». 2. История создания поэмы и ее композиция. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.
2) Композиция – построение произведения.
(На экране)
Поэма включает 4 части. Перед учёными встал вопрос о последовательности частей. Большинство пришло к выводу, что вслед за первой частью следует «Крестьянка», затем «Последыш», в заключение «Пир на весь мир». Доводы: в первой части и в «Крестьянке» изображён старый, отживший мир. В «Последыше» - гибель этого мира. В «Пире…» - признаки новой жизни. В некоторых изданиях поэма напечатана в следующей последовательности: первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».
3. Анализ главы «Пролог»
Обратимся к началу произведения, к главе, которая называется «Пролог», то есть к зачину. Давайте его фрагмент (читает один из учеников). Каковы особенности языка? Некрасову удалось передать богатство и выразительность народного языка? Определите стихотворный размер поэмы.
(Много уменшительно-ласкательных суффиксов, инверсии – «до полдня вышел из дому», «спор затеяли»; постоянные эпитеты – зайка серенький, тени черные, солнце красное гиперболы – «А их глазищи желтые горят, как воску яркого четырнадцать свечей»
Какие еще художественно-выразительные средства использует автор – сравнения- «Горят, как воску ярого четырнадцать свечей!» , метафоры – «зажглися звезды частые»; олицетворения – «Ой тени, тени черные, кого вы не нагоните? Кого не перегоните?»,
«Проснулось эхо гулкое, пошло гулять-погуливать».
- А какие еще приемы сближают поэму с фольклором? (стилевая манера фольклорного повествования, песни, загадки - Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела - а живет оно,
Без языка – кричит;
пословицы, поговорки, фразеологизмы – втемяшится в башку какая блажь - Колом ее оттудова не выбьешь; «глядел - умом раскидывал»,сказочные мотивы – «скатерть-самобранка», говорящие животные). Также не случайно автор говорит о семи мужиках, именно число семь являлось священным числом на Руси.
Поэма написана “свободным” языком, максимально приближенным к простонародной речи. Стих поэмы исследователи называют “гениальной находкой” Некрасова. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость.
Таким образом мы можем сделать вывод, что в своем произведении А.Н.Некрасов использует сказочный зачин, автор стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом - во всем ее историческом значении и географической необъятности+ авторская ирония над несформированным сознанием крестьянина.
- Давайте обратимся к сюжету пролога:
Повествование поэмы начинается с загадки, попробуйте ее разгадать
В каком году - рассчитывай,
В какой земле – угадывай…(1 строфа)
(Земля - вся Русь: нищая, разоренная голодная.Год - время “временнообязанных” крестьян (раскрытие термина)? Освобождение крестьян из любой точи России (говорящая топонимика)
Вывод
: оседлая Россия начинает сдвигаться с места. Давайте докажем это примерами из текста:
Неосознанный еще шаг крестьян – уход из дома (но одновременно у многих)
Случайная встреча + объединение и путь рядком.
А какой путь лежит перед ними? Они не знают.
Мотив “Поди туда не знаю, куда.
Какую проблему ставит автор в первых главах романа? (Проблема народного счастья после отмены крепостного права)
Какие чувства, которые испытывал к своему народу Н.А.Некрасов, нашли отражение в «Прологе» (Сострадание, жалость)
Почему мужики там мало просят у скатерти – самобранки? (Потому что им в голову не приходит мысль о даровом богатстве, они просят только то, что им необходимо)
- Составьте синквейн на тему: «Герои поэмы»
Пример:
мужики
голодные, несчастные
спорят, ищут, думают
кому вольготно на Руси
народ
4.Вопросы и задания для обсуждения главы "Поп", «Сельская ярмонка». Составление таблицы
Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? (Нет, не нашли, мужикам попадаются в основном «люди малые» - крестьяне, мастеровые, нищие, солдаты. У них путники ничего даже не спрашивают: какое уж тут счастье?
Поп себя считает несчастливым, потому что счастье, по мнению попа, заключается в трех вещах: «покой, богатство, честь», а этого, после отмены крепостного права, теперь нет.
Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? Крестьянин сам нуждается И рад бы дал, да нечего…, автор с жалостью относится к крестьянам:
Нет сердца, выносящего.
Без некоего трепета
Предсмертное хрипение,
Надгробное рыдание,
Сиротскую печаль!
Составим таблицу (в дальнейшем ученики дополнят данную таблицу другими примерами)
Глава Герой Причины несчастья
«Поп» Солдаты Солдаты шилом бреются,
Солдаты дымом греются,-
Какое счастье тут?
«Поп» Поп Нет покоя, богатства и чести
Вопросы и задания для обсуждения главы "Сельская ярмонка",«Пир на весь мир»
Что, по мнению Некрасова, мешало крестьянам быть счастливыми? Какие лучшие и худшие черты русского национального характера изображает Некрасов в поэме? Составим кластер (кластер составляется в любом виде)
Крестьяне –драки, пьянство, лень, грубость, необразованность, НО - доброта, простодушие, взаимовыручка, искренность, трудолюбие
4. Самостоятельная работа учеников.
Ответьте письменно на вопросы:
Кто такой Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить?
Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки "с картинами и книгами"? Каково его отношение к народному просвещению?
Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?
Выводы.
Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Вместе с тем в задачу автора входило и сатирическое изображение "верхов", где поэт следует гоголевским традициям. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна, прежде всего, потому, что на протяжении времени менялся его замысел, произведение так и осталось незавершенным, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов.
Викторина
1. Кто больше?
Назовите названия деревень, из которых явились мужики? (Заплатово, Знобишино, Дыряево, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка).
2. Назовите имена героев поэмы? (Роман, Демьян, Иван, Митродор, старик Пахом,Пров,Лука).
3. Кому, по мнению героев поэмы, живется весело, вольготно на Руси? (помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможному боярину, министру государеву, царю).
Поэма - эпопея посвящена крестьянину (русскому человеку), оказавшемуся на распутье (этот образ неоднократно появляется в тексте), ищущему себя и свой путь в жизни.
Первые главы подготавливают читателя к восприятию и пониманию замысла поэмы - показать Русь в переломный момент.
III. Рефлексия.
- Как вы думаете, знал ли сам Некрасов ответ на вопрос, вынесенный в заглавие поэмы?
Глеб Успенский так передает свой разговор с Некрасовым: «Однажды я спросил его: «А каков будет конец «Кому на Руси жить хорошо»?» А вы как думаете?
Некрасов улыбался и ждал.
Эта улыбка дала мне понять, что у Н.А. Некрасова есть на мой вопрос ка¬кой-то непредвиденный ответ, и, чтобы вызвать его, я наудачу назвал одного из поименованных в начале поэмы счастливцев. Этому? - спросил я.
- Ну вот! Какое там счастье!
И Некрасов немногими, но яркими чертами обрисовал бесчисленные черные минуты и призрачные радости названного мною счастливца. Так кому же? - переспросил я.
И тогда Некрасов, вновь улыбнувшись, произнес с расстановкой: ….»
- Каковы ваши предположения? (ответы ребят)
Конец цитаты:
- Пья-но-му!
Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи дерев¬ням: Горелову, Неелову и т.д. Деревни эти «смежны», стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого кабака встречают они спившегося человека, «подпоясанного лычком», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо.
- Такой ли ответ даёт сама поэма? Об этом мы будем говорить на следующих уроках и, может быть, изменим это мнение
Домашнее задание
: Дочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо». Закончить заполнение таблицы.
1.
2. Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе
3. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период?
4. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» - это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской?
1.
2. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
3. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
4. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?
1. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?
4. Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?
5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?
Вопросы и задания для обсуждения «Пролога»
5. В чем суть спора между мужиками? Какую клятву дают они в конце «Пролога»?
6. Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе
7. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период?
8. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» - это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»
5. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
6. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
7. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
8. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»
6. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
7. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?
9. Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?
10. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?
Вопросы и задания для обсуждения «Пролога»
9. В чем суть спора между мужиками? Какую клятву дают они в конце «Пролога»?
10. Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе
11. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период?
12. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» - это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»
9. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
10. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
11. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
12. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»
11. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
12. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?
14. Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?
15. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?
1. Что такое счастье, в представлении мужиков?
2. Кому задают вопросы (подробности описать ответы)?
3. Почему в перечне счастливцев не оказалось бедных людей?
4. Меняют ли ходоки свои представления о счастье по ходу произведения?
5. Находят ли они счастливого? Кто это? В чем его счастье?
6. Почему поэма не закончена?
7. За кем будущее Руси, почему?
Ответы
1. У каждого из мужиков свое представление о счастье. Один считает что счастлив боярин, другой дворянин и так далее.
2. Вопросы задают встретившимся им на пути людям.
Спросили у Попа, а хорошо ли ему живется, и он сказал им, что счастье в понимании человека есть богаство и покой, но не тем не другим поп не обладает. Он бескорыстно помогает людям и постоянно страдает душой, видя убитых горем женщин и стариков.
Потом мужики заглядывают на ярмарку. Там видят старика Вавила, который не может купить своей внучке башмачки, потому что он пропил все свои деньги. Мужички понимают что трезвому на Руси жить плохо.
Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.
Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живет Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.
До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для нее та ночь,
когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины. Правда, муж любил ее и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свекра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего. Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнется, да не ломится».
Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребенка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие ее ребенка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у нее родилось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: ее мужа в обход законов забрали в солдаты. Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья.
По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно - так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от ее счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.
В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трех лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину свое усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.
Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни - барщинную, голодную, солдатскую, соленую - и истории о крепостном времени. Одна из таких историй - про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова. Самодур Поливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе еще большую любовь. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребенком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову - единственно доступным ему, лакейским способом. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провел ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.
Еще одну историю - о двух великих грешниках - рассказывает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского.
Мужики-странники слушают и историю еще одного грешника - Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.
4. Да меняется. Мужики, после услышанной истории про Ермила Гирина, переосмыслили свое понимание о счастливом человеке. Теперь в их понимании счастливчиком являлся человек, который был предан Родине и занимался благими делами, которые ему самому нравились.
5. В конце своего пути мужики находят одного счастливца - это семинарист Гриша Добросклонов. Его счастье заключается в том, что он высоконравственный человек и видит в бескорыстном служении народу.
6. Над этой поэмой автор работал до конца своей жизни, но не закончил ее. Некрасов очень сожалел об этом. Вся поэма проникнута бесконечной любовью автора к родному народу, к родной земле. А также он ярко раскрывает перед нами целую эпоху жизни крепостных крестьян, их мысли, чувства и борьбу против угнетающего их мира помещиков и буржуазии.
7. Будущие Руси в руках тех людей, которые оценивают свое счастье не деньгами.