План характеристики древней цивилизации хеттского царства. Цивилизация Хеттов
![План характеристики древней цивилизации хеттского царства. Цивилизация Хеттов](https://i1.wp.com/drevniy-egipet.ru/wp-content/uploads/2016/02/-%D1%85%D0%B5%D1%82%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8-e1455876305574.png)
Политическая интеграция Восточной Анатолии. Хеттское царство в XVIII-XV вв. В начале II тысячелетия складывается более пестрая система номовых государств.
Через систему торговых колоний шла международная торговля.
Учащаются военные столкновения номовых государств. В первой половине XVIII в. происходит объединение большей части Восточной Малой Азии царями Куссара - Питханой и Аниттой.
Анитта стал подлинным основателем «Хеттского» царства.
Древнехеттский период (XVIII-XVI вв.) сильны традиции родового строя. Хеттские цари правили, опираясь на народное ополчение, составлявших в то же время войсковое народное собрание - панкус. Деятельностью панкуса в значительной степени руководил совет «тулия» (верхушка панкуса, нечто вроде старшей дружины). Важное место в последней занимали члены царского. Преемником царя делался сын его сестры. Панкус и тулия существенно ограничивали власть царей.
На исходе XVIII в. династия Анитты сошла на нет, уступив власть другому царскому дому. При одном из царей этой династии, Лабарне I (ок. 1675-1650 гг.) формирование государства было завершено. Лабарна раздвинул границы Хеттского царства «от моря до моря. Его племянник-преемник Хаттусили I (ок. 1650-1625 гг.) перенес столицу в Хаттусу. Новым престолонаследником был назначен его усыновленный внук Мурсили, вскоре ставший соправителем деда. Уже в единоличное правление Мурсили I (ок. 1625-1590 гг.). Этот могущественный правитель аннексировал Халпу, разгромил хурритов Верхней Месопотамии, а в 1595 г. совершил поход на отдаленный. Низвергнув династию Хаммурапи, Мурсили возвратился домой с огромной добычей.
Хеттская знать, однако, не желала подобного роста царского могущества. Мурсили был убит мужем своей сестры. В течение нескольких десятилетий не прекращались дворцовые смуты. По мере нарастания кризиса знать захватывала все больше власти. Апогеем ее успехов явился знаменитый декрет царя Телепину (правил ок. 1530-1500 гг.), предоставлявший тулии право судить и казнить царей, а заодно установивший жесткий порядок престолонаследия, лишавший царя возможности выбирать преемника по своей воле. Наконец, без согласия тулии царь не мог казнить ее членов и ни при каких обстоятельствах не имел права конфискации их имущества.
Среднехеттский период (первая половина XV в.). В это время хеттские цари без большого успеха принуждены были бороться с Митанни. Ок. 1450 г. удачливый узурпатор, приняв тронное имя Тудхалии (II), основал новую хеттскую династию. Время ее правления образует Новохеттский период (середина XV - начало XII в.).
В период Древнего царства еще значительна роль народного собрания – панкуса, в который входили воины (часть свободного населения царства Хатти) и высшие сановники. Собрание выполняли юридические и религиозные функции, но с течением времени значение его сильно снизилось и сам институт отмирает.
Новохеттское царство. Внутренняя и внешняя политика хеттских царей. Хеттские законы. Упадок государства. Царь стал абсолютным правителем и сам назначал себе преемника, так что отныне дворцовые перевороты не перерастали в смуту. Характерно, что члены нового, этнически хурритского царского дома принимали хеттские тронные имена и считали государства хурритов своими злейшими врагами, однако именно в период их правления хеттская культура все больше поглощается хурритской. В XIII в. даже государственный пантеон был почти целиком заимствован у хурритов.
Великая Новохеттская держава (XIV-XIII вв. до и. э.). Гибель Хеттского царства
В начале XIV в. в Хатти приходит к власти узурпатор Суппилулиума I (ок. 1380-1335 гг.) - блестящий политик и полководец. Он смог полностью восстановить силы Хеттского царства, покорить почти всю Малую Азию и в итоге двух больших войн победить Митанни.
Все успехи, однако, грозили хеттам роковыми последствиями. Государственные таланты Суппилулиумы поставили под власть хеттов огромные пространства, контроль над которыми намного превышал естественные политические возможности Хеттского царства. Впрочем, Мурсили II (ок. 1335-1305 гг.), еще мог сохранять наследство отца в полном объеме. Разгромил Арцаву, Хеттские действия затронули и Миллаванду. Затем Мурсили довел до конца войну с Египтом, заключив выгодный для хеттов мир с фараоном Хоремхебом. Успешно отбросил Ассирию, а на севере систематически громил области касков. Вторую половину XIV в. можно считать апогеем хеттского могущества.
При преемниках Сети I начал широкомасштабное контрнаступление в Сирии - Палестине, продолженное затем Рамсесом И. В целом это контрнаступление оказалось для египтян достаточно успешным, несмотря на поражение Рамсеса II в грандиозной битве при Кадеше (1286 г.). На протяжение всего XIII в. запад Малой Азии стремился отложиться от хеттов при помощи правителей Ахейской Греции. В то же самое время Ассирия раз за разом вторгается в Верхнюю Месопотамию и пытается овладеть долинами Верхнего Тигра и Верхнего Евфрата. Положение спас очередной узурпатор, Хаттусили III (вторая четверть XIII в). Как царь Хаттусили проявил себя прежде всего незаурядным дипломатом. В 1270 г. он заключил мирный и союзный договор с Египтом.
При последних хеттских царях - Тудхалии IV и двух его сыновьях, Хеттское царство ведет борьбу на два «фронта» - в Верхней Месопотамии и Западной Малой Азии. Своего рода третьим «фронтом» становится раздор между великими хеттскими царями и их родичами. Тудхалия IV смог в конце концов восстановить положение на западе. С Ассирией, однако, он воевал в целом безрезультатно. Последний хеттский царь, по иронии судьбы носивший имя Суппилулиумы (И ), снова захватил Кипр. Около 1180 г. на них одновременно обрушиваются три нашествия. Народы Эгеиды («народы моря). В то же время каски, новая волна фрако-фригийцев («мушков»). Новохеттская государственность погибла навсегда. Новообразованное государство, с центрами в Каркемише и Мелиде, считалось восстановленным Хеттским царством, однако говорили и писали в нем уже только по-лувийски. К тому же оно вскоре распалось на множество осколков. Все они в конце VIII в. до н. э. оказались захваченными Ассирией.
Социально-экономический и государственный строй хеттского общества . Основой хеттской экономики было производящее сельское хозяйство. Широкого распространения достигло животноводство. В середине II тысячелетия развивается коневодство.
Земледелие у хеттов зависело прежде всего от обилия атмосферных осадков - искусственное орошение было возможно только в ограниченных масштабах. Большую роль играло садоводство и виноградство.
Развитие ремесла. Особую роль здесь играла металлургия.
Главное общественное богатство - земля - принадлежало государству либо общинным коллективам городов и сел. Государственные земли находились в непосредственном или общем распоряжении царя. Значительную долю государственной земли составляли крупные хозяйства, служившие для обеспечения лично царя и членов его рода, центральной администрации, различных государственных учреждений и храмов, а также условные держания должностных лиц. Храмовые земли контролировались царем, но на деле представляли собой автономные корпоративные хозяйства.
Основными видами государственной эксплуатации были саххан - обязательная служба царю(а также налоги) и луцци - трудовая повинность. В общинном секторе свободно осуществлялась купля-продажа земли. Общины носили территориальный характер. И в частно-общинном, и в государственном секторах широко применялся также труд рабов в, наемников и др.
Хеттское сословное деление не совпадало с классовым. С точки зрения хеттских законов, все население страны делилось на две группы, различавшиеся по свободному или принудительному характеру труда. В первую из этих групп - сословие «свободных» - входили лица, освобожденные от повинностей в пользу государства и храма. Второе сословие - «несвободные» - включало всех лиц, на которые распространялась государственная и храмовая эксплуатация. Соответственно, они, как и все «несвободные», могли именоваться «рабами». Положение «несвободных» было весьма разнообразным: среди них находились и рабы в точном смысле слова, и кабальные должники, и наемники, и крепостные землепользователи, и, наконец, крепостные землевладельцы, которые были иногда достаточно богаты, чтобы иметь собственных рабов. Независимо от сословия, лица, стоявшие вне общин, часто стремились приобрести членство в одной из них, купив участок общинной земли.
Государственный строй хеттов отличался известной рыхлостью, некоторыми чертами конфедеративности. Система вассально-союзных договоров привязывала все образования к хеттской короне. Такое положение дел привело к бурному развитию хеттской дипломатии.
Верховную власть представлял «великий царь» (табарна). Важную и самостоятельную роль играла царица. Хеттская культура
Хеттская цивилизация была плодом многовекового сосуществования и синтеза нескольких этнокультурных традиций. Ее ядром служило наследие индоевропейских «хеттов»-наситов. С другой стороны, ассимилировав в XVII-XVI вв. до н. э. абори-генов-«хатти», хетты впитали и их культуру. Сложившись в поле влияния гораздо более ранней и развитой цивилизации Месопотамии, хеттское общество усвоило многие месопотамские достижения и нормы (прежде всего клинопись). Наконец, в XV-XIII вв. до н. э. хетты подвергаются сильнейшему культурному влиянию хурритов (особенно на верхушку общества) и лувийцев (в основном на массовом уровне), при сохранении официальной неситской традиции.
Все это обусловило синкретический облик хеттской религии. Источники говорят суммарно о «тысяче богов и богинь Хатти», но практическое значение имел культ гораздо меньшего числа божеств. Верховным богом, покровителем государственности считался по индоевропейской традиции Бог Грозы, отождествлявшийся с громовниками многих традиций разом, от неситского Пирвы до хурритского Тессоба (с которым в конце концов и слился). Он изображался с пучком молний и боевым топором в руках, являясь одновременно военным божеством. Не меньше почиталась Богиня Солнца города Аринны, по происхождению хаттская; ее считали супругой Бога Грозы. Известно и божество солнца мужского рода. Популярны были боги и богини плодородия, к числу которых относился и хаттский Телепину - умирающее и воскрешающее божество, связанное со сменой времен года. К киликийским богом плодородия был Сандон, изображавшийся с огромной виноградной кистью. Исключительным влиянием пользовалась хурритская богиня любви, разрушения и войны Сауска, отождествленная с месопотамской Иштар; не исключено, что именно благодаря ее культу хетты превратились в греческих воспомина-ниях в полусказочных малоазиатских амазонок. Незначительный бог ворот Апуллуна стал, по-видимому, прообразом греческого Аполлона. Существовали культы быка, льва, других священных животных и птиц. В результате постепенной систематизации культов в XIII в. до н. э. был создан единый общегосударственный пантеон, состоявший преимущественно из хурритских богов. Его представляют скальные рельефы Язылыкая близ Хаттусы, изображающие две встречные процессии мужских и женских божеств, стоящих на зверях и птицах; по-видимому, они участвуют в обряде священного брака возглавляющих их бога и богини. Среди сохранившихся произведений хеттской литературы весьма интересны назидательные рассказы, а также подробные царские «анналы» и «автобиографии», составлявшиеся, вероятно, писцами, но несущие на себе явный отпечаток личности заказчика-царя. Яркие по образности, подчеркивающие наиболее драматические моменты истории, эти тексты проводят также определенную этическую концепцию, важной чертой которой было своеобразное ры-царственное великодушие: хетты любили подчеркивать, что они не делали зла иначе, как в ответ на зло, и даже тогда могли отказаться от мести поверженному врагу, морально превозносясь над ним. В детальной «автобиографии» Хаттусили III этот царь считает нужным специально оправдать перед аудиторией свержение племянника, ссылаясь на нестерпимые притеснения с его стороны, санкцию Сауски-Иштар, своей покровительницы, и Божий суд, выразившийся в самом успехе его узурпации. Хеттская верхушка чрезвычайно интересовалась собственным и чужим прошлым. В архиве Хаттусы сохранились тексты, повествующие о царях Аккада (воспринимавшегося, кстати, как своего рода образец великой державы). На хеттский язык были
переведены многие произведения ближневосточной литературы (в том числе «Эпос о Гильгамеше», хурритские мифы и др.).
Многоязычие Анатолии, необходимость поддержания международных связей привели к бурному развитию хеттской лексикографии. Известны трехъязычные хетто-шумеро-аккадские словари. Важным памятником хеттской культуры является знаменитый трактат по коневодству, составленный главным конюшим хеттского царя хурритом Киккули по митаннийским образцам.
Как великая и по преимуществу военная держава, Хеттское царство славилось фортификацией и монументальной архитектурой и скульптурой. Хеттские города окружались двойными стенами, в Хаттусе был воздвигнут еще дополнительный вал, облицованный камнем. Стены воздвигались из тщательно подогнанных друг к другу циклопических каменных блоков. В целом для хеттской культуры характерна рациональная деловитость, прагматическая ориентация на главные нужды общества и его членов, для которых наибольшую важность имели военные успехи и укрепление администрации.
Хеттское государство по древности сравнимо с египетской цивилизацией. Уникальный народ пришел с Малой Азией, отличался воинственным характером и самобытной культурой.
Хетты: история происхождения
Существует предположение, что этот народ мигрировал на территорию современных Турции и Сирии ещё в глубокой древности с Балканского полуострова. Хотя не исключено, что в этой местности они проживали всегда, являясь коренными жителями региона. В своё время хеттская цивилизация соседствовала с вавилонской и египетской.
Старинные источники, такие как Библия также дают прямое указание на существование такой культуры. Есть сведения, что за тринадцать веков до Рождества Христова между хеттами и Египетским Царством был военный конфликт на Ближнем Востоке. В то время египтяне были внушающей и устрашающей силой. Но им так и не удалось одолеть этот народ. Археологические исследования доказывают культурную связь с вавилонянами и прочими народами, которые проживали в этой местности.
Территория, на которой находилось царство хеттов, была покрыта горными холмами, поэтому о масштабном земледелии речи быть не могло. Им осталось заниматься скотоводством, в чём они весьма преуспели. В распоряжении этого народа были большие запасы металла, благодаря чему у них не было недостатка в оружии. К тому же этот регион был довольно богат древесиной, что давало некоторое преимущество даже перед такими могущественными цивилизациями той эпохи как Вавилон, Египет и Ассирийское царство. Само собой противнику, посягнувшему на земли хеттов было довольно труднее вести бой в непривычных для них условиях гор. Это также давало хеттам преимущество в обороне. Многие соседние народы как раз проживали в областях равнин и речных долин, где было развито земледелие.
Фараоны, воевавшие с хеттами
В XIV–XIII веках развитие государства достигло пика своего расцвета и мощи. Но в то же время их интересы пересеклись с Египтом в ближневосточном регионе, что привело к военному конфликту. Предпосылкой этого стало сближение войск египетского фараона Сети I со стратегически важным для хеттов городом Кадеш. Однако, тогда до масштабных боевых действий не дошло. Его сын, Рамзес II стал фараоном, активно воевавшим с хеттами.
После продолжительной войны с большими потерями, египтяне всё же добились некоторых успехов, потеснив хеттов из южных районов Сирии, успешно покорив некоторые их приграничные города. Этот конфликт существенно измотал материальные и моральные силы противоборствующих сторон. В результате чего между фараоном и хеттским царём был заключён мир. Хетты потеряли часть владений на Ближнем Востоке, но получили контроль над рядом ранее захваченных египетских территорий.
Потомки хеттов
История заката империи довольно интересна. Она была грозной силой в регионе, имеющей сильную армию и флот, удобное для обороны географическое положение. Как было сказано выше, царям хеттов удалось дать отпор Египту. Однако, Хеттское царство со своей столицей пало из-за массовой колонизации своих земель захватчиками с Балканского региона. Горная местность в этом случае сыграла не положительную, а отрицательную роль.
Разные провинции страны не имели хорошего сообщения друг с другом и в итоге не могли оперативно взаимодействовать друг с другом и реагировать на опасности. Кроме того, государство уже было значительно истощено предыдущими военными кампаниями. В результате чего некогда великая держава развалилась на мелкие части, которые впоследствии также потеряли свою независимость.
Многие жители покинули свою родину и мигрировали в более безопасные и удалённые места. Со временем последние очаги хеттской цивилизации и культуры полностью перестали существовать, будучи полностью покорены мощными государствами, Вавилоном и Ассирией.
Доподлинно неизвестно куда же точно делись хетты. Об этом существует слишком мало информации. Нельзя со всей уверенностью заявлять, что она достоверна. Однако, существует несколько интересных обоснованных предположений. Само собой, этот народ начал ассимилироваться с теми, кто их захватил. Например с ассирийцами, позже арамейцами.
Есть некоторые сведения, что отпечатки хеттской культуры имели место быть в , Риме, Лидии, Фригии и других местах. Есть даже предположение, что они бежали на Кавказ. Кто-то находит их следы среди германских племён. В любом случае этот народ потеряв свою историческую родину, оплот своей культуры, цивилизации и самобытности, расселившись по окрестным территориям, потерял свою явную идентичность.
Кто-то растворился в других народах и культурах. Другие возможно и проживали небольшими общинами и группами, но проследить это не представляется возможным. Некогда одна из величайших цивилизаций и культур древности канула в небытие, просто исчезла.
Хеттское царство - так принято называть крупное древнее малоазийское государство, которое существовало во втором тысячелетии до н.э. Хеттская цивилизация начала свое зарождение в третьем тысячелетии до н.э., в это время здесь начался распад родоплеменного строя. К тому же, в Малой Азии появились торговые колонии ассирийцев и аморейцев, которые только ускоряли этот процесс. Вполне вероятно, что на их территории было множество городов-государств, таких как Амкува, Пурусханда, Куссар и прочие. Властвовать в них могли как цари, так и царицы.
До того, как началось образование хеттского царства, люди Малой Азии уже использовали письменность, которую они переняли от послов Ассирии. Как следовало ожидать, здесь также началась жесткая борьба между городами-государствами. Достаточно быстро доминирование в регионе было достигнуто городом Пурусханд, его правитель уже считался «Великим царем» всей Малой Азии. Однако позже власть взял в руки город Куссар. Образование хеттского царства началось, когда правитель Куссара Аниттас создал крупное и могущественное государство, которое и получило название Хеттское царство.
- Столица хеттского царства Хеттское искусство
История этого государственного образования достаточно богата и насыщена. Период, в который во всем Ближнем Востоке одной из доминирующих сил было Хеттское царство, кратко разделяется на несколько основных периодов. Самый ранний из них называется Древнехеттское царство, этот период был начат в 1680 году до н.э. и закончился 1500 году до н.э. (даты примерны).
В этот период хеттская цивилизация своим центром мнила город Куссар. После царствования Аниттаса в политической жизни государства произошли существенные преобразования. Неизвестно, оказали ли на это влияние предки династии Лапарнаса, впоследствии добившейся власти над Центральной Антолией. Правитель по имени Лапарнас пришел к власти после ухода династии Аниттаса, при этом он не являлся кровным родственником ушедшим царям. Новая династия несла в себе иные традиции, поэтому многие ученые считают, что хеттское царство, кратко говоря, попало под власть иноземца. И хотя это выразилось в смене старроассирийского языка на родной язык, хетты стали использовать иной вид клинописи, который они позаимствовали у хурритов, проживавших на севере Сирии. Династия Лапарнаса восстановила значение Куссара, который был забыт ее предшественниками, и расширила его власть практически над всей Центральной Малой Азией.
Хеттское государство имело очень нестабильную структуру. Многие города и регионы напрямую подчинялись правителю (правительнице), однако царевичи и высшие сановники достаточно быстро получили значительные земельные наделы, децентрализуя, таким образом, власть. И хотя в этот период хеттская держава совершила успешный поход на Вавилон, к началу 15 века до н.э. страна пришла к упадку из-за междоусобной борьбы.
После этого начался период Среднехеттского царства, который продлился примерно до 1380 г. до н.э. Это один из самых неизученных периодов, четкой последовательности правления среди местных царей не просматривается. Истории известны многие имена, по всей видимости, все это были правители отдельных образований государственного типа, на которые распалось Хеттское государство. Однако именно в это время зародилась новохеттская династия, с усилением власти которой в начале 14 века до н.э. наступил период Новохеттского царства, продлившийся до конца 13 века до н.э.
В это время Хеттская империя достигла своего наибольшего расцвета. Хетты снова стали совершать походы на Сирию. Царь Суппилулиум I (1380-1335 годы до н.э.) сумел одолеть в борьбе Митанни и Египет, захватив восточное побережье Средиземного моря. Даже Ассирия не могла противостоять им. В конце 14 века до н.э. был заключен мир с Египтом, и можно со всем основанием сказать, что в этот период Хеттская империя достигла наибольшего могущества. Однако в 13 веке до н.э. снова вспыхнула война, между хеттским царем Хаттусилисом III и фараоном Рамсесом II. Масштабная битва при Кадеше привела к тому, что значительная часть Сирии и Финикии попала под власть Египта, после чего в 1280 г. до н.э. снова был заключен мир. Параллельно с этим прекратилась вражда с Ахейской Грецией. Упадок империи хеттов был связан с так называемым бронзовым коллапсом, который привел к кризису на всем Ближнем востоке.
Последний период, через который прошла Хеттская держава, продлился с 1190 до 700 гг. до н.э, историки выделяют его как «Позднехеттские царства». Когда Новохеттское царство пало, княжества, пребывавшие в вассальной зависимости от него стали жить самостоятельно. Все их правители были убеждены, что только они имеют право наследовать всю власть державы Хеттов, однако никому из них не удалось преуспеть. Не оказывая особенного влияния на происходящее в регионе, эти государства один за другим были захвачены Ассирией и Вавилоном.
Древнехеттское царство
На рубеже $III-II$ тысячелетий до н.э. в Малой Азии возникают города-государства на основе союзов племен. К их числу относят Неса, Канес, Вурусханда, Куссар, Хаттуса.
В $XVIII$ в. до н.э. Питхан, правитель города Куссара, объединил города восточной части полуострова и провозгласил себя царем созданного государства. Его преемник Анитта, перенеся свою столицу в Несу, вскоре захватил город Цалпу, а после серии успешных войн – Хаттусу, построил там храмы и укрепления. Аннита был первым царем большого государственного образования, названного позднее Древнехеттским царством ($XVIII-XVI$ вв. до н.э.).
В царстве ещё были сильны родоплеменные пережитки. Хеттские цари реализовывали свою власть, делая упор на общенародное ополчение, с требованиями которого они обязаны были считаться. Все мужчины, способные носить оружие, собирались повелителем на регулярные собрания - пан-кус. Хеттская знать играла активную роль в управлении государством и в значимой мере контролировала народное собрание. Для решения важных дел она собиралась на совет, называвшийся «тулия». Среди вельмож важную роль игрались члены правящего рода: братья царя, его сыновья, все его родственники мужского пола и свойственники.
Замечание 1
Согласно старой традиции, наследник царя выбирался из членов большого царского рода, при этом преимущество отдавалось племянникам короля, сыновьям его сестры. С ростом внешнеполитических успехов хеттские цари пытались освободиться от этой традиции.
Объединительную политику основоположников Хеттского королевства закончил $4$-ый наместник Анитты правитель Лабарна (Табарна), ($1680-1650$ г. до н. э.). Он вел успешные завоевательные войны, завладел и присоединил к собственному королевству почти все северные территории Анатолии и часть южного берега Черного моря. Преемник Анниты Хаттусили $I$ ($1650-1620$ гг. до н. э.), перенес столицу в Хаттусу, и продолжая вести агрессивную внешнюю политику, попытался овладеть городами Северной Сирии - Хальпой и Библом. Но поход был прекращен в связи с начавшимися в его отсутствие волнениями в стране.
Преемник Хаттусили Мурсили $I$ ($1620-1590$ гг. до н.э.) продолжил политику централизации страны, завладевает Халпой (Алеппо), ставя таким образом под хеттский контроль главный торговый пункт на пути от Месопотамии к Финикийскому побережью. Потом Мурсили $I$ отправляется на юго-восток к Вавилону и, воспользовавшись внутреполитическими смутами при наместниках Хаммурапи, захватывает этот крупный центр Передней Азии в $1595$ г. до н. э. Но внешнеполитические успехи Мурсили $I$ были омрачены напряженной внутренней ситуацией в стране. Хеттская аристократия не хотела укрепления королевской власти на базе твердого порядка престолонаследия, пробовала возвратиться к системе, дающей шанс многим кандидатам. Мурсили пал жертвой заговора: он был убит супругом сестры, который в свою очередь погиб от руки собственного зятя. Конец неясному периоду положил правитель Телепин ($1520-1490$ гг. до н. э.), при котором преимущество сына царя на престолонаследие было зафиксировано в специальном указе. При нем хеттская государственность окрепла, но после его смерти царство вновь вступило в смутную эпоху.
Среднехеттское царство
После смерти Телепина на хеттском престоле поочередно сменилось несколько царей в период с конца $XVI$ – начала $XV$ вв. до н.э. Вследствие нестабильной политической обстановки царство хеттов приходит в упадок. К тому же, на юго-востоке от хеттов возникло мощное государство Митанни, а на юге хеттов также начали притесняли неприятели; хетты лишились части завоеванной ранее Киликии. С севера им стали грозить каски, жившие на побережье Черного моря. Они отрезали хеттам путь к Черному морю и завладели их столицей Хаттусу, разгромив её. Внутри страны в это время осложняются классовыех противоречия, растет недовольство со стороны бедных слоев населения, усиливаются волнения, начинаются восстания. Продолжается борьба за престол. Опасность внешних противников, междоусобные конфликты внутри страны приводят Хеттское царство на край гибели.
Великая Хеттская держава в период Новохеттского царства
К началу $XIV$ в. до н.э. происходит восстановление могущества Хеттского царства, связанное с деяниями одного из самых знаменитых и выдающихся хеттских царей - Суппилулиумы, опытного дипломата, профессионального предводителя, предусмотрительного политика. Ловко используя ослабление стран-соседей, он увеличивает военную мощь Хеттского государства. При правлении Суппилулиумы хетты берут на вооружение легкие, быстроходные колесницы, запряженные лошадьми. На колеснице находилось $3$ бойца (возница, стрелок и щитоносец). В поединке колесницы наносили существенный урон противнику. Таковыми же колесницами имелись в армиях гиксоссов и митаннийцев. Суппилулиума укрепил хеттские города крепостными сооружениями, и в первую очередь столицу Хаттусу. Применяя дипломатию, вкупе с военной силой и династическими браками, он захватывает и покоряет себе окрестные страны, устанавливает политический контроль над государствами Восточного Средиземноморья.
На юго-западе Суппилулиума захватывает Арцавское королевство, на юге - Киликию и бо́льшую часть Сирии.
Кульминацией внешнеполитических успехов Суппилулиумы было завоевание Митанни. Сперва он завладел принадлежавшими Митанни сирийскими городами, превратив их в свои главные опорные крепости. Потом он вмешался в династическую борьбу за престол Митанни после кончины митаннийского царя. Выдав свою дочь за сына покойного царя Маттйваса, Суппилулиума становится его зятем и превращает царя некогда великого государства Митанни в зависимого от Хеттского царства правителя.
При наместнике Суппилулиумы - Мурсили $II$ ($1340-1305$ гг. до н.э.) мощь Хеттского царства все увеличивается. Главные военные действия хеттский правитель ведет на юго-западе Малой Азии против сложившейся грозной коалиции государств Мира и Лукка (позже Ликия) во главе с царством Арцава. Мурсили $II$ смог склонить на свою сторону Миру, Лукку и таким образом ослабить коалицию. Решительная схватка между армиями Арцавской коалиции и хеттами произошла около городка Вальмы. Войско Арцавы было наголову разбито, правитель Арцавы с сыновьями бежали. Хеттские войска взяли город Апасу и подошли к берегам Эгейского моря. Царство Арцава попало в зависимость от хеттского царя. Бо́льшая часть Малой Азии перешла под полный контроль хеттов. Это был апогей военного и политического могущества хеттов.
Однако в конце правления Мурсили $II$ политическая ситуация в Передней Азии изменилась. При египетских фараонах Сети $I$ и Рамзесе $II$ ($1337-1235$ гг. до н.э.) Египет упрочил свое военное и политическое могущество и начал отвоевывать области Восточного побережья Средиземного моря. Так началась жестокая борьба между двумя могущественными державами того времени - Египтом и Хеттским царством.
Война с Египтом растянулась, а на востоке у хеттов появился новый сильный неприятель - Ассирия. В $1230$ г. до н. э. хеттский правитель Хаттусили $III$ поспешно заключил мир с фараоном Рамзесом $II$, так как опасался ассирийского удара с тыла. В это же время он пытался настроить Вавилонию против Ассирии, с которой также заключил союзный договор. Однако ассирийцы нанесли поражение вавилонянам, завладели Митанни и дошли до пределов Хеттского царства. Хаттусили $III$ с трудом сдерживал их напор.
К концу $XIII$ в. до н.э. на страны Передней Азии, Восточного Средиземноморья и Египет с запада обрушилась сильная коалиция «народов моря» из племен ахейцев, шерданов из Сард, этрусков и др. Египет с огромным трудом отразил их атаку. Однако Хеттское царство не устояло. Полчища «народов моря» разбили хеттские войска. В $1190$ г. до н. э. была взята и полностью разорена столица хеттов город Хаттуса. Под натиском «народов моря» пала прежде могущественная Хеттская держава.
На её месте в $XII-VIII$ вв. до н. э. существовало несколько мелких государств, которые сберегли традиции и культуру хеттов. Наиболее преуспевающими из них стали Табал и Хатти со столицей в Каркемише. К концу $VIII$ в. до н. э. значительная часть данных государств оказалось в руках Ассирийского государства. Хеттские языки и письменность пропадают, а само имя хеттов забывается.
Хеттское царство
Это государство существовало в Малой Азии в XVIII – начале XII века до н. э. Оно было основано хеттами в Восточной Анатолии и в период своего расцвета охватывало обширную территорию.
Долгое время единственным известным науке письменным источником, в котором упоминалось о хеттах, была Библия. Исследователи предполагали, что родиной этого народа могли быть Палестина или Сирия, однако позднее от этой гипотезы отказались. Следует отметить, что в трудах античных авторов нет упоминаний о хеттах.
В книге Бытия хетты упоминаются среди ряда других народов, земли которых Бог обещал отдать наследникам Авраама: «В тот день заключил Господь завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев». Это первое упоминание об этом народе, встречающееся на страницах Книги книг.
Известно, что именно у хеттов Авраам приобрел пещеру, для того чтобы похоронить свою жену Сарру. В Библии рассказывается, что Исав, сын Исаака, женился на двух представительницах хеттского племени, тем самым нарушив волю Бога, так как хетты были язычниками.
Упоминания о хеттах можно найти и в книгах Числа и Второзаконие, написанных Моисеем. Известно, что при преемнике этого пророка, Иисусе Навине, племена хеттов по-прежнему продолжали жить по соседству с сынами Израиля. Из хеттского племени происходил Урия, военачальник царя Давида, которого правитель Израильского царства отправил на верную смерть, чтобы жениться на его супруге Вирсавии.
При Соломоне хетты стали данниками Израиля. Самый мудрый из израильских царей, который был неравнодушен к женской красоте, подобно Исаву, взял в жены двух женщин из этого племени.
В сознании израильских пророков языческие обычаи хеттов тесно связывались с порочностью и греховностью, поэтому даже спустя много веков после падения хеттской державы пророк Иезекииль указывал на то, что матерью грехов Израиля являются хеттские племена.
Более обширные сведения о хеттах у ученых появились лишь в конце XIX века, когда при раскопках Тель-эль-Амарны в Египте было обнаружено много ценных документов, в том числе и дипломатическая переписка египетских фараонов (Аменхотепа III и Аменхотепа IV) с правителями государств Ближнего Востока. Эти документы позволили сделать вывод, что Хеттское царство было крупной и могущественной державой в Малой Азии, влияние которой распространялось на Северную Сирию. Очевидно, что Хеттское царство было государством не менее значительным, чем Египет или Ассирия.
В 1906–1912 годах археологической экспедицией под руководством Г Винклера, работавшей неподалеку от Анкары (Турция), в местечке Богазкёй, было найдено множество клинописных табличек. Записи были сделаны аккадской клинописью, однако язык был незнаком исследователям. Позднее надписи на табличках были расшифрованы. Ученые условно назвали этот язык «хеттский клинописный»; удалось установить, что в Малой Азии он был известен как «неситский», по названию города Неса, или Гнеса, который в древности именовался Канес, или Каниш.
Благодаря находкам в Богазкёе в исторической науке сформировалась новая отрасль – хеттология, изучающая историю, языки и культуру древних народов Малой Азии.
В ходе дальнейших археологических раскопок были найдены не только ранее неизвестные науке клинописные тексты, но также разнообразные изделия древних ремесленников.
Относительно появления хеттов в Малой Азии существуют разные гипотезы. По одной из них, хетты являлись одним из древнейших народов Малой Азии. По другим версиям, они пришли в Малую Азию либо из Балкан, либо из Кавказа. Исследователи изучили сохранившиеся документы, написанные на староассирийском диалекте аккадского языка, которые были найдены в Анатолии, сделали вывод, что в конце III – начале II тысячелетия до н. э. хетты уже обосновались в Малой Азии. Насколько позволяют судить изображения на обнаруженных археологами изделиях, хетты имели большое внешнее сходство с современными жителями Кавказа.
Хеттское искусство было основано на традициях более раннего населения Малой Азии. При раскопках холма Алишар-Хёюк в Хаттусасе и Кюль-Тепе были обнаружены изделия из металла и керамики, относящиеся к концу III – началу II тысячелетия до н. э.
Это эмблемы и статуэтки животных, выполненные из меди, золота и бронзы, нередко с выгравированным узором из геометрических фигур, керамические изделия с одноцветной или многоцветной росписью. Кроме того, некоторые керамические изделия были украшены орнаментом, напоминающим аналогичные изделия кипрских ремесленников. Такие предметы ученые объединяют под названием «каппадокийской» керамики.
В более поздний период в искусстве хеттов ощущается значительное влияние культур Египта и Вавилона.
Керамический сосуд. XVII в. до н. э. (Кюль-Тепе. Малая Азия)
Ранние хеттские поселения не имели укреплений, круглые или прямоугольные глинобитные постройки сооружали на каменном фундаменте. В начале II тысячелетия до н. э. хетты стали возводить каменные укрепления вокруг своих поселений.
Жилища хеттов были одноэтажными, реже двухэтажными, с плоской кровлей, перед домом располагался открытый двор. В хеттской архитектуре был распространен тип здания, называемый бит-хилани. Вход в такие здания был украшен портиком на столбах, обрамленных прямоугольными башнями. Стены дворцов нередко облицовывали плитами, украшенными рельефом.
Скульптурные изображения, выполненные хеттскими мастерами, носили монументальный характер. Примером могут служить высеченные из камня фигуры львов и сфинксов у крепостных ворот Хаттусаса, датированные XV–XII веками до н. э., а также найденные археологами статуи хеттских богов. Рельефы на стенах зданий и стелах также поражают своей монументальностью и суровостью. Эти несколько схематичные изображения, выполненные контурными линиями, имеют сходство с рельефами ассирийцев, но в них больше живости и движения. Помимо зданий и стел, известны рельефы, вырубленные на скальных храмах (святилище Язылыкая неподалеку от Хаттусаса). Хеттское царство, как удалось установить ученым, существовало в XVIII – начале XII века до н. э. Вероятно, оно сформировалось из ранее существовавших в Малой Азии политических союзов, в которые, кроме хеттов, входили и другие родственные им племена.
Начало объединительных процессов связано с деятельностью царя Аниттаса, являвшегося правителем города Куссара. Этому царю удалось завоевать такие города, как Неса и Хаттусас, распространить свою власть на ряд областей Анатолии, в которых благодаря издавна обосновавшимся там ассирийцам процветала торговля. Столицей своего государства царь Аниттас сделал город Куссар.
Другой хеттский правитель, Лабарна, живший в начале XVII века до н. э. и ставший основателем древнехеттской династии царей, значительно увеличил территорию хеттского государства. Последующие цари в знак уважения к успехам этого правителя, всходя на престол, принимали его имя в качестве титула. Наследник Лабарны Хаттусилис I также расширил границы своих владений, завоевав несколько юго-восточных областей Малой Азии. Этот царь перенес столицу Хеттского царства в город Хаттусас. В конце XVII века до н. э., при царе Мурсилисе I, Хеттское царство являлось могущественным государством, располагавшим значительными военными силами. В 1595 году до н. э. войска Мурсилиса I разбили вавилонян и разграбили их город. Однако затем около ста лет Хеттское царство раздирали междоусобицы.
В XVI веке до н. э. в Хеттском царстве был составлен свод законов. Государство в этот период состояло из трех крупных областей: столица Хаттусас и прилегающие к ней районы – Лувия, находившаяся в юго-западной части Малой Азии, и Пала, располагавшаяся на северо-востоке Малой Азии.
Областями управляли назначаемые царем наместники. Отношения между вышестоящими и нижестоящими свободными членами общества строились по принципам, имеющим сходство с вассальными отношениями Средневековья. Тот, кто получал в дар земельный надел, был обязан дарителю военной службой или хозяйственными повинностями.
Численность рабов была небольшой. Кроме свободных людей и рабов, существовала особая социальная группа, к которой относились военнопленные, получавшие земельные наделы.
Долгое время собрание свободных (панкус) и совет родовой знати (тулия), которые существовали у хеттов с древнейших времен, оказывали значительное влияние на управление государством, ограничивая власть царя. Однако с XIV века власть правителей Хеттского царства стала неограниченной.
Интересно отметить, что хетты очень гордились тем, что совершали злые дела лишь в ответ на причиненный им вред, а порой отвечали на злые поступки противников добром, стремясь тем самым подчеркнуть свое духовное превосходство.
В XV–XIV веках до н. э. роль, которую Лувия и проживающие на ее территории хурриты играли во внутриполитической жизни Хеттского царства, значительно возросла. В XIV – начале XII века до н. э. Хеттским царством правили цари, которые по происхождению были хурритами. Следует отметить, что эти правители принимали хеттские имена и враждовали с государствами хурритов; однако в этот период хурритская культура широко распространилась на территории Хеттского царства.
Хеттское царство стало мощной империей в начале XIV века до н. э. при Суппилулиумасе I, который завоевал всю Малую Азию, подчинил Митанни, разбил египетские войска и захватил Восточное Средиземноморье. Из обнаруженных археологами документов стало известно, что в этот период многие государства поддерживали дипломатические связи с Хеттским царством.
В конце XIV – начале XIII века до н. э. Хеттское царство соперничало с Египтом, стремясь распространить свое влияние в Сирии. После битвы хеттов с войсками фараона Рамзеса II при Кадеше в 1286 году, в которой победа не досталась ни одной из враждовавших сторон, хеттский правитель Хаттусилис III заключил с Египтом мирное соглашение, по условиям которого признал власть фараона над Палестиной и частью Сирии.
В конце XIII – начале XII века сформировался союз государств, которые выступили против Хеттского царства, ослабленного внутренними раздорами. После нашествия «народов моря» независимость сохранили лишь несколько небольших районов некогда могущественного царства. В VIII веке до н. э. они были завоеваны Фригией и Ассирией.
Из книги Постижение истории автора Тойнби Арнольд ДжозефХеттское общество Идентифицировав шумерское общество, двинемся теперь не в глубь истории, а к векам более поздним.Обратив внимание на междуцарствие, последовавшее за падением шумерского универсального государства, можно обнаружить, что движение племен в тот период не
Из книги История Древнего мира. Том 1. Ранняя древность [разн. авт. под ред. И.М. Дьяконова] автора Свенцицкая Ирина Сергеевна автора Ляпустин Борис СергеевичХеттское царство Хетты: имя и народ. На пути в Анатолию Народ, который современные ученые благодаря целой череде недоразумений называют хеттами, принадлежал к так называемой анатолийской языковой семье – одной из наиболее древних ветвей индоевропейской общности. Языки
Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав АлексеевичРоссия (Московское царство) Царство с 1547 г., империя с 1721 г. 1263-1303 Даниил Московский1303–1325 Юрий III1325–1341 Иван I Калита1341–1353 Симеон Гордый1353–1359 Иван II Красный1359-1389 Дмитрий Донской1389–1425 Василий I1425–1433 Василий II Темный1434–1434 Юрий Галицкий1434–1446 Василий II Темный
Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод ИгоревичГлава XI. Хеттское государство История раскопок Охота на оленя. Рельеф из Малатиа Ещё в XVIII в. европейские путешественники, посещавшие восточные области Малой Азии и Северную Сирию, обратили внимание на древние памятники, покрытые изображениями и надписями, в частности
Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод ИгоревичНово-Хеттское царство С начала XV в. до н. э. Хеттское царство вновь восстанавливается. Широкая военная деятельность хеттского царя Шупилулиумы приводит к восстановлению хеттского господства в восточной части Малой Азии и в горных областях около Евфрата. К Хеттскому
автораЧасть 1 Древний Египет Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что
Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир АлександровичГлава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство Война – это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.Поэтому в онову её кладут пять явлений…Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое –
Из книги Древний Восток автораХеттское царство Складывание народности и государства Люди заселяли Малую Азию с незапамятных времен, и к тому времени, как на Галисе появились с востока пришельцы-индоевропейцы, здесь уже обосновалось около десятка государств, созданных аборигенами хаттами (хатти) -
Из книги Древний Восток автора Немировский Александр АркадьевичХеттское царство при потомках Суппилулиумы Кипевшие от Эгеиды до Хабура и Палестины войны медленно, но верно истощали силы Хеттского царства. Впрочем, Мурсили II (ок. 1335–1305 до н. э.), доблестный воин и великодушный правитель, еще был в состоянии непрерывными походами
Из книги Древний Восток автора Немировский Александр АркадьевичХеттское «царство амазонок» Кризисом хеттской власти на западе Малой Азии в конце XIII в. до н. э. вновь воспользовались ахейцы, начав цикл вторжений в Малую Азию. Здесь им приходилось сталкиваться с хеттами и их союзниками. Греческие предания, кстати, запомнили хеттов,
Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр НиколаевичХеттское войско Нет нужды лишний раз говорить о том, что хеттское государство было военизированным государством. Хетты располагали значительным постоянным войском, в котором были как колесничие, как и тяжело вооруженная пехота. Воины могли не беспокоиться о своем
Из книги Предыстория армянского народа (история Армянского нагорья с 1500 по 500 г. до н.э.: хурриты, лувийцы, протоармяне) автора Дьяконов Игорь Михайлович1. Армянское нагорье и Хеттское царство Только западная и юго-западная окраины Армянского нагорья временами входили в состав Хеттского царства и Митанни. Кое-что нам известно из письменных источников об областях, непосредственно примыкавших к границам этих царств;
Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр АркадьевичХеттское царство (ок. 1750–1180 гг. до н. э.) В т. н. древнехеттский период (XVIII–XVI вв. до н. э.) у хеттов еще были сильны родовые традиции. Ополчение, включавшее всех боеспособных полноправных членов общества, составляло войсковое народное собрание – панкус. Его деятельностью
Из книги Книга III. Великая Русь Средиземноморья автора Саверский Александр ВладимировичГлава 6 Хеттское царство Итак, Троада, по общепринятой точке зрения, располагалась на территории современной Турции. В период Троянской войны там находилось Хеттское царство, которое значительно пострадало примерно в тот же период при нападении т. н. народов моря.
Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар ДаниловичСирия, Финикия и Хеттское царство Общий очерк Две великие цивилизации Древнего Востока – древнеегипетская и месопотамская – в значительной степени повлияли на развитие областей Восточного Средиземноморья – Сирии, Финикии и Палестины. Природные богатства этого