Педагогическая система воспитания караковского. Краткая справка биографии В.А
Владимир Абрамович Караковский (14 февраля 1932 - 3 марта 2015) - советский и российский педагог. Народный учитель СССР (1991).
Биография
Родился 14 февраля 1932 года в Свердловске. Родители - педагоги Абрам Залманович Караковский (1893, Себеж - 1938, Челябинск) и Роза Петровна Караковская. Отец был репрессирован и расстрелян в 1938 году.
Окончил Челябинский педагогический институт в 1953 году. Начинал работать учителем литературы и русского языка средней школы № 48. С 1962 года работал в Челябинской школе № 1. В 1963 году Владимира Абрамовича назначили на должность директора школы № 1 им. Ф. Энгельса. С 1977 года директор московской средней школы № 825. В 1988-1991 годах председатель всероссийского совета по народному образованию. Один из авторов педагогики сотрудничества. В конце декабря 1988 г. избран на Всесоюзном съезде учителей во Всесоюзный совет по народному образованию при Госкомитете СССР по народному образованию, позже В. А. Караковский стал председателем данного совета. В 1989 году защищает докторскую диссертацию на степень доктора педагогических наук на тему: «Воспитательная система школы как объект педагогического управления». Член-корреспондент РАО избран 20.12.1990 года, состоит в Отделении общего среднего образования. В 2006 году В. А. Караковский стал почётным доктором Челябинского педагогического института.
В 2011 году В. А. Караковский ушёл с поста директора и работал в школе № 825 на должности заместителя директора по науке.
В годовщину смерти Владимира Абрамовича, в марте 2016 года, о нём был снят документальный фильм с воспоминаниями выпускников и педагогов
Награды и премии
- орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 июня 2003 года) - за большой личный вклад в развитие образования и многолетнюю добросовестную работу
- медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 год)
- Народный учитель СССР (25 февраля 1991 года) - за особые заслуги в обучении и воспитании учащихся, плодотворную педагогическую деятельность.
- Заслуженный учитель школы РСФСР (1971 год)
- Премия Президента Российской Федерации в области образования за 1996 год (4 сентября 1997 года) - за разработку учебно-методического пособия "Воспитание? Воспитание... Воспитание!" для общеобразовательных учреждений
- Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XXX лет (30 декабря 2011 года) - за многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы и его жителей
- Премия Ленинского комсомола (1986 год) - за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные дочтижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и комсомольцев
Воспитательная система В. А. Караковского
В 1963 в челябинской школе № 1 стал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую методику). Продолжил её разработку в Москве.
Этапы становления системы
- 1.(1977-1981) - была проведена диагностика педагогического и ученического коллективов, их деятельности, взаимоотношений школы с социумом.
- 2.(1981-1986) - происходит стабилизация системы, чётко оформляются её структурные компоненты, были созданы органы самоуправления.
- 3.(1986-1988) - Развитие воспитательной системы. Решения противоречий между учебной и внеучебной деятельностью посредством изменения ведущих видов деятельности.
- 4.(с 1991 года) - отработка дальнейших перспективных направлений развития воспитательной системы.
Труды
- Караковский В. А. Азбука нравственности. Методические рекомендации. 3 класс // Сельская школа. - 2004. - № 2. - С. 58.
- Караковский В. А. Без звонка на перемену.- Челябинск, 1977.
- Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования.- М., 1991.
- Караковский В. А. Воспитательная система обычной школы // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 77.
- Караковский В. А. Воспитай гражданина.- М., 1987.
- Караковский В. А. Директор - учитель - ученик.- М., 1982.
- Караковский В. А. «Поурочное тематическое планирование курса „Обществознание“: » // Школьное планирование. - 2003. - № 1. - С. 81.
- Караковский В. А. Школьное воспитание как управляемая система // Мир образования. - 1997. - № 1. - С. 79.
- Караковский В. А. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 3. - С. 2.
- Караковский В. А. Пути формирования школьного ученического коллектива.- М., 1978.
- Караковский В. А. Стать человеком.- М., 1992.
- Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным.- М., 1979.
- Караковский В. А. Новая социальная ситуация и актуальные проблемы воспитания молодёжи // Коммунарская конференция в Архангельске, сентябрь 2001.
- Караковский В. А. Школа будущего - это школа воспитания // Школа: день за днём. Педагогический альманах.
- Караковский В. А. Тревоги российского образования // Скепсис.-2005.-№ 3/4.
- Караковский В. А. Воспитание эффективно, если оно системно // Воспитательная система.-2005.
- Караковский В. А., Матусевич В. Л. Программы для составления школьного расписания: возможности и опыт применения. - 2005.
- Караковский В. А. Трудные задачи средней школы // Наука и жизнь.-1998.- № 7.
- Караковский В. А. Классным руководителям посвящается // Воспитательная работа в школе.-2006.- № 1.
Любишь и уважаешь человека, очень трудно говорить ему: «Прощай!»
При директоре московской школы № 825 Владимире Караковском учебный день начинался с общего круга ипесен. Когда детии педагоги чувствуют плечо друг друга, когда их голоса сливаются воедино, тогда, как считал Владимир Абрамович, и начинается таинство процесса воспитания, которое потом продолжается на уроках и вообще в школьной жизни.
В последние годы жизни Владимир Абрамович любил приезжать в школу и сидеть в кресле недалеко от входа. Здоровье не позволяло уже быть директором - в 2011 году он передал свое детище в надежные руки своего ученика, ставшего доктором наук и специалистом в области воспитания, но сам не ушел из школы, был заместителем директора по науке, и время, когда он снова видел детские лица, видимо, было для него существенной подпиткой, дающей жизненные силы.
Владимир Караковский был первым и единственным председателем Всероссийского совета по народному образованию – это доверие ему, лауреату премии ВЛКСМ (данной за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные достижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и школьников), коллеги-педагоги оказали на Всесоюзном съезде работников образования, состоявшемся в 1988 году. В то время Владимир Абрамович уже был известен стране как педагог-новатор, один из авторов педагогики сотрудничества. В следующем году он защитит докторскую диссертацию на тему «Воспитательная система школы как объект педагогического управления», еще через год станет членом-корреспондентом Российской академии образования, затем народным учителем СССР, лауреатом Премии Президента РФ в области образования.
Он был велик не только своими многочисленными трудами, своей практической работой, которую начал еще давным-давно в родном Челябинске, но и воспитанием педагогов – выпускники школы, обучавшиеся в педагогических классах, поступали в Московский педагогическийгосударственный университет и возвращались на работу в родную школу. Владимир Караковский за многие годы стал основателем педагогической династии в 825-й школе. Его молодые учителя не были его сыновьями и внуками в буквальном смысле этого слова, но они были его идейными наследниками, соратниками, продолжателями великого дела даже тогда, когда в стране вдруг решили, что школа не должна заниматься воспитательной работой. В 825-й ею занимались и обучали не только детей, но и учителей из Москвы, регионов России и даже из-за рубежа. Эта школа завоевала право учить других потому, что ее директор Караковский был образцом честности, порядочности, смелости и самое главное - интеллигентности. Несколько лет назад : « Какой бы жизнь ни была вокруг, давайте в нашем общем доме жить по законам порядочных людей. Давайте жить так, чтобы людям рядом с каждым из нас было хорошо!» Как было бы хорошо, чтобы этот завет педагоги (и не только педагоги) помнили и сверяли свою жизнь с этими словами, оставленными нам в наследство Великим педагогом.
Максимы Владимира КараковскогоЦ итаты из опубликованных в разные годы в "Учительской газете" материалов
1.1. Системное построение процесса воспитания (Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 5 – 18).
Проект этой концепции был разработан в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР совместно с научными и практическими работниками из различных регионов Советского Союза. Он был воплощен в документе: «Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе» (А.А. Бодалев, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Т.Н. Мальковская, Л.И. Новикова и др.)
Наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания детей в учебном заведении изложены в книге «Воспитание? Воспитание... Воспитание!» (Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова).
Понятие «воспитание» . В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности .
Воспитание - часть процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем.
Главное в нем - это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Основные понятия :
В совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни;
Развитие личности не загнано в «ложе социального заказа», а предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека;
Самого индивида мыслят не ведомым, управляемым, а творцом самого себя, своих обстоятельств.
Цель и принципы воспитания .
Цель – идеал (сверхцель, цель – мечта) - всестороннее гармоничное развитие личности.
Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям .
Во-первых , это формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира .
Дети многое узнают об окружающем их мире в семье, детском саду, в школе, на улице, из теле- и радиопередач, кинофильмов. В итоге у них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы и ее педагогов - дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На решение этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа.
Вторая задача - формирование гражданского самосознания , самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.
Третья задача - приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения .
Четвертая - развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности.
И пятая - формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации .
Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа.
Основополагающим идеям гуманистической системы воспитания отведена в концепции роль принципов воспитательного процесса. К ним относятся следующие:
а) личностный подход в воспитании :
признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;
признание их социальных прав и свобод;
ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания;
отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития;
опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;
б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе ,
ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;
в) средовой подход в воспитательной деятельности ,
использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;
г) дифференцированный подход к воспитанию детей , т.е. отбор содержания, форм и методов воспитательной работы,
в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями,
в связи с особенностями номинальных и реальных групп,
согласно ведущим функциям институтов воспитания,
с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;
д) природосообразность воспитания , которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений, как:
определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;
опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;
преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;
изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;
построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;
обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции;
е) культуросообразность воспитания , т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки ;
ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка .
Содержание воспитательного процесса . Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, и показывает их значение для содержания и организации воспитательного процесса следующим образом:
«Человек - абсолютная ценность, высшая субстанция, "мера всех вещей"». Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становится целью. Личность ребенка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания, становится действительно реальной ценностью.
Справедливости ради надо сказать, что переориентация всей системы образования на человека, ребенка, ученика еще только начинается, так что не следует предаваться преждевременной эйфории. Однако уже сегодня практическими задачами педагога стали выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя.
Важно, чтобы эти задачи осуществлялись по законам добра и справедливости, чтобы самореализация каждого человека не подавляла достоинства и интересы других людей. Мир человека - это взаимодействие людей. В каждом своем поступке надо научиться видеть и выражать отношение к другому человеку.
Семья - начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Для педагога аксиоматично утверждение о том, что брак двух людей еще не составляет семьи. Семья возникает, когда в ней появляется ребенок. Значит, дети - главный признак семьи. В течение многих лет в нашей стране господствовала ориентация на общественно-государственное воспитание с младенческого возраста. Это отучило многих родителей от настоящей воспитательной деятельности. Сегодня школе и семье предстоит многое сделать для возрождения в людях чувства чести рода, ответственности за фамилию. Дети и родители должны осознавать историю семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций. Вместе с тем актуальным является возрождение народной педагогики и ее профессиональная проекция на сегодняшнюю воспитательную реальность. И чтобы в сознании людей семья вновь стала величайшей нравственной ценностью, начинать надо с детства, со школы.
Труд - основа человеческого бытия, "вечное естественное условие человеческой жизни". Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его человеческую сущность . Тот, кто не понимает этого, разрушает в себе человека. Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Однако в этом деле медленно преодолеваются формализм и примитивизм, отрыв от природы ребенка. Нередко труд в школе рассматривается как самодовлеющий компонент воспитания, как универсальное средство, при этом во внимание принимается только физический труд. Сегодня доказано, что труд воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, связан с развитием креативности и включен в гуманистическую воспитательную систему. Задача педагога - одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитывать у детей уважение к людям, достигшим успеха в жизни честным трудом, учить благотворительности, бескорыстию, добротворчеству. Труд тогда хорош, когда развивает и реализует актуальные потребности ребенка, общественно значим и направлен на освоение воспитанником окружающего мира. Вместе с тем сегодня актуальным является воспитание в детях деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства, овладение основами экономических знаний, современного менеджмента.
Знания - результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся - мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели - развитию личности ученика . В широком смысле знания - это усвоенный разнообразный социальный опыт в обобщенном виде. В этом смысле учение происходит не только в школе. Учебный же процесс, происходящий в ней, не всегда способствует развитию человека. Воспитывают лишь те знания, которые являются для ученика субъективной ценностью, обладают нравственной направленностью. Знания, полученные в школе, имеют три главных признака. Это глубина, прочность, разнообразие знаний. В младшем возрасте знания служат познанию внешнего мира, они еще не сливаются с личностью ученика. В старших классах школьник, открывая свой внутренний мир, использует их для самопознания. Он как бы примеряет их на себя. Здесь-то и возникает субъективная позиция ярко воспитательного характера.
Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека . Воспитание должно быть культуросообразно. Задача педагога - помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой своего народа, ее сокровищами. При этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера - высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека. Именно настоящая культура соединяет в себе извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Если школа приобщает детей к миру прекрасного, способствует культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, культуры поведения и эстетизации среды, потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии, - она является главным гарантом духовного бытия общества.
Отечество - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков . Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям: изменилось Отечество. Задача педагога - воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Сегодня, когда во взгляде на прошлое срабатывает "эффект маятника", школа не должна поддаваться прокурорскому тону в оценках; надо отказаться от приговора предкам, от разрушения истории. Это приводит лишь к комплексу исторической неполноценности, порождает психологию несчастного народа и человека - жертвы истории. Отсюда недалеко и до настроений реваншизма, возмездия за «проклятое прошлое». Боль за ошибки и трагедии прошлых поколений должна вызывать активную, созидательную позицию. Чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни своих современников-соотечественников, личным вкладом во благо Отечества.
Земля - общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы. Каждый ребенок - естественный философ, которого волнуют мировые проблемы . Уже в детстве у него возникает образ мира, который носит ярко выраженный эмоциональный характер. Надо понять, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Если они сумеют почувствовать себя землянами, овладеют планетарным мышлением, то сумеют уберечь планету от катастроф и катаклизмов, предрекаемых ей в новом веке. А пока сегодня особенно важны интегрированные процессы в образовании, способные создать целостный образ мира; неоценимо также экологическое воспитание, формирование устойчивого интереса к общечеловеческим проблемам.
Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами - главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. Актуальные задачи воспитания - преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям, отказ от образа врага, развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в народную дипломатию, а главное - создание в каждой школе атмосферы гражданского мира и национального согласия. Иногда решение самых сложных проблем лежит в сфере простых человеческих отношений. Если каждая школа и ее ближайшее окружение станут зоной мира и покоя, это ослабит и социальное, и национальное напряжение. В определенном смысле можно сказать, что планету от гибели может спасти единство действий педагогов. Многие проблемы современности решаются сегодня через школу и при ее участии».
Чтобы перечисленные ценности стали основой содержания и процесса воспитания школьников в целом, педагогам и руководителям образовательных учреждений предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям :
создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях;
формирование отдельных целевых программ , например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья - нравственная ценность человека», «Молодые граждане России» и др.;
разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых являются общечеловеческие ценности.
четвертый путь, кстати, нередко избираемый классными руководителями, когда они один из разделов плана воспитательной работы составляют по следующей схеме:
Общечеловеческие ценности |
||||
1 -я неделя |
2-я неделя |
3-я неделя |
4-я неделя |
|
Культура |
||||
Отечество |
||||
Механизм воспитания . Главный механизм воспитания - это функционирование воспитательной системы учебного заведения , в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.
Воспитательная система - «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат».
Разумеется, что система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками:
наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школ ы представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях;
событийный характер в организации жизнедеятельности людей , интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела;
формирование здорового образа жизни учебного заведения , в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм чередования различных (С. 14)/ жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни);
педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения - предметно-эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной, архитектурной) среды и участие в ее педагогизации;
реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится на основе гуманистических ценностей.
Для успешной реализации воспитательных функций педагогам необходимо, с одной стороны, использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности , а с другой - выделить в широком спектре деятельности какой-то один вид в качестве системообразующего , играющего первостепенную роль в построении воспитательной системы и формировании неповторимой индивидуальности общешкольного коллектива. Тот или иной вид деятельности становится системообразующим фактором тогда, когда он соответствует следующим требованиям:
а) этот вид деятельности не формально, а реально соответствует целям воспитательной системы;
б) он выражает доминирующую коллективную потребность и является престижным и значимым для большинства учащихся;
в) педагогический коллектив высокопрофессионально владеет методикой его использования в воспитательном процессе;
г) формируются системообразующие связи с другими видами совместной деятельности детей и взрослых;
д) существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для его развития.
Для интеграции воспитательных воздействий на личность ребенка и повышения эффективности их развивающего влияния в практике системного воспитания используется такое педагогическое средство, как ключевое дело . Нередко ключевое дело называют «крупной дозой воспитания» , так как оно включает в себя основные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии и оказывает целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка
В его подготовке и проведении чаще всего принимают участие все школьники с 1 по 11-й класс, все педагоги, независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, друзья школьного коллектива. Организация ключевых дел позволяет разрушать межвозрастные барьеры взаимодействия, укреплять межличностные связи, удовлетворять естественные потребности членов школьного сообщества в общении, творческом самовыражении, признании, коллективе.
Руководители и педагоги учебного заведения стремятся к тому, чтобы функционирующая в образовательном учреждении воспитательная система выполняла следующие функции:
1) развивающую , направленную на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребенка, педагога, родителя, на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения;
2) интегрирующую , содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
3) регулирующую , связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
4) защитную , направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
5) компенсирующую , предполагающую создание условий в образовательном учреждении для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
6) корректирующую , заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.
Однако процесс становления и функционирования воспитательной системы происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по ее развитию. Управление развитием воспитательной системы, по мнению авторов концепции, включает четыре основных направления:
моделирование строящейся воспитательной системы,
организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности,
корректировку возникающих отношений в этом процессе, рациональное использование воспитательного потенциала среды.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса . Так как ключевым понятием концепции является воспитательная система, то и критериально-диагностический аппарат разрабатывался для оценки состояния и результативности функционирования этого педагогического феномена. Разработчики разделили критерии на две группы с условными названиями: «критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет; а вторая помогает сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности.
I группа - критерии факта
1. Упорядоченность жизнедеятельности школы :
соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы возможностям и условиям данной школы;
разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий;
скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность;
согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе;
связь учебной и вне-учебной деятельности школьников и учителей; четкий ритм и разумная организация школьной жизни.
2. Наличие сложившегося единого школьного коллектива, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение.
КАРАКОВСКИЙ, Владимир Абрамович , доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, народный учитель, посвятивший 60 лет жизни воспитанию и обучению детей в советской и российской школе. Один из авторов педагогики сотрудничества. В 1988—1991 годах председатель Всероссийского совета по народному образованию. С 1977 по 2011 годы директор школы №825 г. Москва.
В 2003 году за большой личный вклад в развитие образования и многолетнюю добросовестную работу был награждён Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. За многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы и его жителей отмечен Медалью «В память 850-летия Москвы» (1997год) и Знаком отличия «За безупречную службу городу Москве» XXX лет (2011 г). За особые заслуги в обучении и воспитании учащихся, плодотворную педагогическую деятельность в 1971 году В.А.Караковскому было присвоено звание Заслуженный учитель школы РСФСР, в 1991 году «Народный учитель СССР». В 1986 году он стал Лауреатом Премии Ленинского комсомола за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные достижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и комсомольцев. В 1997 году − Лауреатом Премии Президента Российской Федерации в области образования за разработку учебно-методического пособия для общеобразовательных учреждений "Воспитание? Воспитание... Воспитание!"
Владимир Абрамович был убеждён, что «школа будущего должна быть школой глубочайшего воспитания». В одной из своих работ он писал: «Мы размышляем о школе будущего без суетливого авангардизма, без эффектов… Наша вера на этом пути такова:
Без памяти — нет истории,
Без истории — нет культуры,
Без культуры — нет духовности,
Без духовности — нет воспитания,
Без воспитания — нет Человека,
Без Человека — нет Народа!»
О встречах с Владимиром Абрамовичем, о его идеях, оказавших огромное влияние на развитие научно-педагогических представлений о воспитании и воспитательных системах не одного поколения учителей России, вспоминает в своей статье доктор педагогических наук, профессор С. Д. Поляков.
КАРАКОВСКИЙ: ВСТРЕЧИ И ИДЕИ
Поляков Сергей Данилович,
доктор пед. наук, профессор кафедры психологии
Ульяновского государственного педагогического университета
им. И.Н.Ульянова
Аннотация : В статье, посвященной памяти выдающегося советского и российского ученого-педагога Владимира Абрамовича Караковского, содержится краткий очерк развития его педагогических идей с учетом социальных и идеологических контекстов. В. А. Караковский исповедовал педагогику коллективной творческой жизни, делая акцент на воспитании у детей и молодежи инициативы, самодеятельности, творчества. По его мнению, воспитатель-ная система школы начинается с выработки общих педагогических целей и представлений о желаемом образе жизни детей и взрослых. В основании системы воспитания лежат ценности. Сформулированный Караковским перечень ценностей включает такие понятия, как: Человек, Семья, Отечество, Знание, Мир, Труд, Культура, Земля. Сутью воспитания является построение коллективных отношений в соответствии с этими ценностями. Необходима символизация школьных событий, традиций с «оглядкой» на сложившиеся школьные ценности. В построении воспитания должны сочетаться краткие периоды насыщенных ярких событий («воспитание крупными дозами») и периоды повседневной жизни и работы. Успешное воспитание предполагает создание опыта самопознания; понимания законов коллективной жизни, опыта помощи другим людям в их развитии. Взгляд автора статьи на педагогическое наследие В. А. Караковского может быть полезен в плане осмысления и понимания социально-педагогических реалий, связанных с историей становления коллективного воспитания в России, и перспективами его развития.
Ключевые слова: В. А. Караковский. Воспитание в коллективе. Система воспитания.Ценности. Отношения.
3 марта 2015 г. ушел из жизни один из самых выдающихся практиков и теоретиков воспитания поздней советской и современной российской школы Владимир Абрамович Караковский. В моей педагогической судьбе знакомство с В. А. Караковским, с челябинской и московской школами, где он работал директором, осмысление его научно-педагогических и мировоззренческих идей стали важными источниками понимания социального мира и педагогических реалий.
Сначала Владимир Абрамович Караковский был для меня легендой. Где-то там, в Челябинске, есть директор школы, который вместе со старшеклассниками участвует в деятельности отряда юных коммунаров, носит на лагерных сборах школьного актива красный галстук и поет у костра вместе с ребятами песни о таежной романтике и любви. Об этом рассказывал в Комсомольской правде журналист С. Л. Соловейчик и ребята из Фрунзенской коммуны, с которым мы, ульяновские школьники, дружили.
Потом, в 1974 г., был эстонский город Элва, конференция московских и эстонских педагогов из научных групп Людмилы Ивановны Новиковой и Хейно Лийметса. И гость из Челябинска Владимир Абрамович Караковский провозглашает удивившую меня, начинающего аспиранта, идею: дети должны делать то, что им хочется, а хотеть они должны то, что хотим мы, педагоги. Тогда это утверждение казалось отрывом от распространенной практики: дети должны делать то, что хотят умные, опытные взрослые. Позже, в 1990-х, в педагогических кругах эта максима Караковского оспаривалась: не получается ли здесь манипуляция над внутренним миром ребенка? И ответы на этот вопрос были разные. Одни дискутанты присоединялись к Караковскому, другие говорили, что такая позиция разрушает самоопределение школьников - главное условие личностного развития. Там, в Элве, и состоялось мое знакомство с Владимиром Абрамовичем и я напросился к нему в Челябинск на коммунарский сбор.
Коммунарский лагерный сбор в челябинской школе № 1 произвел сильное впечатление, но еще больше запомнилась ситуация обсуждения сбора на другой день после его окончания. Мы сидели с Караковским где-то позади школьников и он, к моему удивлению, не очень-то слушал высказывания ребят, но каждому выступающему выдавал яркие неожиданные характеристики. Так впервые для меня приоткрылась идея, что за педагогикой коллективной творческой жизни существует более глубокий слой педагогики: жизненные, индивидуальные проявления детей и подростков.
Потом Караковский появился в Москве. Сначала писал в годичной аспирантуре кандидатскую диссертацию, а затем в 1977 г. стал директором 825-й московской школы. Я в тот же год начинал работать организатором внеклассной и внешкольной работы в ульяновской школе № 62 (сейчас эта должность называется «замдиректора по воспитательной работе») и в меру своих умений пытался «строить» в школе коллективную творческую жизнь. Но в попытках устроить хорошую жизнь в школе нам не хватало образцов этой хорошей жизни. И в поисках образов такой жизни группа школьников и учителей нашей школы отправились на коммунарский сбор уже в школу В. А. Караковского. После этой поездки с учителями мне стало разговаривать легче.
В это же время появились первые книги Владимира Абрамовича . В книгах зацепило несколько идей:
Ценность организованного разновозрастного общения, без которого невозможна, как говорил позже Караковский, атмосфера добротворчества;
Идея общешкольных ключевых творческих дел, как относительно коротких (до недели!) насыщенных ситуаций школьной жизни, которые становятся «ударными» дозами воспитания;
Концепция критериев результативности воспитания (критерий факта участия школьников в воспитывающих ситуациях; критерий отношения как отношение школьников к общей деятельности, общению, традициям школы, критерий выпускников как факт их добровольного участия в жизнедеятельности школы). Первые два критерия (особенно второй) мне представляются и сейчас базовыми для анализа воспитательной эффективности школ;
- «приземление» идеи системности воспитания (сформулированной в начале 1970-х гг. Л. И. Новиковой и А. Т. Куракиным) на организацию жизни школы. У В. А. Караковского эта идея звучала как максима: «воспитание успешно только, если оно системно».
Сначала системность в его кандидатской диссертации имела облик системы воспитательной работы (то есть системной характеристики внеучебной сферы школы). Затем к 1988 г. в докторской диссертации она расширилась до характеристики всей жизни школы как воспитательной системы. Эта общешкольная воспитательная система трактовалась как следствие определенной воспитательно ориентированной политики директора, администрации при построении школьной жизни в целом. Докторская диссертация Караковского стала одним из краеуголных камней нового, более конкретного понимания системности воспитания во всей научной группе Л. И. Новиковой. Именно такой интерпретацией пронизана известная книга «Воспитание? Воспитание... Воспитание!» . В 1995 г., когда появилось первое издание, она была чуть ли не единственной в новые «российские» времена научно-практической книгой по проблемам воспитания.
Воспитательная система челябинской школы № 1 и московской школы № 825 и в 1970-е, и в 1980-е гг. строилась на идеях романтического коммунизма, понимаемого как общество свободных, творческих, коллективистских людей, стремящихся к общему социальному благу. Может быть, квинтэссенцией этого устремления было раннее утро 22 апреля, когда все, кто ЛИЧНО считал это необходимым (школьники, их родители, учителя, директор), шли к мавзолею Ленина. Причем в этой акции никакого организованного хождения классами, педколлективом, никакой обязаловки для учителей и детей не было…
В начале 1990-х гг. для школы № 825, школы Караковского, наступили сложнейшие времена. Романтическо-коммунистическая система воспитания «налетела» на изменившиеся социальные ценности, ориентиры, реалии. Перед педагогами и перед самим директором встал вопрос: отказываться ли от своей успешной воспитательной системы, от педагогических идей, в которые верила значительная часть педколлектива? Но если отказываться, что взамен? Ответа не было. И тогда учителя попытались понять, что же в действительности стоит за успешной педагогикой школы, нет ли в ней более глубоких, чем коммунистические идеи, оснований, не привязанных однозначно к какой-либо идеологии. В. А. Караковский и педагоги школы нашли ответ на этот вопрос, и ответ оказался непростым.
Переосмысление оснований своего опыта через серию педагогических советов и обсуждений позволило увидеть те ценности, на которые объективно опиралась школа в предшествующие годы. Так появился перечень ценностей, который и сейчас остается точкой отсчета для построения воспитания в школе. Он, начиная с публикаций В. А. Караковского в 1992−1993 гг., стал известен, даже популярен в той части педагогического мира, которая ориентируется на решение задач воспитания. Напомним его: Человек, Семья, Отечество, Знание, Мир, Труд, Культура, Земля. Тезисом, выражающим путь и способ жизни этих ценностей, была еще одна максима Караковского: «построение лучшей жизни лучшими отношениями».
В новых условиях школа Караковского, сохранив основные стратегические формы организации воспитания (лагерные сборы, ключевые общешкольные дела, встреча рассвета), изменила их символические значения. Теперь на сборе отряды носили разноцветные галстуки как символ «нашего разнообразия», в ключевых школьных делах усилилась ориентация на вневременные российские культурные символы: Пушкин, «Мы - москвичи». Рассвет стал Рассветом Победы, когда в начале мая все, кто считал это важным, встречали его на
Воробьевых горах, откуда открывается утренний вид на предпраздничную Москву.
Но возникло новое поле напряжения, новые вопросы: а имеют ли школа, педагоги право на построение жизни детей, значительно отличающихся от окружающей социальной жизни, не создает ли школа своей воспитательной успешностью жизненные конфликты детей, неприспособленность детей к взрослой жизни? Вопрос для педагогики был не новым. Он возникает всегда перед успешными в коллективном воспитании учителями, и в 1970-е, и в 1980-е гг. Но в 1990-е он становился все более острым.
Ответом на этот вопрос стало, может быть, одно из самых тонких утверждений В. А. Караковского: школа имеет право на построение ИНОБЫТИЯ, мира отличающегося от окружающей жизни, если эта «иная жизнь» подается не как верная, правильная, а как «один из возможных миров». Как жизненный опыт, к которому можно по-разному относиться во взрослой жизни. Как к светлому воспоминанию из школьной жизни или как к норме отношений для близкого жизненного круга, или как ориентир во взрослых социальных деяниях. И эти разные отношения равноправны. «Каждый выбирает по себе…» − как звучит строчка из любимой песни Владимира Абрамовича. В. А. Караковский всегда оставался энергичным защитником воспитания как организованного социального деяния дающего человеку шанс на добротворческую, умную позицию в ближнем и дальнем мирах.
Теории воспитания - особенные теории. Уберите из них авторов идей, и теоретические положения станут сомнительны. Научные педагогические идеи убедительны, если убедительны личности их носителей. Это и о педагогике В. А. Караковского. Но все-таки каковы главные идеи педагогики Караковского, в чем сумма его утверждений? Ответ на этот вопрос может дать только специальное исследование. Мы можем претендовать только на обозначение некоторых тем и рамок этой педагогики.
1. Воспитательная система школы как педагогическая реальность, начинается с позиций ее авторов, с выработки общих педагогических целей и представлений о желаемом образе жизни детей и взрослых.
2. Основания воспитательной системы (шире, воспитания) - ценности.
3. Суть воспитания - построение отношений в соответствии с этими ценностями.
4. В построении воспитания должны сочетаться относительно краткие периоды насыщенных ярких событий («воспитание крупными дозами») и периоды повседневной жизни и работы.
5. Необходима символизация школьных событий, традиций с «оглядкой» на сложившиеся школьные ценности.
6. Необходимо различать критерии воспитания на уровне школы (критерии факта, отношений, выпускников) и результаты воспитания на уровне первичного коллектива: какова динамика личности конкретных школьников
7. Успешное воспитание не может происходить без психологизации и педагогизации школьной среды (создание опыта самопознания; опыта понимания своих отношений, законов коллективности, опыта помощи другим людям в их развитии).
Школа, педагоги имеют право на создание опыта «иной», привлекательной жизни как одного из опытов, получаемых школьниками .
Влияние выдающихся педагогов на современников и даже далее, на следующие педагогические поколения, двояко. Что сильнее вдохновляет на научные и практические деяния - стиль Антона Макаренко или его педагогические идеи, образ Константина Ушинского или его антропология, жизнь Иоганна Песталоцци или его размышления о роли ручного труда в умственном развитии, еще неизвестно.
То же можно сказать о Владимире Абрамовиче Караковском. Его идеи, положения ценны для педагогической науки и практики, но для судьбы педагогической науки, для судьбы воспитательной практики для множества людей, втянутых в орбиту дела образования, не менее ценны встречи, жизненные пересечения с Караковским, порождавшие всегда чувства и новые мысли.
Список литературы
- Караковский В. А. Без звонка на перемену. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1977. Караковский В. А. Директор − учитель − ученик. М., 1982; Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным. М., 1979.
- Караковский В. А. Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! 2-е изд. М.: Пед. о-во России, 2000.
- Караковский В. А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008.
1. Караковский В. А. Без звонка на перемену. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1977. Караковский В. А. Директор − учитель − ученик. М., 1982; Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным. М., 1979.
2. Караковский В. А. Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! 2-е изд. М.: Пед. о-во России, 2000.
3. Караковский В. А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008.
Жизни и педагогическому творчеству Владимира Абрамовича посвящен сайт: URL: http://karakovski.msk.ru/
В.А.КараковскийСтать человеком
Владимир Абрамович Караковский - директор средней школы 825 Москвы, народный учитель, доктор педагогических наук.
Предисловие
Великий поэт всех времен и народов Александр Сергеевич Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Через школу проходят все люди, в своей совокупности образующие общество, страну, государство. От прочности фундамента зависит прочность будущего здания - это прописная истина, называемая еще банальной. Но что делать, если именно такие прописные истины становятся для нас вечными. Ведь сколько бы мы ни затевали перестроек нашего общего дома, без основательного, прочного фундамента они не имеют смысла. Хороший строитель никогда не экономит на фундаменте.
Что составляет главную заботу земледельца? Семена для будущего урожая. Это для него основная ценность. И как бы ни было голодно и плохо житье-бытье, крестьянин никогда не проест эти семена, убережетих от порчи и потравы. Дети - те же семена, в которых закодирована судьба Отечества, да только ли его - судьба всех землян.
Сегодня миллионы наших вчерашних и сегодняшних соотечественников будто в одночасье потеряли человеческий разум, ослепленные злобой и ненавистью, они с остервенением бросаются на каждого., кого можно заподозрить в вине за личные неудачи, они готовы идти по трупам к сытой жизни и примитивным благам. Они торопятся, будто жить осталось последний год, отталкивают от кормушек слабых, будто никогда не слышали о разумном, добром и вечном. Они не отдают себе отчета в том, как постыдно выглядят в глазах своих детей, забытых и брошенных. «В тревогах шумной суеты» вырастает поколение, богатое «ошибками отцов и позднимих умом». И вспоминается зловещее предостережение другого поэтического гения:
И прах наш с строгостью судьи и гражданина Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.
Что может быть страшнее проклятия детей! Так хочется слышать тревожный набат, сзывающий соотечественников на спасение молодого поколения страны.
А пока... Пока школа остается главным залогом будущего благосостояния государства, гарантом от духовного одичания современников.
Проблемы нашей сегодняшней школы настолько сложны и многообразны, что порой кажутся неразрешимыми. Выделим одну из них, необходимую для дальнейшего развития заявленной темы, - сохранение целостного учебно-воспитательного процесса. На первый взгляд проблема может показаться малоактуальной: ведь много лет мы твердили, как заклятие, что обучение и воспитание неразрывны. Нынче термин
Трагедия заключается в том, что переориентация массовой школы на из которой нельзя исключить главный общественный институт - школу. Воспитание уже так запущено, что обычного здравого смысла и жизненного опыта не хватает. Вывести его из тупика могут лишь профессионалы.
Педагогический коллектив любой школы сегодня в своей работе стремится опереться на совокупностьидей, взглядов, принципов, установок, составляющих определенную концепцию, объединяющих профессионалов в коллектив единомышленников. Его еще модно называть командой. Мне лично эта военно-спортивная терминология применительно к нашей работе не кажется удачной.
Поделюсь некоторыми концептуальными положениями педагогического коллектива средней школы 825 Москвы.
1. Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности. Следует уточнить: мы не стремимся управлять личностью, а управляем процессом ее развития. Следовательно, в работе воспитателя приоритет отдается приемам опосредованного педагогического воздействия. Отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности выдвигают на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Развитие личности происходит прежде всего в учебно-познавательной деятельности (урочной и внеурочной), в организации разнообразной и интересной жизни коллектива, школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека.
2. Для педагога всегда принципиальную важность имела формулировка целей воспитания. Из глубины веков дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели. Но каждый педагогический коллектив стремится конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.
Нам в этом смысле кажется очень полезной формула замечательного французского педагога Селистена Фрэне: цель воспитания - максимальное развитие личности. Фрэне дает понять, что меру воспитательного воздействия каждый педагог соотносит с конкретными условиями, но для них эта мера всегда должна быть максимальной. Главным средством воспитания педагог считает «разумно организованное общество», под которым мы понимаем школьное общество как содружество детей и взрослых связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни и гуманными отношениями.
3. Воспитание - это лишь одна из трех ипостасей, в которых развивается личность (социализация - воспитание - саморазвитие). Социализация личности происходит под влиянием всего миропорядка, начиная от космоса, Земли, государства, через общественные институты, экономику, политику, средства массовой коммуникации, кончая семьей, средой молодежного общения, людей и т.д. В этом безбрежном море влияний есть часть, происходящая целенаправленно, под педагогическим управлением. Это и есть воспитание, оно-то и призвано помочь личности не быть поглощенной этим морем, найти в нем свое лицо, свое отношение с миром, людьми и самим собой. Но есть еще волшебный и малопонятный закон саморазвития. Поощряя его, педагог не имеет права доступа в этот мир.
Значит, воспитание не универсально и вовсе не всеохватно, поэтому не следует преувеличивать его значение. Но там, где необходимо, оно должно совершаться высококачественно и профессионально.
4. Ведущим принципом воспитания является принцип природосообразности. Он имеет как бы две стороны, во-первых, обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, во-вторых, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы.
Известно, что в основе развития человека лежит удовлетворение его потребностей, именно они являются источником его активности. Значит, обязанностью педагога становится систематическое изучение типичных и индивидуальных потребностей и интересов воспитанников, действие в согласии и логике этих интересов. Но учитель не может идти только на поводу у детей. Отсюда возникает новая сложнейшая задача - помощь в формировании новых потребностей, более сложных и высоких, чем естественные, природные потребности возраста.
Одно из типичных заблуждений учителей, особенно долго проработавших в школе, – отношение к ученику как к «величине постоянной». Педагог уверен, что подросток – всегда подросток, что основные возрастные особенности детей повторяются из года в год. Так можно было рассуждать, пока мы ориентировались на «среднестатистического» ученика. Сегодня, когда в каждом нужно видеть неповторимую индивидуальность, стараться познать ее, открыть для себя и людей, прежние подходы непродуктивны.
5. Воспитание должно быть не только природосообразным, но и культуросообразным. А это значит, что оно должно строиться с учетом языковой среды обитания растущего человека, с учетом культурных традиций народа, страны, региона. Педагог не может игнорировать состояние молодежной культуры, обычаи семьи, традиции народной педагогики. Сегодня это особенно актуально: интернационализация процессов развития культуры, стирание национальных различий порой приводят к безответственному навязыванию нашему обществу черт, чуждых нашей культуре, хотя и облаченных в привлекательную (особенно для молодежи) форму.
6. Воспитание успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного подхода к ее воспитанию. Наиболее адекватным средством в этом смысле и является воспитательная система. Предпосылки к ней имеет любая школа. Однако это не гарантирует наличие эффективной воспитательной системы в каждом учебном заведении как бы автоматически. Она не задается приказом свыше, не переносится с понравившегося клише –воспитательная система школы всегда носит авторский характер, ибо является выражением глубоко осознанной потребности педагогического коллектива.
Школа – открытая система, но это вовсе не означает приглашения к вмешательству в ее дела всех желающих без разбора. Рыночные отношения, политический плюрализм, национальные проблемы, усиление церкви - это и многое другое педагог пропускает через свое профессиональное сознание, подчиняет принципу педагогической целесообразности. Недопустимо, чтобы проблемы воспитания в школе решались не педагогическими, а политическими, экономическими или религиозными средствами.
Вообще мы порой слишком преувеличиваем значение для воспитания социальных, экономических и других факторов. В бытовом сознании сегодня распространена такая точка зрения: пока мы не улучшим общественное бытие, нечего и мечтать об улучшении духовной жизни. Думаю, что это неправильно. Школа, образование, воспитание первичны; экономика, политика, материальная жизнь людей - следствие первого.
«Пора, наконец, понять, что нельзя без конца уповать на всякого рода общественные механизмы, на обновление и усовершенствование социальной организации общества, когда на карту поставлена судьба человека как вида. Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их совершенствования, ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей».
Как видим, автор этих строк судьбу человека как вида ставит в прямую зависимость от развития человеческих качеств и способностей, т.е. от воспитания. В большинстве стран, которые принято называть цивилизованными, это уже поняли. В США, Англии, Франции, Японии, Канаде, Израиле, Корее заметно усилилось внимание к воспитанию. Педагоги этих народов направили свои взоры на нашу страну, имеющую уникальный опыт работы с детьми. Нетрудно представить их удивление, когда они знакомятся с современной воспитательной практикой в школах бывшего СССР...
Наша давняя беда заключается в том, что в вопросах образования мы привыкли слушать не того, кто профессиональнее, а того, кому подчиняемся по службе и от кого зависим экономически. Мы чаше слушаем администраторов, чем педагогов, политиков, чем ученых. Не потому ли сегодня предается забвению старая истина: в детском возрасте личность формируется под решающим воздействием воспитания.
Но когда говорят о воспитании, сразу остро встает вопрос о его современном содержании (будем считать, что о целях мы договорились). Раньше эта проблема решалась весьма просто: «сверху» задавались точные идеологические установки, по которым вырабатывалась программа деятельности, маршрут, по которому следовало дружно шагать, предлагался набор добродетелей, которыми должен был обладать молодой человек, и, наконец, жесткая структура контрольных органов, не позволявших никому сбиться с общего пути. Получалась ситуация, напоминавшая утреннюю зарядку по Всесоюзному радио, когда все под общую музыку и команду делали одни и те же упражнения.
Сегодня все иначе. Нет ни общих идеологических установок, нет (да, вероятно, и не может быть) единой программы воспитания, нет даже столь привычного контроля за воспитательной работой школы. Но самое страшное - неясны идеалы, без которых воспитание как целенаправленный процесс существовать не может.
В этих условиях история мировой школы и опыт отечественной педагогики подсказывают единственный выход – обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций.
Если говорить по большому счету, общечеловеческие ценности нуждаются прежде всего в философско-эстетическом обосновании и осмыслении, и здесь первое слово принадлежит большой науке, философам-методологам. Надо думать, что работа уже началась, а пока время уходит, и педагоги нуждаются в ориентирах, которые можно было бы положить в основу школьного воспитания. Некоторые педагогические коллективы делают попытку сформулировать эти ориентиры. Подобную попытку сделали и педагоги средней школы № 825 Москвы. Ход наших размышлений был следующим.
Общечеловеческие ценности имеет несколько уровней. Первый из них – уровень житейского сознания, на котором бытуют морально-нравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми. В их основе – «золотое правило нравственности»: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Из него вытекают многие черты характера, составляющие образ хорошего человека: доброта, порядочность, трудолюбие, скромность, милосердие и т.д. Этот список можно продолжать до бесконечности, и мы рискуем просто «захлебнуться» от обилия добродетелей. Если встать на путь отбора, опять сомнение: где тот критерий, по которому этот отбор осуществлять? Кроме того, необходимо еще иметь в виду, что все названные (и неназванные) качества в чистом виде не существуют. В реальной жизни нередки ситуации, когда зло очень привлекательно, а доброта оборачивается жестокостью, смелость - дерзостью, щедрость - расточительством и т.д.
Посомневавшись, мы решили обратиться к ценностям более высокого уровня, к достаточно общим понятиям, ориентация на которые и должна, по нашим предположениям, рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности.
Мы выделили восемь таких понятий.