Отчеты. Мероприятия День космонавтики в библиотеке для дошкольных школьников
Библиотеки города ко Дню космонавтики и 50-летию первого полета человека в космос
Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, первыми открывшими дорогу в неизведанный мир космоса. 12 апреля весь мир отмечал 50-летие полета Юрия Гагарина в космос. Это не просто дата знакового события, это не просто прорыв в науке и технологии, совершенный страной, понесшей тяжелейшие потери в Великую Отечественную. Это настоящий праздник. Праздник, объединяющий людей всей Земли в едином стремлении познать то, что находится за ее пределами.
к 50-летию полета в космос первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина библиотеки города 12 – 14 апреля провели цикл мероприятий, посвященных этой знаменательной дате.
К этому дню в библиотеках были организованы тематические книжные выставки «Человек. Вселенная. Космос» (библиотека-филиал №6), «Звездный путь» (библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина), «Удивительный мир космоса» (библиотека-филиал №7), «Человек. Земля. Космос» (библиотека-филиал №9), «В безбрежном времени Вселенной» (детская библиотека-филиал №3), «Космические дали», «Загадки космоса» (детская библиотека-филиал №1 им. А.С. Пушкина), «Дорога к просторам Вселенной» (библиотека-филиал №2), «Российская космонавтика: вчера, сегодня, завтра» (библиотека-филиал №4), выставки-путешествия «Через тернии - к звездам» (библиотека-филиал №5) и «Космические трассы» (детская библиотека-филиал №2), на которых представили научно-познавательную литературу, газетно-журнальные материалы по данной теме. Возле них проводились беседы («Первый космонавт Земли» - в библиотеке-филиале №9, «К 50-летию полета Ю. Гагарина» - в библиотеке-филиале №5), обзоры представленных изданий («Меж звезд и галактик» - в детской библиотеке №3, «Дорога в космос» - в библиотеке-филиале №8).
Читатели разных возрастных групп приняли активное участие в разнообразных библиотечных «космических» мероприятиях, где, библиотекари рассказали или напомнили им КАК ЭТО БЫЛО: сообщили сведения о конструкторах космической техники и ее истории, рассказали о хронологии космических событий, о жизненном пути великого человека - Юрия Гагарина - Первого космонавта планеты, говорили о начале космической эры и первом отряде космонавтов, о космических исследованиях и т.д. Сделать эту информацию более яркой, интересной и познавательной помогли слайдовые презентации, созданные в библиотеках.
Пик мероприятий, посвященных Дню космонавтики и 50-летию первого полета человека в космос пришелся в библиотеках города на 12 апреля. Участниками космического путешествия «Дорога во Вселенную» в библиотеке-филиале №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина стали девятиклассники школы №15, которые совершили космическое путешествие «Дорога во Вселенную ». Перед школьниками в рассказе библиотекарей прошла вся история освоения космоса. Ребята узнали о том, как на Руси пытались осуществить свою мечту летать, об Указе Иоанна Грозного, под страхом казни запрещавшего попытки летать, об изобретении планеров, дирижаблей и самолетов, о плане покорения мировых пространств Константина Эдуардовича Циолковского, о Королеве и первых полетах. В ходе беседы участники мероприятия отвечали на вопросы, фантазировали, разыгрывая сценку-диалог братьев Жозефа и Этьена Монгольфье (изобретатели воздушного шара), которые мечтают склеить огромный шар из бумаги, наполнить его дымом и запустить в небо, «изобрели» свой самолет из подручных средств и совершили на нем «полет», знакомились с содержанием книжной выставки «Звездный путь». Во время разговора о первом космонавте планеты звучала песня Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Знаете, каким он парнем был?»
Устный журнал «Первый во Вселенной » в Центральной городской библиотеке им. М. Горького посвятили Ю. Гагарину, вся жизнь которого была поиском, стремлением вперед. Семиклассники школы поселка Солидарность с интересом знакомились с материалами выставки «Звездный путь», узнали много нового о жизни и деятельности первого космонавта. О его детстве, семье и школьных годах им поведала первая страница журнала «Пока – все земное». Страница «Все начинается с мечты» - это рассказ об отрочестве Ю. Гагарина. Школьники узнали здесь о его книжных пристрастиях, любимых авторах и литературных героях. Страница «Курс на космос» была посвящена юности будущего космонавта, его жизни перед полетом. Звучали стихи о космосе и космонавтах. Лейтмотив мероприятию, как и библиотеке-филиале №1, задавала песня А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова «Знаете, каким он парнем был…». Завершилось мероприятие викториной «Сын Земли».
Более 50 юных читателей библиотеки-филиала №2 стали участниками дня информации «Человек. Вселенная. Космос ». В течение дня для ребят здесь проводили обзор «Звездное небо» у выставки-просмотра «Дорога к просторам Вселенной». Мечте подняться в космос, первым шагам в космосе был посвящен час информации «Они были первыми» для учащихся младшего школьного возраста. Благодаря электронной презентации, созданной библиотекарем детского абонемента Н.В. Дерюгиной, юные читатели не только узнали, что такое космонавтика, но и познакомились с основоположником космической эры К.Э. Циолковским, конструктором С.П. Королевым, много узнали об искусственных спутниках Земли, полете Ю. Гагарина, первом отряде космонавтов. Каждому участнику мероприятия вручили на память памятку «Космос покоряется смелым».
Для ребят среднего школьного возраста (7-8 кл. МОУСОШ №17) к этому дню подготовили познавательную игру-викторину «Навсегда первый », проведенную на фоне песни А. Пахмутовой и Н.Добронравова «Четырнадцать минут до старта». После информации о начале освоения космоса, первом полете и первом космонавте, знакомства с наблюдениями Ю. Гагарина во время полета, ребята лучше узнали, каким он был человеком, поняли, каким важным событием в истории нашей страны стал его полет. А затем две команды («Восток» и «Союз») состязались в решительности, находчивости в турах «Космическая азбука», «Угадай-ка!», игре «Годитесь ли вы в космонавты?». Свои знания о космосе, первом полете они пополнили из выпущенного в библиотеке буклета «Звезда по имени Гагарин».
Много нового узнали учащиеся 2-х классов гимназии №11, для которых библиотекари библиотеки-филиала №9 провели беседу-презентацию «Первый космонавт Земли ». Показ слайдов сопровождался рассказом об интересных и малоизвестных фактах из жизни первого космонавта: о его детстве, семье, о том, как стал космонавтом.
Показом слайдовой презентации сопровождался и познавательный час «Этот день 12 апреля » в библиотеке-филиале №6. Ребята (5 кл. лицея №24) воочию увидели, как с древности до наших дней менялись представления людей о Вселенной, как выглядел первый спутник Земли, знаменитые Белка и Стрелка и др. Активно включились школьники в научно-познавательную игру «Мы - дети Земли»: отвечали на вопросы викторины, разгадывали загадки о космосе, слушали интересные факты «Знаете ли вы, что…», участвовали в экспресс-опросах «Если вы встретите инопланетянина», «Какой вы представляете свою планету?». В заключение поделились своим пониманием слов Гагарина «Мы - дети Земли».
Вне зависимости от возраста наших читателей, многие мероприятия содержали игровые элементы или были построены на игре. И, конечно, все они имели смысловую и информационную нагрузку. Познавательная игра «Человек открывает Вселенную » прошла с шестиклассниками школы №12 в библиотеке-филиале №10.
13 апреля информационный космический КВН , который сопровождался показом слайдовой презентации, провели с юными читателями в библиотеке-филиале №7. Прослушав сообщение о Ю.А. Гагарине, подготовленное одной из участниц, две команды пятиклассников на скорость рисовали ракету, играли в космическое лото, разгадывали кроссворды, отвечали на вопросы викторины, угадывали, о ком написано стихотворение. Школьникам заранее было дано домашнее задание (тест-опрос), правильность выполнения которого проверили в ходе мероприятия.
Мероприятия, посвященные Дню космонавтики и 50-летию первого полета в космос провели и в рамках действующих в библиотеках клубов. Космическая игра «Тайны звездного неба » состоялась с членами клуба «Эрудит» в библиотеке-филиале №9. Игровую программу «Самая прекрасная из всех планет » подготовили для членов историко-литературного клуба «Наследие» в детской библиотеке №3. Студенты первого курса ЕПЭТ вспомнили, как начиналась космическая эра, поговорили о К.Э. Циолковском, С.П. Королеве, Ю.А. Гагарине, отвечали на вопросы викторины.
Участниками праздничных мероприятий стали и восьмиклассники Вспомогательной коррекционной школы интерната. Для них в библиотеке-филиале №10 провели час информации у действующей выставки «Сквозь тернии к звездам»
В детской библиотеке №1 им. А.С. Пушкина совместно с МУ СЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Ельца состоялось очередное заседание клуба «Подросток», посвященное знаменательной дате российской космонавтики. К этому дню в библиотеке была организована книжная выставка «Космические дали». В программе заседания клуба: беседа-диспут «Космонавтики день - это радость и гордость» , викторина «Сыны голубой планеты» и подведение итогов конкурса рисунков «Космос».
Для юных читателей младшего и среднего школьного возраста у действующих в библиотеке выставок провели викторину «В безбрежном времени Вселенной » и урок истории «Космонавт №1 - Юрий Гагарин ».
Час информации «Они были первыми » для десятиклассников школы «Развитие» организовали в библиотеке-филиале №4. Старшеклассники познакомились с первым отрядом космонавтов. Рассказали коллеги и о семейной истории методиста по работе с детьми Г.Н. Шеламовой, отец которой принимал участие в операции по поиску космонавтов в марте 1965г. Кроме того, на действующей в библиотеке книжной выставке «Российская космонавтика: вчера, сегодня, завтра» часть экспозиции («Я космонавтов спасал…») посвящена этому событию..
Начало космической эры открыло людям глаза на Вселенную. Первый полет человека в космос, который совершил 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, стало историческим событием, открывшим для исследования космическое пространство на благо всего человечества. Согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН, 12 апреля теперь ежегодно будет отмечаться на международном уровне 7 апреля 65-я сессия Генеральной Ассамблеи объявила 12 апреля Международным днем полета человека в космос.
Книжная выставка ко Дню космонавтики «Ступени во Вселенную» развёрнута для детей в читальном зале Иркутской областной детской библиотеки имени Марка Сергеева.
Эта популярная дата отмечается в России 12 апреля, ведь наша страна – родина космонавтики. В России родились первые идеи освоения космоса, были осуществлены первые важнейшие шаги в покорении космического пространства. В России же родились достойные сыны своего Отечества, люди, чьи имена прославили нашу страну во всём мире, осваивая космос.
Для новых поколений читателей уже далёкая история – дата 12 апреля 1961 года, когда планету потрясла неожиданная весть, что впервые человек полетел в космос. Это был лётчик-космонавт нашей страны Юрий Алексеевич Гагарин. Всем обязательно нужно помнить о событиях, ставших золотыми страницами не только отечественной истории, но и всего человечества, помнить о тех людях, с которыми связан величайший подвиг – прорыв в космос.
В библиотеке на книжной выставке представлено 17 ярко иллюстрированных книг, которые помогут юным читателям познакомиться с историей развития космонавтики, расширить свои знания о Вселенной, космических телах и явлениях, узнать интересные мифы и легенды, связанные с представлениями древних об устройстве мира.
«Он всех нас позвал в космос…»
Нейл Армстронг
О Юрии Гагарине
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области), неподалеку от города Гжатск (ныне Гагарин). По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902 – 1973), – плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903 – 1984), – свинарка.
Детство Юрия прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошел в школу, но 12 октября деревню заняли немцы, и его учеба прервалась. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немецкими войсками. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учеба в школе возобновилась.
24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище №10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.
В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учебу и совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полетов и налетал 42 часа 23 минуты.
27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Оренбург, в 1-е военно-авиационное училище летчиков имени К.Е. Ворошилова. Обучался у известного в те времена летчика-испытателя Я.Ш. Акбулатова. 25 октября 1957 года Гагарин училище закончил с отличием. В течение двух лет служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота, вооруженном самолетами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов.
В 1959 году женился на Валентине Ивановне Горячевой. 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьей выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.
В 1966 году Гагарина избрали почетным членом Международной академии астронавтики, а в 1964 году он был назначен командиром отряда советских космонавтов. В июне 1966 года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе «Союз». Он был назначен дублером Комарова, который совершил первый полет на новом корабле.
17 февраля 1968 года Юрий Алексеевич защитил в Военно-воздуш-ной инженерной академии имени профессора Жуковского дипломный проект. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю.А. Гагарину квалификацию «летчик-инженер-космонавт». До последних дней Гагарин исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР.
27 марта 1968 года он погиб при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области во время одного из тренировочных полетов. Похоронен у Кремлевской стены на Красной площади.
Звания:
· Герой Социалистического Труда Чехословацкой Социалистической Республики (28 апреля 1961 г.);
· Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (23 мая 1961 г.);
· Герой Труда Демократической Республики Вьетнам.
Советское правительство также повысило Ю.А. Гагарина в звании от старшего лейтенанта сразу до майора. Ю.А. Гагарин являлся:
· президентом Общества советско-кубинской дружбы;
· почетным членом Общества «Финляндия – Советский Союз»;
· с 1966 года являлся почетным членом Международной академии астронавтики.
Ордена:
· Ленина (СССР);
· Георгия Димитрова (Болгария);
· Карла Маркса (ГДР);
· Звезда II класса (Индонезия);
· Орден «Крест Грюнвальда» (Польша);
· Знамени I степени с бриллиантами (Венгрия);
· «Ожерелье Нила» (Египет);
· Большая лента Африканской Звезды (Либерия);
· «За заслуги в области воздухоплавания» (Бразилия);
Медали и дипломы:
· Медаль «Золотая Звезда» (СССР);
· Золотая медаль имени Константина Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений» (АН СССР);
· Медаль де Лаво (ФАИ);
· Золотая медаль правительства Австрии, 1962 г.;
· Золотая медаль и почетный диплом «Человек в космосе» Итальянской ассоциации космонавтики;
· Золотая медаль «За выдающееся отличие» и почетный диплом Королевского аэроклуба Швеции;
· Большая золотая медаль и диплом ФАИ;
· Золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений, 1961 г.;
· Медаль Колумба (Италия);
· Золотая медаль города Сен-Дени (Франция);
· Золотая медаль Премии «За храбрость» Фонда Маццотти (Италия), 2007 г.
Юрий Гагарин был избран почетным гражданином городов: Байконур (1977 год), Калуга, Новочеркасск, Люберцы, Сумгаит, Смоленск, Винница, Севастополь, Саратов, Тюмень (СССР); Оренбург (Россия); София, Перник, Пловдив (Болгария); Афины (Греция); Фамагуста, Лимасол (Кипр); Сен-Дени (Франция); Тренчьянске Теплице (Чехословакия). Ему также были вручены золотые ключи от ворот городов Каир и Александрия (Египет).
Из воспоминаний А. Железнякова
«… В мае 1949 года Юрий Гагарин окончил шестой класс Гжатской неполной средней школы, а 30 сентября того же года поступил в Люберецкое ремесленное училище №10. В декабре 1949 года Ухтомский городской комитет комсомола принял Юрия в члены ВЛКСМ.
Одновременно с учебой в училище поступил в Люберецкую вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года. А спустя месяц с отличием окончил ремесленное училище по специальности формовщик-литейщик. Своей рабочей профессией Юрий Алексеевич гордился всю жизнь.
Окончив училище и получив специальность, Гагарин решает продолжить учебу и уже в августе 1951 года становится студентом Саратовского индустриального техникума.
Годы учебы летели незаметно и были до предела спрессованы разнообразными занятиями. Кроме учебы и производственной практики, много времени отнимала комсомольская работа, спорт. Именно в те годы Гагарин увлекся авиацией и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб.
Наступивший 1955 год стал годом первых значительных успехов Юрия Алексеевича. В июне он с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, в июле совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18, 10 октября окончил Саратовский аэроклуб. А 3 августа 1955 года саратовская областная газета «Заря молодежи» опубликовала репортаж «День на аэродроме», в котором упоминалось имя Гагарина. «Первая похвала в печати многое значит в жизни человека», – писал позднее Юрий Алексеевич.
27 октября 1955 года Октябрьским райвоенкоматом города Саратова Юрий Алексеевич был призван в ряды Советской Армии и направлен в город Оренбург на учебу в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков имени К.Е. Ворошилова. Едва надев военную форму, Гагарин понял, что с небом будет связана вся его жизнь. Это оказалось той стезей, к которой стремилась его душа.
Незаметно пролетели два года в стенах училища, заполненные полетами, боевой подготовкой и краткими часами отдыха. И вот 25 октября 1957 года училище закончено.
Спустя два дня в жизни Гагарина произошло еще одно знаменательное событие – он вступил в брак с Валентиной Ивановной Горячевой.
В конце 1957 года Гагарин прибыл к месту своего назначения – в истребительный авиационный полк Северного флота. Потекли армейские будни: полеты в условиях полярного дня и полярной ночи, боевая и политическая подготовка. Летать Гагарин любил, летал с удовольствием и, вероятно, так бы и продолжалось еще много лет, если бы не начавшийся среди молодых летчиков-истребителей набор для переучивания на новую технику. Тогда еще никто открыто не говорил о полетах в космос, поэтому космические корабли именовали «новой техникой».
9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К.А. Вер-шинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам.
Их было 20 молодых летчиков, которым предстояло готовиться к первому полету в космос. Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звездам. Это потом, когда полет стал реальностью, когда более или менее стали ясны сроки этого полета, выделилась группа из шести человек, которых стали готовить по иной, чем остальных, программе.
А за четыре месяца до полета практически всем стало ясно, что полетит именно Гагарин. Никто из руководителей советской космической программы никогда не говорил, что Юрий Алексеевич был подготовлен лучше, чем другие. Выбор первого определялся многими факторами, причем физиологические показатели и знание техники не были доминирующими. И Сергей Павлович Королев, который внимательно следил за подготовкой, и руководители Оборонного отдела ЦК КПСС, курировавшие космические разработки, и руководители Министерства общего машиностроения и Министерства обороны прекрасно понимали, что первый космонавт должен стать лицом нашего государства, достойно представляющим Родину на международной арене. Наверное, именно эти причины и заставили сделать выбор в пользу Гагарина, доброе лицо и открытая душа которого покоряли всех, с кем ему приходилось общаться. А последнее слово оказалось за Никитой Сергеевичем Хрущевым, бывшим в ту пору Первым секретарем ЦК КПСС. Когда ему принесли фотографии первых космонавтов, он без колебаний выбрал Гагарина.
Но чтобы это произошло, Гагарину и его товарищам пришлось пройти путь длиною в год, наполненный нескончаемыми тренировками в сурдо- и барокамерах, на центрифугах, на других тренажерах. Эксперимент шел за экспериментом, парашютные прыжки сменялись полетами на истребителях, на учебно-тренировочных самолетах, на летающей лаборатории, в которую был переоборудован Ту-104.
Но вот все это позади, и наступил день 12 апреля 1961 года. Лишь посвященные знали, что должно было произойти в этот обычный весенний день. Еще меньше людей знали, кому суждено перевернуть всю историю человечества и стремительно ворваться в чаяния и помыслы человечества, навсегда оставшись в памяти как первый человек, преодолевший земное притяжение.
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Спустя всего 108 минут космонавт приземлился неподалеку от деревни Смеловки в Саратовской области. Всего 108 минут продолжался первый полет (сравните с длительностью современных полетов, продолжающихся месяцами), но этим минутам суждено было стать звездными в биографии Гагарина.
За свой полет Юрий Алексеевич Гагарин был удостоен званий Герой Советского Союза и «Летчик-космонавт СССР», награжден орденом Ленина.
Спустя два дня Москва приветствовала героя космоса. На Красной площади прошел многолюдный митинг, посвященный осуществлению первого в мире космического полета. Тысячи людей хотели своими глазами увидеть Гагарина.
Уже в конце апреля Юрий Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. «Миссия мира», как иногда называют поездку первого космонавта по странам и континентам, продолжалась два года. Гагарин посетил десятки стран, встретился с тысячами людей. Встретиться с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты…
…К счастью для нас, Юрий Алексеевич довольно быстро переболел звездной болезнью и все больше времени стал уделять работе в Центре подготовки космонавтов. С 23 мая 1961 года Гагарин – командир отряда космонавтов. А уже осенью 1961 года он поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского, чтобы получить высшее образование.
Последующие годы были очень напряженными в жизни Гагарина. Много времени и сил отнимали работа по подготовке новых полетов в космос и учеба в Академии. А были (просто не могли не быть!) многочисленные встречи с людьми, поездки за рубеж, встречи с журналистами. Их число не уменьшалось, даже несмотря на то, что количество космонавтов увеличивалось.
20 декабря 1963 года Гагарин был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.
Но больше всего ему хотелось летать. К летной подготовке он вернулся в 1963 году, а к новому космическому полету стал готовиться летом 1966 года. В те годы в Советском Союзе началась реализация «лунной программы». Одним из тех, кто стал готовиться к полету на Луну, стал и Гагарин. Нетрудно догадаться, как ему хотелось первым отправиться к нашей вечной спутнице. Но до этого было еще далеко. Пока было необходимо научить летать корабль «Союз». Первый испытательный полет в пилотируемом варианте был намечен на апрель 1967 года. К нему готовились Владимир Михайлович Комаров и Юрий Алексеевич Гагарин.
То, что основным пилотом корабля стал Комаров, совсем не означает, что он был лучше подготовлен. Когда решался этот вопрос, Гагарина решили «поберечь» и не рисковать его жизнью.
Всем известно, чем закончился полет корабля «Союз-1». Выступая на траурном митинге, посвященном памяти Владимира Комарова, его дублер Юрий Гагарин пообещал, что космонавты научат летать «Союзы». В конце концов, так и произошло – «Союзы» летают до сих пор. Но сделано это было уже без Юрия Гагарина.
1968 год стал последним в жизни Гагарина. 17 февраля он защитил диплом в Академии имени Н.Е. Жуковского. Продолжал готовиться к новым полетам в космос.
С большим трудом добился разрешения самостоятельно пилотировать самолет. 27 марта 1968 года был первый такой полет. И последний… Самолет разбился вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области.
Обстоятельства той катастрофы так до конца и не выяснены. Есть много версий, начиная от ошибки пилотирования и кончая вмешательством инопланетян. Но, что бы ни произошло в тот день, ясно только одно – погиб первый космонавт планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин.
Спустя три дня мир простился со своим героем. Выступая на траурном митинге на Красной площади, президент Академии наук СССР М.В. Келдыш сказал: «Подвиг Гагарина явился громадным вкладом в науку, он открыл новую эпоху в истории человечества – начало полетов человека в космос, дорогу к межпланетным сообщениям. Весь мир оценил этот исторический подвиг как новый грандиозный вклад советского народа в дело мира и прогресса». Именем Гагарина названы кратер на Луне и малая планета.
Всего 108 минут продолжался полет Гагарина, но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Он был первым и останется им навсегда…»
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
сценарий праздника–конкурса
Цель: развитие знаний детей о космосе, известных космонавтах и первооткрывателях космоса.
Задачи:
познакомить с историей создания ракетной техники,
развивать у детей любознательность, мышление, речь, память, внимание,
воспитывать дисциплинированность, любознательность, гордость за свою страну,
обучать активности, коллективизму.
Оборудование:
презентация, ноутбук, проектор
2 газеты,
- карточки с заданиями,
Соревнование оформляется в игровой форме: соревнуются экипажи космонавтов, ход соревнования отображают на красочно оформленном стенде «Полет в космос»; конечный маршрут - Марс, Венера или Луна. Создают игровой орган - штаб космонавтов; в штабе решают все вопросы, связанные с ходом игры.
Возможные игровые роли:
командиры космических экипажей,
космонавт номер 1, т.д.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Организация класса.
II. Постановка темы и цели занятия.
Педагог: Ребята, вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает День космонавтики. Сегодня мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.
С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд. Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба всегда манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо.
Знаете ли вы легенду о Дедале и его сыне Икаре? Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убежать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения - небо. Но как?
Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление - крылья. Он собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо. Перед полетом Дедал предупредил сына о том, что нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым скреплены крылья. Перья разлетятся, и он погибнет. Но Икар был настолько заворожен зрелищем, что забыл о наставлениях отца и взлетел слишком высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты упал в море. Такая вот грустная история.
С тех пор прошло несколько тысяч лет, на нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.
Следующим шагом было изготовление шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили жаровню с горячими углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер. Потом был создан дирижабль, а затем самолет. И стали летать в воздушной оболочке Земли. Но люди не остановились на достигнутом, их манил космос.
И вот 5 1 год назад обычному весеннему дню 12 апреля 1961 года суждено было навсегда войти в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток» с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Космонавт - такого слова не было среди многих, многих тысяч слов. Привез его на Землю с неба летчик Юрий Алексеевич Гагарин. )
ЮРИЙ ГАГАРИН
Спросил я у папы однажды:
"А кто такой Юрий Гагарин?
Наверное, он очень важный,
А я про него мало знаю..."
И папа тогда мне ответил:
"Я рад, что об этом меня ты спросил,
Он летчик отважный и смелый,
Прославил страну на весь мир.
Гагарин был первым на свете,
Кто в космос однажды полет совершил.
Мальчишкам на нашей планете
Мечту космонавтами стать подарил".
Теперь я горжусь тем, что знаю,
Кем же был Юрий Гагарин.
Спросите меня, отвечу вам гордо:
Он - космонавт, первым вышедший к звездам!
Чтец: Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век!
И первый из первых в ракете
Наш русский летит человек!
Не с целью разведки военной,
На сверхскоростном корабле
Летел он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к земле!
(Сергей Михалков)
Учитель: Ребята, вы хорошо слушали, а теперь мы немного поиграем. Для этого нужно разделиться на две команды.
Даются названия команд («Р а кета», «К о рабль» ) Словарная работа
Педагог: Ребята, а вы бы хотели побывать в космическом пространстве? Почему? (ответы ребят) Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в путешествие. Мы совершим полет по нашей солнечной системе.
Давайте посмотрим на карту путешествия. Нам предстоит стартовать с Земли. Побывать возле Солнца, посетить Меркурий, Венеру. Пролететь над Землей и увидеть Луну. Затем мы совершим посадку на Марсе, увидим его спутники Деймос и Фобос. Дальше идет кольцо астероидов или его еще называют Пояс астероидов. Это будет последний пункт нашего путешествия. Потом мы вернемся на Землю. Наш отряд юных космонавтов состоит из... экипажей, в каждом из них свой командир. Космонавты! Во время полета будьте очень внимательны! Слушайте команды своих командиров!
(Звучит музыка в исполнении ансамбля «Земляне» . Все дети выполняют физические упражнения под команды учителя.)
Учитель: Но чтобы лететь, нам нужен космический корабль.
Конкурс 1.
Открывается рисунок ракеты на плакате. Второй экземпляр рисунка разрезан на детали.
Команды экипажей приглашаются для сборки корабля (по образцу
).
Показывается рисунок с изображением ракеты. У команд конверты, в которых такие же ракеты, только разрезанные.
Задача: как можно быстрее собрать рисунки.
Учитель: Молодцы! Вы справились с этим заданием!
Корабль подготовлен к полету, а экипаж нет. Ребята, а во что одеты космонавты?
Дети: В скафандры.
Учитель: Правильно. А где ваши скафандры?
Конкурс 2.
Из геометрических фигур нарисовать скафандр.
(Дети рисуют на доске. Жюри оценивает.)
Учитель: Ребята, а вы знаете, сколько планет в Солнечной системе?
Конкурс 3.
Назвать планеты, вращающиеся вокруг Солнца вместе с Землей.
(Команды называют по очереди. За каждую планету команды получают балл.)
Конкурс 4
А как располагаются планеты солнечной системы? Это покажут наши космонавты.
Они должны разложить планеты по порядку и прочитать свой девиз.
(Командам раздаются листы с названием планет. На обороте каждого листа – слово из девиза)
Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.
Только сильных звездолет может взять с собой в полет.
Учитель: А сейчас мы с вами перенесемся в центр солнечной системы. Солнечная система - это семья, в которой живет и наша планета Земля. В центре ее раскаленный газовый шар - это Солнце. Температура на поверхности + 6000°С. Еще в древности люди поняли, что без солнца не было бы жизни на Земле. Земля получает лишь малую часть излучаемого солнечного тепла. Но и этого хватает для всего живого на Земле.
Вокруг Солнца вращаются 9 планет, тысячи астероидов и комет.
А мы уже пролетаем над планетой Меркурий. Космонавты, внимательно смотрите в иллюминаторы! Ой, сколько здесь невиданных животных!
Конкурс 5.
Прибыв на Меркурий, космонавты попадают в космический зоопарк. Каждый экипаж получает задание: нарисовать одно животное и рассказать, как оно питается, как называется и где обитает.
(Дети получают листы и карандаши или фломастеры. Рисуют животных и рассказывают о них.
Например: Наше животное называется Того-Тут. Оно живет на острове Диких Гиппопотамов, питается лиловыми помидорами. Вот его портрет (показывается рисунок).
Жюри оценивает рисунки и рассказы.)
Педагог: Молодцы! Интересные рисунки у вас получились. Летим дальше, подлетаем к Венере.
Конкурс 6. /С болельщиками/
Разгадать кроссворд.
1. Летательный аппарат, на котором передвигалась Баба Яга.
2. Её видно только ночью.
3. Самая большая планета.
4. Самая ближайшая звезда, видимая днем.
5. Кличка собаки, которая первой отправилась в космическое пространство.
6. На каком космическом корабле Ю.Гагарин побывал впервые в космосе.
7. Спутник Земли.
8. Летательный аппарат инопланетян.
Нам хорошо видно, что происходит на нашей планете. Мы пролетаем над Россией. Наша страна очень большая она раскинулась от Балтийского моря на западе до Чукотки и Берингова пролива на востоке. А вот и Луна. Луна – спутник Земли. Это тоже планета, но очень маленькая. Она не может самостоятельно двигаться и как бы «привязана» к Земле.
Учитель: А мы уже пролетаем над Марсом. Как по-другому называют эту планету?(Красная)
У Древних римлян звали довольно кровожадного бога войны. И действительно красноватый цвет планеты ассоциируется с кровью, которую проливали люди в своих многочисленных военных походах. К тому же, как и у мифологического бога, у планеты имеются 2 спутника, сопровождающих его в битвах - и - Страх и Ужас.
Надо было обладать не только великой храбростью,силой, но и ловкостью, чтобы сразиться с этими мифологическими монстрами.
Конкурс 7.
Задание «Кто быстрее и ловчее».
Приглашаются по одному участнику из каждой команды. Нужно взяться за угол газеты одной рукой. По сигналу постараться собрать весь лист в кулак. Поправлять лист другой рукой нельзя. Победит тот, кто первым завершит.
Конкурс 8.
«Кольцо астероидов».
Давайте потренируемся в правильной стыковке корабля. Первым бежит командир экипажа, оббегает условную планету, возвращается за следующим игроком, берет его за руку и вдвоем бегут вокруг планеты, возвращаются за третьим и т.д.
Учитель: Пора возвращаться на Землю! А по дороге - еще один конкурс.
Конкурс 9.
Составьте как можно больше слов из букв слова КОСМОНАВТИКА.
Педагог: пока космонавты работают, мы попробуем ответить на вопросы викторины.
Викторина.
1. Кто же придумал ракету, с помощью которой можно было подняться в космос?
(К.Э. Циолковский, С.П. Королев)
3. Какие животные побывали в космосе?
(собаки Белка и Стрелка, Лайка, Чернушка, Звездочка, белые мыши и крысы)
5. Как называется космодром, с которого в космос поднимаются русские ракеты? Где он находится?
(«Байконур», Казахстан)
6. Как назывался корабль, на котором Юрий Гагарин поднялся в космос?
(Корабль «Восток»)
7. Как назывались корабли, на которых был совершен первый советско-американский полет?
(«Союз» и «Аполлон»)
8. Назовите первую русскую женщину-космонавта.
(Валентина Терешкова)
9. Кто первым вышел в открытый космос?
(Алексей Леонов)
10. Какая планета Солнечной системы самая большая?
(Юпитер)
Молодцы, ребята, хорошо слушали, играли! Пока жюри подводит итоги, скажите,а кто из вас мечтает стать космонавтом.
КОСМИЧЕСКИЕ ЧАСТУШКИ
Слова
Вы сейчас услышите
Вовсе не комические,
Мы с ребятами споем
Частушечки космические.
Я, как все наши мальчишки,
Космонавтом быть хочу,
Вырасту и непременно
К дальним звездам полечу.
Самым первым космонавтом
Стал Гагарин Юра.
Чтобы стать таким же сильным,
Нужна физкультура.
Все ребята с детства знают:
Юра - парень не простой.
Он сказал: «Поехали!»
Смело нам махнул рукой.
И взметнулась прямо ввысь
Огромная ракета,
Оставляя за собой
След, словно комета.
Вчера Танька испытала
В невесомости полет,
Когда мальчики столкнули
Ее с горочки в сугроб.
Я ракету снаряжаю
Собираюсь на Луну.
Может, в космосе далеком
Новых я друзей найду.
Педагог: А как надо готовить себя к дальним космическим полётам?
Елена Пономаренко
ХОЧУ БЫТЬ КОСМОНАВТОМ
За столом сидит папа (роль исполняет мальчик). Рядом стоит второй стул.
ВЕДУЩИЙ: Каждый мальчишка мечтает, конечно,
Что в космос когда-нибудь он полетит.
И мальчик Сережа не стал исключеньем,
Решил космонавтом, как вырастет, быть.
На середину зала выходит мальчик Сережа.
СЕРЕЖА: Вот космонавтам повезло,
Летают в космос каждый день,
Считают звезды, ходят по Луне...
Как хочется вот так же мне.
Я космонавтом стать хочу,
Вот вырасту и в космос полечу!
ВЕДУЩИЙ: Но для начала надо бы узнать,
Что нужно, чтобы космонавтом стать.
Сережа подходит к папе.
СЕРЕЖА: Спрошу у папы. Папа, подскажи,
Что нужно, чтобы космонавтом стать?
ПАПА: У космонавтов свой, особенный режим.
Зарядка каждый день, и вовремя они ложатся спать.
Ведь очень важно для здоровья
Режим особый этот соблюдать.
Пробежки, отжиманья, приседанья,
Водой холодной обливанья.
Хотя бы с этого начни.
СЕРЕЖА: Ну, это пара пустяков.
Зарядку делать я и так готов.
И спать ложиться по часам.
Все это я и так умею сам.
ПАПА: Ну что ж, сынок, раз ты готов,
Давай сегодня и начнем.
ВЕДУЩИЙ: Весь день он с папой занимался,
И приседал, и отжимался,
Водой холодной обтирался,
И даже штангу поднимал.
Он прыгал, бегал и скакал.
И жутко к вечеру устал.
Папа и Сережа изображают пантомимой зарядку, бег, обтирания водой и т.д.
На последние слова ведущего Сережа садится устало на стул.
ПАПА: Ты что, сынок, такой угрюмый?
Стать космонавтом ты не передумал?
СЕРЕЖА: Теперь я понял – это труд нелегкий
Космические совершать полеты.
Я космонавтом стать не передумал,
Но я пока что не готов
К таким космическим нагрузкам.
Быть космонавтом очень нелегко!
Конечно, я не буду унывать,
В себе я силы буду развивать,
Зарядку делать по утрам
И вовремя ложиться спать.
ВЕДУЩИЙ: О космосе мечтают все мальчишки,
О космосе они читают книжки.
На небе звезды изучают,
Стать космонавтами мечтают.
Сейчас жюри объявит нам победителя
(Жюри подводит итоги, награждает команды.)
Учитель: Я хочу процитировать слова великого космонавта Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее». Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта! До свидания!
Марина Цыплакова
Сценарий мероприятия ко Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»
Сценарий мероприятия ко Дню космонавтики .
Тема : «Путешествие в космос » .
Цель :
1. Расширить представления детей о космонавтике .
2. Воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество.
3. Организовать соревновательную деятельность между командами.
4. Создать активное взаимодействие учащихся в команде.
Оборудование : портреты космонавтов , изображение планет Солнечной системы и известных созвездий, разрезные картинки с изображением ракеты, два воздушных шарика, ракетки, демонстрационный материал (слайды о космосе , космонавтах , детские рисунки).
Воспитатель : Ребята, кто догадается, чему будет посвящено наше мероприятие ? (Ответы детей ) .
Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство .
Давайте посмотрим, как это происходило.
Видеопризентация
День авиации и космонавтики - это особенный , триумфальный праздник! Недаром его отмечает весь мир!
Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство . Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои! (Ответы детей ) . (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах и бородах волшебников, на Коньке-Горбунке и волшебных стрелах.).
Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. Ученый проводил расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат, который мог бы полететь за пределы Земли. Но, к сожалению, у него такой возможности не было. И только через много лет другой русский ученый, С. П. Королёв, смог сконструировать и изготовить первый космический спутник .
12 апреля 1961 года состоялся первый в мире космический полет с человеком на борту корабля. К этому дню готовились очень долго.
Ученые, конструкторы-испытатели и люди многих других профессий были задействованы в подготовке великого полета. Нужно было все учесть, все предусмотреть, для того чтобы полет прошел удачно. Долго выбирали и лётчика-космонавта .
И после долгих испытаний и обсуждений было принято решение : первым в мире космонавтом станет Юрий Алексеевич Гагарин.
Наконец настал решающий день. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил космический полет . За 108 минут корабль-спутник с первым в мире космонавтом облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю. Это был мощный прорыв в освоении космоса !
А потом была торжественная встреча на Красной площади. За несколько часов Юрий Гагарин стал самым известным человеком в мире. Когда по радио прозвучало правительственное сообщение о великом полете, улицы всей страны заполнились толпами людей. Все хотели поприветствовать первого в мире космонавта , Сына Земли, Гражданина Вселенной.
Валентина Терешкова - первая в мире женщина-космонавт . До сих пор она остается единственной женщиной, совершившей космический полет в одиночку . Она провела в космосе почти трое суток .
Изначально планировалось отправить в космос сразу два женских экипажа, однако впоследствии от этой идеи было решено отказаться.
Свой космический полет В . Терешкова совершила 16 июня 1963г. на корабле «Восток-6» . Это был шестой и последний космический корабль из серии «Восток» . Старт корабля В . Терешковой произошел на Байконуре не с «гагаринской площадки» , а с дублирующей.
45 лет назад с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Союз", на борту которой был космический корабль "Восход-2". Его экипаж стоял из двух человек : командир корабля Павел Беляев и второй пилот Алексей Леонов. Весь полет продолжался немногим более суток, но это был исторический полет. Во время него - 18 марта 1965 года, когда летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым из землян вышел за пределы космического корабля и совершил первый в истории выход человека в открытый космос .
Воспитатель : Слово "космонавт " появилось совсем недавно. 4 октября 1957 года впервые наша ракета вывела на околоземную орбиту космический аппарат , сделанный руками человека. И он стал вращаться вокруг Земли, так же как это делает Луна. Так появился первый искусственный спутник. (Показывает на спутник на центральной стене.) Дорога в космос была открыта .
Воспитатель : Представьте себе, что вы будущие космонавты , и мы отправляемся на космодром .
Зарядка :
Мы идём на космодром ,
Дружно в ногу мы идём.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках.
Вот проверили осанку.
И свели лопатки (ходьба на носках, на пятках) .
Побежим ребята дружно -
Разминаться всем нам нужно.
Воспитатель : Людям всегда хотелось знать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Но чтобы это узнать, надо до планет долететь. А на чум сейчас мы сможем полететь в космос ?
(Ответы детей ) .
Воспитатель : Давайте соберём ракету
Конкурс «Собрать ракету»
Воспитатель : Ракету мы с вами собрали. А теперь нам надо лететь в космос . Но прежде, чем мы отправимся в полёт, давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Дом» .
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Воспитатель : Ну, что отправляемся в путешествие ? Экипаж занять свои места, пристегнуть ремни! Начинаем считать секунды до старта .
Воспитатель и дети вместе : Пять! Четыре! Три! Два! Один! Старт !
Воспитатель : Ребята мы с вами прилетели на «Планету Умняшек» .
1. Ребята, а на какой планете мы с вами живем? (Земля) .
2. Фамилия первого космонавта полетевшего в космос ? (Гагарин)
3. Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса ? (Белка и Стрелка) .
4. Что сказал Юрий Гагарин в момент старта ? (Поехали)
5. Назовите космический корабль , на котором Гагарин отправился в космос ? («Восток» )
6. Как называется защитный костюм космонавта ? (скафандр)
8. Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос ? (Космический корабль ) .
9. Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? (Ракета) .
10. Сколько минут Юрий Гагарин находился в космосе ? (108 минут)
11. Как называется и животное, и созвездие? (Медведица) .
12. Назовите фамилию первого космонавта вышедшего в космос . (А. Леонов) .
Воспитатель : Молодцы, ребята! Ответили на все вопросы. А мы покидаем эту планету и отправляемся на другую. И она называется «Спортивная» . Жители этой планеты приготовили для нас эстафету.
В космосе любой предмет ничего не весит. Это состояние называется невесомостью. Все предметы в космическом корабле прикреплены к своему месту. Если этого не сделать, они будут свободно парить. В таких условиях любой человек становится силачом. В невесомости не только человек, но и предмет теряет свой вес. Мы сейчас попробуем с вами пронести воздушный шарик на вытянутой руке на ракетке.
Конкурс «Невесомость» .
Воспитатель : А сейчас мы с вами совершим короткое путешествие по всем планетам солнечной системы. Давайте по очереди называть все планеты. (Земля, Уран, Нептун, Сатурн, Венера, Меркурий, Марс, Плутон, Юпитер) . (Дети называют планеты)
Физминутка.
На луне жил звездочёт - («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учёт : (Показывать в небо рукой)
Меркурий - раз, (Описать круг руками)
Венера-два, (Хлопок)
Три - земля, четыре - Марс, (Присесть)
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь - Уран, восемь - Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Кто не видит - выйди вон! (Развести руки в стороны)
Воспитатель : Ребята пока мы с вами делали разминку, наш корабль приземлился на планете «Загадок» .
1. Среди поля голубого -
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это. (солнце) .
2. Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она :
Спать ложитесь, поздно! -
Потому что мать - луна,
А дочурки. (звезды) .
3. Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звёзд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету) .
4. Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (космонавт )
5. Вечерком взгляни в окно :
На дворе уже темно,
В небе лампочка видна,
Называется. (луна) .
Э. Успенский
6. Есть у всех свои дома :
У рассказов есть тома,
У одежды - магазины,
У капусты, груш - корзины,
У животных - зоопарк,
У машин - свой автопарк.
Все, что есть на белом свете,
Дом имеет на планете.
А планета, знаю я,
Называется. (Земля) .
7. Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат.
То чуть – чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий – синий! (Небо)
8. Из какого ковша
Не пьют, не едят
А только на него глядят? (Большая Медведица)
Воспитатель : Космонавты должны быть очень внимательными. Давайте проверим вашу игровую–прыговую–скоковую энергию и космическую внимательность ! Если я крикну : «Прыг» , - то вы, подпрыгнув, громко и дружно отзываетесь : «Скок!» . А если я крикну : «Скок!» , - то вы все подскакиваете и отвечаете : «Прыг» . Запомнили? Начинаем!
Игра «Путаница : прыг и скок»
Воспитатель : Ну, что ребята пора возвращаться на нашу планету Земля. Летим обратно. Мы пролетаем с вами мимо созвездий. Какие вы знаете созвездия? (Ответы детей ) . А теперь давайте соединим каждую звёздочку линией и посмотрим, на что будет похож рисунок.
Конкурс «Угадай созвездие» .
Воспитатель : Наш полет окончен! Всем спасибо! Открыть люк! Выйти из ракеты! Поздравляю вас с успешным возвращением на Землю. В конце полёта каждый космонавт должен подкрепиться . На память о полете вручаю вам сладкие призы.