Основными свойствами нервных процессов являются. Оценка индивидуальных свойств нервной системы (НС)
Быстрота их возникновения и прекращения, легкость перехода от тормозного процесса к возбудительному. Внешне проявляется в способности быстро реагировать на раздражители, быстро успокаиваться после сильного возбуждения, а также легко переходить в состояние возбуждения или в момент возбуждения быстро реагировать на тормозные команды. В зависимости от этого нервные процессы бывают подвижными или инертными. Большую часть поголовья ньюфаундлендов, например, характеризует инертный тип нервных процессов.
- - в физиологии ВНД этим термином обозначается возникновение или усиление противоположного нервного процесса вокруг очага возбуждения или торможения, а также возникновение противоположного нервного процесса в том же...
Словарь дрессировщика
- - явление, обратное иррадиации, свойство нервных процессов ограничивать участок распространения...
Словарь дрессировщика
- - понятие, предложенное И. П. Павловым и отражающее соотношение между возбуждением и торможением...
Словарь дрессировщика
- - возникновение противоположного по знаку нервного процесса вслед за существующим процессом или за его территориальными пределами. Описана английским физиологом Ч. Шеррингтоном...
- - свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением...
Большая психологическая энциклопедия
- - см. процесс нервный: уравновешенность...
Большая психологическая энциклопедия
- - Особенности психических расстройств при атеросклерозе сосудов головного мозга, обусловленные эпизодически возникающими ангиоспастическими явлениями, которые нередко оказываются предвестниками грубой очаговой...
Толковый словарь психиатрических терминов
- - А., проявляющаяся снижением возбудимости нервных центров при длительном действии каких-либо раздражителей...
Большой медицинский словарь
- - см. Валлеровское перерождение...
Большой медицинский словарь
- - патологический процесс, характеризующийся распадом миелиновой оболочки нервных волокон на ограниченных участках при относительной сохранности осевых цилиндров...
Большой медицинский словарь
- - см. Дегенерация нервных волокон периаксональная...
Большой медицинский словарь
- - взаимный переход нервных волокон проекционных нервных путей с одной стороны тела на другую...
Большой медицинский словарь
- - необратимое изменение нервных клеток с неравномерным хроматолизом, вакуолизацией цитоплазмы, гиперхроматозом ядер, последующим их распадом или лизисом и исчезновением нейрофибрилл, сопровождающееся...
Большой медицинский словарь
- - уменьшение размеров нервных клеток и числа глыбок субстанции Ниссля в них со снижением содержания рибонуклеопротеидов и гомогенным окрашиванием цитоплазмы...
Большой медицинский словарь
- - Говорится перед экстраординарным сообщением, действием, безболезненно воспринимать которое смогут только здоровые...
Словарь народной фразеологии
- - если кому-л. что-л. не нравится, он может...
Живая речь. Словарь разговорных выражений
"Подвижность нервных процессов" в книгах
автора Анохин Петр КузьмичОсобенности подвижности основных нервных процессов у больных с различными психическими заболеваниями в процессе лечения их дозированным голоданием Ю. С. НИКОЛАЕВ, В. А. БРЮЗГИН, В. Б, ГУРВИЧ (Москва)
Из книги Проблемы лечебного голодания. Клинико-экспериментальные исследования [все четыре части!] автора Анохин Петр КузьмичОсобенности подвижности основных нервных процессов у больных с различными психическими заболеваниями в процессе лечения их дозированным голоданием Ю. С. НИКОЛАЕВ, В. А. БРЮЗГИН, В. Б, ГУРВИЧ (Москва) В ряде предыдущих сообщений было высказано мнение, что при лечении
Подвижность
Из книги Листы дневника. Том 1 автораПодвижность
Из книги Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом автора Уитмор ДжонПодвижность И наконец, среди качеств лидера я хочу выделить подвижность, способность проявлять гибкость, меняться, обновляться, отказываться от старых любимых программ и целей. Без такой способности не обойтись при той скорости изменений, которую мы наблюдаем в
Что должна содержать стратегия организации и архитектура процессов, чтобы создать подходящие условия для анализа и совершенствования процессов
Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон ДжонЧто должна содержать стратегия организации и архитектура процессов, чтобы создать подходящие условия для анализа и совершенствования процессов Иногда анализ или обсуждения путей совершенствования процессов неоправданно затягиваются, потому что у сотрудников одной и
Глава 2 Что такое модель бизнес-процессов. Типовая архитектура модели бизнес-процессов
Из книги Практика и проблематика моделирования бизнес-процессов автора Всяких Е ИГлава 2 Что такое модель бизнес-процессов. Типовая архитектура модели бизнес-процессов В настоящее время существует множество определений, касающихся моделирования бизнес-процессов. Вместе с тем в контексте задач, которые были поставлены в книге, наибольшее внимание
182 Подвижность
Из книги Внутренний свет. Календарь медитаций Ошо на 365 дней автора Раджниш Бхагван Шри182 Подвижность Хорошо заниматься многими вещами. Если человек всегда делает одно и то же, ничего другого, он коснеет, и ему становится трудно измениться. Очень хорошо, что люди меняют одну работу на другую; это позволяет им сохранять подвижность. Лучший мир будет более
Подвижность
Из книги Врата в будущее (сборник) автора Рерих Николай КонстантиновичПодвижность Лама Мингиюр уезжает в монастыри. Наверно, опять соберет много значительных сведений и по старым преданиям, и по всяким лекарственным вопросам. Очень хорошо, что он едет. В этой подвижности заключается именно то качество, которое я всегда советовал нашим
5.1.7. Регламентация процессов производства при отсутствии регламентации процессов управления/развития
Из книги Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление автора Репин Владимир Владимирович5.1.7. Регламентация процессов производства при отсутствии регламентации процессов управления/развития В ряде компаний регламентация процессов производства достигает 90–100 %, то есть регламентирована почти вся деятельность. Внешние требования (ограничения)
ЛЕКЦИЯ № 15. Средства, действующие в области чувствительных нервных окончаний. Средства, понижающие чувствительность нервных окончаний
Из книги Фармакология: конспект лекций автора Малеванная Валерия НиколаевнаЛЕКЦИЯ № 15. Средства, действующие в области чувствительных нервных окончаний. Средства, понижающие чувствительность нервных окончаний 1. Местноанестезирующие средства Препараты этой группы избирательно блокируют процесс передачи возбуждения в эфферентных нервах и
1. Физиология нервов и нервных волокон. Типы нервных волокон
Из книги Нормальная физиология: конспект лекций автора Фирсова Светлана Сергеевна1. Физиология нервов и нервных волокон. Типы нервных волокон Физиологические свойства нервных волокон:1) возбудимость – способность приходить в состояние возбуждения в ответ на раздражение;2) проводимость – способность передавать нервные возбуждение в виде потенциала
6. Физиология нервов и нервных волокон. Типы нервных волокон
автора Дрангой Марина Геннадиевна6. Физиология нервов и нервных волокон. Типы нервных волокон Физиологические свойства нервных волокон:1) возбудимость – способность приходить в состояние возбуждения в ответ на раздражение;2) проводимость – способность передавать нервные возбуждение в виде потенциала
Свойства нервных процессов
Из книги Нормальная физиология автора Агаджанян Николай АлександровичСвойства нервных процессов Под свойствами нервных процессов понимают такие характеристики возбуждения и торможения, как сила, уравновешенность и подвижность этих процессов.Сила нервных процессов. При измерении силы процесса возбуждения обычно пользуются кривой
Подвижность
Из книги автораПодвижность Высокие показатели подвижности БМП-1, такие как средняя скорость движения по пересеченной местности, запас хода, проходимость, маневренность, обеспечиваются установкой на машину экономичного дизельного двигателя, новой ходовой частью и ряда других систем,
Подвижность
Из книги автораПодвижность Высокие показатели подвижности БМП-2, такие как средняя скорость движения по пересеченной местности, запас хода, проходимость, маневренность, обеспечиваются установкой на машину экономичного дизельного двигателя, новой ходовой частью и ряда других систем,
Оценка индивидуальных свойств нервной системы (НС)Оценка основных свойств нервной системы включает определение силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов.
Зная типологические особенности НС учащихся, педагог может по отношению к ним использовать приемы, облегчающие их учебную деятельность, с целью получения наибольшего эффекта обучения и воспитания.
При оценке силы нервных процессов выделяют три типа: сильный, средний и слабый. При оценке подвижности нервных процессов различают высокую, среднюю и низкую подвижность. При оценке уравновешенности выделяют уравновешенные и неуравновешенные нервные процессы (с преобладанием возбуждения или торможения).
В зависимости от свойств силы-слабости НС учащиеся по-разному ведут себя в различных моментах учебной деятельности, особенно в сложных, напряженных ситуациях (контрольная работа, ответ у доски и т.п.). Учащиеся со слабой НС при напряженной работе на уроке или на занятиях быстро устают, теряют работоспособность, начинают допускать ошибки, медленно усваивают материал. "Слабые" предпочитают выбирать такую работу, где реже возникают неожиданные ситуации, требующие определенной перестройки, они не любят работать в дефиците времени и т.д. Для того, чтобы избежать возможных неудач, они стараются как можно точнее выполнять задания, много раз перепроверяют свою работу.
Учащиеся с сильной НС ведут себя иначе в перечисленных ситуациях. Они без особого напряжения могут работать в течение длительного времени, их не пугает ответственная, напряженная работа, даже если её надо сделать за ограниченный промежуток времени. Правильность их ответов зависит от того, какой темп работы задает учитель; их не смущают неожиданные вопросы, частое переключение внимания, неспокойная обстановка. Как правило, эти учащиеся менее чувствительны к замечаниям учителя, его оценкам. В сложных, напряженных ситуациях они реже теряются, меньше волнуются, проявляют большую уверенность в себе, в своих знаниях, возможностях.
Подвижность нервных процессов
Подвижность процессов возбуждения и торможения выражается в том, как быстро в клетках коры мозга процесс возбуждения сменяется процессом торможения и наоборот. В лабораториях академика И.П. Павлова имеется ряд показателей, по которым можно судить остепени подвижности нервных процессов. Приводим некоторые из них.
1. Подвижность нервных процессов можно определить быстрой заменой дифференцировочного (тормозного) раздражителя положительным. Например, собаке дают тормозный условно-рефлекторный раздражитель в течение 30 секунд, а затем через 1-2 секунды дают положительный условно-рефлекторный раздражитель. У собак с хорошей подвижностью только в течение первых секунд его действия может наблюдаться уменьшенное слюноотделение, а затем начнется нормальное пищевое слюноотделение. Нервные клетки быстро освободятся от торможения, которое развилось в результате действия тормозного раздражителя. У собак с плохой подвижностью нервных процессов, у которых нервные клетки с трудом освобождаются от торможения, будет наблюдаться значительное уменьшение положительного условно-рефлекторного слюноотделения; остающееся торможение будет мешать осуществлению нормального пищевого условного рефлекса. У собак с плохой подвижностью нервных процессов такое столкновение положительного рефлекса с отрицательным может привести даже к длительному срыву нервной деятельности собаки, к развитию болезненного состояния нервной системы животного.
2. Показателем подвижности нервных процессов является скорость переделки положительного условного рефлекса в отрицательный и обратно. Собаку с прочно выработанным положительным условным рефлексом и дифференцировкой начинают подкармливать на ранее неподкармливаемый, дифференцировочный раздражитель, а раздражитель, на который раньше систематически собака получала подкормку, теперь оставляют без еды. Собаки с хорошей подвижностью нервных процессов быстро (за 10-15 сочетаний) «переделывают» раздражители, т.е. начинают давать положительную реакцию на прежнюю дифференцировку и не проявлять пищевой реакции на прежний положительный условно-рефлекторный раздражитель. Собакам с плохой подвижностью нервных процессов для этого требуется 100-150, а то и больше сочетаний.
Собаки с плохой подвижностью нервных процессов (возбуждения и торможения) академиком И.П. Павловым были названы флегматиками. Собаки сильного типа с хорошей подвижностью и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения - сангвиниками. Таким образом, академиком И.П. Павловым были выделены четыре типа высшей нервной деятельности у собак (табл. 1).
Таблица 1. Типы высшей нервной деятельности собак (классификация)
Тип высшей нервной деятельности |
Свойства нервных процессов |
||
равновесие |
подвижность |
||
Возбудимый - (холерик) |
преобладание раздражительного процесса |
подвижный |
|
Подвижный (сангвиник) |
уравновешенный |
подвижный |
|
Инертный - (флегматик) |
уравновешенный |
инертный |
|
Слабый - тормозной (меланхолик) |
преобладание тормозного процесса |
слабо подвижный |
1. Возбудимый, безудержный тип (холерики) с сильным процессом возбуждения, но со слабым процессом торможения.
2. Уравновешенный, подвижный (Говоря «подвижный» или «малоподвижный», имеют в виду, конечно, не подвижность собаки, а подвижность нервных процессов) тип (сангвиники). Это собаки с сильным процессом возбуждения и торможения и хорошей их подвижностью.
3. Инертный, малоподвижный тип (флегматики) с сильными процессами возбуждения и торможения, но с плохой их подвижностью.
4. Слабый тип (меланхолики), у которых слаб процесс возбуждения, т.е. низкий предел работоспособности нервных клеток. Слишком сильные раздражители вызывают у этих собак запредельное торможение.
Необходимо помнить, что большое количество собак имеет не резко выраженный тип высшей нервной деятельности, который находится как бы на границе между отдельными, ярко выраженными типологическими свойствами нервной системы.
В данной главе рассмотрены основные способы оценки типов нервной деятельности, которые применяли в лабораториях академика И.П. Павлова. Определение типа нервной системы собаки является нелегким делом. К сожалению, среди специалистов кинологов часто встречаются огульные оценки типов нервной деятельности собак. Дается оценка типа только на основании поверхностного наблюдения за поведением собаки. Например, собак, проявляющих пассивно-оборонительную реакцию, сплошь относят к слабому типу, злобных собак - к холерикам и т.д. Такой прием в оценке типов высшей нервной деятельности может дать только неправильную ориентировку при подходе к дрессировке собаки.
Сравнение результатов с «нормой»
· - норма от 25 до 49, 62 - выше среднего
· Уровень процессов торможения - норма от 21 до 43, 61 - выше среднего
· Подвижность нервных процессов - норма от 24 до 48, 58 - выше среднего
Интерпретация результатов
Уровень процессов возбуждения:
· высокий балл (выше границы «среднее плюс стандартное отклонение») отражает силу процесса возбуждения;
· низкий балл (ниже границы «среднее минус стандартное отклонение») указывает на слабость процесса возбуждения.
Уровень процессов торможения:
· высокий балл отражает силу процесса торможения;
· низкий балл - слабость процесса торможения.
Подвижность нервных процессов:
· высокий балл отражает подвижность нервных процессов;
· низкий балл - инертность нервных процессов.
Описание шкал
Уровень процессов возбуждения
Высокие баллы - сильная ответная реакция на возбуждение, стимул; не обнаруживаются признаки запредельного торможения, прямая корреляция с высокими показателями по теппинг-тесту: быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительности; низкая утомляемость; высокая работоспособность и выносливость.
Низкие баллы - слабая и запоздалая реакция на возбуждение, быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в работе; низкие показатели по теппинг-тесту; медленные: включаемость в работу, врабатываемость и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость
Уровень процессов торможения
Высокие баллы - сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, хорошая реакция; высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.
Низкие баллы - слабость процессов торможения, импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность, расхлябанность, нетребовательность и снисходительность к себе; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы; плохая реакция, неровное реагирование, неадекватные реакции, склонность к истерии.
Уровень подвижности нервных процессов
Высокие баллы - легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.
Низкие баллы - характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях.
Уравновешенность по силе
Уравновешенность по силе R равна отношению силы по возбуждению Fв к силе по торможению Fт:
Чем ближе к единице значение R тем более высокой является уравновешенность.
По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение R не выходит за пределы интервала 0,85 - 1,15.
Если значение R выходит за пределы интервала, то можно утверждать, что данный индивидуум отличается неуравновешенностью своей психологической активности.
Причем если значение дроби меньше 0,85 - это означает неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, слабое терпение, агрессивное поведение, переоценка своих способностей, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость.
Если значение больше 1,15 - это означает неуравновешенность в сторону торможения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону торможения вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость.
1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 8-9);
2. Подсчитайте показатели по шкалам сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, подвижность нервных процессов, соотнесите получившиеся баллы с «нормой»;
3. Вычислите показатель уравновешенности по силе;
4. Произведите интерпретацию полученных данных (обращайте внимание на высокие и низкие значения);
5. Напишите заключение, сделайте вывод о типе темперамента.
Методика наблюдения
Инструкция
Определите по пятибалльной шкале интенсивность каждого из названных свойств поведения ученика. При оценке следует исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения.
Цифра 1 – Наименьшая интенсивность (полное отсутствие).
Цифра 3 – Средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства.
Стимульный материал
№ | Вопрос | Вариант, равный 1 баллу | Вариант, равный 5-и баллам | Ответ |
____1__________________________2_______________________3_______________________4_______________________5 | ||||
Способен ли учиться длительное время без перерывов (например, в течение нескольких часов)? | Поминутно прерывает работу, а если не может этого сделать, работает неудачно и совершает ошибки. | Несмотря на продолжительную работу, не испытывает никакого утомления. | ||
Способен ли к устойчивой концентрации внимания? | Не может сосредоточиться на выполняемой работе. Посторонние раздражители отвлекают от совершаемых действий. | Целиком поглощен выполнением действия. Ничего не замечает, кроме своего занятия. | ||
Обладает ли стойкостью перед неудачами? | При неудачах перестает учиться, плачет, травмируется, порицание демобилизует. | При неудачах еще больше мобилизуется, не проявляет нервозности. | ||
Охотно ли выполняет ответственную работу? | Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняется. | Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполняемые действия | ||
Способен ли работать в неблагоприятной обстановке? | Шум, разговоры и прочее мешают работе, лучше учится в полной изоляции от окружения. | Шум или разговоры не мешают выполнять работу. В любых условиях работает успешно. | ||
Отказывается ли от действий при обнаружении препятствий? | Даже небольшое препятствие вызывает отказ от дальнейшей работы. Не верит в собственные силы. | Встреченные препятствия не отбивают охоту к дальнейшей работе. Не теряет веры в успех. | ||
Ведет ли себя так же, как обычно, в присутствии начальства? | В присутствии посторонних конфузится, избегает встреч с начальством, не любит классных посещений | Присутствие посетителей (директора) на уроке не смущает, воспринимается как естественное событие. | ||
Проявляет ли нервозность перед важным заданием? | Даже будучи хорошо подготовленным, с неохотой пишет контрольные работы. Больше думает о возможной неудаче, чем о решении задач. | Контрольные работы иди экзамены не воспринимает как исключительные события. Выполняя их ведет себя как обычно, не нервничает. | ||
Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий? | Избегает продолжительных, утомительных действий, гораздо больше любит легкие, не слишком захватывающие задания. | Любит полностью поглощающие его действия, требующие значительной выносливости и усилий. | ||
Легко ли преодолевает временные колебания настроения и депрессию? | Легко травмируется под влиянием вильных и конфликтных ситуаций. С трудом восстанавливает душевное равновесие. | Тяжелые жизненные ситуации (болезни, семейные конфликты) не выводят из равновесия. Быстро «приходит в себя | ||
____1__________________________2_______________________3_________________________4_____________________5 |
Бланк ответов
№ вопроса | Ответ испытуемого | № вопроса | Ответ испытуемого |
Интерпретация результатов
Шкала сведена к 10 различным типам поведения в разных ситуациях, считающихся особенно важным для диагноза реактивности. Каждый из этих типов оценивается по пятибалльной системе. Поэтому испытуемый может получить максимум 50 баллов, минимум – 10: уровень реактивности тем ниже, чем больше число баллов получает испытуемый.
1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 10);
2. Подсчитайте общую сумму баллов (уровень реактивности);
3. Выполните интерпретацию полученных данных;
4. Напишите заключение.
Структура темперамента
Инструкция
Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. Варианты ответа могут быть «да», или «нет», для этого Вам необходимо поставить галочку в соответствующей ячейке:
Бланк ответа
Содержание вопроса | «Да» | «Нет» | |
Вы любите часто бывать в компании? | |||
Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы? | |||
Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения? | |||
Во время беседы Вы очень быстро говорите? | |||
Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей? | |||
Бывает ли что Вы передаете слухи? | |||
Считаете ли Вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным? | |||
Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое? | |||
Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас понимают, могут одобрить и утешить? | |||
У вас очень быстрый почерк? | |||
Ищете ли Вы себе сами работу, занятие, хотя можно было бы и отдохнуть? | |||
Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещаний? | |||
У Вас много очень хороших друзей? | |||
Трудного ли Вам оторваться от дела, которым поглощены и переключиться на другое? | |||
Часто ли Вас терзает чувство вины? | |||
Обычно Вы ходите очень быстро, независимо от того спешите или нет? | |||
В школе Вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их? | |||
Бывает ли что иногда Вы соображаете хуже чем обычно? | |||
Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми? | |||
Часто ли Вы планируете как будете вести себя при встрече, беседе? | |||
Вы вспыльчивы и легкоранимы намеками и шутками над Вами? | |||
Во время беседы обычно вы жестикулируете? | |||
Чаще всего Вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим? | |||
Бывают ли у Вас такие мысли, о которых бы Вы не хотели, чтобы узнали другие? | |||
Вы любите подшучивать над другими? | |||
Склонны ли Вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщить кому-либо? | |||
Часто ли Вам снятся кошмары? | |||
Обычно Вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал? | |||
Вы настолько активны, что Вам трудно даже несколько часов быть без дела? | |||
Бывало ли что разозлившись Вы выходили из себя? | |||
Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию? | |||
Вы обычно очень долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное решение? | |||
Вам говорили, что Вы принимаете все слишком близко к сердцу? | |||
Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции? | |||
Если у Вас что-то долго не получается, то обычно Вы все же пытаетесь сделать это? | |||
Возникало ли у Вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к Вашим родителям? | |||
Считаете ли Вы себя открытым и общительным человеком? | |||
Обычно Вам трудно взяться за новое дело? | |||
Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других? | |||
Обычно Вам трудно что-то делать вместе с медлительными и неторопливыми людьми? | |||
В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости? | |||
У Вас есть привычки, от которых следовало бы избавляться? | |||
Вас принимают иногда за человека беззаботного? | |||
Считаете ли Вы хорошим другом только того, чья симпатия к Вам надежна и проверена? | |||
Вас можно быстро расстроить? | |||
Во время дискуссии обычно Вы быстро находите подходящий ответ? | |||
Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо? | |||
Бывает, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? |
Ключи
Свойства темперамента | Ответы «Да» | Баллы | Ответы «Нет» | Баллы | Совпадающие ответы испытуемого | |
1. Экстраверсия Интервал 0-26 Средний уровень 12-16 | ||||||
2. Ригидность Интервал 0-23 Средний уровень 7-11 | ||||||
3. Эмоциональная возбудимость Интервал 0-20 Средний уровень 8-12 | ||||||
4. Темп реакций Интервал 0-22 Средний уровень 9-13 | ||||||
5. Активность Интервал 0-26 Средний уровень 14-20 | ||||||
6. Искренность | ||||||
Итог, количество совпавших ответов |
Интерпретация результатов
Экстраверсия | Ригидность | Эмоциональная возбудимость | Темп реакции | Активность | Искренность (надежность) |
22-26 | 16-23 | 18-20 | 20-22 | 24-26 | 13-12 |
Очень высокая | Очень высокая | Очень высокая | Очень быстрый | Очень высокая | Очень высокая |
17-21 | 12-15 | 14-17 | 14-19 | 21-23 | 8-12 |
Высокая | Высокая | Высокая | Быстрый | Высокая | Средняя |
12-16 | 7-11 | 8-12 | 8-13 | 14-20 | 0-7 |
Средняя | Средняя | Средняя | Средний | Средняя | Ненадежно |
7-11 | 3-6 | 4-7 | 5-8 | 9-13 | |
Высокая | Высокая | Высокая | Медленный | Низкая | |
0-6 | 0-2 | 0-3 | 0-4 | 0-8 | |
Очень высокая | Очень высокая | Очень высокая | Очень медленный | Очень низкая | |
Интроверсия | Пластичность | Эмоциональная уравновешенность |
1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 11-13);
2. Подсчитайте баллы по шкалам экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций, активность, искренность. По полученным баллам определите уровень (высокий, низкий, средний);
3. Произведите интерпретацию полученных данных;
4. Напишите заключение.
Нервная система (НС) человека поддерживает гомеостаз – стабильность и постоянство внутренней среды организма в изменяющихся внешних условиях, а также обеспечивает функциональное взаимодействие и интеграцию всех структур организма .
Благодаря нервной системе происходит адекватная адаптация организма к окружающей среде. Это достигается на основе восприятия действующих раздражителей, последующего анализа и синтеза данной информации, а также действия на ее основе .
Процесс переработки поступающих стимулов и реакция на них зависят от свойств нервной системы. Павлов И.П. выделял 3 основных свойства нервных процессов: силу, подвижность и уравновешенность, сочетание которых образует 4 разных типа темперамента .
Таблица 1. Схема сочетания свойств нервной системы и соответствующего вида темперамента по Павлову.
Сила НС (или сила основных нервных процессов в ЦНС) – это способность индивида выдерживать интенсивную или длительную стимуляцию, не выходя в состояние охранительного торможения, т.е. утомления.
Люди с сильной нервной системой в отличие от людей со слабой нервной системой более работоспособны и помехоустойчивы, могут лучше концентрировать и распределять внимание, способны дольше и интенсивнее работать без признаков утомления .
В свою очередь люди со слабой нервной системой быстрее утомляются и не способны так долго сохранять возбуждение. При этом они отличаются большей чувствительностью к действию раздражителей различных модальностей (зрительной, слуховой и т.д.), способны реагировать даже на слабые сигналы окружения .
В условиях однообразной, протекающей в медленном темпе деятельности в ЦНС развиваются тормозные процессы и связанные с ними изменения психического состояния, определяемые как монотония. Состояние монотонии быстрее развивается у людей с сильной нервной системой, поэтому они в меньшей степени пригодны для однообразной монотонной работы, в отличие от людей со слабой нервной системой.
При этом в деятельности, где специалист вынужден работать в режиме длительного ожидания сигнала к действию, у лиц с сильной НС состояние монотонии отмечается значительно позже, чем у лиц со слабой НС .
Сила нервной системы тесно связана с таким дополнительным свойством нервных процессов, как выносливость.
Выносливость НС - это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.
Подвижность нервной системы в понимании Павлова – достаточно многозначное свойство, которое Б.М. Теплов разделил на два более узких по смыслу: подвижность и лабильность НС.
Подвижность в узком смысле по Теплову – это легкость переделки сигнального значения раздражителей (положительного на отрицательный и наоборот). В ситуациях, когда надо по-разному реагировать на различные стимулы, например на положительные – реагировать, на отрицательные – оттормаживать возникающую реакцию, скорость реагирования зависит именно от подвижности нервных процессов, то есть от того, насколько долго следы от предыдущих реакций сохраняются и оказывают влияние на последующие. Подвижность нервной системы определяет врабатываемость – то, насколько человеку легко включиться в новую деятельность, и легкость переделки стереотипов – то, насколько человек легко может переходить от одних способов выполнения деятельности к другим.
Люди с подвижной нервной системой легко включаются в работу, хорошо переключаются на новые приемы и способы деятельности, как в двигательной, так и в интеллектуальной сфере, без труда устанавливают контакты с разными людьми. Людям с инертной нервной системой нужно больше время для оптимального включения в работу, им трудно быстро оставить одно задание и перейти к выполнению нового, при этом они более терпеливы, устанавливают более прочные условно-рефлекторные связи и обладают лучшей произвольной памятью .
Лабильность НС – это скоростные характеристики возникновения и прекращения нервных процессов. Лабильность определяет темп деятельности (высокий или низкий), а также скорость переработки информации и принятия решений. Это свойство также является основой обучаемости, положительно влияя на успешность в различных сферах деятельности. В узком смысле часто говорят об интеллектуальной и эмоциональной лабильности .
Уравновешенность НС – это баланс силы возбуждения и силы торможения. Данный баланс связан с уровнем активации в состоянии покоя. Он выше у людей уравновешенных и ниже у людей с выраженным преобладанием возбуждения над торможением или торможения над возбуждением .
В рамках профотбора для нас наиболее важны такие свойства нервной системы, как лабильность и выносливость, отражающие соответственно то, насколько человек может быстро включиться в выполнение нового задания, с какой скоростью его выполнять, а также насколько долго сможет поддерживать данную скорость без того, чтобы утомиться. Также нас может интересовать сила или слабость основных нервных процессов в ЦНС, если условия деятельности предъявляют к этому специфические требования (например, у начальника караула пожарной части).