Основные закономерности эволюции дополнительный материал. Закономерности и правила эволюции
Вопрос 1. Назовите основные типы эволюционных изменений.
Ученые выделяют следующие типы эволюционных изменений: параллелизм, конвергенция и дивергенция
.
Вопрос 2. Что такое параллельные изменения, конвергентные, дивергентные?
Параллелизм
- явление, при котором в ходе эволюции происходит независимое приобретение сходных черт строения на базе наследственных особенностей, полученных от общих предков (например, сходные приспособления к водному образу жизни у моржей ушастых и настоящих тюленей).
Конвергенция
- схождение признаков в ходе эволюции (например, сходная форма тела у рыб и китообразных). При конвергентных изменениях два или более вида, несвязанные близким родством, становятся все более и более похожими друг на друга. Такой тип эволюционных изменений является результатом приспособлений к сходным условиям внешней среды.
Дивергенция
- расхождение признаков у родственных организмов в процессе эволюции. Дивергентные изменения представляют обычно в виде эволюционного древа с расходящимися ветвями: общий предок дал начало двум или большему количеству форм, которые, в свою очередь, стали родоначальниками многих видов и родов. Дивергенция почти всегда отражает расширение адаптации к новым жизненным условиям.
Вопрос 3. В чем отличие гомологичных структур от аналогичных?
При параллельной и конвергентной эволюции сходство внешнего строения может быть результатом гомологии - происхождения от общего предка (примером являются конечности разных групп позвоночных)
или аналогии - независимой эволюции тех систем органов, которые выполняют сходные функции (например, крылья у птиц и насекомых).
Устанавливая родственные отношения животных на основании черт морфологического сходства, биологи не должны смешивать гомологичные образования с аналогичными. Гомологичными называются те структуры, которые у разных животных возникают из одних и тех же эмбриональных зачатков и сходны между собой по основному плану строения и развития; из этого следует, что они имеют общую генетическую основу и отражают эволюционное родство. Напротив, аналогичные органы обладают только внешним сходством и выполняют одинаковые функции, но план их строения и пути развития различны. Наличие аналогичных структур не говорит об эволюционном родстве обладающих ими животных. Рука человека, крыло птицы и грудной (передний) плавник кита – всё это гомологичные органы: они сходны по входящим в их состав костям, мышцам, нервам и кровеносным сосудам, по общему плану строения и по эмбриональному развитию, хотя и выполняют весьма различные функции. Напротив, крыло птицы и крыло бабочки только аналогичны: оба органа служат для полёта, но пути их развития не имеют между собой ничего общего. Гемоглобины различных животных, цитохромы с различных позвоночных, лактатдегидрогеназы птиц и млекопитающих можно назвать гомологичными белками. Например, гемоглобины разных животных очень сходны по последовательности аминокислот, что опять-таки отражает общность их генетической основы и эволюционное родство этих животных. Напротив, гемоглобин и гемоцианин можно назвать аналогичными пигментами, так как, хотя они и выполняют одинаковую функцию (переносят кислород), их молекулярная структура совершенно различна.
1. Назовите основные закономерности эволюции.
Эволюция имеет необратимый характер. Организмы, возникшие в ходе эволюции, не могут вернуться к прежнему состоянию их предков.
В процессе эволюции происходит прогрессивное усложнение форм жизни.
Эволюция - процесс непрограммированного развития живой природы. В процессе эволюции отсутствует целенаправленность. Движение ее полностью зависит от естественного отбора.
В эволюции проявляется относительность приспособленности видов к среде обитания.
2. В чем сходство микроэволюции и макроэволюции?
Сходство заключается в отсутствии различий в протекании данных процессов, что позволяет рассматривать их как две составляющие единого развития органического мира. Отличи: микроэволюция протекает на уровне популяций и ведет к образованию новых видов, а макроэволюция ведет к образованию более крупных систематических единиц (выше вида).
3. Почему популяцию называют формой существования вида?
Потому что образование нового вида происходит на уровне популяций.
4. Какую роль в эволюционном процессе играет борьба за существование?
Борьба за существование ведется как между особями разных видов (межвидовая борьба за существование), так и между особями одного и того же вида (внутривидовая борьба за существование). Еще одним проявлением борьбы за существование выступает борьба с неживой природой.В итоге борьбы за существование некоторые вариации признаков у одной особи дают ей преимущество выживания по сравнению с другими особями этого же вида, обладающими иными вариациями наследуемых признаков. Часть особей с неблагоприятными вариациями погибает. Наследуемые признаки, повышающие вероятность выживания и размножения данного организма, передаваясь от родителей к потомкам, будут встречаться в последующих поколениях все чаще и чаще. В результате в течение некоторого периода времени таких особей с новыми признаками становится много и они оказываются настолько непохожими на организмы первоначального вида, что уже представляют собой особей нового вида.
5. Охарактеризуйте основные направления эволюции.
Основные направления в эволюции это биологический прогресс и биологический регресс. Прогресс – это возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, сопровождающееся увеличением численности и более широким распространением вида. Снижение приспособленности организмов к условиям среды, сопровождающееся уменьшением численности и сужением области распространения, называется биологическим регрессом. Биологический регресс переживают группы, не сумевшие приспособиться к изменениям условий среды и не выдержавшие конкуренции с другими группами.
6. Раскройте значение видообразования в жизни природы.
В результате видообразования в природе появляются новые организмы, которые приспосабливаются к новым условиям среды и могут заселять новые, ранее необитаемые места обитания.
7. В каждой строчке три термина взаимосвязаны определенным образом. Назовите их. Отметьте четвертый термин, не имеющий к ним отношения:
Эволюция, адаптация, популяция, видообразование; (лишний термин «адаптация», остальные термины в строке взаимосвязаны: популяция - основная единица эволюции, которая ведет в образованию новых видов (видообразование).
Микроэволюция, популяция, приспособленность, макроэволюция; (лишний термин «популяция», так как микро- и макроэволюция – это процессы повышения приспособленности организмов в условиям среды, ведущие либо к образованию нового вида либо структуры выше вида).
Идиоадаптация, ароморфоз, дегенерация, биологический прогресс; (лишний термин «дегенерация» так как это проявление биологического регресса. Все остальные термины относятся в биологическому прогрессу).
Естественный отбор, искусственный отбор, приспособленность, дивергенция. (лишний термин «искусственный отбор», так как это процесс целенаправленного выбора человеком организмов с необходимыми ему качествами организмов и их последующего размножения).
Класс: 9
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- Обучающие : на основе знаний об эволюционной зависимости ароморфозов и идиоадаптаций углубить представление о результатах эволюции, рассмотреть общие закономерности биологической эволюции, выявить закономерности эволюционного процесса, проанализировать явление дивергенции и конвергенции на микроэволюционном уровне.
- Развивающие : продолжить развитие интеллектуальных и информационных умений через развитие биологических задач, требующих логического мышления, продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Развитие коммуникативных и рефлексивных умений.
- Воспитывающие : воспитание ответственного отношения к учебной деятельности, культуры труда и общения, формирование диалектико-материалистического мировоззрения, развитие познавательного интереса к предмету, признание ценности знаний для саморазвития.
Задачи:
- Повторить пройденный на прошлом уроке материал;
- Создать условия для постановки проблемной ситуации;
- Способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;
- Закрепить знания учащихся, полученные на уроке;
- Способствовать созданию творческой обстановки на уроке;
- Способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу).
Планируемые результаты: учащиеся получают представления о закономерностях биологической эволюции, умеют оперировать понятиями: филогенез, дивергенция, конвергенция; могут объяснить и привести примеры основных форм филогенеза.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок усвоения знаний.
Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.
Уровень усвоения: частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.
Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.
Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.
Основные понятия урока: филогенез, дивергенция, конвергенция
Источники информации: Биология. ОБЩИЕ ЗАКОМЕРНОСТИ. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2011. – 287стр; электронная презентация.
Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной проблемы.
- Поиск решения проблемы.
- Первичное закрепление знаний.
- Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся
Проверка внешней готовности учащихся к уроку. Создание позитивной мотивации.
Добрый день, ребята.
Я рада вас видеть. Я вижу перед собой умные, добрые лица. Для того, чтобы понять, как мы с вами будем сегодня работать, я хочу узнать какое у вас настроение. Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь мне. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!
Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным, а ваше настроение не ухудшится к концу урока.
2. Актуализация знаний.
Работа в парах: (слайд 2)
Расскажите соседу по парте следующие понятия:
- Ароморфоз
- Идиоадаптация
- Общая дегенерация
2) Работа по карточкам с последующей взаимопроверкой (слайд 3).
Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации?
- ячеистые легкие у рептилий;
- первичная кора головного мозга у рептилий;
- голый хвост у бобра;
- отсутствие конечностей у змей;
- отсутствие корней у повилики;
- возникновение перегородки в желудочке сердца у рептилий;
- молочные железы у млекопитающих;
- образование ластов у моржей;
- отсутствие кровеносной системы у цепней;
- отсутствие потовых желез у собак.
Ключ: (слайд 4)
Ароморфозы | Идиоадаптации | Дегенерация |
1, 2, 6, 7 | 3, 4, 8, 10 | 5, 9 |
3. Постановка учебной проблемы (слайд 5)
Сравните дождевого червя и личинку майского жука.
(Дождевой червь относится к типу Кольчатые черви классу Малощетинковые черви. Имеет вытянутое цилиндрическое тело, на переднем конце тела находится небольшая подвижная головная лопасть, лишенная глаз, антенн и щупалец. Тело сегментировано, снабжено маленькими щетинками.
Пиявка относится к типу Кольчатые черви, классу Пиявки. Имеет вытянутое, уплощенное в спинно-брюшном направлении тело, на переднем и заднем концах расположены присоски, щетинки отсутствуют.
Личика майского жука относится к типу Членистоногие, классу Насекомые. Внешне похожа на червя, хорошо передвигается в почве, Из-за того что обитают под землей не имеют глаз. Хорошо развит ротовой аппарат грызущего типа, благодаря ему личинка майского жука роет землю и питается растительными остатками и корнями растений).
- Чем можно объяснить, то, что дождевой червь и пиявка имеют различия в строении, хотя и относятся к одному типу?
- Чем можно объяснить, то, что дождевой червь и личинка майского жука обладают некоторыми чертами сходства, но относятся к разным типам животных?
(Высказывание учащихся)
Целеполагание.
Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?
Сформулируйте цель урока (записать на доске).
Дополнительно мы узнаем о правилах эволюции.
Продолжим учиться работать с учебной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.
4. Поиск решения проблемы
Вспомните определение эволюции
Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.
Среди форм эволюции выделяют:
- Дивергенцию
- Конвергенцию
Рассмотрим более подробно эти формы и выясним их эволюционное значение.
Групповая работа с текстом учебника.
Задание для 1 группы: прочитайте текст учебника с.66-67 “Дивергенция”. Раскройте содержание понятия дивергенция. Чем можно объяснить различие признаков у организмов родственных групп.
Задание для 2 группы: прочитайте текст учебника с.67-70 “Конвергенция”.
Диалоговое общение на основе работы с материалами учебника:
Что такое дивергенция
Расхождение признаков организма в пределах одной систематической группы, которое возникает под воздействием изменчивости, закрепляется наследственно, в итоге от одного общего предка образуются разные подвиды и виды.
Приведите примеры дивергенции.
(рассмотреть в качестве примера дивергенцию млекопитающих и видоизмененных листьев растений) (слайды 6-7).
На каком уровне можно наблюдать дивергенцию.
Дивергировать могут виды, семейства, отряды.
Какова роль дивергенции в процессе эволюции?
Дивергенция приводит к возникновению разнообразных по строению и функциям организмов, что обеспечивает более полное использование условий среды.
Формулирование вывода: (слайд 8) после возникновения крупных систематических групп на пути ароморфоза начинается крупная дивергентная эволюция этой группы путем приобретения адаптаций.
- Ароморфоз
- Идиоадаптации
- Конвергенция
Что такое конвергенция?
Появление сходных признаков у разных неродственных групп, обитающих в одинаковых условиях среды (слайд 9)
Как могло возникнуть сходное внешнее сходство у животных разных систематических групп? А внутреннее?
Конвергенция - схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора. Конвергентное сходство не бывает глубоким. (привести примеры, характеризующие внутреннее строение дельфина и акулы, разное систематическое положение определяет различия) (слайд 10)
На каком уровне может наблюдаться конвергенция
В одних условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное внешнее строение (конвергентное сходство) (слайд 11)
Может ли эволюционный процесс дать обратный ход и жизнь вернется к истокам?
Как вы думаете, если восстановить на Земле прежние условия существования, появятся ли вновь динозавры. (слайд 12)
Высказывание аргументов “за” и “против”.
Подвести к выводу: в истории Земли нередко возникали физические условия, повторяющие уже существовавшие ранее. Например, территория Западной Сибири неоднократно поднималась со дна моря и вновь опускалась.
Виды отличаются друг от друга не отдельными признаками, а сложными комплексами признаков. А повторение всего комплекса признаков статистически невероятно, исходя из чего: эволюция – процесс необратимый.
Запись в тетради:
Правила эволюции:
- Правило необратимости эволюции
- Правило чередования главных направлений эволюции.
5. Первичное закрепление знаний.
Сравнительная характеристика объективных показателей основных форм органической эволюции (слайд 13)
Форма эволюции | Краткая характеристика | Причины сходства признаков | Причины различия признаков | Примеры |
Дивергенция | Расхождение признаков организма в пределах одной систематической группы, которое возникает под воздействием изменчивости, закрепляется наследственно, в итоге от одного общего предка образуются разные подвиды и виды. | Родство организмов | Формирование разного рода адаптаций в различных условиях среды | |
Конвергенция | Схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора. | Формирование сходных адаптаций в одинаковых условиях среды | Организмы относят к разным систематическим группам |
6. Вторичное закрепление знаний.
Сравните организмы и объясните, к какому явлению относится их сходство или различие. Ответы внесите в таблицу
Дивергенция | Конвергенция |
- Медведка и крот (сходство форм передних ног) (слайд 14)
- Сосна обыкновенная и сосна кедровая (различия в строении) (слайд 15)
- Заяц-беляк и заяц-русак (слайд 16)
- Верблюд и курдючная овца (запас жира) (слайд 17)
- Верблюд одногорбый и верблюд двугорбый (слайд 18)
- Речной рак и скорпион (имеют клешни) (слайд 19)
- Речной рак и краб (имеют клешни) (слайд 20)
- Виноградная улитка и большой прудовик (слайд 21)
- Плавунец окаймленный и плавунец черный-тинник (слайд 22)
- Тушканчик и кенгуру (длинные задние ноги) (слайд 23)
- Лягушка и жаба (слайд 24)
- Лягушка и комнатная муха (анабиоз) (слайд 25)
- Бражник и колибри (не садятся на цветок в процессе питания, а зависают над ним в воздухе, быстро-быстро перебирая узкими крыльями) (слайд 26)
- Еж и ехидна (сходство покрова) (слайд 27)
Ключ (слайд 28)
Дивергенция | Конвергенция |
2, 3, 5, 7, 8, 9, 11 | 1, 4, 6, 10, 12, 13, 14 |
7. Подведение итогов урока.
Ребята, какую цель мы поставили вначале урока, достигли ли мы этой цели? (высказывания учащихся)
На уроке мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения; вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.
Рефлексия
Довольны ли вы своими результатами?
Предлагается небольшая анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку (слайд 29)
8. Домашнее задание (слайд 30)
П. 13, вопросы к тексту.
Для желающих: подобрать примеры конвергенции и дивергенции, используя Интернет или дополнительную литературу.
Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!
Из этого урока вы узнаете, чем макроэволюция отличается от микроэволюции, познакомитесь с явлением параллелизма, выясните, что такое дивергенция и конвергенция, какие органы называют аналогичными, а какие гомологичными. Что общего у руки чловека, крыла летучей мыши, ласты моржа и копыта лошади? Чем отличаются глаза моллюсков и насекомых от наших с вами глаз? Что такое филогенез и как он связан с нашим индивидуальным развитием - отногенезом? Обратима ли эволюция? Почему так похожа форма тела у акулы, тунцы, ихтиозавра, дельфина и плывущего пингвина?
Наиболее крупные закономерности, которые наблюдаются в рамках макроэволюции, были исследованы и описаны в XIX и XX веке.
Элементы макроэволюции:
- Конвергенция признаков
- Дивергенция признаков
- Параллелизм
Дивергенция - это накопление различий в структуре и функциях какого-то органа в процессе эволюции. В результате дивергенции из одного органа образуется несколько различных органов, связанных общностью происхождения.
Например, верхний пояс конечностей позвоночных превратился в лапы и крылья рептилий, крылья летучих мышей и птиц, плавники дельфинов, ноги копытных и руки приматов.
Все эти органы выполняют разные функции, но имеют одинаковое происхождение.
Рис. 1. Гомологические органы позвоночных
Органы, которые образовались в результате дивергенции, называются гомологичными (рис. 1). Они образуются из сходных эмбриональных зачатков.
Дивергенция обеспечивает морфологическое разнообразие живых существ.
Конвергенция - процесс, обратный дивергенции. Это образование органов, близких по функциям и строению, но отличающихся по происхождению.
Рис. 2. Аналогичные органы: крылья птицы и бабочки
Но, на самом деле они развивались совершенно независимо из различных предковых форм. Требование среды и влияние естественного отбора обусловили их внешнее сходство.
Органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие различное происхождение, называются аналогичными (рис. 3).
Типичный пример аналогичных органов - это глаза головоногих моллюсков и позвоночных. Эти органы формировались независимо в течение сотен миллионов лет, и в итоге получились практически одинаковыми, отличающимися только в деталях.
Рис. 3. Аналогичные органы: глаза моллюска (осьминога или кальмара) и человека
Третий элемент в процессе преобразования - это нечто среднее между дивергенцией и конвергенцией, параллелизм - такой процесс, когда орган в результате дивергенции превращается во множество гомологичных органов. Но затем, в ходе эволюции, эти гомологичные органы вновь начинают выполнять общую функцию.
Например, корпус и плечевые пояса у позвоночных дали множество гомологичных вариантов. Из одинаковых элементов скелета сформировались копытные, птицы, рыбы, рептилии, но затем, в процессе эволюции, часть из них вторично приобрела одинаковые признаки (рис. 4).
Рис. 4. Пример параллелизма в эволюции формы тела у хрящевых рыб (акула), рептилий (ихтиозавр) и млекопитающий (дельфин)
Например, корпуса ихтиозавра, акулы и дельфина (и даже пингвина, плывущего в воде) очень похожи и образовались из одинаковых элементов скелета, но совершенно разными эволюционными путями.
Предки ихтиозавров были ящерами, предками дельфинов были растительноядные сухопутные млекопитающие, пингвины - птицы, а предками акул были древние хрящевые рыбы.
Эволюция идет тремя главными путями: путем дивергенции, путем конвергенции и путем параллелизма.
Процесс исторического развития вида называется филогенезом.
Важным этапом в понимании эволюции стало формулирование «основного филогенетического закона » Эрнестом Геккелем.
«Онтогенез - это ускоренное повторение филогенеза» Э.Г. Геккель.
Геккель наглядно продемонстрировал, что организмы в процессе эмбрионального развития повторяют все те этапы, которые вид прошёл в процессе эволюционного развития (см. видео). Важно понять, что мы говорим о повторении зародышевых стадий предковых форм.
У зародыша человека на разных этапах развития онтогенеза можно увидеть жабры, сердечную трубку и прочие признаки эмбрионов наших далеких предков.
Другой важный закон филогенеза - «закон необратимости эволюции». Несмотря на наличие конвергенции, сходство разных видов никогда не бывают полным.
Эволюционный процесс, в силу чрезвычайной сложности живых организмов, не может создать точную копию ни существующего вида, ни вымершего. Каждый вид живых организмов уникален.
Итак, мы узнали, что в результате эволюции путем дивергенции могут образовываться гомологичные органы, а путем конвергенции - аналогичные органы. Выяснили, что онтогенез повторяет этапы филогенеза и что каждый вид живых организмов уникален.
Список литературы
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: ( )
- Д.К. Беляев. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 11-е издание, стереотипное. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с. ()
- В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень. - 5-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2010. - 388 с. ()
- В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 6-е издание, дополненное. - М.: Дрофа, 2010. - 384 с. ()
Домашнее задание
- Что такое эволюция? Чем отличается макроэволюция от микроэволюции?
- Какие следствия макроэволюции вам известны?
- Какие органы называют гомологичными? Приведите примеры.
- Какие органы называют аналогичными? Приведите примеры.
- Что такое параллелизм?
- На примере тела человека обсудите с друзьями и родственниками явления гомологии, аналогии и параллелизма.
- Биологический словарь ().
- Вся биология ().
- Интернет-портал Bio.fizteh.ru ().
- Биология ().
- Интернет-портал Sochineniya-referati.ru ().
В презентации дается представление об основных закономерностях эволюции:непредсказуемости, необратимости, прогрессивном усложнение форм жизни, приспособленности организмов и, как следствие, формирование коадаптивных свойств вида. Данная презентация может быть использована при изучении темы "Основные закономерности биологической эволюции." в 9 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Основные закономерности биологической эволюции. Мокина Ирина Владимировна, учитель биологии МБОУ – гимназии № 39. Екатеринбург
Непредсказуемость Эволюция непредсказуема, не направлена к определенной цели. Направленность осуществляет естественный отбор.
Необратимость Отражает фактическую неповторимость процесса развития жизни.
Прогрессивное усложнение форм жизни Непрограммированное постепенное развитие живой природы направляется действием естественного отбора. В прогрессивном усложнении органического мира проявляется общая направленность эволюционного процесса.
Приспособленность организмов Сложный процесс формирования приспособленности реализуется под действием факторов эволюционного процесса, направляется естественным отбором, сочетающим требования среды обитания со структурой генотипа.
Формирование коадаптивных свойств вида Обоюдная адаптация разных видов в процессе совместно протекающей эволюции. Коадаптация -взаимное функциональное приспособление в ходе эволюции различных органов одной особи, либо различных живых существ одного биоценоза.