Николай угодник в чем помогает. Николай чудотворец, божий угодник
По крайней мере начиная с X века в образе того, кого мы называем святителем Николаем, соединилось два человека: святитель Николай Мирликийский и святитель Николай Пинарский, или Сионский.
Первый, Николай Мирликийский , жил в III-IV веках. Первые письменные сведения о нем до нас дошли от V — начала VI века: он упоминается в так называемом «Деянии о стратилатах» (в славянской традиции — «О воеводах»).
Илья Репин. Николай Мирликийский спасает от казни трех невинно осужденных. Около 1890 года
Харківський художній музей
Деяние о трех воеводах
Три военачальника из Константинополя были отправлены императором Константином для подавления мятежа тайфалов во Фригии (территории современной Турции). По дороге отряд идет за провизией на рынок и ссорится с местными жителями. Узнав о конфликте, епископ Николай отправляется его урегулировать. А во время его отсутствия в его родных Мирах Ныне город Демре на юге Турции. местный князь Евстафий приговаривает к казни трех оклеветанных горожан. Святитель Николай успевает вернуться в Миры вместе с воеводами, останавли-вает казнь, благословляет воевод снова отправиться в свой поход, где они успешно подавляют мятеж. Но завистники оклеветывают воевод перед императором Константином, когда те вернулись в Константинополь, и их бросают в тюрьму. Их должны были казнить, но тут воеводы вспомнили о чудесной помощи Николая трем невинно осужденным и воззвали к нему. Тогда Николай во сне явился Константину и одновременно префекту города Авлавию, пригрозил им тяжелыми карами, если не отпустят невинных. В результате воеводы были освобождены и поехали с подарками от Константина благодарить епископа Николая.
К тому моменту, когда эта популярная история распространяла славу о Николае по Византии, никакого текста жития еще не существовало. И мы видим уже к VI веку в разных концах империи молитвы, обращенные к нему, — в Константинополе, на Крите, в других местах. Но долгое время главным центром его почитания оставался город Миры Ликийские, на юге Малой Азии, где он был епископом и где был погребен после смерти.
У гробницы святителя стали собираться истории о прижизненных и посмерт-ных чудесах, с ним связанных. Например, автор, работавший в VIII веке, чей текст дошел до нас под именем Андрея Критского, в похвальном слове на День святителя Николая Точное название «Похвальное слово святителю и чудотворцу Николаю». приводит разные истории — не только о стратилатах, но и историю о хлебовозах и об обращении им в правую веру маркиа-нитского епископа Феогния, а также другие истории, которые в дальнейшей традиции не сохранились (например, «Деяние о подати»).
Деяние о хлебовозах
Голодающие Миры не имели никакого продовольствия, в гавань зашли корабли с императорским зерном, которое шло из Египта для пропитания Константи-нополя, Николай выпросил у моряков зерна, обещав, что им не будет наказа-ния, и действительно, моряки обнаружили в Константинополе, что вес зерна остался прежним.
Чудо с зерном. Фрагмент внутренней росписи церкви Святой Марии в Мюльхаузене, Германия. 1485 год Wikimedia Commons
Деяние о епископе Феогнии
Николай встретил маркионитского епископа Феогния, проповедо-вавшего дуализм и считавшего, что мстительный Бог Ветхого Завета ничего общего не имеет с добрым Богом Отцом Иисуса Христа, и своим красноречием убедил отказаться от заблуждений. Епископ, хоть и признал правоту Николая, остался в раздражении. Николай примирился с ним словами: «Солнце да не зайдет во гневе нашем Еф 4. 26 . Брат мой! Примиримся».
Деяние о подати
Чиновники назначили жителям Мир непомерный налог, уплата которого грозила разорить город. Миряне обратились к Николаю, и он поехал в Константинополь. В столице Николай остановился при некоем храме, и утром во время литургии, когда он произнес: «Святая святым!», из его уст вышло пламя. На следующее утро, когда Николай отправился во дворец и увидел, что солнце сильно слепит глаза императору, набросил на луч свою мантию. Потрясенный увиденным, Константин согласился снизить налог и написал соответствующую грамоту. Николай вложил грамоту в тростник и бросил в море, помолившись о том, чтобы тот как можно скорее оказался в Ликии. Ее нашли уже наутро, хотя путь на корабле занял бы шесть дней. Сборщик подати снизил налоги и выпустил из тюрьмы тех, кого успели заключить туда за неуплату. Узнав о происшедшем, Константин повелел сохранить низкую подать неизменной и передал Николаю для собора в Мирах священные сосуды и другие дары.
Иногда в письменной традиции до нас доходят сборники, например из трех чудес святителя Николая, с заключением о дате его кончины, то есть со временем появляется своего рода протожитие.
В начале IX века некий Михаил Архимандрит (мы ничего об этой фигуре не знаем) создает первое связное житие Николая Мирликийского. Но самое известное к тому времени его чудо — «Деяние о стратилатах» — в нем не фигурирует. Михаил так и пишет, что все, мол, знают это его великое деяние, зачем еще раз рассказывать о нем, лучше расскажу вам о том, что неизвестно. В этом житии впервые приводятся краткие сведения о родине святителя Николая — греческой колонии, городе Патаре, неподалеку от Мир в римской провинции Ликия; о смерти его благочестивых родителей, о том, как он раздал свое имущество и вообще помогал бедным. Здесь же приводится и так называемое «Деяние о трех девицах», которых обедневший знатный отец хотел отдать в блудилище, а святитель подкладывал им ночью мешочки с золотом, чтобы этого не случилось.
Деяние о трех девицах
Сосед Николая по родным Патарам, отец трех дочерей, потерял все свое состояние, его семье нечего было есть и не во что одеться. Тогда сосед решил сделать свое жилище домом терпимости, а дочерей — блудницами. Чтобы спасти девушек от такой судьбы, Николай подбросил ночью в окно мешочек с золотом. Этого хватило на приданое для старшей сестры. На другую ночь Николай опять подбросил соседу мешочек с золотом, и замуж выдали вторую дочь. На третью ночь Николай снова кинул мешочек с золотом, и на этот раз сосед успел его догнать и поблагодарить. Несмотря на то что Николай просил не открывать его имя, слава об этом поступке распространилась по Патарам и юного Николая сделали священником.
Биччи ди Лоренцо. Святой Николай, дарующий приданое. 1433-1435 годы The Metropolitan Museum of Art
В житии также описывалось чудесное избрание святителя Николая архиепископом: в Мирах умер Ликийский архиепископ Иоанн и долго не могли выбрать нового, пока наконец одному из епископов был глас «кто первым придет в церковь, того и выберете» — и чудесным образом пришел Николай. Также приводится несколько чудес, в том числе «Деяние о хлебо-возах», чудо с моряками, которых святитель Николай спас от потопле-ния, некоторые другие чудеса и, наконец, сообщение о его кончине.
Фра Беато Анджелико. Сцены из жизни святого Николая Барийского. Фрагмент («Чудо с зерном»). Около 1437 года Pinacoteca Vaticana
Это житие произвело сенсацию в византийском мире — святитель к этому моменту был очень почитаем, но, кроме «Деяния о стратилатах», о нем толком ничего не знали. Текст начинает активно распространяться, переписываться и переделываться. Так, в первой половине IX века Мефодий, будущий патриарх Константинопольский и великий византийский писатель, облагораживает житие — факты все те же, но если текст Михаила написан очень простым языком, то текст Мефодия очевидно создавался для образованной публики и представляет собой шедевр византийской риторики: высокий стиль, особенное построение фраз, многочисленные риторические приемы.
Одновременно еще один писатель, — возможно, митрополит Лакедемона Василий — по-своему переделывает житие святителя Николая, написанное Михаилом Архимандритом, и добавляет туда некоторые новые эпизоды.
В таком виде житие святителя Николая бытует весь IX век. А в X веке происходит ключевое событие — смешение житий двух святителей Николаев. Но прежде чем говорить о самом смешении, следует рассказать о другом Николае, что это был за человек.
По счастью, в нескольких списках разной степени испорченности сохранилось житие другого Николая — его называют Николаем Сионским , по монастырю Святого Сиона, который он основал, или Николаем Пинарским , поскольку некоторое недолгое время был епископом города Пинары, там же в Ликии. Этот Николай происходил из обеспеченной и очень благочестивой семьи. Его дядя был игуменом монастыря святого Иоанна Предтечи в селении Акалиссос.
Николай жил в первой половине — середине VI века; с юности он воспитывался в вере, преуспевал в учении, паломничествовал вместе со своим дядей в Святую землю, был в Иерусалиме, Египте, был пострижен последовательно в чтеца, дьякона, священника и, наконец, основал свой собственный монастырь — Святого Сиона, в честь святой горы Сион, где, по преданию, происходила Тайная вечеря. Николай налаживает там монашескую жизнь, занимается благо-творительностью. Например, во время чумы он запрещает крестьянам возить продовольствие в Миры, чтобы они не заразились. А когда из-за той же чумы окрестности Мир были опустошены, он едет раздавать пищу голодающим.
Надо сказать, что, помимо всего, это житие, написанное близким учеником Николая, ценится как замечательное историческое свидетельство о повсе-дневной сельской жизни в горной Ликии.
И несмотря на то, что Николай Мирликийский отдельно упоминается в его житии (Николай Сионский, например, побывал на празднике святителя Николая — розалиях), со временем их стали путать. Не в последнюю очередь из-за близости дат их кончины: 6 декабря у Николая Мирликийского и 10 декабря — у Николая Сионского (по старому стилю).
В X веке некто соединил два жития. За основу он взял житие Николая Мирликийского и заполнил недостающие места — про детство, родителей, чудеса, совершенные в юности, такие как чудо при учении Однажды по дороге в школу Николай встретил хромую женщину Нонну и исцелил ее крестным знамением. и другие деяния. Но в основном там уже рассказываются истории из жизни Николая Мирликийского.
Приведение святого Николая во учение. Икона XIV века Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Такое соединение стало в дальнейшем очень популярным и получило уже распространение в виде единого текста. Ближе к концу X века визан-тийский писатель-агиограф Симеон Метафраст перерабатывает это смешанное житие в единый текст, и его авторитетом оно освящается. И с XI века мы видим, по сути, уже только это составленное из частей житие, хотя житие, написанное Михаилом Архимандритом, и другие тексты продолжали переписываться. (Случай, когда факты из жизни двух святых сливаются, не уникальное явление, такое встречается и с некоторыми другими святыми. Например, известна рукопись, где в мученичество одной святой Параскевы вставлены некоторые интересные факты из мученичества другой святой Параскевы D. A. Vinogradov. St. Parasceve of Iconium and her «lost» Greek Acts // Analecta Bollandiana. Vol. 131. № 2. 2013. А. Ю. Виноградов. Великомученица Пара-скева Иконийская и ее «несохранившиеся» греческие акты // Кафедра византийской и новогреческой филологии. Вып. 1. М., 2000. .) С XI века мы уже видим на иконах, что в клеймах Клеймо — часть иконы (обычно вокруг основного изображения), «рассказывающая» житие святого на иконе или поясняющая сюжет центральной композиции. житие святителя Николая изображается в таком смешанном виде.
Надо отметить, Симеон Метафраст использовал еще один источник — это был синаксарь, то есть сборник кратких житий на каждый день, которые читались в Константинополе, и в нем житие святителя Николая Мирликийского содержит два новых элемента — это факт его смерти в глубокой старости и рассказ об участии в I Вселенском (Никейском) соборе, т. н. «Никейское чудо», на котором было отвергнуто и осуждено учение Ария и принят православный Символ веры.
Никейское чудо
Александрийский пресвитер Арий отказывался признавать Иисуса Христа единосущным Богу Отцу и, распространяя свои убеждения в народе, имел довольно много последователей. Его ересь была названа арианством. Чтобы пресечь возрастающее влияние арианства, в 325 году был созван Никейский собор, на котором учение Ария было осуждено.
Согласно житию Дамаскина Студита, на соборе присутствовал Николай, который в присутствии императора дал Арию, оскорбив-шему Святую Троицу, пощечину. За это он был заключен в тюрьму, где святому явились Христос и Богоматерь, возвратив ему отнятые знаки епископского достоинства — омофор и Евангелие.
Святой Николай Мирликийский дает пощечину Арию. Фреска монастыря Панагия-Сумела. XVIII век Παναγία Σουμελά
Источник этого рассказа нам неизвестен. Дело в том, что в древнейших списках участников I Вселенского собора имени Николая Мирликийского мы не находим, хотя город Миры был, по всей видимости, столицей Ликии, поэтому ее епископ был главным митрополитом всей области и, конечно, непременно должен был принимать участие в соборе и быть среди подписав-ших его акты. Можно предположить, конечно, что митрополит Ликии не остался на соборе до конца. В более поздних источниках (например, списке XIII века «Церковная история» Феодора Чтеца VI века) имя святителя Николая все-таки появляется среди участников.
Икона святого Николая Мирликийского. Первая половина XIII века Ιερά Μονή του Θεοβαδίστου Όρους Σινά (Монастырь Святой Екатерины, Синай)Само же никейское чудо в источниках появляется очень поздно: впервые в письменном виде мы фиксируем его только в XVI веке у новогреческого уже автора — Дамаскина Студита В XVI веке он был митрополитом Навпактским и Артским и описал это чудо в своей книге «Сокровище». . Есть даже предположения, что, возможно, оно возникло как ответ на вопрос, почему на иконах святитель Николай изобра-жается между Христом и Богородицей, которые передают ему Евангелие и омофор (принадлежность епископского богослужебного облачения и символы архиерейскойго достоинства).
«Правда» о святом Николае никак не повлияла на его почитание
Андреа Сабатини. Святой Николай Барийский. 1514-1517 годы Museo nazionale di Capodimonte
Все Средние века и раннее Новое время никто не задавался вопросом о досто-верности жития святителя Николая. Отчасти еще и в связи с тем, что житие Николая Сионского в чистом виде было неизвестно. Первым его нашел в XVIII веке митрополит Фалькони и издал. Фалькони рассудил, что он нашел подлинное житие и все, что знали о нем до того, было неправильно. Но точка зрения Фалькони не получила распространения.
А первым, кто обратил внимание на несуразность классического, «смешан-ного» жития святителя Николая, был русский ученый и церковный деятель XIX века, архимандрит Антонин (Капустин). В частности, он заметил странную последовательность событий в этом житии: святитель Николай Мирликийский приезжает в Палестину, где перед ним открываются врата храма Воскресения, потом он возвращается в Ликию, претерпевает гонения при Диоклетиане и только потом становится епископом. Но мы знаем при этом, что храм Воскресения был построен только при Константине, то есть после Диоклетиана и его гонений на христиан. Он стал проверять, вышел на житие Николая Сионского и потихонечку распутал всю загадку.
А окончательные доказательства привел немецкий исследователь конца XIX — начала XX века Густав Анрих, собравший практически все возможные тексты о Николае, которыми мы до сих пор и пользуемся. И с этого момента для мировой науки никакого сомнения в том, что это было два разных человека, нет.
Для православной церкви эти открытия остались незамеченными, хотя формально работы архимандрита Антонина были опубликованы в «Трудах Киевской духовной академии». Но это вообще характерно для житий — большая часть из них воспроизводит смешанный текст. На моей памяти была только одна попытка — писателя-агиографа Александра Владимировича Бугаевского и игумена Владимира (Зорина) — написать текст, в котором были бы убраны вставки из жития Николая Сионского.
Николай — самый «разносторонний» по типу чудес
Паоло де Маттеис. Святой Николай Барийский, срубающий дерево, заселенное демонами. Около 1727 года High Museum of Art
Уже в ранее время начинают формироваться и собрания посмертных чудес святого Николая. Есть среди них чудеса более популярные, например о спасении мальчика из арабского плена, о спасении от потопления во время бури, чудо о ковре, есть менее популярные.
Чудо о крестьянине и его сыне Василии
Один крестьянин очень любил святителя Николая, всегда праздновал дни его памяти, в этот день угощал нищих. И вот в один из таких дней он остался дома, чтобы подготовить праздник, а в церковь послал молиться своего сына Василия. Во время службы храм был окружен сарацинами, и Василий был взят в плен и продан князю, у которого стал прислуживать за столом. Родители, потерявшие сына, были так опечалены, что перестали праздновать день памяти прежде любимого святого, пока соседи не вразумили их. Крестьянин с женой пошли молиться Николаю и по возвращении устроили трапезу для родственников и соседей. Во время пира они услыхали необычный лай собак и пошли посмотреть, что там случилось. Выйдя, крестьянин увидал юношу в сарацинской одежде с чашей, полной вина, и признал в нем сына. На все расспросы юноша только и мог ответить, что во время обычного служения за столом он держал перед князем чашу, и вдруг кто-то силою поднял его, и ветер принес и поставил его во дворе. И оказавшись здесь, Василий увидел перед собой святого Николая.
Избавление Агрикова сына Василия из сарацинского плена. Одно из клейм иконы Николы Зарайского с житием. Первая половина XIV века Государственная Третьяковская галерея
Чудо о потоплении во время бури
Корабль, плывший мимо Ликии, внезапно попал в страшный шторм. Моряки обратились с молитвой к святому Николаю, которого никогда не видели, но слышали о его помощи попавшим в беду. Николай тотчас явился, усмирил море и, направив судно к берегу, стал невидим. Моряки невредимыми прибыли в Миры, пошли в соборную церковь и там сразу узнали архиерея, явившегося им во время бури. Они рассказали собравшимся в храме о чуде. Николай же, прозрев укоренившиеся в моряках пороки, велел им более не грешить.
Джентиле да Фабриано. Сцены из жизни святого Николая Барийского. Около 1425 года Pinacoteca Vaticana
Чудо о ковре
Благочестивый константинопольский ремесленник в старости впал в нищету, и, чтобы отпраздновать память Николая (по традиции положено было устроить праздник для всей общины), жена посове-товала ему продать последний ковер. По дороге на рынок он встретил Николая в виде старца, тот купил ковер за шесть золотых и, пока ремесленник был на рынке, вернул ковер жене, якобы по приказу мужа. Когда ремесленник возвратился домой, жена стала бранить его за обман святого, но муж показал ей покупки и остаток денег и рассказал о случившемся; они поведали о чуде всем, включая патриарха, и устроили большой праздник в день памяти Николая.
Дионисий. Чудо о ковре. Роспись Никольского придела собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник / Музей фресок Дионисия
Есть чудеса довольно специфические — совместные с другими святыми. Например, совместное чудо святителя Николая и Симеона Богоприимца по избавлению из арабского плена схолария (то есть воина) Петра, которое потом становится основой жития Петра Афонского.
Чудо об избавлении из плена Петра
Византийский воин-схоларий Петр после поражения в битве попал в арабский плен в Самарре и воспринял случившееся с ним как наказание за то, что дал обет стать монахом, но откладывал пострижение. Обещая выполнить обет в случае избавления, Петр обратился с молитвой к святому Николаю, который явился ему через несколько дней и сообщил, что не может никак умолить Бога, но призвал молиться дальше. Во второй раз Николай посоветовал обратиться к Симеону Богоприимцу, а в третий уже явился Петру вместе с Симеоном, который снял с него цепи и вывел из города; Николай дал Петру пищу и, напоминая обещание исполнить обет, проводил до византийской границы, откуда тот поспешил не домой, а в Рим, где предупрежденный Николаем папа римский узнал Петра и постриг в монахи.
Явление святителя со святым Симеоном военачальнику Петру Из книги Андрея Вознесенского «Николай Чудотворец: Полная история жизни, чудес и святости». Москва, 2010 год. Издательство «Эксмо»
Типология чудес святителя Николая тоже очень разная: это и освобождение из плена, и вознаграждение почитателей, которые отдают последнее, чтобы отпраздновать день поминовения святого, и чудеса по избавлению людей от бедности, и об исцелении. Есть чудеса, связанные с иконами святителя.
Чудо о вандале
Однажды вандал-грабитель в доме неизвестного христианина нашел образ святителя. Плен-ные христиане объяснили вандалу, что это образ прославленного у христиан чудотворца, святителя Николая. Возвратясь домой в Африку, вандал поставил икону святителя в своем доме. Как-то раз, когда он собрался уехать, он поручил иконе все свое имущество. Пока вандал отсутствовал, в его дом забрались воры, украли все находившееся там имущество, но икону оставили. Возвратившись домой и увидев, что все его имение расхищено, вандал выместил свою злобу на иконе святителя — стал бить образ и даже пригрозил сжечь его, если имущество не найдется. Когда воры, укравшие имущество вандала, начали делить добычу между собой, им неожиданно явился святитель Николай и грозно спросил: «Зачем вы украли имущество, которое было поручено мне на сохранение? Посмотрите, как жестоко бил меня вандал, какие раны сделал на моем теле. Если же вы не возвратите похищенное, то понесете позорную казнь». Изумленные воры спросили: «Кто ты и какое право имеешь говорить так?» Он ответил: «Я — Николай, раб Господа моего Иисуса Христа». Услышав имя великого угодника Божия, воры возвратили вандалу все его имущество. После этого они перестали воровать и стали вести богоугодную жизнь, раскаиваясь в прежних грехах. Вандал же, пораженный помощью Божия угодника, уверовал во Христа, крестился, а потом построил церковь в честь святителя Николая. С того времени имя Чудотворца прославилось между варварами и стало известно в Северной Африке.
В смысле типологии чудес Николай оказывается одним из самых разнообраз-ных святых, но одно из главных направлений его деяний связано с морем: это покровительство во время морских путешествий, спасение от бури, воскрешение утонувших.
Наконец, на Руси возникают некоторые специфические чудеса святителя Николая. Одно из первых чудес, записанных на русской почве — так называемое чудо об отрочати, о младенце, который утонул в Днепре. Оно связано с иконой Николы Мокрого, находившейся на хорах Софии Киевской.
Чудо об отрочати
Молодая семья с младенцем возвращалась с праздника в Вышгороде на лодке по Днепру. Женщина задремала, и младенец выпал из ее рук в воду. Родители обратились с молитвой к одному из любимых своих святых — Николаю Чудотворцу, и на следующее утро в киевском Софийском соборе был найден мокрый, как только что из воды, ребенок. Икона, перед которой был найден утонувший, была названа «Николой Мокрым».
Икона святителя Николая Мирликийского Чудотворца Образ, именуемый «Никола Мокрый». Свято-Тихоновский женский монастырь, г. Торопец
Мощи Николая были украдены, но христиане празднуют это событие
Перенесение мощей Николая Чудотворца в Бари. Невьянск, 1829 год Частное собрание / Hargesheimer Kunstauktionen
По всей видимости, Николая Мирликийского похоронили на древнем кладбище, за пределами Мир. По крайней мере к VI веку там уже была гробница и частично прослежи-вается храм юстиниановского времени. Храм разрушило землетрясение, и был построен новый храм, который мы видим и сейчас (восстановлен в XIX веке).
Где именно мощи находились в храме — предмет научных споров до сих пор, но мы знаем, что это было невероятно почитаемое место, люди шли поклониться мощам начиная с самого раннего времени. И еще паломники получали из гробницы миро. Что такое было миро в древности — не очень понятно, но, по всей видимости, также какая-то благоуханная жидкость. Мы знаем, что в древности был такой важный способ обращения с мощами: в крышке саркофага делалось отверстие, в него заливалось благовонное масло, оно как бы омывало мощи, а через отверстие снизу масло, освященное мощами, уже собирали в небольшие плоские фляжечки-ампулы и раздавали паломникам. Эти ампулы люди носили на груди или использовали с какой-то другой целью.
С 70-х годов XI века в окрестностях Мир начинают появляться турки-сельджуки, завоевавшие уже Малую Азию и делающие постоянные набеги на город. Из более позднего источника мы знаем, что во время этих набегов жители уходили из города на защищенный акрополь, а при храме оставалось сторожами несколько монахов. Они охраняли не только храм, но и мощи, потому что кража мощей в то время на Западе была обычным явлением. Чаще всего такая кража прикрывалась какими-то благочестивыми соображениями, и опасность разрушения храма Святого Николая турками в этом смысле была очень удобна как причина такой кражи.
И вот незадолго до Первого крестового похода, в 1087 году, жители крупного южноиталийского торгового города Бари решили завладеть мощами святителя, чтобы перенести их к себе и повысить с помощью святыни престиж города. Мы знаем всю эту историю из текста про перенесение мощей, написанного в Бари. Они связали монахов, отыскали гробницу «Барийский пресвитер по имени Луп держал в руках стеклянный сосуд, который монахи храма наполнили миром от мощей. Он решил принять участие в переговорах со сторожами и поставил флакон на верх невысокой колонны у алтаря. Во время спора отец Луп по неосторожности задел сосуд, и тот с „великим треском“ упал, но не разбился. Пришельцы увидели в этом знамении благоприятный знак выражения воли Бога и святого Угодника, якобы святитель сказал им: „Вот могила, в которой я лежу, возьмите мое тело и идите к людям в Бари, которым я буду покровительствовать и защищать“». Диакон Дионисий Куприченков. «История мощей святителя Николая Мирликийского». , и юноша по имени Матфей стал руками доставать из нее кости, покоившиеся в мире. Дело происходило ночью, они вынесли сколько могли и поплыли в Бари. По дороге кто-то пытался себе присвоить частицы мощей, но безуспешно. По приезде в Бари был спор между разными партиями, кто должен владеть мощами и куда их положить, а со временем для них построили базилику Святого Николая Итал. Basilica di San Nicola , в крипте которой они с тех пор и лежат, и из них продолжают брать миро. Причем жители города до XX века не открывали эти мощи для демонстрации.
Дионисий. Принесение мощей святителя Николая в Бари. Роспись Никольского придела собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник / Музей фресок ДионисияБуквально через несколько лет после барян в Миры заехали венецианцы, которые тоже претендовали на мощи святителя Николая, который был к тому же покровителем Венеции. Они приехали и увидели гробницу уже разграбленной, но, согласно венецианскому тексту, нашли два погребения, а затем, «почувствовали чудесный аромат» и нашли третье. Последнего они определили как Николая Мирликийского, а первых двух — как дядю Николая Сионского из смешанного жития и основателя монастыря Иоанна Предтечи в Акалиссосе и Феодора Исповедника На самом деле это был митрополит Мир, сначала державшийся иконоборчества, а затем, на VII Вселенском соборе, от него отрекшийся. .
Венецианцы торжественно перевезли найденные мощи домой, объявив, что нашли наконец настоящие останки Николая; в XVII веке для них построили храм на острове Лидо (Chiesa San Nicolò), где они до сих пор и находятся. Но, в отличие от барян, венецианцы в течение Средних веков и Нового времени несколько раз эти мощи открывали для осмотра. В конце концов их положили в красивый барочный саркофаг и поставили на мраморный алтарь, откуда их стало нельзя достать.
Антропологи узнали, как выглядел святитель Николай
Фра Беато Анджелико. Сцены из жизни святого Николая Барийского. Фрагмент. Около 1437 года Pinacoteca Vaticana
В 1953 году в Бари антрополог Луиджи Мартино обследовал мощи и выяснил, что все имеющиеся кости принадлежат мужчине, белой европеоидной средиземноморской расы, для которой характерны средневысокий рост и смуглая кожа; с высоким лбом, с носом, стремящимся к орлиному, скелетом средней крепости умершему в возрасте около 60 лет, 167 сантиметров ростом, который жил на расти-тель-ной диете и который долгое время находился в каком-то сыром помеще-нии. Это, в принципе, совпадает с житием святителя Николая, который, как мы помним, был заключен в темницу. Конечно, по черепу не определить, были ли у него залысины, как принято изображать на иконах, какой длины была борода, но он типичный представитель средиземноморского антропо-логического типа. Вместе с тем обнаружилось, что трети костей скелета не хватает. По всей видимости, это объясняется тем, что мощи воровали ночью и просто не успели забрать все.
Через 40 лет в Венеции в связи с реставрацией алтаря святителя Николая решили провести аналогичную операцию (в ней участвовал тот же Луиджи Мартино): антропологи вскрыли саркофаги и выяснили, что в них покоятся действительно три человека римского времени, а в центральном саркофаге в скелет доложены кости от скелета, находящегося в Бари, то есть венецианцы заодно взяли и кости из ограбленного барянами саркофага. Таким образом история перенесения мощей прояснилась окончательно: две трети мощей святителя Николая лежит в Бари, а примерно треть — в Венеции. Происхож-дение всех остальных мощей святителя Николая, которые лежат где-то по христианскому миру, совершенно непонятно и неизвестно. Они могут лежать в Ватикане или в России, но они не происходят из Бари или Венеции, поскольку ни баряне, ни венецианцы никогда от своих мощей частицы никому не давали. Хотя и нельзя полностью исключать, что в момент перенесения в Венецию и в Бари (тем более что такие сообщения есть) кто-то пытался какие-то частицы мощей похитить.
Вопрос проверки подлинности мощей очень затруднен. С католической точки зрения главное свидетельство их подлинности и вообще святости святого — это чудотворение, которое происходит от его могилы и мощей. Мы знаем, что огромное количество чудес связано с гробницей святителя Николая.
Вообще, мы знаем случаи, когда антропологические исследования показывали, что у каких-то святых кости не мужские, а женские, а где-то даже свиные кости подложены. Но по крайней мере здесь точно те самые мощи, которые были привезены в конце XI века из Мир.
Мокрый, Можайский, Зарайский, Летний, Вешний и другие — это всё святитель Николай
Трудно сказать, когда именно впервые на Руси начинается почитание Николая Чудотворца. Мы видим, что в росписях Софии Киевской, главного православ-ного собора Киевской Руси, из более чем 700 изображений святых четыре — святителя Николая. Это говорит нам о том, что к середине XI века он был здесь уже очень почитаемым святым. В том числе мы находим среди росписей Софии круглый образ «Николы Мокрого» (см. «Чудо об отрочати»).
Киевская чудотворная икона святого Николы Мокрого. XI век Икона находилась в небольшом киоте в Никольском приделе Киево-Софийского собора до 1943 года. Пропала во время Второй мировой войны. icon-art.infoА буквально через два года после перенесения мощей в Бари на Руси уже по-является праздник перенесения мощей святого Николая (в отличие от греков, которые оплакивали это как великую потерю). Возможно, почитание этого события проникает через скандинавский мир, через наши династические связи. Праздник стал очень популярен и существует до сих пор — Никола Летний, или Никола Вешний, — и празднуется в конце мая.
Постепенно имя Николай появляется среди имен княжеской династии, сначала не как основное имя, но часто оно становится главным. Мы знаем, например, черниговского князя Николу Святошу, который постригся в монахи и чье имя крестильное было Николай. И он почитал святителя Николая, мы тоже об этом знаем. Первый монарх с именем Николай — уже Николай I.
С начала XII века почитание святителя Николая распространяется в Новгороде. На княжеском дворе строится храм, посвященный святителю Николаю, — Николо-Дворищенский собор. Вокруг дворища возникает торг, и святой Николай кроме покровительства мореплавателям становится еще и покрови-телем торговцев и очень любимым в торговом Новгороде святым; никольских храмов начинает строиться очень много, и по количеству этих храмов, по предметам мелкой пластики, предметам личного благочестия видно, что этот никольский культ активно распространяется по всей Руси. Начинают появляться собственные образы: Никола Мокрый, Никола Можайский, Никола Зарайский, Никола Великорецкий, — каждый со своей иконографией. Возни-кают локальные предания, локальные чудеса, появляются русские молитвы, русские службы, и в конце концов Николай теряет характер греческого святого и становится любимым русским святым.
Есть известные исследования Бориса Андреевича Успенского по русскому этнизированному христианству, в котором возникает некая троица из Христа, Николы и Богородицы Почитание Николы «приближалось к почитанию Богородицы и даже самого Христа» (Б. Успенский. Филологические разыскания в области славянских древностей. 1982). , приводится выражение, которое упоминают иностранцы, что Никола — «русский бог» В «Чуде святого Николы о половчине» половец говорит: «...Велик есть бог русский и дивна чюдеса творит». . Хотя надо уточнить, что похожее происходит с образом Николая и в греческой народной культуре, где он наделяется всяческой магической силой, помогает бороться со сглазом, демонами и так далее.
Святой Николай — не Санта-Клаус и не Дед Мороз
Тициан Вечеллио. Святой Николай. 1563 год Chiesa di San Sebastiano, VeneziaВообще, в разных странах Европы Николай почитался по-разному, но глав-ными центрами почитания были Бари, Венеция, несколько регионов Франции, Германия. Праздник его поминовения приходится на декабрь, незадолго до Рождества. Святитель Николай традиционно было покровителем много-численных профессий, в том числе и хлебопекарей, у которых существовала традиция — на День святого Николая дарить выпечку бедным и детям, и мы видим, что в западной иконографии Николай изображается с тремя хлебами, и этот образ уже начинает ассоциироваться с тремя мешочками с золотом, которые он подкинул бедным девушкам. С нидерландцами Николай попадает в Северную Америку, из Синт-Клааса становится Санта-Клаусом и в протес-тант-ской Америке, не признающей институт святых, трансформи-руется уже в некоего доброго старичка, который дарит детям подарки. Рождество, во многом благодаря романам Диккенса, становится традицией светлого семейного праздника, и образ святого Николая начинает тесно с ним сплетаться и приобретать сказочные черты. В таком виде он уже возвращается в Европу, соединяясь с другими новыми европейскими культами Рождества, например рождественским деревом — или конкретно германской елкой. С немцами рождественские традиции попадают в Россию, а в советское время, когда запрещается Рождество и его место занимает празднование Нового года, святой Николай превращается в Деда Мороза, взятого из русских сказок. В нем уже ничего не остается от святого, впрочем, как и в американском коммер-ческом Санте, который везет детям бутылки с кока-колой.
Вы можете также послушать рассказ Андрея Виноградова в приложении « ».
Икона Николая Чудотворца - молитва и чем помогаетСвятитель Николай - самый известней на планете святой. Его чудеса почитаются и Православной, и Католической Церковью. Он покровитель путешествующих и моряков, купцов, детей, незамужних девушек… На самом деле, считать его покровителем определенных людей - традиция, ведь святитель приходит на помощь в любой беде. Ему молятся об исцелении любой болезни, о спасении души: всю свою жизнь святитель посвятил молитве Богу о людях, добрым делам и заботе о своей пастве, ведь он был епископом города Миры Ликийские в Малой Азии, отсюда и полное название его титула и лика: святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец.
История и значение иконы Николая Чудотворца
Образ святителя - одна из самых почитаемых икон в Православии. Она есть во всех христианских храмах - и католических, и православных. Существует ряд иконографических типов святителя Николая:
Поясной образ, то есть святой изображен до пояса. Обычно на таких иконах в левой руке святитель держит Евангелие, а правой благословляет. Одет святитель Николай в фелонь - верхнюю богослужебную одежду красновато-коричневого цвета, хотя встречаются и другие. Сверху положен черно-белый омофор - длинная и широкая полоса с крестами, знак архиерейской власти и принятия пастырства овец Христовых на свои плечи. Левая рука, держащая Евангелие, обычно также покрыта ризой и омофором - это выражение почтения к Слову Божиему, написанному в Евангелии.
Никола Можайский - это образ-память о чуде защиты святителя воинов православных под Можайском. Святитель изображен в тех же одеждах, но во весь рост, с крестом или мечом в правой руке, а в левой град Можайск. Перед этим образом особо молятся святому Николаю о защите;
Оплечный - обычно изображается только лик, в котором святого Николая легко узнать по короткой седой бороде и подписи с именем святителя.
К чему снится икона Николая Чудотворца
Многие люди спрашивают - как относиться к сновидениям? Даже верующие люди побаиваются дурных снов, верят в опасность, исходящую от них. Однако святые Отцы Церкви, опыт церковный советуют спокойно относиться к снам, различая в них беспокойство и Божию волю.
Если Господь хочет сказать вам что-то, во сне вы будете ощущать спокойствие. Сон будет касаться вещей духовных - к таким снам относится и явление иконы святого Николая.
День Николая Чудотворца
Память святителя празднуют несколько раз в году. Это именины всех Николаев. Отмечать их следует в ближайший после вашего дня рождения день.
19 декабря - память преставления святителя ко Господу, его смерти.
22 мая – Никола летний, память перенесения святых мощей Николая Чудотворца в город Бари (Италия).
11 августа – день рождения святителя и чудотворца Николая.
О чем молиться Николаю Чудотворцу
Православная Церковь благословляет по традиции молиться о различных проблемах различным святым, хотя это не отменяет возможности обратиться в любом деле к почитаемому вами святому или Ангелу-Хранителю. Николай Чудотворец имеет благодать помогать во многих сферах жизни:
Спасать в опасности и оберегать в пути;
Защищать несправедливо обижаемых, осужденных;
Помогать в замужестве и обретении второй половинки;
Избавлять от жизненных трудностей и бед;
Помогать в поиске вакансии, трудоустройстве;
Исцелять болезни, раны, хронические заболевания, травмы.
Святитель Николай - верный помощник всех, молящихся ему. Он помогает каждому доброму делу. Обращение к святителю Николаю - возможность привлечь к себе Божию силу и благодать, «застраховать» свое дело от обмана и действия темных сил у Господа. Не упускайте эту возможность обратиться за помощью к чудотворцу, пересмотреть свою жизнь и проверить ее.
Молитва Николаю Чудотворцу о судьбе
Удивительное название молитвы - изменяющая судьбу за 40 дней - прижилось в народной традиции. Действительно, ведь кого еще просить о помощи в отчаянии, в несчастной судьбе, когда в все в жизни идет наперекосяк - как не Николая Чудотворца, Угодника Божьего.
Молитва, изменяющая судьбу - это выдержки из длительного молитвословия святителю Николаю, акафиста. Очевидно, благочестивый человек создал эту молитву в скорби и случилось чудо: его жизнь по молитве святителю Николаю полностью изменилась. Трудно поверить в силу молитвы, но множество людей со всего мира свидетельствуют о знамениях Божиим по просьбе к Николаю Чудотворцу.
Читать молитвы Николаю Чудотворцу можно онлайн на русском языке по тексту ниже
О, святой Николай, угодник великий Господа Иисуса, теплый наш заступник и во всех скорбях быстрый помощник! Помоги мне, человеку грешному и унылому, в земной жизни моей, молись ко Господу Бога, да дарует мне прощение всех моих грехов, которыми я грешил с юности и в течение всей жизни: делом, словом, мыслями и всеми моими чувствами; после отшествия же души моей на небеса помоги мне, недостойному рая, умоли Господа Бога, всей жизни на земле Создателя, избавить меня от мытарств бесов и вечных мук, чтобы я всегда прославлял Троицу Святую: Отца и Сына и Духа Святого, и твое милостивое заступничество вечно. Аминь.
Другая молитва Николаю Угоднику
О прославляемый всеми, великий чудотворец и святитель Христов, отец Николай! Молимся тебе, оставайся надеждой всех христиан, верующих защитником, голодных кормителем, плачущих весельем, больным врачом, по морю плавающих капитаном, нищих и сирот благодетелем и всем быстрым помощником и покровителем, чтобы мы мирную прожили жизнь и удостоились увидеть славу святых Божьих на небесах, между которыми и ты находишься, и с вами всеми всегда прославляли Единого в Троице Бога. Аминь.
Да благословит вас Господь!
Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий. Всё об этом почитаемом святом Вы узнаете из данной статьи! Дни памяти Николая Чудотворца:
- 6 (19) декабря - день праведной кончины;
- 9 (22) мая - день прибытия мощей в город Бари;
- 29 июля (11 августа) - рождество святого Николая;
- каждый будничный четверг.
Святитель Николай Чудотворец: житие
Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.
Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.
Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.
Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь — омофор.
И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий — святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.
Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.
Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.
В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости.
Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на .
Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.
Во имя святителя Николая Чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города — Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором.
Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) — в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.
Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование «Николы Мокрого». Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая Чудотворца.
Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером.
Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского — в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского — тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой — в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.
Иконы, фрески и мозаика с образом Николая Чудотворца
Священное Предание, частью которого является и церковное искусство, точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже не искушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого.
Местное почитание архиепископа Мир Ликийских Николая началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира оформляется на протяжении IV - VII веков. Однако, в связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X - XI веках. Древнейшее изображение святого в монументальной живописи находится в римской церкви Санта Мария Антиква.
Свт. Николай с житием. 1-я половина XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай
Икона из Свято-Духова монастыря. Серед.XIII в. Новгород. Русский музей, СПб.
Никола. 1-я половина XIV в. Ростов. ГТГ, Москва
Икона, вложенная в 1327 г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия
Роспись на Никольской башне Московского Кремля. Кон.XV — нач.XVI в.
Никола Зарайский с клеймами жития. 1-я половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей
Никола Можайский. Пелена. 2-я половина XVI в. Русский музей, СПб.
Никола Дворищский со св. Саввой и Варварой. Кон. XVII века. Москва. Государственный исторический музей, Москва
Знаете, какой самый популярный вопрос задаётся с этого блога? Вот он — «Какой святой и от чего помогает?».
Сегодня «коснёмся» Личности такого Cвятого, которому молятся практически в любых бедах и с любыми проблемами. Да, да, вы угадали – это Угодник, Чудотворец Святитель Николай Мирликийский.
В чём помогает Николай Мирликийский Чудотворец?
Святого Николая почитают во множестве мировых религий (и мусульмане тоже), на Руси в честь Чудотворца создано множество храмов, а в каждой Христианской церкви обязательно найдётся икона Этому великому святому. Так почему же так велико почтение к Святителю Николаю?
Начну с того, что Святитель Николай причислен к лику чудотворцев, а это значит, что святой прославился даром чудотворения и заступничестве в ответ на молитвы. Мало того, церковь так высоко чтит Его имя, что названия ликов святых пишутся с маленькой буквы, но с Николаем Мирликийским, как исключение, пишут с большой, то есть — С вятитель Николай Мирликийский.
«Сынок, а ты напиши записочку с просьбой к Николаю Чудотворцу, да положи под частичку мощей Его. Он ведь самый добрый, всегда нам во всем помогает.» — так мне шепнула одна из матушек Толгского монастыря.
А вообще давно замечено то, что Николай Чудотворец очень отзывчив на искренние молитвы тех, кто стремится исправиться, измениться к лучшему и раскаивается в своих ошибках.
Святой Николай помогает тем, кто хочет исправиться, лицам в местах заключений, невинно осуждённым
Молятся Ему в надежде на исправление, защиту и помощь, а так же в местах заключений. Особенно помогает Он невинно заключённым. Ещё при жизни Николай Мирликийский освобождал от смерти, освобождал от плена и уз темницы. Обязательно советую прочитать удивительную историю о том, как Николай Чудотворец спас жизнь трём невинно осужденным на смерть.
Николай Чудотворец – покровитель моряков и путешественников
Считают Его своим покровителем путешественники и моряки. Всё дело в том, что с моряками и Николаем Чудотворцем связанны две истории: первая — как ещё молодой Николай воскресил из мёртвых разбившегося с мачты молодого моряка, а вторая – как Святитель спас моряка по пути из Александрии в Миру.
Святой и при жизни по молитве к Господу останавливал бури и всякую непогоду в пути. Молятся Святителю в пути и сейчас.
Святитель Николай – прообраз Санта Клауса и помощник в поисках суженого
Многие читатели знают, что прообразом Санта Клауса у католиков послужил Николай Чудотворец. По чудесной истории Святитель решил помочь трём девицам. Их отец был беден и не мог собрать денег на приданное, поэтому и решил собирать доход с их красоты. Святой Николай узнав об этом решил помочь девушкам и в тайне (по скромности своей) подкидывал кошельки с деньгами в окошки девушек. В один из вечеров отец девушек выследил Николая, но в ответ на благодарности отца Николай только сказал, что благодарить надо не Его, а Господа. По другой католической версии Святитель кинул деньги в дымоход, и они упали в сушившийся у очага носок младшей сестры. Именно эта вариация истории и нашла своё место в фольклоре о Санта Клаусе и подарками в носок.
Вот и сейчас обращаются с молитвами к Николаю Мирликийскому своей второй половинки, молятся о замужестве.
Николай Мирликийский – защита от врагов, примирение враждующих, покровитель Русского воинства
- Святой Николай ещё при жизни отличался незлобивым характером и всегда примирял враждующих, молятся Ему в просьбе с врагами и сейчас.
Николай Чудотворец – покровитель детей и купцов
- Николай Мирликийский считается покровителем и у ;
- Особенно любит Николай Угодник детей. Многие мамочки знают, как отзывчив Великий Святой на молитвы ;
- Особо чтят память Святого и считают Его своим покровителем в Русском воинстве.
«Никола — имя знаменито,
Побед тезоименито,
Побеждает Агаряны,
Утешает христианы». (Народная песня)
Молятся Николаю Мирликийскому и от болезней, хвори и о здравии.
А вообще молиться всем святым можно в любых случаях и жизненных ситуациях.
Молитвы Николаю Чудотворцу
Молитва 1 Святителю Николаю Мирликийскому
О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае!
Услыши нас грешных (имена), молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных.
Потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам.
На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших.
Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь святителю Николаю, глас 4
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителю Николаю, глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.
Молитва 2 Николаю Чудотворцу
О всехвальный и всечестивый архиерею, великий Чудотворче, Святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звезда осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финик процветший, насажденный во дворах Господа своего, живый в Мирах, миром облагоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источая.
Твоим шествием пресвятый отче, море осветися, егда многочудная твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалите имя Господне.
О преизящный и предивный Чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудрого учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, больных врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткого наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упоение, нищих и убогих изобильное богатство.
Услыши нас, молящихся тебе, и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему, и исходотайствуй твоими богоприятными молитвами, вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущая от всякого озлобления помощию твоею:
Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведного поспешествуя во благое: тебе же праведнаго, по преблагословенной Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбях наших, подавай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия, понеже недостойна есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связаны узами греховными, и николи же воли Создателя нашего сотворихом ни сохранихом повелений Его.
Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческого заступления к Нему просим:
Помоги нам Угодниче Божий, да не погибнем со беззакониями нашими, избави нас от всякого зла, и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом мне даст ми пожити в веке сем, и избавит мя шуяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.
Молитва 3 Святителю Николаю
О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!
Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поклоняемого Бога во веки веков. Аминь.
Молитва 4 Николаю Угоднику
О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию!
Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю.
О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.
Молитва 5 Святителю Николаю
О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков губящих е, сиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны.
Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую, святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников, от междуусобныя и кровопролитныя брани.
И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския.
Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия, иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя, да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную, да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя, да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих, в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския, да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.
Молитвы Николаю Чудотворцу от болезней и для крепкого здравия
Молитва для крепкого здоровья к Николаю Угоднику
Чудотворец Николай, Спаситель и Праведник. Обращаюсь к тебе я в болезненной корчи, отстрани от меня все жестокие порчи. Отпусти мне грехи, за которые маюсь, я от сердца открытого искренне каюсь. Пусть отступят болезни, здоровье пребудет, а Господь же меня пусть за все не осудит. Попроси у него, чтоб невзгоды ушли, а болезни мои навсегда отошли. Да будет воля твоя. Аминь.
Молитва Святому Николая Мирликийскому от болезней
Чудотворец Николай, Защитник Праведных. Укрепи мою веру в православные мощи и очисти бренное тело от болезненной тощи. Заряди мою душу своим прославлением и не май мое тело греховным болением. Пусть затянутся язвы и раны глубокие, пусть отринут навеки все скорби жестокие. Исцели мою слабость, от смерти спаси, и болезни мои навсегда унеси. Да будет воля твоя. Аминь.
Буду рад, если Вы поможете развитию сайта, нажав на кнопочки ниже:) Спасибо!
Этот великий святой является одним из самых почитаемых у православных христиан. Еще во времена своего земного пребывания среди живых он получил от Господа удивительный дар совершать всевозможные чудеса. Поэтому он очень быстро стал объектом преклонения для всех истинно верующих.
Его святые мощи помещены в Собор итальянского города Бари. Со всех концов света съезжаются сюда христиане, чтобы приложиться к ним. Существует немало преданий о чудесных случаях полного выздоровления больных людей при контакте с ними.
Жизнь святого отличалась удивительной добротой, праведностью, смелостью.
Родился он около третьего века нашей эры у очень простых родителей, но, с годами благодаря своей удивительной религиозности стал священнослужителем.
Постепенно он был замечен и даже повышен до Епископа Миры, находящейся на территории современной Турции.
Он жил в очень непростое время. Тогда необходимо было обладать немалым мужеством, чтобы не потерять своего достоинства. Особенно трудно приходилось тем, кто избрал для себя путь веры в Иисуса Христа. Таким людям нередко угрожала мученическая смерть.
Он активно занимался целительством, выручал различных людей, попавших в сложные жизненные обстоятельства и даже умел воскрешать из мертвых. Бог посылал ему огромные силы, которые могли победить любую беду и помочь нуждающимся.
Особенно прославился Николай Чудотворец тем, что пожертвовал крупную сумму денег неизвестным девушкам для того, чтобы они вышли замуж. В результате они были избавлены от занятий проституцией.
Он был ярым поборником раннего христианства. На первом Вселенском соборе, предъявил особые доказательства истинности веры в Иисуса Христа.
Ему было дано свыше очень многое, что выдвинуло его на первый план среди почитаемых церковных деятелей. Причем слава его не меркнет даже сегодня. Скончался Николай Чудотворец уже, будучи пожилым человеком. О нем скорбели очень многие. Среди них были путешественники, вдовы и сироты, нищие и угнетенные. Всем он помогал при своей жизни.
Поэтому Святой почитается практически во всем христианском мире и особенно в России. Его икона оказывает очень мощное воздействие на всю атмосферу в доме.
Ей молятся взрослые и дети, мужчины и женщины. Обычно именно к ней первой обращаются при любых тяжелых затруднениях. Причем помощь приходит очень быстро, надежно и на продолжительное время.
Поэтому не следует удивляться тому, что икона Николая Угодника имеется практически у каждого человека. Она является чудотворной и всегда покровительствует людям при их слезных мольбах. Многие верующие имеют ее как оберег от болезней, горестей и напастей.
Люди обращаются к иконе Николая Чудотворца при каждом сложном случае, зная, что Святой не откажет истинно верпующему в его просьбе. При любом несчастье или проблемах в делах, он всегда станет заступником молящемуся. Размещен его образ в очень многих церквях.
Наиболее известными из них являются следующие:
- Елеховский кафедральный Собор.
- Колпинская церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха».
- Московский Храм Христа Спасителя.
- Пресненский Храм Рождества Иоанна Предтечи.
- Храм Спаса Преображения в Песках.
Поэтому неудивительно, что одним из самых распространенных русских имен среди мужчин является именно Николай. Родители называли так мальчиков, надеясь, что им передастся его доброта, мудрость, скромность и праведничество.
Когда требуется молиться Николаю Угоднику
Даже после смерти к Святому очень часто люди обращались за помощью при:
- нависшей угрозе развода;
- бедах, в которые попадали маленькие дети;
- нищете;
- возникновении безвыходной ситуации;
- трудностях в дальних странствованиях;
- подозрении на наведение порчи.
Очень много существует такого, в чем активно помогает Николай Чудотворец. Он оказывает сильное заступничество при попадании человека во власть нечистой силы или при одержимости.
Святой является покровителем для молодых девушек, испытывающих значительные сложности с замужеством, помогает найти финансовые средства к существованию вдовам с детьми, посылает обретение достатка бедным людям.
Он помогает морякам, торговцам, невинно осужденным, павшим духом или военнослужащим, оказавшимся в плену у врага.
Оказывает помощь Николай Чудотворец тогда, когда возникла длительная вражда, которую никак не удается преодолеть обеим сторонам. Он покровительствует солдатам, выполняющим свой долг на полях тяжелых сражений. Святой способствует скорому наступлению мира и сохранению жизни воинов, сражающихся за него.
Николай Чудотворец в своей необыкновенной доброте оказывает значительную поддержку даже тем, кто оказался в местах лишения свободы. Особенно внимателен бывает он бывает к тому человеку, который искренне раскаялся или хочет встать на праведный путь.
Он помогает ему найти работу, заработать средства к существованию честным путем, обрести семью. Тем же, кто еще только находится под судом, Святой помогает избежать наказания при их полной невиновности или смягчить кару при вовлеченности в преступную деятельность. Но только при условии покаяния и исправления грешника.
Стоит упомянуть также то, о чем чаще всего молятся Николаю Чудотворцу.
Он способен:
Желательно также обращаться к Богоматери для того, чтобы донести до Господа свои нужды во всей их полноте.
Наиболее часто встречающиеся обращения к Святому
Основными молитвами к Николаю Чудотворцу становятся следующие:
Самая сильная молитва к Николаю
«О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Молитва Николаю Чудотворцу о защите
О всехвальный и всечестивый архиерею, великий Чудотворче, Святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звезда осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финик процветший, насажденный во дворах Господа своего, живый в Мирах, миром облагоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источая.
Твоим шествием пресвятый отче, море осветися, егда многочудная твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалите имя Господне.
О преизящный и предивный Чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудрого учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, больных врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткого наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упоение, нищих и убогих изобильное богатство.
Услыши нас, молящихся тебе, и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему, и исходотайствуй твоими богоприятными молитвами, вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущая от всякого озлобления помощию твоею:
Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведного поспешествуя во благое: тебе же праведнаго, по преблагословенной Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбях наших, подавай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия, понеже недостойна есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связаны узами греховными, и николи же воли Создателя нашего сотворихом ни сохранихом повелений Его.
Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческого заступления к Нему просим:
Помоги нам Угодниче Божий, да не погибнем со беззакониями нашими, избави нас от всякого зла, и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом мне даст ми пожити в веке сем, и избавит мя шуяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.
Обращение к Святому для помощи при различных жизненных трудностях
О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!
Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поклоняемого Бога во веки веков. Аминь.
Просьба Николаю Чудотворцу о помощи при замужестве, достатке или спасении
«О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень! При жизни ты никогда и никому не отказывал в просьбах, да не откажи рабе Божьей (имя девушки желающей выйти замуж). Ниспошли же милость свою и проси Господа о скором моем замужестве. Отдаюсь на волю Господню и уповаю на милость Его. Аминь».
Молитва об исцелении
«О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче, помози мне, грешному и унылому, в настощем житии, умоли Господа Бога, даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое
милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»
Обращение для помощи при длительном лечении от самых тяжелых заболеваний
О всесвятитеоь Николай! Заступник и помощник скорый всех скорбных и недужных! Умоли Господа нашего о прощении рабу Его (свое имя) грехов, что свершил по незнанию или недомыслию. Испроси у Него вызволения тела и души от происков диавольских, болезней мирских, от мытарств и мучений вечных. Аминь!
Просить Святого о заступничестве можно ежедневно, но наиболее действенной молитва становится двадцать второго мая, во время почитания Николая Чудотворца, девятнадцатого декабря, в день его кончины и одиннадцатое августа, в дату его появления нас свет.
В подобные, а также в другие дни к Николаю Чудотворцу следует обращаться с молитвами о помощи в различных жизненных ситуациях, с просьбой о заступничестве или со словами благодарности.
Post Views: 432