Мифическое золото затонувшего в Крыму "Черного принца": почему так и не удалось найти несметные богатства. Павел норов Корабль принц затонувший с золотом
![Мифическое золото затонувшего в Крыму](https://i1.wp.com/diletant.media/upload/medialibrary/d73/d739c255aa9b859e3ceeb275efb1114c.jpg)
Никто не знает, где сокровища с корабля и почему их до сих пор не нашли. Фото: akwamir.uol.ua
Наш полуостров богат легендами, и одна из самых красивых – о сокровищах "Черного принца". На государственном учете в Украине 2500 затонувших в Черном море кораблей, и до прошлого года в реестре подводной археологии среди иных сокровищ и кладов официально числился ценный груз этого британского судна. Прошло уже больше 150 лет после его гибели, но и сегодня с мая по сентябрь почти каждый день от балаклавских причалов уходят водолазные боты, дайверы ищут в морских глубинах блеск желтого металла. И каждый из местных жителей на чем угодно поклянется, что золото "Черного принца" еще там и ждет своего открывателя.
Легенда "Черного принца"
В числе кораблей англо-французской эскадры, погибших в 1854 году во время балаклавской бури, был английский винтовой трехмачтовый пароход "Принц", который стал в этом шторме самой дорогостоящей потерей Англии. Корабль для середины XIX века был очень крупным судном водоизмещением 2710 тонн. Основные габариты фрегата – 300 футов в длину и 43 в ширину – это примерно три футбольных поля. Судно было достаточно быстроходным, скорость под парусами достигала 13–14 узлов. Экипаж – 150 человек, фрегат мог принять 200 пассажиров. Судно имело комфортабельные каюты первого и второго класса со спальными и ванными комнатами!
На самом деле знаменитый корабль назывался просто Prince ("Принц"), а определение "черный", с которым он вошел в историю, получил позднее стараниями журналистов и писателей.
Холодным ноябрем 1854 года загруженный "Принц" вошел в Черное море. В трюмах корабля везли боеприпасы, военное снаряжение, запас теплой одежды для армии, медикаменты для госпиталей в Балаклаве. На пароход также погрузили электрический телеграф и секретное подводное оружие для подрыва русских кораблей. И самое главное – на судне везли деньги золотом – жалованье для британской армии. Утром 8 ноября фрегат прибыл на внешний рейд Балаклавской бухты. Во время попытки стать на якорь (глубина стоянки 55 метров) один за другим ушли на дно вместе с цепями оба якоря. "Принц" привязали к корме судна Jason, которое стояло рядом. На следующий день фрегат таки стал на один запасной якорь.
Страшный шторм
14 ноября 1854 года в 07.30 перед южно-восточным ураганом на внешнем рейде около входа в Балаклавскую бухту находились 24 корабля. "Принц" стоял в очереди на подход к причалу. Сильный ветер начал сносить пароход к скалистому берегу. Корабли било друг о друга так, что некоторые из них едва не затонули от повреждений. Попытка капитана "Принца" удержать корабль на одном якоре, работая двигателем, не удалась. Потеряв якорь, судно дрейфовало носом в открытое море. Во время дрейфа фрегат столкнулся с другим кораблем и получил несколько повреждений. Видя неизбежную гибель судна, капитан отдал приказ команде спасаться. Первое столкновение со скалами корпус судна выдержал, но после 5–6 ударов фрегат разбился. По словам очевидцев, удары о скалы продолжались 10–15 минут, говорят, что судно раскололось пополам. Из команды спаслись шесть матросов и младший офицер.
Стоимость только самого парохода оценили во многие тысячи фунтов стерлингов. Колоссальный ущерб понесла английская армия, лишившись теплых вещей. Болезни и смерть от холода после бури 14 ноября стали обыденностью в лагере британцев. Английские медики остались без лекарств, которые ушли на дно Черного моря вместе с "Принцем".
Гибель корабля видело много народа. Очевидцами-художниками написано даже несколько полотен. На холмы в район генуэзской крепости сбежались сотни моряков из экипажей судов, которым повезло больше, солдат гарнизона и просто гражданских лиц, чтобы хоть как-то помочь тонущим. И… ни одного документа, где было бы зафиксировано хоть приблизительное место гибели "Принца". Безусловно, фрагменты корпуса могли затонуть не сразу и быть отнесенными на большое расстояние от места катастрофы. Так рождалась легенда. Легенда о недоступном золоте.
И началась золотая лихорадка
Еще не закончилась война, а по всему миру расползлись слухи, будто у берегов Крыма погиб английский фрегат с грузом золота, предназначавшийся для выплаты жалованья войскам. Почти сразу же после заключения мира начались поиски остатков "Принца". Золото искали итальянские, французские, японские, норвежские водолазы. Но водолазные работы в то время были на низком уровне. Изобрели специальный колокол, в котором спускали водолаза-наблюдателя, но нормально работать в нем было невозможно. После появления первого скафандра поиски усилились. Во Франции в 1875 году учредили акционерное общество со значительным капиталом по подъему сокровищ "Принца". Французы отыскали около 10 разбитых кораблей, но золота затонувшего фрегата не нашли.
В 1901 году уже итальянская экспедиция под руководством инженера Джузеппе Рестуччи, изобретателя подводного аппарата, прибыла в Балаклаву. Точно известно, что итальянцы нашли тяжеленный запаянный ящик, подзорную трубу, разломанную винтовку, куски железа. В ящике, который с большим трепетом и трудом открыли, оказались свинцовые пули. Подводный аппарат был крайне неудобен, передвигаться в нем было нельзя: водолаза при помощи тросов по его сигналам передвигали по дну. Причем вся подводная работа производилась лежа на животе. Подъем и спуск "дьявольского снаряда" продолжались полтора часа. На поверхность поднимали еле живого, изможденного человека. Не удивительно, что поиски сокровищ опять не дали результатов. После отъезда итальянцев началась настоящая золотая лихорадка. Мысль о том, что бочонки с золотом лежат где-то недалеко, не давала покоя авантюристам и изобретателям.
Разрешение на подъем сокровищ получил иностранец Герман Молво, он три года исследовал Балаклавскую бухту, после его смерти поиски продолжил его сын Фридрих. В Министерство торговли и промышленности России поступало еще множество заявлений от российских и зарубежных граждан и организаций с просьбой дать разрешение на подъем сокровищ "Принца". Но дело тянулось, а тайна затонувшего золота так и не была разгадана.
В первые годы советской власти для поиска и подъема этого сокровища по инициативе Дзержинского была сформирована знаменитая Экспедиция подводных работ особого назначения - ЭПРОН. Специально для этой экспедиции инженер Даниленко создал проект глубоководного снаряда, который можно было опускать на глубину до 160 метров. Воздух по шлангу должен был подаваться в колокол, в котором могли находиться три водолаза, другой шланг служил для вентиляции. Внутри снаряда предусматривалось электрическое освещение и телефон. Аппарат имел выдвигающиеся "руки" с двумя "пальцами". Пока строился аппарат, экспедиция вела подготовительные работы в Балаклаве. Было обнаружено великое множество остатков деревянных и металлических суден, чугунный паровой котел, пароходная дымовая труба, два иллюминатора, ручная граната, медицинская ступка, несколько бомб, рукомойник из офицерской каюты, свинцовые пули, пачка госпитальных тапочек и много якорей британского типа. На декабрь 1924 года общая сумма расходов советской экспедиции по поиску "Принца" составила 100 000 рублей, и работы были приостановлены в связи с отсутствием архивной информации, что на борту фрегата действительно были ценности. Тем не менее для страны экспедиция имела огромное значение. На дне моря лежало много интересного помимо сокровищ "Принца", и экспедиция переключилась на подъем этих ценностей со дна Балаклавской и севастопольской бухт. ЭПРОН приобрел богатый опыт в водолазных работах. Перед экспедицией поставили новую задачу по подъему больших судов и подводных лодок, затопленных в 1920 г. И, на радость ученых, открыли первые страницы подводно-археологических исследований Черного моря.
Что касается поисков "Принца", то было принято решение передать эту работу знаменитой японской фирме "Синкай Когиоссио Лимитед". В 1927 году эта компания дала мастер-класс – провела показательные работы в Севастополе. Японские водолазы поразили всех своим мастерством. Они работали на глубине более ста метров только в стеклянных масках, закрывающих глаза и нос ныряльщика, без специальных костюмов и аппаратов. Воздух закачивали через шланг, водолаз вдыхал носом и, не разжимая губ, выдыхал в воду через рот. Ныряльщик мог находиться на большой глубине до 10 минут без вреда для себя. Подъем и спуск происходили без всяких замедлений, и благодаря особому дыханию кессонная болезнь не возникала. Когда японская экспедиция приступила к работам, предполагалось, что место погребения "Принца" найдено. Остатки корабля были завалены обвалившимся грунтом. Необходимо было расчистить фрагменты судна от многих тонн пород. Наступило 12 сентября 1927 года. Около 4 часов дня море было спокойным. Двух водолазов опустили на дно, но не прошло и десяти минут, как от них поступил сигнал о том, чтобы их подняли на поверхность. Водолазы объяснили, что на дне происходило что-то невообразимое: грунт колебался под ногами. Это было началом знаменитого крымского землетрясения, которое произошло ночью с 12 на 13 сентября. В час ночи был первый толчок. Но оказывается, еще за 10 часов до этого водолазы на дне почувствовали колебания, свернули работы и вернулись на берег. Землетрясение в Балаклаве было незначительным, но японцы посчитали его дурным знаком. Они отнеслись к нему как к предупреждению свыше. Последней мерой, принятой японской фирмой, была установка на месте поисков землесоса. Он отбрасывал песок, а камни и все, что попадалось, водолазы поднимали в мешках наверх. Но и это не дало результатов. Японская экспедиция свернула работы, дав заключение: "Золота на дне нет".
И целых 83 года "Принца" не искали. До 2010 года существовали три официальные версии, объясняющие неудачные поиски фрегата и его ценного груза:
1. Не там искали. Ошибка поисковых экспедиций в определении главных ориентиров идентификации "Принца". Архивные фотографии доказали, что кроме Prince, металлический корпус имели пароходы Jason, Houp, Resolute. По информации британских архивных фондов, Jason спустя восемь лет затонул в водах Индии. Но в бухте лежали еще Houp и Resolute.
2. Отсутствие на борту фрегата ценностей на момент его гибели. Архивные исследования доказали, что амуниция, продовольственные запасы и особенно финансовые средства доставлялись на места сражений в Крым, не напрямую из Великобритании, а из Стамбула, где в то время был штаб суперинтенданта британских экспедиционных сил. Вероятна версия, что ценный груз был снят с борта "Принца" в порту Стамбула, поэтому в Балаклаву была доставлена только амуниция. Отсутствие легендарных ценностей на затонувшем судне подтверждает тот факт, что наряду с целым списком государств, которые участвовали в поисках сокровищ, со стороны Великобритании не зафиксировано ни одной попытки получить лицензию на проведение подводных работ на собственном корабле.
3. Ценности были подняты англичанами еще в Крымскую войну. Специалисты японской водолазной фирмы "Синкай Когиоссио Лимитед" по завершении работ сделали официальное заявление о том, что судно, на котором они проводили работы, является фрегатом "Принц". Однако во время поисков им не удалось найти среднюю часть судна. На корме и носу корпуса были сильные повреждения, нанесенные уже после гибели корабля. Вывод "Синкай Когиоссио Лимитед": британские войска, которые оставались в Балаклаве еще на протяжении 8 месяцев после гибели судна, подняли ценный груз еще до окончания Крымской кампании.
В предполагаемом месте гибели " Принца" было обнаружено большое количество ядер, медицинского стекла, обувь, несколько пушек крупного калибра, а также большое количество тарелок. На двух из них во время зимней лабораторной обработки были обнаружены четко читаемые клейма, говорящие о судоходной компании, к которой принадлежал "Принц". В ту ноябрьскую ночь 1854 года на внешнем рейде Балаклавы находились два судна той судоходной компании - "Принц" и "Язон". Как известно, "Язон" сумел пережить этот шторм. Значит, эти две тарелки могли принадлежать только "Принцу". Так, через 156 лет, на карту было нанесено реальное место гибели "Черного принца".
23 марта прошлого года в киевском посольстве Великобритании состоялась официальная встреча руководства департамента подводного наследия с военным атташе посольства. Департамент нашей страны был официально информирован, что ценностей на борту Prince на момент его гибели не было. Главным свидетельством стала расписка полномочного представителя Великобритании в Турции, помощника главного индента Джона Уильяма Смита о том, что деньги были сняты с корабля в Константинополе. Это расписка хранится в банке Англии. Впервые за 156 лет Великобритания официально признала факт отсутствия на борту "Принца" каких-либо сокровищ. Так, достаточно скучно, закончилась эпопея поисков таинственных сокровищ Черного моря. Из реестра подводного наследия Украины исключен самый интересный клад, существовавший полтора века. Но, думаю, никакими открытиями не исключить эти сокровища из сердец и мечтаний романтиков.
К затяжной войне на Крымском полуострове англичане готовились основательно. Хотя высадка десанта состоялась только 14 сентября, еще в июле из Лондона к Черному морю вышел тяжело груженый транспорт «HMS Prince». Его просторные трюмы были набиты теплыми вещами. По сообщению «Illustrated London News» от 16 декабря 1854 года, среди грузов, принятых «Принцем», находились 36 700 пар шерстяных носков, 53 000 шерстяных рубах, 2500 постовых тулупов, 150 000 спальных мешков, 100 000 нательных шерстяных рубашек, 90 000 фланелевых кальсон, 40 000 меховых пальто и 120 000 пар сапог. До Крыма парусно-винтовой транспорт добрался только к ноябрю. Британские солдаты ждали его с нетерпением, и не только потому, что мерзли без фланелевых кальсон и шерстяных носков. «HMS Prince» вёз денежное довольствие для всего английского экспедиционного корпуса.
Транспорт благополучно доплыл до Балаклавы, а вот дальше дела пошли неважно. При попытке встать на рейд были утеряны два кормовых якоря. С трудом зацепились за дно последним оставшимся. Как выяснилось, ненадолго и ненадежно. 14 ноября 1854 года страшный ураган, пронесшийся над Крымским полуостровом, выбросил на скалы и потопил три десятка кораблей, в том числе «Принца». Из его экипажа в 150 человек выбрались на берег всего шестеро матросов. Не спаслись командир Бэйнтон и все офицеры. После гибели транспорта заметно увеличились потери от обморожений в английской армии, так и не получившей теплых вещей.
Балаклавская бухта, конец XIX века. (krimoved-library.ru)
Сразу после гибели «Принца» последовал шквал публикаций в европейской прессе о его затонувшем грузе. Рубахи и одеяла журналистов не интересовали. Они писали только о «значительном количестве серебряной монеты и 200 000 фунтов стерлингов золотом для уплаты жалованья английским войскам в Крыму». Со временем суммы, в которые оценивался драгоценный груз росли — 200 тысяч, 500 тысяч франков, 1 миллион фунтов стерлингов, 60 миллионов франков, миллионы рублей золотом. Но во всех публикациях утверждалось, что золото и серебро были надежно упакованы в бочки, и находятся на дне в полной сохранности. В 1860-х газетчики переименовали транспорт в «Черного Принца». Мрачный эпитет был добавлен явно для большей романтичности.
Почти сразу после заключения мира начались попытки найти затонувший корабль. Его искали на дне Балаклавской бухты немцы, американцы, итальянцы и норвежцы. Поиски были безуспешны. Тогдашнее примитивное оборудование не позволяло опускаться хоть сколько-нибудь глубоко. В 1875-м во Франции для поисков «Принца» создали солидное акционерное общество, которое закупило наисовременнейшие на тот момент скафандры. Но и они позволяли водолазам находиться на дне всего несколько минут. Тем не менее дно бухты было обследовано, и нашлись останки примерно десяти затонувших судов. Все они были деревянными. Металлического корпуса «Принца» среди них не было.
Крушение «Черного принца», картина Ивана Айвазовского. (wikipedia.org)
Русские поисковики подключились только в 1896 году, но изобретатель Пластунов тоже остался ни с чем. Удачливей оказались итальянцы. За несколько экспедиций в начале XX века они нашли остатки двух металлических кораблей, но не смогли опознать в них «Принца». Золота тоже не нашли. В конце концов, русское правительство, уставшее от прожектов по поиску сокровищ, запретило водолазные работы на Балаклавском рейде — они мешали маневрам военного флота.
О золоте «Принца» вспомнили большевики уже после Гражданской войны. В 1922 году ныряльщик-любитель случайно обнаружил на небольшой глубине несколько золотых монет. Сокровищем заинтересовалось ГПУ. Нашли и допросили очевидцев разразившегося 70 лет назад урагана. Дряхлые старики бурю вспоминали с трудом, а о каком-то «Принце» и не слыхивали. Тем не менее все они на допросах показали, где затонул английский транспорт, правда, все эти места оказались на значительном удалении друг от друга.
Тем временем морской инженер Владимир Языков заинтересовал поисками золота «Принца» самого главу ГПУ Генриха Ягоду. При органах безопасности была учреждена экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), во главе которой поставили Языкова. В сентябре 1923-го специально разработанный подводный аппарат стал обшаривать окрестности Балаклавской бухты. Годовые поиски ничего нового не дали. 17 октября 1924 года один из молодых ныряльщиков обнаружил на 17-метровой глубине остатки парового котла. Языков возликовал: по его концепции «Принц» был единственным кораблем на паровой тяге, затонувшим у берегов Крыма. Все силы ЭПРОНа бросили на место обнаружения котла, но ничего ценного не нашли.
Генрих Ягода. (yarwiki.ru)
К этому времени стоимость поисков превысила 100 тысяч рублей. Ягода нервничал. Через полпредство в Лондоне сделали запрос в английское Адмиралтейство с просьбой уточнить данные о гибели «Принца», но тамошние лорды отказались, сославшись на давность событий. Рискованную для Языкова ситуацию спасли японцы. Корпорация «Синкай Когиоссио лимитед» считалась одним из лидеров подводных работ. Она предложила советскому правительству крайне выгодные условия: все расходы японцы брали на себя, в ходе поисков обучали эпроновцев водолазным секретам, 60% найденных сокровищ обещали отдать СССР, а потом еще и подарить ЭПРОНу часть использовавшегося оборудования. С июня по ноябрь 1927 года японские водолазы перебирали останки найденного парохода. Улов оказался невелик. Среди найденных лошадиных костей, пуль и лопаток для пирожных оказались всего пять золотых монет. Скорее всего они выпали из карманов утонувших офицеров. Чтобы сохранить самурайскую честь, потерпевшие фиаско японцы заявили, что найденный ими пароход был «Принцем», но англичане, восемь месяцев после катастрофы остававшиеся в Балаклаве, наверняка сами подняли золото еще в 1855 году.
Кладоискатели всего мира приуныли, но тут кто-то пытливый залез в британские архивы и выяснил, что версия Языкова изначально строилась на ошибочном предположении. «Принц» был далеко не единственным металлическим транспортом, погибшим у крымского побережья. Всего их там затонуло около десятка, среди них «HMS Jason» — брат-близнец «Принца», построенный на той же верфи. Так как никаких фрагментов с названием корабля ни ЭПРОН, ни японцы не нашли, так и не известно, останки какого именно транспорта они тщательно перебирали.
В 1928 году поиски золота «Черного Принца» свернули. ЭПРОН переключили на более перспективные работы по подъему кораблей, затонувших во время Первой Мировой и Гражданской войн. Кстати, экономический эффект от этих работ намного превзошел предполагаемую стоимость затонувших британских сокровищ. Владимир Языков был расстрелян в 1937 году. Среди прочих стандартных для того времени обвинений в его деле фигурировали связь с разоблаченным врагом народа Ягодой, а также сотрудничество с английской и японской разведками.
Погружение ЭПРОНовцев. (neganews.ru)
В СССР появилась устраивающая всех и идеологически правильная версия: никакого золота на борту «Черного Принца» при его гибели 14 ноября 1854 года не было. Драгоценный груз сняли с транспорта еще в Константинополе, где находилась интендантская служба английского экспедиционного корпуса. Там коррумпированные военные чиновники золото и серебро списали на уже погибших под Севастополем британских солдат. А на самом деле разделили все 200 тысяч фунтов между собой. Единственным подтверждением этой версии был тот факт, что в поисках золота «Принца» у Балаклавы ныряли кто угодно, только не англичане. «Правильная» версия публиковалась на страницах научно-популярных журналов и даже вдалбливалась в головы юных слушателей радиопередачи «Клуб знаменитых капитанов».
Вновь о «Черном Принце» вспомнили только в 2010 году, когда появились сообщения, что группа археологов из Национальной академии наук Украины под руководством Сергея Воронова обнаружила «Черного Принца». Среди поднятых ими с найденного у балаклавских скал металлического корабля вещей оказались предметы из капитанского столового сервиза. На них стояло слово «Prince». Про золото ничего не сообщалось, зато подчеркивалось, что Воронов и его коллеги ищут зарубежных спонсоров для обследования большого участка дна в районе найденного корабля. Новой «золотой лихорадки» эта информация не вызвала, а спустя четыре года ситуация в Крыму и вокруг него сильно изменилась.
Тайну «Черного Принца» по-прежнему хранят волны Черного моря. Впрочем, есть ли в их глубине эта самая тайна, так никто достоверно и не знает.
Поиски сокровищ, которые затонули вместе с легендарным фрегатом в Балаклавской бухте, начались еще в XIX веке – и продолжаются до сих пор
Эта история за полтора века обросла множеством легенд и домыслов. А начиналось все прозаично. Шел 1854 год - разгар Крымской войны. Англичане подготовились к этой войне со всей свойственной им тщательностью. 14 сентября из Лондона в Крым вышел транспортный фрегат HMS Prince (корабль Ее Величества, вошедший в историю также как «Черный принц») он вез теплые вещи для солдат и офицеров. Заботливое английское правительство набило трюмы парусно-винтового судна шерстяными носками и рубахами, тулупами и спальными мешками, кальсонами и меховыми сапогами.
Но главное - «Принц» должен был доставить к берегам Балаклавы денежное довольствие для английских воинов. Судно прибыло к месту назначения спустя два месяца после отплытия - к середине ноября. Неожиданно налетел мощный ураган, потопивший у прибрежных скал три десятка кораблей. Не избежал этой участи и «Принц».
«На морской простор, роняя золотые сундуки...»
Участники английской военной экспедиции, с нетерпением ждавшие теплого обмундирования, восприняли весть о гибели «Принца» с ужасом: пришли настоящие холода, солдаты и офицеры страдали от обморожений.
Но шумиха в прессе поднялась даже не из-за теплых одеял и кальсон: журналисты вовсю трубили о том, что у крымских берегов затонули бочонки с золотыми и серебряными монетами. Сначала называлась сумма 200 000 фунтов стерлингов. Потом стали поговаривать о миллионе, затем сумма лежащих на дне сокровищ увеличилась до 60 миллионов, - видимо, сработала фантазия журналистов и обывателей.
Корабль вскоре стали называть «Черным принцем» - это звучало более романтично и намекало на незавидную судьбу полутора сотен утонувших моряков. В газетных сообщениях постоянно повторялись сведения о лежащих на дне Черного моря бочонках с несметными сокровищами.
После окончания Крымской войны в Балаклавскую бухту бросились кладоискатели. Они приезжали из Германии, Италии, Норвегии и даже Америки: всем хотелось отыскать клад, ведь, если судно разбилось о прибрежные скалы, значит, сокровища должны находиться, по логике, не так уж далеко от берега, на сравнительно небольшой глубине. Однако оборудование в 1860-1870-х годах было слишком примитивным: с его помощью невозможно было достичь дна.
Даже самые совершенные на тот момент скафандры - французские - давали водолазам возможность оставаться под водой не более нескольких минут. Все, что удалось найти, - остатки деревянных судов, а «Принц» имел металлический корпус.
Русские поисковики подключились позже всех - в 1896 году, но и им не удалось ничего обнаружить. Через некоторое время русское правительство запретило продолжать поисковые работы в Балаклавской бухте, мотивируя запрет тем, что водолазы мешают проводить морские маневры.
После Гражданской войны, в 20-х годах ХХ века, поиски продолжились.
![](https://i2.wp.com/s1.cdn.eg.ru/wp-content/uploads/2018/03/24557394001094712.jpg)
Шел 1923 год. Советская Россия жестоко страдала от голода. Чтобы спасти людей - а в то время погибали от голода целые деревни, хуже всего приходилось детям, - необходимы были продукты и деньги, много денег. Тогда-то и возникла вновь надежда на сокровища, затонувшие у берегов Балаклавы.
В ГПУ пришел судовой инженер, севастополец Владимир Языков . Он заявил, что изобрел способ, с помощью которого можно поднять золото и спасти страну. Немедленно была организована экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН).
Ее участникам было поручено искать не только золото «Черного принца» - в 1918 году у берегов Новороссийска были затоплены русские корабли, на эту меру моряки пошли ради того, чтобы не отдавать их в руки неприятеля. Сконструировали остроумный глубоководный аппарат, посредством которого надеялись обследовать дно.
Поиски, казалось, находились на верном пути - был найден металлический фрагмент корпуса. Решили, что это - часть «Принца», ведь, как были уверены эпроновцы, «Принц» был единственным металлическим кораблем среди множества деревянных. Но экспедицию ожидало разочарование - выяснилось, что из металла были изготовлены и корпуса других кораблей, так что найденный фрагмент мог принадлежать любому судну.
Впрочем, поговаривают, что гэпэушники все-таки стали обладателями сокровищ, только ход операции был строго засекречен, все бумаги касательно ЭПРОНа - уничтожены, а участники поисковых работ - разведены по разным проектам с таким расчетом, чтобы они больше никогда не пересекались друг с другом.
А может быть, англичане?
![](https://i1.wp.com/s1.cdn.eg.ru/wp-content/uploads/2018/03/39104556001094656.jpg)
Чтобы граждане выбросили из головы мечты разжиться затонувшими сокровищами, в Советском Союзе принялись настойчиво распространять версию о том, что золото и серебро «Принца» давно осело в карманах английской интендантской службы: мол, драгоценный груз разделили между собой чиновники-коррупционеры, и он попросту не дошел до Балаклавской бухты. Такое развитие событий преподносилось как единственно верное, об этом писали в научно-популярных журналах и рассказывали в радиопередачах.
В конце 1990-х была предпринята очередная экспедиция по поиску золотого запаса «Черного принца». Как рассказывал руководивший ею капитан 1 ранга Виктор Коржов , никакого золота обнаружить не удалось. Зато выяснилось, что у корабля была буквально вырезана середина. Это стало косвенным подтверждением версии, выдвинутой ранее японцами (они предприняли глобальную экспедицию в 1927 году): эпроновцы нашли бочонки с золотом – и, чтобы поднять их на поверхность, вырезали часть корабля. Деньги потратили на нужды Страны Советов. Но точных доказательств, что золото оказалось именно в руках у чекистов, так и не нашли.
Загадка бочонков с золотом до сих пор не разгадана. Возможно, никаких сокровищ на дне Балаклавской бухты давно нет, а может быть - никогда и не было, если верить версии с жуликоватыми английскими интендантами. Впрочем, некоторые любители до сих пор не оставляют попыток достать клад со дна морского.
13 ноября (27-по старому стилю) 1854 года британский парусно-винтовой фрегат "Принц", который вошел в историю как "Черный принц", и десять других кораблей англо-французской эскадры погибли во время шторма у Балаклавы в Крыму. Число жертв превысило 500 человек.
Это была самая ужасная морская катастрофа XIX века на Черном море. Шторм начался неожиданно и застал врасплох экипажи сотен торговых и военных судов. До наших дней об этом шторме сохранились легенды и предания, которые моряки передают из поколения в поколение. Самым удивительным из них стала история о сокровищах "Черного принца", которая до сих пор волнует воображение людей и не дает покоя многим.
Эта история началась в самый разгар войны Российской империи против Турции на защиту, которой, а также своих торговых интересов стали Англия и Франция. Английским и французским кораблям приходилось вести военные действия далеко от своих баз. Для дополнительной мотивации матросам и офицерам выплачивали жалованье на порядок выше, чем в мирное время, а в английской армии при этом платили золотом.
Того далекого ноября британское адмиралтейство отправляет в Крым конвой судов с боеприпасами, амуницией и продуктами. Корабли пришвартовались у берегов Балаклавы. В конвое был и фрегат "Принц" - именно таким было название этого судна с момента, когда его спустили на воду на реке Темзе в Блекуолле в 1853 году. Название "Черный принц" появилась уже после катастрофы благодаря журналистам.
До середины XIX века это был новейший тип английского парусно-винтового фрегата. Он мог идти как под парусами, так и на паровом двигателе. Основным его назначением было транспортировки грузов, медикаментов, зимней одежды, инженерного оборудования. Но в этот раз кроме обычного груза на его борту находилась еще и жалованье всей английской армии, воевавшей тогда против России в Крыму.
27 ноября (13 ноября по новому стилю) 1854 года над Крымом разразилась сильная буря. Скорость ветра достигала 37 метров в секунду. Командующий союзным флотом приказал всем кораблям сняться с якорей и выйти в море.
Однако это не помогло. Судна, потеряли якорь, начало сносить на скалы. Подброшенные волнами на десятиметровую высоту корабли разбивались о каменные выступы.
Меньше чем за один час на рейде Балаклавской бухты англичане, турки и французы потеряли одиннадцать кораблей.
Это была самая ужасная катастрофа союзнических войск за всю Крымскую кампанию.
"Черный Принц" после столкновения со скалами раскололся и затонул в течение 10 минут.
Мичман и семеро матросов бросились в бушующее море и чудом остаются живыми. Только им с 150 человек, что были на "Принце" удалось спастись.
После гибели "Принца" молниеносно распространяются слухи, что на его борту находилось золото.
По некоторым подсчетам его стоимость равнялась сумме около 500 тысяч фунтов стерлингов. Кроме того это судно по одним данным привезло несколько миллионов фунтов стерлингов, по другим несколько десятков миллионов. Предполагалось, что огромное количество слитков и монет в бочках находилось в отдельных помещениях фрегата.
Народ бросился на поиски. В мире известно о 15 крупных иностранных экспедиций, но они были безрезультатными. Поисками сокровищ "Черного принца" занимались искатели США, Норвегии, Франции, Германии и Испании. Все кроме англичан. Это и удивляет, ведь это британский корабль. И англичане могут хранить секреты.
Мало помалу все затихло. Понемногу правительство царской России стало отказывать и своим и иностранным золотодобытчикам, формально ссылаясь на то, что работы близ бухты ограничивают деятельность Черноморской эскадры в районе Севастополя. Вскоре Первая мировая война прекратила ажиотаж вокруг "Черного принца". Однако, не надолго.
1922 год. В начале июня ныряльщик из Балаклавы находит на дне у входа в бухту несколько золотых монет. О эту новость из крымских газет узнает Владимир Языков (инженер, искатель сокровищ), который на то время уже исследовал большое количество материалов по истории кораблекрушений. Один из таких об’объектов, который заинтересовал его, был как раз "Черный принц". Многим ведомствам Языков предлагал поднять это судно, но Российская империя тогда была ослаблена русско-турецкой войной, и Столыпин запретил работы в этой области.
В январе 1923 Языков записывается на прием к заместителю председателя Реввоенсовета СССР Склянського и до военно-морского комиссара В’вячеслава Зофа. Инженер рассказывает им о гибели корабля под Балаклавой с названием "Принц", трюмы которого набиты золотом. По данным Языкова корабль должен лежать на дне перед самым входом в бухту. Чиновники считают рассказ инженера буйной фантазией.
Тогда Языков отправляется на прием к Дзержинскому, который в то время возглавлял не только Чрезвычайную комиссию, но и ряд ведомств, зв’связанных с народным хозяйством.
Дзержинский немедленно принял решение и отдал распоряжение создать специальную экспедицию подводных работ особого назначения, которая в дальнейшем получила название ЭПРОН. Группа была отправлена в Крым.
Что же было необычного в папке Языкова, что заставило Дзержинского отнестись к ее содержимого более чем серьезно? Возможно это какие-то оригинальные документы и хронология событий, с учетом которых и была построена аргументация Языкова. Как не странно, и идея инженера Языкова найти затонувший английский фрегат и поднять золото показалась чекистам очень интересной.
Поиски "Черного принца" начались 9 сентября 1923 года. На рейде Балаклавы работали военные тральщики, также были привлечены баржа "Біліндер" с лебедкой и буксирный катер. Дно было обследовано металлоискателями. С помощью гидроплана и аэростата проводилась детальная фотосъемка грунта.
Товарищ Языкова - инженер Даниленко, создал уникальный глубоководный аппарат.
Он был обеспечен манипуляторного прожектором, телефоном и аварийной системой подъема.
Подводный аппарат позволял прощупать весь внешний рейд Балаклавский бухты.
В те годы все технологические возможности подводных поисков были у японцев, но те погружались на глубину только до 80 метров.
Устройство Даниленко сильно увеличивал шансы советских водолазов.
При первом же погружении они достигли глубины 95 м, а затем и 123 метра.
Сами не зная, советские подводники установили тогда мировой рекорд погружения.
Участникам исследования казалось, что найти "Черный принц" будет не трудно, ведь он был единственным железным судном погибшим в том урагане.
Однако поиски продолжались больше года.
После смерти Дзержинского исследования продолжались полтора года.
Известно, что только в 1926 году удалось достать из глубин часть обшивки корабля, на котором была надпись «... ck Prince».
Но ЭПРОН, все же "не зря ел свой хлеб" - со дна бухты были подняты сокровища, которые находились на других затонувших британских кораблях, но золота с "Черного принца" не нашли.
Над сотрудниками ЭПРОН нависла реальная угроза уничтожения, поскольку ОГПУ считало, что за пять лет поиска были безвозвратно потрачены народные деньги.
Но помощь пришла неожиданно. В 1928 году японская фирма «Shinkai Kogioesio Limited» изъявила желание искать "Черный принц". За огромные деньги (70000 руб.) Японская фирма купила лицензию на поиски британского судна. Эта оплата с лихвой покрыла пятилетние расходы ЭПРОН.
Японские кладоискатели владели лучшим в те времена оборудованием и технологиями суднопидйому. Советским специалистам было очень интересно наблюдать за работой судоподъемного и водолазной техники.
Через несколько месяцев после начала работ, японская компания находит металлический корабль, а рядом с ним английский золотой соверен чеканки 1821 года. Считалось, что именно такие деньги были на борту "Черного принца". Вдохновленные успехом, японские специалисты удвоили свои усилия, но удалось найти только еще семь монет. Так что, японский подводный экспедицию по поиску легендарного британского корабля можно считать неудачной.
В то же время, вполне вероятно, что до 1927 года ЭПРОН и ОГПУ уже имели настоящее местонахождение "Принца" и, скорее всего, подводная разведка подтвердила наличие там золота. Но поднять его по техническим причинам не могли, не было необходимого оборудования. Возможно, что японцам чекисты подсунули обломки другого парохода, а когда уникальная техника для водолазных работ осталась в Балаклаве, ЭПРОН воспользовался ею по прямому назначению и в обстановке строжайшей секретности подняли золото.
Что же стало с людьми, искали золото для диктатуры пролетариата?
Также интересно, что Англия чем-то даже не делала попыток получить лицензию на право работ для извлечения погибшего корабля флота его величества.
Есть предположение, что бочки с золотом были перегружены в Истамбульскому порта на какой-то другой корабль, и после этого "Принц" ушел в Балаклаву.Какие же выводы этой истории: рукописи нет, живых свидетелей нет, архивных документов нету.
Тайну "Принца" и его несметных сокровищ, скрытых в трюмах, можно считать неразгаданной.Видимо, поэтому в любой сезон в прибрежных водах, если смотреть на море с горы Кастрон, можно насчитать с десяток лодок и катеров, из которых ныряют водолазы и погружаются в темно-синюю глубину.
В 1854 году произошла самая ужасная морская катастрофа XIX века на Черном море. Шторм начался неожиданно и застал врасплох экипажи сотен торговых и военных судов. До наших дней об этом шторме сохранились легенды и придания, которые передают моряки из поколения в поколение. Самой удивительной из них стала история о сокровищах «Черного принца ».
Эта история началась в самый разгар войны Российской империи против Турции на защиту, которой, а также своих торговых интересов немедленно стали Англия и Франция. В 1854 году англо-французские союзники вторглись в Крым, и началась печально известная Крымская война. На протяжении трех лет героически сопротивляющиеся войска Российской империи шаг за шагом отступали под знаком технически более подготовленного и прекрасно вооруженного противника. Но и союзникам эта война приносила ни одни победы. Английским и французским кораблям приходилось вести военные действия далеко от своих баз. Для дополнительной мотивации матросам и офицерам выплачивали жалование на порядок выше, чем в мирное время, а в английской армии при этом платили золотом. Все грузы в действующую армию доставлялись исключительно морским путем через Средиземное, Мраморное, а затем Черное море. Именно по этому маршруту вез свой мирный груз только что спущенный на воду в 1853 году с английских верфей и зафрахтован британским правительством корабль «HMS Prince ».
До середины XIX века это был новейший тип английского парусно-винтового фрегата . Он мог идти, как под парусами, так и на паровом двигателе. Основным его предназначением было транспортировка грузов, медикаментов, зимней одежды, инженерного оборудования. Но на этот раз помимо обычного груза на его борту находилось еще и жалование всей английской армии воевавшей тогда против России в Крыму.
В тот страшный день 27 ноября 1854 года на Черном море разразился беспощадный шторм. Меньше чем за один час на рейде Балаклавской бухты погибло 27 кораблей флота Его Величества. Это была самая ужасная катастрофа союзнических войск за всю Крымскую кампанию. Суда, потерявшие якоря стало сносить на скалы. Подброшенные волнами на десятиметровую высоту корабли разбивались о каменные выступы.
«Черный Принц » после столкновения со скалами раскололся и затонул в течение 10 минут. Только шести морякам из 150 человек удалось спастись.
Последствия бури сказались на всей военной кампании союзников в Крыму. На некоторое время военные действия против Российской империи практически остановились. Потери британского флота были ужасающими.
Комендант Балаклавского порта доложил о потерях командующему английским флотом адмиралу Лайенсу, но докладывал он не о 27 погибших кораблях, многие из которых были гордостью английского флота, а почему-то только об одном «Черном принце ». На всех совещаниях обсуждалась только потеря этого гражданского судна.
По некоторым подсчетам золото, находившееся на борту английского парохода «Черный принц», равнялось сумме около 500 тысяч фунтов стерлингов. Народ ринулся на поиски. В мире известно о 15 крупных иностранных экспедициях, но они были безрезультатными. Поисками сокровищ «Черного принца» занимались кладоискатели США, Норвегии, Франции, Германии и Испании. Все кроме англичан. Это и удивляет, ведь это британский корабль. Но все же англичане могут хранить секреты. Мало помалу все поутихло.
Спустя 70 лет золото из трюмов фрегата «Черный принц » так и не было найдено. В 1923 году в советской России голод. Гибнут дети и вымирают целые деревни. Чтобы спасти людей нужно было продовольствие и деньги, много денег и Феликс Эдмундович Дзержинский известный своей любовью к детям искал любые возможности выйти из сложившейся ситуации. Однажды у него в приемной появился некий судовой инженер из Севастополя, который сообщил ему, что знает, где затонул легендарный английский фрегат «Черный принц ». К тому же его товарищ сконструировал специальный глубоководный аппарат, с помощью которого можно найти и поднять сокровища. Дзержинский незамедлительно принял решение и отдал распоряжение создать специальную экспедицию подводных работ особого назначения в последствии получившее название ЭПРОН. Группа была отправлена в Крым.
инженер Даниленко
ЭПРОН
ЭПРОН это предтечие морского спецназа. Начав свою работу с Черного моря, в будущем подразделение стало работать по всему миру как секретная военная организация СССР. Дзержинский поручил создание особому отделу ОГПУ под руководством Генриха Эгоды. Техническим руководителем проекта был назначен инженер Языков, а руководителем от ОГПУ - Лев Николаевич Захаров-Мейер - начальник внутренней службы безопасности Ф. Э. Дзержинского. Все действия участников проекта были строго засекречены. О конечной цели работ знали только несколько человек верхушки ОГПУ, все остальные работали «вслепую», чтобы не собрать алчущих.
Поиски «Черного принца » начались 9 сентября 1923 года. На рейде Балаклавы работали военные тральщики, также были привлечены баржа «Билиндер » с лебедкой и буксирный катер. Дно было обследовано металлоискателями. С помощью гидроплана и аэростата проводилась детальная фотосъемка грунта.
Товарищ Языкова инженер Даниленко создал уникальный глубоководный аппарат. Он был снабжен манипулятором прожектором, телефоном и аварийной системой подъема. Подводный аппарат позволял прощупать весь внешний рейд Балаклавский бухты. В те годы самые передовые технологии подводных поисков были у японцев, но те погружались на глубину только до 80 метров. Снаряд Даниленко сильно увеличивал шансы советских водолазов. При первом же погружении они достигли глубины 95 м, а потом и 123 метра. Сами не зная, советские подводники установили мировой рекорд погружения.
Участникам исследования казалось, что найти «Черный принц » будет не трудно, ведь он был единственным железным судном погибшим в том урагане. Однако поиски продлились больше года. После смерти Дзержинского исследования продолжались еще полтора года. ЭПРОН не сдавался.
И наконец, успех. На одном из поднятых фрагментов тикового дерева была обнаружена надпись «…ck Prince». В 1926 году из этого куска эпроновцы сделали столик и подарили Менжинскому - председателю ОГПУ. Говорят, что даже сейчас он находится в одном из закрытых музеев ФСБ, но эта история просто легенда, мистификация. Дело в том, что надпись на борту корабля могла быть только одной «Prince », но никак ни «Black Prince ». Настоящее название корабля было «Prince». Эпитет "черный" навсегда прикрепился к судну с легкой руки газетчиков и кладоискателей, вероятнее всего из-за характерного цвета корпуса судна.
ЭПРОН не ограничивался поисками только золота. Со дна бухты были подняты и другие сокровища принадлежащие другим британским судам. Но золото найдено не было. Преемники ОГПУ пришли в ярость, ведь были потрачены народные деньги, а результата нет. Пять лет поисков и никаких следов клада. В организации стали понимать, что экспедиции грозит полный провал, как вдруг в 1928 году в дело вмешалась крупнейшая японская водолазная компания «Shinkai Kogioesio Limited ». Фирма неожиданно изъявила желание тоже поискать «Черный принц » и его клад. Район и разрешенное время поиска строго оговаривалось. Разрешение вскоре было выдано за большие деньги и японцы немедленно приступили к подводным работам.
японские кладоискатели
В начале 1920-х годов именно у японцев было лучшее оборудование и технологии судоподъема (легендарный был поднять сразу после гибели) - сказался опыт русско-японской войны. Перед началом работ они были просто уверенны, что русские либо не имели для поисков всех необходимых технических средств, либо что-то упустили. Сделка была выгодна для ОГПУ - за лицензию японцы заплатили 70000 рублей. Это покрывало расхода на работы ЭПРОН. Кроме того у советских специалистов появилась возможность наблюдать за водолазной и судоподъемной технологией японцев. Японская компания начала свои поиски в апреле 1928 года и буквально через несколько месяцев находят металлический корабль, а рядом золотой английский соверен 1821 года чеканки. Именно такие были на борту «Черного принца ». С удвоенными усилиями они продолжают поиски, не пропуская ни одного квадратного сантиметра дна. В итоге было поднято всего семь золотых монет, четыре из которых были отданы ОГПУ, а три забрали себе. Сразу после поисков глава корпорации официально заявил, что найденный им корабль действительно «Черный принц », но не привели, ни одного доказательства этому. Монеты могли быть на любом судне, которые затонули в тот злополучный день. Японцы оставили лишь точные координаты своей находки.
После окончания работ ЭПРОН в Балаклаве участников экспедиции развели по разным проектам, чтобы они больше никогда не встречались. Об операции забыли.
Может потому что водолазы ОГПУ нашли золото. На этот счет говорит еще одно косвенное доказательство. В 1936 году вышла повесть «Черный принц », когда вся история поисков ЭПРОНа была под строжайшим секретом. В книге указаны точные даты, фамилии и некоторые детали. Кто же оказался тем смельчаком, который решился поднять завесу скрытого клада.
Автором сенсационной статьи был Михаил Зощенко. В ней нет шуток, скетчей и знаменитого сарказма. Писатель ведет себя не как сатирик, а как дотошный следователь. И он действительно работал с секретными материалами. Перед ним были распахнуты все двери. Не многие знают, что до того как стать писателем Зощенко работал следователем по особым делам. Можно предположить, что классик работал по заказу разведки, ведь их игры неисповедимы.
Английские оставались еще в Крыму около двух лет, сколько и шло парламентское расследование. За это время злополучное золото «Черного принца », вокруг которого уже полтора века продолжают раскручиваться немыслимые догадки и удивительные события возможно, и было поднято у побережья, ведь ветер сорвал с якорей корабли и гнал их на скалы.
Англичанам не нужно было погружаться под воду, достаточно было поднять груз парохода у самого берега на небольшой глубине. Вот и молчат англичане второе столетие подряд.
Точка в этой истории будет поставлена тогда, когда будут рассекречены британские архивы XIX века. Одно известно наверняка задания ЭПРОН не закончились провалом. Поиски стали замечательной школой подводникам и спасателям, и эта операция стала первой в череде строго секретных миссий одной из наиболее загадочных организаций Советского Союза.
И только сравнительно недавно 15 марта 2010 года украинские морские археологи под руководством Сергея Воронова при содействии Академии Наук Украины обнаружили остатки легендарного фрегата «Принц » (известного как «Черный принц »), затонувшего близ Балаклавы во время Крымской войны. Со дна моря были подняты фрагменты предметов из капитанского сервиза, где была обнаружена эмблема компании-судовладельца, которой принадлежало судно. Также были найдены пушечные ядра и остатки медицинского оборудования.
Технические характеристики парусного-винтового фрегата «HMS Prince»:
Водоизмещение - 3000 тонн;
Экипаж - 150 человек;