Кот принес на лапах первый снег. Конспект НОД детей средней группы «Заучивание стихотворения Я
Наталья Манакова
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Художественное творчество» .
Цель: вызвать интерес и любовь к художественной литературе.
Задачи:
Образовательные: учить детей запоминать стихотворения, опираясь на картинки. Учить передавать в рисунке характерные признаки зимы.
Развивающие: развивать память детей, воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитательные: воспитывать интерес к литературе, эстетические чувства.
Речевые: совершенствовать отчетливое произношение, обогащать словарь детей: мостовая, прикорнуть, салазки.
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Материалы и оборудование: картинки по содержанию стихотворения, иллюстрации на тему «Зима» , листы бумаги с заранее нарисованным пейзажем (на каждого ребенка, белая гуашь, кисти, ватные палочки.
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание картинок, загадка, чтение стихотворения «Первый снег» , игра «Найди и исправь ошибки» , физкультминутка «Зимняя прогулка» , рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники (с опорой на картинки, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.
Ход НОД
Воспитатель: Сегодня мы будем учить очень красивое стихотворение, но о чем оно, вы узнаете, только отгадав загадку.
Загадка:
На землю упало
Пуховое одеяло
Лето пришло-
Одеяло сошло.
(снег)
Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали загадку. Снег и правда, как теплое одеяло, согревает землю от мороза. Под снегом зимует и травка и корни деревьев.
Послушайте, какое стихотворение написал Яков Лазаревич Аким, оно называется «Первый снег» . (Воспитатель читает стихотворение детям).
Очень красивое стихотворение, понравилось оно вам?
(Дети отвечают).
Воспитатель: Сегодня мы будем его учить, но сначала поиграем в игру «Найди и исправь ошибки» .
Игра:
Зима - самое жаркое время года…
Зимой цветут цветы и деревья…
Зимой солнце светит ярко и греет жарко…
Зимой в лесу много грибов и ягод…
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, нашли все ошибки. А теперь немного отдохнем, прогуляемся по зимним дорожкам.
Физкультминутка .
С неба падают снежинки
Как на сказочной картинке
Будем их ловить руками
И покажем дома маме
(поднять руки вверх и выполнять хватательные движения)
А вокруг лежат сугробы
Снегом замело дороги
(потянуться, руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы
Поднимаем выше ноги
(ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Вот зайчишка в поле скачет
Словно мягкий, белый мячик
(прыжки на месте)
Ну а мы идем, идем
И к себе приходим в дом
(ходьба на месте, сели)
Воспитатель: Для того, чтобы вам легче было запомнить стихотворение, я приготовила картинки – помощницы. (воспитатель читает произведение и показывает детям подходящую по смыслу картинку.)
Стихотворение :
Утром кот принес на лапах
Первый снег, первый снег
Он имеет вкус и запах
Первый снег, первый снег
Он кружится, лёгкий, новый
У ребят над головой
Он успел платок пуховый
Расстелить по мостовой
Он белеет вдоль забора,
Прикорнул на фонаре
Значит скоро, очень скоро
Полетят салазки с горок
Значит, можно будет снова
Строить крепость во дворе
Воспитатель: А теперь мы с вами еще раз прочтем стихотворение с помощью картинок-подсказок.
(дети самостоятельно рассказывают стихотворение с опорой на картинки)
В заключительной части занятия воспитатель предлагает детям дорисовать зимний пейзаж (на заранее подготовленной композиции).
Дети рисуют зимнюю картинку (снегопад, снег на деревьях и крышах и т. д.)
В итоге организуется выставка детских работ, где дети, рассматривая рисунки, совместно с воспитателем читают стихотворение.
Результаты продуктивной деятельности (Выставка работ):
Публикации по теме:
Конспект занятия по составлению детьми средней группы связного рассказа об осени с использованием элементов мнемотехники Задачи: 1. Связная речь: упражнять детей в составлении рассказа о данном времени года, произвольно строить предложения разной грамматической.
Всем известно выражение: «Зима пришла неожиданно». У всех разные причины так говорить, но очень часто эти слова имеют самый прямой смысл.
Конспект интегрированной НОД «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель» Программное содержание. Формировать умение внимательно слушать стихотворение, запоминать и выразительно читать его, приобщить детей к поэтическому.
Конспект НОД для детей второй младшей группы «Заучивание стихотворения Д. Хармса «Кораблик» по картинкам» Цель: создание условий для запоминания и воспроизведения стихотворения, при помощи приёма мнемотехники. Задачи: Помочь детям с помощью.
Конспект НОД в старшей группе «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием мнемотаблиц» Цель: 1) сформировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц. 2) сформировать умение детей эмоционально воспринимать стихотворение;.
Конспект НОД по развитию песенного творчества для детей 4–5 лет «Первый снег» Цель: Развитие песенного творчества детей младшего дошкольного возраста Программные задачи: 1. Углубить понятие темы знакомством с новой.
Яков Аким
Первый снег
Утром кот
Принёс на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Лёгкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,
Он белеет
Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре -
Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!
- Прочитай стихотворение. Выпиши из него слова, которые помогают представить снег.
Он имеет вкус и запах, кружится, лёгкий, новый, расстелил платок пуховый, белеет, прикорнул на фонаре.
- Придумай свои слова.
Стало вдруг кругом светлее, ранний, нежный, чистый, мокрый, будто лебяжий пух, нежданный, на землю плавно ложится, зовёт на улицу, белый-белый, стелет шаль, осторожный, робкий, запорошил дороги.
- Запиши текст-описание "Первый снег".
Первый снег
Зимой природа засыпает безмятежным сном. Деревья без листьев выглядят угрюмо. Но когда выпадает первый снег, наступает самое сказочное и волшебное время года. Деревья одеваются в снежную шубу, кусты сверкают серебристым инеем. На снегу появляются цепочки-узоры звериных следов. Прекрасен зимний лес, убранный снежной бахромой!
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Я. Аким «Утром кот…», Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою»
Задачи:
Образовательная
Продолжить знакомить учащихся с произведениями о зиме русских поэтов Я. Аким « Утром кот…», Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою»
Развивающая
Развивать мышление, память, речь, творческое воображение, познавательный интерес
Воспитательная
Воспитывать любовь к поэтическому слову, эстетический вкус, любовь к природе.
Оборудование для учителя:
Учебник «Литературное чтение», презентация, портреты поэтов, кроссворд, аудиозапись (муз. Чайковского «Времена года»)
Оборудование для учащихся:
Учебник «Литературное чтение», тетрадь.
Ход урока:
1.Орг. момент:
У. Здравствуйте, ребята!
Тихонько сядет первый ряд
Тихонько сядет второй ряд
Тихонько сядет третий ряд.
У. Меня зовут Снежана Михайловна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
2. Минутка чтения:
3. Работа со скороговоркой:
Скороговорка
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела
Белой даже не была.
У. Читаем скороговорку про себя.
У. Читаем скороговорку хором.
У. Кто прочитает вслух скороговорку?
4. Проверка домашнего задания:
У. Какое д/з вам было на дом?
У. Кто мне прочтёт первое стихотворение?
У. Кто прочтёт выразительно второе стихотворение?
5. Изучение нового материала:
У. Какое время года сейчас?
О. Зима
У. С какими признаками у вас ассоциируется это время года?
О. Снег, уже холодно, мороз, всё замерзает….
У. С какими чувствами вы воспринимаете первый снег?
У. Какой раздел вы изучаете?
О. Люблю природу русскую (зима)
У. С какими поэтами вы уже познакомились?
О. И. Бунин «Первый снег», К. Бальмонт «Светло- пушистая снежинка белая…».
У. Сегодня мы продолжим знакомиться с авторами новых стихотворений о первом снеге.
Загадки:
У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдёт-гвоздь упадёт.
(Сосулька)
С неба падают зимою и кружатся над землёю. Легкие пушинки, белые…
(Снежинки)
Не колючий, светло-синий, по кустам развешан…
(Иней)
Нет колёс у меня. Я крылата и легка. Громче всех постовых я свищу без свистка. На лете, на лету, на лету, весь город я замету…
(Вьюга)
У. Составьте слово из выделенных букв. Какое слово получилось?
О. Снег.
У. Вы правильно угадали. Мы продолжим читать произведения о первом снеге.
У. Первый снег… какой он? Вспомните прочитанные вами произведения и подберите прилагательны к слову «снег».
О. Снег-пушистый, белый, лёгкий, искрящий…
У. Мы вернёмся к описанию снега позже. А в этом нам поможет стихотворение Якова Акима « Утром кот принёс на лапах..»
У. Откройте учебник на стр. 192
У. Яков Аким родился 15.12. 1923г. в городе Галич. Школьником, Яков Аким увлекался литературой, музыкой…. Первое стихотворение написал, учась во 2 классе. Сочинять стихи стал после войны, когда родилась дочка. Ей посвящено стих-ние « Первый снег».
У. Вы закроете глазки, а я вам прочитаю это стих-ние., а вы постараетесь представить картины, которые изобразил автор.
У. Какие картины природы вы представили себе?
У. Каким настроением проникнуто это стихотворение?
У. Какое настроение у вас?
Словарная работа
У. Прочтите это стих-ние про себя. Какие слова вам не понятны?
О. Прикорнул
У. Прикорнул- прислонился, залёг.
У. Кто прочитает стих-ние полностью?
У. Снег ведёт себя как живое существо. Докажите это.
6. Физминутка
7. Продолжение знакомства с новой темой:
У. А сейчас мы познакомимся ещё с одним стих-нием Ф. Тютчева « Чародейкою зимою…»
Это стихотворение о зимнем лесе.
У. Откройте учебник на стр. 194.
У. Ф. И. Тютчев родился в 1803г. Он был богато одарённым ребёнком с раннего детства. Первое стих-ние он опубликовал в 14 лет. У Тютчева много стих-ний о природе. Одно из лучших стих-ний представлено вашему вниманию. Послушайте, как поэт описывает зимний лес.
У. Я читаю, а вы закрываете глазки и представляете услышанное.
У. Какую картину вы представили себе?
У. Захотелось ли вам попасть в этот лес?
У. Почему?
О. Он таинственный и даже сказочный.
У.К то его сделал таким?
О. Зима.
У. Что вас впечатлило?
У. Прочтите это стих-ние про себя.
У. Какие слова вам непонятны?
Словарная работа:
Чародейка- волшебница, колдунья;
Мещут- метают, бросают, кидают.
У. Кто прочтёт стихотворение?
У. Почему зима названа чародейкою?
У. Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?
8. Итог урока:
У. С какими стихотворениями мы познакомились сегодня?
У. Чем похожи эти стих-ния?
9. Рефлексия:
У. У вас на столах лежат солнышки и тучки. Если урок понравился- поднимите солнышко, если нет- тучку.
10. Домашнее задание: