Конспект занятия круг для умственно отсталых детей. Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему "квадрат"
Конспект занятия для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Предмет: Коррекционно-развивающее занятие
Класс: 1 дополнительный
Тема: Квадрат
Задачи:
Познакомить с геометрической фигурой – квадрат. Закрепить понятия «большой – маленький», основные цвета, треугольник, круг.
Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику через выполнение заданий.
Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: набор геометрических фигур, геометрические фигуры из картона, мультимедийное образовательное оборудование EduPlay .
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с новой геометрической фигурой. Но сначала вспомним, с какими фигурами вы уже знакомы.
Ребята, посмотрите, что у меня в коробочке. Найдите фигуры, которые вы знаете.
Что это? Какого цвета? Большая или маленькая фигура? Ребята достают круги и треугольники, называют их, цвет, величину.
Основная часть
Знакомство с квадратом
В коробке остаются квадраты. Педагог показывает большой квадрат.
Это фигура называется квадрат.
Давайте сосчитаем сколько углов. (Четыре)
А сколько сторон? (Четыре)
А теперь внимательно посмотрите на стороны квадрата. Какие они? Одинаковые.
Хорошо!
Задание «На что похож квадрат»
Посмотрите на предметы, которые лежат у вас на столе. Какие предметы похожи на квадрат? На столе лежат предметы разной формы, ребята показывают предметы похожие на квадрат и называют их.
Молодцы!
Конструирование «Домик»
Давайте построим из наших фигур домик. Какие фигуры нам нужны? А нужен ли нам квадрат? Нужен.
Найдите большой квадрат и большой треугольник. Построим дом.
Из каких фигур мы построили дом? (Квадрат и треугольник)
Хорошо получилось!
Гимнастика для глаз
На стене висят различных цветов и размеров квадраты, круги и треугольники.
Найдите глазками в кабинете желтый круг. Подойди и покажи его. Молодец! Далее аналогично с другими фигурами.
Работа с мультимедийной образовательной системой EduPlay
А сейчас мы повторим изученную фигуру.
Мы с вами поработаем за компьютером.
Программа «Геометрические фигуры», педагог настраивает задания в зависимости от уровня сложности задания, возраста и возможностей группы детей. Выбирает изученную фигуру в задание, подбирает цвета, в которые будет окрашена изученная фигура, подбирает фигуры, которые будут использоваться в качестве ложных, а также их цвет, сложность задания.
Посмотрите на экран. Какая фигура изображена вверху? (Квадрат) Какого она цвета? (Красный)
Выберите внизу такую же фигуру и такого же цвета. Далее аналогично.
Молодцы!
Заключительная часть
Наше занятие подошло к концу. Садитесь за парты на свои места.
С какой фигурой мы познакомились сегодня?
На какие предметы похож квадрат?
Сколько углов у квадрата? Сколько сторон у квадрата?
Хорошо!
Занятие окончено!
Елена Владимировна Фадеева
Конспект коррекционно-развивающего занятия с умственно отсталыми детьми младшего дошкольного возраста «Дорожка к дому»
Государственное казенное учреждение города Москвы
Детский дом – интернат «Южное Бутово»
Департамента социальной защиты населения города Москвы
Конспект коррекционно-развивающего занятия по конструированию
с умственно отсталыми детьми младшего дошкольного возраста
«Дорожка к дому »
Подготовила воспитатель :
Фадеева Елена Владимировна
Москва 2013
Задачи :
Образовательные :
Учить детей создавать простейшую конструкцию по показу воспитателя, точно соединяя конструктивные детали ;
Учить находить красный цвет среди других цветов способом «такой – не такой» .
Коррекционно-развивающие :
- корригировать эмоционально-волевую сферу, мыслительную деятельность, внимание, память, мелкую мускулатуру рук;
Развивать конструкторские навыки , понимание речи.
Воспитательные :
воспитывать дружеские отношения и чувство взаимопомощи.
Возрастная направленность занятия :
младший дошкольный возраст .
Наглядно-дидактический материал :
мягкая игрушка кошечка, грузовая машинка, макет домика, кирпичики красного, зеленого, синего цветов, музыкальная книжка.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на занятии .
Игровая мотивация.
Посмотрите, кто едет на машине?
Воспитатель катит грузовичок с игрушкой в кузове. Раздается «Мяу» .
Воспитатель : Это - кошечка, она едет домой (показывает на макет домика) .
Дети, давайте пригласим кошечку поиграть с нами.
Дети : Да.
Воспитатель : Посмотрите, какая кошечка стала веселой, она очень хочет играть.
Коррекционно-развивающий блок .
Игровое упражнение «Играем с кошечкой» .
Воспитатель рассказывает стихотворение, сопровождая его движениями в соответствии с текстом, а дети повторяют.
Упражнение для правой руки.
Вот кулак, а вот ладошка ,
На ладошку села кошка .
«ходим» пальчиками по ладошке
И пошла, пошла, пошла,
гладим кончики пальцев
До мизинчика дошла.
растираем мизинчик
Упражнение для левой руки.
Вот раскрытая ладошка ,
сжимаем кисть в кулачок, затем разжимаем
Ой! Смотри другая кошка!
гладим раскрытую ладошку
Быстро, быстро побежала,
гладим кончики пальцев
До мизинца добежала.
растираем мизинчик
Упражнение для правой и левой руки.
А теперь поймаем кошку,
активно сжимаем, разжимаем кисти рук
Хлопнем мы с тобой в ладошки .
хлопаем в ладоши
Игровая мотивация.
Воспитатель : Дети, кошечка стала грустной, потому что ей нужно ехать домой! А еще кошечка мне сказала на ушко, что дорожка к ее домику кривая , одни ямки по пути, которые нужно объезжать. А, давайте дружно построим хорошую, ровную дорожку !
Дети : Да.
Воспитатель : Наша кошечка снова стала веселой.
Продолжение коррекционно-развивающего блока .
Воспитатель показывает образец постройки дорожки из красных кирпичиков. Дети самостоятельно или с помощью воспитателя выбирают детали красного цвета и приставляют кирпичик к кирпичику – строят дорогу к домику под музыку .
Рефлексия.
Воспитатель : (от имени кошечки)
Спасибо, ребята! Я хорошо доеду домой по вашей ровной дорожке .
До свидания!
Список литературы :
1. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2. Лиштван З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. – М., 1991.
3. Ремезова Л. А. Учимся конструировать . //Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. – М.: Школьная пресса, 2005.
Анастасия Альмакова
Конспект комплексного занятия у детей с умственной отсталостью I года обучения
Тема : «Овощи»
Цель : учить детей различать и правильно называть овощи.
Задачи :
Коррекционно – образовательные : расширять знания детей об овощах ; формировать представления о количестве (один, много) ; знакомить с геометрической фигурой : круг; учить согласовывать существительное с прилагательным; учить выделять цвет в овощах; упражнять в классификации по цвету; закрепить цвета : красный, желтый, зеленый;
Коррекционно – развивающие : развивать артикуляционный аппарат, звукопроизношение; развивать наглядно – действенное мышление; развивать внимание; развивать зрительное восприятие;
Коррекционно – воспитательные : воспитывать интерес к играм; воспитывать желание помогать другим.
Оборудование : корзинка, муляжи овощей; маленькие ящики трех цветов : красный, зеленый, желтый; черная ткань (грядка) ;
Словарная работа : огород, репка, лук, помидор, огурец, перец, капуста, редис, свекла, круглый, корзинка, красный, желтый, зеленый.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Дефектолог незаметно стучит.
Дефектолог : Ребята, слышите, кто – то стучится в дверь.
Дефектолог открывает дверь и заносит куклу Машу с корзинкой и овощами.
Кукла Маша здоровается с ребятами.
II. Вводная часть
Дефектолог : Маша, а что ты принесла? Дефектолог говорит от имени куклы.
Кукла : Я принесла корзинку. Не знаю, что в ней лежит. Кукла садится на стульчик.
III. Основная часть
Дефектолог : Что я держу в руках?
Дети : Корзинку. Если дети затрудняются ответить, педагог отвечает сам, затем хором и индивидуально проговаривает с детьми. Дети садятся на стульчики.
Дефектолог : Давайте, посмотрим, что здесь лежит.
Дидактическая игра «Назови, что взял»
Ход игры : ребенок достает муляж овоща, называет его и определяет цвет. После кладет в корзину. В конце игры педагог закрепляет хором названия овощей и их цвет.
Дефектолог : Молодцы!
Дефектолог : Назовите одним словом (Овощи) .
Дефектолог : Сколько овощей в корзине?
Дети : Много
Дефектолог : Где растут овощи?
Дети : В огороде.
На ковре на черной ткани лежат муляжи овощей.
Дидактическая игра «Собери овощи с грядки»
Ход игры : дефектолог показывает, затем дети по очереди раскладывают в три ящика (желтый, красный, зеленый) овощи.
Сколько овощей в желтом ящике?
Сколько в красном/зеленом ящике овощей?
Дефектолог : Правильно! Хвалит за правильное выполнение каждого ребенка.
Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим»
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.
Дефектолог : Возьмите с корзинки один круглый овощ.
Дефектолог : Сколько ты взял овощей?
Ребенок : Один
Дефектолог : Какой формы твой овощ?
Ребенок : Круглой. Ребенок должен правильно согласовывать существительное (овощ) с прилагательным (капуста круглая, помидор круглый, репка круглая)
Дефектолог : хорошо, молодец!
Дефектолог : положи овощ в корзинку. Сколько ты положил овощей?
Ребенок : один
Дефектолог : сколько овощей в корзине?
Дети : много
Дефектолог : молодцы!
Дефектолог : Маша, теперь ты знаешь, что было у тебя в корзине.
IV. Заключительная часть
Кто к нам приходил в гости?
Что приносила Маша?
Какие овощи приносила Маша?
Сколько было овощей?
Маша на обед нам приготовила салат из капусты.
Какой цвет у капусты?
Какой она формы?
Молодцы!
Публикации по теме:
Вязаные пособия оказывают позитивное воздействие не только на сенсорное развитие детей, развитие осязания и мелкой моторики рук, но и на.
Конспект непосредственной образовательной деятельности с ЗПР по развитию речи для детей III года обучения (6–7 лет) Тема: Составление рассказа из личного опыта на тему «Моя комната» по плану и схеме. Составила: учитель-дефектолог Тасенко С. А. Приоритетная.
Конспект НОД для детей с умственной отсталостью. «Зайчик в гостях у малышей» Цель занятия: Изготовление морковки для зайчика из пластилина. Задачи: Образовательные: Формировать представление о диких животных. Продолжать.
Конспект НОД по развитию речи для детей второго года обучения «Путешествие в лес» Программное содержание: Проверить знания детей о диких животных и их детенышах. Продолжать учить загадывать и отгадывать загадки, описывать.
Цель: продолжать формировать представление об осени, ее признаках; содействовать развитию эмоциональной сферы. Задачи: Образовательные:.
Конспект занятия для детей средней группы с ЗПР и умственной отсталостью по лепке из космического песка «Пасхальные куличи» Конспект занятия для детей средней группы с ЗПР и умственной отсталостью по лепке из космического песка "Пасхальные куличи" Цели: Закреплять.
Коррекционно-развивающая программа для детей 2 класса с умеренной умственной отсталостью Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными.
Лексическая тема: «Признаки весны».
Тема занятия: «Весна идёт и все ей рады».
Цель: продолжать знакомство с весенними изменениями в природе.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление о признаках ранней весны.
Учить устанавливать простейшие связи.
Коррекционные:
Активизировать пассивный словарь.
Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Формировать умение общаться в диалоге с педагогом и сверстниками, используя жесты.
Тренировать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику.
Воспитательные:
Формировать самостоятельность, доброжелательность, желание общаться.
Воспитывать любознательность, интерес к окружающему.
Оборудование: кукла в наряде весны, предметные и сюжетные картинки, чашка со льдом.
Словарная работа: весна, ранняя весна, март, капель, ручьи, проталины, тает, бежит, журчит.
Звукоподражание: кап-кап, кап-кап.
Жесты: спасибо, здравствуй.
Ход занятия.
Организационный момент
Воспитатель: - Посмотрите, кто к нам пришёл? Это же Весна-красна. А какая она нарядная, красивая. (Дети рассматривают куклу и усаживают за стол.)
Воспитатель: - Что она нам принесла? Солнышко с теплом, капель звонкую, первую травку. (Воспитатель достаёт и прикрепляет на магнитную доску.)
Основная часть
Весна: - Какое сейчас время года? (На доске или стенде сюжетная картинка «Весна»).
Воспитатель: - Поздоровайся с весной. Мы её долго ждали. (Ребёнок отвечает жестом.)
Воспитатель: - Весна наступает после зимы. По календарю 1 марта. Но в природе так бывает не всегда и не сразу. Погода весной не устойчивая: то тепло, то холодно. Днем солнце начинает светить ярче. Теплеет. От этого снег и лёд тают. Бегут ручьи.
Весна: - Посмотрите, дети, что стало со снегом? - Он растаял. А утром в чашке был снег. Мы внесли его в группу, у нас тепло, вот он и растаял.
Воспитатель: - Март-первый месяц весны. Солнце уже пригревает всё сильнее. С середины марта снег делается рыхлым и зернистым. На открытых местах, где растаял снег, видны проталины - голая земля. Начинается капель - тают на крышах сосульки, капает в лужицы талая вода. Снег и мороз иногда возвращаются, но уже ненадолго.
Индивидуальная работа.
(Воспитатель ненадолго открывает окно.)
Воспитатель: - Вы слышите, кап-кап, кап-кап…Откуда эти капельки? (Ответы детей).
Воспитатель: - Правильно. Пришла весна. Растопила на крыше снег. Ледяные сосульки тают. Стекает капельками вода-кап-кап, кап-кап. Так плачут сосульки. Им жалко, что кончилась зима.
Игровое упражнение «Песенка капели».
Воспитатель: - Давайте немного поиграем. Я буду читать стишок, а вы будете выполнять движения. Посмотрите, как надо делать. (Сначала демонстрирует движения воспитатель, затем выполняют дети.)
Кап, кап, я капель, Указательным пальцем
Кап, кап, веселей. правой руки слегка
На весеннем тепле постукиваем по раскрытой
Капельки поспели ладони левой руки.
Кап, кап-на скамью, Слегка постукиваем
Детям на игрушки указательными пальцами
Кап, кап-воробью обеих рук по крышке стола
Прямо по макушке!
Успокойся, воробей, Большим и указательным
Лучше капельку попей пальцами имитируем клюв.
Тёпленькой водицы,
Чтобы не сердиться!
Дидактическое упражнение «Идем гулять» (подбор одежды по предметным картинкам).
Весна: - Зимой было холодно взрослые и дети носили теплую зимнюю одежду. Какую?
(Дети выбирают предметные картинки: меховая шапка, шуба, валенки, тёплые сапоги).
Воспитатель: - Весной стало заметно теплее и в зимней одежде нам жарко. Посмотри, как одеты дети на картинке?
Весна: - Что мы наденем на прогулку?
(Дети подбирают картинки, воспитатель комментирует их выбор.)
Воспитатель: - Снег становиться рыхлым и тает, бегут ручьи, солнышко греет сильнее, вместо снега идет дождь. Чтобы не вспотеть, не промокнуть и не заболеть - одежду меняют на более легкую и непромокаемую.
Рефлексия
Лексическое упражнение «Почему?»
Весна: - Почему тает снег? (Солнце греет сильнее, стало тепло.)
Почему бегут ручьи? (Растаял снег и превратился в воду.)
Почему звенит капель? (Сосульки тают и вода капает вниз в лужицы.)
Весна: - Спасибо, детишки, вы молодцы. До свидания. Встретимся с вами на прогулке.
Список литературы
- Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Пособие для учителя. Издательство «Владос», 2001 г.
- Т. В. Калинина, С. В. Николаева, О. В. Павлова, И. Г. Смирнова. Пальчиковые игры для детей 2-7 лет. Издательство «Учитель», 2010 г.
- С. Вохринцева. Времена года. Издательство «Страна фантазий», 2009 г.
Интернет-ресурсы
- www.detsad-kitty.ru
- www.doshvozrast.ru
Направления работы на индивидуальном коррекционном занятии определяются с учетом квалификационных характеристик детей с особенностями в развитии. Направления коррекционной работы определены в учебных планах всех типов специальных школ и дошкольных учреждений.
Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по специальным планам, с учетом особенностей каждого ребенка:
Для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью – занятия по формированию культуры поведения, развитию речи, эмоциональному развитию;
Для детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью (глубокой умственной отсталостью) – занятия, направленные на формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, в отдельных случаях игровое взаимодействие.
Коррекционное занятие имеет логически законченную, целостную ограниченную временными рамками систему. В коррекционном занятии представлены почти все основные элементы коррекционно-образовательного процесса: задачи, содержание, средства, методы, организация.
Качество занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.
При построении коррекционного занятия, необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать предлагаемый материал:
на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;
на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных (частично совместных) с педагогом действий;
на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента);
на уровне применения знаний по образцу;
на уровне речевой инструкции.
Современное содержание специального образования детей с особыми образовательными потребностями определяют ряд обязательных требований к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.
Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии).
В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.
Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.
Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.
К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);
рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия);
игры с песком (пескотерапия);
игры с водой (водотерапия);
игры с куклами (куклотерапия) и т.д.
К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;
включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;
изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с педагогом
Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии.
Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными возможностями в структуре фронтального занятия – задача нелегкая.
Во-первых перед началом любого фронтального занятия педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка.
Во-вторых, на фронтальном занятии, должен использоваться материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей.
В-третьих, на фронтальном занятии, должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии.
В-четвертых, на фронтальном занятии, необходимо в предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.
Примерная структура фронтального занятия.
1. Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие).
2. Упражнения, способствующие включению детей в занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя и окружающих путем использование метода «аттракции». (Это Саша, поздоровайтесь с Сашей и т.д.), познание себя и окружающих с помощью зеркала.
3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме).
В основе работы игровые сюжеты, связанные одной темой.
Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока.
4. Релаксационные упражнения.
5. Прощание с ребенком.
ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ.
1. Тема: Составление предметной картинки с натуральным предметом (вариант, для более сильной группы детей)