Государство и право японии в новое и новейшее время. Государство и право японии в новое и новейшее время Общая характеристика японии в новое время
Здравствуйте, уважаемые читатели! Знаете ли вы, что история Японии насчитывает более сорока тысяч лет?И что Японский архипелаг был соединён с Евразией? Об этом и многих других интересных фактах из жизни этой загадочной страны вы узнаете сегодня из нашей статьи.
Древность
Первые люди заселились на японские острова во время палеолита. В этот период поверхность Земли покрывали ледники, а водный уровень отличался от нынешнего на сто метров, поэтому на месте Японского моря была просто обширная долина. Сухопутные перешейки соединяли территорию будущего архипелага с материковой частью.
Древняя Япония. Гравюра
До восточно-азиатского региона льды не доходили, но на его климат влияли. Япония относилась к степной зоне с разнотравьем.Интересно, что животный мир представляли:
- слоны,
- мамонты,
- олени,
- другие животные, которые водились в то время в Сибири.
Вплоть до XII века до нашей эры древние японцы промышляли охотой, добывали пищу собирательством, производили примитивные орудия труда из камня. Изделия из глины они тогда ещё не научились делать, поэтому иногда этот период называют докерамическим.
Дзёмон
Затем ледники растаяли, уровень мирового океана возрос, часть японской территории была затоплена, и образовалась группа морских островов – архипелаг. Климат потеплел, морские течения изменили направление, и степь здесь сменилась лесными зарослями.
Разнообразные леса – хвойные, буковые, дубовые и субтропические – приютили под своей сенью много разных животных и птиц. Прибрежные воды и Внутреннее море были богаты рыбой. При таком природном изобилии не было нужды в животноводстве или растениеводстве, поэтому японцы по-прежнему охотились и были собирателями.
Из новых навыков населения следует отметить умение изготавливать керамическую посуду для приготовления и хранения пищи – узкие высокие кувшины, украшенные особым шнурковым орнаментом, «дзёмон». Он присутствовал на посуде вплоть до II века до нашей эры и дал название этому историческому периоду .
С наступлением неолита японцы стали жить оседло в землянках на возвышенностях, собираясь в поселения до тридцати человек. Рядом с поселением обычно была куча мусора, где и хоронили усопших. Жители начали возделывать на простейшем уровне рис, гречиху, бобовые культуры, разводить устриц и выращивать каштановые деревья. В качестве религии японцы исповедовали анимизм и тотемизм.
Яёй
В I тысячелетии до нашей эры японцы позаимствовали у жителей континента технологию ирригационного выращивания риса. Для этого заселялись долины у рек и равнинная местность. Появились первые деревенские сообщества, совместно обрабатывавшие рисовые поля. Для сбора урожая понадобилось изготовление очередного приспособления – каменного серпа, а для его хранения – строительство зерновых амбаров на сваях.
В сообществе было принято проводить моления и празднества, посвящённые хорошей урожайности. Как следствие, образовались новые сельскохозяйственные традиции, и появился календарь.
Также трудовые навыки японцев обогатились умением обрабатывать железо, медь и бронзу, из которых изготавливали оружие, колокола и зеркала. Керамическая посуда стала изготавливаться без узора, была красноватой и разнообразной.
Местом находки такой посуды послужило поселение Яёй, откуда и пошло название данного периода, окончившегося в III веке нового тысячелетия. Во время Яёй поселения начали появляться союзные объединения – прототип будущего государства. Полнотой военной и религиозной власти обладали вожди. В качестве ограждения поселений использовались заборы из дерева и траншеи.
Образование государства
О Японии тех времён можно судить только по китайским хроникам, так как своей письменности японцы не имели. Китайцы называли их «ва» и упоминали, что жили они примерно в ста государствах, треть которых поддерживала контакты с их страной. В V столетии сельское хозяйство японцев обогатилось выращиванием:
- крапивы для изготовления ткани – рами,
- злаковых культур,
- пряностей,
- каннабиса,
- мандаринов.
Возделывание риса в Японии. Гравюра
Развивалось разведение шелкопряда и изготовление шёлковых и холщовых тканей, добыча жемчуга, киновари и лазурита.
Самым сильным древним японским государством был Яматай. Эта страна вписалась в систему азиатских политических отношений на условиях Китая: платила ему дань и соглашалась с главенством китайского императора. Он, в свою очередь, содействовал в политике правителям, выполняющим эти условия, и разрешал им иметь торговые отношения с Поднебесной.
Китай в IV столетии втянулся в междоусобицы, на Корейском полуострове появились Силла, Когурё и Пекчэ, выразившие желание объединить Корею, а государственное образование Ямато начало борьбу за объединение Ниппона.С III по VI столетие здесь было принято погребать зажиточных граждан в кофунах – курганах из земли, поэтому этот период именуется также Кофун.
Курган периода Кофун
В Ямато сложилась система родов и титулов висполнительной власти, так как государство было федерацией. Главы родов получали титулы от вождя в соответствии со своим статусом. Государством проводилась активная внешняя политика. Корейцы и китайцы селились здесь и привозили с собой новую информацию умения, которые способствовали развитию:
- ювелирного дела,
- инженерии,
- иероглифической письменности,
- медицинских навыков,
- новой технологии в изготовлении керамической посуды.
В конце периода Кофун в Ниппон попадают тексты и культовые предметы из корейского Пекчэ, связанные с . Новое учение вызывает разногласия, приведшие к борьбе двух кланов: Сога и Мононобэ. Род Сога выступал за принятие буддизма и победил в непримиримой борьбе.
Развитие государственности
Этим событием завершается доисторическое развитие Японии – эпоха Гэнси, и начинается новая – Кодай, относящаяся к истории древней Японии. Первый её период Асукасвязывается с именем принца Сётоку, возглавившим правительство при императрице Суйко. На территории современной Нары располагалось село Асука, возле которого сосредоточилась вся политическая и культурная жизнь, оно и дало название периоду.
Принц Сётоку (ок. 574 — ок. 622) - японский принц-регент, реформатор и политик периода Асука
Принц пытался создать в стране монархию. Он создал систему званий и чинов из двенадцати ступеней и нравственно-этические правила для чиновников – «Конституцию семнадцати статей». становится при нём официальной религией. Традиционные верования — синто тоже процветают, государство заботится об их сосуществовании.
В VII веке пришедший к власти император Котоку взялся за «великие преобразования» – Тайка. Первым шагом реформ Тайка стало объявление собственностью государства всех земель и своего народа. Последующими императорами Тэндзи и Тэмму были приняты такие нововведения:
- всеобщая армейская обязанность,
- укрепление границ замками и крепостными стенами,
- размещение часовых на острове Кюсю,
- приведение законодательства в порядок по образцу Поднебесной,
- составление хроник Ниппона.
Столица последовательно перемещается в Оцу, Фудзивару и Хэйдзё (современную Нару). А Япония начинает именоваться Ниппон. В период Нара приняли новые законы, и начинают выпускать собственные деньги. Провинции, уезды и сельские поселения составляют структуру страны.
Государство Ниппон в эпоху Нара
За выданные земельные участки население расплачивалось с государством урожаем, тканями, изделиями собственного производства, а также должно было бесплатно трудиться два месяца в году. Все люди стали делиться по статусу на свободных и зависимых (рёмин и сэммин).
Но вскоре земельный фонд исчерпал себя из-за роста населения, поэтому императором Сёму было разрешено приватизировать целину. Этот закон способствовал развитию экономических отношений. Знать и буддийские монастыри начали накапливать земельную собственность.
Культура того времени отмечалась копированием корейских и китайских художественных традиций. Было построено свыше шестидесяти буддийских монастырей, среди которых памятниками культуры считаются
- Тодай-дзи,
- Тоседай-дзи,
- Кофуку-дзи.
В литературе наблюдался расцвет поэзии, составлялись её антологии, наиболее известная из которых Манъёсю, в которой собрано порядка четырёх с половиной тысяч стихотворений, написанных за сто с лишним лет.
Тодай-дзи — храм Будды Вайрочаны, Великого Будды. Завершен в 745 г.
Когда в VIII веке столицей становится Хэйан (впоследствии Киото), отношения между буддийским духовенством и аристократами становятся конфликтными. Воинскую службу теперь несут не крестьяне, а знатные люди. При дворе заметным влиянием пользуется род Фудзивара, женщины из которого становятся императорскими жёнами.
Так как регулярная армия отсутствовала, для охраны и защиты земель появляются отряды самураев из тех, кто уже отслужил обязательный срок. Руководили ими знатные люди. Наиболее известны представители родов Минамото и Тайра.
Императорам Го-Сандзё и затем Сиракаве удалось путём хитрых политических ходов отстранить от власти род Фудзивара. В результате появилось «инсэй» — правление императоров в отставке. Самураев выделили в самостоятельное сословие. Их сила и авторитет росли день ото дня.
В период Хэйан появляются буддийские секты Тэндай и Сингон, призывавшие к уединению и получению просветления путём изучения священных текстов и моления. Отношения с Китаем ослабевают, и начинается расцвет самобытной японской культуры, ознаменованной появлением:
- живописи ямато-э ,
- национальной азбуки кана ,
- литературных произведений на её основе,
- дворцов с новыми веяниями в архитектуре,
- придворной культуры кокуфу .
Период Хэйан. Гравюра
Средневековье
В средние века в Ниппоне наступает пора самураев. Между их родами начинается борьба за власть, и в ней побеждают Тайра. Побеждённый род Минамото составил им оппозицию.Борьба не утихала, и позже Минамото свергли правление Тайра.
- Дзёдо-синсю,
- Нитирэн-сю,
- Сото-Сю,
- Риндзай.
Если первая школа уделяла большое внимание грешникам, то последователи второй сосредоточились на Сутре Лотоса, а последние две проповедовали . Сёгунат пришёл со временем в упадок, а правителем Го-Дайгу осуществилась попытка восстановить монархию (реставрация Кэмму).
Период сегунат в Японии
Попытка была неудачной и закончилась расколом императорской власти и войной между кланами. В XIV веке возникает следующий сёгунат – Муромати, а затем третий – Ёсимицу.
В экономике, социальной сфере и культуре происходят такие изменения:
- появление водяных колёс,
- использование животных в качестве тягловой силы,
- высаживание новых культур в садоводстве,
- разведение хлопка,
- совершенствование кузнечной и литейной металлургии,
- проведение торговых ярмарок,
- создание сообществ перевозчиков и ростовщиков,
- формирование сообществ мещан для защиты от самураев,
- эволюция самоуправления,
- развитие ,
- оформление садов камней,
- использование татами,
- развитие искусств и и др.
Стремление к объединению
В XVI веке Японию удалось объединить усилиями Тоётоми Хидэёси. Среди простого люда развивается гедонизм, в жизни превыше всего ставятся удовольствия.Получают дальнейшее развитие живопись, астрономия, медицина, морская навигация, издательское дело, благодаря открытости влиянию Европы. Входит в моду европейская одежда.
Эпоха Эдо. Японская гравюра
Токугава Иэясу становится четвёртым и последним сёгуном. Время его правления получило название периода Эдо. Общество расслаивается на:
- самураев,
- купцов,
- ремесленников,
- крестьян,
- париев – «нечистых».
В качестве религии на первый план выходит . В целом, жизнь населения в этот период отличается стабильностью.
Новое время
В XVIII-XIX авторитет сёгуната пошатнулся, и произошла реставрация императорской власти при помощи императора Мэйдзи. Пятисотлетнее правление сёгунов закончилось. С тех пор Япония стала промышленной державой мирового уровня.
Страна переживала взлёты и падения, периоды милитаристских настроений и экспансионизма. Сейчас же Япония держит курс на либеральную демократию и входит в ряд влиятельнейших стран мира с высоким уровнем технологий и экономического развития.
Заключение
Япония — это место, где восходит солнце. Так буквально переводится название «Ниппон» — современной демократической страны, которая сумела сохранить древние традициями самобытной восточной культуры.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Япония государство Востока в эпоху Раннего Нового времени Презентация по истории выполнила ученица 7 «А» класса Хук Ань Чам МБОУ СОШ №65
2 слайд
Описание слайда:
Япония в XVI веке В традиционной японской историографии, принятой и европейской исторической наукой, XVI век делится на две неравные части. Его первые три четверти (до 1573 года) относятся к периоду Асикага, то есть времени, когда у власти находились сегуны из дома Асикага1, правление которых началось еще в 1334 году; последняя четверть XVI столетия обозначается как период Момояма, продолжавшийся до 1615 года, времени окончательного утверждения у кормила власти сегунов из дома Токугава.
3 слайд
Описание слайда:
На рубеже XV и XVI веков Япония находилась в состоянии глубокого кризиса. Междоусобные феодальные войны, начавшиеся в 60-х годах (так называемые войны годов Онин, 1467-1477), были началом почти столетнего периода "Смутного времени" (Сэнгоку дзидай), когда в стране фактически не было единой власти. К концу XV столетия Япония занимала территорию, почти равную современной, за исключением северного острова Хоккайдо и южных островов Рюкю. Население ее составляло около 16-17 миллионов2. В тот период по сравнению с соседними государствами - Китаем и Кореей - Япония была не только слабой в политическом отношении, но и экономически более отсталой страной. А в XVII столетие она вступала как мощное централизованное государство, экономика которого была значительно упорядочена и переживала большой подъем. За это время произошли существенные изменения и в социальной структуре японского общества, во влиянии и взаимоотношениях различных слоев населения. Все это отразилось на сфере духовной культуры, внутренние процессы развития которой значительно усложнились. Как отмечают историки, основой всех изменений в Японии XVI века был переход к новой системе землевладения и создание крупных феодальных княжеств, иногда объединявших несколько провинций3. Владельцами почти всех земель стали представители верхушки военного сословия - князья даймё (дословно "большое имя")4. В ожесточенной борьбе друг с другом они увеличивали свои владения, и процесс этот продолжался до середины XVI века. Не подчинявшиеся центральной власти, даймё были заинтересованы в увеличении собственных доходов, а следовательно, в развитии экономики своих княжеств. Кроме выращивания риса, основной сельскохозяйственной культуры Японии, они поощряли ремесла и торговлю, строили дороги, корабли для каботажного плавания и экспедиций в соседние страны. Столицы княжеств постепенно становились не только административными и хозяйственными, но и культурными центрами.
4 слайд
Описание слайда:
Период Дзёмон Около 10 тысяч лет до н. э. завершилась эпоха ледников, с таянием которых поднялся уровень мирового океана. Благодаря этому образовался Японский архипелаг. В результате потепления и изменения движения морских течений японские степи времен палеолита заросли густым лесом. Примерно в это же время на Японские острова переселилась новая группа людей из Юго-Восточной Азии. Представители этой группы хорошо разбирались в судостроении и морской навигации. Вероятно, их каноэподобные лодки-долблёнки были принесены к японским берегам тёплым океанским течением Куросио. Новоприбывшие юго-восточные азиаты смешались с потомками палеолитической популяции Японского архипелага. Благодаря изменению климата японская флора и фауна кардинально изменились. Северо-восточная часть архипелага была покрыта дубовыми и хвойными лесами, а юго-западная - буковыми и субтропическими. В них жили большие кабаны, олени, дикие утки, фазаны. В морях и океане водились бониты, красные пагры, морские судаки. Побережья Хоккайдо и региона Тохоку были богаты лососем и форелью. Благодаря таким природным богатствам жители Японских островов не нуждались в крупномасштабном сельском хозяйстве или скотоводстве, оставаясь примитивным обществом охотников-собирателей. Около 10 тысяч лет назад древние японцы начали изготавливать керамические изделия, которые считаются одними из старейших в мире. Среди керамики того времени преобладала кухонная посуда в виде глубокодонных кувшинов для хранения продуктов, жарки и варки пищи. Характерной особенностью этих изделий был «шнурковый орнамент», который по-японски называется дзёмон. Подобный орнамент наблюдался на островной посуде до середины II века до н. э., что позволило археологам называть японскую культуру времен неолита «культурой Дзёмон», а время её доминирования на Японском архипелаге - периодом Дзёмон. В неолите древние японцы перешли к оседлому образу жизни, формируя небольшие поселения в 20-30 человек на невысоких холмах. Типичным жильём были землянки и полуземлянки. Вокруг поселения находились мусорные кучи, которые одновременно служили местом захоронения умерших. Среди поселений той эпохи выделяется стоянка Саннай-Маруяма в современной префектуре Аомори, датируемая V веком до н. э. и содержащая остатки большого посёлка на 100-200 человек. Основой хозяйства жителей были охота и собирание плодов растений. Существовало половое и возрастное разделение труда. Наряду с промыслами древние обитатели архипелага занимались примитивным разведением каштанов, бобовых, гречихи, а также культивацией устриц. Около IV-III века до н. э. они освоили примитивное суходольное рисоводство. Религиозным представлениям были присущи анимизм и тотемизм. Также они изготавливали из глины женские фигурки догу и поклонялись силам Земли, символам рождения и жизни.
5 слайд
Описание слайда:
Период Яёй Хотя рисоводство было известно в Японии ещё в эпоху Дзёмон, крупномасштабное заливное рисоводство с использованием ирригации появилось на островах в 1 тысячелетии до н. э., путём заимствования с континента. Местом нововведений был север острова Кюсю, откуда эта культура распространилась в другие районы архипелага. С приходом заливного рисоводства люди, проживавшие до этого на небольших холмах, переселились на равнины и долины рек. Были созданы первые сельские общины мура, члены которых занимались созданием и поддержкой заливных полей. Появились новые орудия труда, такие как каменный нож-серп, а также новые типы зданий для хранения зерна - амбары на подпорках. Члены общины начали проводить праздники и молебны за богатый урожай. Сформировался новый сельскохозяйственный ритуал и календарь. Вместе с рисоводством в Японию с материка попала культура обработки металлов - меди, бронзы и железа. До I век до н. э. японцы импортировали готовые товары, но впоследствии наладили своё металлургическое производство. Среди основных бронзовых изделий были мечи, копья и гэ, а также зеркала и колокола дотаку. С распространением железных орудий во II веке н. э., бронзовое оружие превратилось в предметы культа. Также в начале 1 тысячелетия до н. э. на Японском архипелаге начали изготавливать керамические изделия нового стиля, который походил на континентальный. Их особенностью был красноватый цвет, отсутствие узора и богатство видов посуды. Вероятно, реформа керамики была связана с распространением рисоводства. Такая посуда впервые была найдена в посёлке Яёй, по имени которого новая керамическая культура получила название «культуры Яёй». Время господства этой культуры на Японских островах с 1 тысячелетия до н. э. по III век н. э. называется периодом Яёй. Благодаря рисоводству население Японии возросло. Это способствовало налаживанию отношений между общинами, однако нередко провоцировало конфликты, особенно за контроль над ресурсами - землей и водой. Со II века до н. э. большинство поселений были уже окружены рвами и деревянным частоколом. Среди населения выделялись вожди, которые сосредоточили в своих руках религиозную и военную власть. Селения нередко объединялись в союзы - первые японские прото-государственные образования. Одним из самых укреплённых поселений-общин периода Яёй была стоянка Ёсиногари в префектуре Сага, которая свидетельствует о высоком уровне организации древних японцев.
Приход европейцев в Японию.
В 15 столетии в Западной Европе начался период великих географических открытий. В 16 веке европейцы - торговцы, миссионеры и военные - обратили свое внимание на Восточную Азию.
В 1543 году представители Европы достигли японского острова Танэгасима. Они дали японцам огнестрельное оружие, выпуск которого вскоре был установлен по всему японскому архипелагу. В 1549 году в город Кагосима приехал иезуитский миссионер Франциск Ксаверий, который первым сообщил японцам о христианстве.
Япония 16 век
В Японию принялись наведываться испанские и португальские торговцы, исполняющие обязанности перекупщиков в торговле Восточной Азии, меняя товары из Европы и Китая на японское серебро. Так как европейцы приезжали из поселений на юге, японцы именовали их «южными варварами».
Корабль Португалии (17 век)
Церковь Додзаки (Гото, Нагасаки)
Японским правителям была выгодна торговля с чужеземцами, поэтому они с удовольствием встречались с купцами и миссионерами, иногда даже становились христианами. Например, Омура Сумитада,первый правитель-христианин с острова Кюсю, даровал Обществу Иисуса город Нагасаки, позднее ставший японским «окном в Европу». При поддержке региональных владык христиане построили церкви в Ямагути, Сакаи, Киото. Во второй половине 16 столетия в Японии проживало порядка 300 000 христиан. Наиболее высокопоставленные из них впервые послали в 1582 году японскую делегацию к Папе Римскому, которая
Объединение Японии 16 век
В начале 16 века на Японских островах продолжались междоусобицы между самурайскими родами. После того, как разобщенность государства стала социально-политической нормой, нашлись люди, стремящиеся объединить Японию. Ими стал руководить Ода Нобунага, богатый правитель провинции Овари. При помощи сёгуна, он взял в 1570 году Киото и в течение трех лет уничтожил ослабевший сёгунат Муромати. Вследствие поддержки христианства и благодаря применению огнестрельного оружия, Нобунага за десятилетие смог захватить наиболее важный регион Кинки и весь центр Японского архипелага. С течением времени он осуществлял замысел объединения Японии: безжалостно усмирял децентрализующие возмущения аристократии и буддистов, помогал возрождению авторитета императорской власти и восстанавливал подорванную междоусобицами экономику.
Нобунага (16 век)
Истребление мятежных буддистов
В 1582 году Нобунага был убит своим генералом, так и не реализовав свой план. Однако политику единства Японии возобновил его одаренный подданный - Тоётоми Хидэёси. Он разгромил оппозицию старейшин и захватил автономные родовые государства региональных правителей. В 1590 году Хидэёси полностью объединил Японию, и принялся самолично руководить государством. По его приказу был написан Всеобщий японский земельный кадастр, уничтоживший систему частных владений и устанавливающий степень эффективности земель. Земельные наделы отдавались крестьянам, которые были обязаны платить государству налог в соответствии с этой степенью. Кроме того, Хидэёси осуществил общественное преобразование, поделив жителей на военных распорядителей и гражданских подданных методом изъятия оружия у гражданских. В конце жизни Хидэеси вступил в военный конфликт с Кореей и преследовать и уничтожать христиан, что стоило власти его отпрыскам.
Осака, «столица Хидэёси»
Культура Момояма 16 - 17 век
Культуру Японии конца 16 - начала 17 столетия называют культурой Момояма, по наименованию резиденции Тоётоми Хидэёси. Данная культура основывалась на принципах богатства, величественности и мощи. Самыми оригинальными примерами их реализации стали японские замки с монументальными высшими башнями в Осаке,Адзути, Химэдзи, Момояме. Снаружи эти постройки были отделывались позолотой, а внутри - картинами лучших художников того времени Кано Санраку, Кано Эйтоку, Хасэгава Тохаку.
Замок Химэдзи
«Китайские львы» художника Кано Эйтоку
Замки преобразовались в театральные площадки для постановок театра Но, в которых играли знаменитые актеры трупп Кандзэ и Компару, и места проведения чайных церемоний, которыми заведовали мастера, такие как Сэн-но Рикю.
В обществе простолюдинов, в частности в больших городах, получили популярность гедонистические учения (удовольствие является целью жизни) и увлечение всем ярким и необычным. Именно в народном обществе был придуман «чудаковатый» танец Кабуки, позже ставший независимым видом театрального творчества. Одновременно был основан новый стиль рифмованной прозы дзёрури, которая читалась под звучание привезеного с Кюсю музыкального инструмента сямисэн.
Основной особенностью культуры Момояма являлась её распахнутость влиянию Европы. Иезуиты завезли на Японские острова новые знания в сфере медицины, астрономии, книгопечатания, морской навигации и изобразительного искусства. Японцы сильно интересовались заграничным, и даже некоторые начали носить европейскую одежду и делать «южных варваров» героями своих картин и повестей. Кроме того в японский язык попал ряд испанских и португальских слов.
Министерство образования Украины
Реферат
на тему:
«Страны Азии, Африки и Латинской Америки»
подтема:
«Япония»
Подготовили
ученицы 10-1 класса
ХФМЛ№27:
Теплова А.
Проверила:
Хуснутдинова Татьяна
Леонидовна
Харьков
2008г.
1. Последствия Первой мировой войны для Японии.
Объявляя в августе 1914 г. войну Германии, Японская империя строила планы расширения зоны своего влияния в Китае и на Дальнем Востоке, а также получения немецких владений в зоне Тихого океана. На втором году войны Япония предъявила Китаю «21 требование», удовлетворение которых фактически превратило бы эту страну в ее вотчину. Цели относительно Китая и Тихого океана были частично достигнуты. Что же касается дальневосточного региона России, то реализовать задуманное не удалось по причине неудачной интервенции в охваченную гражданской войной страну.
По древней японской традиции, колонну солдат, отправлявшихся на войну, возглавлял воин, несущий на плече исписанную иероглифами увеличенную до двух метров копию «самодзи» - круглой лопатки для раскладывания риса в тарелки. Такими «лопатами» японские генералы надеялись «черпать» богатые трофеи на полях битв Первой мировой войны. Однако их постигло глубокое разочарование - Вашингтонская мирная конференция 1921-1922 гг. провозгласила политику «открытых дверей» (равных возможностей для всех стран) в Китае. И хотя Японии было предоставлено право размещения на Тихом океане третьего по мощности (после США и Великой Британии) военно-морского флота водоизмещением в 315 тыс. тонн, она считала себя несправедливо обойденной западными государствами, прежде всего Соединенными Штатами.
Экономическая нестабильность в послевоенной Японии послужила причиной социальных волнений, наиболее крупными из которых были «рисовые бунты» 1918 г., когда около 10 млн человек протестовали против спекулятивных цен на рис - главный продукт питания японцев.
Как и в большинстве азиатских государств, армия в Японии принадлежала к элите общества, имела значительный авторитет и определенную автономию относительно парламента. Высшее армейское командование использовало акции недовольства с целью пробуждения «самурайского духа» и милитаристских настроений, распространяя среди японцев мнение, что послевоенные трудности вызваны несправедливым отношением к Японии ее бывших партнеров по антинемецкой коалиции.
Бремя послевоенных трудностей легло на плечи правительства премьер-министра Такаши Хары (1856-1921). Своей главной целью он видел лишение влияния олигархов, чрезмерно усилившихся в эпоху «реставрации Мейдзи», и укрепление роли политических партий в общественной жизни. Будучи непревзойденным мастером партийного строительства и знатоком бюрократического партийного механизма, Т. Хара сумел заручиться поддержкой влиятельных японских бизнесменов. Посредством умело выстроенных политических интриг, он создавал все условия для того, чтобы партии смогли стать преемниками власти бюрократии и старой политической элиты.
Невзирая на неблагоприятные внутренние и внешние факторы, Т. Харе удалось стабилизировать экономику, демократизировать общество, обеспечить расцвет интеллектуальной и культурной жизни страны. Однако посягательство на власть бюрократии не сошло ему с рук - в ноябре 1921 г. Т. Хара был убит правым террористом.
2. Милитаризация страны.
После гибели Т. Хары активизировались милитаристские партии и организации Японии. Спекулируя на самурайских традициях, они ставили целью восстановление внешней экспансии империи. В 1927 г. премьер-министр Танака прислал императору тайный план («меморандум Танаки») вытеснения США с Тихого океана и экспансии на Дальний Восток.
Милитаристские настроения весьма удачно для их организаторов накладывались на проявления в Японии мирового экономического кризиса, еще в 1927 г. охватившего финансовую систему страны. К лишениям и нищете большинства населения, в особенности сельского, прибавился невиданный ранее крах банков, разрушивший нормальную деятельность всей экономики.
Период постепенного укрепления экономики сменился инфляцией, снижением цен на сельскохозяйственную продукцию, разрушением товарного рынка, безработицей.
Экономический кризис существенным образом обострил политические противоречия в обществе. Японские военные, в особенности после подписания в 1930 г. Лондонского морского договора, дополнившего решения Вашингтонской конференции, спекулировали на тех временах, когда безопасность японских интересов и колониальных войск в заморских владениях была безоговорочной.
Теперь же, убеждали они сограждан, в условиях навязывания Японии «несправедливых» договоров следует наращивать военные силы для «восстановления справедливости» и дезориентировать западную дипломатию относительно действительных намерений Японии на международной арене.
В 1928 г. почти одновременно с принятием «Закона об общих выборах», согласно которому количество избирателей, составлявшее 3 млн, увеличилось до 12,5 млн человек, был принят «Закон об охране общественного порядка», предусматривавший до десяти лет тюремного заключения за «антимонархическую» и «антигосударственную» деятельность. Под эти формулировки можно было подвести любые проявления недовольства официальной правительственной политикой.
Идеологическим прикрытием нагнетания милитаристских настрое-ний служила идея божественного происхождения Японии. Школьникам рассказывали, что их родина - священная земля, которой искони управляют потомки мифического императора Дзимму. На школьной карте «Соседи Японии» столицу Токио опоясывали пять кругов, обозначающих этапы экспансии Японии. Первый круг охватывал собственно Японию, второй - тихоокеанские острова, Корею, Маньчжурию и часть Монголии, третий - Северный Китай и часть российской Сибири, четвертый - остаток Китая, Индокитай, Борнео и Гавайские острова, пятый - западное побережье США и Канады, Австралию.
Политика правительства представителя партии Минсэйто Осаши Хамагучи (1929-1931), направленная на выведение экономики из кризиса, не отличалась оригинальностью. Ее действия ограничивались призывами экономить, вести аскетический образ жизни и т. п. Неспособность правительства справиться с проблемами внутренней жизни страны и беспомощность премьера вызывали негодование общественности. Активизировавшиеся на этом фоне крайне правые партии с их призывами к установлению «сильной» власти и наступательной внешней политике завоевали симпатии в среде молодых офицеров, политиков, ученической и студенческой молодежи, воспитанной на самурайском романтизме, а также уголовных элементов.
Спекуляция социальными проблемами, обращение к самурайскому прошлому и террор стали неотъемлемой составляющей действий милитаристов. В 1932 г. группа молодых офицеров организовала мятеж с целью установления в стране военной диктатуры. Попытка оказалась неудачной, однако способствовала увеличению финансовой помощи милитаристам со стороны крупного японского бизнеса, прежде всего связанного с производством оружия. Особым расположением они пользовались у руководителей дзайбацу - крупных трестов и концернов, контролировавших такие ключевые секторы экономики, как тяжелая промышленность, транспорт, торговля, финансы. Объединения «Мицуи», «Мицубиси», «Ниссан», рассчитывая на прибыли от будущих колониальных завоеваний, не жалели средств на поддержку милитаристских националистических организаций и групп.
Претендующие на роль объединительного звена всех азиатов против Запада милитаристские силы Японии прилагали усилия для пропаганды идеи превосходства азиатской расы в заграничной части Азии. В 1934 г. в Японии было основано объединение «Дай-Айя-Киотай», главными задачами которого стали пропаганда японской культуры и языка на Азиатском континенте, распространение торгового влияния Японии, «освобождение» других азиатских народов под протекторатом Токио. Особое значение организация придавала идеологическому воспитанию молодежи, объединенной в отдельный союз «Молодая Азия».
Милитаризация политического климата 30-х годов достигла кульминации в 1936 г. во время так называемого инцидента 26 марта. В этот день группа молодых офицеров осуществила попытку уничтожить правительственный кабинет и захватить власть в стране. Мятеж был подавлен, однако отныне в Японии существовал могущественный блок гражданской власти с высшим армейским командованием. Это были люди, пользовавшиеся поддержкой деловых кругов, средств массовой информации, чиновников. Они готовили нацию к экспансии в Азию и тотальной (всеобщей) войне против Запада, свидетельством чего послужил выход Японии из Лиги Наций и агрессивные акции на международной арене
3. Демократическое движение.
Естественно, что в странах с тоталитарным или авторитарным устройством демократические силы вынуждены действовать в крайне сложных условиях. В подобной ситуации находились и демократически ориентированные граждане межвоенной Японии. Когда официальная пропаганда изо всех сил старалась привить нации воинственный дух,а слова «самурай» и «патриот» употреблялись как синонимы, необходимо было большоегражданское мужество, чтобы противостоять этому. Особенность Японии, как, обственно, и Германии, и Италии, состояла в том, что здесь к демократическому лагерю принадлежали все выступавшие против диктатуры милитаристов внутри страны и против агрессивной внешней политики на международной арене. Таким образом, демократический лагерь составляли довольно разношерстные идеологически силы: интеллектуалы, отдававшие себе отчет в неминуемых губительных последствиях для народа политики режима военных; коммунисты, расценивавшие установившиеся в Японии порядки как «империализм»; пацифисты, протестовавшие против любой войны как противоестественного явления; отдельные чиновники и военные. Следует, однако, отметить, что последних было на удивление мало.
Демократическое движение в Японии страдало от того, что его участники были разрозненными и не имели общенациональных центров. В частности, в отличие от Великой Британии с ее Британским конгрессом тред-юнионов, в Японии не было единого профсоюзного центра, который бы направлял борьбу наемных работников за их социальные права. Это, например, четко проявилось во время забастовки токийских железнодорожников в начале 20-х годов, так и не переросшей в общенациональную.
Левые организации и группы, в частности «Танемаку хито» («Сеятель») во главе с Оми Комаки или созданная в июле 1922 г. Коммунистическая партия Японии (КПЯ), вследствие малочисленности и увлечения теорией в ущерб конкретным действиям не оказывали решающего влияния на политику японского правительства и общественное мнение. КПЯ, образовавшаяся вследствие раскола в анархо-синдикалистском движении из активистов профсоюзов, прежде всего социалистов и радикалов, была не столько серьезной политической силой, сколько собранием интеллектуалов, исповедовавших коммунистическую идеологию. Даже ее лидеры (например, Хитоши Ямакава) занимались скорее словесной поддержкой коммунизма в СССР, нежели рассчитывали на его распространение в Японии.
На протяжении 20-30-х годов партийные активисты КПЯ неоднократно преследовались властью; не прибавила партии авторитета и неизбывная борьба между разными фракциями в ней. В тактике КПЯ преобладали манифестации и митинги, ее политическая линия довольно часто менялась либо в соответствии с указаниями Коминтерна, либо в зависимости от того, какая фракция побеждала в партийных дискуссиях. Начиная с 1933 г. в результате полицейских акций большинство руководителей партии были арестованы или эмигрировали.
Предвидевшие угрожающие нации последствия милитаризации Японии старались противодействовать скатыванию страны к войне. Так, в ноябре 1930 г. противники милитаризации распространили среди японских военных моряков в Шанхайском порту антивоенные листовки. В том же году было организовано «Общество противников японо-китайской войны».
4.Внутренняя и внешняя политика
страны.
После Первой мировой войны главным для Японии во внешней политике становится участие ее в интервенции на Дальнем Востоке против Советской России и обеспечение своих национально-государственных интересов на международном уровне.
Цели Японии относительно советского Дальнего Востока, влияние на них политических перемен в России. По количеству оккупационных войск Япония занимала первое место (в 1920 г. – 175 тыс. чел.).Развитие партизанского движения в ответ на крайнюю жестокость оккупантов в сочетании с результативными действиями Красной Армии позволили изгнать японцев из Приморья (1922), в 1925 г. из Северного Сахалина после подписания советско-японской конвенции и установления дипломатических отношений. Весной 1922 г. международные позиции Японии ухудшились. На развитие внутренней ситуации в Японии заметное влияние оказали политические события в России 1917 – 1918 гг., информация о которых достаточно активно проникала в страну. Прежде всего это значительный рост промышленности (военной, судостроительной) и торговли Японии на новых рынках, доходов монополистических компаний (дзайбацу), что позволяет назвать это время «золотым веком» Японии, хронический кризис сельского хозяйства. При этом усиление эксплуатации населения, рост цен на рис и произвол ростовщиков обостряли классовую борьбу, что проявилось в росте политической активности масс. Будучи стихийными и первыми революционными выступлениями трудящихся на Востоке, они в короткое время охватили две трети территории страны с населением 10 млн. чел., распространились на рабочих и шахтеров, перерастая иногда в вооруженные восстания. Структурные сдвиги в японской экономике привели к изменениям в японском пролетариате. Послевоенный экономический кризис 1920 – 1921 гг., репрессии против стачечников ускорили сплочение профсоюзов и развитие социалистического движения. Что нового появилось в японском социалистическом движении начала 20-х годов ХХ в.? Появились первые организации– Социалистическая лига (конец 1920) и Коммунистическая партия (июль 1922). Как особенности условий, в которых протекала работа последней, повлияли в дальнейшем на политическую судьбу партии? Попытки ее восстановления осенью 1925 г., несмотря на репрессии, последовавшие после землетрясения 1923 г., свидетельствовали об укреплении левого течения в японском общедемократическом движении. Обратите внимание на новое направление в общедемократическом движении этого периода – движение против интервенции Японии на Дальнем Востоке и в поддержку Советской России (лето 1922).Чем объяснялось «миролюбие» японской буржуазии? Рассматривая внутриполитическую ситуацию в Японии, подчеркнем влияние на нее развернувшегося народного движения, что привело к отстранению милитаристских кругов и допуск впервые в истории Японии к власти представителей финансовой олигархии (правительство Хара, сентябрь 1918). Какие новые политические перемены оно отражало и чьи интересы в действительности выражало? Исходя из этого, очертите его внутреннюю и внешнюю политику, а именно: усиление империалистической агрессии, расширение колониальной экспансии в Корее, подавление демократического движения. Установите политические и демографо-экономические факторы японского экспансионизма.С 1924 г. в Японии наступил период относительной стабилизации капитализма, продолжавшийся до 1926 г. Экономический подъем был вызван отчасти и восстановительными работами после землетрясения 1923 г. Каковы социальные последствия «рационализации» производства в условиях финансовой слабости японского капитализма? Объясните новые черты рабочего движения в1924 – 1926 гг.: продолжительность, упорство и многочисленность участников, актуальность проблемы единства и борьбы против реформизма в рабочей среде. Определенным успехом в этой работе следует считать создание легальных организаций и партий трудящихся. К концу 1926 г. их было три: Роното (более 15 тыс.), Социал-демократическая партия (88 тыс.) и Японская рабоче-крестьянская партия (около 20 тыс.). В чем состояли значение воссоздания КПЯ (декабрь 1926) и сущность борьбы правого и левого ее уклонов? Какой вклад в развитие рабочего движения внес Катаяма Сэн и его контакты с международным коммунистическим движением? Во внутренней политике правящий лагерь использовал тактику политического маневрирования. Чем это было вызвано? Появилась новая черта в политической жизни Японии – с 1924 г. страна управлялась только партийными кабинетами (вплоть до 1932). Дайте объяснение этому явлению исходя из стремления армейских кругов к модернизации военной мощи и невозможности ее осуществления без соответствующей поддержки финансово-промышленных кругов. Как повышение роли трех партий (Сэйюкай, Кэнсэйто и Какусии) в борьбе в защиту конституции отразилось на роли нижней палаты парламента, представляющей интересы избирателей (1924)? Этот процесс приближения Японии к нормам политической жизни западных государств проявился и в практике назначения членов палаты пэров императором, а не правительственными организациями, нейтрализации влияния Тайного совета. При этом новый процесс усиления роли партий в государственной жизни сопровождался слиянием их верхушки с бюрократией, что осуществлялось путем перехода отставных чиновников в партийное руководство.
5.Политика и экономика страны. Итог.
Финансовый кризис 1927 г. вызвал существенные изменения в расстановке политических сил – в кабинетах усиливается влияние военщины и намечается ее сближение с политическими партиями буржуазии. Проследите политику кабинета генерала Танака (апрель 1927), проявившуюся в откровенном усилении реакции как во внутренней, так и во внешней политике Японии. Для этого можно рассмотреть рабочую политику кабинета, курс на поддержку национального капитала, нараставшую аргументацию расширения колониальной политики Японии в отношении Китая и Монголии. Особое внимание обратим на события февраля-марта 1928 г., связанные с парламентскими выборами по новому избирательному закону 1925 г.Будучи ярким примером острой политической борьбы демократических в целом и консервативных сил, они отразили растущее влияние левых партий, в том числе и в парламенте. Заметная активность Роното в сотрудничестве с КПЯ спровоцировала репрессивные действия властей, которые вылились в «инцидент КПЯ» и «бурю 15 марта».Содержание «позитивной линии» Танака («меморандум Танака», июль 1927) можно раскрыть как программы завоевания мирового господства, предполагавшей подчинение уже не только Китая, но и Индии, стран Юго-Восточной Азии, России и Европы. Рассмотрение экономики Японии в период мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. следует провести с учетом его особой остроты для этой страны из-за ее тесной связи с американским рынком. Наибольшего накала он достиг в 1930-1931 гг. Последовавшее обострение социальной обстановки внесло изменения в общее направление политики и тактики правящего лагеря. Новое правительство Хамагути (июль 1929) действовало более гибкими методами, отказавшись от прямого использования вооруженной силы.Рассмотрите влияние мирового экономического кризиса на усиление тоталитарно-милитаристских тенденций. Наиболее существенной тенденцией первой половины 30-х годов ХХ в. была фашизация правящей верхушки и государственного строя Японии как проявление обострившихся в результате экономического кризиса противоречий внутри правящего лагеря. Выделите складывавшиеся противоборствующие группировки и их социальные опоры. Одна из них отражала интересы мелкой и средней буржуазии, сильно пострадавшей в условиях кризиса, владельцев «новых» концернов и «молодого офицерства». У них есть существенные различия с «старыми концернами» (Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясудо) и представлявшими их правительствами, генералитетом, связанным как с теми, так и с другими. Важную роль сыграл внешний фактор – ухудшение международного положения Японии в начале 30-х годов ХХ в. (решения Лондонской конференции 1930)? Охарактеризовать подробно черты фашистского движения в Японии можно, рассмотрев следующие вопросы:
Ø причины развития фашистских идей;
Ø социальная опора фашизации (широкие мелкобуржуазные
слои города и деревни);
Ø организационные формы фашистского движения (шовинис-
тические клубы, лиги, общества, школы);
Ø участие армии в развитии этого движения;
Ø программа и лозунги японского фашизма (антикапитализм,
демократия в сочетании с демагогией, расовые идеи «ниппонизма»
и «паназиатизма», что по сути означало борьбу с влиянием «старых
концернов» и финансовой олигархии, буржуазно-помещичьих
партий и парламентаризма, право японцев господствовать над всем
Ø отношение императорской власти и правительственных кру-
гов к фашистскому движению;
Ø методы их деятельности (заговоры, путчи, террористичес-
Конкретными целями «новых концернов» были укрепление политических позиций и использование государственного аппарата в своих интересах, представителей «молодого офицерства»-улучшение своего материального положения и политического веса в армейских кругах.
Если провести сравнение с развитием фашизма в послевоенной Германии, можно выявить сходные черты и отличия - воинственный радикализм социальных групп, делавших ставку на силу и агрессию, на культ исключительности и вседозволенности, на войну как средство достижения своих целей; наличие единой и хорошо структурированной партии и идеи вождизма.
Активное влияние сторонников фашизма на политику правящих кругов отмечается с декабря 1931 г. с приходом кабинета Инукаи. В целом его курс на развязывание военно-инфляционной конъюнктуры позволил Японии выйти из экономического кризиса и добиться промышленного роста. Вместе с тем растущая инфляция в условиях начала территориальных захватов Японии на материке (вторжение в Манчжурию в сентябре 1931 г.) обострила социальное недовольство в стране. Отметим деятельность КПЯ по защите интересов трудящихся и направленную против нее репрессивную политику властей в 1932 – 1934 гг., размах антивоенного движения. Государственно-монополистические тенденции закрепляли роль финансовой олигархии в государственном аппарате, нуждавшейся для этого в установлении военно-полицейского режима. Последствиями этих переворотов для общества и государственной власти были: милитаризация, создание надпартийных кабинетов, резкое падение значения политических партий, заметное участие военно-бюрократических кругов в формировании правительств (кабинеты Сайто в мае 1932 – июле 1934 г. и Окада в июле 1934 – феврале 1936 г.), усиление репрессий против демократических сил в стране. В середине 30-х годов имели место кризис японского буржуазного либерализма и торжество реакционной доктрины императорской системы. После 1936 г. выход из внутреннего кризиса правящий лагерь все более видел в наращивании своего агрессивного внешнего курса. Вспомните важнейшие этапы этого процесса начиная с 1931 г.: агрессия в Северном Китае, выход Японии из Лиги наций (1933),обострение отношений с Англией (1935), провокации на границе с СССР и отказ подписать пакт о ненападении (1931 – 1935). План премьера Хирота, принятому летом 1936 г.: курс на колониальное расширение» в Восточной Азии, предусматривавший агрессию против Китая и СССР. Под давлением наиболее агрессивных кругов он получил свое развитие в заключении с Германией Антикоминтерновского пакта (ноябрь 1936). Направленный против СССР и национально-освободительного движения в Китае, он мог быть использован также против США и Великобритании. Подготовка к «большой войне» в Китае осуществлялась в ходе реализации комплекса реформ фашистского характера, получивших название «новой экономической» и «новой политической структуры». Однако растущее в стране недовольство избирателей привело к поражению этого правительства на парламентских выборах 1936 и 1937 гг. Средством разрешения внутренних противоречий стало противопоставление демократической процедуре в стране сильного авторитарного режима и война в Китае.
Рубеж 20 – 30-х годов ХХ в. характеризуется наивысшим подъемом рабочего и национального движения. С 1931 г. выдвигаются политические требования, расширяется движение в деревне. Новым направлением в общедемократическом движении становится антивоенная кампания, проводимая под руководством КПЯ. С 1934 г. прогрессивные организации выступают за создание антифашистского народного фронта, создают Всеяпонскую федерацию труда (январь 1936), рабоче-крестьянские советы как организации Единого фронта. В первом полугодии 1937 г. был отмечен наивысший подъем рабочего движения, продолжавшийся до 1945 г., что проявилось в политической активности трудящихся на выборах. C нападения на Китай (7 июля 1937) Япония вступила в период реализации китайского этапа своей экспансионистской программы. Его осуществлял кабинет князя Коноэ (1937 – 1939). Основные направления в курсе Коноэ – установление фашистской диктатуры («новая национальная структура») и поворот к доктрине «Великой Восточно-Азиатской сферы совместного процветания».Наиболее полно политика Коноэ проявилась летом 1940 г. во время вторичного прихода к власти. Подробно изучите, как происходили реорганизация государственного строя страны и перестройка политической системы. Какова же цель «движения за новую партию»? Инициаторами его были лидеры военно-фашистских организаций, правые социал-демократы, бюрократические круги, фашистские лидеры армии и финансовая олигархия. Почему, в отличие от Германии и Италии, в Японии так и не была создана единая фашистская партия? Почему идеологическим центром фашистских преобразований стала реакционная монархия? Какие функции выполняла созданная в сентябре 1940 г. «Ассоциация помощи трону»? Будучи организационным оформлением «новой политической структуры», она утверждала авторитарные принципы, культивировала монархизм, осуществляла идеологический контроль за населением и находилась на госбюджете. Охарактеризуйте внешнюю политику Японии после начала войны в Китае. Как складывались отношения с державами? Почему США и Англия заняли нейтральную позицию, а с весны 1938 г. оказался возможным курс на активное использование английского империализма для захвата Китая? Как сказался антисоветизм держав на японо-советских отношениях? Выясните значение военной агрессии Японии у о. Хасан (июль-август 1938) и р. Халхин-Гол (май-август 1939) для подготовки Японии к нападению на СССР. Своим вторжением Япония предполагала не только захват монгольской территории, но и вторжение в Уссурийскую, Хабаровскую и Амурскую области с целью отрезать их от СССР. Кроме того, нарушалась бы связь СССР с борющимся Китаем. Поражения Квантунской армии свидетельствовали о кризисе японской внешней политики, вызвали новый подъем сопротивления в Китае, что осложнило ей ведение затяжной войны, подтолкнули развитие антивоенного движения в стране. Очередным ударом по внешнеполитическому курсу Японии было заключение в момент ее военного поражения советско-германского пакта о ненападении (23 августа 1939) вопреки антикоминтерновской коалиции. Тем не менее в опубликованных 13 сентября 1939 г. «Основах политики государства» были названы следующие важнейшие цели ее внешней политики: независимая позиция, урегулирование «китайского» инцидента,подготовка к войне с СССР (к середине 1941 г.).
Можно проанализировать дипломатические, экономические и внутриполитические аспекты подготовки к войне в Тихом океане, рассмотрев следующие обстоятельства: очевидная опасность войны с СССР, не удалось ликвидировать сырьевую зависимость от США и Англии путем ограбления Китая, нарастание проблемы энергоносителей в результате эмбарго США, давление агрессивно настроенных военно-морских кругов, намерение захватить французские и голландские колонии в условиях успехов Германии.
Какие возможности открывал для Японии заключенный с Германией и Италией военный союз – Тройственный пакт (27 сентября 1940)? Японии удалось добиться сохранения своего контроля над бывшими германскими владениями в Тихом океане, переданными ей после Первой мировой войны. Отражая передел мира, пакт был направлен как против СССР, так и против США, Англии и Франции. Германия отводила Японии роль отвлечь силы Англии на Дальнем Востоке и удержать США от активного участия в войне в Европе. Главным, что делало америко-японские отношения непримиримыми, было все большее нарушение американских интересов Японией. конкретные же разногласия касались «пакта трех»,пребывания японских войск в Китае и Индокитае, осуществления принципа равных возможностей в Китае и др.
ЛЕКЦИЯ
"Япония в Новое время"
1. Причины революции Мэйдзи
Своеобразие становления буржуазного государства Японии связано с особенностями японской буржуазной революции XIX в., с расстановкой социально-политических сил в революции, определившей темпы, формы и методы революционных преобразований в стране.
В предреволюционной Японии XIX в. капиталистические отношения лишь начали складываться, существовали развитое ремесленное производство, домашняя и мануфактурная промышленность. Важную роль в экономике играла торгово-ростовщическая буржуазия. Свидетельством углубляющегося разложения феодальных отношений стали такие социальные процессы, как разрушение натурального сельского хозяйства, превышение дайме в неоплатных должников богатых рисоторговцев (что приводило в свою очередь к лишению самураев традиционных источников существования – рисовых пайков), массовое обнищание крестьян, углубление социальной дифференциации японской деревни.
Прямым следствием этих социальных сдвигов стали рост антиправительственных настроений среди определённых слоёв японского дворянства, усиление классовой борьбы, одной из распространённых форм которой, начиная с XVIII века становятся «рисовые бунты» крестьян, восставших против голода, налогового гнёта, злоупотреблений администрации, грабежа ростовщиков. Крестьянство и становится впоследствии главной ударной силой революции, предопределившей успех антибакуфской политической оппозиции, возглавляемой придворной имперской аристократией, опиравшейся на поддержку крупного купечества и низших слоёв самурайства.
Рост антибакуфского движения затронул и некоторую часть крупных феодалов, среди которых выделялись могущественные каналы юго-западных княжеств, где капиталистические отношения получили наибольшее развитие.
Широкое недовольство вызвала, и неспособность сегуната противостоять угрозе независимости страны извне. В 1805 г. Англия, Франция, США, Голландия в результате последовательно проводимой «политики канонерок» добились ратификации неравноправных торговых договоров, на основе которых Япония была приравнена впоследствии в торговых отношениях с ними к полуколониальному Китаю.
В этих условиях устранение сегуната и восстановление власти императора становится той общей идейной платформой, на которой происходит сближение интересов различных антибакуфскихпробуржуазных социально-классовых сил. Показательна и религиозная окраска антибакуфской идеологии. Так буддизм был религией сегуната, ему противопоставлялась древняя религия японцев – синто, обожествлявшая японского императора.
В развернувшуюся вооружённую борьбу против сегуната особый вклад внесли юго-западные княжества, с их современным по тем временам вооружением и организацией войска, что и обеспечило им почти полную независимость в предреволюционной Японии. Победа антибакуфских сил привела к отставке сегуна, упразднению бакуфу и восстановлению власти японского императора. Эти события получили название в исторической литературе переворота, или реставрации Мэйдзи. События 1868 г. стали началом того революционного процесса в Японии, который расчищал путь для развития капиталистических отношений, для становления буржуазного государства. Последовавшие за реставрацией экономические, социальные, политические реформы, со всей их неполнотой и противоречивостью, стали основными формами революционных антифеодальных преобразований в Японии XIX в.
2. Буржуазные реформы 70–80-х гг.
революция япония буржуазный правовой
Среди реформ Мэйдзи особое место занимает аграрная реформа 1872–1873 гг., которая имела далеко идущие социальные последствия. Реформа, закрепившая новые, сложившиеся уже к этому времени поземельные отношения, привела к ликвидации всех феодальных прав на землю. Земля превратилась в отчуждаемую капиталистическую собственность, облагаемую единым поземельным налогом в пользу государственной казны. Если крестьяне. Наследственные держатели земельных участков, получали их в собственность, то крестьяне-арендаторы никаких собственных прав на землю не приобрели. Право собственности на заложенную землю было признано за теми, кому эта земля была заложена. У крестьян была изъята и общинная земля – луга, леса, пустоши. Реформа, таким образом, способствовала сохранению кабальных условий земельной аренды, дальнейшему обезземеливанию новых помещиков – деревенских и других богатеев, которые скупили последствии и большую часть общинной земли, объявленной по реформе государственной, императорской.
Однако одной из главных целей этой акции было получение государственной казной средств, необходимых для превращения Японии в «современное» государство, для модернизации промышленности и укрепления армии. Князья получили денежную компенсацию за землю в виде правительственных процентных облигаций, с помощью японская знать в 80-х годах становится обладательницей значительной доли банковского капитала страны. Вместе с феодальными правами на землю князья окончательно лишились на местах и политической власти. Этому способствовала и административная реформа 1871 г., на основе которых в Японии было создано 50 крупных префектур во главе с назначаемыми из центра префектами, строго отвечающими за свою деятельность перед правительством.
Аграрная реформа привела к укреплению позиций «новых помещиков», новой денежной знати, состоявшей из ростовщиков, рисоторговцев, сельских предпринимателей, зажиточной сельской верхушки – госи, фактически сконцентрировавших землю в своих руках. В то же время она больна ударила по интересам мелких землевладельцев – крестьян. Высокий поземельный налог (отныне 80% всех государственных доходных поступлений шло от земельного налога, достигавшего часто половины урожая) приводил к массовому разорению крестьян, к буржуазному росту общего числа крестьян-арендаторов, эксплуатируемых с помощью рычагов экономического принуждения.
Реформа имела и важные политические последствия. Сохранявшееся помещичье землевладение и японский абсолютизм были взаимосвязаны. Помещичье землевладение могло оставаться нетронутым почти до середины ХХ века, даже в условиях хронического кризиса сельского хозяйства, только за счёт прямой поддержки абсолютистским государством. В то же время «новые помещики» становились неизменной опорой абсолютистского правительства.
Требования, продиктованные угрозой экспансионизма стран Запада, нашедшие выражение в формуле «богатая страна, сильная армия», определили в значительной мере содержание и других реформ Мэйдзи, в частности, военной, ликвидировавшей старый принцип отстранения низших сословий от военной службы.
В 1878 г. был введён закон о всеобщей повинности. Его принятие стало прямым следствием, во-первых, роспуска самурайских формирований, во-вторых, провозглашения в 1871 г. «равенства всех сословий».
В 1872 г. был принят также закон о ликвидации старых званий, упрощавших сословное деление на высшую знать (кидзоку) и низшее дворянство (сидзоку); всё остальное население было отнесено к «простому народу». «Равенство всех сословий» не шло дальше военных целей, разрешения смешанных браков, а также формального уравнения в правах с остальным населением касты отверженных (эта). Офицерские должности и в новой армии замещались самураями. Воинская повинность, однако. Не стала всеобщей, от неё можно было откупиться. Освобождались также от воинской повинности чиновники, студенты (в основном дети из состоятельных семей), крупные плательщики.
Капиталистическому развитию страны способствовали и ликвидации всех ограничений на развитие торговли, феодальных цехов и гильдий, тарифных барьеров между провинциями, упорядочение денежной системы. В 1871 г. были введены свободное передвижение по стране, а также свобода выбора профессиональной деятельности. Самураям, в частности, было разрешено заниматься торговлей и ремеслом. Кроме того, государство всемерно стимулировало развитие капиталистической промышленности, предоставляя средства государственной казны в строительство железных дорог, телеграфных линий, предприятий военной промышленности и пр.
В общем, русле революционных преобразований проходила и реформа японской школы, традиционной системы образования, открывавшая двери для достижения западной науки. Закон о всеобщем образовании 1872 г. не привёл к осуществлению демагогического лозунга «ни одного неграмотного», так как обучение оставалось платным и по-прежнему очень дорогим, но он послужил целям обеспечения развивающейся капиталистической промышленности и нового административного аппарата грамотными людьми.
3. Демократизация политического строя Японии
В императорское правительство Японии в 1868 г. вошли дайме и самураи юго-западных княжеств, сыгравших важную роль в свержении сегуна. Правящий блок не был буржуазным, но он был тесно связан с финансово-ростовщической буржуазией и сам в той или иной мере был втянут в предпринимательскую деятельность.
У антибакуфских социально-политических сил Японии с самого начала не было конструктивной программы перестройки старого государственного аппарата и тем более его демократизации. В «Клятве», провозглашённой в 1868 г. император обещал в будущем, без указания конкретных сроков, «создание совещательного собрания», а также решение всех дел управления «согласно общественному мнению», заимствование знаний «повсюду в мире».
Последующие десятилетия 70–80 гг. были отмечены дальнейшим ростом политической активности различных социальных слоёв. На общем фоне широкого народного движения усиливаются оппозиционные настроения среди торгово-промышленной буржуазии, самурайских кругов, выступающих против засилия в государственном аппарате приближённой к императору знати.
Политически активизируются определённые круги помещиков и сельской богатой верхушки, требующие снижения налогов, гарантий предпринимательской деятельности, участия в местном управлении.