Год рождения иосифа бродского. Иосиф Бродский
Ио́сиф Алекса́ндрович Бро́дский (24 мая 1940 года, Ленинград, СССР — 28 января 1996 года, Нью-Йорк, США) — русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в 1991—1992 годах. Стихи писал преимущественно на русском языке, эссеистику — на английском. Один из крупнейших русских поэтов.
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович (24 мая 1940, Ленинград — 28 января 1996, Нью-Йорк), русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, автор пьес; писал также на английском языке. В 1972 эмигрировал в США. В стихах (сборники «Остановка в пустыне», 1967, «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», оба 1972, «Урания», 1987) осмысление мира как единого метафизического и культурного целого. Отличительные черты стиля — жесткость и скрытая патетика, ирония и надлом (ранний Бродский), медитативность, реализуемая через обращение к усложненным ассоциативным образам, культурным реминисценциям (иногда приводящее к герметичности поэтического пространства). Эссе, рассказы, пьесы, переводы. Нобелевская премия (1987), кавалер ордена Почетного легиона (1987), обладатель Оксфордской премии Honori Causa.
Значение творчества Бродского
Стремясь к двуязычию, он писал также по-английски эссе, литературную критику, стихи. Бродский сумел расширить возможности русского поэтического языка. Художественный мир поэта универсален. В его стилистике усматривают влияние барокко, неоклассицизма, акмеизма, английской метафизической поэзии, андеграунда, постмодернизма. Само существование этой личности стало воплощением интеллектуального и нравственного противостояния лжи, культурной деградации. Изначально, из-за процесса о «тунеядстве», Бродский стал некой нарицательной фигурой независимого художника, сопротивлявшегося общепринятому лицемерию и насилию — и на родине, и вне ее. До 1987 в СССР он фактически был поэтом для «посвященных»: хранение дома его стихов не только считалось предосудительным, но было наказуемо, тем не менее его стихи распространялись испытанным в советские времена способом — с помощью Самиздата.
Международная известность пришла к поэту уже после публикации его первого сборника на Западе в 1965. В СССР до 1987 Бродский практически не издавался. Некоторые строчки Бродского общеизвестны как афоризмы-формулы: «Смерть — это то, что бывает с другими» или «Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность». Мир творений Бродского отразил сознание значительной интеллектуальной группы выходцев из России, и в целом людей «исхода», живущих на грани двух миров, по выражению В. Уфлянда, «бродского человечества»: эти новые странники, словно продолжая судьбы романтических скитальцев, подобны некой соединительной ткани разных культур, языков, мировоззрений, быть может, на пути к универсальному человеку будущего.
Юные годы
Родился в обыкновенной интеллигентной семье. Его отец, Александр Иванович Бродский, окончил географический факультет Ленинградского университета и Школу красных журналистов. В качестве фотокорреспондента прошел всю войну (от 1940 в Финляндии до 1948 в Китае). В 1950 в рамках «чистки» офицерского корпуса от лиц еврейской национальности был демобилизован, перебивался мелкими заметками и фотографировал для ведомственных многотиражек. Мать, Мария Моисеевна Вольперт, всю жизнь проработала бухгалтером.
Подростком Иосиф ушел из школы после 8 класса; как и впоследствии, не мог мириться с государственно внедряемым лицемерием, злом; не то чтобы боролся с ними, но устранялся от участия («я не солист, но я чужд ансамблю. / Вынув мундштук из своей дуды, жгу свой мундир и ломаю саблю»). В 15 лет Бродский поступил на работу на завод. Сменил много профессий: работал и в морге и в геологических партиях. Занимался самообразованием, изучал английский и польский языки. С 1957 начал писать стихи, выступал с их чтением публично. Современникам запомнились его новаторские по содержанию и интонации «пропевания» стихи («Еврейское кладбище около Ленинграда...»). К началу 1960-х годов относятся первые переводческие работы Бродского.
Ахматова высоко оценила талант юного поэта, стала для него одним из духовных наставников. Бродский, отторгаемый официальными кругами, приобретает известность в литературных кругах, среде интеллектуального андеграунда; но он никогда не принадлежит никакой группировке, не связан с диссидентством. Крупные (поэмы «Гость», «Петербургский роман», «Шествие», «Зофья», «Холмы», «Исаак и Авраам») и малые формы равно привлекают поэта. На огромных поэтических пространствах отрабатывает он изощренное владение средствами современной поэзии (виртуозность в метрике, ритмике, рифме) при свойственным петербургскому стилю структурной отточенности, внешней сдержанности, ироничности. Бродский писал: «В каждом из нас — Бог» и гордился, что фактически заново ввел слово-понятие душа в отечественную поэзию. Независимость, неслыханный тогда дух свободы и обращение к библейским ценностям, несмотря на отсутствие «антисоветчины» в творчестве, привлекают к нему негативное внимание властей. Несколько раз, начиная с 1959, он подвергался допросам в КГБ.
Поэт перебивался случайными заработками; его поддерживали и друзья. До 1972 на родине были опубликованы только 11 его стихотворений в третьем выпуске московского самиздатовского гектографированного журнала «Синтаксис» и местных ленинградских газетах, а также переводческие работы под фамилией Бродского или под псевдонимом.
Бродский много ездил по стране с геологами и друзьями, повидал бывший СССР. Вольное «внезаконное» существование было омрачено тремя кратковременными арестами (один по делу Шахматова-Ухтомского об угоне самолета). В 1960-х годах происходила напряженная борьба власти с интеллигенцией, и Бродский, сам того не желая, оказался в центре этого противостояния. В конце 1963 он укрывался в Москве; попытался «спрятаться» и в психиатрической больнице, однако сбежал оттуда. Его арестовали в Ленинграде 12 февраля 1964. Поэт был «избран» центральной фигурой для показательного процесса по обвинению в тунеядстве. В прессе появились симптоматичные статьи: «Окололитературный трутень», «Тунеядцу воздается должное». Бродский был признан вменяемым после насильственного помещения в больницу для судебно-психиатрической экспертизы. 13 марта 1964 состоялся суд над поэтом, ход которого удалось записать Фриде Вигдоровой(благодаря ее записям процесс над Бродским стал достоянием мировой общественности). За поэта заступились Ахматова, Маршак, Шостакович, Сартр. Слова Ахматовой, сказанные по поводу процесса: «Какую биографию делают нашему рыжему!», — оказались пророческими. Суд над Бродским сделал его имя повсеместно знаменитым и даже нарицательным. Произнесенные им простые и мужественные слова подхватывались и пересказывались как легенда. Бродский был приговорен к пятилетней ссылке в Архангельскую область («с обязательным привлечением к физическому труду»). Он пробыл в деревне Норенская с весны 1964 по осень 1965. Благодаря протестам мировой общественности, поэт был освобожден досрочно. В ссылке талант и дух его («главное не изменяться... я разогнался слишком далеко, и я уже никогда не остановлюсь до самой смерти»).окрепли и вышли на новый уровень. Он изучал мировую литературу, английскую поэзию в подлинниках, очень много писал. Помимо большого корпуса разрозненных стихов, здесь в основном созданы цикл «Песни счастливой зимы», поэмы и «большие стихи» (главные, по определению поэта), такие, как «Прощальная ода», «Пришла зима и все, кто мог лететь...», «Письмо в бутылке», «Новые стансы к Августе», «Два часа в резервуаре». Однако все это увидело свет позже, за рубежом.
Возвратившегося из ссылки в Ленинград Бродского не прописывали заново в «полторы комнаты», которые занимали его родители в коммунальной квартире. Только после неоднократных ходатайств (за него хлопотал также Шостакович) Бродскому было разрешено поселиться в родном городе на законных основаниях. Поэт продолжал работать, однако по-прежнему стихи его не могли появляться в официальных изданиях. Средства для жизни давали лишь переводы, поддерживали друзья и знакомые. Растущее чувство отчуждения, унижение и отчаяние «невостребованности», естественно, отражалось в творчестве: в стихах «Речь о пролитом молоке», «Прощайте, мадемуазель Вероника» (1967), Строфы (1968), «Конец прекрасной эпохи» (1969), «Осень выгоняет меня из парка» (1970), «Письмо генералу Z.», в поэме о жизни и смерти лучшей части души в дурдоме окружающей действительности «Горчаков и Горбунов» (1968).
С публикацией стихов за границей (сборники «Стихотворения и поэмы». Washington-New York, 1965; «Остановка в пустыне». Нью-Йорк, 1970) положение Бродского в СССР осложняется. Сквозной становится тема потери: первое в Собрании его сочинений стихотворение 1957 называется «Прощай...»; многочисленны стихи «на смерть поэта», начиная с «Памяти Баратынского» (1961), «На смерть Роберта Фроста» (1963), «...Т. С. Элиота» (1965); философские элегии-эпитафии — «Памяти Т. В.», стихи о разлуке, как «Пенье без музыки», «Похороны Бобо», «Я пепел посетил», «1972». Наделенный даром видеть жизнь во всем, он остро ощущал трагическую «конечность» сущего. Не случайно сборник 1964-1971 годов получил название по стихотворению «Конец прекрасной эпохи» (Ardis, 1977). В основном из произведений этой поры составлена самим Бродским уникальная, обращенная к одному адресату книга лирики «Новые стансы к Августе. Стихи к М. Б.».
Основной корпус стихотворений Бродского, написанных до отъезда, был издан за границей (с 1965). Усилиями друзей и исследователей (прежде всего В. Марамзина и М. Мейлаха) в России было составлено, еще до 1972 года, не допущенное в официальную печать четырехтомное собрание его сочинений (пятый том не завершен) с комментариями текстов и вариантов.
В этот период складываются определяющие черты стиля Бродского: высококонцентрированная содержательность в совершенной поэтической форме; трагический метод познания и художественного отражения; новаторская метафорика; интеллектуализм поэзии, философичность, референции к литературе и смежным искусствам (кинематографу, архитектуре, живописи, музыке). Бродского можно считать классиком русского стиха. Широк круг тем его творчества, а в разнообразии жанровых направлений и ракурсов отсутствуют, кажется, лишь ангажированность, конформизм «советской поэзии». С окончанием политической «оттепели» положение поэта в брежневскую эпоху становилось все безнадежнее, опаснее; его все настойчивей подталкивали к эмиграции. Уже перед самым отъездом, подводя итоги, Бродский создает несколько вершинных произведений своей философской лирики: «Сретенье», «Письма римскому другу», «Бабочку». Он не хотел уезжать из России; однако у него не было иного выбора. В письме Брежневу, проникнутом уверенностью в возвращение на родину, он пишет: «во плоти или на бумаге:...даже если моему народу не нужно мое тело, душа моя ему еще пригодится...».
Эмиграция. 1972-1979
4 июня 1972 начался эмигрантский период жизни и творчества поэта, давший новые стимулы поэтическому творчеству. Бродский сначала приземлился в Вене. Его встретил давний друг, издатель Карл Проффер, в течение многих лет возглавлявший издательство «Ардис». Встреча Бродского с У. Х. Оденом, стала вехой для русского поэта. В том же году Бродский обосновался в США, впервые получил работу — преподавал в различных университетах (таких, как Мичиганский университет, South Hadley Mount Holyoke College, Ann Arbor и др.). Выходят в свет новые сборники поэта, содержащие не только уже созданное, но первые переводы его стихов на английский (Selected Poems. New York, 1973) и новые сочинения (Часть речи. Стихотворения 1972-76. Ardis, 1977; A Part of Speech, N.Y. Farror, Straus Giroux, 1980, Новые стансы к Августе. Стихи к М. Б.1962-82. Ardis, 1983). В том, что эти стихи увидели свет, безусловно, велика роль издательства «Ардис».
В 1978 Бродский переносит первую операцию на сердце, после которой целый год новые стихи не появляются. Периоды юношеского, вбирающего все ценное из поэтической сокровищницы, «романтизма», и многословного стихотворного потока «барокко в контексте неоклассицизма» остались позади. Для поэта жизнь вне стихии родного языка (пусть внешне значительно более благополучная) всегда является трагедией. Новые качества разъедают и в то же время обогащают манеру Бродского: это концентрированная образная эмблематика, сложная метафоричность, проявившаяся прежде всего в цикле «Часть речи»: «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря... черт лица, говоря / откровенно, не вспомнить уже, не ваш, но / и ничей лучший друг...».
С конца 1970-х годов Бродский осваивает новые для себя жанры: эссеистику и литературную критику, начинает писать по-английски — первым сборником его прозы стал премированный американской критикой Less Than One: Selected Essays (1986). В таких эссе, как «Меньше единицы» (давшем название всему сборнику), «В полутора комнатах», поэт, отталкиваясь от автобиографии, создает портрет поколения. Он печатается в «The New Yorker», «New York Review of Books», участвует в конференциях, симпозиумах, много путешествует по миру, что находит отражение и в расширении «географии» его творчества, проникнутого радостью освоения новых горизонтов, горечью ностальгии, поисками смысла существования, на грани небытия и свободы: «Роттердамский дневник», «Литовский ноктюрн», «Лагуна» (1973), «Двадцать сонетов к Марии Стюарт», «Темза в Челси» (1974), «Колыбельная трескового мыса», «Мексиканский дивертисмент» (1975), «Декабрь во Флоренции» (1976), «Пятая годовщина», «Сан-Пьетро», «В Англии» (1977).
Путь к мировой славе
Сорокалетие поэт ощущает как важную веху; в итоговом «Я входил вместо дикого зверя в клетку...» он подтверждает стоическое, мужественное приятие всего опыта прожитой жизни, с ее утратами, ударами. В 1980 Бродский получает американское гражданство. С начала 1980-х годов он становится не только значительной фигурой русского поэтического зарубежья, но все больше, благодаря англоязычной прозе, всемирно известным литератором. Убежденный в великой очищающей, созидательной силе поэзии, Бродский борется за то, чтобы «сборники стихов лежали у кровати рядом с аспирином и библией».
Нравственной и художественной силой своего творчества он противостоит мировому Злу (по мнению некоторых исследователей, «Язык», «Время» и «Зло» — главные темы поэта). Вторжения советских войск в Чехословакию и в Афганистан становятся поводами для аллегорических яростных поэтических протестов, полных стыда и ярости стихов 1968 года и эпических «Стихов о зимней кампании 1980 года». Но Бродского по-прежнему притягивает к себе философская лирика: «Римские элегии» (1981), «Венецианские строфы» (1982), «Сидя в тени» (1983), «В горах», «На выставке Карла Вейлинка» (1984), «Муха» (1985), «Назидание», «Ария», «Посвящается стулу» (1987), «Новая жизнь», «Кентавры» (1988).
Лексика Бродского постоянно обогащается, для этого периода характерна своеобразная амальгама разговорного, бюрократического, «блатного», «высокого» стилей, сближение на новом уровне языковых пластов: архаизмов, диалектизмов, лагерного слэнга, специальных научных терминов. В этой полифоничности отражается содержательная амбивалентность, парадоксальность, смысловое богатство («Представление», 1986). Поэтической речи Бродского присуща иносказательность, метафорическое богатство, жанровое разнообразие: от стихов «на случай», миниатюр, до гигантских эпических полотен, разнообразных форм романа в стихах и поэм, «больших стихотворений». Собрание стихов к одному адресату — «Новые стансы к Августе» — расширило масштаб лирической поэзии. Он становится подлинным мастером стилизаций, литературного перевода (произведений английских поэтов-метафизиков, К. Кавафиса, У. Саба, Ч. Милоша).
Поэт остается верен своему миру и своим ведущим темам. «Осенний крик ястреба», поднимающегося над обыденностью в верхние юдоли и платящего за это оледенением и смертью, «отвечает» ранней «Большой элегии Джону Донну». Тему постоянной разлуки продолжают «На смерть друга»; «Памяти Геннадия Шмакова», «Памяти отца», рождественский цикл, протянувшийся через годы, продолжается в «Лагуне», «Бегстве в Египет»; черты барочной поэзии сквозят и в поздних стихах, философская, эсхатологическая интонация звучит в «Примечаниях папоротника», «Облаках», «Fin de siecle», «Вид с холма», «Портрете трагедии» (1988-1992); философский дуализм и фантастическая ирония пьесы «Мрамор» развивает проблематику «Горчакова и Горбунова».
Мать и отец Бродского, в течение многих лет хлопотавшие о разрешении на выезд за границу, не получив его, умирают в Ленинграде, так и не увидев сына. Смерть родителей для поэта — это удар по детству и основам бытия, удар по главному орудию поэта, родной речи, русскому языку. Трагический образ искаженного реальностью языка — как метафора испорченного зеркала — становится одним из важнейших в позднем творчестве поэта.
«Переломным» для поэта становится 1987, когда пришли повсеместное признание и мировая слава (Л. Лосев назвал это «праздником справедливости»), и даже началось «литературное возвращение» поэта на родину, с первой публикацией его стихов в «Новом мире». В том же, 1987, году Бродский удостаивается Нобелевской премией по литературе. На церемонии присуждения он прочитывают свою блистательную «Нобелевскую лекцию», в которой, в частности, оттачивает концепцию приоритета языка: «Быть может, самое святое, что у нас есть — это наш язык...».
С середины 1980-х годов творчество Бродского становится предметом увлекательного изучения: выходят работы о его поэтике. Т. Венцлова приходит к выводу, что речь у Бродского есть способ преодоления ущербности и расчлененности мира, размыкания пространства «вверх»: «это подлинное пересечение границы, выход из абсурда падшего мира, вступление в осмысленное время»; он выделяет как «основные составляющие миро-текста» Бродского «время, город, пустоту» и делает предположение, что магистральной темой поэта является «бытие и /или/ ничто». В эти же годы Бродский собирает обильный урожай многочисленных премий, но, в первую очередь, как англоязычный автор. Он удостаивается звания «Поэт-лауреат США» 1991-1992.
Последние годы
Иосиф Бродский. 1990-е годы.
В начале 1990-х годов Бродский перенес вторую операцию на сердце, предстояла третья. Однако он продолжал преподавать, писал стихи и прозу («Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна»). Последние годы его недолгой жизни отмечены взлетом интенсивности творчества. Сборники сочинений Бродского начинают выходит в России: первые из них — «Назидание» (1990), «Осенний крик ястреба» (1990), «Стихотворения» (1990). Вслед за все растущей популярностью растет осознание значения, влияние поэтики Бродского. Он привнес в русскую поэзию выразительные качества английской, классической латинской поэзии. В художественной критике, анализе изящной словесности Бродский интересен как исследователь поэтики, психологии, эстетики творчества (работы о Цветаевой, Платонове, Мандельштаме, Одене, Фросте, Ахматовой, Кавафисе, Монтале и других). Наряду с лирикой, «путевыми заметками», античной, библейской тематикой, элегиями, «диалогами» с великими литераторами прошлого и настоящего, склонностью к философичности, иронии и сарказму, для Бродского, по наблюдениям исследователей, сквозными являются проблемы «Время», «Язык», «Смерть». Последние произведения преисполнены горестными настроениями поэта-стоика об «итогах» бытия. Творчество предстает как главная цель мироздания, преодоление немоты, безмолвия и пустоты. Поэзия как высшее выражение языка есть противостояние «ничто». По воле Бродского, его последнюю поэтическую книгу «Пейзаж с наводнением» завершает стихотворение со строками: «Меня обвиняли во всем, окромя погоды... Общего, может, небытия броня / ценит попытки ее превращения в сито / и за отверствие поблагодарит меня».
Поэт скоропостижно скончался в Нью-Йорке, не дожив до 56 лет. Смерть Бродского, несмотря на то, что было известно о его ухудшающемся состоянии здоровья, потрясла людей по обе стороны океана. Похоронен в Венеции. В США у него осталась дочь, которая родилась в 1992, в Петербурге — сын (р. 1967). Одной из последних инициатив поэта было создание Русской Академии в Риме, куда на несколько месяцев могли бы приезжать русские поэты. Первым гостем академии в 2000 стал Тимур Кибиров.
(1940-1996) русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик
Бродский Иосиф Александрович известен как поэт, драматург, переводчик и эссеист. После выхода за рубежом сборника стихов к автору пришла и международная известность. Он стал самым молодым из литераторов, награжденных Нобелевской премией. И не только смог расширить поэтический потенциал родного языка, но и стал символом интеллектуального противостояния моральному вырождению и тотальной лжи.
Детство
Иосиф Бродский появился на свет в обычной интеллигентной ленинградской семье. Отец был дипломированным географом, дополнительно окончил Школу красных журналистов. Начиная с 1940 года, он 8 лет работал военным фотокорром, прошел войну, начав с Финляндии и закончив Китаем. Чистка армейских рядов от лиц еврейской национальности в 1950 году послужила причиной демобилизации. С этого времени семья вынуждена была довольствоваться непостоянным заработком от небольших статей и проданных различным заводским многотиражкам снимков.
Сложное материальное положение семьи стало одной из причин ухода из школы будущего поэта. Иосиф Бродский бросил учебу в 16 лет. Всего за несколько лет он успел поменять целый ряд профессий. Вначале работал учеником на фрезеровальном станке, затем помощником в морге, длительное время трудился истопником и матросом.
Еще одной весомой причиной, из-за которой Бродский оставил школу, было неприятие активно внедряемого среди детей лицемерия и тотальной лжи.
Юность
В 17 лет жизнь Иосифа Бродского, еще не была связана с литературой, он становится рабочим в одной из экспедиций, проводившей геологические исследования. В составе группы исследователей он несколько раз побывал на берегах Белого моря, в Сибири, в некоторых районах Северной Якутии. В этот период своей биографии, будущий поэт много читает, уделяя особое внимание произведениям с философским уклоном, изучает самостоятельно польский и английский языки.
Начало творческого пути
Первые стихотворные строки были написаны Бродским Иосифом Александровичем в восемнадцатилетнем возрасте. Через год будущий поэт знакомится с уже известными на тот момент авторами поэтических произведений Сергеем Довлатовым, Булатом Окуджавой и другими. Первым литературным дебютом Бродского, является поэтический турнир в 1961 году. , после этого в его биографии наступил переломный момент.
Молодой автор прочитал свое недавно написанное произведение «Еврейское кладбище». Бродский не только по-новому исполнил произведение, как бы пропевая стихотворные строки. Новаторским было и содержание произведения. Не все слушатели однозначно восприняли стихи начинающего поэта. Исполнение «Еврейского кладбища» Бродским вызвало настоящий скандал.
В этот период Бродский Иосиф Александрович пробует заниматься и переводческой деятельностью.
В начале 1961 года Бродский знакомится с А. Ахматовой. Это было одно из значимых событий в судьбе молодого литератора. Ахматова оценила талант и стала духовным наставником Бродского. Его биография его в этот период пополняется рядом созданных произведений: поэмами « Холмы», «Гость», «Исаак и Авраам», стихотворениями.
С этого момента к Бродскому Иосифу Александровичу приходит литературная известность, однако официальные круги отторгали молодого поэта, считая его творчество чуждым.
Суд и ссылка
В 1964 году состоялся арест и показательный суд над Бродским, что может служить ярким примером противостояния системе. Поэту предъявили обвинение в тунеядстве. Процесс был показательным, его сопровождал выход в прессе целого ряда изобличительных статей. Подробности суда стали известны мировой общественности, вызвав интерес к личности Бродского. После этого биографияз поэта пересказывалась, как легенда, а имя приобрело известность не только среди литераторов и почитателей творчества.
По окончании суда, поэта приговорили к ссылке. Иосиф Бродский отправился в одну из деревень Архангельской области. На его защиту выступили известные поэты и писатели. Протесты в литературных кругах и широкий интерес мировой общественности способствовали досрочному освобождению Иосифа Бродского. Биография поэта с этого момента является подтверждением выхода на новый уровень. Поэт окреп духовно, понял свое истинное назначение, принял решение не отступать от своих принципов. Именно здесь окончательно сформировалась его личность.
В этот период Бродский Иосиф Александрович читает произведения английских поэтов в подлиннике, изучает мировую литературу. В ссылке появились на свет как разрозненные стихотворения, так и целые циклы. Произведения были изданы уже после эмиграции автора.
Возвращение из ссылки
Возвращение в Ленинград стало еще одним испытанием для Иосифа Бродского. В его деле, содержались данные о суде и ссылке, портившие его биографию, это стало поводом для отказа прописывать его в квартире, принадлежащей семье. Только вмешательство известных и авторитетных деятелей культуры помогло решить эту проблему.
Чтобы избежать повторных обвинений в тунеядстве Бродский, жизнь которого находится теперь под пристальным присмотром, при поддержке К. Чуковского и Б. Вахтина, устраивается на должность переводчика в Союз писателей СССР.
В произведениях, написанных в этот период, отразилась обстановка, в которой жил и творил поэт: отчуждение, невостребованность, постоянные унижения и подозрения. Впервые сборник стихотворений Бродского Иосифа Александровича вышел в свет за границей. Благодаря поддержке друзей автору удалось переправить за рубеж часть своих произведений. Бродский, творчество и биография которого стали предметом исследования многих литературоведов, по праву считается классиком русского стиха.
После окончания периода, получившего название «оттепель», положение поэта усугубилось. Отношение к нему со стороны представителей официальной власти говорило о явной его неугодности. Несмотря на любовь к Родине, Бродскому пришлось эмигрировать.
Жизнь в эмиграции
В 1972 году Иосиф Бродский, жизнь и биография которого содержит много переломных моментов, принимает окончательное решение и переезжает в США. Известный за границей автор сразу же получает приглашение работать в Университете Мичигана. Поэт, которые едва получил неоконченное среднее образование в Советском Союзе, почти четверть века занимал профессорские должности во многих ведущих университетах США и Великобритании.
Биография Бродского которого является примером удачной эмиграции и обустройства на новом месте, скучал по родному городу. Особенно ему хотелось встретиться с родителями, которых так и не выпустили из страны до самой смерти. Похоронили родителей без участия поэта, которому отказали в просьбе на въезд. Горечь от потери дорогих людей нашла выражение в произведениях.
Личная жизнь
В начале 1962 года Иосиф Бродский, в биографии которого есть данные о нескольких бурных романах, познакомился с дочерью известного художника П. Басманова. Марина Басманова и Бродский пробыли вместе всего несколько лет. За это время поэт посвятил любимой женщине множество произведений. В 1967 году на свет появился сын Марины Басмановой и Бродского Андрей.
Причиной расставания стал очередной роман. На этот раз предметом страсти поэта стала балерина М. Кузнецова. В результате непродолжительных отношений у Бродского появилась еще и дочь.
В 1990 году биография Бродского до этого момента, не содержавшая данных об официальном оформлении отношений с женщинами, женится на представительнице итальянской аристократии. Разница в возрасте между супругами составляла почти 30 лет. В браке у пары появилась дочь.
Мировая слава
В сорокалетнем возрасте Иосиф Бродский, биография которого уже была известна на западе, благодаря произведениям, написанным на английском языке, приобретает всемирную известность в качестве литератора. Биография Иосифа Бродского пополнилась еще одной значимой датой, в 1987 году становится самым молодым Нобелевским лауреатом в области литературы. Тогда же впервые за 20 лет на Родине публикуются стихотворения поэта.
К концу десятилетия появляются первые исследования творчества. Бродский Иосиф Александрович практически сразу получает множество престижных литературных премий.
Успех и популярность были справедливой наградой за перенесенные гонения и травлю. Однако переживания прошлых лет не прошли бесследно. В 90-х поэт перенес очередную операцию на сердце.
В январе 1996 года жена Бродского сообщила о его смерти. Как было установлено позже, причиной стал очередной инфаркт. Похоронен поэт в Венеции.
Несмотря на всемирное признание и славу, эта глыба стоит в ней особняком. Это и неудивительно для поэта, более всего прочего ценившего в этом мире свою независимость. До сих пор многие полагают, что он более любим и почитаем за пределами России, нежели внутри неё, где многим совершенно неведомо - кто такой Бродский. Биография у него так сложилась. Нередко она складывалась вопреки его желаниям. Но он ни разу не прогнулся под обстоятельства.
Бродский, биография советского периода
Место и время появления на свет имеют значение в судьбе любого человека. А для поэта они еще существенней. Совпало так, что Ленинград стал исходной точкой судьбы будущего поэта. Здесь, в обычной интеллигентной еврейской семье, в 1940 году родился Иосиф Бродский. Биография поэта начиналась на берегах Невы, в бывшей столице бывшей империи. Этот необычный город с его мистической аурой во многом определил судьбу будущего поэта. Стихи начал писать очень рано. И начались они сразу с высокой планки поэтического мастерства. У Бродского просто отсутствовал обычный для многих юных дарований период эпигонства и подражания образцам. Поэзия его изначально была сложна для восприятия, образность многомерна, стилистика вычурна и изысканна, уровень стихосложения высоко профессионален. Именно таким вошёл в русскую литературу и оставался в ней верным однажды избранному пути, поэт Иосиф Бродский. Биография его не имеет периода ученичества, он с первых шагов в литературе заявил о себе как мастер уникальной квалификации.
Но внешние события его жизни развивались по довольно странной и вместе с тем вполне логичной для советских времён траектории. Несмотря на признание многих авторитетных в русской литературе людей, стихи его игнорировались и не печатались в Советском Союзе. Его творчество было не востребовано советской литературной администрацией, а ни на малейший компромисс с литературной номенклатурой поэт идти не собирался. Далее всё было в советских традициях - суд по статье за тунеядство и 5 лет ссылки в Архангельскую область. "Ах, какую биографию они делают нашему рыжему", - иронизировала на этот счёт Анна Андреевна Ахматова. Из ссылки поэта вернула общественная кампания в его защиту, развернувшаяся в Советском Союзе и за его рубежами. Жан-Поль Сартр обещал много неприятностей советским номенклатурным делегациям при их визитах во Францию. Из ссылки поэт вернулся победителем.
Бродский, биография в эмиграции
Особого желания покидать Родину у поэта не было. Но не было и сомнений в том, что репрессивная машина разжала свои челюсти лишь временно и в скором будущем она обязательно рассчитается и отомстит за вынужденную уступку. Бродский выбрал свободу. С 1972 по 1996 год жил в Соединённых Штатах. Достиг всех возможных почестей - Нобелевской премии и звания Поэта-Лауреата. Никто не задаёт вопроса о том, кто такой Бродский. Краткая биография его содержится во всех справочниках и учебниках. Студенты знакомятся с ней при
Биография Бродского тесно связана с Лениградом, где 24 мая 1940 года родился будущий поэт. Образ послевоенного Ленинграда сохранился в памяти поэта и оказал влияние на его творчество. Взрослая жизнь для писателя началась сразу после окончания 7 классов. Он перепробовал массу различных профессий: врач, матрос, рабочий, геолог, но интересовало его по-настоящему только одно – литературное творчество.
Начало творческого пути
По его собственному утверждению, он написал свое первое произведение в 18 лет (хотя биографы-исследователи обнаружили и более ранние стихи, написанные поэтом в возрасте 14-15 лет). Первая публикация увидела свет в 1962 году.
Кумиры и учителя
Бродский очень много читал и учился. Своими кумирами и настоящими литературными гениями он считал М. Цветаеву , А. Ахматову (интересный факт: личная встреча молодого Бродского и Ахматовой произошла в 1961 году, юный поэт очень понравился Анне Ахматовой, и она взяла его «под свое крыло»), Фроста, Б. Пастернака , О. Мандельштама , Кавафиса, У.Одена. На него оказывали влияние и его современники (с которыми он лично был знаком), такие, как Б. Слуцкий, Ев. Рейн, С. Давлатов, Б. Окуджава и другие.
Преследования и арест
Первый раз поэта арестовали в 1960 году, но очень быстро выпустили, а в 1963 году его начали по-настоящему преследовать за диссидентские высказывания. В 1964 году он был арестован за тунеядство и в этом же году, пережив сердечный приступ, направлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу. После нескольких судебных заседаний Бродский был признан виновным и отправлен на принудительное поселение в Архангельскую область.
Освобождение и высылка за границу
На защиту Бродского встали многие деятели искусства того времени (причем не только СССР): А.Ахматова, Д.Шостакович , С.Маршак , К.Чуковский , К.Паустовский , А.Твардовский , Ю.Герман, Жан-Поль Сартр. В результате массированной «атаки» на власть Бродский был возращен в Ленинград, но публиковаться ему не давали. За несколько лет было напечатано всего 4 стихотворения (хотя Бродского много печатали за границей).
В 1972 году Бродскому «предложили» уехать, и он вынужден был согласиться. 4 июня 1972 года его лишили советского гражданства и он уехал в Вену.
В эмиграции
С 1972 года Бродский работал в Мичиганском университете, активно писал и публиковался, свел близкое знакомство с такими деятелями культуры, как Стивен Спендер, Шеймас Хини, Роберт Лоуэлл. В 1979 году он принял американское гражданство и начал преподавать в других учебных заведениях. В общей сложности его педагогический стаж составил более 24 лет.
В 1991 году Бродскому была вручена Нобелевская премия.
Личная жизнь
Краткая биография Иосифа Бродского будет неполной без «любовных линий». В 22 года Бродский встретил свою первую любовь – Марию (Марианну) Басманову. В 1967 году у пары родился сын. Женаты они не были, но состояли в дружеских отношениях и переписывались всю жизнь. В 1990 году он женился первый раз на Марии Соццани, итальянке из древнего рода, но наполовину русской. В 1993 году у них родилась дочь Анна.
Другие варианты биографии
- Интересно, что Бродский в школе получал двойки по иностранному языку, хотя его мать была профессиональной переводчицей. Едва закончив 7 классов, он самостоятельно и очень быстро выучил сразу несколько иностранных языков, свободно говорил и писал на них.
- Бродский умер в 1996 году в Нью-Йорке, где и был временно захоронен, похоронен же в 1997 году на венецианском кладбище Сан-Микеле. Это было его желание (он хотел, чтобы его тело покоилось между телами С. Дягелева и И.Стравинского), и его воля была исполнена его женой.
Иосиф Бродский | |
Род деятельности: |
поэт, эссеист |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Подданство: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Награды и премии: |
БРО́ДСКИЙ Иосиф Александрович (1940, Ленинград – 1996, Нью-Йорк ; похоронен в Венеции), русский поэт и переводчик.
Жизнь Бродского в СССР
Стихи Бродского, как правило, не появлялись в советской подцензурной печати. Несколько его стихотворений были опубликованы в самиздатском журнале «Синтаксис» (1958–60), что окончательно закрыло ему путь в официальную литературу. Широкую известность приобрели стихотворные переводы Бродского.
В 1964 г. состоялся суд над поэтом, которого обвинили в «тунеядстве» и приговорили к пяти годам принудительных работ на Севере. Суд проходил в обстановке антисемитизма. Бродский был отправлен по этапу в деревню Норенская Коношского района Архангельской области. Стенографическая запись суда над Бродским, тайно сделанная присутствовавшей на процессе журналисткой и писательницей Фридой Вигдоровой , стала широко известна в СССР и заграницей, благодаря самиздату и многочисленным публикациям в западной прессе. Впоследствии Бродского несколько раз арестовывали и после недолгого задержания отпускали на свободу.
Жизнь на Западе
В 1972 г. советские власти вручили Бродскому, вопреки его желанию, визу на выезд в Израиль и фактически выслали его из СССР . Он поселился в США . На Западе Бродский преподавал в разных университетах, будучи «поэтом при университете» и приглашенным профессором в Мичиганском и Колумбийском университетах (США), Кембриджском университете (Англия) и в ряде колледжей. В 1991 г. он стал профессором литературы в колледже Маунт Холиуок в городке Саут-Хедли, штат Массачусетс.
Стихи Бродского испытали заметное влияние символизма и сюрреализма, в то же время они синтезируют черты классических поэтических традиций и стилей. Его большая поэма «Исаак и Авраам» написана по мотивам Библии . Стихотворение Бродского «Еврейское кладбище около Ленинграда» считается одним из лучших произведений на еврейскую тему, написанных в Советском Союзе. В 1965 г. и 1970 г. в Нью-Йорке вышли на русском языке два сборника стихов Бродского («Стихотворения и поэмы» и «Остановка в пустыне»). В Стокгольме на вопрос интервьюера, считает ли он себя русским или американцем, Бродский ответил: «Я еврей, русский поэт и английский эссеист ».
В 1977 г. Бродский издал первые в эмиграции поэтические сборники - «Конец прекрасной эпохи», подводящий итог последним годам творчества в России (1964–71), и «Часть речи», вобравший в себя произведения предотъездного года и стихи, написанные за пять лет эмиграции. Одновременно Бродский публиковал критическую прозу и эссе, в основном написанные по-английски и в 1986 г. собранные автором в отдельный сборник «Меньше чем единица», признанный лучшей литературно-критической книгой года в США. По-русски Бродским написаны критические эссе, посвященные творчеству А. Платонова (1973) и Марины Цветаевой (1979, 1981), опубликованные как предисловия к изданиям этих авторов на Западе.
В сборнике «Новые стансы к Августе. Стихи к М. Б., 1962–1982 гг.» (1983) вошли написанные за двадцать лет стихотворения, объединенные одним лирическим адресатом. Стихотворения из этого сборника, а также не собранные ранее произведения, публиковавшиеся в эмигрантской периодике, составили итоговый для Бродского сборник «Урания» (1987; одноименный в автопереводах английский вариант с добавлением нескольких стихотворений, написанных по-английски, 1988). Избранные стихи 1987–1989 гг. составили сборник «Примечания папоротника» (1990). Бродский - автор двух пьес: «Мрамор» (журнал «Двадцать два», Т.-А., 1984, №32) и «Демократия!» (1990).
В 1979 г. Бродский был избран членом Американской академии и Института искусств и литературы (откуда он вышел в 1987 г.). В 1981 г. он был награжден «премией гениев» Мак-Артура, в 1986 г. - Национальной премией литературных критиков. В 1987 г. Бродский получил Нобелевскую премию по литературе «за его всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтическим накалом». В 1992 г. был избран поэтом-лауреатом Библиотеки Конгресса США. В мае 1995 г., к 55-летию поэта, в Санкт-Петербурге журнал «Звезда» организовал и провел международную научную конференцию, посвященную творчеству Иосифа Бродского.
С конца 1987 г. произведения Бродского широко (в том числе и без ведома автора) публиковались в России , где переизданы почти все его произведения. В Санкт-Петербурге с 1997 г. выходило собрание сочинений Бродского в семи томах.
Источники
- КЕЭ, том 1 + Доп. 2, кол. 546–547 + 231–232