Что значит глагол 2 спряжения. Изучение частей речи: как определить спряжение глагола в русском языке
Как определить спряжение? Правило спряжения изучается в школе несколько часов. Однако далеко не каждый ученик способен запомнить его без хорошей практики. В связи с этим мы решили напомнить вам о том, что такое глагольное спряжение. Правило спряжения также будет представлено вашему вниманию вместе с соответствующими примерами.
Общая информация
Определение того или иного спряжения глагола ставит в ступор довольно большое количество людей. Особенно часто такая проблема возникает во время создания какого-либо письменного текста. И чтобы не прослыть малограмотным человеком, окончания глаголов следует обязательно писать правильно. Но для этого необходимо знать все правила про спряжения.
Что такое спряжение?
Спряжением называют грамматическую которая определяет его изменение по числам и лицам, а также диктует, какую именно букву следует писать в сомнительном окончании.
В современном русском языке известны 2 которые именуются соответственно: первое и второе. В зависимости от того, к какому из названных относится то или иное слово, происходит выбор буквы в окончании. Кстати, не стоит забывать и о том, что у глаголов прошедшего времени отсутствует спряжение. Правило спряжения гласит, что в таких словах нет окончаний, в которых можно сомневаться.
О том, как определить спряжение
Чтобы правильно написать глагол, следует постоянно вспоминать правила по спряжениям.
Итак, давайте рассмотрим их более подробно. Для того чтобы узнать, какое спряжение у того или иного глагола, определить, какую именно гласную букву в его окончании следует писать, необходимо посмотреть, куда в проверяемом слове падает ударение. В том случае, если под ударным положением оказывается само окончание, то с его правописанием сразу становится все понятно. Это связано с тем, что гласная буква стоит в сильной позиции, а потому никаких сомнений возникнуть не должно.
Но что же делать, если вам все-таки необходимо выяснить, какое у того или иного слова спряжение? Правило спряжения гласит, что оно определяется по самой гласной. Таким образом, если под ударением стоят буквы «е», «ю» или «у», то можно смело указывать, что проверяемый глагол относится к первому спряжению. Если же сильную позицию занимают «я» или «а», то это второе спряжение.
Примеры определения спряжений по ударным окончаниям
Приведем конкретные примеры, которые помогут вам запомнить правила на спряжения:
- СпЯт - это глагол несовершенного вида. Ударение в нем падает на окончание -ят. Соответственно, данное слово относится ко второму спряжению.
- НесУт - это глагол несовершенного вида. Ударение в нем падает на окончание -ут. Соответственно, данное слово относится к первому спряжению.
Глаголы с приставкой вы-
Правило определения спряжения, описанное выше, касается практически всех глаголов. Однако у учеников нередко возникают сложности с теми словами, которые начинаются с приставки вы-. Это связано с тем, что в большинстве случаев ударение падает именно на нее. Приведем пример: вЫгорит. Если вы столкнулись с такой ситуацией, то специалисты рекомендуют просто отбросить данную морфему и рассмотреть слово без применения приставки. Например, вЫгорит - горИт. Полученный глагол имеет несовершенный вид и второе спряжение. Соответственно, и начальное слово, от которого оно было образовано, относится к нему же.
Как быть, если ударение не падает на глагольное окончание?
Теперь вам известно, что для грамотного написания следует обязательно применять вышеописанное правило. Спряжение глаголов определяется довольно легко. Но если для вас это сделать проблематично, то рекомендуется создать на отдельном листке таблицу, которая будет содержать в себе все особенности правила.
Итак, с теми случаями, когда на окончание падает ударение, а также с приставкой вы- мы разобрались. Но как же определить спряжение глагола, если его окончание стоит в безударном положении? В этом случае его следует определять по инфинитиву. Что это такое? Для тех, кто забыл, под данным термином понимают неопределенную (или начальную) которая отвечает на такие вопросы, как «что сделать?» и «что делать?».
Примеры определения 1-ого спряжения по безударным окончаниям
Если перед вами слово, ударение которого не падает на окончание, то какое следует применять правило? Спряжение глаголов включает в себя множество нюансов. И для того чтобы грамотно написать необходимый текст, следует знать их все.
Рассмотрим, как определяется спряжение глаголов, окончание которых занимает безударное положение:
- Рисует (что делает?) - это глагол несовершенного вида. Довольно много учеников пишут его с ошибкой, вместо окончания -ет ставя -ит (рисуит). Но это неверно. Для того чтобы правильно написать данное слово, следует поставить его в неопределенную форму: рисует - (что делать?) рисовать.
- Скажет (что сделает?) - это глагол совершенного вида. При его написании также легко совершить ошибку, вместо окончания -ет поставив -ит (скажит). Чтобы определить, какую гласную следует использовать в последнем слоге, данное слово необходимо аналогичным образом преобразовать в инфинитив: скажет - (что сделать?) сказать.
Итак, что дает нам такое правило русского языка? Спряжение глаголов в данном случае зависит от их начальной формы. Таким образом, если инфинитив оканчивается на -ять, -еть, -уть, -ать, -оть или -ыть, то проверяемое слово относится к первому спряжению. Соответственно, личные окончание у данных слов будут следующими: -ет, -ешь, -ете, -ем, -ют, -ут. Также возможны -ю и -у.
Примеры определения 2-ого спряжения по безударным окончаниям
Правило 2 спряжения аналогично 1-му. Для начала приведем несколько примеров:
- Ходите (что делаете?) - это глагол несовершенного вида. Очень часто вместо безударного окончания -ите ученики пишут -ете. Для того чтобы правильно написать это слово, его требуется поставить в начальную форму: ходите - (что делать?) ходить.
- Тратите (что делаете?) - это глагол несовершенного вида. Вместо его окончания -ите ученики ошибочно ставят -ете. Для его правильного написания глагол также следует поставить в неопределенную форму: тратите - (что делать?) тратить.
Опираясь на данные примеры, можно смело сделать вывод о том, что глаголами 2-го спряжения называются те глаголы, начальная форма которых оканчивается на -ить. В этом случае личные окончания таких слов будут следующими: -ит, -ишь, -ите, -им, -ят, -ат. Также возможны -ю и -у.
Исключения из правил
У всех правил есть свои исключения. Так, слова «зыбиться», «брить», «зиждиться» и «стелить» необходимо относить к первому спряжению, даже несмотря на то, что в начальной форме они оканчиваются на "-ить". Таким образом, их личные окончания будут следующими: брить - бреют, бреются; зиждиться - зиждется; стелить - стелет, стелют и пр.
Помимо всего прочего, данное правило включает в себя и такие слова-исключения, как «обидеть», «смотреть», «ненавидеть», «терпеть», «держать», «видеть», «слышать», «вертеть», «зависеть», «дышать», «гнать». Все перечисленные выражения относятся ко второму спряжению, даже несмотря на то, что их инфинитив оканчивается на -еть и -ать. Таким образом, их личные окончания будут следующими: гнать - гонят, ненавидеть - ненавидят, обидеть - обидят, держать - держат, видеть - видят, терпеть - терпят, смотреть - смотрят, дышать - дышат, зависеть - зависят и пр.
Особенности спряжения глаголов
Помимо глаголов первого и второго спряжения, в нашем языке встречаются и разноспрягаемые слова. К ним относятся следующие: "бежать", "хотеть", "брезжить", "дать" и "чтить". Почему они называются разноспрягаемыми? Дело в том, что в одних формах таких глаголов используются окончания первого спряжения (чаще в единственном числе), а в других - второго (чаще во множественном числе). Приведем примеры:
- он хочЕТ;
- ты хочЕШЬ;
- я хочУ;
- они хотЯТ;
- вы хотИТЕ;
- мы хотИМ.
Как видно из примера, разноспрягаемое слово включает себя окончания как первого спряжения, так и второго.
Способы запоминания правил и исключений
В нашем родном языке существует невероятное количество правил, которые имеют не меньшее число всевозможных исключений. Следует отметить, что спряжение глаголов представляет собой одну из сложнозапоминаемых тем в средней школе. Ведь совсем не зря ей посвящается большое количество теоретических и практических часов. Более того, чтобы значительно облегчить изучение данного правила, учителя литературы и русского языка ежегодно придумывают все новые и новые способы того, как запомнить правила спряжения глаголов. Для этого создаются разные песни, шуточные стишки, алгоритмы, таблицы и схемы. Однако суть в них одна: крайне важно понять зависимость той или иной буквы в глагола, которое находится в безударном положении, от буквы в неопределенной форме. Также следует оставить в памяти и место для 15 слов-исключений.
Если раз и навсегда запомнить эти зависимости, то вы сможете определять спряжение глаголов еще до того, как начнете его записывать.
Итак, рассмотрим несколько алгоритмов для запоминания:
- 1-ое спряжение. К нему относятся все те глаголы, начальная форма которых оканчивается не на -ить (разумеется, кроме следующих исключений: «зыбиться», «брить», «зиждиться» и «стелить»).
- 2-ое спряжение. К нему относятся все те глаголы, начальная форма которых оканчивается на -ить (разумеется, кроме следующих исключений: «обидеть», «смотреть», «ненавидеть», «терпеть», «держать», «видеть», «слышать», «вертеть», «зависеть», «дышать», «гнать»).
Чтобы облегчить процесс запоминания таких слов-исключений, был специально придуман следующий стишок, содержащий в себе все необходимые сведения:
Ко 2-ому же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ИТЬ,
Исключая брИТЬ, стелИТЬ.
А еще смотрЕТЬ, обидЕТЬ,
СлышАТЬ, видЕТЬ, ненавидЕТЬ,
ГнАТЬ, держАТЬ, дышАТЬ, терпЕТЬ,
И зависЕТЬ, и вертЕТЬ.
Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы поговорим об одном из самых сложных видов частей речи в русском языке - о глаголе. Неудивительно, что у иностранцев при изучении этой части речи всегда возникают трудности, ведь даже русскоязычные люди, очень часто совершают ошибки. Итак, что же собой представляет спряжение?
Спряжение - это изменение формы глагола по лицам и числам. В русском языке всего 2 вида спряжения: 1-ое и 2-ое, но здесь достаточно много исключений, которые необходимо запомнить. Лицо в русском языке -это категория глагола, с помощью которой указывается, кто производит действие. Насколько нам известно из предыдущих статей, что в русском языке 3 лица: 1- относятся местоимения я, мы. Ко 2 лицу относятся - ты,вы. К 3-ему относят - он, она, оно, они.
Чтобы понять к какому спряжению относится тот или иной глагол, нам необходимо знать,что важное место здесь занимает ударение. Дело в том,что спряжение определяется по окончаниям и суффиксам глагола.
1. По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени.
2. Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксам неопределенной формы. Рассмотрим, как определить спряжение по личным окончаниям, выделенные буквы у нас находятся под ударением:
1 спряжение
Лицо | Окончания Ед. ч. | Окончания Мн. Ч. | Пример |
1 | -у/ю | -ем | Рису ю/Растё м |
2 | -ешь | -ете | Рису ешь/Растё те |
3 | -ет | -ут/ют | Рису ет/Рису ют |
2 спряжение
Если же окончания у нас безударные, то, чтобы определить спряжение глагола, нам необходимо обратиться к неопределенной форме и по суффиксу определить нужное спряжение. Но в русском языке есть много исключений, о которых я писала выше.
Глаголы 1 спряжения представлены следующими суффиксами:
- глаголы в неопределенной форме с суффиксом -еть, кроме 7 глаголов-исключений: видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть .
- глаголы, имеющие в неопределенной форме суффикс -ать, кроме глаголов-исключений: дышать, гнать, слышать и держать .
- три глагола с суффиксом - ить: зиждиться (основываться на чём-то), стелить и брить .
- все глаголы с суффиксами: -оть, -уть,-ть: обуть, полоть, смолоть.
- все глаголы, имеющие суффикс -ить , кроме 3-х глаголов, которые были описаны в 1 спряжении.
- семь глаголов с суффиксом -еть : которые были описаны в 1 спряжении.
- четыре глагола-исключения с суффиксом -ать : описаны в 1-ом спряжении.
Хотеть, чтить, бежать, прощать
Данные глаголы относятся частично к 1 и 2 спряжению.
Задачи урока:
- Образовательные:
- отработка и закрепление общих понятий (закрепление ранее изученного);
- проговаривание изучаемых алгоритмов (умение выбрать и доказать различными способами написание безударных окончаний глаголов через побуждающий диалог и продуктивное (творческое) задание).
- Развивающие:
- развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально.
- Воспитательные:
- формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.
Оборудование: план, доска, сигнальные карточки (цветные и карточки спряжений) , стихотворные способы запоминания (зрительные опоры) , карточки с заданиями.
Доска:
дело лихо,
Бьётся лебедь средь зыбей…
К морю лишь подхoд . т он.
Вот и слыш . т , будто стон…
Неопр.форма 2 л. ед.ч. 3 л. множ.ч.
подходить
слышать
смотреть
видеть
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
2. Минутка чистописания (ат, ят; ут, ют)
3. Словарная работа
– Кто о себе так заявляет?
Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
– Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением.
* Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
отв . рить – вaрка
отт . чить – тoчит
отб. жать – бег
отн. сти – нёс
– Где находится безударные гласные? (В корне).
– К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы).
– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал ”, “что делает ”, “что будет делать ”).
– Чем похожи эти глаголы? (По структуре словообразования) . Перечисли их общие черты.
– А ещё? (Это глаголы в начальной форме – инфинитив ).
– Что это за форма глагола? Какова её роль?
1) инфинитив + “буду ” = будущее время;
2) выражает эмоции и чувства (любить, негодовать, страдать, реветь) ;
3) при определении безударного личного окончания глаголов можно перепутать -е и -и : -ить (II) , -еть (I) .
4. Постановка проблемы
– Прочитаем стихотворение-шутку:
Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить ,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить .
– В этом стихотворении опора сделана на глаголы неопределённой формы.
(2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов).
– Закончили? Проведём самопроверку по правилам.
5. Открытие детьми темы урока
– Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил .
– Возвращаемся к теме урока: Глаголы-исключения.
6. Знакомство с правилом
– Прочитаем отрывок из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”. Проверим безударные окончания глаголов.
К морю лишь подхoд . т он, Вот и слыш . т , будто стон… |
Смотр. т – вид. т : дело лихо, Бьётся лебедь средь зыбей… |
||||
Неопределённая форма |
2 лицо, единственное число |
3 лицо, множественное число |
Неопределённая форма |
2 лицо, единственное число |
3 лицо, множественное число |
подходить |
подхoдишь |
подходят |
смотреть |
смотрешь |
смотрят |
-ишь |
-ют |
||||
слышать |
слышет |
слышут |
видеть |
Видешь |
видят |
-ит |
-ат |
-ишь |
-ют |
– Проведём самопроверку по правилам.
– Закончили? Кто хочет высказаться? (Разброс мнений) .
– Как мы уже говорили, существует 11 глаголов исключений II спряжения:
7. Физкультурная пауза
– Закрываем глаза, заучиваем.
(Заучивание. Работа в парах. Взаимопроверка – 1 и 2 варианты).
Помощь в стихах
Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” – спрягать нельзя.
– В этих глаголах мы пишем лишь: “-и ” (ты видишь , он видит и видят они)
Весёлые рифмы
Как начнёшь меня ты гнать ,
Перестану я дышать ,
Перестанут уши слышать ,
Ну а руки – всё держать .
На меня начнёшь смотреть ,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть ,
Буду от тебя зависеть ,
Раз ты смог меня обидеть .
Буду я тебя не видеть ,
А открыто ненавидеть .
8. Первичное закрепление
В предложенном задании нас просят написать по десять глаголов первого и второго спряжение. Для выполнения данного задания сначала разберёмся, какие в русском языке бывают спряжения и как их отличить.
Спряжения глаголов
- Первое спряжение. К первому спряжению относят все глаголы, которые оканчиваются на "-еть", "-ать", "-оть", "-ыть", "уть" и другие. Исключениями являются глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, слышать, ненавидеть, дышать, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть.
- Второе спряжение. Ко второму спряжению относят все глаголы, которые оканчиваются на "-ить". Исключениями являются глаголы: брить, зиждиться, стелить.
- Особое спряжение. К особому спряжению относят глаголы, которые имеют особую систему формирования, - это глаголы "есть", "дать", "нести" и их производные.
Благодаря спряжению глагола можно определить гласную в его окончании, так например для первого спряжения это гласные "у", "ю" и "е", для второго же спряжения, это гласные "а", "я" и "и" в разных лицах и числах. Например:
- Первое спряжение: колоть - ты колешь - он колет - они колют;
- Второе спряжение: говорить - ты говоришь - он говорит - они говорят.
Теперь, когда мы знаем, как определять спряжения глаголов, можем выполнить задание и привести по десять примеров глаголов первого и второго спряжения.
Примеры глаголов первого и второго спряжения
- Первое спряжение: лететь (оканчивается на "-еть"), успевать (оканчивается на "-ать"), разбирать (оканчивается на "-ать"), рисковать (оканчивается на "-ать"), млеть (оканчивается на "-еть"), плыть (оканчивается на "-ыть"), уснуть (оканчивается на "-уть"), побороть (оканчивается на "-оть"), слыть (оканчивается на "-ыть"), падать (оканчивается на "-ать").
- Второе спряжение: мутить (оканчивается на "-ить"), лить (оканчивается на "ить"), жить (оканчивается на "-ить"), умилить (оканчивается на "-ить"), вить (оканчивается на "-ить"), укрепить (оканчивается на "-ить"), разбудить (оканчивается на "ить"), усыпить (оканчивается на "-ить"), взбодрить (оканчивается на "-ить"), "готовить (оканчивается на "-ить").
§ 1 Спряжение глаголов
Спряжение - это постоянный морфологический признак глагола. Знания о спряжении глагола позволяют нам правильно написать безударное окончание глагола. Вспомним, что в русском языке существует два спряжения глаголов: первое (I) и второе (II).
Определить спряжение можно различными способами. Для выбора способа определения спряжения в первую очередь необходимо обозначить ударение в слове и определить, ударным или безударным является окончание. Если окончание глагола ударное, то спряжение определяем по окончанию, воспользовавшись правилом:
К I спряжению относятся глаголы с личными окончаниями:
У, -ю, -ешь, -ёшь, -ет, -ёт, -ете, -ёте, -ем, -ём, -ут, -ют;
Ко II спряжению относятся глаголы с личными окончаниями:
У, -ю, -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят.
Если же окончание глагола безударное, определить спряжение можно следующими способами.
Поставьте глагол в форму 3 лица множественного числа. Если глагол в форме 3 лица множественного числа имеет окончания -ут-/-ют-, следовательно, это глагол первого спряжения, если глагол имеет окончание -ат-/-ят- - глагол второго спряжения.
Спряжение глагола можно определить и другим способом.
Необходимо поставить глагол в неопределенную форму (отвечает на вопрос - что сделать?). Выделить глагольный суффикс -ть- и суффикс глагола перед -ть-. Если глагол имеет в суффиксе перед -ть- гласную -и-, это глагол второго спряжения. Суффиксы -а-, -о-, -я-, -е-, -ы-, -у- принадлежат глаголам первого спряжения.
Рассмотрим несколько примеров.
Глагол «посеешь» имеет безударное окончание. Для того чтобы не ошибиться в написании окончания, поставим глагол в форму 3 лица множественного числа - они (что сделают?) «посеют». Окончание глагола -ют указывает на то, что это глагол первого спряжения.
Воспользуемся вторым способом. Поставим глагол «посеешь» в неопределенную форму (что сделать?) посеять. В слове «посеять» перед суффиксом -ть стоит суффикс -я-, который указывает на первое спряжение.
Определим спряжение глагола «шали́те». Обозначим ударение в слове, оно падает на гласную -и-. Окончание глагола -ите находится под ударением. Следовательно, это глагол второго спряжения.
§ 2 Глаголы-исключения
Определим спряжение глагола «смо́трите». Поставим ударение, оно падает на гласную о в корне слова. Окончание глагола безударное. Чтобы определить спряжение глагола поставим его в форму 3 лица множественного числа - (что делают?) они «смотрят». Окончание глагола -ят указывает нам на второе спряжение.
Воспользуемся другим способом определения спряжения глагола, для этого поставим глагол «смотрите» в неопределенную форму - (что делать?) «смотреть». Суффикс глагола перед -ть, -е- указывает нам на то, что глагол первого спряжения.
Рассмотрим ещё один пример. Определим спряжение глагола «де́ржите». Окончание глагола безударное. Поставим глагол «держите» в форму 3 лица множественного числа - (что делают?) они «держат». Окончание -ат указывает нам на второе спряжение глагола. А если поставить глагол держите в неопределенную форму - (что делать?) - держать, мы видим, что суффикс -а- перед -ть- указывает нам на первое спряжение.
Почему же у нас в двух последних случаях - для глаголов «смотреть» и «держать» - получились разные ответы? Ведь мы правильно воспользовались способом определения спряжения. Ответ прост. В русском языке существуют глаголы-исключения, они не подчиняются этим правилам, всего их 13.
Так, к первому спряжению относятся глаголы «брить», «стелить», имеющие в неопределенной форме суффикс -и- перед -ть. При изменении по лицам и числам названные глаголы принимают окончания I спряжения. Например:
В 1 лице - я стелю, мы стелем.
Во 2 лице - ты стелешь, вы стелете.
В 3 лице - он стелет, они стелют.
Глаголы-исключения смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, дышать, слышать, держать и гнать (всего их 11) относятся ко второму спряжению, в неопределенной форме они имеют суффикс -а- или -е- перед -ть-. При изменении по лицам и числам названные глаголы принимают окончания II спряжения. Например:
В 1 лице - я смотрю, мы смотрим.
Во 2 лице - ты смотришь, вы смотрите.
В 3 лице - он смотрит, они смотрят.
Запомнить глаголы-исключения второго спряжения помогут «считалочки»:
Глаголы, образованные от глаголов-исключений приставочным способом или с помощью -ся-, относятся к тому же типу спряжения.
Например: гнать, гнаться, загнать, выгнать, перегнать и т.д. - глаголы II спряжения, также как глаголы смотреть, смотреться, высмотреть, пересмотреть, посмотреть, присмотреть и т. д. А глаголы стелить, застелить, настелить, выстелить, перестелить и т.д. являются глаголами I спряжения.
Список использованной литературы:
- Справочное пособие по русскому языку. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. ЗАО «Премьера»,1999.
- Поурочные разработки по русскому языку. О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова. Экзамен, М.: 2008.
- Учимся играя. В. Волина. Новая школа, М.: 1994.
- Учим русский с увлечением. О.Е. Жирейко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. «5 за знания», М.: 2005.
- Русский язык. 4 класс. Книга для учителя. Т.Г. Рамзаева. «Дрофа», М.: 2000.