Аспирантура – дорога в науку вымощенная кровью и потом. Много ли учатся аспиранты? Сколько учиться в аспирантуре после магистратуры заочно
Каковы сроки приемной кампании в аспирантуру в 2019 году?
В этому учебном году подать пакет документов для поступления можно будет в 2 волны:
- 1 волна приёма документов: 3 декабря 2018 года - 14 марта 2019 года
- 2 волна приёма документов: 1 августа - 13 сентября 2019 года
Важно! В случае, если все бюджетные места по конкурсу будут заполнены в ходе первой волны, вторая волна не состоится!
Есть ли в аспирантуре ВШЭ бюджетные места?
Все места в аспирантуре ВШЭ являются бюджетными. Количество бюджетных мест, выделенных на этот год, можно узнать .
На сколько конкурсов (направлений) я могу подать заявление?
В одну волну можно одновременно подать заявления на несколько направлений в одном кампусе или в нескольких кампусах. При этом нужно указать приоритетное для зачисления направление.
Обратите внимание, что если поступающий не прошел по конкурсу в первую волну, он не может подать документы на то же направление во вторую волну. В таком случае можно участвовать в конкурсе на другое направление(в том же кампусе) или в конкурсе на то же направление, но уже в другом кампусе.
Кого принимают на бюджет? Есть ли какие-то ограничения кроме успешно сданных экзаменов?
Принимают всех, успешно сдавших экзамены и набравших проходной балл. Других ограничений нет.
Можно ли подавать документы на несколько направлений в одной волне?
Согласно Правилам приема 2019 года, абитуриент имеет право подавать документы на несколько направлений. Но нужно оценить дополнительные риски и издержки при подаче документов на несколько направлений в одну волну:
а) на каждый конкурс нужно предоставить полный пакет документов;
б) вступительные испытания сдаются столько раз, сколько комплектов документов подано;
в) если в первую волну абитуриент не поступит, он лишается возможности подавать документы на это же направление в том же кампусе в рамках второй волны
Можно ли мне поступать в аспирантуру, если я еще не окончил учёбу и у меня пока нет диплома специалиста/магистра?
Если вы оканчиваете предыдущую ступень обучения в этом году — да можно. Абитуриенты могут подавать документы и участвовать во вступительных испытаниях и без предоставления диплома! Единственное условие: к моменту зачисления в аспирантуру поступающий должен предоставить диплом о высшем образовании (магистра или специалиста). Сроки предоставления оригинала диплома: для 1-й волны - до 18:00 31 июля, для 2-й волны - до 18:00 25 октября (время московское).
Есть ли аспирантура в региональных кампусах ВШЭ?
Можно ли подать документы в аспирантуру дистанционно?
Можно ли подать документы почтой?
Можно. Сделать это необходимо почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения в адрес Приемной комиссии:
- В Москве: 101000, Москва, Мясницкая ул., д. 20, Высшая школа экономики, Управление аспирантуры и докторантуры.
- В Нижнем Новгороде: 603155, Нижний Новгород, Большая Печёрская ул., д. 25/12, НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, к.410, отдел аспирантуры
- В Санкт-Петербурге: 190008, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д.16, НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, отдел по приему студентов.
Уведомление и опись вложения являются основанием подтверждения приема документов поступающего.
Документы, направленные по почте, принимаются при их поступлении не позднее: для первой волны — 14 марта, для второй волны — 13 сентября.
Поступающий должен уведомить Приемную комиссию об отправке документов по электронной почте: ( — для Москвы, [email protected] — для Нижнего Новгорода, [email protected] — для Санкт-Петербурга).
Как проходят вступительные экзамены?
Для поступления в аспирантуру необходимо успешно сдать вступительные экзамены:
- специальная дисциплина (специальность) — 100-балльная оценка
- иностранный язык на выбор (английский, французский, немецкий, испанский, итальянский) — 50-балльная оценка
Кроме того, некоторое количество баллов можно получить за индивидуальные достижения. Перечень программ вступительных испытаний на все аспирантские школы (в том числе, критерии начисления баллов за индивидуальные достижения для каждой из программ) можно найти .
В качестве вступительного экзамена по иностранному языку засчитываются международные языковые сертификаты (в 2018/19 учебном году принимаются сертификаты по английскому, французскому или немецкому, таблицу перевода баллов сертификата в баллы за экзамен можно найти в пункте 4.11 ). Кроме того, условием получения максимального балла за экзамен по иностранному языку могут быть успешно оконченные магистерские программы на иностранных языках.
Каков проходной балл?
Мы не устанавливаем заранее количество баллов, набрав которое, вы гарантированно поступите в аспирантуру — конкурс формируют сами участники. Но есть количество баллов, ниже которых набирать нельзя: 30 по специальности и 15 по иностранному языку. Набрав ниже хотя бы одного из этих порогов, вы автоматически выбываете из конкурса.
В каких случаях мои документы не примут?
Если вы предоставили неполный комплект, подали документы не в срок, либо, если выяснилось, что хотя бы один из поданных вами документов не является подлинным.
Я иностранный гражданин. Мне следует выбрать квотный отбор или подачу документов в общем конкурсе?
Вы имеете право участвовать и в том, и в том конкурсе, они не зависят друг от друга. Не забудьте только, что в этом случае вам нужны минимум два полных комплекта документов (или больше — если вы участвуете в конкурсе на несколько программ).
Каковы условия поступления в аспирантуру для граждан СНГ?
Каковы условия поступления в аспирантуру для граждан иностранных государств?
Обязательно ли диплом иностранного поступающего должен быть нострифицирован Минобрнауки РФ?
НИУ ВШЭ самостоятельно проводит процедуру признания дипломов иностранных образовательных организаций.
Можно ли предоставить документы на иностранном языке?
Да. Можно представить документы, подтверждающие индивидуальные достижения на английском языке.
Диплом о высшем образовании и паспорт должны быть переведены на русский язык.
Можно ли перевестись в аспирантуру из другого вуза?
Можно. Для этого необходимо: 1) наличие свободного места по соответствующему направлению на соответвующем году обучения 2) выполнение всех аттестационных критериев, установленных для аспирантов НИУ ВШЭ (см. раздел 2.2.) http://www.hse.ru/org/hse/aspirant/steps 3) согласие будущего научного руководителя и директора Аспирантской школы 4) решение аттестационной комиссии
Насколько сложно защититься?
По статистике из общего количества зачисленных в аспирантуру каждый третий заканчивает обучение (остальные отчисляются в процессе обучения). Защищают диссертации примерно 40% из числа окончивших аспирантуру.
Аспирантские школы
Система аспирантских школ была введена в НИУ ВШЭ в 2013 году.
Аспирантская школа — это сообщество, объединяющее аспирантов, научных руководителей различных кафедр, департаментов, научных центров, лабораторий, филиалов НИУ ВШЭ по одному направлению аспирантской подготовки.
Задача аспирантской школы — курирование процесса обучения аспиранта от поступления до защиты им диссертации.
Каждую аспирантскую школу возглавляет .
Работу аспирантской школы обеспечивает .
Научный руководитель
Научным руководителем может быть сотрудник Вышки, имеющий ученую степень доктора наук, кандидата наук или степень PhD.
Как найти научного руководителя
Шаг 1. Определитесь с тематикой будущего диссертационного исследования
Тема может быть изменена в ходе работы над диссертацией. Изначально тема может формулироваться с учетом тех наработанных материалов, которые уже есть у вас в виде дипломной работы, публикаций и т.д.
Для выпускников Вышки, планирующих продолжить сотрудничество с прежним научным руководителем (после магистратуры, специалитета) проще всего выбрать ту научную проблематику, по которой ведет академическую и научную работу кафедра (департамент, институт, лаборатория), на которой работает ваш научный руководитель.
Если Вы не учились раньше в Вышке, Вы можете выбирать направление научного исследования с учетом вашего предыдущего образования и тематики будущей диссертации. Посмотрите паспорт специальности, программы вступительных экзаменов (на каждую специальность/специализацию — отдельная программа). С уточнением круга ваших научных интересов, рассмотрением вашего портфолио поступающего, подбором научного руководителя вам помогут в Аспирантской школе соответствующего направления подготовки.
Шаг 2. Определитесь с научным руководителем, Аспирантской школой, образовательным или научным подразделением, которые ведут академическую и научную работы по избранной вами проблематике
1. На страничках Аспирантских школ вы найдете информацию о том, по каким направлениям и профилям Аспирантская школа готовит аспирантов, а также о рекомендуемых научных руководителях.
Обучение
Какие академические возможности есть у аспирантов НИУ ВШЭ?
У аспирантов есть возможность посещения курсов лекций, направленных на развитие академических навыков (навыки организации и проведения научных исследований, написания академических статьей, подготовки презентаций)
Аспирантам предоставляется уникальная возможность свободного доступа к актуальным ресурсам электронной библиотеки ВШЭ , включающей в себя базу данных отечественной и зарубежной периодики и электронных книг, базу данных зарубежных диссертаций, индексы научного цитирования и , издания и статистические ресурсы , и .
Аспиранты принимают активное участие в международных конференциях и семинарах . В ВШЭ финансируются зарубежные стажировки молодых ученых.
Кроме государственной стипендии аспиранты имеют возможность получать финансовую поддержку, принимая участие в работе научных лабораторий; получать научные гранты и стипендии .
Осенью 2010 года в НИУ ВШЭ стартовала программа «Академическая аспирантура» . Структура программы «Академическая аспирантура» соответствует PhD программам, с сильной обучающей компонентой, обязательной стажировкой в западном университете в процессе обучения, соруководством со стороны зарубежных исследователей, сотрудников ВШЭ, получивших степень PhD. Стипендия аспирантам, обучающимся по данной программе составляет 30 тыс. рублей ежемесячно.
Есть ли возможность работать и учиться в аспирантуре?
Возможность есть. Занятость в режиме full-time (полный рабочий день) в обязательном порядке предусматривается только для аспирантов программы «Академическая аспирантура». Остальные аспиранты могут варьировать «занятость» в аспирантуре.
Аспирантская «занятость» складывается из посещения учебных курсов (пока они проводятся 2-3 раза в неделю, преимущественно в вечернее время), присутствия на заседаниях кафедр и научных подразделений (в среднем 1 раз в месяц) для утверждения темы, аттестации, промежуточных выступлений с результатами работы. Также придется выделить время для прохождения педагогической практики (под пед. практикой понимается не только ведение студенческих семинаров, но и участие в подготовке методических материалов, ридеров, помощь в проведении научных мероприятий: конференций, семинаров и т. д).
Кроме этого аспиранту необходимо планировать время для посещения различных научных мероприятий: научных семинаров кафедр, научных подразделений (информацию о них можно найти на страничках кафедр и научных подразделений, http://www.hse.ru/education/ , http://www.hse.ru/science/centers , https://www.hse.ru/ru/interlabs/).
Также, есть мероприятия, которые будут полезны аспиранту и непосредственно для написания диссертации и для получения «сопутствующей» информации, например, о грантах, потенциальных местах стажировок и т.д.: http://www.hse.ru/science/scifund/travel
С учетом дистанционного доступа к электронным ресурсам библиотеки есть возможность гибкого планирования времени на работу с литературой.
У аспирантов, есть возможность зарабатывать не покидая пределов Вышки. Так, помимо преподавательской (оплачиваемой) деятельности на кафедре вы можете подключаться к научным проектам, реализуемым в университете (в качестве сотрудника научного подразделения, международных лабораторий, научно-учебных лабораторий).
Каковы критерии отчисления?
Аспирант может быть отчислен из аспирантуры, если он не прошел аттестацию. Аттестация проводится 2 раза в год: в мае-июне (промежуточная аттестация) и в октябре (итоговая аттестация). На аттестации учитывается выполнение совокупного объема работ, предусмотренного для данного периода обучения, Критерии аттестации содержатся в Порядке подготовки аспирантов. (п.2.2.2)
Общежитие
Есть ли общежитие и каковы условия его предоставления?
Общежитие предоставляется всем иногородним аспирантам, живущим от Москвы далее 8 ж/д зоны.
Посмотреть, к какой зоне ж/д относится место вашего проживания можно , выбрав на этой странице соответствующее вашему месту проживания направление железной дороги.
Стоимость проживания для аспирантов очной формы обучения можно найти по ссылке . Для аспирантов заочной формы обучения общежитие не предоставляется.
Гранты, стипендии, стажировки
В каких иностранных университетах возможно прохождение стажировок?
Недавно было заключено соглашение с Бременской аспирантской школой (информация скоро будет размещена на сайте). Кстати, для аспирантов, обучающихся по программе «Академическая аспирантура», зарубежные исследовательские стажировки являются обязательной частью программы обучения.
Есть ли совместные аспирантуры? Какое количество аспирантов в среднем получает возможность ее пройти? Какие дополнительные документы нужны для ее прохождения?
В НИУ ВШЭ существуют программы двойных дипломов. Условия участия см. здесь http://www.hse.ru/org/hse/aspirant/phd Также, в настоящее время готовится соглашение о программе двойных дипломов на уровне PhD с Технологическим университетом Эйндховена (Голландия).
Переход на двухуровневую систему образования повлек за собой немалую путаницу. До сих пор не во всех ВУЗах принята эта система. Поэтому аспирантом можно стать после магистратуры и специалитета. Это уравнивает шансы тех, кто учится в разных учебных заведениях. Аспирантура нужна тем, кто хочет получить наиболее качественное образование и стать кандидатом наук в выбранной области. Уже несколько лет она является альтернативой второму высшему образованию. Специалисты с ученой степенью после окончания учебного заведения способны претендовать на более высокие должности, а также могут вести преподавательскую деятельность, что расширяет круг возможностей выпускника.
Отличия разных ступеней образования
Двухуровневая система образования была необходима, чтобы у выпускников из России была возможность поступить в европейские или американские учебные заведения без необходимости снова прослушивать базовый курс. Сейчас в нашей стране переходный период на эту систему. Пока еще не изменена оценка знаний (за границей она стобалльная) и не во всех ВУЗах имеется разделение на две ступени. Поэтому уровни подготовки студентов сейчас следующие:
- Бакалавр – в переводе с латинского это слово означает недоучка. Эта ступень подготовки на сегодня является самой низкой. После нее нельзя поступить в аспирантуру, но уже можно работать или поехать на обучение за границу. Срок получения знаний на бакалавриате – 4 года.
- Специалист – человек, который отучился в ВУЗе по одной из старых программ. В этом случае провести на студенческой скамье ему предстоит 5 лет. Одним из преимуществ специалитета является возможность дальнейшего поступления в аспирантуру. При этом студент экономит целый год. В магистратуру на бюджетную основу специалисту поступить уже нельзя, так как повышение ступени считается вторым высшим образованием.
- Магистратура – это вторая ступень обучения по европейской системе. Благодаря ей можно получить еще одну профессию или углубить знания в выбранной специальности. После прохождения курса необходимо защитить магистерскую диссертацию, что является хорошей подготовкой к аспирантуре. Срок обучения магистра – 2 года, после чего реально стать преподавателем ВУЗа.
Претендовать на кандидатскую степень можно только на основе специалитета или магистратуры. Можно прекратить обучение после бакалавриата, а позже платно и заочно углубить свои знания.
Сколько лет предстоит учиться в аспирантуре
Итак, если вы ходите получить образование за границей, то можно остановиться на бакалавриате.
Если вы не планируете выезд за пределы России и хотите стать аспирантом, то стоит отучиться на специалитете. После него, как и после магистратуры, получить звание кандидата наук и защитить диссертацию можно через 3 года, если обучение очное. На заочном отделении обучение продлевается еще на год – аспирантам предстоит учиться 4 года. Столько придется постигать науки, если вы учитесь на юриста или по другому гуманитарному направлению.
На некоторых специальностях срок обучения превышает установленные нормативы. Они считаются наиболее сложными и связаны со следующими науками:
- медициной;
- высшей математикой;
- различными отраслями химии и биологии;
- большинством направлений физики.
Продленный срок обучения действует на большинстве направлений технических специальностей. В этом случае очно подготовиться к получению кандидатской степени можно за 4 года, а на заочном отделении обучение будет длиться 5 лет. Такие сроки действуют на технических направлениях СамГТУ и МГУ.
Насколько и в каких случаях срок обучения может быть продлен
Необходимость продления срока аспирантуры рассматривается ректорами ВУЗов и руководителями научных учреждений индивидуально. В большинстве случаев разрешается продлить срок очной аспирантуры только по медицинским показаниям:
- необходимости отпуска по беременности;
- при продолжительном заболевании, свыше одного месяца.
Другие варианты не предусмотрены. Если аспирант учится заочно или платно, то по усмотрению руководства учебного заведения он может продлить свое обучение. Но не стоит рассчитывать на отдых, ведь научные руководители не любят больших перерывов в работе над кандидатской диссертацией или в научных публикациях. Особенно аккуратно стоит вести себя тем, кто учится за счет бюджетных средств.
Аспирантура, как очная, так и заочная, является 3-ей ступенью высшего образования. Целью обучения в аспирантуре является воспитание квалифицированных научных кадров, способных вести научно-исследовательскую работу, самостоятельно ставить и решать актуальные научные задачи, адекватно воспринимать научные достижения специалистов в той же области знаний, передавать свои знания научной общественности.
Для этого программа обучения в аспирантуре предусматривает изучение ряда дисциплин и сдачу по ним экзаменов кандидатского минимума, подготовку к работе и самостоятельную работу над диссертационным исследованием, предзащиту кандидатской диссертации (научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), оформленной в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации).
По окончании каждого года обучения каждый аспирант проходит на кафедре аттестацию, подтверждающую выполнение учебного плана.
Стандартный срок обучения:
очная – 3 года,
заочная – 4 года.
Первый год обучения в аспирантуре
После зачисления в аспирантуру аспирант в течение 1 месяца должен со своим научным руководителем сформулировать тему исследования, составить и утвердить у заведующего кафедрой учебный (индивидуальный) план.
Учебный план составляется на весь срок обучения и включает в себя все стадии обучения в аспирантуре, как-то обязательное посещение занятий по дисциплинам кандидатского минимума, участие в учебном процессе, участие в научно-исследовательской работе, сдачу кандидатского минимума, подготовку этапов диссертационной работы и т.д.
Кандидатский минимум включает в себя три экзамена: история и философия науки, иностранный язык и профильный предмет. Обычно на первом году обучения сдаются экзамены по истории и философии науки и иностранному языку. Начинается подготовка по дисциплинам специальности.
Участие аспирантов в учебном процессе может предусматривать проведение лабораторных и семинарских занятий, руководство студенческой практикой, работу в приемной комиссии и прочее.
Участие в научно-исследовательской работе предусматривает самостоятельное выполнение аспирантом отдельных разделов НИР по тематике, выполняемой сотрудниками кафедры.
В соответствии с планом учебной работы аспиранта на первом голу обучения обычно предусматривается утверждение темы диссертации, подготовка обзорной научной статьи, участие в 2-3 научных конференциях с публикацией тезисов докладов, подготовка первой главы диссертации с обзором литературных источников и постановкой цели и задач диссертационного исследования.
Второй год обучения в аспирантуре
Второй год обучения в аспирантуре в основном посвящен получению аспирантом теоретических и практических знаний в области диссертационного исследования и на их базе подготовке основного текста диссертации.
На втором году обучения аспирант продолжает осваивать дисциплины по направлению подготовки.
В соответствии с планом учебной работы аспиранта на втором году обучения обычно предусматривается подготовка 1-2 научных статей по результатам диссертационного исследования, участие в 2-3 научных конференциях с публикацией тезисов докладов, подготовка второй и третьей глав диссертации с выводами.
Также в соответствии с планом учебной работы аспирант участвует в учебной и научно-исследовательской работе кафедры.
Третий год обучения в аспирантуре
Третий год обучения в аспирантуре посвящен доведению диссертационного исследования до требований, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
На этом этапе отрабатываются основные результаты исследования: формулируются цель и задачи исследования, научная новизна и научные положения, достоверность научных положений, теоретическая и практическая ценность исследования, приводятся результаты апробации диссертационного исследования. Кроме того, уточняется список литературных источников, пишется введение и заключение, оформляется текст диссертации и приложений к ней.
Также по результатам диссертационной работы готовится автореферат. Готовятся и публикуются 2-3 научные статьи в журналах списка ВАК.
На третьем году проводится подготовка аспиранта в качестве преподавателя высшего учебного заведения с обязательным освоением теоретических аспектов преподавательской деятельности, подготовкой и прохождением педагогической практики.
В последнем семестре обучения проводится государственная аттестация, которая включает в себя:
- Государственный экзамен;
- Научный доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).
По итогам обучения аспирант получает диплом государственного образца, дающий право преподавать в высших учебных заведениях, а также профессионально осуществлять исследовательскую деятельность.
Каждый аспирант знает, что за время обучения в аспирантуре он должен сдать посещать курсы по иностранному языку , а также философии и истории науки. Однако немногие аспиранты знают, что, согласно Приложению («Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)») к Приказу Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. N 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» (с изменениями и дополнениями от 29 августа 2011 г.), этих курсов должно быть больше, гораздо больше…
Действительно, согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. N 1365, программа обучения в аспирантуре содержит образовательную и исследовательскую составляющие. Первая включает обязательные и факультативные дисциплины, а также практику, вторая - научно-исследовательскую работу, выполнение диссертации, подготовку к её защите и кандидатские экзамены. Однако, во многих аспирантурах дополнительные курсы числятся лишь на бумаге…
Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. N 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» (с изменениями от 29 августа 2011 г.)
В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21,ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).
А. Фурсенко |
Регистрационный N 20700
Приложение
Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
1. Настоящие федеральные государственные требования устанавливают требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) (далее ― образовательная программа послевузовского профессионального образования), в том числе соотношение частей образовательной программы послевузовского профессионального образования и их объемы.
2. Образовательная программа послевузовского профессионального образования самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными учреждениями высшего профессионального образования, образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и научными организациями на основе примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования, программ кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальным дисциплинам, а также настоящих федеральных государственных требований.
Рекомендации по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре, приведены в письме Минобрнауки России от 22 июня 2011 г. N ИБ-733/12
Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
3. Образовательная программа послевузовского профессионального образования имеет следующую структуру:
3.1. Образовательная составляющая, включающая следующие разделы:
Обязательные дисциплины (ОД. А.00);
Факультативные дисциплины (ФД.А.00);
Практика (П.А.00).
3.2. Исследовательская составляющая, включающая следующие разделы:
Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (НИР.А.00);
Кандидатские экзамены (КЭ.А.00);
Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00).
4. Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования в очной форме обучения не может превышать три года, в заочной форме ― четыре года, за исключением обучения по отдельным специальностям научных работников технических, естественных отраслей наук, срок
обучения по которым может составлять четыре года в очной форме, пять лет в заочной форме.
5. Трудоемкость освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования (по её составляющим и их разделам):
Наименование разделов и дисциплин (модулей) |
Трудоёмкость (в зачётных единицах) |
|
Обязательные дисциплины |
||
История и философия науки |
||
Иностранный язык |
||
Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности |
||
ОД.А.04, ОД.А.05 и т.д. |
Дисциплины по выбору аспиранта |
|
Факультативные дисциплины |
||
Практика |
||
Итого на образовательную составляющую |
||
Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание учёной степени кандидата наук |
||
Кандидатские экзамены |
||
Кандидатский экзамен по истории и философии науки |
||
Кандидатский экзамен по иностранному языку |
||
Кандидатский экзамен по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук |
||
*(3) Одна зачётная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут. Максимальный объём учебной нагрузки аспиранта, включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю. *(4) Дисциплины по выбору аспиранта (ОД.А.04, ОД.А.05 и т.д.) выбираются им из числа предлагаемых образовательным учреждением или научной организацией, реализующими образовательную программу послевузовского профессионального образования. *(5) Факультативные дисциплины (ФД.А.00) не являются обязательными для изучения аспирантом. Время, отведённое на факультативные дисциплины, может быть частично или полностью использовано в других разделах образовательной составляющей. *(6) Образовательное учреждение или научная организация, реализующие образовательную программу послевузовского профессионального образования, самостоятельно определяют целесообразность проведения практики (П.А.00) и её вид (педагогическая или производственная), сроки и форму её прохождения, а также форму контроля и отчётности по ней. При отсутствии практики отведённое для неё время должно быть перенесено на освоение обязательных дисциплин (ОД.А.00). *(7) При обучении по отдельным специальностям научных работников технических, естественных отраслей наук, срок обучения по которым составляет четыре года в очной форме, трудоемкость научно-исследовательской работы аспиранта и выполнение диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (НИР.А.00) увеличиваются на 55 зачетных единиц. *(8) Подготовка к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (ПД.А.00) включает оформление диссертационной работы и представление её на кафедру (в научный совет, отдел, лабораторию, сектор) или в совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. *(9) Без учета каникул. |
Не удивляйтесь такому пафосному названию, большинство ученых (из тех, которые действительно учились и сами писали диссертацию) называют аспирантуру едва ли не самым тяжелым периодом научной деятельности. Конечно, сейчас не времена СССР и написанная менее богатым собратом по науке уже никого не удивляет. Но не забывайте, что помимо работы над диссертацией аспирант еще участвует в научной деятельности кафедры, к которой прикреплен, посещает различные конференции и симпозиумы, публикует статьи в профильных изданиях и т. п. И, кстати, даже написанную чужими руками диссертацию надо будет защищать, а для этого недостаточно будет просто бегло прочитать ее. Но не следует думать, что аспирантура – это некий концлагерь, в котором бедные молодые ученые вкалывают из последних сил на благо отечественной науки. В общем, не впадайте в крайности, потрудиться придется серьезно, но от перенапряжения не умер еще ни один аспирант.
Сколько учатся в аспирантуре?
Если аспирант выбирает стационарную форму обучения, то он учится 3 года, кстати, все три года государство платит ему стипендию. Если же аспирантура заочная, то она длится 4 года. Стипендия заочникам не платится, но они имеют право на 30 календарных дней дополнительного (научного) отпуска и на еженедельный свободный от работы, но рабочий день – для самостоятельных научных занятий.
Как видите ничего страшного и даже можно немного отдохнуть, но только немного. После каждого года обучения научный руководитель аспиранта пишет на него аттестацию, в которой подробно описывает успехи и неудачи научной работы подопечного и делает вывод о том, стоит ли данному аспиранту продолжать обучение или следует выгнать его с позором.
А стоит ли аспирантура потраченного времени?
Несмотря на то, что высшее образование в России дискредитировано доступностью дипломов. Давно не секрет, что некоторые студенты совсем не ходят на занятия, но дипломы получают исправно. Так вот, несмотря на это кандидатов наук охотно берут на работу, особенно те, кто сам прошел аспирантуру. Поэтому, если вы хотите занять серьезный пост в юридической, медицинской или даже тренинговой компании – научная степень вам явно не повредит. То же самое касается высших чиновничьих постов и политики. У нас каждый депутат Государственной думы если не академик, то кандидат наук.
И, конечно, вам понадобится защищать кандидатскую, если вы планируете стать доктором наук или вести не только научную, но и преподавательскую деятельность (кандидатам платят больше).
Несколько полезных фактов об аспирантуре
- При поступлении в аспирантуру сдаются 3 экзамена: история науки и философии, иностранный язык и (это уже на втором году обучения) профильный предмет. При этом, уровень владения иностранным должен быть таким, чтобы за час перевести одну страницу текста, причем перевести очень близко к оригиналу.
- Аспирантура в государственном ВУЗе бесплатна, но в частных вузах она может быть платной, так что не удивляйтесь, если за обучение в приватном университете с аспиранта будут требовать деньги.
- Кандидатов наук в армию не берут, а аспиранту положена отсрочка на 3 года, а еще год добавляют на защиту.
- Если вы не планируете дальнейшую научную деятельность или перестали ее планировать (например, по семейным обстоятельствам), то по окончании аспирантуры можете не защищать диссертацию. Вам просто выдадут диплом, подтверждающий то, что вы окончили аспирантуру и сдали кандидатские экз.
- У военных тоже есть своя аспирантура, но она называется адъюнктура и там все еще сложнее. У докторов тоже все по-своему, их аспирантура зовется ординатурой.
Кстати, в 2015 году серьезно ужесточились правила, позволяющие ВУЗам иметь аспирантуры, поэтому очень скоро многие наши учебные заведения уже не могут готовить аспирантов, так что, если думаете взвалить на себя аспирантскую ношу – не затягивайте с принятием решения.