Занятие по ознакомлению с трудом пекаря. Беседы с детьми о хлебе и о профессии пекаря
Программные задачи занятия:
Формировать представления детей 5-6 лет о содержании труда пекаря-кондитера, об изобразительных возможностях теста как материала для лепки;
Умение определять взаимосвязь деятельности людей в трудовых процессах;
Обогащать словарь на основе углубления представлений о хлебобулочных изделиях;
Развивать умения комбинировать приёмы и способы лепки, дополнять изделие самостоятельно придуманными деталями.
Материал и оборудование: блюдо, рушник, мяч, тарелки с мукой, зерном, ломтиком хлеба, колосьями, заранее приготовленное тесто из расчёта 80 г на ребёнка, 2 кухонных полотенца, 3 миски объёмом 3 л, сито, ёмкости с мукой, водой, сливочным маслом, сахаром, молоком, солонка с солью, 1 пачка дрожжей, 2 яйца, ложка, противень, влажные салфетки.
Костюм пекаря-кондитера для взрослого, мультимедийная установка, презентация «Хлебозавод», по количеству детей: фартуки, шапочки, подносы, покрытые бумагой для выпечки, крендели.
Предварительная работа: беседы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций о хлебе, профессиях, рассматривание колосков зерновых культур, разучивание пословиц о хлебе, труде, отгадывание загадок, знакомство с произведениями: «От зерна до каравая» В. Дацкевича, «Что такое хлеб» И. Токмаковой, «О хлебе» Н. Самковой, «Хлеб - наше богатство» П. Коганова.
Ход проведения занятия
До начала занятия воспитатель дошкольного образования подготавливает демонстрационный стол: 2 кухонных полотенца, 3 миски объёмом 3 л, сито, ёмкости с мукой, водой, сливочным маслом, сахаром, молоком, солонка с солью, 1 пачка дрожжей, 2 яйца, ложка, противень. Накрывает рушником.
Воспитатель (В.).
Чтоб для нас испечь полезный
Хлеб душистый и чудесный,
Много рук его растили,
Собирали, молотили,
Отдыха порой не знали,
Долго у печи стояли,
Чтобы малый колосок
На стол хлебом прийти смог!
С. Богдан (перераб.)
Знаете ли вы, кто печёт хлеб? (Ответы детей.) Профессия человека, который выпекает для людей хлеб, называется Пекарь-кондитер. Хотите узнать, как это происходит?
Демонстрируется мультимедийная презентация «Хлебозавод».
Упражнение «Разложи по порядку»
Воспитанникам предлагают предметы на столе (тарелки с мукой, зерном, ломтиком хлеба, колосьями) разложить по порядку: что было вначале, что потом. Дети выстраивают сериационный ряд: зерно, колос, мука, хлеб.
В. Что можно сделать из муки? (Ответы детей.)
Упражнение «С чем хлеб едят?»
Дети становятся в круг, им поочерёдно бросают мяч, возвращая его, они отвечают на вопрос «С чем хлеб едят?». (С мёдом, маслом, сыром, творогом, рыбой, ветчиной, икрой, колбасой, салом, паштетом, зеленью, огурцом, помидором, редисом.)
В. Будет ли человек здоровым, не кушая хлеб? (Нет.) Ребята, представьте, что хлеб пропал из магазинов, и его нет на обеденном столе. Что же тогда произойдёт? (Ответы детей.) Правильно, хлеб нужен каждому из нас ежедневно, без хлеба трудно обойтись. Ведь он и сытный, и полезный, и мы все его любим. Поэтому хлеб - самое важное блюдо для человека.
Пекарь-кондитер готовит не только хлеб, а ещё и батоны, булочки, пирожки, вкуснейшие торты и пирожные и многие другие изделия.
Упражнение «Хлебобулочные изделия»
Дети, стоящие в кругу, передают друг другу мяч и поочерёдно называют известные им хлебобулочные изделия, стараясь не повторяться. (Каравай, крендель, круассан, коврижка, бисквит, кекс, калач, бублик, кулич, батон, рогалик, булочка, ватрушка, пряник, торт, рулет, пирожное, пышка, пончик, печенье, пирожок, пирог, расстегай.)
Появляется пекарь-кондитер.
Пекарь-кондитер.
Я - Пекарь-кондитер. Могу всё испечь.
Для этого надо хорошую печь.
Чтоб было отличным у всех настроение,
Пеку для народа торты и печенье,
Пеку я ватрушки, блины, кренделя,
Пирожные, сдобу, конечно, не зря -
Чтоб были и сыты, и счастливы люди.
Работа моя всегда нужной им будет.
О. Макарова (перераб.)
Сегодня я предлагаю вам самим стать пекарями.
В. Сначала нам необходимо надеть фартуки, шапочки и размять пальчики.
Дети надевают фартуки, шапочки.
Физкультминутка «Месим тесто»
Воспитанники выполняют движения по тексту потешки, имитируя замешивание теста.
Тесто мы месили,
Мы пирог лепили,
Шмяк, шмяк, шлёп, шлёп,
Слепим мы большой пирог!
Тесто раскатали,
Начинки больше дали,
Пирог наш будет вкусный
С грибами и капустой.
Пекарь-кондитер приглашает воспитанников к демонстрационному столу и показывает процесс изготовления теста, сопровождая действия объяснением.
Пекарь-кондитер. Тесто накрывают полотенцем и убирают, достают заранее приготовленное из расчёта 80 г на ребёнка.
Пекарь-кондитер. Когда тесто постоит, «подышит», можно лепить из него всё, что захотите: пирожки, булочки, ватрушки…
В. Только тесто у нас одно, а ребят много, и все хотят свой пирожок слепить. Как быть? (Ответы детей.)
Пекарь-кондитер. Вот мы сейчас с вами и будем учиться делить его на равные части.
Каждый ребёнок получает кусочек теста, садится за стол. Детям показывают, как можно сделать крендель, предлагают слепить изделие, а затем положить его на поднос, покрытый бумагой для выпечки.
Воспитанники приступают к самостоятельной работе по образцу. Изделия детей пекарь-кондитер перекладывает на противень и уносит на кухню, где их выпекают, а затем приносят в группу на блюде.
Пекарь-кондитер. Ребята, посмотрите, какие красивые и ароматные изделия мы вместе приготовили.
Вот он кренделёк душистый,
Вот он, тёплый, золотистый.
В детский садик к вам на стол
Он пожаловал, пришёл.
С. Погореловский (перераб.)
Игра «Укрась слово»
Детям предлагается «украсить» слово «хлеб» словами-эпитетами (пшеничный, ржаной, заварной, отрубной, душистый, пахучий, ароматный, золотистый, румяный, свежий, мягкий, тёплый, славный, сладковатый, вкусный, хрустящий).
В. Как вы считаете, ребята, легко ли быть пекарем-кондитером? Что нужно, чтобы стать хорошим пекарем-кондитером? (Ответы детей.)
Детям предлагается «украсить» слово «пекарь» словами-эпитетами (умелый, добрый, трудолюбивый, прилежный, весёлый, радостный, талантливый, добросовестный).
В. Давайте поблагодарим нашего гостя за его такой нужный всем нам труд и за то, что сегодня он нам так много интересного рассказал и показал. (Дети благодарят.) Теперь мы с вами знаем, что его профессия - одна из самых важных на земле, потому что жить без хлеба людям невозможно.
Ольга Кобякина
Конспект НОД для детей старшей группы «Профессия-пекарь»
Конспект организованной - образовательной деятельности
для детей старшей группы
Тема : «Профессия - пекарь »
Образовательная область : Художественное творчество.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» ,
«Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» ,
«Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .
Тип : Интегрированное.
Возраст детей : старшая группа (5 – 6 лет)
Формы организованной образовательной деятельности :
познавательная, игровая, коммуникативная, физическая.
Формы организации : подгруппа .
Цель : учить детей лепить из теста кондитерские изделия, украшать их. Закреплять знания детей о профессии пекаря , формировать представление детей о бережном отношении к хлебу.
Задачи :
Образовательные :
Научить детей работать с тестом , раскатывать тесто, вырезать из него фигурки и украшать их.
Повышать уровень знаний детей ; закреплять знания детей о профессии пекаря , о том, что хлеб – богатство нашей страны.
Формировать у детей представление о том , как из муки изготавливают различные кондитерские изделия.
Активизировать словарь за счёт слов : зёрна, колосья, комбайнёр, пшеничная мука.
Развивающие :
Развивать у детей свободное общение , речь, память, внимание, моторику рук.
Продолжать развивать двигательную активность детей в подвижных
играх и физминутке.
Воспитательные :
Воспитывать уважение к хлеборобу, его труду, бережное отношение к
Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка.
Используемые технологии : Игровая, ИКТ, здоровьесбережение.
Предварительная работа :
Беседы о том, что такое хлеб и откуда он берётся, целевая прогулка в хлебный магазин, игры «Каравай» , «Повара» , чтение художественной литературы и пословиц о хлебе.
Материалы и оборудование :
Видеопроектор, экран, мультимедийная презентация к занятию : «Как хлеб на стол пришёл» .
Иллюстрации хлебобулочных изделий.
Тесто для печенья, разделочные доски, скалки, формочки, украшения для печенья, фартуки и колпаки, ростовая игрушка «Бабушка Варварушка» , влажные салфетки, колокольчик.
Ход ООД:
Воспитатель предлагает отгадать загадку о пекаре :
Воспитатель : Ребята я хочу вам загадать загадку. Слушайте внимательно.
Он встаёт, когда вы спите,
И муку просеет в сите,
Докрасна натопит печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
Ответы детей : Пекарь.
Воспитатель : Молодцы ребята и я сегодня буду исполнять роль пекаря. Наша встреча сегодня посвящена профессии пекаря , повара. Я надену
белый халат, фартук и колпак, чтобы не испачкаться. Ведь все повара и пекари должны быть чистыми и опрятными. Как вы думаете, зачем пекарь надевает на себя колпак?
Ответы детей :
Пекарь надевает на себя белый халат, чтобы не испачкаться и быть чистым и опрятным.
А колпак, чтобы в тесто не упали волосы.
Воспитатель : Молодцы ребята!
Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят пирожные, торты, сухарики, крендельки. Ребята, а вы любите печенье?
Ответы детей : Да, любим.
Воспитатель : А хотите сами их сделать? Сегодня мы научимся, как правильно делать печенье и узнаем, из чего же оно получается!
Как вы думаете, как же хлеб приходит к нам на стол? Кто его печёт?
Ответы детей : Сначала надо вырастить пшеницу, убрать её, смолоть на мельнице и превратить в муку. Потом пекарь замесит тесто и испечёт печенье или хлеб.
Воспитатель : Умницы ребята! Давайте с вами посмотрим фильм, как же к нам хлебушек на стол пришёл?
Воспитатель предлагает детям посмотреть презентацию о труде людей, которые выращивают пшеницу, а затем пекут хлеб :
«Как хлеб на стол пришёл» .
Воспитатель : Ребята, я расскажу вам историю, как пшеничное зёрнышко проделывает долгий путь, чтобы превратиться в хрустящую и вкусную булочку, а вы внимательно слушайте и смотрите.
Воспитатель показывает презентацию и рассказывает детям рассказ.
СЛАЙД № 1. Однажды пшеничное зёрнышко посадили в землю для того, чтобы потом испечь хлеб.
ЛАЙД № 2. На зёрнышко пролился тёплый дождик, яркое солнышко его обогрело, зёрнышко проросло и заколосилось.
СЛАЙД № 3. В колоске зёрнышек много.
СЛАЙД № 4. За колоском ухаживали люди, защищали его от вредных насекомых, ветра, града.
СЛАЙД № 5. Пришло время убирать колоски.
СЛАЙД № 6. На поле выехали комбайнёры. Бережно убрали хлеб. Шофёры отвезли хлеб на мельницу.
СЛАЙД № 7. На мельнице мельник смолол из зерна пшеничную муку.
СЛАЙД № 8. Пекарь из этой муки замесил мягкое тесто и испёк вкусный с хрустящей корочкой хлеб.
СЛАЙД № 9.
Беседа после просмотра презентации.
Воспитатель : Что нужно для роста растениям?
Ответы детей : Для роста, растениям нужен свет и тепло.
Воспитатель : Кто ухаживал за колосками, и кто выехал на поле убирать колоски?
Ответы детей : За колосками ухаживали люди, а убирали колоски комбайнёры.
Воспитатель : Кто отвёз зерно на мельницу, и кто смолол муку?
Ответы детей : На мельницу зерно отвезли шофера, а муку смолол мельник.
Воспитатель : Кто испёк хлеб?
Ответы детей : Хлеб испёк пекарь.
Воспитатель : Видите ребята, сколько в хлебе труда многих людей.
Нужно с уважением относиться к труду пекаря, мельника, комбайнёра, шофёра и бережно относиться к хлебу.
Воспитатель : Ребята, а что-то к нам давно не приходила Бабушка Варварушка? Ведь она так любит плюшечки, печенья. Мы бы с удовольствием угостили её!
Под музыку в зал заходит бабушка Варварушка.
Б. Варварушка : Здравствуйте ребятки! Кажется, вы говорили о плюшечках да о печенье? Как я люблю такие угощения с чайком.
Воспитатель : Очень хорошо, что ты пришла к нам в гости. Мы как раз с ребятами сегодня будем печь печенье!
Б. Варварушка : А давайте я вам помогу. Мы вместе сделаем печенье и украсим его. Я принесла специальное украшение для печенья.
Воспитатель :
А у нас сегодня в группе
Будет новая игра :
Все девчонки – поварихи,
Все мальчишки – повара!
Воспитатель предлагает бабушке Варварушке и детям поиграть в поваров, надеть фартуки и колпаки.
Физминутка : «Месим тесто»
Тесто мы месили, мы пирог лепили (сжимаем кисти рук)
Нас тщательно всё промесить попросили,
Шлёп, шлёп, шлёп, шлёп (ладошки лепят)
Слепим мы большой пирог! (разводим руки)
Воспитатель : Ну вот, пальчики потренировали, они стали крепкими, умелыми. А теперь будем печь печенье.
Воспитатель показывает тесто, обращает внимание на то, что оно белое, мягкое (можно раскатывать скалкой) .
Воспитатель : Кто приготовил это тесто?
Ответы детей : Тесто приготовил пекарь.
Воспитатель : А из чего оно приготовлено я вам сейчас расскажу, и
Покажу, как мы будем делать печенье.
Воспитатель объясняет и показывает процесс изготовления печенья : (раскатывание кусочка теста скалкой, выдавливание формочкой
различных фигурок, выкладывание готового печенья на лист и его украшение).
Под музыку дети делают печенье, готовые изделия выкладываются на противень. Бабушка Варварушка помогает детям.
После выполненной работы дети протирают руки влажными салфетками.
Воспитатель просит ребят рассказать о том, как работали, что нового
узнали, где это им пригодится? Что больше всего понравилось?
Воспитатель : Ребята, понравилось вам работать с тестом? А что больше всего понравилось?
Ответы детей : Да. Нам понравилось делать разные фигурки из теста.
Воспитатель : Ребята, а где это может вам пригодиться?
Ответы детей : Мы можем помогать маме на кухне делать печенье.
Воспитатель : Ну, что же ребята, хорошо мы сегодня потрудились! Обещаете бережно относиться к хлебу?
«Ешь пироги, да хлеб вперёд береги!»
Б. Варварушка : Да, «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи!»
Воспитатель : Я отнесу печенье на кухню и поставлю его в печь.
Пока печенье печётся, можно поиграть в знакомые народные игры.
Б. Варварушка : Я очень люблю игры.
Проводится русская народная игра «Бубенцы»
Дети встают в круг. На середину выходят двое – один с бубенцом или колокольчиком, другой с завязанными глазами. Все поют.
Трынцы – брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы :
Диги – диги – диги дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов «Жмурка» ловит увёртывающегося игрока.
После игры воспитатель приносит печенье и угощает детей и
Бабушку Варварушку.
Воспитатель : Ребята, пока мы играли, наше печенье испеклось. Угощайтесь.
Дети угощаются печеньем и не забывают угостить бабушку Варварушку.
Б. Варварушка : Ой, ребятки, какое вкусное печенье у нас получилось и красивое какое, душистое. Спасибо вам за угощенье. Но мне пора домой. Пока, до новых встреч. Уходит.
Воспитатель : Ребята, я довольна вашей работой сегодня. У вас замечательное печенье получилось. Я надеюсь, что это вам, когда ни будь пригодится. А сейчас пойдёмте на прогулку.
МДОУ «Детский сад №81»
Проект «Профессия на все времена - пекарь, кондитер»
Старшая группа «Малинка»
Воспитатели:
Коквина Ю.Н.,
Татанова О.В.
Март 2018г.
Проект « Профессия на все времена - пекарь , кондитер »
Тип проекта – информационный , игровой.
Срок реализации - краткосрочный (март)
Участники проекта воспитатели
дети старшей группы
родители.
Цель : Знакомить с профессией пекарь , кондитер .
Задачи :
Образовательные - Систематизировать представления детей о
профессии пекарь , кондитер . о продуктах, необходимых для выпечки.
Развивающие - Развивать познавательный интерес, творческие способности.
Воспитательные - Воспитывать уважение к труду пекаря и кондитера , бережное отношение к их труду.
Образовательная область - «Познавательная» , «Социально-коммуникативная» «Художественно-эстетическая»
Виды деятельности - игровая. продуктивная.
Планируемый результат :
Понимание детьми ценности и пользе хлеба.
Знание детей о производстве хлеба, о профессии пекарь , кондитер.
Умение организовать с/р игры на основе полученных знаний о данной профессии .
Актуальность.
В последнее время у детей дошкольного возраста возникает потребность
в ознакомлении с разнообразным миром профессий . Дети в играх
отображают уже приобретенные знания о представителях разных
профессий , примеряют на себя костюмы. Следование определенным
алгоритмам, проигрование выбранной роли помогает ребятам не только
обогатить игровой опыт,но и поддержать интерес к выбору будущей
профессии .
Этапы
Подготовительный - подбор информации, иллюстраций, подбор
дидактических игр, пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр,
создание альбомов. (Ответственные – воспитатели, родители).
Основной
Формы и методы организации совместной деятельности:
Познание - Знакомство с профессией пекарь , кондитер .
Рассматривание иллюстраций, альбомов о хлебе.
Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие - Беседа о хлебе.
Заучивание пословиц, отгадывание загадок.
Чтение худ.литературы: р.н.с. Колобок, Колосок, сказка Геннадия Цыферова “Лягушонок – пекарь”, чтение М. Глинской «Прости меня хлеб», Я. Дягутите «Руки человека», литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь»
Исследовательская - Из чего делают хлеб (тесто)
Игровая - с/р игра «Семья» , «Магазин»
Художественно-эстетическая: лепка из пластилина «Угощение для зверят». Аппликация «Укрась пироженое». Раскраски о хлебе.
Двигательная - хороводная игра «Каравай», пальчиковые игры
Здоровье - Беседа о пользе хлеба, о бережном отношении к нему.
Заключительный Сюжетно-ролевая игра «Пекарня» (мастер-класс - хлебобулочные изделия из соленого теста)
Беседа для детей: «Хлеб – всему голова»
Цель:
ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;
Задачи:
1. формировать представление о процессе производства хлеба;
2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу;
4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности
Ход беседы
Ведущий:
Дорогие ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)
Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе.
Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян.
Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.
Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.
В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете? (ответы детей)
Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.
Ведущая: Ребята, а играть Вы любите? (Ответы детей) Выходите на середину зала, вставайте врассыпную. Сейчас мы с Вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно». Я буду Вам говорить слова и показывать движения, а Вы будете за мной повторять. СЛОВА + ПОКАЗ ДВИЖЕНИЙ
Весной давно
Мы посеяли зерно
(поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки,
(приседаем на корточки, затем медленно встаем в
Скоро будут колоски.
полный рост и поднимаем руки вверх над головой)
А придет пора
Выйдут в поле трактора.
(руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай.
(наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай!
(руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
Примечание: Игра проводится 2-3 раза
Ведущая: Молодцы ребята. Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжаем нашу беседу. Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самые питательные для человека является рожь и пшеница.
Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб!
По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством.
Ведущая: Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки.
Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб.
Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.
Ведущая: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Мнут и катают,
В печи закаляют.
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объедение! (Баранка или бублик.)
Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – Здоровье, наша сила,
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)
Поговорки о хлебе.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеб батюшка, водица матушка.
Хлеб - кушай, добрых людей слушай.
Худ обед, коли хлеба нет.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Пот на спине – так и хлеб на столе.
Считалки о хлебе.
Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
Чистоговорки о хлебе.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза).
Беседа о профессии «пекарь»
Какие профессии вы знаете?
А чем занимается пекарь? Ответы детей
Молодцы.
С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. В XVI в. пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников, составляя значительную часть городских ремесленников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия, пироги и пряники. Кроме них хлеб готовили в каждом доме и выполняли эту работу обычно женщины. До XIX в. хлебопечение было тяжелым ручным трудом. И лишь во второй половине прошлого столетия были изобретены механизированные тестомесильные машины, тесто делители и конвейерные печи. Поиграем, кто больше назовет хлебобулочных изделий. Игра: «Назови выпечку» Дети называют свои ответы: батон, булочки, ватрушки, сайки, хлеб, и т.
Игра с мячом. «Назови ласково». Кулич, калач? –Куличик, калачик Аналогично со словами: сушка, крендель, сухарик, пряник. -Какие вы молодцы, справились с заданием.
Родители: Ребята, мы вам приготовили иллюстрацию о том, где же трудится пекарь и что он делает, давайте вместе посмотрим. Просмотр иллюстраций. Игра: «Подбери атрибуты» Дети выбирать атрибуты, из разных предметов для профессии пекарь.
Сказка «Колосок»
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
Нужно его обмолотить.
А кто будет молотить? - спросил петушок.
Только не я!-закричал один.
Только не я!-закричал другой.
Ладно,-сказал петушок, - я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
А кто понесёт? - спросил петушок.
Только не я!-закричал Круть.
Только не я!- закричал Верть.
Ладно,-сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё.
Только не я!-запищал Круть.
Только не я!-запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
Ох и проголодался я! - пищит Круть.
Ох и есть хочется! - пищит Верть.
И за стол сели.
А петушок им говорит:
Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
Ты нашёл! - громко закричали мышата.
А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
Ты обмолотил! - потише сказали оба.
А кто зерно на мельницу носил?
Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.
А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.
Геннадий Цыферов - Лягушонок-пекарь
Надоело лягушонку просто так по лесу скакать. И решил он стать пекарем. Надел белый пышный колпак, а на своём домике вывеску повесил: «Лягушонок-пекарь».
Заблеял у ворот баранчик. Пекарь ему рогалик дал.
Замычал бычок - круглый бочок. Бычку лягушонок сладкую соломку вынес.
А рыжему жеребёнку маковая подковка досталась.
Даже мальчик Петя получил два бублика, будто два колеса для самоката.
Все довольны. Мычат, блеют, смеются. Только лягушонок сидит дома, думает: что же ему такое испечь. Ведь у него скоро день рождения. Три дня думал лягушонок, а потом испёк такое… такое, что все ахнули.
Лягушонок испёк торт, а украсил белыми кувшинками, такими, как в пруду плавают.
И тогда все звери сказали: «Наш лягушонок не просто пекарь, он ещё сказочник».
Рассказ М. Глинской "Хлеб"
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
Он, он! - закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:
«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».
Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
Ладно, - согласился дядя Матвей. - Если не знал - это другой разговор.- Поднял хлеб, положил на ладонь. - В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. - Отдал его Грише и ушел.
Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
Нельзя, - возразил Саня, - хлеб запачкан, заболеть можно.
- Куда же теперь хлеб девать?
В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
Отдадим хлеб Лыске, - предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».
Литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь»
Как-то раз встретил волк в лесу человека и просит его:
-Дай мне хлеба!
Человек дал, волк отведал его,и хлеб показался ему очень вкусным.
-Что нужно делать, чтобы и у меня всегда был хлебушек? Научи меня!
-Хорошо! - ответил человек и принялся учить волка:
-Прежде всего нужно землю вспахать.
-А когда вспашу, можно сразу есть?
-Нет еще. Надо посеять рожь.
-А когда посею рожь, можно и поесть?
-Нет еще. Нужно рожь убрать.
-Но уж когда уберу, можно и за еду приниматься?
-Нет еще. Требуется обмолотить.
-Ну уж после обмолота можно и поесть?
-Нет еще. Смолоть нужно.
-А когда смелю, можно есть?
-Нет еще. Надо хлеб испечь.
-А когда спеку, можно будет есть?
-Можно.
Волк подумал-подумал и сказал:
-Лучше я не буду хлеб печь, раз придется так долго ждать. Как до сих пор жил без хлеба, так и дальше проживу.
КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ПЕКАРНЯ».
Предмет (направленность): сюжетно-ролевая игра.
Возраст детей: старшая группа.
Место проведения: группа.
Программные задачи: Обогащать и расширять знания детей о труде взрослых: пекарь, кондитер. Учить детей самостоятельно, и аккуратно работать по схемам, дружно лепить подгруппами: калачи, рогалики, батоны. Развивать у детей восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику рук. Продолжать обогащать чувственный опыт детей, дать почувствовать тесто на ощупь: мягкое, пластичное, хорошо принимает нужную форму. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Материал: мука, соль, вода, фартуки, дощечки для лепки; готовое тесто, влажные салфетки, стеки, тазики с водой для мытья рук; полотенца; образцы из соленого теста (хлебобулочные изделия: калачи, рогалики, батоны, торт, пирожные), схемы изготовления калачей, рогаликов, батонов
Словарная работа: Обогащение словаря: замесить, пластичное, эластичное, мукосольки, пекарь, кондитер.
Активизация словаря: тестопластика, соленое, мучные изделия, хлебобулочные изделия, мукосольки, пекарь, кондитер.
Предварительная работа:
Рассматривание альбомов о хлебе;
Раскрашивание раскрасок,
Сюжетно- ролевая игра « Семья»;
Беседа «Откуда пришел хлеб»;
Беседа о профессии – пекаря.
Ход занятия:
1 часть (дети находятся на ковре).
Ребята, вы любите лепить? (Да).
А из чего можно лепить? (из пластилина) А из чего еще?
Да дети лепят из пластилина, бумаги, а взрослые из глины, гипса. Посмотрите это сделано из глины: ваза, кувшин, пиала, а это из гипса: маска, статуэтка, барельеф; это из бумаги: картина «мимоза».
На рождество поморки такие фигурки раздаривали родным и знакомым, приговаривая: «Пусть у вас хлеб – соль водится, и никогда не переводится». «Солнце» и «соль» - однокоренные (родственные) слова. Пусто и мрачно без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли.
Старинный славянский обычай – встречать дорого гостя хлебом – солью - пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю! (показ иллюстрации). Гостеприимных людей называли «хлебосолами» (словарная работа). Создание объемных и плоских изделий из теста (муки и соли) называется – тестопластикой (словарная работа). Мука и соль – это природные продукты, поэтому ее еще называют - биокерамикой. При их соединении получается чудесный материал для лепки.
А вы бы хотите быть хлебосольными хозяевами в нашей группе? (Да).
Посмотрите у нас в группе нечем угостить гостей, кукол, в магазине нет хлебобулочных изделий. Что же делать? Как быть? (Версии детей).
Ребята, а где пекут хлеб? (ответы детей)
А какие названия хлеба вы знаете? (ответы детей)
Где можно купить хлеб? (ответы детей)
А виши мамы умеют стряпать хлебобулочные изделия? (ответы детей)
А вы мамам помогаете? (ответы детей)
А давайте и мы с вами сегодня откроем пекарню и напечем хлебобулочные изделия?!
Для этого чтобы приготовить соленое тесто как вы думаете, что потребуется? (мука, соль, вода). А сколько нужно этих продуктов? (версии детей). Существует рецепт этого теста: берется один стакан соли и один стакан муки, затем соль и мука перемешивается в сухом виде, а потом добавляется немного воды (показ замеса теста). Все перемешивается до однородной массы. Изделия из теста можно сушить в духовке или на солнечном свете. Если остается лишнее тесто, то его можно сохранить, положив в целлофановый пакет, иначе оно высохнет. А сейчас давайте подойдем к нашей мини-пекарни.
2 часть (практическая – самостоятельная стоя за столами).
Ребята это наша мини- пекарня.
В пекарне три цеха: в одном цехе будем печь калачи, в другом - рогалики, и в третьем – батоны. В каждом цехе есть схемы последовательности выполнения работы.
Руки мы помыли до занятия, форму пекаря сейчас наденем фартуки, косынки и колпачки (помогают детям второй воспитатель и помощник воспитателя).
Проходите по желанию по цехам.
Тесто у вас лежит в общем тазике, берите, сколько вам нужно. Приступайте к работе. (Воспитатель проводит подгрупповую и индивидуальную работу с детьми, которые затрудняются). Во время самостоятельной работы детям задаются вопросы:
Какое тесто на ощупь? (теплое, мягкое, пластичное, приятное на ощупь).
Каким цветом тесто? (светло коричневое, желтое).
Во время работы включить музыкальное сопровождение.
3 часть.
Ребята, вы молодцы все пекари в цехах справились с работой. Напекли много красивых, аппетитных угощений. Теперь мы их отправим в цех, где они будут сохнуть - на окошко к солнцу.
Ребята мы сегодня с вами были умелыми пекарями - пекли хлебобулочные изделия, а как вы думаете, может в следующий раз, попробуем открыть кондитерский цех, в котором поучимся печь вот такие торты и пирожные?! (показ образцов).
Да, мы хотим научиться.
Ребята, наша пекарня закончила свою работу, можете убирать рабочие места, мыть руки.
Дата: 2012.11.26 | Категории: События и новости | Метки:
Петрова М.С. — воспитатель высшей категории
МАДОУ «Детский сад № 40 — ЦРР» г.Тобольска
Формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека — одна из задач дошкольного образования.
Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность уточнить знания о профессиях и расширить словарь.
Приобщая детей к труду взрослых, используем разнообразные методы и приемы: рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций и фотографий, наблюдения, дидактические игры, художественное слово, современные информационно-коммуникативные технологии, а также создаем условия для посильного участия своих воспитанников в труде взрослых. Знания и умения закрепляем в сюжетно-ролевых играх, совместной и самостоятельной трудовой деятельности. Труд дошкольников тесно связан с игрой, так как в ней содержатся элементы трудовой деятельности и формируются ее предпосылки. Сама трудовая деятельность наиболее эффективна, когда в ней используются игровые моменты. Поэтому в увлекательной, игровой форме мы знакомим ребят с огромным миром профессий.
И сегодня дети средней группы познакомились с профессией пекарь, побывали в роли пекаря! Дети почувствовали тяжесть этой профессии, так как сами прошли все этапы изготовления хлеба, узнали, какие продукты нужны, чтобы испечь хлеб, увидели множество разновидностей хлебных изделий, посмотрели презентацию, как выпекается хлеб на хлебозаводах.
Дети узнали, что с древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. В XVI в. пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников, составляя значительную часть городских ремесленников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия, пироги и пряники. Кроме них хлеб готовили в каждом доме и выполняли эту работу обычно женщины. До XIX в. хлебопечение было тяжелым ручным трудом. И лишь во второй половине прошлого столетия были изобретены механизированные тестомесильные машины, тесто делители и конвейерные печи.
[Изображение не найдено][Изображение не найдено]
Дети своими руками лепили хлеб, булочки, батоны, куличи проявляли фантазию, смекалку, изобретательность, творческое мышление, выразили свои мысли и чувства, свое эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности. Учились планировать свою деятельность: вносить свои маленькие изменения в технологию, рецепт изделий, осуществлять задуманное. А самое главное теперь дети знают — как нужно правильно обращаться с хлебом и беречь его, потому что прочувствовали, что такое усталость, успех и трудности — этой вкусной, но тяжелой профессии.
[Изображение не найдено]
Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, — единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.
Конспект занимательной деятельности по ознакомлению с окружающим во 2-ой младшей группе.
Цель: дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи: 1.Формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий; о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания. 2.Знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь. 3.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка»
Конспект занятия
По ознакомлению с окружающим
Во второй младшей группе
Тема: «Как хлеб на стол пришёл»
Выполнила: Клокова Г. А.
Мичуринск – наукоград РФ 2010
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
Во второй младшей группе.
Тема: «Как хлеб на стол пришёл».
Цель : Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит
Зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи : 1. Формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
О том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.
2. Знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь.
Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь.
3. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.
Оборудование : Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия: баранки,
Сухарики, печенье; хлебница. Наглядные пособия: колосок, жерно-
Ва, итоговая лесенка; иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница,
Пекарь; тарелочки с зерном, мукой.
Ход занятия:
- Организационный момент.
(Дети стоят у воспитателя).
Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.
Воспитатель загадывает загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет! (Хлеб).
- Сообщение темы занятия.
Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
Беседа.
(Появляется наглядное пособие – колосок).
Ребята, в гости к нам пришёл колосок. Посмотрите, что он нам принёс.
(На столе появляется каравай – круглый хлеб).
Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки,
Печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают?
А колосок нам сейчас расскажет, как же он стал таким душистым караваем.
- Рассказ воспитателя «Как хлеб на стол пришёл». Знакомство с профессиями
хлебороба, мельника, пекаря.
А) – В колоске живут зёрнышки.
(Показать детям зерно в тарелочке).
Наш колосок был таким же зёрнышком. Оно попало в землю. Солнышко его пригре-
Вало, дождик поливал. Люди о нём заботились, ухаживали. Эти люди называются
Хлеборобы.
(Показ иллюстрации. Хоровой повтор).
И из зерна вырос колосок. Из колосков с помощью специальных машин собирают
Зерно.
(Показ иллюстрации).
Б) – Эти зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную.
Поэтому зерно везут на мельницу.
(Показ иллюстрации).
Мельник включит жернова и перетрёт зерно в муку. А как работают жернова, я сей-
Час покажу.
(Показ наглядного пособия).
За работу, жернова,
Зёрна перетрём сперва!
А давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной.
Сначала жернова нужно привести в движение, вот так.
(Вращательные движения руками перед собой).
А теперь вращаем жернова.
Чтобы сделать каравай, (вращательным движением тереть
Жернова быстрей вращай! ладонью о ладонь).
Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук).
Получается мука!
(Показ муки на тарелочке).
В) – После мельника с мукой будет работать пекарь.
(Показ иллюстрации).
Чем он занимается?
Пекарь работает на пекарне.
Пекарь мучицу белую
Пышным тестом сделает!
Дрожжи, ну-ка не ленитесь,
Наше тесто поднимите!
Динамическая пауза.
А теперь давайте поиграем.
(Дети встают в круг).
Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повто-
Ряйте все действия.
Дрожжи воздух собирали, (дети раздувают щёки, выпускают
Дрожжи тесто раздували. воздух).
Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)
Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь (показать руками размеры теста)
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Тесто зрело и толстело – ох! Ох!
Мы его слегка помяли - (имитация взбивания теста)
И весёлкой повзбивали.
Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.
Это тесто пекарь помещает в печку, приговаривая:
В печку жаркую садись - (вытягивают руки вперёд ладонями вверх)
Порумянься, испекись! (грозят пальчиком).
Какое это чудо, хлебный каравай! Спасибо пекарю!
(В руках у воспитателя круглый ржаной хлеб).
- Беседа о бережном отношении к хлебу.
Вот ржаной каравай
С корочкой румяной.
Никогда не забывай:
На столе он главный!
Без него обед не в счёт.
В праздники и будни:
«Хлебу слава и почёт!»-
Говорят все люди.
Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! К нему нужно бережно
Относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не
Выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каж-
Дый кусочек.
(Каравай ставится на стол. Достаётся пособие – лесенка).
- Итог занятия.
Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей короч-
Кой, трудятся много людей. Давайте вспомним, кто это?
(Работа с лесенкой. Дети с помощью иллюстраций называют слова: хлебороб,
Мельница (мельник), пекарь, ставят тарелочки с зерном, мукой, хлебобулочными
Изделиями на соответствующие ступеньки лесенки. Воспитатель хвалит детей).
Вот сколько интересного рассказал нам колосок. Он говорит вам спасибо за то, что
Вы внимательно его слушали и выполняли все задания.
Ребята, у нашего каравая есть младшие сестрёнки. Они тоже испеклись в жаркой
Печке. Что это?
Маленькое, сдобное, колесо съедобное.
Я одна его не съем, разделю ребятам всем. (Баранка).
Мы сестрички – баранки,
Испеклись спозаранку,
К чаю торопились –
Вот и прикатились!
(У воспитателя на подносе баранки, она раздаёт их детям).
Это угощение от колоска. Давайте скажем ему спасибо.
До свидания, колосок, приходи к нам ещё со своими интересными рассказами.