Упражнения на пунктуацию русский язык. Упражнения на тему «Синтаксис и пунктуация
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ГОРОДНЯ КОНАКОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Система упражнений по теме
«Знаки препинания в сложных предложениях»
Еремина Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с.Городня
Конаковского района Тверской области
2017г
Сложносочиненные предложения.
Спишите только сложносочиненные предложения. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. Вставьте пропущенные буквы. Какие предложения вы не выписали?
1.Вот откуда(то) доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределённый звук.(Ч)
2.Чудный вечер сменил жаркий день и принёс с собой прохладу.(Ст.) 3Снов_ ударила молния и прогремел гром.(Пауст.)
4.Через некоторое время щёлкнула зажигалка и зажглась свечка.(Кат.) 5. Ласточки пропали а вчера с з_рей всё грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой.(Фет) 6.За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода.(Пауст.) 7. Тихо качаются кувшинки и доносится дальний лай деревенских собак или одинокий крик петуха донесётся из невидной с реки деревни.(Кор.) 8. Ещё несколько минут и тяжелый бархат занавеса медленно раздвинется. (Н.О) 9.Дождя не было но было очень холодно и ветреною. (Фад.) 10.В маленьких комнатках где жила его мать, было очень тесно.(Ч.)
Ключи.
1.Вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы, или раздается неопределённый звук.(Ч)
2.Чудный вечер сменил жаркий день и принёс с собой прохладу.(Ст.) 3Снова ударила молния и прогремел гром.(Пауст.)
4.Через некоторое время щёлкнула зажигалка и зажглась свечка.(Кат.) 5.Ласточки пропали, а вчера с зарей всё грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой.(Фет) 6.За всю зиму ни разу непотеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода.(Пауст.) 7. Тихо качаются кувшинки, и доносится дальний лай деревенских собак, или одинокий крик петуха донесётся из невидной с реки деревни.(Кор.) 8. Ещё несколько минут- и тяжелый бархат занавеса медленно раздвинется.(Н.О) 9.Дождя не было, но было очень холодно и ветреною(Фад.) 10.В маленьких комнатках, где жила его мать, было очень тесно.(Ч.)
Сложноподчиненные предложения.
Выпишите сложноподчиненные предложения сначала с придаточными определительными, потом с придаточными изъяснительными. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Графически выделите корни слов с чередующимися гласными.
Мудрый и осторожный Кутузов настаивал на том чтобы русские до прибытия резервов действовали за Эльбой только лёгкими отрядами.(Л.Т.) 2.Ёлки что скромно прятались в роскоши листве(н, нн)ых деревьев теперь вытянулись вперёд и прот _нули ветки.(Г.Ник.) 3. Море было блестяще(голубое) каким оно бывало всегда в ясные, тёплые, тихие дни.(Ц.-С.) 4. Рыбы поймали такое множество какого не ожидали, и потому послали за телегой.(Акс.) 5.Было так темно что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы.(Л.Т.) 6.Везде где не было мостовой вдруг зазеленела трава.(Л.Т.) 7.Пока в_зились с лошадьми и ра_бирали сёдла кто(то) успел уже разложить костёр и повесить над огнём чайник.(Арс.) 8.Вследствие того что весна здесь наступает поздно пашут только в мае.(Арс.) 9.Реденький лес куда они вскоре вошли тоже заметно пострадал от боя.(Буб.)10. В маленьких комнатках где жила его мать было очень тесно.(Ч.)11. По солнцу определил он в какую сторону ему идти (С-.Ц.) 12.Берег где остановилась машина был ни_кий, илистый.(Баб.)
Ключи.
Выпишите сложноподчиненные предложения сначала с придаточными определительными, потом с придаточными изъяснительными. . Расставьте знаки препинания.
Мудрый и осторожный Кутузов настаивал на том, чтобы русские до прибытия резервов действовали за Эльбой только лёгкими отрядами.(Л.Т.) 2.Ёлки, что скромно прятались в роскоши лиственных деревьев, теперь вытянулись вперёд и протянули ветки.(Г.Ник.) 3. Море было блестяще-голубое, каким оно бывало всегда в ясные, тёплые, тихие дни.(Ц.-С.) 4. Рыбы поймали такое множество, какого не ожидали, и потому послали за телегой.(Акс.) 5.Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы.(Л.Т.) 6.Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.(Л.Т.) 7.Пока возились с лошадьми и разбирали сёдла, кто-то успел уже разложить костёр и повесить над огнём чайник.(Арс.) 8.Вследствие того что весна здесь наступает поздно, пашут только в мае.(Арс.) 9.Реденький лес, куда они вскоре вошли, тоже заметно пострадал от боя.(Буб.)10. В маленьких комнатках, где жила его мать, было очень тесно.(Ч.)11. По солнцу определил он, в какую сторону ему идти (С-.Ц.) 12.Берег,где остановилась машина, был низкий, илистый.(Баб.)
Спишите текст. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Определите виды придаточных предложений.
1.Мудрый и осторожный Кутузов настаивал на том чтобы русские до прибытия резервов действовали за Эльбой только лёгкими отрядами.(Л.Т.) 2.Ёлки что скромно прятались в роскоши листве(н, нн)ых деревьев теперь выт_нулись вперёд и прот_нули ветки.(Г.Ник.) 3. Море было блестяще-голубое каким оно бывало всегда в ясные, тёплые, тихие дни.(Ц.-С.) 4. Рыбы поймали такое множество какого не ожидали, и потому послали за телегой.(Акс.) 5.Было так темно что на самом близком рас_тоянии невозможно было определить предметы.(Л.Т.) 6.Везде где не было мостовой вдруг зазеленела трава.(Л.Т.) 7.Пока в_зились с лошадьми и разб_рали сёдла кто-то успел уже разл_жить костёр и повесить над огнём чайник.(Арс.) 8.Вследствие того что весна здесь наступает поз_но пашут только в мае.(Арс.) 9.Реденький лес куда они вскоре вошли, тоже заметно пострадал от боя.(Буб.)10. В маленьких комнатках где жила его мать было очень тесно.(Ч.)11. По солнцу определил он в какую сторону ему идти (С-.Ц.) 12.Берег где остановилась машина был низкий, илистый.(Баб.)
Ключи.
Спишите текст. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Определите виды придаточных предложений. Составьте схемы предложений.
1.Мудрый и осторожный Кутузов настаивал на том, чтобы русские до прибытия резервов действовали за Эльбой только лёгкими отрядами.(Л.Т.)(изъяс.) 2.Ёлки, что скромно прятались в роскоши лиственных деревьев, теперь вытянулись вперёд и протянули ветки.(Г.Ник.)(опр.) 3. Море было блестяще-голубое, каким оно бывало всегда в ясные, тёплые, тихие дни.(Ц.-С.) (опр.) 4. Рыбы поймали такое множество, какого не ожидали, и потому послали за телегой.(Акс.)(опр.) 5.Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы.(степ.)(Л.Т.) 6.Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.(Л.Т.)(место) 7.Пока возились с лошадьми и разбирали сёдла, кто-то успел уже разложить костёр и повесить над огнём чайник.(Арс.)(время) 8.Вследствие того что весна здесь наступает поздно, пашут только в мае.(прич)(Арс.) 9.Реденький лес, куда они вскоре вошли, тоже заметно пострадал от боя.(Буб.)(опр.)10. В маленьких комнатках, где жила его мать, было очень тесно.(Ч.)(опр.)11. По солнцу определил он, в какую сторону ему идти (С-.Ц.) (изъясн.)12.Берег,где остановилась машина, был низкий, илистый.(Баб.)(опр.)
Сложноподчиненные предложения с несколькими
придаточными
Спишите. Поставьте знаки препинания. Определите виды подчинения(последовательное, параллельное, однородное) Составьте схемы предложений.
1.Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжать жать ее так горяч__ что тот уже не знал как ее выручить. 2.Командир роты сказал что, когда первый взвод приблизится к траншеям второй взвод должен прикрыть его плотным пулеметным огнем. 3. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за 15 верст то к ней есть верных тридцать. 4. Как ни была она взволнована, она не могла не отметить что немцы не распол_гают здесь зенитной артиллерией. 5.Если не считать нескольких далеких пушечных выстрелов да коротенькой очереди где-то в стороне, то можно было подумать что в мире нет никакой войны. 6. Травы скашивают ранним утром пока еще не уронили росы пока они нежатся в ее прохладе под ее дремотной сладкой тяжестью. 7.На поле, где цвела рожь и кричали перепела теперь бродили спутанные лошади. 8.Весною иволга появляется поздно когда рощи уже одеты листвой и все лесные певчие птицы давно прилетели. 9. Как известно, на каждом корабле имеется своя достопримечательность которой на нем гордятся и которой обязательно прихвастнут перед гостями. 10. Чтобы старшее поколение не могло оказывать влияния на младших их содержали отдельно и следили за тем чтобы между ними не было никакой связи.
Ключи.
1.Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжать жать ее так горяч__, что тот уже не знал, как ее выручить. Послед. 2.Командир роты сказал, что, когда первый взвод приблизится к траншеям, второй взвод должен прикрыть его плотным пулеметным огнем. Послед. 3. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за 15 верст, то к ней есть верных тридцать. Послед. 4. Как ни была она взволнована, она не могла не отметить, что немцы не распол_гают здесь зенитной артиллерией. Парал.5.Если не считать нескольких далеких пушечных выстрелов да коротенькой очереди где-то в стороне, то можно было подумать, что в мире нет никакой войны. Парал. 6. Травы скашивают ранним утром, пока еще не уронили р_сы, пока они нежатся в ее прохладе под ее дремотной сладкой тяжестью. Однород. 7.На поле, где цвела рожь и кричали перепела, теперь бр_дили спутанные лошади. Однород 8.Весною иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвой и все лесные певчие птицы давно прилетели. Однород 9. Как известно, на каждом корабле имеется своя достопримечательность, которой на нем гордятся и которой обязательно прихвастнут перед гостями. Однород. 10. Чтобы старшее поколение не могло оказывать влияния на младших, их содержали отдельно и следили за тем, чтобы между ними не было никакой связи. Парал.
Бессоюзные сложные предложения.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
1.Утки летели над __жатыми полями, над пот__мневшими лесами и над деревьями оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили хлеб.(Гарш.) 2. Цветник был очень запущен сорные травы густо разр__слись по старым, вросшим в землю клумбам и по доро__кам, которые уже давно никто (не) чистил и (не) посыпал песком.(Гарш.) 3.Он не искал слов они сами послушно и свободно приходили ему на уста. (Т.) 4. Алешка попытался уснуть, но не успел внезапно налетела буря. (Мальц.)
5.Проснулся в широкие щели сарая гл__дятся веселого солнца лучи.(Н.) 6.Он подумал, понюхал пахло мёдом.(Ч.) 6.Облако пройдёт озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом(Григ.) 7.Солнце выглянуло она пов_селела.(Кор.) 8. Берег давно пропал кругом курилась белая равнина.(Кор.)
Ключи:
1.Утки летели над сжатыми полями, над потемневшими лесами и над деревьями; оттуда доносился людской говори стук цепов, которыми молотили хлеб.(Гарш.) 2. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком.(Гарш.) 3.Он не искал слов: они сами послушно и свободно приходили ему на уста. (Т.) 4. Алешка попытался уснуть, но не успел: внезапно налетела буря.(Мальц.)
5.Проснулся: в широкие щели сарая глядятся веселого солнца лучи. (Н.) 6.Он подумал, понюхал:пахло мёдом.(Ч.) 6.Облако пройдёт –озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом(Григ.) 7.Солнце выглянуло- она повеселела.(Кор.) 8. Берег давно пропал, кругом курилась белая равнина.(Кор.)
Использованная литература:
1.Г.А.Костяева, Г.М.Чуриков. Сборник диктантов по пунктуации 8-9 классы.
М.Просвещение.1989г.
2.Сборник задач и упражнений по русскому языку. Для 9 класса средней школы. Под редакцией Ю.С.Пичугова и Б.И.Фоминых.
М. Просвещение. 1991г.
3.Н.М.Ламзикова, Л.Г.Насонова. Упражнения по пунктуации.
М. Высшая школа. 1981г
4.Т.В.Краузе. Сборник диктантов по пунктуации. Пособие для учителя.
М. Просвещение. 1966г.
Для формирования пунктуационных умений используются следующие виды пунктуационных диктантов: полный, выборочный, творческий.
Диктант полный заключается в записи диктуемого без каких-либо изменений. Учащийся в момент записи, опираясь на мысленно проводимый семантико-синтаксический анализ предложения, выявляет смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, и предугадывает место знаков и необходимый знак.
Диктант выборочный состоит в неполной записи диктуемого. Учащийся записывает только те предложения, которые имеют смысловые отрезки, указываемые учителем.
Диктант творческий заключается в частичном изменении диктуемого предложения за счет включения какого-либо смыслового отрезка (например, причастного оборота и т.д.).
Диктуемое учащиеся могут записывать, как правило, в словесной форме или в графической, т.е. в виде синтаксической схемы, в которой графически обозначаются части сложного предложения и члены простого предложения. В ней учащиеся ставят необходимые знаки препинания. Такая форма записи называется графическим диктантом.
В целях предупреждения пунктуационных ошибок проводится зрительная и слуховая подготовка. Первая из них называется зрительным диктантом, а вторая - предупредительным диктантом и комментированием. Для зрительной подготовки используются специальные упражнения в учебнике, для работы над которыми имеются специальные памятки. Слуховая подготовка в виде предупредительного диктанта проводится после восприятия детьми предложения. Ее задача состоит в отыскании на слух смысловых отрезков, требующих пунктуационного выделения, определения мест знаков препинания и их выбора. Комментирование - такая же предварительная работа учащихся под руководством учителя, но проводимая ими в момент записи.
При написании любого из видов пунктуационных диктантов пишущие выполняют следующие пунктуационные задания: находят смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, и выделяют их.
Работу по пунктуации необходимо продолжить и в старших классах, используя для этой цели и уроки литературы, и факультативные занятия, И индивидуально-групповые консультации по русскому языку. Каждый из этих путей в той или иной мере будет поддерживать выработанный на предыдущем этапе уровень пунктуационной грамотности. Уроки литературы, естественно, не могут полностью обеспечить условия работы по пунктуации, но есть несколько видов занятий, которые, не мешая изучению художественного произведения, способны поддерживать достаточный уровень пунктуационной грамотности учащихся. Письмо по памяти небольших отрывков из изучаемых произведений. Основное назначение этого вида работы заключается в проверке знания литературного произведения. Для заучивания целесообразно предлагать такие отрывки, в которых наиболее ярко проявляется особенность синтаксиса данного писателя. Письму по памяти должен предшествовать пунктуационный анализ предложений, из которых состоит заучиваемый отрывок. Его можно провести коллективно на уроке или индивидуально учащимися дома. Анализ синтаксических особенностей языка художественного произведения. Данный вид работы является частью анализа особенностей языка изучаемого произведения. Связать его с работой по пунктуации можно, используя списывание типичных отрывков и объясняя выбор знаков препинания. С этой же целью полезно писать небольшие диктанты на 4-5 мин, беря для них отрывки из изучаемых произведений. Пересказы отрывков из изучаемых произведений. Проверка знания текста изученного произведения осуществляется разными способами. Одним из них является письменный пересказ (изложение). Письменный пересказ может быть подробным, сжатым и выборочным. Все перечисленные виды пересказов (изложений) целесообразно использовать для проверки знания текста произведения. Служа целям уроков литературы, эти пересказы (изложения) одно временно способствуют совершенствованию пунктуационных умений учащихся. Подготовка и написание сочинений на литературные темы. Данный вид работы более всего способствует занятиям пунктуацией в старших классах, так как он менее всего связан с изучением литературного произведения. Ученик - автор сочинения - отражает в своем тексте свой собственный синтаксис. В этих условиях учитель может больше воздействовать на отбор синтаксических конструкций и на выбор необходимых смысловых отрезков для выражения тех или иных значений, которые диктуются темой, замыслом и адресатом сочинения. Работа по пунктуации при под готовке к сочинению приурочивается к составлению рабочих материалов; в них записываются, помимо всего прочего, смысловые отрезки, предложения, которые намечается использовать в сочи нении. Естественно, ученик в этот момент работает и над пунктуационным оформлением записываемых предложений. При написании сочинения учащийся должен заботиться не только о полноте и логичности изложения своих мыслей, но и о языковом оформлении, а это связано и с пунктуационным оформлением.
Работа над пунктуационными ошибками в сочинениях и изложениях (письменных пересказах). Она складывается из составления учителем листа учета пунктуационных ошибок, выбора среди них 4-5 типичных и частотных, подбора дидактического материала для специального урока. На нем учащиеся исправляют свои пунктуационные ошибки, объясняют выбор знаков препинания в записанных предложениях, затем выполняют упражнения, предложенные учителем. Индивидуальные консультации учащихся по пунктуации Консультации организуются во внеурочное время. Для этого вида работы раздельно приглашаются слабые и сильные учащиеся. Предварительно в начале учебного года проводится какая-либо контрольная работа (диктант, изложение, сочинение). По ее результатам комплектуются группа слабых и группа сильных учащихся. На основе результатов контрольной работы выясняются пунктуационные пробелы школьников. Для каждой группы учитель составляет программы помощи по пунктуации, которые доводятся до сведения детей. Затем намечаются сроки консультаций и последовательность работы школьников над своими проблема ми. Дома учащиеся заучивают правила, выполняют упражнения. На консультациях учитель отвечает на вопросы детей, проверяет письменное задание, разъясняет очередную норму и дает самостоятельную работу по пунктуации.
Работе над ошибками на уроке - исправлению их учащимися и закреплению пунктуационной нормы - предшествует подготовка к ней учителя. Она складывается из следующих элементов: проверки тетрадей, заполнения учетного листа ошибок и составления поурочного плана работы над ошибками. Подготовка учителя и организация им урока зависят от вида проверенной письменной работы учащихся: обучающей, контрольной, по развитию связной речи. В зависимости от этого различаются три методики работы над пунктуационными ошибками.
Методика работы над пунктуационными ошибками в обучающих упражнениях. Работа над пунктуационными ошибками в ранее выполненных обучающих упражнениях совмещается с темой очередного урока и включается в его план как органическая часть. В поурочном плане предусматриваются следующие ее элементы:
· - исправление учащимися ошибок и их учет при раздаче тетрадей;
· - включение учителем предложений, в которых были пунктуационные ошибки, в систему дидактического материала, подобранного им для закрепления нового (в виде диктантов, составления схем предложений, подбора аналогичных предложений, нахождения и выписывания таких же предложений из учебника или из других источников).
В дальнейшем на уроках целесообразно при проверке домашнего задания предлагать отвечавшим в качестве дополнительного задания мини-диктанты из их личных учетных листов. Такая организация работы обяжет учащихся систематически повторять трудный для них материал.
Методика работы над пунктуационными ошибками в контрольных диктантах. Для работы над ошибками в контрольном диктанте отводится специальный урок. В V-VII классах работа по пунктуации будет занимать на этом уроке лишь часть времени, а в VIII-IX классах урок в основном посвящается пунктуации.
Над всеми допущенными ошибками ввиду ограниченности времени работать не удастся, поэтому следует выбрать в V-VII классах 2-3, а в VIII-IX классах 4-5 нарушенных норм - типичных и частотных.
В поурочный план включается, во-первых, оценка пунктуационной грамотности класса в целом и отдельных учащихся (в первую очередь тех, кто продвинулся вперед в овладении пунктуацией). Во-вторых, для каждой отобранной нормы:
· - записываются все предложения, в которых она имелась в диктанте;
· - намечается объяснение ошибок и составление схем предложений;
· - включается упражнение, в котором имеются предложения с рассматриваемой нормой.
На завершающем этапе урока в VIII-IX классах целесообразно предусмотреть небольшое упражнение по развитию связной речи, направленное на использование в нем тех смысловых отрезков, над которыми велась работа на уроке (творческий или свободный диктант, сочинение-миниатюра, сочинение по опорным словам и т.д.). В качестве домашнего задания предлагается, во-первых, запомнить норму постановки знаков препинания при использовании рассмотренных на уроке смысловых отрезков, во-вторых, какое-либо самостоятельное упражнение, например составление предложений с данными смысловыми отрезками.
Методика работы над пунктуационными ошибками в изложениях и сочинениях. На специальном уроке работе над пунктуационными ошибками (как и над орфографическими) отводится небольшая часть времени для сообщения результатов и для исправления и учета ошибок. В поурочный план включается следующий материал: до раздачи тетрадей - сообщение общих результатов работы по пунктуации; после раздачи тетрадей - исправление индивидуальных ошибок учащимися и учет этих ошибок.
Работа над пунктуационными ошибками - над их объяснением и закреплением нормы - переносится на очередные уроки русского языка и реализуется рассредоточенно: на 2-3 уроках в V-VII классах и на 4-5 - в VIII-IX классах.
Для работы над каждой в отдельности ошибкой в поурочный план включаются:
· - ее объяснение при проверке домашнего задания, в том числе составление схемы предложения;
· - предложения с данной нормой в качестве дидактического материала для новой темы.
Будучи рассредоточенной, работа над пунктуационными ошибками обеспечивает условия для длительной тренировки.
17. Методика изучения фонетики.
Методика фонетики.
Цели изучения фонетики – раскрыть перед учащимися роль звуковой стороны языка, показать связь последней с лексикой и грамматикой.
Познавательные цели : дать школьникам представление о звуковой системе русского языка, предупредить бытовое смешение звука и буквы, познакомить с нормами литературного произношения.
Практические цели : формирование учебно-языковых (фонетических) явлений: распознать звуки русского языка, классифицировать их, анализируя звуковой состав слова (фонетический разбор), применять к орфограммам
Речевые умения : развитие произносительно-слуховой культуры.
Звук рассматривается в 3 аспектах: функциональном, физиологическом и акустическом. Звук с физиологической точки зрения рассматривается как система, творческий продукт работы органов речи, артикуляции. В силу закрепленного бытового представления мягкого знака о тождестве буквы и звука в тех словах, где мягкость на письме обозначается мягким знаком. С акустической точки зрения звуки речи рассматриваются как физические явления, воспринимаемые органом слуха, соотношения голоса и шума. С функциональной точки зрения звуки речи изучаются в их отношении к смысловой стороне речи.
Принципы :
1. Опора на речевой слух самих учащихся,
2. рассмотрение звука в морфеме,
3. Сопоставление звука и буквы.
При изучении фонетики наиболее распространенными приемами является наблюдение за звуковой стороной речи, употребление в произношении, звукобуквенный (фонетический) разбор, группировка слов с определенными звуками, прием установочного чтения. Организуя наблюдения надо учитывать принцип от звука к букве (Пешковский).
Фонетический разбор – это не только прием обучения, но и средство закрепления, обобщения и повторения сведений по фонетике. Порядок фонетического разбора: 1. Слоги, ударение, 2. Гласные: ударные, безударные, 3. Согласные: звонкие/глухие, мягкие/твердые, 4. количество букв и звуков.
Необходимо обращать внимание на речь. Буква обозначает звук, звук обозначается буквой. Интерес к изучению фонетики создается путем использования игровых заданий, поисковых задач. Эти приемы активизируют учащихся и способствуют формированию различать звук и букву.
На уроках фонетики организуется работа над такими понятиями, как звуки речи (гласные: ударные, безударные; согласные: звонкие, глухие, твёрдые, мягкие, парные и непарные согласные по глухости/ звонкости, твердости/мягкости; позиции звуков: сильные и слабые позиции гласных и согласных), слог, ударение.
О физиологических особенностях звуков учащиеся узнают, наблюдая за сложной работой органов речи (голосовых связок, языка, губ, мягкого нёба) при образовании звуков. Внимание школьников необходимо привлечь к делению русских согласных по физиологическому признаку на твёрдые и мягкие. На данном этапе анализа важно подчеркнуть, что русская графика располагает одной и той же буквой для парных по твёрдости/мягкости согласных: [в], [в"] - в, [д], [д"] -д и т.д., что возможно благодаря слоговому принципу чтения и письма. Сопоставление звукового состава и графической формы убедит учащихся в том, что буквы а, о, у, э, ы указывают на твердость предшествующего согласного, а буквы я, ё, ю, е, и - на его мягкость.
Для предупреждения неправомерного использования ь для обозначения мягкости согласного полезно раскрыть перед учащимися сущность такого явления, как ассимилятивное смягчение .
Акустический аспект звуков в школьной фонетике представляют два понятия: соотношение в звуке шума и голоса; сила звука.
С функциональной точки зрения звуки речи изучаются в их отношении к смысловой стороне речи. Образуя звуковые оболочки значимых единиц языка - морфем и слов, они различают эти звуковые оболочки, а через них и значения языковых единиц, т.е. выполняют в языке смыслоразличительную (фонологическую) функцию .
Функциональный аспект изучения звука выявляет специфику звуковой системы русского языка, которая основывается на ряде понятий. Одним из важных из них является понятие фонетической позиции - фонетического окружения фонемы, создающее для неё определённые произносительные условия (положение по отношению к ударению, характер соседних звуков).
Принцип письма, когда звук проверяется сильной позицией, называется фонематическим, а написания, ему подчиняющиеся, - фонемными (проверяемыми ). Их в русском языке около 80 %.
Другое акустическое понятие - сила звука - связано с ударением: ударный слог произносится с большей силой и отчетливостью. Ударение в русском языке характеризуется разноместностью (му?ка - мука? , стре?лки - стрелки? , за?мок - замо?к и др.) и подвижностью (зима? - зи?му , бе?лый - на?бело - побели?ть , жила ? - жи?ли и т.д.). Оно выполняет смыслоразличительную функцию, участвует в образовании и изменении слов.
13. Принципы обучения орфографии (грамматическое и антиграмматическое направления в методике обучения орфографии, условия формирования орфографических навыков, содержание работы по орфографии в школе).
Методика орфографии - это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков. Методика орфографии начала складываться еще в XVIII в. В настоящее время она является разветвленной научно-методической дисциплиной, обладающей своими целями, содержанием, предпосылками, принципами и методами обучения и контроля. В ее становлении принимали участие кроме видных ученых-методистов и учителей русского языка известные русские лингвисты И.А.Бодуэн де Куртенэ, В.А.Богородицкий, А.И.Томсон, Я.К.Грот, Р.Ф.Брандт, С.П.Обнорский, Д.Н.Ушаков, А.Б.Шапиро, А.И.Гвоздев, Л.В.Щерба и другие. Одни из них, опираясь на Московскую фонологию, разрабатывали фонематическую (или морфематическую) теорию орфографии на основе главного фонематического принципа русской орфографии; другие, опираясь на Ленинградскую фонологию, разрабатывали морфологическую теорию орфографии на основе главного морфологического принципа русской орфографии. Следует различать основную и частные цели обучения орфографии в школе. Основная цель обучения школьников - формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Существует два уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная и относительная грамотность пишущих. Абсолютна я орфографическая грамотность - это умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная орфографическая грамотность - это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку. Правила русской орфографии и пунктуационной орфографической грамотности необходимо реализовать следующие частные учебные цели: - познакомить школьников с основными орфографическими понятиями; - сформировать у учащихся орфографические умения на основе этих понятий; - научить писать слова с непроверяемыми орфограммами; -сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем; - создать необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орфографии. В последнее время в литературе предлагается изучать орфограммы группами, объединенными по признаку какой-либо общности, например гласные после шипящих в суффиксах, мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах, н и нн во всех частях речи, не с разными частями речи и др. Полностью реализовать этот принцип затруднительно, поскольку в группах оказываются орфограммы, условия выбора которых зависят от знаний, еще неизвестных учащимся. Так, в V классе затруднительно обучить детей правописанию гласных после шипящих в суффиксах разных частей речи, потому что еще не изучены причастия и наречия. Чтобы в V классе научить школьников умению употреблять букву ъ после шипящих на конце глагольных форм, надо уметь опознавать глаголы в повелительном наклонении. В содержание работы по орфографии в школе входят орфографические знания, орфографические правила, орфографические умения и навыки. Орфографические знания. Орфографические знания складываются из понятий и фактов. Понятия отражают множество одно родных фактов правописания. Например, понятие дефис - это графический знак в виде коротенькой горизонтальной черточки, используемой для передачи полуслитных написаний в словах между морфемами или между словами. Орфографические понятия описывают систему правописания. В школе они делятся на две группы: на понятия, усваиваемые школьниками, и на понятия, на которые учитель опирается, организуя учебный процесс. В первую группу входят: написание, орфограмма, неорфограмма, ошибка, буквенная орфограмма (или орфограмма-буква), небуквенная орфограмма, дефис (или орфограмма-дефис), слитное на писание, раздельное написание (или орфограмма-пробел), черточка при переносе (или орфограмма-черточка), вид орфограммы, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма, условие выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм, орфографическое правило, орфографический словарь. Центральными среди них являются: орфограмма, ошибка, орфографическое правило, условие выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм. Ведущая роль этих понятий определяется тем, что в них заключена как суть самой орфографии (орфограмма и орфографическое правило), так и основа методического подхода к обучению школьников орфографии (условия выбора орфограмм и опознавательные признаки орфограмм). Во вторую группу входят следующие понятия: принцип орфографии, тип орфограмм, вид орфограмм, вариант орфограмм, вариантная орфограмма, безвариантная орфограмма, актуальная орфограмма, неактуальная орфограмма, трудная орфограмма, легкая орфограмма, трудный случай в применении правила. Этими понятиями учитель не пользуется в учебном процессе; они являются для него базой построения методики обучения школьников орфографии. Орфографические понятия, которыми оперирует только учитель, не входят в содержание обучения детей орфографии; их нет ни в программе, ни в школьном учебнике русского языка. Орфографические понятия, которыми оперируют в практике письма как учитель, так и учащиеся, входят в содержание обучения и отражаются в программе и в учебнике. В программу для V класса включены два понятия: орфограмма и орфографический словарь. Развитие у школьников потребности в орфографических знаниях. Овладение орфографическими умениями - процесс длительный и неравномерный. Правописанием одних орфограмм учащиеся овладевают относительно быстро, правописанием других - достаточно долго. Одной и той же орфограммой учащиеся тоже овладевают по-разному в связи с тем, что в ней есть трудные случаи в изменении правил. Эти факты привлекали внимание методистов русского языка. В начале 70-х гг. М.М.Разумовская предложила называть усвоенные учащимися орфограммы теоретическими (их дети не видят в словах), а еще не усвоенные (их школьники видят в словах) -фактическим. Орфограммы, затрудняющие учащихся и через длительное время после ознакомления с ними, целесообразно называть актуальными, а орфограммы, переставшие затруднять учащихся, -не актуальными. Знание учителем этапа превращения актуальной орфограммы (т.е. все еще требующей методических усилий для формирования навыка) в неактуальную (т.е. не требующую методических усилий ввиду сформированности навыка) имеет огромное значение для совершенствования работы по орфографии: уловив указанный момент в работе детей, учитель сможет правильно распределить усилия для обучения орфографии. Затруднения учащихся в применении правил. В психологии и в методике преподавания русского языка установлен факт неумения учащихся применять орфографическое правило ко всем словам с данной орфограммой. Это связано с тем, что лексика каждого вида орфограммы включает в себя слова, к которым ученики свободно применяют правила, и слова, к которым они затрудняются применить соответствующее правило. Орфографические умения и навыки в силу своей специфики опираются на слуховые восприятия (передача фонем с помощью особых рисунков-графем), на зрительные восприятия (видение орфограммы на письме), на кинестетические ощущения (мускульные усилия органов речи) и мышечные движения пальцев руки во время письма. Отсюда в формировании орфографических умений и навыков участвуют следующие виды памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная (кинестетическая) и моторная. Слуховая память заключается в запоминании на слух фонем в морфемах. Осуществляется их запоминание в процессе письма, т.е. при передаче фонем с помощью букв. На уроках для этого используются различные виды диктантов. Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания, а также диктантов со зрительной подготовкой. Речедвигательная (кинестетическая) память опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого закрепляется фонемный состав изучаемого слова в мускульных движениях органов речи. Речедвигательная память используется при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами. Моторная память заключается в многократной записи одного и того же слова учеником. Методика и школьный опыт не располагают данными о количестве необходимых повторных записей того или иного слова. Практика подтверждает, что следует опираться одновременно на все виды орфографической памяти. В учебном процессе на уроке это проявляется в использовании и диктанта, и списывания, и послогового проговаривания, и многократной записи одного и того же слова. Важно найти для каждого вида орфограммы необходимую последовательность перечисленных упражнений.
К.Д. Ушинский и его последователи стояли на позициях сознательного происхождения орфографического навыка, т.е. считали, что навык возникает как результат сознательных действий. Осознанность действий ученика при письме создается благодаря грамматическим знаниям. Признание за грамматикой руководящего значения при формировании орфографических навыков дало название направлению в методике – грамматическое направление .
Прежде чем приступить к выработке орфографического навыка, учащиеся осваивают грамматические знания, составляющие основу навыка. После этого идет знакомство с орфографическим правилом, а потом проводится система упражнений. В результате длительных упражнений навык становится автоматизированным. Автоматизированный навык – это действие бессознательное, образованное на основе сознательного, руководимого правилом.
В истории школы существовало и антиграмматическое направление (В.П. Шереметевский, Лай, Мейман и др.). Представители этого направления считали, что выработка орфографического навыка чисто механический процесс, в основе которого лежит постепенное накопление зрительных образов слов, поэтому в качестве ведущего приема обучения данное направление объявляет списывание. Антиграмматическое направление не оправдало себя, однако, такие виды упражнений как списывание, зрительные диктанты, различные виды проговариваний прочно вошли в методику правописания.
2. Орфографический навык относится ко второму типу навыков, которые выделяет психология. Этот тип навыков формируется на основе более или менее сложных умственных действий и представляют собой «автоматизированные компоненты сознательного действия человека» (С.Л. Рубиштейн). Орфографический навык рассматривается как автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека в условиях протекания ее в письменной форме.
Орфографический навык специфичен, т.к. это речевой навык, включающийся в качестве компонента в речевую деятельность, наряду с такими компонентами, как синтаксически правильное построение предложения, стилистически точное употребление слова и др.
Орфографический навык – сложный навык, основывающийся на более простых навыках и умениях (навык письма, умение анализировать звуко-буквенный и слоговой состав слова, умения морфемного анализа, умение определять место орфограммы в слове, умение подвести орфограмму под определенное правило и др.).
При формировании орфографический навык представляет собой систему сознательных действий, а когда сформируется, функционирует как автоматизированный способ выполнения более сложного действия – передачи мысли в письменной форме. При затруднениях в написании автоматизированный орфографический навык может вновь стать сознательным.
Таким образом, орфографический навык имеет психологическую природу и его формирование представляет собой систему сознательных действий, которые постепенно переходят в разряд автоматизированных.
Выбор написания из числа вариантов, допускаемых графикой, - это уже область орфографии , правила которой обеспечивают единообразие: написания родственных слов; обозначения грамматических форм; обозначения имен собственных и пр.
В лингвистике различают пять основных разделов орфографии:
1) передача буквами фонемного состава слов (морфем);
2) слитные, раздельные и дефисные написания;
3) употребление прописных и строчных букв;
4) правила переноса слов со строки на строк 5) правила аббревиации, т.е. сокращения слов.
Игровые пунктуационные упражнения
на материале простых и сложных предложений.
Когда учитель начальных классов говорит учащимся, чтобы они не писали сложными предложениями, так как ещё не знают знаков препинания, он допускает грубейший просчёт – искусственно тормозит развитие их речи. Пусть ребёнок пишет так, как у него получится, а знаки препинания, которых он не изучал, расставит учитель. И это обязательно вызовет интерес учащихся к знакам препинания ещё до изучения ими систематического курса синтаксиса. В своей работе красными чернилами в творческих работах учеников, изложениях и сочинениях, отмечаю пунктуационные ошибки на изученное правило, а зелёным – ошибки на неизученное правило. Сколько бы ни было пропущенных знаков препинания в работе, оценку не снижаю, если правила не изучались.
В практическом плане учащиеся начальной школы пользуются сложными предложениями при пересказе читаемого текста, при устном рассказе по итогам наблюдений, экскурсий, при написании изложений и сочинений. Речевой опыт учеников является той основой, на которой можно строить овладение простейшими моделями сложных предложений. Однако обычная учебная деятельность по расстановке знаков препинания вызывает скуку. Игровая форма занятий наиболее приемлема в этом случае. При этом определяю такие задачи в процессе игровой деятельности учащихся:
Умение отличать простое предложение от сложного (в его простейших видах).
Вычленение в тексте сложных предложений.
Расстановка запятых в простейших конструкциях сложных предложений.
При чтении сложных предложений интонационно показывать расстановку знаков препинания.
На первом этапе пользуюсь приёмом сопоставления простых предложений с однородными сказуемыми, имеющих одну грамматическую основу, с простейшими видами сложных (сложносочинённых) предложений, имеющих две основы.
На втором этапе, на материале пословиц и поговорок, представленных в форме сложносочинённых предложений с союзами и, а, но, да (но) , формирую пунктуационные умения.
На третьем этапе беру для работы простейшие виды сложноподчинённых предложений с наиболее употребительными союзами, в форме пословиц или поговорок.
На четвёртом этапе закрепляю умения расставлять запятые в сложноподчинённых предложениях с наиболее употребительными союзами, выбранных из художественного текста (текстовый материал был взят из книги Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).
На пятом этапе провожу работу по расстановке запятых в простом предложении с однородными членами и в простейших видах сложного предложения (сложносочинённого и сложноподчинённого) в художественном тексте с пропуском запятых. Всю работу провожу в игровой форме.
1. Игра «Распредели»:
Необходимо распределить предложения на группы, дать названия группам, доказать свою точку зрения.
Мир строит, а война разрушает.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Крут бережок, да рыбка хороша.
Незнайка остановился посреди комнаты, сложил руки на груди, голову наклонил набок и стал думать.
Незнайка тоже любил кататься на автомобиле и Торопыжка часто его катал.
Всем нашлась возле шара работа, а Незнайка только ходил вокруг да посвистывал.
Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить.
Все захлопали в ладоши, а Знайка поднял кверху руки и обратился к коротышкам с речью.
Игра «Найди запятую».
Игра может проводиться в разных вариантах: найди пропущенную запятую или найди лишнюю запятую.
Найди пропущенную запятую. | Найди лишнюю запятую. |
Лето собирает а зима подбирает. Труд человека кормит а лень портит. Дверь отварилась и в комнату заглянула новая малышка. Пончика посадили в корзину а за ним стали карабкаться остальные коротышки. Глаза страшатся а руки делают. | Всю ночь, собака на месяц пролаяла, а месяц того и не знал. Незнайка вывалился из корзины, и остался лежать на земле. Бесшумно открылась дверца, и к ногам путешественников, опустилась небольшая металлическая лестница. Незнайка мигом уселся за стол, и принялся набивать рот пирожками, крендельками, пастилой, и вареньем. |
Игра «Кто быстрее».
Игра проводится в группах или командах. Командам даются карточки с текстами, в которых пропущены запятые при однородных членах и перед союзами в сложных предложениях. Побеждает та команда, которая быстро и правильно расставит недостающие запятые.
Текст 1 | Текст 2 |
В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то что он знал очень много. А знал он много потому что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе и под столом и на кровати и под кроватью. В его комнате не было такого места где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в чёрный костюма когда садился за стол надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу то совсем становился похож на профессора. | В этом домике жил известный доктор Пилюлькин который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате а на носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком жил Сахарин Сахариныч Сиропчик который прославился тем что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось когда его называли по имени и отчеству и не нравилось когда кто-нибудь называл просто Сиропчиком. Жил ещё в том доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и ещё было ружьё которое стреляло пробками. |
Данную работу по изучению пунктуации провожу на первом этапе, а затем – творческие речевые упражнения.
Пунктуация
Упражнения
78. Выясните, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания в каждом нижеуказанном случае.
А. Анатомическо-арифметический парадокс.
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
Б. Рогатый скот?!
В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
В. Охотники и рябчики.
Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
Г. Солнце блеяло?!
Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.
Д. Скамейка ждала подругу?
Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
Е. Кто же пришел?
– Все ли здесь?
– Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Костя,
Дима, Настя, еще не пришли.
79. Укажите, чем отличаются друг от друга предложения, помещенные ниже. Объясните, что меняется в смысле предложений при различной расстановке знаков препинания.
А.Товарищи Петя и Митя ожидали его.
Товарищи, Петя и Митя ожидали его.
Б. Дома, улицы залиты светом.
Дома улицы залиты светом.
В. Мы были глубоко взволнованы при виде
многих сотен, тысяч друзей, приветствовавших нас.
Мы были глубоко взволнованы при виде многих
сотен тысяч друзей, приветствовавших нас.
Г. Уже я с трудом различал отдаленные
предметы: поле неясно белело вокруг; за ним, с
каждым мгновеньем надвигаясь, громадными
клубами вздымался угрюмый мрак. (И.С. Тургенев)
Уже я с трудом различал отдаленные предметы: поле
неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновеньем
надвигаясь громадными клубами, вздымался
угрюмый мрак.
Д. Их, детей, вывезли в лагерь.
Их детей вывезли в лагерь.
Е.В следующих словах пишется в
суффиксе е:
молоточек, листочек, цветочек...
В следующих словах пишется в суффиксе буква е:
молоточек, листочек, цветочек.
Ж. Поезд ушел быстро, его огни скоро
исчезли, через минуту уже не было слышно шума.
Поезд ушел быстро. Его огни скоро исчезли. Через
минуту уже не было слышно шума.
80. Объясните, что является «неподвижною, немою» – бахрома или жизнь. Выясните, что указывает на правильность смысла предложения.
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(Ф.Тютчев)
81. Объясните, почему перед союзом и в нижеприведенных примерах стоит запятая.
Я прислушался, и мне показалось, что с другого берега реки, которая здесь была очень узка, неслось к нам осторожное постукивание копыт. (В.Г. Короленко)
Адъютант передал князю, что генерал, узнав об выходе Хаджи-Мурата, очень недоволен тем, что ему не было доложено об этом, и что он требует, чтобы Хаджи-Мурат сейчас же был доставлен к нему. (Л.Н. Толстой)
82. Расставьте правильно знаки препинания в предложениях, помещенных ниже.
1. Миша часто сидел в библиотеке
перелистывая журналы и делал заметки.
2. Миша часто сидел в библиотеке перелистывал
журналы и делал заметки.
3. Наташа работала в лаборатории тщательно
подбирая реактивы следя за ходом реакции и
записывая результаты.
4. Наташа работала в лаборатории тщательно
подбирала реактивы и следя за ходом реакции
записывала результаты.
5. Там тянется блестя на солнце паутина.
6. Лиса не видя сроду льва с ним встретясь со
страстей осталась чуть жива. (И.А. Крылов)
7. Внезапно проснувшись среди ночи в испуге
вскочил он с постели. (Здесь можно расставить
запятые шестью способами.)
8. Набрав валежнику порой холодной зимной старик
иссохший весь от нужды и трудов тащился медленно
к своей лачужке дымной кряхтя и охая под тяжкой
ношей дров. (И.А. Крылов)
9. Лес неведомый лучам в тумане спрятанного
солнца кругом шумел. (А.С. Пушкин)
10. На стволах обклеванных воробьями вишен
блестела горячая смола. (А.Гайдар)
11. Рассыпанные кое-где по березнику мелкие ели
своею грубою вечною зеленью неприятно
напоминали о зиме. (Л.Н. Толстой)
12. Никогда ни о чем не спрашивающий ученик вряд ли
принадлежит к числу лучших учеников в классе.
13. Журавль по словам охотников сильная птица.
14. Дядя Яков и Зина пошли его встречать.
15. Дядя Зина и Яков пошли его встречать.
16. Он тоже постарел но не слишком потолстел и
обрюзг немного. (И.С. Тургенев)
17. Иван приставил рожок к губам подобрал их
особенным образом надулся покраснел и заиграл. (А.С. Серафимович)
18. Не самодовольной изысканностью опытного
говоруна вдохновением дышала его нетерпеливая
импровизация. (И.С. Тургенев)
19. Тут села она на лавку и снова взглянула в
зеркало и стала поправлять на голове свои косы. (Н.В. Гоголь)
20. В дни Отечественной войны в осажденном
Ленинграде укрывая от вражеских обстрелов
великолепные памятники города гордость русского
народа мы вспоминали пушкинские величавые стихи.
(Из газеты)
21. Многие находят что в «Евгении Онегине» нет
никакого содержания потому что роман ничем не
кончается. В самом деле тут нет ни смерти ни от
чахотки ни от кинжала ни свадьбы этого
привилегированного конца всех романов повестей
и драм. (В.Г. Белинский)
22. Скажи мне кто твои друзья и я тебе скажу кто ты.
23. Петр Иванович знал что ничего не добьется и
перестал хлопотать.
24. Петр Иванович знал что ничего не добьется и что
нечего больше хлопотать.
25. Как обычно в декабре начались морозы.
26. По тому как побагровев засветились курчавые
головы сосен угадывалось что поднялось солнце и
что будет ясный морозный день.
27. Я пожалел что напрасно погубил цветок который
был хорош в своем месте и бросил его. (Л.Н. Толстой)
28. Павел Петрович старался не глядеть на Базарова
помириться с ним он все-таки не хотел он стыдился
своей заносчивости своей неудачи стыдился всего
затеянного им дела хотя и чувствовал что более
благоприятным образом оно кончиться не могло. (И.С. Тургенев)
29. Хаджи-Мурат помолчал он не только никогда не
перебивал речь но всегда выжидал не скажет ли
собеседник еще чего потом поднял голову стряхнул
папаху назад улыбнулся. (Л.Н. Толстой)
30. Знакомая павлоградцам с высоко поднятыми
плечами фигура Жеркова он недавно выбыл из их
полка подъехала к полковому командиру. (Л.Н. Толстой)
83. снег поставить запятую.
И кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана. (А.С. Пушкин)
84. Выясните, что изменится, если зачеркнуть первую запятую в помещенном отрывке из произведения А.С. Пушкина.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стая галок на крестах.
85. Объясните, что произойдет со смыслом предложения, если третью запятую поставить после слова лица .
Как только остановлюсь памятью на котором-нибудь из них, передо мною из тьмы предстанут, как живые, лица Михеев, Егоров, Максимов, Павлов. (И.А. Гончаров)
86. Укажите, что изменится в предложении, если после слова директор поставить запятую.
Директор Иван Иванович и Зина пошли в кино. Они купили два билета.
87. Выясните, нужна ли запятая в предложениях, помещенных ниже. Докажите правильность расстановки знаков препинания. Укажите, что произойдет с предложением, если в нем будет возможна двойная расстановка знаков препинания.
1. Братья, Петя и Миша(,) дожидались его.
2. Сестры, Петя и Митя(,) дожидались его.
3. Дождь последний(,) сотый раз идет.
4. Можно лишь преклоняться перед невиданной
стойкостью советских войск, оборонявших
Севастополь(,) и жителей города.
5. Стихи мои! Свидетели живые(,) за мир пролитых
слез! Родитесь вы в минуты роковые душевных грез. (Н.А.
Некрасов)
6. В качестве охотника(,) посещая Жиздринский уезд,
сошелся я в поле и познакомился с одним калужским
мелким помещиком Полутыкиным. (И.С. Тургенев)
7. Князь Андрей, стоя несколько позади,
вглядывался в них(,) и, желая попросить зрительную
трубу у адъютанта, обратился к нему. (Л.Н. Толстой)
8. К удивлению Клима(,) иногда примешивалось
странное чувство. (А.М. Горький)
9. К удивлению Клима(,) его охватило странное
чувство.
10. Глагол посмотреть
совершенного вида,
поэтому(,) понятно(,) что от него не образуется
причастие настоящего времени.
11. Глагол посмотреть
совершенного вида,
поэтому(,) понятно(,) от него не образуется
причастие настоящего времени.
12. Я уверен, что он уже здоров(,) и на днях зайдет.
13. Я уверен, что он уже здоров(,) и он на днях
зайдет.
14. Я уверен, что он уже здоров(,) и что он на днях
зайдет.
15. Шумят и пенятся валы, и надо мной кричат орлы(,)
и ропщет бор. (А.С. Пушкин)
16. Ты внемлешь грохоту громов, и гласу бури и
валов, и крику сельских пастухов(,) и шлешь ответ. (А.С. Пушкин)
17. Неожиданно сверкнула молния(,) и загремел гром.
88. Укажите, как можно изменить пунктуацию в нижеприведенных предложениях и что произойдет со смыслом предложений.
Я вижу сады и селенья, красивых, свободных людей.
К собеседникам подошла хромая Арина.
Надо сказать, это очень хорошо.
89. Придумайте или найдите в этой книжке предложения следующих конструкций.
Предложение с деепричастным оборотом, где деепричастие стоит не в начале оборота.
Предложение с двумя деепричастными оборотами, относящимися к одному сказуемому, причем один оборот стоит в начале предложения, а другой – в середине или в конце.
Предложение с двумя сказуемыми и деепричастиями или деепричастным оборотом, такое, где бы можно было поставить союз и перед и после деепричастного оборота. (Пример: Он вышел за околицу, оглянувшись в последний раз на свою хату, и быстро зашагал по пыльной дороге. Он вышел за околицу и, оглянувшись в последний раз на свою хату, быстро зашагал по пыльной дороге. )
Предложение с двумя сказуемыми и между ними придаточное предложение, относящееся к первому сказуемому.
Предложение с двумя сказуемыми и между ними придаточное предложение, относящееся ко второму сказуемому.
Два сочиненных между собой предложения и между ними придаточное, относящееся к первому.
Два сочиненных между собой предложения и между ними придаточное, относящееся ко второму.
Предложение с причастным оборотом и относящимся к этому обороту придаточным.
Предложение с деепричастным оборотом и относящимся к этому обороту придаточным.
Сложное предложение с причастным оборотом в придаточном предложении.
Сложное предложение с деепричастным оборотом в придаточном предложении.
90. Закончите предложения, приведенные ниже.
Заревел пароходный гудок и... .
Заревел пароходный гудок, и... .
91. В сочинениях учащихся часты ошибки в предложениях при расстановке знаков препинания. Это приводит к тому, что смысл, заключенный в предложениях, становится неясным для читателя, нарушаются логические связи между предложениями. Ниже приведены отрывки из сочинений и изложений школьников разных классов. Исправьте ошибки в пунктуации так, чтобы фразы были логически связаны между собой и четко выражали мысли автора.
1. Обломов боится, что если все его
грезы и мечты превратятся в действительность.
Эта действительность должна обязательно
затронуть его.
2. Рабочий день закончился, кузнец Иван Бойко все
еще был в цеху, за конструированием станка для
изготовления гравировальных шайб.
3. Судья неоднократно останавливал игру. Игра
происходила в непрерывных пререканиях, играющих
с судьей.
4. Издали доносились крики и смех, весело
купавшихся в пруду детишек.
5. Вот он идет куда-то, широко шагая, глядя в землю,
спрятав руки, сжатые в кулак за спиною, как бы
неся на плечах невидимую тяжесть.
6. Причастный оборот, стоящий после очередного
слова выделяется запятыми.
7. Она ходила, скрестив руки по комнате грустная и
задумчивая.
8. Вводными словами называются такие слова,
которые не являясь членами предложения,
вставляются в предложение для выражения
отношения говорящего к высказываемой мысли.
9. Лопухова она любила, как освободителя, от ига
матери.
10. В воздухе уже чувствуется, что-то мягкое,
теплое, душистое.
11. В 1933 году в связи с переездом матери в город Н.,
переезжаю и я.
12. Верхний сарай из-под дров, естественно,
кажется, перед хижиной комфортабельным
особняком.
13. Это, может быть, объяснено лишь одним
обстоятельством.
14. Это может и случится.
15. Собака испугалась не на шутку, и, не желая
выдавать своего страха, громко залаяла.
16. Но этот отрадный факт связан с другим
печальным явлением.
17. Машина выехала на ровную дорогу, и приняв
прежнее положение, тов. Буриев предался сладким
мечтам.
18. Солдаты быстро подошли к лесу, разбившись на
небольшие отряды, неприятель отступил.
19. Те, кто не хотел сдаваться беспощадно,
уничтожались.
20. Не понимая, что бы это могло значить и теряясь в
догадках, Матвеев решил обратиться за
разъяснениями к руководителю экспедиции.
21. Из жалости один монах принял горского
мальчика, которого вез русский генерал, как
пленника.
22. Он заметил, что ее уже нет только тогда, когда
она давно ушла.
23. Город отдыхает от жары вечером и ночью, когда с
окружающих его гор стекает более холодный
воздух. Таким образом, Сталинабад ежедневно, как
бы проветривается.
24. В период летних каникул, когда учащиеся
свободны, надо, как можно чаще устраивать
экскурсии в горы, в долины.
25. Он был середина между ними умный, живой,
приятный и приличный человек.
26. Как только машина героя остановилась на
заводском дворе, по всей территории
распространилась волнующая новость: «Чкалов
приехал»!
92. Определите, какие ошибки допустили ученики при цитировании отрывков из произведений русских писателей. Исправьте эти ошибки. Укажите, что меняется в смысле предложений, если читать так, как написано в работах учащихся.
1. Спи, друг одинокий. Твой старый
хозяин тебя пережил на тризне уже недалекой.
2. Его почуя, конь дорожный храпит и путник
осторожный.
3. По синим волнам океана лишь звезды блеснут в
небесах.
4. Умерла Ненила на чужой землице. У соседа-плута
урожай сторицей.
5. Идет направо – песнь заводит, налево сказку
говорит.
6. С утра спускался он (паук) не раз по тонкой
паутинке, как по канату водолаз к какой-нибудь
личинке.
7. Воркует голубка, над крышей летая, кричат
молодые грачи...
8. Лягушка на лугу, увидевши Вола, затеяла сама в
дородстве с ним сравняться: она завистлива была.
Чтобы лучше запомнить
93. Следующие фразы так построены, что в них употреблены названия знаков препинания и после этих названий стоят соответственные знаки препинания. Заметьте интонацию, с которой произносятся эти предложения.
В середине сложного предложения часто ставится запятая, а в конце ставится точка.
В конце самостоятельного предложения ставится не запятая, а точка.
Между однородными членами ученик ставил запятые, запятые, запятые, а в конце предложения поставил точку.
В следующих случаях ставится двоеточие: перед перечислением, перед прямой речью, перед бессоюзным причинным предложением.
Здесь недаром поставлено двоеточие: ведь далее следует бессоюзное причинное предложение.
Учитель сказал, объясняя постановку двоеточия: «Этот знак ставится перед прямой речью».
Тире
– знак препинания, который
ставится часто в случае отсутствия связки.
Черточка
ставится для показа тесной связи
слов, а тире
– на месте пропущенного слова.
– Ты поставил вопросительный знак
?
– Нет, я просто поставил точку.
– А я, представьте, поставил восклицательный
знак
!
– А я сомневался: может быть, многоточие...
ЗАБАВНАЯ ОШИБКА
94. В.Вересаев рассказывает в своих «Воспоминаниях»: «Знал я наизусть и “Бородино”. Одну из строф читал так:
Мы долго молча отступали.
Досадно было, – боя ждали.
Ворчали старики:
“Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры?
О, русские штыки!”».
Вспомните, как это сказано у М.Ю. Лермонтова. Какой смысл получается, если читать так, как рассказывал В.В. Вересаев?
ОТВЕТЫ И ПОЯСНЕНИЯ К ЗАДАЧАМ И УПРАЖНЕНИЯМ ПО ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ГРАММАТИКЕ
Пунктуация
Упражнения78.
В приведенных предложениях
неправильно расставлены знаки препинания. В
результате появились бессмысленные выражения,
противоречащие действительности или неясные,
нечеткие по смыслу.
Если верно расставить знаки препинания, то
каждое предложение будет правильным в смысловом
отношении.
А. Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах – всего двадцать. Здесь все в порядке: и анатомия, и арифметика.
Б. В нашем колхозе много рогатого скота, лошадей, свиней.
В. Рябчики, говорят охотники, любят дремать на деревьях.
Г. Когда солнце село, с блеяньем и ревом прошло стадо. (А.П. Чехов)
Д. Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере, и ждала подругу. (Вот как важна запятая!)
Е. Где-то должна быть вместо запятой точка с запятой. Но где именно? Здесь возможно пять решений:
1) Здесь только Ваня; Миша, Маша, Поля, Костя, Дима, Настя еще не пришли.
2) Здесь только Ваня, Миша. Маша, Коля, Костя, Дима, Настя еще не пришли.
79.
А. В левом примере Петя и Митя
– это и есть товарищи, а в правом Петя и Митя – не
товарищи (может быть, братья). Можно еще и так
написать: Товарищи, Петя и Митя, ожидали его
–
тогда опять-таки речь будет идти о товарищах Пете
и Мите.
Кроме того, в правом примере слово товарищи
может выступать в качестве обращения. Тогда Петя
и Митя ожидали кого-то, но кто такие Петя и Митя, в
каких они отношениях между собой, неизвестно.
Б. В левом примере залиты светом дома улицы, а в правом – дома на улице.
В. В левом примере – сотни и даже тысячи друзей, а в правом – значительно больше сотни тысяч.
Г. У Тургенева мрак вздымался громадными клубами, а при измененной пунктуации получается, что мрак надвигался громадными клубами.
Д. В левом примере местоимение их указывает на детей, в правом – на родителей. Конечно, без контекста нельзя утверждать, что правильно то или что правильно другое предложение.
Е. В левом примере буква е пишется не только в этих трех словах, взятых как пример, а и в других (многоточие здесь означает то же, что и т.д., и др. ), в правом – только в этих словах. Ученики иногда, отвечая какое-нибудь правило с примерами, читают перечень примеров с точкой вместо многоточия.
Ж. В левом примере дана одна картина, состоящая из трех деталей, в правом – три отдельные картины, хотя и связанные единством темы.
80. Неподвижною, немою относится к слову бахромою , потому после этого слова и стоит запятая. Если бы автор хотел отнести неподвижною, немою к слову жизнью, он не должен был бы поставить запятую после бахромою.
81. Постановка запятой перед союзом и связана с тем, что здесь сложные предложения.
В первом случае здесь я прислушался, и мне показалось – два самостоятельных предложения, поэтому здесь перед и нужна запятая.
Во втором случае союз и соединяет два придаточных предложения: Что генерал очень недоволен тем... и что он требует... между двумя придаточными, относящимися к одному главному, перед и запятая не ставится. Но дело в том, что здесь при придаточном что генерал очень недоволен тем есть еще свое придаточное что ему не было доложено об этом, а после него нужна запятая. В самом деле, устраните это придаточное, напишите: Адъютант передал князю, что генерал, узнав об выходе Хаджи-Мурата, очень недоволен этим и что он требует, чтобы... – и здесь перед и запятой не потребуется.
82. В данных примерах следует расставить знаки препинания таким образом, чтобы не были нарушены правила грамматики и была ясна мысль, которую хотел выразить автор. Приведем эти предложения с правильно расставленными знаками препинания:
1. Миша часто сидел в библиотеке,
перелистывая журналы, и делал заметки.
2. Миша часто сидел в библиотеке, перелистывал
журналы и делал заметки.
3. Наташа работала в лаборатории, тщательно
подбирая реактивы, следя за ходом реакции и
записывая результаты.
4. Наташа работала в лаборатории, тщательно
подбирала реактивы и, следя за ходом реакции,
записывала результаты.
5. Там тянется, блестя на солнце, паутина.
6. Лиса, не видя сроду льва, с ним встретясь, со
страстей осталась чуть жива.
(И.А. Крылов)
7. Запятые можно расставить шестью способами:
Одну запятую:
Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.
Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.
Две запятые:
Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.
Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.
8. Набрав валежнику порой холодной,
зимной старик, иссохший весь от нужды и трудов,
тащился медленно к своей лачужке дымной, кряхтя и
охая под тяжкой ношей дров.
(И.А. Крылов)
Заметьте устарелую форму зимной
и устарелое
ударение нужды
.
9. Лес, неведомый лучам в тумане спрятанного
солнца, кругом шумел.
(А.С. Пушкин)
10. Никаких знаков не нужно.
11. Никаких знаков не нужно.
12. Никаких знаков не нужно.
13. Журавль, по словам охотников, – сильная
птица.
14–15. Четырнадцатое предложение можно оставить
без знаков препинания (тогда Яков – дядя
), но
можно и поставить запятую после слова дядя
(тогда Яков – не дядя
). В пятнадцатом
предложении после слова дядя
нужна запятая: Зина
уж во всяком случае не дядя
.
16. Он тоже постарел, но не слишком, потолстел и
обрюзг немного.
(И.С. Тургенев)
17. Иван приставил рожок к губам, подобрал их
особенным образом, надулся, покраснел и заиграл.
(А.С. Серафимович)
18. Не самодовольной изысканностью опытного
говоруна – вдохновением дышала его нетерпеливая
импровизация.
(И.С. Тургенев)
19. У Гоголя здесь запятых нет. Здесь, значит, не
соединительная связь трех однородных сказуемых,
а соединительная связь двух однородных
сказуемых еще с одним сказуемым.
20. В дни Отечественной войны в осажденном
Ленинграде, укрывая от вражеских обстрелов
великолепные памятники города – гордость
русского народа, – мы вспоминали пушкинские
величавые стихи.
(«Литературная газета», 1949)
Можно поставить запятую после слова войны
.
21. Многие находят, что в «Евгении Онегине» нет
никакого содержания, потому что роман ничем не
кончается. В самом деле, тут нет ни смерти (ни от
чахотки, ни от кинжала), ни свадьбы – этого
привилегированного конца всех романов, повестей
и драм...
(В.Г. Белинский) Тут есть два
однородных члена ни смерти, ни свадьбы
, а к
первому из них относятся однородные члены ни от
чахотки, ни от кинжала,
поэтому без скобок (или
без равносильных скобкам двух тире) здесь
обойтись трудно.
22. Скажи мне, кто твои друзья, и я тебе скажу, кто
ты.
23. Петр Иванович знал, что ничего не добьется, и
перестал хлопотать.
24. Петр Иванович знал, что ничего не добьется и
что нечего больше хлопотать.
25. Как обычно, в декабре начались морозы,
или
даже: Как обычно в декабре, начались морозы.
Смысл в этих двух случаях не совсем один и тот же.
26. По тому, как, побагровев, засветились
курчавые головы сосен, угадывалось, что
поднялось солнце и что будет ясный морозный день.
27. Я пожалел, что напрасно погубил цветок,
который был хорош в своем месте, и бросил его.
(Л.Н. Толстой)
28. Павел Петрович старался не глядеть на
Базарова: помириться с ним он все-таки не хотел,
он стыдился своей заносчивости, своей неудачи,
стыдился всего затеянного им дела, хотя и
чувствовал, что более благоприятным образом оно
кончиться не могло.
(И.С. Тургенев)
29. Хаджи-Мурат помолчал (он не только никогда не
перебивал речь, но всегда выжидал, не скажет ли
собеседник еще чего), потом поднял голову,
стряхнул папаху назад, улыбнулся.
(Л.Н. Толстой)
30. Знакомая павлоградцам, с высоко поднятыми
плечами, фигура Жеркова (он недавно выбыл из их
полка) подъехала к полковому командиру.
(Л.Н. Толстой)
83. Если после слова снег поставить запятую, получится, что кудри их развеваются над главою кургана (плохой поэтический образ).
84. Если зачеркнуть первую запятую в приводимом отрывке, получится, что бабы, мальчишки, лавки и т.д. мелькают мимо будки . Слово будки будет тогда не одним из подлежащих, а дополнением, при котором стоит предлог мимо .
85. Если третью запятую поставить после слова лица , то речь будет идти не о Михеях, Егорах, Максимах, Павлах, а о Михееве, Егорове, Максимове, Павлове. Родительные падежи множественного числа имен собственных станут именительными падежами единственного числа фамилий.
86. Если после слова директор поставить запятую, то смысл фразы изменится. Получится, что нужно купить еще один билет.
87.
1–2. В первом предложении
запятая нужна, если Петя и Митя – это и есть
братья; если же Петя и Митя – другие мальчики,
тогда запятой не нужно. Во втором предложении
запятой не нужно, так как Петя и Митя, конечно, не
сестры.
3. В этом предложении говорится, что дождь идет
уже в последний, сотый раз. Запятая нужна. Без
запятой получился бы комический смысл: последний
дождь идет уже сотый раз.
4. С запятой смысл будет такой: преклоняться перед
стойкостью советских войск и стойкостью жителей
Севастополя. Без запятой: советские войска
обороняли Севастополь и его жителей.
5. Запятая не нужна, иначе меняется смысл, и свидетели
живые
станет обращением.
6. У Тургенева этой запятой нет, следовательно, в
качестве охотника
входит в деепричастный
оборот. С запятой смысл был бы такой: Посещая
Жиздринский уезд, я сошелся в качестве охотника...
7. Запятая не нужна, так как союз и
соединяет не два предложения, а два сказуемых
одного предложения.
8–9. В восьмом примере запятой не нужно: здесь не
вводное слово, а дополнение. В девятом примере
запятая нужна.
10–11. В десятом примере из двух запятых, взятых в
скобки, нужна лишь вторая: здесь понятно
–
сказуемое главного предложения. В одиннадцатом
примере обе запятые нужны: здесь понятно
–
вводное слово.
12–14. Во всех трех предложениях запятая не нужна,
хотя и по разным основаниям: в двенадцатом
предложении союз и
соединяет два
сказуемых, а в тринадцатом и в четырнадцатом –
два соподчиненных придаточных предложения.
15. Шумят и пенятся валы, и надо мной кричат орлы,
и ропщет бор.
(А.С. Пушкин) Очевидно, поэт
относит обстоятельство надо мной
только к
сказуемому кричат,
а не к сказуемому ропщет
.
16. Взятая в скобки запятая не нужна, так как
последний союз и
соединяет два сказуемых,
а не продолжает собой ряд предыдущих союзов.
17. Молния может сверкнуть неожиданно, но после
молнии гром уже не является неожиданным. Поэтому
здесь неожиданно
относим только к первому
предложению и запятая перед союзом и
нужна.
88. В первом предложении можно зачеркнуть первую запятую, тогда людей будет не прямым дополнением в винительном падеже к сказуемому, а определением в родительном падеже к существительным сады и селения.
Во втором предложении можно взять слово хромая в запятые и тем самым превратить его из прилагательного в деепричастие.
В третьем предложении можно после сказать поставить двоеточие и тем самым в корне перестроить соотношение слов.
91. В предложениях, приведенных в задании, расставлены неправильно знаки препинания. Ниже приводятся эти предложения с правильной расстановкой знаков препинания. Иногда просто даются указания, как должны быть расставлены знаки препинания.
1. Обломов боится, что если все его
грезы и мечты превратятся в действительность,
эта действительность должна обязательно
затронуть его.
2. Первую запятую надо заменить точкой.
3. Запятая не нужна. Пишущий ошибочно принял играющих
с судьей
за причастный оборот. Получился
комический смысл: пререкания играют с судьей.
4. Запятая не нужна: причастный оборот здесь стоит
перед определяемым словом. Запятая была бы нужна
при таком порядке слов: Издали доносились крики
и смех детишек, весело купавшихся в пруду.
5. После кулак
пропущена запятая.
6. После слова
пропущена запятая.
7. Скрестив руки по комнате –
бессмыслица.
Бессмыслица получилась в результате пропуска
запятой после руки
.
8. После которые
начинается деепричастный
оборот, нужна запятая.
9. Вторая запятая не нужна.
10. Первая запятая не нужна. Вероятно, пишущий
заучил без понимания правило, что «перед что
ставится запятая».
11. Нужно либо две запятые (в 1933 году, в связи с
переездом матери в город Н, переезжаю и я),
либо
ни одной.
12. Пишущий принял кажется
за вводное слово.
Запятой после кажется
здесь не нужно.
13. Запятых не нужно: может быть
здесь не
вводное слово.
14. Здесь можно усмотреть орфографическую ошибку:
в слове случится
пропущена буква ь.
Но
можно, оставив такое написание, исправить
пунктуацию: взять может
в запятые.
15. Первая запятая не нужна: союз соединяет два
сказуемых в одном предложении.
16. Получается, что отрадный факт – это печальное
явление. После другим
нужна запятая. Тогда и
интонация, и смысл будут другие.
17. Пропущена запятая перед деепричастным
оборотом.
18. Неизвестно, кто разбился на небольшие отряды –
солдаты или неприятель; грамматически говоря,
неизвестно, в состав какого предложения входит
деепричастный оборот – в состав первого или
второго. Одну из запятых нужно заменить точкой с
запятой (или точкой). Какую именно – зависит от
того, что хочет сказать пишущий.
19. Те, кто не хотел сдаваться, беспощадно
уничтожались
.
20. Перед союзом и
пропущена запятая.
21. Вторая запятая не нужна.
22. После нет
нужна запятая.
23. Перед как бы
лишняя запятая.
24. Перед как
лишняя запятая.
25. Пропущено тире перед умный
.
26. Как только машина героя остановилась на
заводском дворе, по всей территории
распространилась волнующая новость: «Чкалов
приехал!».
(Может быть, вы все-таки не заметили,
в чем ошибка? Присмотритесь!)
92. При цитировании отрывков из произведений русских писателей ученики неправильно расставили знаки препинания и поэтому исказили смысл предложений.
1. У А.С. Пушкина слова на тризне уже
недалекой
относятся к последующим словам: не
ты под секирой ковыль обагришь...
2. У А.С. Пушкина написано: Его почуя, конь
дорожный храпит – и путник осторожный несется в
гору...
3. У М.Ю. Лермонтова написано: По синим волнам
океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль
одинокий несется...
4. У Н.А. Некрасова читаем: Умерла Ненила. На
чужой землице у соседа-плута урожай сторицей.
5. В произведении А.С. Пушкина «Руслан и
Людмила» написано: Идет направо – песнь
заводит, налево – сказку говорит.
6. В произведении Н.А. Некрасова запятая стоит
после слова водолаз
. Если этого не будет, то
получается, что к личинке спускается не паук, а
водолаз.
С утра спускался он (паук) не раз по тонкой
паутинке, как по канату водолаз, к какой-нибудь
личинке.
7. В произведении Н.А. Некрасова «Крестьянские
дети» написано: Воркует голубка; над крышей
летая, кричат молодые грачи...
8. В басне И.А. Крылова «Лягушка и Вол» написано:
Лягушка, на лугу увидевши Вола, затеяла сама в
дородстве с ним сравняться: она завистлива была.
Иначе получается, что Лягушка, будучи на лугу,
увидела Вола, а у Крылова написано, что Лягушка
увидела Вола, гуляющего на лугу.
94. При чтении наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» В.В. Вересаев неправильно прочитал последние строчки, превратив слова русские штыки в обращение и разбив две последние строки на два предложения: одно – вопросительное, другое – восклицательное. Строки эти звучат в стихотворении следующим образом.
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?
(Мы заканчиваем публикацию, но надеемся еще вернуться к биографии автора)
Бывает, что, излагая собственные мысли, люди перестраховываются и ставят лишние знаки. Ученики интуитивно с опорой на предыдущий опыт чувствуют, что в предложении требуется знак препинания, но определить необходимость, место и вид знака поможет только твердое знание школьной грамматики. Невозможно объяснить правила пунктуации без опоры на теорию русского языка. Важны знания о составе предложения, частях речи, понимании однородности членов, выделении авторской речи и проч. Учебник по пунктуации немыслим без специфического терминологического наполнения. Поэтому любой практикум по пунктуации опирается на базу знаний , которая закладывается с первого класса общеобразовательной школы. Не зная синтаксиса, человек не может всегда верно ставить знаки препинания. Есть миф, что некоторые люди правильно ставят знаки "по интуиции". Обычно проверка показывает, что на самом деле они не могут выполнить заданий ЕГЭ на пунктуацию, потому что не знают нюансов и исключений.
Систематизировать знания и умения в области пунктуации помогут упражнения онлайн по расстановке знаков препинания. Сайт «Могу писать» предлагает задания разной сложности: от начальной школы до уровня взрослых, которые по роду деятельности или в силу собственных мотивов испытывают необходимость грамотно писать.
Теги: пунктуация, методика
Елена Мазур
Свидетельство о публикации № 203101 от 6 Августа 2015