Разница между дополнением и обстоятельством. Определение, обстоятельство, дополнение
§1.Общие понятия
Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу. Они распространяют главные и другие второстепенные члены, содержат компоненты смысла, нужные для более детальной передачи информации. Сравним:
Мальчик ест.
(информация представлена без детализации)
Маленький мальчик медленно ест суп.
(информация представлено более детально благодаря второстепенным членам)
Второстепенные члены:
- дополнение,
- определение,
- обстоятельство.
§2. Дополнение
Дополнение - это второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого (или других членов предложения) и отвечает на вопросы косвенных падежей. Например:
Я люблю (что?) мороженое.
(дополнение: мороженое)
Как выражается дополнение
1. Именем существительным в косвенных падежах без предлога или с предлогами:
Мы встретились с Анной на площади. Я подарил ей цветы.
2. Кроме собственно существительных распространено выражение дополнения словами в функции существительного: прилагательными и причастиями, образованными переходом в другую часть речи, например: больной, влюблённый, участвующие, встречающие и т.п.:
Старик смотрел на молодых с улыбкой.
3. Именем числительным:
Десять делится на два.
4. Как существительные, так и слова в функции существительных могут заменяться соответствующими местоимениями:
Старик смотрел на них с улыбкой.
5. Глаголом:
Доктор посоветовал ему много гулять.
6. В качестве дополнения могут выступать синтаксически неделимые словосочетания или устойчивые лексические сочетания (=фразеологизмы):
Мы прочитали несколько книг.
(несколько книг - синтаксически неделимое словосочетание, нельзя сказать: Мы прочитали книг . Или: Мы прочитали несколько )
Мы пуд соли вместе съели.
(пуд соли - фразеологизм)
Следует различать прямое и косвенное дополнение.
Прямое и косвенное дополнение
Прямое дополнение - это дополнение в форме В.п. без предлога. Оно относится к глаголу и употребляется после переходных глаголов:
Я мою руки.
Прямое дополнение может быть и в форме Р.п., если:
- обозначается часть предмета, определённое количество, например, немного: выпить воды, поесть супа ;
- при переходном глаголе есть отрицание не : не выстроили нового здания, не выполнил домашнего задания .
Все другие случаи дополнения называются косвенным дополнением.
§3. Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение
Определение - это второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего, дополнения или обстоятельства, определяет признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей?
Определение может относиться к словам разных частей речи: существительному и словам, образованным от прилагательных или причастий переходом в другую часть речи, а также местоимениям.
Согласованное и несогласованное определение
Согласованное определение - это определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словами - согласование. Например:
Недовольная девочка ела шоколадное мороженое на открытой террасе.
(девочка (какая?) недовольная, мороженое (какое?) шоколадное, на террасе (какой?) открытой )
Согласованные определения выражены прилагательными, согласующимися с определяемыми словами - существительными в роде, числе и падеже.
Согласованные определения выражаются:
1) прилагательными: дорогой мамочке, любимую бабушку;
2) причастиями: смеющегося мальчика, скучающей девочке;
3) местоимениями: мою книгу, этому мальчику;
4) порядковыми числительными: первое сентября, к восьмому марта.
Но определение может быть и несогласованным . Так называется определение, связанное с определяемым словом другими видами синтаксической связи:
- управлением
- примыканием
Несогласованное определение на основе управления:
Книга мамы лежала на тумбочке.
Ср.: книга мамы - мамина книга
(мамина
книга
- это согласованное определение, тип связи: согласование, а книга мамы
- несогласованное, тип связи - управление)
Несогласованное определение на основе примыкания:
Хочу купить ей подарок подороже.
Ср.: подарок подороже - подарок
дорогой
(подарок подороже
- несогласованное определение, тип связи - примыкание, а подарок дорогой
К несогласованным определениям относятся и определения, выраженные синтаксически неделимыми словосочетаниями и фразеологизмами.
Напротив выстроили торговый центр в пять этажей.
Ср.: центр в пять этажей - пятиэтажный центр
(центр в пять этажей
- несогласованное определение, тип связи - управление, а пятиэтажный центр
- согласованное определение, тип связи - согласование)
В комнату вошла девочка с голубыми волосами.
(девочка с голубыми волосами - несогласованное определение, тип связи - управление.)
В роли несогласованного определения могут выступать разные части речи:
1) существительное:
Остановка автобуса перенесена.
(автобуса - существительное)
2) наречие:
Бабушка приготовила мясо по-французски.
(по-французски - наречие)
3) глагол в неопределённой форме:
У неё было умение слушать.
(слушать - глагол в неопределённой форме)
4) сравнительная степень прилагательного:
Он всегда выбирает путь полегче, а она - задачи потруднее.
(полегче, потруднее сравнительная степень прилагательных)
5) местоимение:
Её рассказ тронул меня.
(её - притяжательное местоимение)
6) синтаксически неделимое словосочетание
Приложениe
Особым видом определения является приложение. Приложение - это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Приложения обозначают различные признаки предмета, которые выражаются существительным: возраст, национальность, профессия и др.:
Я люблю свою сестру - малышку.
В гостинице со мной жила группа туристов - японцев.
Разновидностью приложения являются географические названия, названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений. Последние образуют несогласованные приложения. Сравним примеры:
Я увидела набережную реки Сухоны.
(Сухоны - согласованное приложение, слова реки и Сухоны стоят в одном падеже.)
Сын прочитал сказку «Золушка».
(«Золушка» - несогласованное приложение, слова сказку и «Золушка» стоят в разных падежах
§4. Обстоятельство
Обстоятельство - это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другой признак. Обычно обстоятельство зависит от сказуемого.
Поскольку значения обстоятельств разнообразны, то обстоятельства классифицируют по значению. Каждому значению соответствуют свои вопросы.
Разряды обстоятельств по значению
Выделяются следующие разряды обстоятельств по значению.
- Образа действия - как? каким образом?: Дети громко смеялись.
- Меры и степени - как? в какой степени?: Мы устали до изнеможения.
- Места - где? куда? откуда?: Все вокруг танцевали. Он смотрел вдаль. Отец вернулся с работы.
- Времени - когда? как долго? с каких пор? до каких пор? во сколько?: Мы ждали приёма врача около десяти минут.
- Условия - при каком условии?: При желании каждый может учиться лучше.
- Причины - почему? отчего?: Маша пропустила уроки по болезни. Мы не пошли в лес из-за дождя.
- Цели - зачем? для чего?: Она приехала в Ялту на отдых.
- Уступки - несмотря на что? вопреки чему?: Несмотря на усталость, мать была весела.
Обстоятельства выражаются
1) наречиями: быстро, громко, весело
;
2) существительными в форме косвенных падежей с предлогом и без предлога: в лесу, ко вторнику, неделю
;
3) местоимениями: в нём, над ним, под ним
;
4) деепричастиями и деепричастными оборотами: лёжа на печи, удачи не встретишь;
5) неопределённой формой глагола: я пришёл поговорить;
6) фразеологическим оборотом: он работал спустя рукава;
7) обстоятельства образа действия выражаются сравнительными оборотами: Кварцевый песок сверкал, как февральский снег на солнце.
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
Входят ли второстепенные члены предложения в грамматическую основу предложения?
Верно ли, что второстепенные члены предложения распространяют главные и другие второстепенные члены?
Какие второстепенные члены предложения есть в русском языке?
- сказуемое и обстоятельство
- обстоятельство, определение и подлежащее
- дополнение, определение и обстоятельство
Может ли дополнение быть выражено числительным?
Верно ли, что косвенное дополнение - это дополнение в форме В.п. без предлога?
Как называется определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словом - согласование?
- согласованное определение
- несогласованное определение
Каким является определение в предложении: Это куртка папы.?
- согласованное определение
- несогласованное определение
Какой вид синтаксической связи в словосочетании подарок подороже в предложении: Хочу купить подарок подороже. ?
- согласование
- управление
- примыкание
В предложении, кроме подлежащего и сказуемого, составляющих его грамматическую основу, могут быть использованы второстепенные члены, уточняющие, конкретизирующие или дополняющие содержание. К ним относятся дополнения, определения и обстоятельства. Каждая группа второстепенных членов предложения выполняет в речи свою конкретную синтаксическую функцию.
Определение
Дополнение – связанный со сказуемым второстепенный член предложения, который называет предмет или лицо, выступающие объектом действия в конкретной речевой ситуации.
Обстоятельство – второстепенный член предложения, указывающий на способ, образ или другой признак действия, выраженного сказуемым.
Сравнение
Дополнение может быть выражено существительным, местоимением или субстантивированной частью речи, занимающими в структуре предложения позицию после распространяемого слова. Обычно это глагол, с которым дополнение связано способом управления. Такую связь определяют по вопросам косвенных падежей.
Переход (через что?) через перевал оказался сложным.
Цветы поставили (во что?) в вазу.
Дополнение указывает на объект действия или средство, при помощи которого оно совершается: вязать крючком; кормить завтраком; гонять голубей; читать книгу .
Обстоятельство выражается наречием, деепричастием или деепричастным оборотом, в некоторых случаях – существительным и словосочетанием с обстоятельственным значением. К обстоятельству можно поставить вопросы: как? каким образом? когда? с какой целью? в какой мере? где? почему?
(Когда?) Изредка срывался ветер и доносил (откуда?) со стороны моря невнятный шум.
Он жил (как?) просто, заботясь только о хлебе насущном.
Обстоятельство всегда связано со сказуемым, но структурно может быть отделено от него другими членами предложения.
Таким образом, дополнение и обстоятельство выполняют в предложении разные смысловые и синтаксические функции.
Выводы сайт
- Обстоятельство указывает на образ, способ или время действия, то есть обстоятельства , при которых оно протекает. Дополнение обозначает объект или средство действия.
- Обстоятельство выражается наречием или близкими к нему по значению частями речи. Дополнение чаще всего выражено существительным или местоимением.
- К дополнению можно поставить вопросы косвенных падежей. Вопросы, адресованные к обстоятельствам, зависят от способа выражения обстоятельственного значения.
Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Исследуем второстепенные члены предложения, выявляемые на основе словосочетаний, на очереди дополнение и обстоятельство.
Урок 22. Выявление второстепенных членов предложения на основе логической связи между компонентами словосочетаний: дополнение. Виды дополнений: прямое, косвенное. Дополнение-инфинитив. Речевые недочёты: расщепление сказуемого и нанизывание косвенных падежей. Обстоятельство. Виды обстоятельств. Обстоятельство-инфинитив
I. Дополнение - второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который направлено действие, и отвечающий одновременно на логические и грамматические вопросы косвенных падежей кого?, к чему?, кем?, о чём? и т.д.
Третье словосочетание гонял (кого?) мышь из нашего предложения демонстрирует логические отношения, при которых действие глагола-сказуемого направлено на предмет, и этот предмет - зависимый компонент в словосочетании, выраженный существительным в винительном падеже. Следовательно, зависимое существительное мышь - дополнение.
Обычно дополнение выражено именем существительным в косвенном падеже (или заменяющим его местоимением) и связано с главным словом синтаксической связью управлением. Дополнение в винительном падеже без предлога при переходном глаголе-сказуемом называется прямым (как в нашем примере), остальные дополнения называются косвенными.
Примечание. Прямое дополнение может выражаться формой родительного падежа без предлога, если:
а) действие переходного глагола направлено не на весь предмет, а только на его часть: выпить воды ;
б) при глаголах с отрицанием не : не замечать (чего?) ошибок .
Интересны случаи, когда дополнение выражается неопределённой формой глагола и связано с глаголом-сказуемым примыканием. Инфинитив-дополнение нужно отличать от инфинитива, входящего в составное глагольное сказуемое. Перед вами дополнение, если действия, обозначенное глаголом-сказуемым и инфинитивом, производят разные лица, например: Саша предложил Пете вернуться. (Предложил Саша, а вернуться нужно Пете; предложил что?, что сделать? вернуться .) В этом случае от глагола-сказуемого к дополнению можно поставить два вопроса: вопрос косвенного падежа и вопрос инфинитива. При составном глагольном сказуемом действие, обозначенное вспомогательным глаголом и инфинитивом, производит одно лицо, представленное в подлежащем, например: Саша решил (что сделать?) вернуться .
Управляя существительным, глагол из просто сказуемого может трансформироваться в так называемое расщеплённое сказуемое - словосочетание глагола и существительного, например выразить удивление вместо удивиться . Такие конструкции нередко носят канцелярский оттенок. Кроме того, к канцеляриту тяготеет нанизывание косвенных падежей, когда выстраиваются цепочки существительных в одном падеже, чаще родительном: процесс развития сотрудничества за укрепление движения сопротивления .
Задания. 1. Прочитайте синонимичные конструкции. В первом предложении есть и расщеплённое сказуемое, и нанизывание косвенных падежей. В остальных пунктах предприняты попытки избавиться от канцелярита: одно предложение разбито на два, представлены разные формы подлежащих и сказуемых, существительное - второстепенный член заменено на прилагательное-определение. Найдите в каждом предложении грамматическую основу, определения и дополнения и проанализируйте стилистику, обращая внимание на порядок слов. Под пятым пунктом придумайте предложение с подлежащим - действующим лицом и составным именным сказуемым.
1) Маша выразила Павлу своё удивление по поводу его странного поведения на даче в саду на тропинке.
2) Маша удивилась поведению Павла на даче. В саду на тропинке он вёл себя странно.
3) Машу удивило поведение Павла на даче. Он как-то странно вёл себя на тропинке сада.
4) Павел удивил Машу своим поведением на даче. Тогда на садовой тропинке он вёл себя странно.
2. Прочитайте предложения. Определите, каким членом предложения выступает неопределённая форма глагола.
1. Я начал разыскивать потерянную книгу. 2. С утра мы решили заняться делом. 3. Врач запретил мне читать лёжа. 4. Мать велела сыну поставить чайник. 5. Я не стану описывать моё состояние. 6. Наташа просила проводить её. 7. У Мити выработалась нехорошая привычка читать по ночам.
II. Обстоятельство - второстепенный член предложения, обозначающий, при каких обстоятельствах совершается действие, указывающий способ, меру, степень проявления действия или признака. Отвечает на логические вопросы как?, в какой степени, когда?, где?, куда?, откуда?, почему? и т. д.
Четвёртое словосочетание гонял (когда?) вчера нашего предложения Вчера на тропинке сада кот с пушистым хвостом гонял мышь демонстрирует обстоятельственные отношения между компонентами, где зависимое слово обозначает время действия глагола-сказуемого. Следовательно, это обстоятельство. Обстоятельство выражено наречием.
Обстоятельства, выраженные неизменяемыми частями речи, связаны с главным словом синтаксической связью примыканием.
Пятое словосочетание гонял (где?, на чём?) на тропинке допускает между компонентами два вопроса, однако к логическому относится первый. На основании того, что логический вопрос отражает обстоятельственные отношения между членами словосочетания, а существительное с предлогом на тропинке обозначает место действия, оно выступает обстоятельством. Второй вопрос относится к грамматическим, он указывает на предложный падеж существительного, а также на то, что обстоятельственные отношения в данном случае обслуживает синтаксическая связь управление.
В зависимости от того, на что указывает обстоятельство, выделяются обстоятельства (в скобках вопросы от главного слова):
1) времени (когда?, как долго?, с каких пор?, до каких пор?);
2) места (где?, куда?, откуда?);
3) образа действия (как?, каким образом?);
4) меры или степени (сколько?, в какой мере?, в какой степени?);
5) причины (почему?, по какой причине?, отчего?);
6) цели (зачем?, с какой целью?, для чего?);
7) условия (при каком условии? Выражается существительными с предлогом при или предложным сочетанием в случае ).
Задание. Прочитайте предложения, где по порядку приведены представленные обстоятельства. Свяжите выделенные обстоятельства с главным словом вопросом и определите часть речи, которой выражено главное слово, и какой это член предложения. Определите, какой частью речи выражено обстоятельство.
1) Мать в среду поднялась рано .
2) [На тропинке сада] серый кот с пушистым хвостом гонял мышь.
3) Степан шёл по аккуратно р а с ч и щ е н н ы м дорожкам села.
4) Лошадь дважды ударила копытом по мягкой земле. (М. Горький)
5) Я еду и от нечего делать читаю вывески справа налево. (А. Чехов)
6) Наш кучер уехал в кузницу подковывать лошадей. (А. Чехов)
7) При старании вы добьётесь больших успехов. В случае дождя мы останемся дома.
Обратите внимание на пример 6, где обстоятельство цели выражено неопределённой формой глагола. К инфинитиву от глагола-сказуемого можно поставить два вопроса: вопрос обстоятельства и вопрос инфинитива (уехал зачем?, что делать? подковывать ).
Задание. Прочитайте предложения, где обстоятельства образа действия, меры и степени выражены фразеологизмами. Замените фразеологизмы нейтральными синонимами и запишите предложения. Отметьте условным значком главное слово при зависимом обстоятельстве.
1. Саша извинялся потупя голову. 2. Я весь день работала не покладая рук. 3. Витя привык работать спустя рукава. 4. Урок дети слушали затаив дыхание. 5. Положа руку на сердце скажу всю правду.
Дополнение обозначает предмет (объект), на который направлено действие.
Между дополнением и дополняемым словом возможно наличие отношения субъекта к действию.
Если определение обладает способностью распространять члены предложения, выраженные именами существительными, то дополнение чаще всего зависит от сказуемого и распространяет именно его.
Все предложения для примеров мы нашли в рассказах Евгения Ивановича Носова «Зимородок», «Живое пламя», «Забытая страничка», «Хитрюга».
В качестве дополнения используются существительные и разные разряды местоимений с предлогами и без них. Напомним вопросы косвенных падежей, на которые отвечает дополнение:
КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ?
У каждого рыболова (У КОГО?) есть (ЧТО?) на реке любимый уголок . Здесь он строит (КОМУ?) себе (ЧТО?) привад у. Забивает (ЧТО?) в дно реки у берега полукругом колья , оплетает (ЧТО?) их (ЧЕМ?) лозой , а (ЧТО?) пустоту внутри засыпает (ЧЕМ?) землёй . Получается что-то вроде маленького (ЧЕГО?) полуострова . Особенно когда рыбак обложит (ЧТО?) приваду зелёным (ЧЕМ?) дёрном , а забитые колья пустят (ЧТО?) молодые побеги .
Приведём примеры дополнений, выраженных личными, возвратными, указательными, относительно-вопросительными, определительными, неопределёнными, отрицательными местоимениями: давал мне, строит себе, вижу это, в чём дело, всем хотелось, нашёл что-то, ничем не испугать .
К тому же дополнением могут быть и другие части речи, если они приобретают значение существительного. Например, прилагательные, причастие, числительное, наречие, междометие: живому рад, об удачном расскажем, разделите сорок на два, не мечтайте о завтра, донеслось «ау» .
Редко в роли дополнения выступают инфинитивы, неделимые словосочетания и фразеологизмы. Например: не догадался расспросить, жил дед с бабушкой, принести два ведра, решил больной вопрос.
Выделяют два вида дополнений – прямое и косвенное. Прямое дополнение выражается существительным в Винительном падеже без предлога, существительным в Родительном падеже с отрицанием, а также существительным со значением части предмета в Родительном падеже. Прямые дополнения распространяют переходные глаголы и слова категории состояния.
Примеры прямых дополнений:
Он вскинул на плечи (ЧТО?) рюкзак , поправил сбитую лямкой (ЧТО?) кепку...
Иногда разыгравшаяся мальва задевала (ЧТО?) поплавки , они вздрагивали, заставляли (КОГО?) меня насторожиться.
Я затаился и стал разглядывать (КОГО?) незнакомку .
Я попросил у тети Оли небольшой грибной (ЧТО?) кузовок , перекинул через плечо (ЧТО?) двустволку и зашагал в лес.
Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную (ЧТО?) тень .
А потом, возвращаясь домой, я собрал ещё (ЧТО?) несколько разных цветков и связал из них маленький (ЧТО?) букетик .
Косвенные дополнения употребляются с предлогами в Винительном и Родительном падежах, а также в Творительном и Предложном падежах.
Примеры косвенных дополнений:
Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой (ЧЕМ?) лейкой .
От свежевымытого (ЧЕГО?) пола тянуло (ЧЕМ?) прохладой .
Я вышел посмотреть на (ЧТО?) цветы .
Дожди сменились (ЧЕМ?) ветрами .
Сына дома не оказалось: он не ожидал меня так рано и пошел к (КОМУ?) товарищу .
Он вскинул на плечи рюкзак, поправил сбитую (ЧЕМ?) лямкой кепку...
Я попросил у (КОГО?) тёти Оли небольшой грибной кузовок, перекинул через плечо двустволку и зашагал в лес.
Нередко ученики путают дополнения с несогласованными определениями и обстоятельствами. Нужно помнить, что существительное в роли несогласованного определения можно заменить прилагательным.
Например:
Поздно вечером улеглись и долго еще не спали, прислушиваясь, не зашлепают ли по полу лапки (ЧЬИ?) беглеца .
Поплавки недвижно белели среди темно-зелёных лопухов (КАКИХ?) кувшинок .
После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик (ЧЕЙ?) тёти Оли .
Не забудем, что к обстоятельству, в отличие от дополнения, можно задать два вопроса: один из них падежный, а другой – смысловой.
Например:
Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру за (С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ЗА ЧЕМ?) окунями .
Я открыл глаза и ахнул (ПОЧЕМУ? ОТ ЧЕГО?) от изумления .
Я наклонился поближе и окончательно убедился, что волшебный музыкант спрятался в (ГДЕ? В ЧЁМ?) раковине .
Литература
1. Ильченко О.С. Урок на тему «Дополнение» в VIII классе /Русский язык в школе. - 2003. - №4.
2. Носов Е.И. Кукла: сборник рассказов. - М., ООО «Издательство «Эксмо», 2015.