Положение о разработке учебной программы. Примерные рабочие программы по предметам Как составить рабочую программу по предмету
Белгородский Институт Развития Образования
Рабочие программы
по учебным предметам:
содержание, структура, требования
(статья)
Беляева Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Борисовская средняя
общеобразовательная школа № 1
им. А.М. Рудого»
п. Борисовка Белгородская обл.
Белгород 2013
В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения приоритетным направлением развития общего образования является обеспечение качества образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества, государства.
В соответствии с ФЗ «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом разработаны и опубликованы примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования, в которых определены цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательного процесса.
Примерная программа по учебному предмету ориентирует учителя при составлении рабочих программ.
Рабочая программа учебного предмета- это совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом (педагогами) ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом целей и задач основной образовательной программы образования школы и отражающий пути реализации содержания учебного предмета. Это программа действий учителя для достижения образовательных результатов.
Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на примерной программе по учебному предмету.
Цель рабочей программы - планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.
Задачи учебной рабочей программы - конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.
Каждый учитель--предметник должен иметь рабочую программу по своему предмету. Рабочие программы должны отражать особенности структуры и содержания того комплекта учебников по предмету, который выбран учителем и по которому осуществляется обучение.
Часто учителя спрашивают, можно ли пользоваться готовыми, изданными рабочими программами или они должны разрабатывать их сами? В случае если изданные рабочие программы отвечают требованиям ФГОС, дублировать их необходимости нет, и можно использовать готовые рабочие программы.
Конечно, учитель может самостоятельно разработать рабочую программу к комплекту, по которому он работает, соблюдая все требования ФГОС общего образования, учитывая особенности класса, в котором он работает, и представить рабочую программу как индивидуальный творческий документ.
Приступая к составлению рабочей программы по учебному предмету, учителю необходимо хорошо знать:
основное содержание курса, то есть соответствующий раздел фундаментального ядра содержания общего образования, который сохраняется независимо от того, по какому учебнику работает учитель;
требования к результатам освоения основной образовательной программы соответствующего уровня образования в области своего учебного предмета;
планируемые результаты изучения учебного предмета;
программу формирования универсальных учебных действий;
программу воспитания и социализации обучающихся.
Со всеми этими материалами учитель может ознакомиться, прочитав примерную программу по своему учебному предмету и примерную основную образовательную программу соответствующего уровня образования.
Необходимо напомнить, что рабочая программа составляется не вообще к учебному предмету, а к конкретной линии учебников, по которой учитель работает.
Требования к программе:
1.Наличие признаков нормативного документа.
2.Учет основных положений образовательной программы школы.
3.Полнота раскрытия ценностей и целей обучения.
4.Системность и целостность содержания образования.
5.Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
6.Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ.
7.Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
Рабочие программы создаются с учетом:
. требований компонентов федеральных государственных образовательных стандартов;
. обязательного минимума содержания основных учебных образовательных программ;
. объема учебного материала для обучающихся;
. требований к уровню подготовки выпускников;
. объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом школы для реализации учебных предметов в каждом классе (параллели);
. когнитивных особенностей и познавательных интересов обучающихся;
. целей и задач образовательной программы учреждения;
. используемого комплекта учебно-методического обеспечения;
. информационно-технического оснащения учебного кабинета (образовательного процесса)
Структура
Рабочая программа по любому учебному предмету должна строиться по той же структуре, что и примерная программа. Эта структура определена ФГОС.
Рабочая программа должна включать:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Общая характеристика учебного предмета.
4. Описание места учебного предмета в учебном плане школы.
5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.
6. Содержание учебного предмета.
7. Тематическое планирование учебного курса.
8. Планируемые результаты достижения обучающимися.
9. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Приведу конкретные методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС и их обязательными структурными компонентами .
1. Титульный лист рабочей программы должен содержать:
Наименование общеобразовательного учреждения;
Название курса, для изучения которого написана программа;
Уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета);
Указание параллели, класса, в котором изучается курс;
Фамилию, имя, отчество учителя - составителя рабочей программы;
Гриф утверждения программы;
Год составления программы.
2. Пояснительная записка рабочей программы по учебному предмету должна содержать:
нормативную основу программы (федеральный компонент государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), примерную программу по общеобразовательному предмету, авторскую образовательную программу в соответствии с учебно-методическим комплектом, образовательную программу образовательного учреждения, образовательную программу по предмету, учебный план образовательного учреждения;
цели и задачи обучения по предмету в данном классе;
отличительные особенности по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, перестановка порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.), обоснование внесенных дополнений и изменений;
количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количестве часов для проведения контрольных (с указанием вида), лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований, уроков развития речи;
межпредметные (метапредметные) связи учебного предмета;
учет особенностей обучающихся класса;
особенности организации учебного процесса по предмету: формы, методы, средства обучения, используемые учителем;
виды контроля (вводный, текущий, тематический, рубежный, итоговый, комплексный); -- формы контроля, используемые учителем;
используемый учебно-методический комплект (полный перечень).
3. Общую характеристику учебного предмета (этот раздел описывает особенности содержания и методического аппарата учебников, в том числе как отражается фундаментальное ядро содержания общего образования в выбранном учебно--методическом комплекте);
4. Описание места учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения должно отражать сведения о том, к какой части учебного плана (обязательной или необязательной) и почему к той или иной части относится этот учебный предмет, как должен быть он реализован по количеству часов в неделю по классам и общему количеству часов. Описание места учебного предмета в программе должно отражать сведения из учебного плана конкретного ОУ, а не базового.
5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета , которые должны быть взяты из ФГОС и могут быть пополнены в соответствии с особенностями выбранных учебников;
6. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета должно содержать ценностные ориентиры конкретного учебного предмета, взятые из примерной программы и программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основной образовательной программы образовательного учреждения, и соотнесенные с содержанием конкретного учебного предмета.
7. Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год. Календарно-тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года.
В каждом отчетном периоде (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.
Примерная форма календарно-тематического плана.
Номера уроков | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||
Название изучаемой темы №1 (всего часов на ее изучение; количество часов в неделю по учебному плану) | |||||
Тема урока | |||||
Тема урока | |||||
Тема урока контроля | |||||
Итого | ** часов |
8. Планируемые результаты достижения обучающимися требований к результатам освоения основной образовательной программы (этот раздел учитель может взять из примерной основной образовательной программы образовательного учреждения).
Требования к уровню подготовки обучающихся представляют собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.
При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, они должны: описываться через действия учащихся; обозначать определенный уровень достижений; быть достижимыми и подлежащими оценке; описываться понятным для учащихся языком.
Этот раздел должен содержать:
пакет контрольно-измерительных материалов с указанием номера урока, даты проведения (контрольных работ, тестов по классам и темам, входные и итоговые работы).
критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся (устные ответы, контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания и др.).
9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса также должно быть представлено в таблице. При его описании необходимо учитывать реальные условия образовательного процесса конкретного образовательного учреждения. К примеру, если в образовательном учреждении имеются компьютерные классы, то их использование планируется в рабочей программе учебного предмета, если по «Физкультуре» планируется обучение учащихся плаванию, то должно быть указано наличие бассейна и т.п. Электронные ресурсы должны быть конкретно перечислены, а не только указываться их наличие на определенном сайте сети Интернет. В графе «количество» необходимо указывать фактическое число объектов, используемых учебном процессе конкретного образовательного учреждения. Столы и стулья не относятся к материально-техническому обеспечению образовательного процесса по рабочей программе учебного предмета.
Перечень учебно-методического обеспечения , являющийся компонентом рабочей программы, содержит в себе справочную информацию о выходных данных примерных и авторских программ, авторского учебно-методического комплекта и дополнительной литературы, а также включает данные об используемом учебном и лабораторном оборудовании.
Следует заметить, что Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса. Однако во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов, закрепив Положением о рабочей программе педагога.
Порядок разработки и утверждения рабочей программы
Рабочая программа подлежит экспертизе .
Рабочая программа разрабатывается каждым учителем самостоятельно на один учебный год на основе примерной или авторской программы по предмету в соответствии с образовательной программой учреждения. Количество учебных часов по предмету в рабочей программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год. В случае несоответствия количества часов необходимо обосновать изменения в пояснительной записке. При внесении изменений в тематику, последовательность изучения материала, количество, продолжительность контрольных работ и т.д. необходимо представить обоснования изменений в пояснительной записке.
Учитель представляет рабочую программу на заседание методического объединения учителей-предметников для экспертизы соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания методического объединения учителей-предметников указывается факт соответствия рабочей программы установленным требованиям.
Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.
После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
Общие требования к оформлению рабочей программы
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Учебный план прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучен. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета.
МБОУ Долгокычинская СОШ
Рабочая программа
учебных предметов
(ФГОС ООО)
с оставила: Зарубина Н.Р.
Зам. директора по УВР
Рабочая программа учебных предметов
Нормативно – правовое и документальное основание
- Федеральный государственный образовательный стандарт ООО
- Примерная основная образовательная программа ООО
- Фундаментальное ядро содержания общего образования
Учебная программа - это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса.
Рабочие программы (модифицированные) - это программы, разработанные лично педагогом на основе учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.
- Рабочая программа по предмету разрабатывается учителем на основе:
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); примерных программ основного общего образования; программы формирования универсальных учебных действий; авторских программ.
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
- примерных программ основного общего образования;
- программы формирования универсальных учебных действий;
- авторских программ.
- Согласно п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании в РФ», утверждение рабочих программ по учебным предметам относится к компетенции образовательного учреждения.
Права образовательного учреждения
- В соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» (ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.6,7) образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы, включающие учебные планы, рабочие программы учебных курсов, а также перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.
- Составитель рабочей программы может самостоятельно:
- раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте, опираясь на научные школы и учебные пособия (из федерального перечня), которые он считает целесообразными; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости; разрабатывать перечень практических занятий; конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся; включать материал регионального содержания в объеме выделенных на данный предмет учебных часов; выбирать, исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся по предмету.
- раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте, опираясь на научные школы и учебные пособия (из федерального перечня), которые он считает целесообразными;
- устанавливать последовательность изучения учебного материала;
- распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости;
- разрабатывать перечень практических занятий;
- конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся;
- включать материал регионального содержания в объеме выделенных на данный предмет учебных часов;
- выбирать, исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся по предмету.
Структура рабочей программы
- Рабочая программа по предмету имеет следующую структуру:
1. титульный лист:
- название ОУ в соответствии с Уставом;
- название учебного предмета, для изучения которого написана программа;
- указание класса, в котором изучается программа;
- фамилию, имя и отчество разработчика программы;
- гриф рассмотрения, согласования и утверждения программы;
- название села, в котором подготовлена программа;
- год составления программы.
2. пояснительную записку:
- с перечнем нормативно-правовых документов;
- конкретизируются общие цели и задачи основного общего образования, с учётом специфики учебного предмета, курса;
- общую характеристику учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- точное название авторской учебной программы по предмету;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
4. практические занятия (если есть);
5. УМК по предмету;
6. календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и описанием планируемых результатов освоения темы.
7.требования к уровню подготовки обучающихся;
8. характеристика контрольно-измерительных материалов;
Обосновывая выбор количества часов по годам обучения и разделам (темам), необходимо раскрыть последовательность изучения разделов и тем программы, показать распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки. При описании содержания тем учебной программы устанавливается следующая последовательность изложения:
- название раздела (темы);
- содержание учебного раздела (темы);
- необходимое количество часов для изучения раздела (темы).
Оформлять содержание учебного предмета рекомендовано по следующей схеме:
№ п/п
Название темы
раздела
Количество часов
учебного раздела
Планируемые предметные результаты освоения образовательной программы представлены с учетом специфики содержания предметных областей («Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться»).
В разделе программно-методического обеспечения учебного процесса дается характеристика УМК. Перечень учебно-методического обеспечения рабочей программы должен включать следующие материалы:
- учебно-теоретические (программа, учебник);
- методические и дидактические (методическое пособие для учителя, сборники проверочных и контрольных работ, тетради для самостоятельной работы…)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)
УЧЕБНИК (ежегодно утверждается федеральным перечнем учебников)
Рабочие тетради
Справочники
Сборники задач и упражнений, тестов, контрольных работ
Компьютерные программы и базы данных
Методические пособия для учителей
- Сборники задач и упражнений
- Сборники контрольных и тестовых работ
- Справочники
- Словари
- Компьютерные программы
- Альбомы репродукций, иллюстраций и др.
- подборка иллюстративного материала;
- карточки для индивидуальной и групповых работ;
- презентации
ТЕМАТИЧЕСКИЕ
- Срезы
- Контр. работы
- Тестовые работы
ИТОГОВЫЕ
- Контр. работы
- Тестовые работы
В разделе «Практические занятия» указывается количество необходимых по программе практических занятий, лабораторных работ, распределенных по темам. Данный раздел разрабатывают для предметов естественно-научного цикла (физика, химия, биология, география, информатика)
Контроль уровня обучения содержит пакет КИМ (контрольных, практических работ, тестов по темам)
- Планирование контроля и оценки знаний учащихся представляется в сводной таблице (по годам обучения) с обязательным указанием формы контроля, содержания контроля, количества работ, источников по периодам обучения. Источники контрольно-измерительных материалов заносятся в таблицу:
- Все представленные в рабочей программе КИМ должны соответствовать требованиям ФГОС ООО или ФК ГОС. КИМ, составленные разработчиком программы, должны быть приведены в приложении.
№ урока
Вид контроля
Тема
Литература
Календарно-тематический план должен содержать следующие обязательные элементы: № урока п/п, раздел, тема урока, ФГОС (содержание курса и планируемые результаты) или ФК ГОС, основные виды учебной деятельности учащихся или характеристика деятельности учащихся, перед каждым изучаемым разделом указываются цели УУД, практическая часть, примечания.
- Оформлять календарно-тематическое планирование предмета рекомендовано по следующей схеме:
№ п/п
Наименование изучаемой темы
Тема урока
Основное содержание по теме
Кол-во часов
Характеристика основных
Элемент содержания
Универсальные учебные действия
видов деятельности (на уровне
учебных действий)
- Рекомендации к оформлению рабочей программы
- Текст рабочей программы должен быть выполнен в печатном виде на одной стороне листа формата А4 (шрифт Times New Roman, кегль 12, через 1,0 интервал, выравнивание – по ширине. Размеры полей: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху – 1,5 см, снизу – 1,5 см).
- Номер страницы ставится в правом нижнем углу без точки.
- Титульный лист включается в общую нумерацию страниц – номер страницы не указывается. Заголовки печатаются заглавными буквами в середине строки без точки в конце, выделяются жирным шрифтом, не подчеркиваются. Каждый новый элемент программы (пояснительная записка, перечень разделов (тем) программы, содержание учебного материала, список литературы) печатается с новой страницы.
Рассмотрение и утверждение рабочей программы
- Рабочая программа по предмету рассматривается на заседании школьных методических объединений (указывается дата, номер протокола заседания МО и подпись руководителя МО), согласуется с ЗДУВР и утверждается директором ОУ в срок до 30 августа.
Сроки действия рабочей программы
- Рабочая программа действует, пока действует ФГОС ООО по предмету.
© Куединский РМЦ, 2011
Дорогие педагоги!
Учить детей сегодня трудно,
«Даёт корова молоко».
Век XXI– век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
Минобрнауки России обнародовало важный приказ о внесении изменений в стандарты основного общего образования. Для учителей будет особенно интересен последний пункт приказа - он существенно упрощает структуру рабочих программ. Будем ли писать меньше бумаг в реальности, покажет жизнь.
Тем не менее, судя по изменениям, внесенным в стандарт, составление рабочей программы каждым учителем теперь должно отнимать меньше времени.
Что было до приказа?
Рабочая программа, в соответствии со статьей 18 стандарта, должна была включать 8 пунктов:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
- общую характеристику учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Что стало теперь?
Теперь рабочие программы должны содержать всего 3 пункта:
- планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
То есть, не нужно писать пояснительную записку и общую характеристику предмета, давать описание его места в общем учебном плане. Не секрет, что вся эта избыточная информация механически копировалась из одной программы и вставлялась в другую. Если у учителя несколько классов, то он несколько раз писал в программах одно и то же, лишь увеличивая их объем.
Сокращается и раздел, описывающий результаты освоения предмета: судя по логике предлагаемых изменений, описание личностных и метапредметных результатов уходит на уровень школы, в общую образовательную программу, а в рабочих остаются только предметные результаты.
Из тематического планирования убрано совершенно ненужное на практике описание основных видов учебной деятельности. Можно обойтись теперь и без перечисления учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Предложенная трехчастная структура видится логичной: я определяю, чего хочу добиться, затем описываю, на каком материале буду это делать - и в финале даю примерную разбивку по темам и часам (не по датам и урокам, как это требуют многие проверяющие!). Хотелось бы, чтобы эта же структура распространилась и на стандарт полной школы.
Теперь важно, чтобы между стандартом и учителем не встали разнообразные его толкователи, которые будут требовать вносить в рабочие программы лишнее (особенно острым будет вопрос с формой КТП, которая стандартом не регламентирована). Все участники образовательного процесса должны руководствоваться в этом вопросе непосредственно требованиями стандарта, который изменен, как видим, в сторону разгрузки учителя от бумажной работы. И именно опираясь на стандарт, учителю надо доказывать свою правоту и право на такую разгрузку.
Сергей Волков
В пункте 2.7 статьи 32 “Компетенции и ответственность образовательного учреждения” Закона РФ “Об образовании” сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится “разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин”.
Что же такое рабочая программа и какое место она занимает в ряду документов, определяющих содержание образования?
Основными документами, содержащими требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, являются:
- государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компонент),
- базисный учебный план школ РФ, который содержит:
- распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям,
- по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана разрабатываются типовые (примерные) учебные программы,
- на основе этих документов образовательное учреждение составляет свою образовательную программу, учебный план,
- каждый учитель, опираясь на вышеперечисленные источники, на основе типовой учебной программы составляет рабочую программу.
Таким образом, рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения. Она показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ГОСа. Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех учителей, работающих в данной школе и обязательной для административного контроля за полнотой и качеством ее реализации.
Рабочая программа может включать в себя следующие структурные элементы:
- титульный лист,
- пояснительная записка,
- тематический план,
- содержание учебного предмета,
- перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ,
- требования к уровню подготовки учащихся,
- критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся применительно к различным формам контроля знаний,
- список литературы для обучающих и педагогов.
По решению педагогического совета образовательного учреждения к рабочей программе может прикладываться:
- календарно-тематическое и поурочное планирование,
- образцы текстов и тестовых контрольных,
- вопросы к зачетам,
- темы рефератов, проектов и т. д.
Все вышеперечисленное является учебно-методическим оснащением учебной программы.
Титульный лист
Пояснительная записка
Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
- кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников,
- дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
В пояснительной записке, как правило, содержатся следующие сведения:
- Цели и задачи изучения предмета (курса), концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида образовательного учреждения и конкретного учащегося. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемыми после завершения изучения курса. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми.
- Отражение расширения целей и задач изучения предмета (курса) по сравнению с примерной программой за счет введения регионального (национально-регионального) компонента.
- Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана.
- Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурную перестановку порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала, раскрытие связей основного и дополнительного образования и т. д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений.
- Общая характеристика учебного процесса: формы, методы и средства обучения, технологии.
- Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе.
- Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей программы.
Тематический план
В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программ по годам, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Тематический план может быть представлен в виде таблицы. Формы контроля определяются особенностями класса, в котором преподается данный предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно-научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кроме того, в учебно-тематический план могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе на: |
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
|||
теоретические |
лабораторно-практические |
контрольные работы |
||||
В нижней части таблицы часы суммируются |
||||||
Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
- единства содержания обучения на разных его уровнях,
- отражения в содержании обучения задач развития личности,
- научности и практической значимости содержания обучения,
- доступности обучения,
- соблюдения преемственности.
При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:
- Название темы.
- Необходимое количество часов для ее изучения.
- Содержание учебной темы:
- основные изучаемые вопросы,
- практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении,
- требования к знаниям и умениям обучающихся,
- формы и вопросы контроля,
- возможные виды самостоятельной работы учащихся.
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Указывается перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ по годам обучения в течение всего срока реализации рабочей программы.
Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)
Дидактические единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки выпускников. Прописываются основные знания, умения и навыки, уровень сформированности основных компетентностей, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными стандартами по годам обучения. Требования к уровню освоения дисциплины формируются в терминах “иметь представление”, “знать”, “владеть”, “уметь” и т. д.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение количественных и качественных задач, лабораторная работа, практическая работа, тестирование, контрольная работа, комплексный анализ текста, выразительное чтение художественных произведений наизусть, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал, изготовленный учащимися проект и т. д.), зачет, экзамен).
Список литературы
Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную, учебные и справочные пособия, учебно-методическую литературу. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.
В работе приведены примеры рабочих программ для начальной школы по русскому языку (Приложение 1), литературному чтению (