Писать окончание е или. Кому чему окончание и или е
Для преодоления ошибок в написании окончаний имен существительных необходимо помочь учащимся полностью разобраться в правилах изменения этой части речи.
Имена существительные изменяются по числам и по падежам, или склоняются. Существует три типа склонений имен существительных, для которых характерны разные падежные окончания как в единственном, так и во множественном числе.
К 1-му склонению относятся все имена существительные, имеющие в именительном падеже единственного числа окончания -А, -Я. В основном это имена существительные женского рода (МАМА, ВОДА, ВОЛЯ) и лишь очень небольшое число существительных мужского рода (ЮНОША, ДЕДУШКА, ДЯДЯ и ряд мужских имен, оканчивающихся на -А, -Я: ЮРА, ВОЛОДЯ, СЕРЕЖА, ТОЛЯ, КОЛЯ, ПЕТЯ, ФЕДЯ, БОРЯ, ВАНЯ и др.).
Ко 2-му склонению относятся все остальные имена существительные мужского рода, не имеющие окончаний в именительном падеже (СТОЛ, МЕЧ, КОНЬ), а также все имена существительные среднего рода (ОКНО, ДЕРЕВО, СОЛНЦЕ, МОРЕ).
К 3-му склонению относятся все имена существительные женского рода, оканчивающиеся в именительном падеже на мягкий знак (МЫШЬ, НОЧЬ, ДВЕРЬ, СОЛЬ). Приведем падежные окончания имен существительных всех трех склонений. В дальнейшем к этой таблице нам придется обращаться неоднократно.
1-е склонение |
2-е склонение |
3-е склонение |
|||
И. Кто? Что? | Роза |
Дядя |
Море |
Мышь |
|
Р. Кого? Чего? | домА |
морЯ |
|||
Д. Кому? Чему? | домУ |
морЮ |
|||
В. Кого? Что? | розу |
дядю |
морЕ |
мышь |
|
Т. Кем? Чем? | |||||
П. О ком? О чем? |
Как видим, вариантов окончаний здесь много. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребенку не запутаться во всем этом многообразии и научить его четко разграничивать те окончания, которые он чаще всего смешивает на письме. На правописании остальных окончаний его внимание можно не фиксировать.
Если внимательно посмотреть на подчеркнутые слова, то мы увидим, что в именительном и винительном падежах всех трех склонений правописание окончаний не вызывает никаких сомнений: они слышны ясно и пишутся так, как слышатся. То же самое можно сказать о родительном и дательном падежах второго склонения (существительные ДОМ, МОРЕ). Поэтому обратимся лишь к «сомнительным», смешиваемым учащимися окончаниям родительного и дательного падежей 1-го и 3-го склонений и предложного падежа всех трех склонений. (Окончания творительного падежа будут рассмотрены отдельно, поскольку они не смешиваются с окончаниями этих трех падежей).
Первое, что необходимо сделать при разборе приводимых ниже конкретных примеров склонений — это убедить ребенка в одинаковости окончаний любых имен существительных в каждом определенном падеже определенного склонения. Это поможет ему понять, что никаких случайностей здесь нет и что твердое знание правил склонения имен существительных полностью гарантирует от ошибочного написания их окончаний. Кроме того, нужно обратить внимание ученика колледжа или школы на одинаковость некоторых падежных окончаний у имен существительных разных склонений, что значительно облегчит ему усвоение этого материала. Привлечение ребёнка к музыке способствует развитию языка и речи.
Обратимся к конкретным примерам смешиваемых Детьми падежных окончаний.
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | ||
Р. Кого? Чего? Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем? |
розЫ розЕ о розЕ |
дядИ дядЕ одядЕ |
О домЕ |
мышИ мышИ о мышИ |
Р. Д. П. |
рекИ рекЕ о рекЕ |
рукИ рукЕ о рукЕ |
О котЕ |
тишИ тишИ о тишИ |
Р. Д. П. |
лужИ лужЕ о лужЕ |
банИ банЕ о банЕ |
О стулЕ |
вещИ вещИ о вещИ |
Р. Д. П. |
веткИ веткЕ о веткЕ |
сеткИ сеткЕ о сеткЕ |
О тигрЕ |
дверИ дверИ о дверИ |
Р. Д. П. |
вилкИ вилкЕ о вилкЕ |
ложкИ ложкЕ о ложкЕ |
О камнЕ |
речИ речИ о речИ |
Поможем ребенку разобраться в приведенных примерах. Как видим, в родительном падеже во всех трех склонениях пишется только И или Ы (нет розЫ, дядИ, мышИ и т. д.) » никогда не бывает окончания Е. Для лучшего зрительного запоминания окончаний этого падежа ниже приведены слова, употребленные только в родительном падеже. Попросите ребенка прочитать их не по столбикам, а по строчкам (рекИ, рукИ, тишИ, глушИ...), поскольку каждая из строчек дана в легко запоминающемся ритме.
Окончания этого падежа помогут запомнить и такие две строчки:
Нет ни рекИ, ни лужИ и ни мышИ.
Падеж родительный. Здесь И всегда мы пишем.
Важно также объяснить учащимся, что с родительным падежом чаще всего употребляются предлоги У (ВОЗЛЕ, ОКОЛО), ОТ, ДЛЯ, ИЗ .
Уже само по себе наличие этих предлогов при именах существительных должно помочь в «узнавании» родительного падежа и выборе соответствующих окончаний (при названных предлогах не может |быть окончания Е, поэтому нужно писать «У клеткИ», а не «У клетке»; «ОТ клеткИ», а не «ОТ клетке», «ДЛЯ клеткИ», а не «ДЛЯ клетке», «ИЗ клеткИ», а не «Из клетке»).
Для лучшего усвоения употребляемых с родительным падежом предлогов приводим легко запоминающиеся примеры.
Был У тётИ и У дядИ,
Шёл ОТ тётИ и ОТ дядИ,
Пел ДЛЯ тётИ и ДЛЯ дядИ.
Был У сестрЫ,
Шёл ОТ сестрЫ,
Пел ДЛЯ сестрЫ.
Был У мамЫ,
Шёл ОТ мамЫ,
Пел ДЛЯ мамЫ.
Достань ДЛЯ ЗинЫ
Гриб ИЗ корзинЫ.
Поешь ИЗ тарелкИ, ИЗ мискИ, ИЗ плошкИ.
Свяжи мне ИЗ шерстИ носочки ДЛЯ кошкИ.
В дательном падеже в существительных 1-го склонения всегда пишется окончание Е (подошел к розЕ, к дядЕ), тогда как в существительных 3-го склонения — И (подошел к мышИ, к ночИ).
В дательном падеже
Пишется буква Е,
Однако мы И напишем,
Когда подойдём мы к МЫШИ.
С дательным падежом чаще всего употребляется предлог «К», одно наличие которого говорит о необходимости написания в этом случае окончания Е, что, однако, не распространяется на имена существительные 3-го склонения, имеющие в этом падеже окончание И.
Шел я К рощЕ, К рекЕ, К полянЕ,
Шел К волчицЕ, К лисЕ, К обезьянЕ,
Но шел К печИ, К насыпИ, К мышИ.
Почему же здесь «И» мы пишем?
В предложном падеже в именах существительных 1-го и 2-го склонения пишется окончание Е (вспоминал о розЕ, о дядЕ, о домЕ), тогда как в существительных 3-го склонения и в этом падеже всегда пишется И (думал о ланИ, о мышИ).
В предложном падеже
Также пишется Е,
Но снова мы И напишем,
Коль речь поведём о МЫШИ.
Предложный падеж чаще всего употребляется с предлогами О, В, НА:
0 домЕ, о школЕ, о полЕ
В домЕ, в школЕ, в полЕ
На домЕ, на школЕ, на полЕ.
В копотИ, в обувИ, в прорубИ.
В городЕ, но в прорубИ,
В комнатЕ, но в обувИ.
Необходимо обратить внимание детей и на то, что некоторые существительные мужского рода, употребляемые с предлогами В и НА, Игредложном падеже имеют окончание У (в шкафУ, на полУ).
Во ртУ, во рвУ, в шкафУ, в углУ.
На лугУ, на шкафУ, на снегУ, на полУ.
Деревья В лесУ,
Одежда В шкафУ,
Веник В углУ,
Метла НА полУ.
Сено В стогУ,
Стог НА лугУ,
Луг НА берегУ,
Берег В снегУ.
Таким образом, существительные 3-го склонения сразу в трех падежах (родительном, дательном и предложном) имеют окончание И:
Говоря о МЫШИ,
Всюду И мы пишем:
Нет у нас мышИ,
Подходим мы к мышИ
И помним о мышИ.
Естественно, что слово МЫШЬ здесь взято чисто условно, как символ для обозначения всех существительных 3-го склонения, оканчивающихся на мягкий знак (НОЧЬ, РЕЧЬ, ДВЕРЬ и др.).
Важно специально привлечь внимание детей к тому, что в существительных мужского рода, также оканчивающихся на мягкий знак (КОНЬ, ОЛЕНЬ), но относящихся не к 3-му, а ко 2-му склонению, в предложном падеже пишется Е: о конЕ, об оленЕ, о тюленЕ, о селез-нЕ. По этой причине следует писать: думаю о ленИ, о ланИ, но думаю об оленЕ, о тюленЕ.
В склонении третьем, там, где МЫШЬ и ЛЕНЬ,
В трёх падежах мы пишем букву И.
Скажи, сюда подходит ли ОЛЕНЬ?
Внимательно ещё раз посмотри!
Для лучшего запоминания (в том числе и зрительного) окончаний родительного, дательного и предложного падежей приводим ряд однотипных примеров:
Р. Был я у тётИ
Д. Цветы дарил тётЕ
П. И думал о тётЕ.
Р. Был я у дядИ,
Д. Письмо писал дядЕ
П. И помнил о дядЕ.
Р. Давно я не видел сестрЫ
Д. Решил я поехать к сестрЕ
П. Потом вспоминал о сестрЕ.
Р. Скучал я без бабушкИ
Д. Поехал я к бабушкЕ
П. И думал о бабушкЕ.
Но:
Р. Нет ещё ночИ
Д. Дело к ночИ
П. Думал о ночИ.
Р. Не видел я ланИ
Д. Приблизился к ланИ
П. Подумал о ланИ.
Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета
§ 4. Правописание окончаний
Окончание - это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.
4.1. Правописание безударных окончаний имен существительных
Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.
В Кита.., в Коре.., в Германи.., в Заполярь.., в изумлени..
Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия:
1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?);
2) определите по таблице тип его склонения;
3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).
Особая группа существительных* |
-мя |
время |
Путь
|
1 склонение
|
-а (м. р. / ж. р.) Я (м. р. / ж. р.) |
страна |
Стена
|
2 склонение
|
Нулевое оконч. (м. р.) |
конь |
Стол
|
3 склонение |
-ь (ж. р.) |
мать |
Степь
|
*Особая группа существительных включает разносклоняемые существительные, а также существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий
).
В Китае — (Китай, 2 скл., в столе).
в Корее — (Корея, 1 скл., в стене).
в Германии — (Германия, особ. гр., в пути).
в Заполярье — (Заполярье, 2 скл., в столе).
в изумлении — (изумление, особ. гр., в пути).
Обратите внимание!
Помните
, что существительные типа сомнение
и сомненье
, Мария
и Марья
склоняются по-разному:
Помните
, что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные.
|
4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий
Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.
В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.
Определить окончание можно по проверочному слову — вопросу какой? (он подскажет ударную гласную в окончании):
во вращающ…мся цилиндре
(в каком? — окончание -ом / -ем
) во вращающЕМся;
с меняющ…мся ветром
(с каким? — окончание -ым / -им
) с меняющИМся;
беспокоящ...йся матери (какой? - окончание -ой/-ей) беспокоящейся матери;
на тонущ…м судне
(на судне каком? — окончание -ом / -ем
) на тонущЕМ.
Исключение:
в форме именительного (винительного) падежа м. р. ед. ч. окончание прилагательного (причастия) следует запомнить: -ЫЙ / -ИЙ.
Пропащий человек; вьющийся дымок.
4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола
Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.
Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.
Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать?
);
2) определите по таблице тип его спряжения;
3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).
Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
Ты слыш…шь (слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся
Обратите внимание!
При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид.
Глаголы типа услышать, постелить
и т. п. (образованные с помощью приставок от глаголов - исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Глаголы типа бриться, держаться
и т. п. (образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов - исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
|
В летящем самолете (в каком?).
Изменяющимся мнением (каким?).
Могучий голос (искл.).
Один из распространенных случаев, когда возникают трудности при выборе правильного варианта написания, – это «в течении» или «в течение». Как правильно употреблять такие словосочетания в тексте, полезно знать каждому, так как даже программа Word, скорее всего, не поможет прояснить ситуацию с верным окончанием. Встроенная проверка орфографии будет полезна только при вводе «втечении» или «втечение» вместо «в течении».
Вконтакте
В течение — слитно или раздельно? Ответ на этот вопрос однозначен.В любом случае правильно писать раздельно. Здесь как раз и поможет текстовый редактор со встроенной проверкой орфографии, выделяющий слитное написание как ошибочное. Однако автоматическое исправление доступно не всегда. Поэтому проще запомнить это довольно легкое правило, которое выручит при любых обстоятельствах.
Какое окончание правильное: «е» или «и»? Здесь однозначного ответа нет. Оба варианта правильны, но употребляются в разных случаях, так как отличаются по смыслу. При этом автоматическая проверка орфографии бессильна, потому что написание словосочетания как с окончанием «и», так и с «е» не является ошибочным.
Так что узнать наверняка, какое окончание должно писаться, можно, только рассмотрев словосочетание в предложении.
Правописание в случаях, когда можно поставить вопрос «в чем?»
Правильно: с окончанием «и» .
Это две части речи: предлог «в» и существительное, которое стоит в предложном падеже. То есть словосочетание отвечает на вопрос «в чем?». Следующее за предлогом существительное в таких случаях может иметь любое из значений (например, «поток» или «развитие»):
Ученые спустя годы заметили изменения (в чем?) в течении реки.
Врачам удалось добиться улучшения (в чем?)в течении заболевания.
Кроме того, существительное может иметь при себе зависимые слова, то есть с целью проверки правописания сочетание легко разделяется вставкой в него прилагательного. Например:
В (каком?) стремительном течении событий стала заметна закономерность.
Правописание при значении «на протяжении какого-то времени» или «во время»
Правильно: с окончанием «е» .
Это сложный предлог, который по смыслу сходен с выражениями «на протяжении», «за время» или «во время». Следуя правилам русского языка, окончание сочетания при таком значении всегда нужно писать в виде буквы «е»:
Школьники в течение урока изучили правописание прилагательного «оловянный» и составили предложения со словом.
В течение последних четырех лет они три раза отдыхали на море.
Два отдельных слова образуют одну часть речи (сложный предлог), потому вставить между ними еще что-нибудь без нарушения смысла не получится. Такую особенность можно использовать в проверочных целях. Так, например, нельзя разделить это устойчивое сочетание вставкой дополнительного слова в следующем предложении:
Ему не удавалось уловить постоянно ускользающий момент уже в течение долгого времени.
Для сравнения: между предлогом «в» и существительным «течении» можно вставить слово «быстром»:
Он однажды попытался поймать едва уловимый момент (в чем?) в быстром течении времени.
Правописание в случаях, когда можно задать вопрос «во что?»
Правильно: с окончанием «е» .
Здесь все во многом похоже на случай со словосочетанием с окончанием «и». При этом разница заключается в вопросе, на который отвечает сочетание: «во что?» или «куда?». Это те же две части речи: предлог и существительное, но уже в винительном . В остальном отличий нет. Существительное здесь также может употребляться в любом значении (например, «поток» или «ход»):
Властям стало известно, что промышленные отходы попали (во что?) в течение реки.
Он заметил, что (во что?) в течение мыслей постоянно врывались воспоминания о прошлом разговоре.
В подобных случаях также возможно наличие у существительного зависимых слов. То есть для проверки написания в середину сочетания вставляется, например, прилагательное, и фраза по-прежнему будет иметь смысл.
Выводы
Вне зависимости от смысловой нагрузки и окончания («е» или «и») словосочетание пишется раздельно. При этом на выбор последней буквы во время написания влияет значение в предложении, то есть принадлежность к одной или двум частям речи.
Должно писаться с окончанием «и» , если:
- оно отвечает на вопрос «в чем?», являясь предлогом и существительным;
Словосочетание должно писаться с окончанием «е» , если:
- оно аналогично по смыслу выражениям «на протяжении», «во время», «за время», являясь устойчивым сочетанием, которое используется как сложный предлог;
- между частями сочетания невозможно поставить слово.
- словосочетание отвечает на вопрос «во что?», являясь предлогом и существительным;
- между частями сочетания можно поставить слово.
Правописание окончаний имён существительных зависит от того, к какому типу склонения относятся данные существительные. Ошибки в выборе окончаний -е или -и возникают не во всех падежных формах, а только в формах трёх падежей: родительного, дательного и предложного.
Существительные I склонения (страна, капля, дядя, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание –ы (-и), а в формах дательного и предложного - е: Р. Стран-ы д. Стран-е Капл-е п. (О) стран-е2. Существительные, оканчивающиеся на -ия (армия, серия, линия, Мария) образуют особый вариант склонения, в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и:Р. =Д. =П. Арми-и Сери-и Лини-и Мари-и
3. Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание -е: (в) доме, (на) коне, (на) столе, (о) зное, (в) ине-е. 4. Существительные на -ий, -ие (гений, сценарий, заседание, собрание) образуют особый вариант склонения и имеют в форме предложного падежа окончание -и: (о) гении, (в) сценарии, (на) заседании, (на) собрании. Эти слова не следует смешивать с существительными на -ъе (смятенье, сомненье, забвенье, ворчанье), которые склоняются по общему правилу: (о) смятенье, (о) сомненье, (о) забвенье, (о) ворчанье. Исключение: в забытъи. 5. Существительные III склонения (грусть, ночь, рожь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и: Р. Груст-и Ноч-и Рж-и Тиш-и д. Груст-и Ноч-и Ржи Тиш-и п. (О) груст-и (К) ноч-и (Во) рж-и (В) тиш-и 6. Слово путь, а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др.) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и: р. Пут-и д. Пут-и п. (В) пут-и
Окончания имён прилагательных и причастий1. Проверка безударного окончания прилагательного может производиться двумя способами: 1) путём подбора похожего прилагательного в той же форме, но с ударным окончанием (нового, новому, новым, но: святого, святому, святым); 2) путём постановки вопроса «какой?» в нужной форме (какого? - нового, какому? - новому, каким? - новым). 2. Правила написания падежных окончаний причастий совпадают с правилами написания окончаний прилагательных. Небольшое отличие касается лишь причастий с основой на шипящий. Так, если в окончаниях прилагательных после шипящих в безударном положении пишется е, а под ударением - о (большого, большего), то в окончаниях причастий всегда пишется е: идущего, видевшего, поющего, грохочущему.
Окончания имён числительных1. В формах именительного и винительного (при сочетании с неодушевлёнными существительными) падежей вычислительных триста, четыреста пишется на конце -а, в числительном девяносто - -о, в числительном двести - -и. 2. Числительные, обозначающие числа от 11 до 19, в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание -и:3. Числительные сорок, девяносто, сто в родительном, дательном, творительном и предложном падежах имеют окончание -а:4. Числительные, обозначающие числа от 200 до 900 (двести, триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот) при склонении изменяют обе части:5. Все части сложных порядковых числительных, кроме последней, употребляются в форме родительного падежа: двадцатипятитысячный, сорокамиллионный. Исключение составляют части сто, девяносто: стомиллионный, девяностотысячный.
Окончания местоименийНаписание окончаний некоторых местоимений аналогично написанию окончаний прилагательных, поэтому может быть проверено либо прилагательным с ударным окончанием типа святой, либо словом какой. Полное соответствие окончаний местоимений в косвенных падежах (кроме винительного) окончаниям слова «какой» наблюдается в местоимениях этот, сам, всякий, каждый, такой, который, никакой и др. Неполное соответствие (вместо -о- пишется -е-)- в местоимениях мой, твой, свой, наш, ваш и др. :
Окончания глаголовПравописание личных окончаний глаголов зависит от того, к какому типу спряжения относятся данные глаголы. 1. В русском языке имеется два основных типа спряжения: I спряжение с окончаниями -у, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) (иду, идёшь, идёт, идём, идёте, идут) и II спряжение с окончаниями -у, -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят) (кричу, кричишь, кричит, кричим, кричите, кричат). Если у глагола окончание ударное, написание его не вызывает затруднений. Если окончание безударное, нужно определить тип спряжения глагола и в соответствии со спряжением выбрать окончание. 2. Глаголы бежать, хотеть, чтить (а также приставочные образования от них) являются разноспрягаемыми. Глаголы дать, есть (и их приставочные образования) называются глаголами особого спряжения: дать - дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; есть - ем, ешь, ест, едим, едите, едят.