Основные этапы педагогического процесса и их характеристика. Сущностные характеристики и этапы педагогического процесса
Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы - это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.
На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи: целепола-гание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Целеполагание всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса - школе, классу, уроку и т. д. На данном этапе функционирования педагогического процесса вьывляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения и т. д., намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.
Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч. «диа» - прозрачный и «гнозис» - знание) - это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах. Важно подчеркнуть, что первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями.
За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на получение прогнозов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям. С конкретными примерами диагностики и прогнозирования педагогического процесса познакомимся ниже.
Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как и сам процесс, всегда «привязан» к конкретной системе. В педагогической практике применяются различные планы - руководства учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работы в классе, планы проведения отдельных воспитательных дел, уроков и т. п. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план - это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.
Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль, призванный играть стимулирующую роль. Но если его направленность, объем, цель не подчинены общей цели и направленности процесса, не учитывают при этом множества других конкретных обстоятельств, контроль из стимула может превратиться в тормоз.
Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь - основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение. Только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых. В этой связи напомним еще раз, что система педагогического процесса - в значительной степени система саморегулирующаяся, поскольку занятые в ней люди обладают собственной волей и свободой выбора. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов (заключительный). Зачем это нужно? Почему важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения? Ответ очевиден - чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя - обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ - верный путь к вершинам педагогического мастерства.
Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительного эффекта. Кроме разочарований, неудовлетворения, потери времени и интереса, такой процесс ученикам ничего дать не может.
IV. Составим вместе итоговую табличку этапов педагогического процесса. Заполните пропущенные строчки. Если у вас возникнут проблемы, обратитесь за помощью в блок коррекции
Этапы педагогического процесса
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Контрольный тест
1. Что такое педагогический процесс?
2. Что представляет собой педагогический процесс как система?
3. Охарактеризуйте компоненты педагогического процесса.
4. Почему педагогический процесс рассматривается как трудовой?
5. Что означает целостность педагогического процесса?
6. Что такое доминирующие и сопутствующие функции процессов?
7. В чем специфика процессов, составляющих педагогический процесс?
8. Как вы определите динамику педагогического процесса?
9. Как развивается личность в педагогическом процессе?
10. Как управлять педагогическим процессом?
11. Дайте определение закономерности стимулирования.
12. Сформулируйте закон единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.
13. В чем сущность закономерности единства внешней и внутренней деятельности?
14. Сформулируйте закономерность обусловленности педагогического процесса.
15. Выделите и проанализируйте основные этапы педагогического процесса.
16. Что такое диагностика, прогнозирование, проектирование?
17. Что такое педагогическое взаимодействие?
18. Какие основные идеи развивает педагогика сотрудничества?
Литература для самообразования
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
Волков ИЛ. Цель одна - дорог много. - М., 1990.
Ибука Масару. После трех уже поздно. - М., 1991.
Иванов А.Ф. Сельская школа. - М., 1987.
Ильин Е.Н. Герой нашего урока. - М., 1991.
Ильин Е.Н. Рождение урока. - М., 1986.
Ильин Е.Н. Искусство обучения. - М., 1982.
Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988.
Караковскип В.А. Любимые мои ученики. - М., 1987.
Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - М., 1981.
Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М., 1988.
Педагогический поиск. - М., 1988.
Соловейчик С. Л. Вечная радость. - М., 1986.
Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М., 1987.
Соловейчик С. Л. Учение с увлечением. - М., 1976.
Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М., 1987.
Педагогические процессы имеют повторяющийся, циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательность развития процесса. Главные этапы – подготовительный, основной, заключительный. Когда процесс или его отдельная часть проходят все эти этапы, процесс завершается, а потом в новом процессе начинается всё сначала. Если урок представить себе отдельным процессом или частью общего процесса, то хорошо понятно, как всё это происходит.
На подготовительном этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. При этом решаются следующие важные задачи: выделение и постановка конкретных задач, изучение (диагностика условий) развития процесса, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Выделение и постановка задач состоит в том, чтобы преобразовать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса в имеющихся условиях. Это всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса – школе, классу, уроку и т.д. На этом этапе выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и частными возможностями учеников данного учебного заведения и т.д., намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.
Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч. «диа» - прозрачный, «гнозис» - знание) – это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Её главная цель – получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их подготовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах. Необходимо подчеркнуть, что первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют пересматривать задачи, приводить их в соответствие с реальными возможностями.
За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, ещё до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях.
Завершается подготовительный этап скорректированным на основе диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как и сам процесс, всегда «привязан» к конкретным условиям. В педагогической практике применяются различные планы – руководства учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работы в классе, планы проведения отдельных воспитательных дел уроков и т.п. Планы педагогических процессов имеют определённый срок действия. Таким образом, план – это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.
Основной этап осуществления педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько рационально эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели, и друг другу. Так, например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль, призванный играть стимулирующую роль. Но если его направленность, объём, задачи не подчинены общей цели и направленности процесса, не учитываются при этом множество других конкретных обстоятельств, то контроль из стимула может превратиться в тормоз.
Важную роль на основном этапе педагогического процесса играют обратные связи, служащие фундаментом для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь – основа качественного управления процессом, её развитию и укреплению каждый педагог придаёт приоритетное значение. Только опираясь на неё, удаётся найти рациональное соотношение педагогического управления и управления своей деятельностью со стороны учеников. В этой связи напомним ещё раз, что педагогический процесс в значительной степени система саморегулирующаяся, поскольку занятые в ней учителя и ученики обладают собственной волей и свободой выбора. Оперативная обратная связь способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.
Завершается цикл педагогического процесса – завершающий этап - анализом достигнутых результатов. Зачем это нужно? Почему важно ещё раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения? Ответ очевиден: чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя, обучаемся. Растёт тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ – верный путь к вершинам педагогического мастерства.
Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего появляется ошибок тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает «впотьмах, на ощупь», надеясь достичь положительного эффекта. Кроме разочарования, неудовлетворения, потери времени и интереса, такой процесс ученикам ничего дать не может.
Следует иметь в виду, что учебно-познавательный процесс не развивается стихийно. Многовековая практика воспитания выработала определённую форму его организации. Педагогический процесс разбивается на отдельные отрезки, циклы. Внутри каждого цикла существует своя логика. Этапы педагогического процесса следующие: подготовительный, основной, заключительный. Каждый из них имеет свои конкретные задачи и осуществляется в определенном порядке. Если учитель пытается что-то изменить в своём процессе, то он должен хорошо понимать, к чему могут привести его изменения.
Педагогический процесс имеет циклический характер. Последовательность развития этого процесса отображается в этапах. Главные этапы таковы: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап – на этом этапе необходимо создать условия, наиболее благоприятные для протекания педагогического процесса. Организация этих условий требует решения целого ряда задач: целеполагание, диагностирования условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Сущность целеполагания заключается в трансформации общей педагогической цели, которая стоит перед системой образования, в конкретные задачи для каждой образовательного учреждения, каждого учебного коллектива.
Педагогическая диагностика – это исследование, направленное на выяснение условий, в которых должен проходить педагогический процесс, их потенциальных возможностей для содействия или затруднения протекания этого процесса.
Сущность прогнозирования возникает в оценке результативности конкретного педагогического процесса в заданных условиях еще до его начала. Благодаря прогнозированию можно задавать исходные данные процесса, активно вмешиваться в его ход и проектирование.
Завершается этот этап проектом организации процесса, который после заключительной доработки превращается в план, точно определяет что, как и когда нужно делать в конкретном педагогическом процессе того или иного учебно-воспитательного заведения.
Общий этап – этап осуществления педагогического процесса включает в себя следующие элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов и учащихся, использование методов, средств и форм педагогического процесса, предусмотренных заранее, создание благоприятных условий, осуществление различных мер стимулирования деятельности школьников, обеспечение связи педагогического процесса с другими. Важную роль на этом этапе играет обратная связь, благодаря которой можно найти оптимальное соответствие между педагогическим руководством и самоуправлением воспитанников. Именно эта связь делает педагогический процесс саморегулирующейся системой, способной к коррекции и самосовершенствованию. При этом оперативный контроль играет стимулирующую роль.
Заключительный этап включает в себя анализ полученных результатов, выявление ошибок, возникших в процессе, анализ причин, приведших к этим ошибкам, и проектирование мер по дальнейшему предотвращению указанных ошибок или их устранению.
Все педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех целостных педагогических процессов можно обнаруживаются сходные этапы. Этапы не являются составными частями педагогического процесса, это последовательность развития процесса.
Основными этапами педагогического процесса являются:
- подготовительный,
- основной,
- итоговый.
На подготовительном этапе целостного педагогического процесса создаются необходимые условия для функционирования процесса в определенном направлении и с заданными временными параметрами. На данном этапе решаются поставленные задачи, к которым относятся:
- постановка цели,
- диагностика условий, в которых будет проходить процесс,
- прогнозирование достижений и планирование развития процесса.
Сущность определения цели заключается в трансформации общей педагогической задачи в конкретные задачи, которые будут достигаться в определенной части педагогического процесса и в определенных условиях.
На данном этапе обозначаются противоречия между требованиями глобальной педагогической цели и индивидуальными возможностями учащихся, учебного заведения. Обозначив противоречия, намечаются пути их преодоления.
Определение правильной общей цель невозможно без проведения диагностики.
Определение
Педагогическая диагностика - это процедура исследования, в результате которой определяются условия и обстоятельства функционирования педагогического процесса.
Ее основная цель – получение четкого представления о причинах, помогающих или препятствующих достижению поставленных результатов. В процессе диагностических процедур собирается необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учащихся, уровень их подготовки, условия работы процесса. Бывает так, что конкретные условия порождают пересмотр задач, определенных изначально, согласование их с реальными возможностями.
По результатам диагностики осуществляется прогнозирование функционирования и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования педагогического процесса заключается в оценке его возможной результативности в существующих условиях. Научное прогнозирование позволяет заранее теоретически рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется посредством сложных методов, но затраты на получение прогнозов компенсируются возможностью направлять проектирование и ход педагогического процесса, не ждать пока процесс покажет малую эффективность или нежелательный результат.
Результатом подготовительного этапа является скорректированный на основе диагностики и прогнозирования проект организации процесса. Проект после окончательной доработки реализуется в педагогическом плане. План требует согласования с определенной системой.
Этап осуществления педагогического процесса представляет собой относительно самостоятельную систему, которая состоит из следующих взаимосвязанных элементов:
- определения и разъяснения целей и задач предстоящей деятельности;
- взаимодействие педагогов и обучаемых;
- использование требуемых методов, средств и форм педагогического процесса;
- создание благоприятных условий для процесса;
- осуществление стимулирования деятельности учащихся;
- обеспечение связи педагогического и прочих процессов.
Эффективность процесса на прямую зависит от согласованности элементов между собой и отсутствии противоречий в их направленности и практической реализации.
На этапе осуществления педагогического процесса важна обратная связь. Это основа для принятия оперативных решений в управлении процессом. Оперативно полученная обратная связь способствует быстрому введению поправок, дающих необходимую гибкость процессу.
Завершается целостный педагогический процесс этапом анализа достигнутых результатов. Это позволяет проанализировать ход и результат педагогического процесса для избегания ошибок в будущем, в следующем цикле учесть неэффективные моменты. Рост профессионализма педагога зависит от способности извлекать пользу из анализа допущенных ошибок. В принятой классификации выделяется три вида анализа:
- параметрический,
- тематический,
- итоговый.
Параметрический анализ изучает ежедневную информацию о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, которые его нарушают. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в образовательном учреждении, посе-щаемости и других параметров. Принятые на основе результатов такого анализа решения требуют оперативного выполнения.
Тематический анализ изучает более устойчивые, повторяющиеся зависимости, тенденции в педагогическом процессе. Содержание тематического анализа составляют следующие проблемы: оптимальное сочетание методов обучения; система работы педагогов и другие.
Итоговый анализ охватывает значительные временные, пространственные или содержательные события. Итоговый анализ подготавливает функционирование управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализа и других данных.
Целостный педагогический процесс имеет циклический характер и может подразделяться на несколько этапов, отражающих последовательность развития процесса.
Главными этапами можно назвать:
1) подготовку педагогического процесса;
2) осуществление педагогического процесса;
3) анализ результатов.
На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются необходимые условия его для протекания в заданном направлении и с заданной эффективностью. В ходе него решаются следующие важные задачи:
1) целеполагание;
2) диагностика возможностей педагогического процесса;
3) прогнозирование результатов процесса;
4) проектирование и планирование.
Сущность целеполагания (обоснование и постановка целей) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель системы народного образования в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Другими словами, педагогические цели на данном этапе должны осознаваться как педагогические задачи. В творческом педагогическом процессе одновременно или последовательно осмысливаются разные педагогические задачи:
Общая педагогическая задача всей деятельности педагога (как общая концепция процесса);
Этапная педагогическая задача (связанная с конкретным этапом процесса);
Постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи.
Осознание педагогической задачи – это непременное условие продуктивного ее решения. Оно предопределяет анализ ее исходных данных и постановку педагогического диагноза.
Анализ исходных данных конкретной педагогической ситуации тесным образом связан с учетом множества факторов педагогического процесса. Он составляет основу для постановки педагогического диагноза. Педагогическая диагностика (от греч. “диа” – прозрачный и “гнозис” – знания) – это оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов, а также условий и обстоятельств, в которых протекает педагогический процесс. Основными задачами педагогической диагностики являются:
Получение ясного представления о тех условиях, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов;
Сбор необходимой информации о реальных возможностях педагогов и обучаемых, об уровне их предшествующей подготовки и условиях протекания процесса;
Выдвижение педагогического диагноза и прогноза.
За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы предварительно, еще до начала педагогического процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Прогнозирование фактически сводится к педагогическому целеполаганию.
Педагогическое прогнозирование обычно определяется как получение опережающей информации об объекте процесса: классе, группе, учащемся, коллективе, знаниях, отношениях, поведении и др. Его методы достаточно разнообразны: моделирование, выдвижение гипотезы, мысленный эксперимент и др.
Квалифицированно проведенное педагогом прогнозирование и целеполагание составляют базу для педагогического проектирования образовательного процесса.
Завершается подготовительный этап составлением скорректированного на основе результатов диагностики и прогнозирования проекта организации педагогического процесса, который после окончательной доработки воплощается в плане. План всегда “привязан” к конкретным составным частям данного процесса. В педагогической практике применяются различные планы: план руководства образовательным процессом; план воспитательной, учебной, научной работы; план проведения отдельного занятия и др. Все они имеют определенный срок действия. Следовательно, план – это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.
Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно самостоятельный процесс, включающий в себя важные взаимосвязанные элементы:
Постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
Взаимодействие педагога и обучаемых;
Использование намеченных методов, форм и средств педагогического процесса;
Создание благоприятных условий;
Осуществление разнообразных мер стимулирования педагогической деятельности;
Обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
Эффективность педагогического процесса зависит от того, насколько целесообразно названные элементы связаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Так, например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный контроль, выявление слабых сторон педагогической деятельности, что имеет стимулирующее значение. Важную роль на данном этапе играют обратные связи – основа качественного управления процессом.
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Педагог с помощью доступных ему методов наблюдения, анализа выполненных работ, бесед, опросов и других изучает степень решения поставленных задач. Особенно важно при этом выявлять причины неполного соответствия результатов и целей, которые порой могут возникнуть из-за некоторых непредвиденных обстоятельств.