Ле шевалье. Крак-де-шевалье
Крак де Шевалье. Парфенон среди замков
«Ключ к христианским землям», «кость в горле мусульман», «Парфенон среди замков» — все это знаменитый Крак де Шевалье - по праву первый в списке замков крестоносцев в Святой Земле.
Добраться до Крака можно на микробасе из Хомса, до него отсюда 60 км. Местных лучше не пугать неудобоваримым французским названием, по-арабски крепость называется Калаат-аль-Хосн. Французское же название замка произошло от искаженного арабского «карак» — «крепость».
Традиция паломничества в Святую Землю зародилась в христианстве в IV веке и поначалу ей не придавалось особого значения. Однако в XI в. широкое распространение получило убеждение, что эпидемии, неурожайные годы и феодальные междоусобицы, обрушившиеся тогда на Европу, есть ни что иное, как кара христианам за то, что они позволили неверным завладеть Гробом Господним.
К тому же в это время в Европе из-за растущей феодальной раздробленности стало появляться большое количество безземельных рыцарей, которых надо было банально чем-нибудь занять, желательно дав им при этом возможность самостоятельно прокормиться. В результате в 1095 г. Папой Римским Урбаном II был созван собор, на котором он призвал к войне против «персидского племени турок, которые разрушили церкви и опустошили царство богово». «Кто здесь горестны и бедны, там будут радостны и богаты» — сказал папа. Понятное дело, мало кто смог устоять после таких обещаний.
Первое ополчение, состоявшее в основном из французской и германской бедноты, двинулось на Восток уже в 1096 г. Ополченцы прикрепляли к одежде матерчатые кресты - отсюда и название «крестоносцы». Эта первая партия «божьих ратников» дошла только до Босфора, где и была перебита сельджуками.
Настоящее рыцарское войско добралось до Константинополя через месяц. Первое из мини-государств крестоносцев на Востоке с центром в Эдессе (Урфа, Турция) было основано в 1098 г. В этом же году после семимесячной осады была взята Антиохия (Антакья, Турция). Через три года после начала похода крестоносцы взяли Иерусалим, отметив это событие жестокой резней мусульман и иудеев.
Стоявшая на месте нынешнего Крака небольшая крепость была захвачена крестоносцами еще во время первого похода на Иерусалим. Из-за слабых фортификационных качеств местности рыцарские бароны не хотели вкладываться в укрепление замка и в результате передали его монахам ордена Госпитальеров.
Орден госпитальеров первоначально появился на основе странноприимного дома (отсюда и название) итальянских купцов в Иерусалиме. До крестовых походов чоены оредна занимались охраной, лечением и кормлением паломников. Вступая в орден, рыцари приносили обет целомудрия, бедности и послушания. Госпитальеры, наряду с другим могущественным орденом - тамплиерами, имели свой флот, дипломатическую службу и подчинялись непосредственно Папе Римскому. Постепенно монашеские ордена стали основной военной силой государств крестоносцев у уже к концу XII в. Почти все основные крепости перешли в руки госпитальеров и тамплиеров, а вокруг замков находились обширные владения орденов.
При госпитальерах Крак отбил множество мусульманских атак, одиннадцать раз был местом сбора всего крестоносного войска перед очередной экспедицией. Замок ни разу не потерпел поражения и был взят лишь хитростью - в 1271 г., после длительной осады и прорыва первой линии обороны по распоряжению мамлюкского султана Бейбарса было изготовлено письмо якобы от гроссмейстера ордена Госпитальеров с приказом о капитуляции.
В замке четыре уровня укреплений: внешние стены со рвом, внутренний замок, цитадель из трех башен и, наконец, донжон — «командная» башня. Холм, на котором стоит внутренний замок, весь облицован гладким камнем:
Большой зал, служивший для собраний рыцарей, был построен в 1260 г. и является ценным образцом раннеготической архитектуры:
Простолюдины и рыцари попроще следили за военными советами и празднествами из прилегающей к залу галереи:
Вид на галерею из внутреннего двора:
На одной из стен галереи — популярное в средние века высказывание на латыни: «Имей богатство, имей мудрость, имей красоту, но остерегайся гордыни, которая оскверняет все, к чему прикоснется.»
Одну из башен цитадели занимают «апартаменты магистра» — украшенные резьбой покои, в которых когда-то жил шателен («главнокомандующий») замка и останавливались высокие гости.
Вид из магистерских апартаментов:
Замок можно обойти вокруг по внешнему «берегу» рва. К одной из стен с ближайшего холма подходит акведук
Акведук использовался для подачи воды в замок в мирное время. На случай воды в крепости имелись открытые резервуары для дождевой воды (т.н. беркили), и огромные подземные цистерны.
Призамковая деревушка
До моря уже недалеко — его видно с верхушек башен.
В 1272 году, во время Девятого крестового похода, английский король Эдуард I увидел Крак де Шевалье и позже построил в Англии и Уэльсе не один замок по его образу и подобию.
Во время правления Мамлюков была укреплена южная стена и были добавлены несколько строений, в том числе турецкая баня и акведук. Нашествие монголов во главе с Тамерланом (1400 — 1401) и вторжение Оттоманской империи в 1516 г. обошли крепость стороной. В дальнейшем замок служил резиденцией губернатора, а в 1920 г. крепость перешла под контроль французского мандата.
В 1927 году, во время действия на территории Сирии французского мандата, в замке начались восстановительные работы, и сегодня Замок рыцарей предстает перед посетителями практически в своем прежнем великолепии.
С окончанием крестовых походов военное значение крепости резко уменьшилось, однако с каждым годом растет значение культурно-историческое; Т.Э.Лоуренс в 1909 г. назвал Крак де Шевалье самым восхитительным замком в мире, а в 2006 году крепость вошла в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
На данный момент крепость принадлежит правительству Сирии.
Орден Госпитальеров
Эмблема Ордена — белый восьмиконечный крест Амальфи символизирует чистоту намерений носящего его человека.
Время основания Иерусалимского ордена св. Иоанна принято связывать с Первым крестовым походом. Однако почва для его возникновения была подготовлена практически сразу после того, как в Римской империи состоялось официальное признание христианства. После Никейского собора 325 года и судьба, и внешний облик древней еврейской столицы претерпели существенные изменения. Старый Иерусалим был разорен и разрушен почти за 300 лет до прибытия в него (носившего тогда название Элиа Капитолина) императора Константина и его матери Елены. Целью приезда царственных особ были поиски Животворящего Креста, то есть древа, на котором распяли Иисуса.
Крест после многих трудов был счастливо обретен, а топография Иерусалима, впрочем, как и всей Палестины, значительно преобразилась — на карте города появилось множество мест, упомянутых в Евангелие и связанных с земной жизнью Спасителя. Так, в 335 году на месте Его крестных мук был построен Храм Гроба Господня, а на Оливковой горе возведена церковь Вознесения. В 532 году императором Юстинианом была воздвигнута базилика, посвященная Деве Марии, и при ней — две больницы для бедных (одна — для мужчин, другая — для женщин). Создание подобных лечебных приютов заложило основу христианской традиции по оказанию бескорыстной помощи всем нуждающимся. В Европе подобные больницы носили название hospitia и строились на средства благотворителей.
Таким образом, Палестина быстро превратилась в то место, с которым для любого верующего согласно христианской системе ценностей была связана надежда на очищение от грехов и спасение души. Однако для паломников дорога в Святую Землю, где каждый из них мог обрести приют и помощь церкви, была полна опасностей. Изнуренные голодом и болезнями, пилигримы с великим трудом добирались до Палестины. Но если кто-то из них не хотел покидать эту благословенную землю, он оставался, предварительно приняв монашеские обеты, дабы творить дела милосердия при монастырских больницах. Такое положение мало изменилось даже тогда, когда Иерусалим в 638 году захватили арабы.
В X веке Святая Земля стала основным центром христианского паломничества, а в 1048 году Константино ди Пантелеоне — благочестивый купец из итальянской республики Амальфи — испросил разрешения у египетского султана основать в Иерусалиме приют для больных христиан при церкви Марии Латинской. Этот приют получил название Иерусалимского Госпиталя Святого Иоанна, а его символической эмблемой, в память об основателях, стал белый 8-конечный крест Амальфи. С тех пор братство монахов-бенедиктинцев, избравшее поначалу своим святым патроном Иоанна, патриарха Александрийского (умер в 620 году), стало называться обществом иоаннитов, а его члены получили название госпитальеров (от лат. hospitalis — «гостеприимный»).
Иоанниты носили черные одежды бенедиктинцев с белым крестом, а во время походов надевали красную накидку с таким же крестом. Каждый из этих цветов имел свое символическое толкование: черный, траурный, означал отречение от земного, белый — чистоту, а красный — Христову кровь.
Иоанн Александрийский был широко известен своими благотворительными делами. Несколько позже Орден сменил покровителя — им, также совершенно не случайно, был избран Иоанн Креститель. Он, будучи сыном священника Захарии, многие годы провел отшельником в пустыне, питаясь лишь кузнечиками. Жизнь пророка являла для монашествующей братии идеальный пример смирения.
Почти 50 лет жизнь госпитальеров текла размеренно — между молитвами и уходом за страждущими, — пока осада Иерусалима крестоносцами, случившаяся в 1099 году, не нарушила покой мирной монашеской жизни. Согласно преданию христиане, как и другие жители осажденного города, вынуждены были принимать участие в защите Иерусалима, оказывая поддержку 40-тысячной армии египетского калифа. Правда, хитроумные иоанниты вместо тяжелых камней предпочитали бросать на головы изголодавшимся рыцарям свежий хлеб. Когда же их ректор Жерар был схвачен мусульманскими властями и обвинен в измене, то на глазах у судей этот хлеб чудесным образом превратился в камень, а Жерар счастливо избежал неминуемой гибели. 15 июля 1099 года измученный осадой Иерусалим наконец пал под яростным натиском крестоносцев.
Герцог Готфрид Бульонский щедро вознаградил усилия иноков, а многие рыцари вступили в братство, приняв монашеские обеты послушания, благочестия и нестяжания, поклялись защищать паломников во время путешествий. Официальное создание Ордена было подтверждено сначала хартией Болдуина — правителя Иерусалимского королевства в 1104 году, а затем, спуcтя 9 лет, — буллой Папы Пасхалия II. Хотя первый ректор госпитальеров за свое благочестие был причислен к лику святых, расцвет деятельности Ордена связывают все же с именем Раймонда Прованского (1120—1160 годы), сменившего Жерара на посту Великого магистра. Раймонд, принадлежавший к тем рыцарям, которые принимали участие в осаде Иерусалима, установил совершенно новые правила. Отныне Орден должен был постоянно содержать при госпитале трех хирургов и пятерых врачей, число же больничных коек в лучшие времена достигало 2 000. Кроме того, иоанниты начали получать щедрые денежные пожертвования и приобретать на них земельные угодья. Только на Святой Земле им принадлежало около 140 поместий, а в Европе к XIII веку насчитывалось более 19 000 владений.
Поскольку братство госпитальеров изначально не предусматривало военной деятельности и его члены далеко не сразу начали принимать участие в сражениях, то первые его уставы даже не упоминали в своих правилах рыцарские обязанности — они касались лишь правил жизни монашеской. Сначала рыцарей нанимали на деньги благотворителей для охраны паломников, дабы иноки не оскверняли себя людской кровью. Позже при приеме в Орден было введено разделение на тех, кто вступал в него лишь временно, и тех, кто принимал все необходимые монашеские обеты. В статуте Ордена военные братья не упоминались вплоть до 1200 года, когда их обязанности впервые были описаны в статуте Альфонсо Португальского, девятого по счету Великого магистра. Тогда же, вероятно, начало складываться деление членов Ордена на три категории: на братьев-военных (получавших благословение на ношение и использование оружия), братьев, занимавшихся лечением больных и раненых, и братьев-капелланов, в обязанность которых входило выполнение религиозных обрядов, таких как литургия, исповедь и причастие.
Рыцари по своему социальному статусу приравнивались к монахам и подчинялись только Папе Римскому, имели собственные церкви, кладбища и земли, принадлежащие им. Они также освобождались от налогов, и даже епископы не могли отлучить их от Церкви.
После падения в 1291 году последнего оплота крестоносцев на Востоке рыцари Ордена ненадолго перебрались на Кипр, а спустя 20 лет — на Родос, где Орден просуществовал вплоть до нападения турок, случившегося в 1523-м. Через 42 года он обосновался на Мальте. Больницы же, основанные рыцарями, долгое время оставались центрами врачебного искусства.
В 1798 году Мальту захватили войска Наполеона, это обстоятельство положило начало рассеянию членов Ордена по миру и привело к возникновению множества орденов иоаннитов. На короткое время, в правление Павла I, рыцари нашли приют в России, но после смерти императора были вынуждены перебраться в Рим. Сегодня Орден называется Суверенным Военным орденом Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского. Его Великим магистром и правящим князем в настоящее время является фра Эндрю Берти.
Источники.
Название : Krak de l"Hospital / Krak des Chevaliers (fr) قلعة الحصن (ar), Krak des Chevaliers (en)
Другие названия : Крак-де-л’Оспиталь
Местонахождение : (Сирия)
Создание : XI в. (перестроен орденом рыцарей-госпитальеров)
Стиль : Романский стиль
Этот замок, стоящий на скалистом берегу реки Оронт был для рыцарей-крестоносцев важным стратегическим оплотом – оттуда они совершали набеги на врагов. Крам-де-Шевалье возведен в труднодоступном районе на месте старого военного укрепления. В начале XIII века он стал практически неуязвимым – за двумя ярусами мощных стен высилась неприступная центральная башня-донжон. Рыцари-госпитальеры (ионниты) владели замком с 1142 года; пока крепость находилась в их руках, она выдержала 12 осад, и лишь в 1271 году войска египетских султанов из династии Мамлюков сумели ее захватить. Крак-де-Шевалье – уникальный памятник средневекового крепостного зодчества, в котором органично соединились строительные принципы нормандской архитектуры и черты арабских фортификационных сооружений. Замок сохранился в хорошем состоянии до конца XIX века; только в 1927 году начались реставрационных работы.
Стоящая на высоком холме крепость на удивление хорошо сохранилась. Крак-де-Шевалье считается одним из лучших образцов крепостной архитектуры Средневековья.
Архитектура замка
- Линии обороны. Система укреплений состояла из двух концентрических кругов толстых стен. Оборона внешних стен велась с территории нижнего двора, а защитники внутренних укреплений отбивались от врага из башен и из верхнего двора. Замок окружал ров с водой, а запасы питьевой воды на случай осады хранились в специальных емкостях в нижнем дворе. В 1271 году войсками египетского султана Бейбарса удалось прорвать внешнее укрепление и проникнуть в нижний двор, однако пройти дальше они не смогли. Осада длилась многие месяцы, прежде чем защитники крепости сдались.
- Опорные башни. массивные стены укреплены опорными башнями, которые служили надежным убежищем для дозорных.
- Внешняя стена. Скошенное утолщение у основания стены защищало ее от подкопа или подрыва.
- Бойницы. Узкие щели бойниц, почти неуязвимые для снарядов, обычно расширялись внутрь, образуя в стене нишу. Лучники наблюдали оттуда за врагом и, прицелившись, стреляли.
- Внутренняя коммуникация. Для связи между укреплениями, расположенными друг от друга на значительном расстоянии, крестоносцы использовали голубиную почту, которую заимствовали у арабов.
- Акведук. Вода поступала в замок по акведуку. На случай осады в замке имелись запасы воды, хранившиеся в закрытых емкостях в подземельях.
- Квадратная башня. Во время осады 1271 года квадратная башня сильно пострадала и была отстроена заново через 14 лет. Впрочем, круглые башни считались более надежными – с них удобнее вести круговую оборону.
- Сводчатые галереи. Вдоль стен трапезной тянется сводчатая галерея – в ней можно укрыться от палящего солнца. Во внутреннем дворе, расположены самые красивые и удобные помещения замка – покои рыцарей. Внутренний двор служит убежищем для жителей замка в случае нападения наемников, охранивших внешнюю стену крепости.
- Хозяйственные постройки. На башне была установлена ветряная мельница – запасы муки помогали выдерживать длительные осады. В подземельях верхнего двора располагались вместительные кладовые.
- Верхний ярус. Оборона верхнего яруса укреплений велась с высоких башен и из внутреннего двора, где размещались дормитории (спальни), трапезная, склады, капелла, а также покои рыцарей.
- Дополнительная страховка. Стены верхнего яруса укреплены мощным утолщением в виде ската, ширина которого в основании достигала 24,3 метра и почти равнялась высоте стены. Эта массивная конструкция, пристроенная в XIII веке, помимо своего оборонительного назначения, выполняла роль гигантского контрфорса, выдержав даже землетрясения.
- Хитрости обороны. Он восточной надвратной башни к донжону вели пандусы, заменяющие лестничные пролеты. Петляющий тесный проход мешал стрельбе из стенобитных орудий. Даже резкая смена света и тени сбивала с толку.
Замок в Сирии, в 40 км к западу от города Хомс
Замок Крак де Шевалье (или Крак де л"Оспиталь) был построен в 1031 году крестоносцами-госпитальерами. На данный момент это один из наиболее сохранных замков госпитальеров – и, в общем-то, одна из наиболее сохранных средневековых крепостей – находящийся в Списке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Материалом для замка послужил известняк. Высота скалы, на которой стоит Крак де Шевалье, - 650 м.
Название "Крак" восходит к арабскому названию крепости – Хисн аль-Акрад (Замок Курдов), которое было неправильно воспринято французами ("Ле Крат") и позже было спутано с сирийским словом "карак" - "крепость".
Замок расположен к востоку от ливанского города Триполи и к западу от сирийского Хомса. Крак де Шевалье воздвигнут на 650-метровой скале, возвышавшейся над единственной дорогой из Антиохи к Бейруту и Средиземному морю, и в свое время служил частью системы крепостей, охранявших государства крестоносцев от мусульманских войск. Конкретно эта крепость имела три основные задачи: охрана дороги к морю, контроль над рыболовством на озере Хомс и наблюдение за Сирией, где довольно часто формировались армии мусульман.
Однако строилась она в 1931 году для эмира Алеппо. Во время первого крестового похода, в 1099 г., ее взял Рэймонд IV Тулузский. Завоеватели покинули замок, отправившись дальше к Иерусалиму, и только в 1110 году ее снова заняли христиане (Танкред Галилейскй). В 1142 году Рэймонд II, граф Триполи, передал Крак де Шевалье рыцарям-госпитальерам.
Госпитальеры сделали Крак де Шевалье своей штаб-квартирой и с 1150 по 1250 г. непрерывно перестраивали и увеличивали замок. В конце концов он стал самой большой христианской крепостью на Святой Земле, ее гарнизон составлял 50-60 рыцарей ордена и до 2000 простых солдат, максимальная толщина стен у основания превышала 30 м, а количество сторожевых башен увеличилось до 7. Рыцари обнесли весь замок по периметру дополнительной внешней стеной – таким образом, стены образовали непрерывный замкнутый круг, а перед ними был выкопан крепостной ров с подъемным мостом.
Внутренние строения были перестроены (и построены) в готическом стиле. В крепости располагались храм, огромная трапезная, 120-метровый склад (и еще множество складских помещений были устроены в скале под крепостью) и 2 конюшни с арочными сводами, рассчитанные на 1000 лошадей. Крепость была рассчитана на то, чтобы выдержать пятилетнюю осаду.
В 1163 г. крепость безуспешно пытался взять Нур ад-Дин (после этого госпитальеры оказались христианским форпостом на триполитанской границе), к 1170 г. был окончен основной комплекс строительных работ, а в 1188 г. Крак де Шевалье осадил сам Саладин – и также безуспешно. Говорят, во время той осады люди Саладина пленили кастеляна замка и, приведя его к воротам, потребовали от него приказать рыцарям сдаться. На арабском языке он действительно отдал такой приказ, но после этого, перейдя на французский, приказал своим людям удерживать крепость до последнего человека.
На рубеже XII-XIII вв. несколько землетрясений причинили крепости незначительные повреждени""я, но они были устранены.
В 1217 году во время Пятого крестового похода внешние стены крепости были укреплены; тем не менее, в 1271 году она пала: Крак де Шевалье был взят мамлюкским султаном Бейбарсом, использовавшим при осаде тяжелые требушеты, но добившимся успеха только обманным путем. Крепость вновь была укреплена и теперь использовалась как мусульманская база против Триполи, а крепостной храм был перестроен в мечеть.
В 1272 году, во время Девятого крестового похода, английский король Эдуард I увидел Крак де Шевалье и позже построил в Англии и Уэльсе не один замок по его образу и подобию.
С окончанием крестовых походов военное значение крепости резко уменьшилось, однако с каждым годом растет значение культурно-историческое; Т.Э.Лоуренс в 1909 г. назвал Крак де Шевалье самым восхитительным замком в мире, а в 2006 году крепость вошла в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
На данный момент крепость принадлежит правительству Сирии.
Крак де Шевалье.
Замок Крак де Шевалье
находился на окраине одного из государств крестоносцев – Триполийского графства.
Замок прикрывал подходы к главным портам графства: Тортозе (Тартус) и Триполи (Ливан). Среди почти трех десятков замков крестоносцев, Крак
всегда занимал особое место, он и сейчас считается вершиной крепостного строительства.
До XI века в этих краях была колония курдов, и стояла небольшая крепость Хосн аль-Акрад, или замок Курдов
для охраны дороги на Триполи – один из богатейших и важнейших портов того времени.
В 1099 году замок был первый раз завоеван крестоносцами во время первого крестового похода, так как они прослышали, что за его стенами местные жители укрыли большие стада овец. Но рыцари торопились в Иерусалим, поэтому оставили крепость.
Снова замок был завоеван крестоносцами 11 лет спустя. Тогда же замок поменял название, став Крак де Шевалье (Замок Рыцарей)
.
Слабые фортификационные сооружения замка требовали затрат на дополнительное строительство, но ни один рыцарский барон не соглашался оказать денежную помощь. В конце концов, в 1142 году правитель Триполийского графства
Раймонд I Антиохийский передал замок военно-религиозному ордену Госпитальеров.
Над замков поднялся флаг с белым восьмиконечным крестом Амальфи – символом Ордена, символом чистоты намерений носящего его человека.
Святая Земля, Палестина, задолго до крестовых походов привлекала к себе христиан для того, чтобы прикоснуться к святыням, пройтись по местах Христа, увидеть Голгофу и храм Гроба Господня. Так собирались группы единомышленников, которых не пугали тяготы, лишения и страх. Это было зарождения паломничество.
Одним из таких пилигримов был купец Панталеон Мауро из итальянского города Амальфи. Он построил под Иерусалимом странноприимный дом, или госпиталь. «Госпиталь» означало «комнаты для гостей».
Так как многие пилигримы из-за трудной дороги добирались до Святой Земли больными и ослабленными, то в госпитале им оказывали медицинскую помощь, появились лекари, монахи и монахини превращались в братьев и сестер милосердия. А госпиталь начинал соответствовать современному значению этого слова.
До крестовых походов маленький госпиталь итальянского купца справлялся со своими обязанностями. Но завоевание Святой Земли крестоносцами изменило ситуацию. Хлынул огромный поток пилигримов, к которым добавились раненные в сражениях рыцари. Помещений, лекарств, денег не хватало.
Тогда провансальский рыцарь Жерар, участник первого крестового похода, вместе с соратниками, принял мужественное решение: посвятить свою жизнь страждущим и скорбящим. Жерар и его товарищи произносят клятву перед иерусалимским патриархом и дают обет отказаться от своего имущества в пользу странноприимного дома.
Этот обед бедности, целомудрия и послушания нашел отклик в сердцах крестоносцев.
В 1118 году после смерти основателя братства Жерара Тома, монашеское братство превратилось в духовно-рыцарский орден.
Дело в том, что в братстве произошел раскол. Девять братьев во главе с французским рыцарем Гуго де Пайеном были не согласны с политикой госпитальеров. Заниматься тяжелым трудом по уходу за больными и раненными было не для них, им хотелось рыцарских подвигов. И девять раскольников образовали новое братство – «рыцари Храма», или тамплиеры.
У госпитальеров оставалось два пути: остаться монашеским орденом (но тогда сократиться приток дворянства в орден) или стать, по примеру, тамплиеров рыцарями. Госпитальеры выбрали второй путь.
Госпитальеры (рыцари госпиталя Святого Иоанаа, или иоанниты) не подчинялись законам той страны, где находились, они подчинялись только папе римскому и великому магистру. Госпитальеры имели право строить замки в любом месте Святой Земли, имели собственные церкви и кладбища. Обед бедности и нестяжания остались. Вступающий в орден передавал все свое имущество, но богатства шли на благородные цели: строились госпитали с бесплатной помощью, кормили бедных паломников, Одной из важнейших обязанностей госпитальеров была оборона крепостей и замков в Святой Земле от мусульман.
При госпитальерах Крак отбил множество атак мусульманских войск, одиннадцать раз был местом сбора крестоносного воинства, отправляющегося в очередную экспедицию.
В 1163 году султан Нур ад-Дин потерпел у стен Крака сокрушительное поражение и бежал на лошади почти голый (его армию застали врасплох во время полуденного отдыха)
. Нур ад-Дин очень сильно переживал это поражение,
но умер объединитель Сирии
, так и не взяв Крак.
В 1180 году госпитальеры наблюдали с высот башен, как войска Салах ад-Дина (Саладин, как называли его европейцы) (приемника Нур ад-Дина)
сжигают их посевы и угоняют скот, не в силах помешать этому.
В 1188 году Салах ад-Дин разбил лагерь напротив Крака и провел там месяц, изучая укрепления. Убедившись в том, что замок мощен и неприступен, Салах ад-Дин даже не стал атаковать его.
В последующие годы султан Бейбарс – талантливый и расчетливый полководец, продолжал отсекать рыцарские владения. Бейбарс был сиротой и еще мальчиком его продали в рабство в Дамаск
. Он был гребцом на галерах, воинов и в конце концов, благодаря своему уму, энергии, заговорам и убийствам, проложил себе дорогу к египетскому трону и правил более 17 лет. Под его удара падали один за одним рыцарские замки в районе Хомса
и Хамы
.
Крак испытывал большие трудности.
Бейбарс начал осаду Крака, которая оказалась в истории замка последней.
Взять госпитальеров измором было нереально – в замке находится приличный запас продовольствия. Поэтому Бейбарс решил брать замок штурмом. Каждый шаг войска Бейбарса стоил неимоверных усилий. Сначала воины взбирались по узкой открытой тропе. Затем преодолевали ров. Атакующие овладели главными воротами, но здесь их встретило хорошо организованное сопротивление. А потом вторая стена.
В марте 1271 года мусульмане закончили подкоп второй стены и ворвались в центр Крака. Они захватили большой зал, часовню, склады и колодец, но госпитальеры спрятались в южном редуте. Эта цитадель состояла из трех мощных и высоких башен и имела все необходимое на случай длительной осады.
Тогда Бейбарс пошел на хитрость. По его распоряжению изготовили письмо от Великого Магистра ордена Госпитальеров, в котором осажденным было приказано капитулировать. «Надежный человек» доставил письмо рыцарям в редут, и в 1271 году госпитальеры сдались, и под обещание вести мирно были отпущены в Триполи.
По заключенному миру крестоносцы вынуждены были уступить еще ряд крепостей.
Бейбарс, после взятия Крака, отреставрировал крепость и дополнил укрепления.
Крак
строился в три этапа: строения до землетрясения 1170 г., постройки XII-XIII вв. и мусульманский период.
Внешне строения сложно различить. Вершину холма окружает двойное кольцо стен, образуя четырехугольник длиной 200 метров шириной 150 метров.
В замке был большой водоем – беркиль, для сбора воды. Недостаток воды в этих краях сказывался на увеличении количества беркилей. Также на Востоке европейские рыцари переняли местный обычай мыться чаще.
Акведук снабжал водой кухню с огромной печью для выпечки хлеба.
В мусульманский период были пристроены бани под землей, чтобы вода самотеком стекала из беркиля.
Почти все замки крестоносцев на Востоке имели большой зал для банкетов, празднеств и военных советов. Большой зал Крака
был построен в 1250 г. – это образец раннеготической архитектуры. В верхней части одного из оконных проем надпись на латыни: «Имей богатство, имей мудрость, имей красоту, но остерегайся гордыни, которая оскверняет все, к чему прикоснется».
Рядом с большим залом стоит простая часовня в романском стиле, возведенная в 1170 г. Ее стены украшали знамена и военные трофеи, оружие погибших рыцарей и сбруи лошадей. Сразу после взятия Крака в часовне была устроена мечеть, о чем свидетельствует минбар (возвышение для чтения проповедей) и михраб (ниша) (мечеть использовалась до XX в.)
Со стен замка открывает панорама на многие километры.
Крак де Шевалье
находится под защитой ЮНЕСКО.
Сейчас здесь находится музей.
Открыт летом 9.00 – 17.00
Зимой 9.00 – 16.00
Рамадан 9.00 – 14.00
Выходной – вторник.
Одной из целей нашего путешествия по Сирии был замок Крак де Шевалье , расположенный на утёсе высотой целых 650 метров . Чтобы посетить знаменитую крепость, мы отправились из Хама в город Хомс, который находится в 65 километрах к востоку от замка. Путь к крепости проходит по горам, окружённым облаками. Пересев в Хомсе из автобуса в маршрутку (нужный транспорт может показать вам любой местный житель), мы через пару часов оказались у замка Крак де Шевалье.
Крак де Шевалье является древней крепостью госпитальеров, т. е. христианской организации, заботившейся о больных, раненных и неимущих пилигримах в Святой земле. В 1099 году госпитальеры превратились в религиозно-военный орден со своим собственным уставом. Замок был передан в руки госпитальеров в 1110 году Раймундом II для охраны рубежей. Построив дополнительные помещения и крепкие стены с дозорными башнями, они позволили крепости выдерживать длительные осады.
Что тут можно сказать? Просто нет слов, чтобы описать этот могущественный, величественный и неприступный замок . Думаю, это одно из интереснейших мест на всём Ближнем Востоке. Входной билет стоит три доллара - стандартная стоимость входа практически во все достопримечательности Сирии. И глупо даже надеяться, что в Крак де Шевалье можно зайти какими-нибудь обходными путями. Конечно, если только вы не обладаете сверхспособностями. Честно говоря, даже меня, не большого любителя разных там крепостей и развалин, это место просто покорило. Крак де Шевалье сохранился практически в том виде, в каком он был более восьми веков назад.
Во время нашего посещения монтировалась сцена для выступления оркестра.
Внутри замка совсем нет указателей, только пара табличек. Поэтому без гида или хорошего путеводителя разобраться здесь сложновато. Советую запастись книжечкой перед экскурсией или можно пригласить персонального гида за дополнительную плату. В замке очень много помещений, поэтому в них очень просто заблудиться. И возьмите с собой фонарики, иначе есть риск пропустить много чего интересного.
Внешняя стена крепости толщиной пять метров, башни отделены глубоким рвом. Башни изрезаны узкими отверстиями для лучников.
В общем-то, в замке Крак де Шевалье было буквально всё, что необходимо для жизни. К примеру, во внутреннем дворе располагался бассейн с технической водой, который использовался и для бань, находящихся в подвале. Для питья использовали воду, собиравшуюся в подземные цистерны с труб на крыше. На одной из башен находилась мельница, имелись и загоны для овец. Крак де Шевалье постоянно достраивался, даже после завоевания его арабами.
А вот и свидетельства пребывания здесь наших соотечественников.
Это сооружение, например, когда-то было хлебопечью.
К замку постоянно прибывают автобусы с толпами туристов. А непосредственно около замка располагается небольшая деревня, и мне показалось, что современный пейзаж немного стирает древний образ замка госпитальеров.
В замке Крак де Шевалье мы провели около трёх часов. А затем, обойдя крепость с правой стороны, поднялись к ресторанчику, где и пообедали. После решили сделать ещё пару фотографий с небольшой смотровой площадки около ресторана. Кстати, обратной маршрутки мы не нашли: оказалось, что ходят они всего до трёх часов дня. Поэтому имейте это в виду.