Критерии эффективности системы дистанционного обучения. Результативность дистанционного обучения и практика использования результатов дистанционного обучения
Эффективность в общем виде рассматривается как основная характеристика функционирования системы ДО, которая выявляет степень реализации цели и достижения намеченных.
Эффективность образования, которое можно получить в том числе и с помощью дистанционного обучения имеет несколько аспектов. Полученное образование активно воздействует как на экономику, так и на социальную и нравственную стороны жизни и его необходимо рассматривать в общем виде в трех взаимосвязанных и взаимодействующих аспектах: педагогическом, экономическом и социальном. Поскольку без педагогической плодотворности невозможен должный социальный и экономический эффект образования, топедагогический аспект является превалирующим. В самом деле, главная цель образования заключается в удовлетворении потребности людей в образовательных услугах в интересах успешного развития духовных и других способностей, творческого потенциала личности и общественного прогресса в целом. А достижение этой цели, в свою очередь, опосредованно обеспечивает социальный и экономический эффект.
Социальная эффективность образования оценивается через такие показатели, как позитивное воздействие образовательного процесса на развитие лучших качеств личности и создание для нее наиболее комфортных условий жизни, на улучшение всех сторон общественных отношений, на формирование открытого демократического общества. Уровень образования населения не случайно относится к числу решающих показателей благосостояния населения. Он же в значительной мере предопределяет статус государства, укрепляет его безопасность, усиливает социальную защищенность личности. В социальном плане происходит снижение уровня преступности, уменьшение зависимости населения от систем социального обеспечения, повышение культуры в обществе, улучшение функционирования государственных учреждений, общественных организаций.
Экономическую эффективность образования следует рассматривать, разделяя ее на «внутреннюю», присущую СДО и «внешнюю». Как «внутреннюю», эффективность целесообразно рассматривать:
с точки зрения непосредственного вклада работников образования в производство и повышение качества образовательных услуг;
с позиций лучшего, более рационального использования ресурсов в отрасли образования в целом, в каждом его звене и образовательном учреждении;
Как «внешнюю»:
с позиций того прироста материальных благ, который обеспечивается благодаря повышению общеобразовательного и профессионально- квалифицированного уровня работников для всех остальных отраслей народного хозяйства;
с позиций абсолютного и относительного снижения расходов ресурсов в отраслях материального производства от новых научно-технических разработок, осуществленных специалистами в области образования.
Эффективность дистанционного обучения (ДО) связана с достижением тех образовательных и воспитательных целей, которые ставит перед педагогической наукой и высшей школой современное общество и новые социально-экономические условия.
Таким образом, эффективность ДО выявляет степень соответствия полученных результатов намеченным целям и задачам учебно-воспитательного процесса в лице подготовленного выпускника СДО с наименьшими затратами времени, труда и здоровья преподавателей и студентов, денежных средств (как со стороны обучающегося, так и со стороны ОУДО).
В системе ДО, говоря об эффективности образовательного процесса, необходимо учитывать педагогический, экономический, социальный аспекты.
Чтобы судить об эффективности ДО, реализуемого в СДО, нужно иметь численный критерий ее оценки. Исходя из рекомендаций теории «Исследование операций» эффективность ДО в такой сложной человеко-машинной системы, как СДО целесообразно оценивать векторным показателем, включающим в себя два показателя: К- качествои С-стоимость ДО: Э = (К, С).
В таком случае все возможные варианты оценки Э будут изображаться в виде точки, отображаемой в двухмерной системе координат К и С. Это позволит наглядно просмотреть возможные варианты и выбрать рациональный, используя математические методы исследования операций и системного анализа.
Качество ДО включает в себя в общем случае качество продукта и качество услуги. В свою очередь, качество подготовки специалиста (образованность), зависит от качества преподавателей, качество средств обучения и т.д.
Экономическую составляющую эффективности стоимость можно рассматривать как с позиций производителя образовательных услуг, т.е. образовательного учреждения, использующего технологии ДО, так и потребителя образовательных услуг - студента. С позиций производителя образовательных услуг в общем виде стоимость услуг ДО представляет собой выражение всех затрат на их создание и подсчитывается как сумма амортизационного фонда (стоимость износа зданий, оборудования), оборотного фонда, в который включаются все текущие расходы (зарплата, стипендии, плата за коммунальные услуги и т.д.) и прибыли. Стоимость ДО зависит от таких показатели как: стоимость средств обучения, стоимость оплаты преподавателей и т.д.
В заключении обратим внимание на важное обстоятельство, а именно проблему потенциальной возможности оплаты за обучение в настоящее время в России. С учетом минимального прожиточного минимума в сумме около $80 в месяц можно сделать вывод о том, что среднестатистическое население России не может оплачивать высшее образование, т.к. денежный месячный доход составляет около $ 250. Реальная стоимость образовательной услуги для среднестатистического населения России составляет при очной форме получения образования составит около $2000 т.е. в массовом масштабе вопрос стоит невозможности оплаты высшего образования, получаемого по очной форме. В этом случае ДО является единственной возможностью получения образования широкими слоями населения.
Обучение персонала на современных быстроразвивающихся предприятиях требует значительных затрат как времени, так и денег. Это заставляет многие предприятия обратиться к электронному обучению, которое позволяет довести необходимые сведения до персонала в любом месте и в любое время через интернет, а также сделать это быстрее и дешевле.
Эффективность дистанционного обучения (ДО) определяется сочетанием пяти ключевых факторов, позволяющих обучаемым удержать в памяти больше информации, увеличить свою осведомленность, добиться лучших результатов работы и тем самым увеличить коэффициент рентабельности инвестированного капитала.
К этим факторам относятся:
- интерактивность,
- запоминаемость,
- гибкость в использовании,
- предоставление помощи,
- доступность.
Интерактивность
Внедрение интерактивности в процесс обучения делает участие обучаемого более активным, заставляет его стараться достигнуть максимального результата. Интерактивность помогает также преподавателям включить в курс более сложные материалы.
Интерактивность можно сочетать с имитированием в процессе обучения той среды, с которой должны познакомиться обучаемые. Например, если курс посвящен использованию компьютерной программы, изображение на экране должно соответствовать тому, которое отображается при работе этой программы, а обучаемому можно дать задание выполнить операцию, соответствующую одному из изучаемых вопросов. Для более сложных в этом отношении тем можно смоделировать бизнес-процесс и предложить обучаемому пройти через него.
Запоминаемость
Чтобы лучше запомнить, обучаемые должны ощущать важность изучаемого материала. В этом помогает также структурирование заголовков изучаемых тем, обеспечивающее удержать в памяти необходимой информации. А это в свою очередь делает более вероятным применение ими полученных знаний в будущих реальных проектах. Кроме того, организация заголовков помогает избежать повторов, которые часто снижают эффективность электронного обучения.
Гибкость в использовании
В системе должна быть предусмотрена возможность обучения сотрудников с различным уровнем подготовки и различными возможностями. Необходимо, чтобы обучаемые могли легко двигаться по учебному курсу, следить за своим перемещением, а также могли вернуться на ту позицию, где находились при предыдущем сеансе обращения к учебному курсу.
По мере развития компании содержание курса редко остается неизменным, поэтому средство обучения должно позволять изменять учебный контент. Возможность таких изменений необходимо заложить в средство обучения в самом начале. Само внесение изменений необходимо планировать и следить за его осуществлением.
Предоставление помощи
Поскольку электронное обучение происходит обычно не в группе, важно, чтобы система обучения предоставляла обучаемым помощь. Вашим сотрудникам потребуются инструкции по прохождения курса, средства навигации, подсказки для выполнения заданий, ссылки для получения определений, поддержка при возникновении технических вопросов и пр. Кнопка вызова помощи должна быть доступна с любого слайда курса.
Все это поможет сотрудникам сосредоточиться на обучении, а не отвлекаться на досадные помехи. Полезно также предусмотреть Для гибкости работы обучаемых полезно предусмотреть раздел для часто задаваемых вопросов, а также глоссарий терминов, которые могут быть незнакомы обучаемым. Эти средства могут стать ценными справочными ресурсами для сотрудников даже после завершения обучения.
Доступность
Из-за загруженности сотрудникам часто бывает трудно выбрать время для обучения. Для решения этой проблемы необходимо исполоьзовать различные способы доставки учебного контента.
Если учебный материал доступен через интернет, необходимо обеспечить сотрудникам пользоваться этим материалом вне работы.
Для тех офисов, где имеются затруднения с доступом к интернету, для сотрудников, которые хотят изучать материал дома, а также для технического персонала, которому нужен справочный материал вне офиса, можно предусмотреть создание версии учебного материала на CD-ROM, Расходы на создание такого учебного диска будут несопоставимы с затратами на расширение обучения.
Любая инновация должна быть оценена на предмет эффективности. Образовательная среда специфична, поскольку процесс обучения в любой форме – долгосрочное явление, на него оказывают влияние гораздо больше факторов, чем на любой другой процесс. Кроме того, образовательная услуга не является таковой в полном смысле слова, а потому весьма трудно оценить эффективность внедрения той или иной формы обучения.
Предлагаемая в проекте МБОУ СОШ №14 г.Химки инновационная идея дистанционного обучения требует разработки системы критериев эффективности. В педагогической литературе есть источники, в которых рассматриваются различные подходы к оцениванию этого показателя. Однако они во главу угла ставят эффективность именно процесса обучения, не берут в расчет экономические показатели, которые в любом проекте играют важную роль. Поэтому подойдем к этому вопросу с экономических позиций.
Будем рассматривать эффективность дистанционного обучения как коэффициент, равный отношению затрат (ресурсы, издержки и пр.) к получаемому результату и выраженный в процентах. Тогда, чем ближе значение этого коэффициента к нулю, тем более эффективна предлагаемая модель дистанционного обучения.
При этом будем оценивать эффективность с помощью критериев, где оценка каждого имеет числовое выражение, максимально простое и понятное в пределах определенной шкалы, одинаковой для всех критериев.
Разобьем все критерии на две большие группы: количественные и качественные .
Качественные, в свою очередь, рассмотрим в показателях педагогической эффективности для учащихся и показателях педагогической эффективности для учителя .
Рассмотрим количественные критерии затрат:
затраты на оборудование, необходимое для реализации той или иной модели дистанционного обучения;
затраты на обучение кадров, обеспечивающих ход учебного процесса в дистанционной форме по предлагаемым моделям;
затраты на заработную плату педагогических и иных кадров, занятых в проекте;
общее учебное время (в часах), выделенное на реализацию той или иной модели;
затраты на обеспечение бесперебойного доступа к сети Интернет, с высоким качеством связи;
время, затрачиваемое педагогами на подготовку к урокам, подготовку и передачу материалов и заданий для учащихся.
наличие нормативной базы документов, регламентирующих дистанционное обучение детей по различным моделям;
уровень квалификации педагогических кадров;
сложность реализации модели дистанционного обучения;
сложность построения курса дистанционного обучения по той или иной модели.
уровень интеллектуального развития учащегося (например, качество знаний, степень обученности);
количество запросов на проведение тех или иных курсов в рамках предлагаемых модулей;
частота участия детей в конкурсах, смотрах, соревнованиях и пр.;
результативность участия в различных мероприятиях учащихся;
результаты итоговой аттестации учащихся;
количество участников процесса обучения (объем целевой аудитории);
количество поступивших в ВУЗы и др. учебные заведения.
показатели работоспособности учащихся;
мотивационная устойчивость учителя;
сложность и востребованность знаний по курсам;
разработка систем оценивания деятельности учащегося;
разработка системы контроля работы педагога;
рациональность и эффективность использования оборудования;
оценка учащимися результатов обучения.
Таблица 1. Форма оценивания количественных критериев затрат
Название критерия |
Балл (1 – 10) |
Оценка модуля |
|
|
Диапазон критерия |
Меньше A тыс. Руб. |
Больше A тыс. Руб. | ||
Затраты на оборудование, необходимое для реализации той или иной модели дистанционного обучения |
1 |
10 | ||
Затраты на обучение кадров, обеспечивающих ход учебного процесса в дистанционной форме по предлагаемым моделям; |
1 |
10 | ||
Затраты на заработную плату педагогических и иных кадров, занятых в проекте; |
1 |
10 | ||
Затраты на обеспечение бесперебойного доступа к сети Интернет, с высоким качеством связи |
1 |
10 | ||
Диапазон критерия |
Меньше A часов |
Больше A часов | ||
Общее учебное время (в часах), выделенное на реализацию той или иной модели |
1 |
10 | ||
Время, затрачиваемое на подготовку у урокам педагогами, подготовку и передачу материалов и заданий для учащихся |
1 |
10 |
Таблица 2. Форма оценивания качественных критериев затрат
Название критерия |
Балл (1 – 10) |
Оценка модуля |
% от общего числа баллов по всем критериям данной группы |
|
Диапазон критерия |
Разработана не полностью |
Разработана полностью | ||
Наличие нормативной базы документов, регламентирующих дистанционное обучение детей по различным моделям |
1 |
10 | ||
Диапазон критерия (исходя из доли педагогов высшей и первой категории) |
Низкий уровень |
Высокий уровень | ||
Уровень квалификации педагогических кадров |
1 |
10 | ||
Диапазон критерия |
Низкая сложность |
Высокая сложность | ||
Сложность реализации модели дистанционного обучения |
1 |
10 | ||
Сложность построения курса дистанционного обучения по той или иной модели |
1 |
10 |
Таблица 3. Форма оценивания количественных критериев результатов
Название критерия |
Балл (1 – 10) |
Оценка модуля |
% от общего числа баллов по всем критериям данной группы |
|
Диапазон критерия |
Низкое качество знаний |
Высокое качество знаний | ||
Уровень интеллектуального развития учащегося (например, качество знаний, степень обученности) |
1 |
10 | ||
Диапазон критерия |
Малое количество |
Большое количество | ||
Количество запросов на проведение тех или иных курсов в рамках предлагаемых модулей |
1 |
10 | ||
Частота участия детей в конкурсах, смотрах, соревнованиях и пр. |
1 |
10 | ||
Диапазон критерия |
Малое количество призовых мест |
Большое количество призовых мест | ||
Результативность участия в различных мероприятиях учащихся, (можно с учетом уровня – муниципальный, областной, всероссийский, международный) |
1 |
10 | ||
Диапазон критерия |
Резльтаты итоговой аттестации ниже показателей региона |
Резльтаты итоговой аттестации выше показателей региона | ||
Результаты итоговой аттестации учащихся |
1 |
10 | ||
Диапазон критерия |
Малое количество |
Большое количество | ||
Количество участников процесса обучения (объем целевой аудитории) |
1 |
10 | ||
Диапазон критерия |
Малое количество |
Большое количество | ||
Количество поступивших в ВУЗы и др. учебные заведения |
Таблица 4. Форма оценивания качественных критериев результатов
Название критерия |
Балл (1 – 10) |
Модуль №1 |
% от общего числа баллов по всем критериям данной группы |
|
Диапазон критерия (по опросам учителей) |
Низкая |
Высокая | ||
Показатели работоспособности учащихся |
1 |
10 | ||
Диапазон критерия (по социометрическим опросам учителей) |
Низкий уровень |
Высокий уровень | ||
Мотивационная устойчивость учителя |
1 |
10 | ||
|
Низкая сложность |
Высокая сложность | ||
Сложность и востребованность знаний по курсам |
1 |
10 | ||
Диапазон критерия (разработка Административно-управленческого персонала) |
Разработана не полностью |
Разработана полностью | ||
Разработка систем оценивания деятельности учащегося |
1 |
10 | ||
Разработка системы контроля работы педагога |
1 |
10 | ||
Рациональность и эффективность использования оборудования |
1 |
10 | ||
Диапазон критерия (по социологическим опросам учащихся) |
Низкая оценка |
Высокая оценка | ||
Оценка учащимися результатов обучения |
1 |
10 |
Подобные таблицы можно усложнять, добавляя в них необходимые критерии, исходя из специфики того или иного учреждения. Они составляются для каждого модуля обучения с дистанционной составляющей, внедряемого в основной образовательный процесс. После чего рассчитывается итоговое значение коэффициента эффективности каждой модели – формула 1.
- значение каждого из критериев затрат (в баллах),
- значение каждого из критериев результатов (в баллах).
Для того, чтобы достигнуть высоких значений данного коэффициента, деятельность учреждения должна следовать определенной политике, которая разграничивает и определяет работу всех структур, задействованных в проекте. Эта система действий включает следующие пункты:
выбор и организация той или иной модели обучения с использованием дистанционных технологий;
выбор педагогов, задействованных в проекте;
расстановка учебных часов в сетке расписания;
организация курсов повышения квалификации педагогических кадров;
организация контроля учебного процесса;
формирование отчетов о результативности той или иной модели;
формирование экспертной комиссии по оценке эффективности процесса обучения;
формирование нормативной базы, регламентирующей прохождение процесса с соблюдением законов, кодексов и иных государственных документов.
кто разрабатывает учебные курсы;
как устанавливаются сроки выполнения работ по созданию учебных курсов;
что может быть включено (не должно быть включено) в учебный материал;
как должен оформляться учебный курс;
какие методы дистанционного обучения существуют и как их использовать;
как будет тестироваться готовый курс.
имеется авторская программа по автоматизированному составлению расписания учебного процесса;
разработана форма и ведутся журналы для контроля учебного процесса, оценивающие количество часов с использованием оборудования, программного обеспечения, лабораторного оборудования, ресурсов сети Интернет;
рабочие программы по организации уроков с дистанционной составляющей;
таблицы для проведения Мониторинга эффективности использования оборудования;
материалы педагогических советов по организации дистанционного урока, видам уроков, наполнение их контентом;
выступления коллег на мероприятиях областного, муниципального и школьного уровня по обмену опытом;
формируется видеотека примеров уроков с дистанционной составляющей для детей-инвалидов.
Данную задачу наше учреждение планирует решить в сроки внедрения проекта в жизнь школы.
На что следует обратить внимание! При написании данной статьи автор пытался излагать материал насколько это возможно простым языком. Но, вполне возможно, это ему не удалось сделать в полной мере из-за очень сложной темы статьи.
Электронное дистанционное обучение прочно вошло в корпоративную систему обучения российских компаний. И не удивительно,- эта форма обучения позволяет оперативно повышать квалификацию большого количества работников непосредственно на рабочих местах, практически без отрыва от производственного процесса.
Следует отметить, что система дистанционного электронного обучения в целом состоит из множества различных электронных курсов. Эти курсы разрабатываются, тестируются на функциональность, после чего их запускают в эксплуатацию. При помощи электронных курсов персонал банка повышает свою квалификацию. От эффективности каждого в отдельности учебного курса зависит и эффективность всей СДЭО.
В течение пяти лет в банке «Возрождение» успешно функционирует система дистанционного электронного обучения (далее - СДЭО). Под выражением «успешно функционирует», понимаются показатели:
Количественные : количество разрабатываемых и принятых в эксплуатацию учебных курсов, количество сотрудников посещающих веб-портал «Обучения и развития», количество сотрудников, прошедших обучение по каждому учебному курсу.
Качественные : изменение уровня знаний до и после прохождения электронного учебного курса, оценка сотрудниками качества разработанных учебных курсов, оценка руководителями качества обучения подчиненных.
Сотрудники учебного центра банка постоянно проводят мониторинг вышеперечисленных показателей с целью контроля качества проводимого обучения. Но эти показатели не могут в полной мере отразить эффективность внедренной электронной системы дистанционного электронного обучения.
Как измерить эффективность СДЭО?
После того как СДЭО была внедрена в банке «Возрождение», был разработан первый десяток учебных курсов, началось регулярное обучение персонала, была определена необходимость в проведении оценки эффективности данной формы обучения.
Соответственно, перед ключевыми сотрудниками Учебного центра была поставлена задача разработать оценку СДЭО. В 2009 году не было найдено в деловой литературе у партнеров, которые занимаются аналогичной деятельностью необходимых образчиков оценки СДЭО, которые соответствовали бы следующим критериям: оценка должна быть максимально понятной, простой, объективной, практичной и гибкой.
Поэтому сотрудники Учебного центра самостоятельно занялись разработкой такой оценки.
- 1. Вначале было дано определение термину «эффективность электронного дистанционного обучения».
2. Составлена математическая модель расчета эффективности.
3. Были определены критерии, влияющие на эффективность.
4. Проведены пробные расчеты.
5. После получения первых данных, модель расчета была немного доработана.
6. После чего, модель была запущена в эксплуатацию.
ВАЖНО.
Данная модель расчета эффективности СДЭО была разработана исключительно для целей Учебного центра банка «Возрождение» и вполне возможно для других целей, и в других компаниях может быть неприменима.
Модель эффективность СДЭО Учебного центра банка «Возрождение»
Термин «эффективность системы дистанционного электронного обучения» означает процентное отношение протори (совокупность затраченных ресурсов, издержек) с полученными результатами.
Результатом этого отношения будет являться числовое значение между нулем и 100%.
Внимание! Чем ближе результат вычисления к нулю, тем выше эффективность, чем ближе результат вычисления к 100%, тем ниже эффективность.
Если протори равно нулю (ничего не вложено), а получаемый результат максимальный - СДЭО получается очень эффективным. Такое может быть?
И наоборот. Вложились на все 100%, а результата при этом нет, как такое может быть?
Экспериментальным путем, моделированием различных ситуаций было выявлено, что наиболее эффективной система СДЭО будет при получении расчетных данных близких к 30%. При получении расчетных данных близких к 80% и выше, СДЭО будет практически неэффективным.
Какие критерии объединены в категорию ПРОТОРИ?
Протори насчитывает пять критериев. Каждый критерий оценивается по десятибальной шкале.
Чем выше балл, тем протори будет выше, то есть затраты, издержки возрастают. Высокий протори необходимо всеми силами снижать.
Чем ниже балл, тем протори будет ниже – затраты, издержки уменьшаются. К низкому протори необходимо стремиться.
Опишем каждый критерий:
- 1. Наличие документации к СДЭО
В случае полного отсутствия, в учебном подразделении, документов регламентирующих деятельность СДЭО, балл по данному критерию будет единица.
Какие документы необходимы, чтобы получить 10 баллов?
«Политика организации электронного дистанционного обучения» .
Чем детальнее прописаны процедуры и требования к данному типу обучения, тем проще встроить учебный процесс. Любой работник компании – от рядового сотрудника до руководителя подразделения – должен иметь возможность найти в этом документе ответы на все вопросы, касающиеся дистанционного обучения. Разделы, которые должны быть внесены в данную политику:
- кто выступает организаторами обучения;
- по чьей инициативе назначаются учебные курсы;
- каким образом работникам назначаются (время, сроки, документы) учебные курсы;
- где, как, когда сотрудник будет проходить обучение;
- каким образом происходит контроль;
- как, кто, когда, кому направляет отчеты с результатами;
- зоны ответственности работников разных подразделений в области СДЭО.
Документ, в котором перечисляются все стадии и требования к процессу разработки учебного курса. Целесообразно включить в эту политику следующие разделы:
- кто может выступать заказчиками учебных курсов;
- каким образом заказчик инициирует процедуру их разработки;
- кто, как, когда формирует рабочую группу;
- как устанавливаются сроки выполнения работ;
- кто может выступать разработчиками курсов;
- что может быть включено (не должно быть включено) в учебный материал;
- как должен оформляться учебный курс;
- какие методы дистанционного обучения существуют и как их использовать;
- как будет тестироваться готовый курс;
- каким образом курс будет принят в эксплуатацию;
- как взаимодействовать с внешними провайдерами (в случае их привлечения).
- 2.Сложность реализации электронного курса
В учебном курсе материал может быть подан различными способами:
1. В виде сплошного текста . Это самый непродуктивный способ с точки зрения обучения, но самый простой с точки зрения технической реализации.
2. В виде текстового материала и различных задач, которые помогают этот материал усвоить. (Достаточно верное решение, но при этом затратный подход). Логику задач необходимо продумывать, необходимо механизм задачи реализовать в электронном виде и самое главное необходимо описать задачу в курсе, чтобы участники поняли, что и как необходимо делать.
3. В виде бизнес-кейсов . Через решение бизнес-кейсов при помощи различных подсказок, наводящих тем, обсуждения правильных и неправильных решений участники получают наиболее устойчивые знания. Но этот подход один из самых сложных с точки зрения реализации. Как показывает опыт, для реализации такого подхода необходимы не только яркие и интересные идеи, которые как всегда в дефиците, но и грамотное техническое решение.
За наиболее простую реализацию, курс получает 1 балл. За наиболее сложную – 10 баллов. Безусловно, при создании учебного курса необходимо стремиться к наиболее простой реализации, но способ подачи учебных материалов является очень важным элементом.
ВАЖНО.
Сложность технической реализации бывает необоснованной и обоснованной. Необоснованная реализация
- это когда очень простой материал «заливается» очень сложно технически. В программном продукте CourseLab компании WebSoft (работники банка «Возрождение» применяют только его), который предназначен именно для создания «заливки» учебных курсов, есть все необходимые встроенные средства для реализации очень интересных курсов. Использовать встроенные средства CourseLab - правильное решение с точки зрения «простой реализации». При этом некоторые работники, которые занимаются «заливкой» применяют программные коды, мультипликацию и дополнительные средства для придания «шарма» учебному курсу, что зачастую очень усложняет его реализацию.
Обоснованная реализация - это когда работникам необходимо передать сложные знания. Для передачи их придуманы соответствующие бизнес-кейсы, которые реализовать обычными средствами бывает невозможно.
Для того чтобы воочию оценить разные подходы к реализации учебных курсов, можно посетить сайт courselab.ru раздел «Конкурс 2011». В этом разделе сайта размещены учебные курсы, которые принимали участие в конкурсе на лучший электронный курс. Учебный курс «Проведение презентации» банка «Возрождение» занял в трех номинациях призовые места. Этот курс очень высоко интерактивен: в нем необходимо выполнять бизнес-кейсы, решать сложные задачи, искать решения. С точки зрения технической реализации он достаточно простой, потому как эта реализация осуществлялась стандартными средствами программы CourseLab.
3. Уровень сложности знаний
4. Длительность разработки учебного курса
В банке «Возрождение» электронные курсы разрабатываются согласно утвержденному на один год календарному плану. На каждый курс отводится необходимое время.
Если время на разработку удалось значительно уменьшить относительно планируемого, тогда присваивается один балл. Если время превышено в несколько раз, тогда десять баллов.
- 5. Квалификация специалистов – разработчиков курса
Очень кратко опишем, какие роли существуют?
Заказчик курса . Он ставит цели и задачи перед командой разработчиков; Принимает курс в эксплуатацию.
Архитектор курса . Архитектор курса является руководителем всего проекта. Он должен определять сроки, распределять ответственность, минимизировать возможные риски. И еще одна задача – создание сценария. Сценарий создается совместно с «Разработчиком контента». Что входит в понятие сценарий? Последовательность подачи материала, определение параллельных ветвей обучения, возможных ответвлений, когда и в каком объеме использовать проверочные вопросы. В Учебном центра банка «Возрождение» архитекторами курсов являются ведущие специалисты Учебного центра, так как они лучше других справляются с данной ролью.
Разработчик контента . Этот специалист должен знать в совершенстве банковский продукт и/или тот бизнес-процесс, о котором пойдет речь в учебном курсе и/или как работает банковская программа, и уметь на доступном языке описать все это на доступном языке. Описать таким образом, чтобы любой пользователь мог разобраться, что и как делать. Разработчиками контента выступают специалисты бизнес-подразделений.
«Заливщик» контента . В задачу данного специалиста входит правильное оформление учебных материалов, компоновка его в нужном порядке, программирование необходимого количества функций и в завершении - предоставление предварительно готовой версии курса для начала процедуры его проверки в целях работоспособности.
Тестировщик курса
Процесс создания электронного учебного курса очень похож по своей структуре на создание программного обеспечения. В завершении работы над курсом правильность его функционирования проверяет специалист в роли «тестировщика». Он должен проверить его функциональность, выявить возможные ошибки, неточности… Результаты своей работы он должен передать «заливщику». Для полноценной проверки курса желательно выделять наиболее квалифицированных специалистов из тех подразделений, специалисты которых и будут в дальнейшем проходить обучение.
Чем выше квалификация специалистов занятых разработкой курсов, тем выше балл – протори будет выше.
Чем ниже квалификация этих специалистов, тем ниже балл.
Как пример: если разработкой курса будет заниматься студент, то затраты будут достаточно низкими в этой категории. Не следует привлекать к написанию простых веб-шаблонов программиста самой высокой квалификации: с этой задачей можете справиться и вы сами, и выпускник колледжа.
Подведем итоги.
Протори необходимо снижать. За счет чего? Вот, на мой взгляд, наиболее важные пункты, влияющие на показатели повышения эффективности СДЭО. Это:
- 1. Подготовка детальной документации по СДЭО, изучение которой позволяет качественнее разрабатывать любые учебные курсы.
2. Упрощение технической реализации курса. Использование встроенных функций и методов программных средств по разработке учебных курсов.
3. Соблюдение и уменьшение сроков разработки электронных курсов.
4. Привлечение персонала требуемой квалификации. 5. Какие критерии были объединены в категорию результат?
Чем выше балл, тем результат будет выше.
Чем ниже балл, тем результат будет ниже.
Опишем каждый критерий:
Оценка курса участниками обучения.
Оценка участниками обучения - очень важный критерий. В банке «Возрождение» данная процедура была автоматизирована сразу после внедрения.
- 1. Был создан опросный лист в электронном виде. Программа WebTutor компании WebSoft, на базе которой построена вся система электронного дистанционного обучения в банке, позволяет достаточно просто автоматизировать подобные процедуры.
2. Опросный лист был встроен в процесс прохождения учебного курса.
3. Прежде чем завершить обучение по курсу, сотрудник должен перейти на опросный лист и его заполнить – выставить оценки за учебный курс. Все оценки суммируются и в системе отражается балл, который показывает насколько участники обучения удовлетворены учебным курсом.
Если балл за курс 1, то это означает очень низкую удовлетворенность обучением. Выставленный балл 10, означает очень высокую удовлетворенность обучением.
Результаты проверки знаний
Одним из критериев, отражающим эффективность обучения, служит уровень остаточных знаний, который измеряется в промежутке от одного до трех месяцев после завершения обучения. В банке «Возрождение» измерение уровня знаний проводится при помощи модуля электронного тестирования программы WebTutor. Чем выше уровень полученных знаний, тем выше балл у данного критерия.
Прямое влияние знаний на бизнес
Перечень необходимых знаний, которыми должны владеть работники банка, достаточно обширен. Это и знания корпоративной культуры, банковского законодательства, требования, описанные во внутренней документации, стандарты обслуживания клиентов и другие.
При этом некоторые знания могут иметь слабое влияние на ведение бизнеса, а некоторые наоборот - очень сильное влияние на бизнес.
Как пример - знания управления продажами бизнес-подразделения.
- Эти знания, если ими обладает рядовой сотрудник, который напрямую не занимается управлением продажами, слабо влияют на бизнес.
- А в руках руководителя они превращаются в мощный инструмент достижения результатов.
Востребованность учебного курса
Высокая оценка востребованности учебного курса характеризуется высокой заинтересованностью со стороны заказчика, как правило, - это руководители бизнес-подразделений в разработке учебного курса. В случае, когда руководитель подразделения заинтересован в разработке учебного курса, им выделяется наиболее высококвалифицированный специалист, с предоставлением ему дополнительных полномочий, сам заказчик лично контролирует ход разработки курса и т.д.
При максимально высокой востребованности учебного курса балл будет 10, при противоположной ситуации балл будет – один.
Количество участников обучения (целевая аудитория)
В банке «Возрождение» работникам назначаются курсы исключительно по заявкам руководителей бизнес-подразделений. Заявки на обучение подаются в электронном виде через веб-портал «Обучения и развития». Поле этого в автоматическом режиме на основании поступивших заявок назначаются учебные курсы.
Так как этот процесс полностью автоматизирован, то очень легко контролировать весь процесс обучения, в том числе: количество участников обучения, количество тех, кто уже проходит обучение, количество тех, кто завершил учебный курс.
Чем больше участников обучения, тем выше балл. И наоборот.
О результатах проведенной оценки эффективности СДЭО.
С целью представления реальных результатов оценки эффективности СДЭО для данной статьи были выбрано семь различных учебных курсов. Они были разработаны в разное время, различными сотрудниками. Каждому курсу были проставлены баллы в разделе протори и в разделе результаты. В итоге получилась заполненная таблица «Экспертная модель расчета СДЭО».
Согласно полученным данным два учебных курса, курс №1 и №5, имеют хорошую эффективность. А курсы №6 и 7 предельно низкую эффективность.
Если посмотреть заполненную таблицу, то сразу становится видным, что:
- 1. Курс №6 сложно реализован, в нем заложена подача сложных заданий, а в результатах - влияние на бизнес «низкое».
2. Курс №7 сложно реализован и очень долго разрабатывался, а количество участников обучение небольшое.
Применяя такой подход в оценке эффективности СДЭО можно:
- 1. Во время планирования разработки учебных оценивать их возможную эффективность.
2. Во время разработки курсов оценивать получающуюся эффективность.
3. По завершении обучения оценивать реальную эффективность.
Многие организации в настоящее время предпочитают проводить обучение на рабочем месте. Наиболее часто применяется дистанционное обучение (ДО).
Дистанционное обучение – способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся.
Определение говорит само за себя – обучение на расстоянии; это не подразумевает сотни километров между преподавателем и студентом. Дистанционное обучение – это прежде всего отсутствие необходимости ходить в какое-либо учебное заведение в строго предписанное расписанием время, выполнять программу курса в установленном порядке. ДО обеспечивает возможность учиться тогда, когда удобно, в том темпе и в такие сроки, которые выберет обучающийся. При этом не нужно тратить время на дорогу. ДО в современном мире осуществляется с помощью таких технологий, как Интернет в голосовом и текстовом режимах, e-mail, телефонная связь, видеоконференции и традиционная пересылка учебных материалов обычной почтой (печатных, аудио-, видео- и электронных учебных материалов). Эти технологии являются связующим звеном между студентом (обучающимся) и образовательным центром, которых могут разделять тысячи километров.
Дистанционное образование – это образование, реализуемое посредством дистанционного обучения, по завершении которого выдается диплом или иной документ.
Например, в компании "Русь-Банк" для обучения персонала внедрена система дистанционного обучения. В основном все курсы (более 40 курсов) созданы силами сотрудников банка. А если подсчитать все расходы, связанные с проведением очного обучения (заработная плата тренеров, командировочные и т.д.), то получится огромная сумма, т.е. экономический эффект от внедрения системы ДО не вызывает сомнений. В банке регулярно разрабатываются новые продукты, внедряются новые программы и без системы ДО было бы невозможно в короткие сроки организовать обучение такого количества сотрудников. Таким образом, система ДО позволяет банку быстро реагировать на изменения и налицо экономический эффект от внедрения системы.
Однако не все сотрудники банка сразу приняли систему ДО. Потребовалось время, чтобы привыкнуть к этому новому способу обучения.
Компания "Интермедсервис" (занимается комплексными поставками медицинского оборудования и фармпрепаратов) также внедрила систему дистанционного обучения. В качестве достигнутых результатов (количественных и качественных) с помощью системы ДО компания выделяет следующие.
- 1. Позволяет одновременно обучать и тестировать всех сотрудников компании, включая филиалы.
- 2. Автоматизирован процесс оценки (тестирование и ежегодная оценка) и аналитической отчетности (по очному и дистанционному обучению) по своим сотрудникам.
- 3. Эффективно работает система адаптационного обучения вновь принятых сотрудников.
- 4. Сокращены затраты на обучение топ-менеджмента (путем использования ДО и тьютерской поддержки).
В процессе функционирования системы многие сотрудники стали сами подавать заявки на активацию курсов.
Оценка эффективности обучения
Этап оценки эффективности обучения является завершающим в цикле обучения. Эффективность обучения определяется тем, достигли он заявленных целей и задач. После обучения участников нужно попросить заполнить анкету обратной связи.
Например, один из вариантов оценочных листов для сотрудников включает следующие вопросы:
- – достигла ли программа заявленных целей;
- – будут ли применять полученные знания в работе и какие;
- – насколько полным и понятным было содержание обучения;
- – как оцениваете работу тренера;
- – каковы сильные и слабые стороны программы?
Метод анкетирования или обратной связи является самым распространенным и широко применимым.
Для того чтобы выявить, как новые навыки применяются, можно через некоторое время после обучения попросить участников заполнить еще один вопросник:
- 1. Какие навыки удалось применить на рабочем месте?
- 2. Какие инструменты и методики считаете полезными?
- 3. О чем можно рассказать коллегам как о главном открытии обучения?
Помимо сотрудников оценочный лист должен заполнить и линейный менеджер, с подачи которого формировался заказ на обучение. Ему необходимо ответить на следующие вопросы:
- – изменилось ли что-нибудь в работе подчиненного, что именно;
- – получили ли сотрудники заявленные знания и навыки и смогли ли их применить;
- – если нет, то почему;
- – как изменились результаты бизнеса?
Чтобы обучение было эффективным, требуется выполнение следующих условий:
- 1. Ориентироваться на оценку эффективности работы сотрудников на их рабочих местах до и после обучения.
- 2. Разрабатывать короткие курсы, которые закрепляют новые знания.
Если проводить такую оценку регулярно, то она позволит понять тенденции и динамику изменения ситуации на предприятии. Затем проводить ситуативный анализ, т.е. постановку следующей цели и определение того, каких знаний недостает сотрудникам на данный момент. Эти этапы повторяются на предприятии из года в год. Такая система позволяет повышать квалификацию персонала, дает возможность избегать ненужных расходов.
Рассмотрим пример: компания проводила в учебном центре обучение сотрудников. Цена одного курса 26 000 руб. – оплата тьютера, затраты на подготовку помещения, аренда и т.д. Заработная плата сотрудника в компании – около 200 руб/ч. Длительность обучения – 16 ч. Стоимость обучения сотрудников можно рассчитать по формуле
Sо = (R t) + Цк, (7.1)
где S о – стоимость обучения, руб.; R – заработная плата сотрудника, руб.; t – объем курса (в часах); Цк – цена курса, руб.
Sо = 200 16 + 26 000 = 29 200 руб.
В часы, занятые обучением, работники не производят материальных ценностей, следовательно, компания несет двойные потери: недополучает прибыль вследствие отвлечения от работы и затрачивает средства на обучение.
Рис. 7.6.
В ОАО "Ростелеком" оценка эффективности обучения является одним из важных этапов обучения персонала.
Оценка эффективности является инструментом контроля:
- над эффективностью используемых форм и способов обучения;
- правильностью выявления потребности в обучении;
- своевременностью проведения обучения;
- общей результативностью мероприятий по обучению и развитию персонала;
- эффективностью финансовых вложений в обучение и развитие персонала;
- измерением влияния человеческого фактора на бизнес- результаты компании;
- повышением "прозрачности" и управляемости организации обучения.
С помощью критериев оценки обучения можно определить эффективность различных способов оценки (табл. 7.2).
Таблица 7.2
Способы оценки результатов обучения и их эффективность
Оцениваемый критерий |
Способы оценки |
|
1. Степень удовлетворенности участника обучения |
|
|
2. Степень усвоения учебного материала |
Изменение знаний, навыков, установок и мотивации участника обучения |
|
3. Динамика изменения рабочего поведения участника обучения, в том числе его компетенций |
Изменение рабочего поведения и компетенций участника обучения. Комплексное применение на практике полученных на тренинге знаний и навыков |
|
4. Динамика изменения результатов деятельности участника обучения |
Изменение результатов достижения индивидуальных целей участника обучения, бизнес показателей группы и структурного подразделения в целом после проведенного обучения |
|
5. Динамика изменения результатов деятельности компании и финансовый эффект от обучения |
Эффективность от вложения инвестиций в обучение |
Эффективность: доход от программы – затраты на программу |
После анализа результатов обучения любым из перечисленных способов сотрудник по работе с персоналом ОАО "Ростелеком" выявляет лучший и при необходимости готовит предложения по совершенствованию обучения.