Генри гудзон открытия. История географических открытий генри гудзона
(1550-1611)
2 августа у 63°20"" северной широты показалась земля, которую Гудзон принял сначала за выступ материка (о. Солсбери). На следующий день судно обогнуло мнимый выступ, и перед моряками открылось на западе, под бледными лучами северного солнца, широкое серебристо-голубое пространство свободное ото льда, спокойное море. 3 августа 1610 года Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм. Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона. О Генри Гудзоне (1550-1611) нам известно очень мало. Исследователи нашли упоминание о том, что экспедиция Джона Дейвиса в Америку в 1585 году планировалась в доме некоего Джона Гудзона в лондонском Истэнде. Следовательно, Генри был его сыном или родственником, весьма грамотным и знающим моряком, в противном случае Лондонская Московитская компания (также называвшаяся Русской компанией) не доверила бы ему корабли для путешествия в Америку. В 1607 году Гудзон ушел в плавание на поиски пути в Китай и Индию через Арктику, в обход испанских и португальских владений. Гудзон направился сначала на север вдоль восточных берегов Гренландии, но наткнулся на ледяной барьер и, повернув на восток вдоль кромки льдов, вышел к островам Ньюланд (теперь Шпицберген). Здесь ему удалось пройти до 80° северной широты. Вернувшись в Англию, он рассказал о возможностях охоты на китов на Крайнем Севере и этим способствовал развитию английского китобойного промысла в районе Шпицбергена. В 1608 году Гудзон совершил второе путешествие в Арктику с той же целью, что и в первый раз: открыть Северо-восточный проход в Китай и Индию. В поисках свободной ото льда воды он попал в часть моря между Шпицбергеном и Новой Землей. До него этой дорогой пытался пройти голландский мореплаватель Биллем Баренц. Не сумев прорваться на северо-восток, Гудзон еще раз попытал счастья на северо-западе, но и здесь вынужден был отступить перед грозным фронтом ледяных полей. Третью свою экспедицию Гудзон совершил, находясь на службе у Голландской Ост-Индской компании. Он вышел из Амстердама в апреле 1609 года на маленьком судне Хальф-Моон. Гудзону была предоставлена свобода выбора между Северо-восточным и Северо-западным проходами. В начале мая он уже снова был в теперешнем Баренцевом море, близ Новой Земли. Экспедиция оказалась в очень трудных условиях: стояли лютые холода; тяжелые льды, невидимые в тумане, окружали Хальф-Моон. Никакой карты этих мест не было. В маленькой команде из восемнадцати-двадцати человек начались ссоры, настроение было возбужденное, готовился бунт.
Гудзон предложил два варианта пути: идти к берегам Америки, где, согласно письму и карте, присланным капитаном Джоном Смитом, около 60° северной широты имелся пролив, или искать путь севернее, через нынешний пролив Дейвиса. Решили искать дорогу, которую указывал капитан Смит. В середине мая Гудзон зашел на Фарерские острова и там, курсируя в американских заливах, попытался отыскать несуществующую дорогу в Китай. В июне, когда Хальф-Моон был недалеко от Ньюфаундленда, одна из его мачт сломалась и упала за борт. Гудзон добрался до американского берега и в устье реки Кенебек установил новую мачту. Он убедился, что в тех местах можно вести меновую торговлю, а море богато треской. После этого он еще два раза подходил к берегам нынешних штатов Мэн и Массачусетс, у бухты Пэнобскот и мыса Код (южнее Бостона). Гудзон обогнул этот мыс и в августе подошел к заливам Делавер и Чезапик. Никакого пролива здесь не оказалось, и Гудзон вновь повернул на север. В сентябре он вошел в нью-йоркскую бухту, где до него уже бывал Вераццано, и поднялся вверх по Великой северной реке (теперь река Гудзон). Добравшись до места, где ныне находится город Олбэни, он убедился, что этот путь не ведет в Китай. В том же году другой европейский исследователь, француз Шамплейн, пытался проплыть в Китай по реке Ришелье, притоку реки Святого Лаврентия. Шамплейн открыл озеро, носящее его имя, подойдя к тому же месту, где находился Гудзон, только с другой стороны. Их разделяли всего 150 километров. У Гудзона опять возникли недоразумения с командой, и он решил вернуться в Голландию. По дороге он зашел в порт Дартмут в Англии. Здесь Хальф-Моон был захвачен английским правительством, а Гудзону и другим англичанам из его команды был запрещен выезд в европейские страны. Англичанам было заявлено, что если они хотят продолжать открытия, то должны их делать в пользу своего собственного отечества. Так Гудзон и поступил. Уже в следующем году Английская Ост-Индская компания взяла Гудзона к себе на службу и дала ему для поисков Северо-западного прохода маленькое судно Дискавери (Открытие) водоизмещением 55 тонн, с командой 23 человека. Гудзону не вполне доверяли: стало известно, что во время прошлого плавания к американским берегам моряки были очень недовольны своим командиром и это недовольство несколько раз грозило перейти в открытый бунт. Поэтому директора компании назначили старшим офицером Дискавери незнакомого Гудзону моряка, считая его вполне надежным человеком. 17 апреля 1610 года Гудзон вышел из Лондонского порта. В устье Темзы он высадил на берег навязанного ему наблюдателя.
Уже на переходе к Исландии поднялся ропот среди команды, с которой капитан и на этот раз никак не мог поладить. От Исландии Гудзон направился к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на юг, напрасно отыскивая проход в Тихий океан, обогнул южную оконечность Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного берега земли Мета Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул этот полуостров Баффиновой Земли с юга и 5 июля попал в настоящий пролив (Гудзонов). Медленно, на ощупь вел свое судно Гудзон вдоль северного берега пролива, забитого льдами. 11 июля он выдержал сильный шторм, перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унгава, затем завершил открытие всего северного побережья Лабрадора. 2 августа у 63°20"" северной широты показалась земля, которую Гудзон принял сначала за выступ материка (о. Солсбери). На следующий день судно обогнуло мнимый выступ, и перед моряками открылось на западе, под бледными лучами северного солнца, широкое серебристо-голубое пространство свободное ото льда, спокойное море. 3 августа 1610 года Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм. Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона. Остальное через полгода досказал в Лондоне Абакук Приккет, моряк с Дискавери. За мысом Вулстенхолм берег круто повернул к югу. Судно шло несколько недель вдоль берега. На западе далеко от материка в ясную погоду моряки видели сушу и решили, что это противоположный берег широкого пролива, ведущего их в Тихий океан. На самом же деле это была цепь островов, которые протянулись вдоль западного берега Лабрадора в 50-150 километрах от него (Мансел, Оттава, Ту-Бротерс, Слипер, Кинг-Джордж, Белчер). В конце сентября, пройдя на юг по мнимому проливу более 1200 километров, моряки попали в сравнительно небольшой залив (Джеймс). Среди команды вспыхнуло недовольство, и Гудзон высадил на берег и оставил там погибать моряка, которого считал главным смутьяном. В ноябре у южного берега залива, у 53° северной широты, судно было окружено льдами и выброшено на берег. Зимовка проходила в сносных условиях: топлива вполне хватало, а успешная охота на птицу позволяла хорошо питаться. В середине июня следующего, 1611 года судно спустили на воду и начали медленно продвигаться на север. Через неделю недовольство команды перешло в открытое возмущение; 22 июня бунтовщики бросили в лодку Генри Гудзона, мальчика его сына, помощника штурмана и еще шесть человек, верных капитану, и оставили их на произвол судьбы без оружия и без продовольствия.
Единственный уцелевший офицер штурман Роберт Байлот осенью 1611 года привел Дискавери обратно в Англию. На родину вернулись 13 человек, по другим данным восемь. К капитану-неудачнику пришла редкая посмертная слава: Большая Северная река, открытая до него, названа его именем рекой Гудзон; пролив, открытый С. Каботом, Гудзоновым проливом; море, ставшее его могилой, Гудзоновым залив
Оба берега пролива, острова, расположенные в нем, и собрали все материалы нужные для того, чтобы положить пролив на карту. 2. Купцы и кругооборот торговли. Движение «туда и обратно». В XVII – XVIII вв. для трансатлантической торговли классической формой был треугольник. Например, Ливерпуль – Гвинейское побережье – Ямайка – возвращение в Ливерпуль. Торговлей по такой схеме занимались в XVII в. ...
Лондоне для окончательных переговоров с министерством Колоний. Новая Земля и остров Принс-Эдуард на время приостановили переговоры о присоединении к союзу. Конференция в Лондоне привела к созданию наиболее важного документа в истории Канады, Акту Британской Северной Америки от 1867 года. Этот акт, с некоторыми изменениями, воплощал канадскую конституцию более чем сто лет. Он вступил в силу 1 июля, ...
Или Хадсон (Henry Hudson), является известным английским мореплавателем. Родился в 1570 году, погиб предположительно в 1611 году при бунте на корабле у побережья Канады в заливе, который теперь называется Гудзоновым заливом.
В 1607 году Генри Гудзон был нанят английской торговой кампанией в качестве капитана для поисков северного пути в Азию . Тогда Арктика была недостаточно изучена и торговцы думали, что можно найти кратчайший путь в Азию через север или двигаясь на северо-восток или северо-запад. На корабле "Хоупвелл" Гудзон вышел в Северный Ледовитый океан и двигался на северо-запад. В первых числах июня 1607 года судно достигло Гренландии и двинулось на север вдоль восточного гренландского побережья. 20 июня было принято решение отойти от берега и взять курс на восток. Примерно через месяц корабль достиг северной стороны архипелага Шпицберген , дальнейшему продвижению препятствовали льды. Тогда Гудзон принял решение о возвращении в Англию .
Через год Гудзон предпринял еще одну попытку поиска северного торгового пути, при этом взяв курс восточнее. Однако, дойдя до архипелага Новая Земля , вновь решил вернуться из-за преграждавших путь льдов.
Желание продолжить поиски не оставило Генри Гудзона, поэтому он нанялся в голландскую торговую кампанию. Его назначили капитаном корабля "Халве Маан", который снарядили для очередной попытки найти северный путь. В конце весны 1609 года судно направилось к Новой Земле. По пути в команде возникло сильное недовольство, из-за чего капитану пришлось повернуть назад. Корабль двинулся на запад, переплыл Атлантический океан и в середине лета достиг побережья североамериканского острова Ньюфаундленд. В течение четырех месяцев Генри Гудзон исследовал берега Северной Америки: в сентябре 1609 года открыл остров Манхэттен , затем описал территории у побережья будущего штата Мэн и полуострова Кейп Код. Кроме того, исследователь провел корабль вверх по течению реки, теперь называющейся его именем - Гудзон. Позже в устье этой реки голландцами был основан город Новый Амстердам , позднее переименованный в Нью-Йорк .
Поздней осенью 1609 года Генри Гудзон вернулся в Англию . Сразу по возвращении его арестовали за то, что он плавал под чужим флагом. В то время это считалось преступлением против английского закона, охранявшего торговые пути от голландцев. Однако, вскоре Гудзон вышел на свободу.
Весной 1610 года Гудзон вновь отправился в экспедицию, уже под английским флагом на судне "Дискавери". Держа курс на север, а затем на запад, желая найти путь в Азию , моряки дошли до Гудзонова пролива севернее Лабрадора. Идя вдоль берега на юг, они вышли к заливу Гудзона. Затем несколько месяцев Генри Гудзон посвятил картографированию побережья Америки. В конце осени судно оказалось скованным льдами в заливе Джеймс, поэтому команде пришлось сойти на берег для зимовки. После таяния льдов весной Гудзон решил продолжить исследование, но команда корабля подняла бунт, желая возврата домой. Взбунтовавшиеся высадили Гудзона с его сыном и семью матросами на лодку без пищи и воды. Больше о судьбе отважного мореплавателя ничего не известно.
Этот неутомимый исследовать севера всего за несколько лет осуществил четыре дерзкие экспедиции. И кто знает, если бы судьба к нему была более благосклонна, то на географических картах появился бы еще не один объект названный именем Генри Гудзона.
Точное место и дату его рождения история не сохранила. Более того, достоверные факты его биографии относятся только к четырем последним годам жизни. С уверенностью можно утверждать лишь то, что Генри Гудзон был англичанином, и к пятидесяти годам имел репутацию опытного мореплавателя. Но собственного судна так и не нажил и капиталом не располагал. Не имея средств на снаряжение экспедиции, Гудзон обратился в Лондонскую компанию, которая торговала с Россией, Китаем и Японией. Генри Гудзон заверил купцов, что найдет короткий путь из Англии в Китай через северные моря.
В 1607 году парусное судно с многообещающим названием «Добрая Надежда» покинуло Англию. Через месяц Гудзон достиг восточных берегов Гренландии, которые сейчас называют Землей Гудзона. Не обнаружив пути на север, мореплаватель направился к Шпицбергену, но путь преградили льдины трехметровой толщины. Старое парусное судно буквально трещало по швам, Гудзону пришлось вернуться домой. Лишь полтора века спустя моряки отважатся повторить его путь и дойти до этих северных широт. Но первое плавание первопроходца не прошло даром. Команда обнаружила множество китов, тюленей и моржей, тем самым Гудзон положил начало богатейшему промыслу в Арктических водах. Уже через три года каждый сезон здесь промышляло более двухсот китобойных судов, разгорелась даже уникальная китобойная война. За преимущественные права на этот промысел сражались Англия и Голландия.
В 1608 году Генри Гудзон опять вступил в спор с северными морями, но негоцианты поскупились на оснащение корабля, и капитану снова пришлось вернуться, ни с чем. После двух неудачных попыток англичане потеряли интерес к поискам путей в восточные страны, но Гудзон не думал отказываться от своей мечты. Он перешел на службу в торговую компанию, принадлежавшую Голландии, и в апреле 1609 года отплыл из Амстердама. Вскоре Гудзон был возле Новой Земли, но матросы, привыкшие к теплым морям Ост-Индии, заявили, что не в силах выносить жуткий холод. Тогда мореплаватель решил идти в Китай не восточным, а западным путем. На картах того времени указывалось, что пролив, ведущий из Атлантики в Китай, находится на сороковой широте. Естественно обнаружить у берегов Америки несуществующий проход в Китай, Гудзону не удалось. Зато он исследовал реку, на берегу которой через 15 лет голландцы построят город. И в 1664 году англичане дадут ему имя Нью-Йорк, а реку потомки назовут именем путешественника Гудзона.
Спустя год для поиска Северо-западного пути английская торговая компания снарядила небольшое судно «Дискавери», водоизмещением 55 тонн с экипажем 23 человек, капитаном назначили Генри Гудзона, которому в то время было уже около шестидесяти лет. Гудзон был настолько уверен в успехе, что взял в дальнее плавание 14-летнего сына. В июне 1610 года между островами Баффинова Земля и Лабрадор, мореплаватель обнаружил широкий пролив, который впоследствии назовут его именем. Целый месяц капитан вел парусное судно по штормящему ледяному коридору, пока не вошел в залив, огромный как море. Несколько недель Гудзон пытался найти проход в океан, но его опять постигла неудача.
Матросы роптали, не желая переносить трудности ледового плавания. Видимо опытному навигатору Генри Гудзону не хватило жесткости, чтобы поддержать дисциплину на корабле. И хотя первопроходец высадил на берег главного мятежника - первого помощника Роббера Жуэ, команда вышла из повиновения. Особенно тяжело пришлось капитану, когда корабль сковали льды. Зимовка затянулась на семь месяцев. Недовольство команды достигло предела.
Через три дня после того как парусник освободился из ледового плена, на корабле вспыхнул бунт. Генри Гудзона, его сына и семерых верных капитану моряков в июне 1611 года мятежники оставили в шлюпке среди плавающих льдин, без оружия и продовольствия. Корабль «Дискавери» вернулся в Англию через два месяца под командованием единственного уцелевшего офицера Роберта Байлота. Спасательная экспедиция не нашла никаких следов шлюпки. Генри Гудзона и его товарищей посчитали пропавшими без вести. Но все же была слабая надежда, что моряки могли достичь побережья и поселиться у эскимосов.
300 лет спустя недалеко от залива Гудзона было обнаружено необычное племя белокожих эскимосов, не похожих на остальных аборигенов Канады и Аляски. Возможно это потомки легендарного исследователя Генри Гудзона, имя которого увековечено на карте Северной Америке.
Генри Гудзон, биография и открытия которого являются предметом настоящего обзора, был известным английским мореплавателем и первооткрывателем 16-17 веков. Он внес большой вклад в развитие географической науки, изучил и описал Северный Ледовитый океан, а также новые проливы, заливы, реки и острова. Поэтому его именем назван целый ряд объектов на территории североамериканского материка и некоторых водных пространств.
Общая характеристика эпохи
Путешествия капитана следует рассматривать в контексте эпохи. Он совершил свои исследования в годы, когда на троне сидела королева Елизавета I, правление которой ознаменовалось бурным развитием английского мореплавания и торговли. Она поощряла предприимчивость морских компаний, а также частные инициативы моряков. Именно в годы ее царствования осуществил свое знаменитое кругосветное путешествие Ф. Дрейк. Казна королевы обогащалась за счет морской торговли, поэтому при ней многие английские компании инициировали исследование водных пространств для поиска более выгодных путей сообщения с другими материками и странами.
Некоторые сведения о личности
Гудзон Генри родился в 1570 году, и многие исследователи полагают, что в семье моряка. О ранних годах будущего мореплавателя почти ничего неизвестно. Полагают, что он юность провел у моря, обучаясь морскому делу, стал юнгой, а впоследствии дослужился до звания капитана. Сохранились известия, что путешествие Д. Дейвиса организовывалось в доме некоего Д. Гудзона, который, вероятно, был родственником будущего первооткрывателя. Следовательно, Гудзон Генри был опытным моряком и еще до начала своих знаменитых плаваний успел приобрести славу талантливого мореплавателя.
Первое путешествие
Английская «Московитская компания» была заинтересована в поиске северо-восточных путей для торговли в обход испанских и португальских владений. В 1607 году была организована экспедиция для поисков северного пути в азиатские страны. Командование должен был осуществлять Гудзон Генри. В его распоряжении был всего лишь один корабль с небольшой командой.
Выйдя в море, он направил судно в северо-западном направлении, пока не достиг гренландских берегов. По пути мореплаватель составлял карту этого региона. Он достигнул Шпицбергена и достаточно близко подошел к Северному полюсу. Поскольку дальнейшее путешествие было невозможно из-за того, что льды мешали продвижению судов, Гудзон Генри отдал приказ о возвращении на родину. Здесь он рассказал о возможностях в северных морях, чем способствовал развитию данной отрасли в стране.
Второе путешествие
На следующий год капитан осуществил новую экспедицию с той же целью, что и прежде: попытаться найти морской путь в Китай и Индию через северо-восток или северо-запад. Путешественник хотел найти пространство, свободное ото льдов, и в ходе поисков попал в море между Новой Землей и Шпицбергеном. Однако Гудзон так и не смог найти здесь свободного прохода, и потому повернул на северо-восток. Но и здесь его снова ждала неудача: льды опять преградили ему путь, капитан был вынужден вернуться на родину.
Третье путешествие
В 1609 году мореплаватель пустился в новое плавание, но теперь уже под голландским флагом. Эта страна была соперником и успешным конкурентом британской короны в деле освоения новых земель и основания колоний. Гудзон мог по-своему усмотрению выбирать направление плавания. Он проплыл в Баренцево море и здесь оказался застигнутым врасплох плохой погодой. Экспедиция оказалась в крайне сложных условиях: наступили холода, среди команды начался ропот, грозивший перейти в бунт. Тогда первооткрыватель предложил плыть в направлении пролива Дейвиса или направиться к североамериканскому побережью.
Был выбран второй вариант, и корабли направились в северо-западном направлении в поисках берега, на что рассчитывал Генри Гудзон. Северная Америка была исследована им достаточно подробно: он подходил к землям современных штатов, вошел в бухту и проплыл по большой реке, которая в настоящее время носит его имя. Это были очень важные открытия, однако капитан удостоверился, что так и не достиг цели своего путешествия, и найденный путь не ведет в Китай.
Интересен тот факт, что в то же самое время французский исследователь и путешественник Шамплейн также исследовал эти места с той же целью: найти водный путь в Китай. Ему удалось добраться туда же, где был Гудзон, но только с другой стороны, их отделяло всего сто пятьдесят километров.
Между тем, на борту английского корабля снова начались волнения, и путешественник был вынужден вернуться. По дороге он зашел в английский порт, где был арестован вместе с другими соотечественниками: ведь по законам страны они должны были плавать только под флагом королевства. Скоро они были отпущены, и в следующем, 1610 году, была организована новая экспедиция.
Четвертое путешествие
На этот раз Генри Гудзон, открытия которого сыграли важную роль в развитии географических исследований, был нанят британской Ост-Индской компанией. Он снова отправился на север, проплыл к исландским и гренландским берегам, а потом вошел в пролив, который теперь носит его имя. Двигаясь вдоль лабрадорских берегов, корабль путешественников вошел в залив, который также был назван в его честь.
Следующие несколько месяцев мореплаватель занимался картографированием американских берегов, а зимой экспедиция была вынуждена сойти на берег на зимовку. Когда льды сошли, капитан решил продолжить исследования, однако на корабле начался бунт: его вместе с сыном и семью матросами высадили на шлюпку без еды и воды. О его дальнейшей судьбе ничего неизвестно, скорее всего, он погиб.
Значение
Большой вклад в открытие земель и развитие географической науки сделал Генри Гудзон. Что открыл мореплаватель, мы рассмотрели выше. Его открытия заполнили многие белые пятна на картах рассматриваемого времени. Залив, который он обнаружил, в несколько раз обширнее Балтийского моря. Описанное им побережье впоследствии стало выгодным местом торговли мехом, которую на протяжении долгого времени вела компания. Гудзонов пролив является удобным выходом в арктические воды из Атлантического океана. Многие географические объекты носят имя путешественника, в том числе река, округ, город.
Стал одним из самых выдающихся первооткрывателей своего времени Генри Гудзон. Фото, а также карты материков подтверждают, что мореплаватель увековечил свое имя. К сожалению, он так же, как и многие другие путешественники того времени, не сразу получил признание. Мореплаватель не имел возможности путешествовать на нескольких судах, ему давали один или два корабля. Тем не менее его вклад в географическую науку трудно переоценить. Благодаря ему были описаны труднодоступные районы северных морей и побережий.
Генри Гудзон — английский мореплаватель. Точное место и дата его рождения неизвестны. Достоверные факты его биографии относятся лишь к последним четырем годам жизни — с апреля 1607 по июнь 1611. Вероятно, Гудзон приобрел репутацию опытного мореплавателя еще до 1607, так как Московская торговая компания, организованная англичанами для систематической торговли с Россией, наняла его на должность капитана. Гудзону было поручено возглавить экспедицию для поиска северного пути в Азию. В то время район Арктики был полностью не изучен, и торговцы предполагали, что двигаясь на север, северо-восток или северо-запад, можно найти кратчайший путь к Азии.
1 мая 1607 года Гудзон отплыл на корабле «Хоупвелл» из Грейвсенда с командой из 10 человек и сыном-подростком Джоном. Он взял курс на северо-запад. В начале июня Гудзон достиг восточного берега Гренландии и двинулся вдоль него в северном направлении, при этом составляя карту района. 20 июня корабль отошёл от берега и взял курс на восток, достигнув северной оконечности архипелага Шпицберген 17 июля. Корабль находился всего в 577 морских милях (1,1 километрах) от Северного полюса. Дальнейший путь преграждали льды. Он безуспешно пытался пробиться дальше на восток через ледяные поля, однако 15 сентября ему пришлось повернуть назад.
На обратном пути Гудзон, возможно, открыл остров Ян-Майен (по другим сведением, его позднее обнаружил голландский капитан, чьим именем он и назван). Вернувшись в Англию, Гудзон рассказал о возможностях охоты на китов на Крайнем Севере и этим способствовал развитию английского китобойного промысла в районе Шпицбергена.
2 Вторая экспедиция. 1608 год
В 1608 году Гудзон совершил второе путешествие в Арктику с той же целью, что и в первый раз: открыть Северо-восточный проход в Китай и Индию. Команда экспедиции немного увеличилась, теперь она состояла из 12 человек. 22 апреля корабль вышел из устья Темзы.
В поисках свободной ото льда воды Гудзон попал в теперешнее Баренцево море. 26 июня он достиг юго-западного берега Новой Земли, но не смог ни обогнуть ее с севера, ни пробиться через Карские Ворота на восток в Карское море. Пришлось снова возвращаться ни с чем.
3 Третья экспедиция. 1609 год
Третью свою экспедицию Гудзон совершил, находясь на службе у Голландской Ост-Индской компании. Он вышел из Амстердама в апреле 1609 года на маленьком судне «Хальф-Моон». Гудзону была предоставлена свобода выбора между Северо-восточным и Северо-западным проходами. В начале мая он уже снова был в Баренцевом море, близ Новой Земли. Экспедиция оказалась в очень трудных условиях: стояли лютые морозы, тяжелые льды, невидимые в тумане, окружали корабль. В маленькой команде из двадцати человек начались ссоры, назревал бунт. Гудзон предложил два варианта пути: идти к берегам Америки, где, согласно письму и карте, присланным капитаном Джоном Смитом, около 60° северной широты имелся пролив, или искать путь севернее, через нынешний пролив Дейвиса. Решили искать дорогу, которую указывал капитан Смит. В середине мая Гудзон зашел на Фарерские острова и там, курсируя в американских заливах, попытался отыскать несуществующую дорогу в Китай.
В июне, когда «Хальф-Моон» был недалеко от Ньюфаундленда, одна из его мачт сломалась. Гудзон добрался до американского берега и в устье реки Кенебек установил новую мачту. Он убедился, что в тех местах можно вести меновую торговлю, а море богато треской. После этого он еще два раза подходил к берегам нынешних штатов Мэн и Массачусетс, у бухты Пэнобскот и мыса Код (южнее Бостона).
Гудзон обогнул этот мыс и в августе подошел к заливам Делавер и Чезапик. Никакого пролива здесь не оказалось, и он вновь повернул на север. В сентябре Гудзон вошел в нью-йоркскую бухту. Несмотря на то, что эти земли впервые были открыты итальянским исследователем Джованни да Вераццано в 1524 году, Генри Гудзон стал первым европейцем, кто письменно описал эти земли. Он поднялся вверх по Великой северной реке (теперь река Гудзон). Добравшись до места, где ныне находится город Олбани, он убедился, что этот путь не ведет в Китай.
У Гудзона опять возникли недоразумения с командой, и он решил вернуться в Голландию. По дороге он зашел в порт Дартмут в Англии. Здесь «Хальф-Моон» был захвачен английским правительством, а Гудзону и другим англичанам из его команды был запрещен выезд в европейские страны. Англичанам было заявлено, что если они хотят продолжать открытия, то должны их делать в пользу своего собственного отечества.
4 Четвертая экспедиция. 1610 год
В 1610 году Английская Ост-Индская компания взяла Гудзона к себе на службу и дала ему для поисков Северо-западного прохода маленькое судно «Дискавери» водоизмещением 55 тонн, с командой 23 человека. Гудзону не вполне доверяли: стало известно, что во время прошлого плавания к американским берегам моряки были очень недовольны своим командиром, и это недовольство несколько раз грозило перейти в открытый бунт. Поэтому директора Английской Ост-Индской компании назначили старшим офицером «Дискавери» незнакомого Гудзону моряка, считая его вполне надежным человеком.
17 апрели 1610 года Гудзон вышел из Лондонского порта. В устье Темзы он высадил на берег навязанного ему «наблюдателя». Уже на переходе к Исландии поднялся ропот среди команды, с которой капитан и на этот раз никак не мог поладить. От Исландии Гудзон направился к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на юг, напрасно отыскивая проход в Тихий океан, обогнул южную оконечность Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного берега земли Мета — Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул этот полуостров Баффиновой Земли с юга и 5 июля попал в настоящий пролив (Гудзонов). Медленно, на ощупь вел свое судно Гудзон вдоль северного берега пролива, забитого льдами. 11 июля он выдержал сильный шторм, перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унга-ва, затем завершил открытие всего северного побережья Лабрадора.
2 августа у 63°20" северной широты показалась земля, которую Гудзон принял сначала за выступ материка (о. Солсбери). На следующий день судно обогнуло мнимый выступ, и перед моряками открылось на западе, под бледными лучами северного солнца, широкое серебристо-голубое пространство — свободное ото льда, спокойное море. 3 августа 1610 года Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: «Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм». Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона.
Остальное через полгода досказал в Лондоне Абакук Приккет, моряк с «Дискавери». За мысом Вулстенхолм берег круто повернул к югу. Судно шло несколько недель вдоль берега. На западе далеко от материка в ясную погоду моряки видели сушу и решили, что это противоположный берег широкого пролива, ведущего их в Тихий океан. На самом же деле это была цепь островов, которые протянулись вдоль западного берега Лабрадора в 50−150 километрах от него (Мансел, Оттава, Ту-Бротерс, Слипер, Кинг-Джордж, Белчер). В конце сентября, пройдя на юг по мнимому проливу более 1200 километров, моряки попали в сравнительно небольшой залив (Джеймс). Среди команды вспыхнуло недовольство, и Гудзон высадил на берег и оставил там погибать моряка, которого считал главным смутьяном. В ноябре у южного берега залива, у 53° северной широты, судно было окружено льдами и выброшено на берег. Зимовка проходила в сносных условиях, топлива вполне хватало, а успешная охота на птицу позволяла хорошо питаться.
В середине июня 1611 года судно спустили на воду и начали медленно продвигаться на север. Через неделю недовольство команды перешло в открытое возмущение, 22 июня бунтовщики бросили в лодку Генри Гудзона, его сына, помощника штурмана и еще шесть человек, верных капитану, и оставили их на произвол судьбы — без оружия и без продовольствия. Единственный уцелевший офицер — штурман Роберт Байлот — осенью 1611 года привел «Дискавери» обратно в Англию. О том, как закончилась жизнь Гудзона и его соратников, можно только догадываться.