Фундаментальные исследования. Критерии девиантного поведения Чем по мнению автора определяется девиантность поведения
Однако если понимать закономерности общения правильно, можно обойтись и без привлечения социальных арбитров для нахождения путей к сотрудничеству. Ведь для психологического здоровья все это может иметь неблагоприятные последствия: аккомодация или ассимиляция-свидетельство дезадаптивныгх тенденций, когда человек не способен к саморегуляции. Отсутствие необходимых к этому функций может привести человека к дистрессу и пограничному состоянию, т.е. неврозу.
Образовательные учреждения и институты высшего профессионального образования, в особенности, являются ретрансляторами культуры как фактора поддержания баланса между человеком и средой, сохранения его здоровья, частью которого является здоровье психологическое. В связи с этим и психологическая помощь во многом должна состоять в формировании психологической культуры личности, защищающей психологическое здоровье человека от разрушительных тенденций.
Список литературы
1. Акмеология: учеб. / под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - С. 357.
2. Зинченко, В. П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М., 1994.
3. Осипова, Л. Л. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - С. 5.
4. Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. - С. 485.
5. ХХухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2001.
1. Akmeology: proc. / Under commonly ed. A. A. Derkach. - Moscow, 2002.
2. Zinchenho, V. P. Person develops: Essays Russian psychology / V.P. Zinchenko, E.B. Morgunov. - Moscow, 1994.
3. Osipova, A. A. Total psychocorrection: textbook, handbook for university students / A.A. Osipova. - Moscow, 2001.
4. Great psychological dictionary / ed. VP Zinchenko, B.G. Meshcheryakov. - St-Petersburg, 2005.
5. Huhlaeva, O. V. Fundamentals of counseling and psychological adjustment: textbook, manual / O.V. Huhlaeva. - Moscow, 2001.
E.E. Рэаюкин*, О. А. Морозова**
Основные концепции девиантного поведения в зарубежных источниках
В статье рассматриваются основные подходы и теории отклоняющегося поведения, выполненные зарубежными учеными. В рамках работы уточняется различное содержание понятия девиантного поведения в зависимости от направлений научных исследований, дается анализ формирования и развития девиации в обществе.
Ключевые слова: девиантность, девиант, аномия, норма.
E.E. Radyukin*, O.A. Morozova**. Basic concepts of deviant behavior in the foreign sources.
The article is devoted to the main approaches and theories of deviant behavior, which were carried out by foreign scientists. Different concept contents of «deviant activity» depending on the approaches of scientific research schools an specified. The analysis of the formation and development of deviations in society is given.
Keywords: deviant activities, deviant, anomie, rule of conduct.
По мнению зарубежных исследователей, основные критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия . «Трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе», - подчеркивает профессор Калифорнийского университета в Беркли, вице-президент Международной социологической ассоциации, один из патриархов современной американской социологии Нейл Смелзер .
* Радюкин, Евгений Евгеньевич. Кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Военный инженерно-технический институт. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, 22. Тел. 8 921-331-40-96. E-mail: [email protected].
** Морозова, Ольга Александровна. Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин. Военный инженерно-технический институт. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, 22. Тел.: 578-81-17. E-mail: [email protected]
* Radyukin, Eugene Evgenevich. Candidate of psychological sciences, the docent of the department of humanitarian disciplines. Military technical-engineering institute. Address: Russia, Saint Petersburg, ul. Zakharevskaya, 22.
** Morozova, Olga Alexandrovna. Instructor of the department of humanitarian disciplines of military technical-engineering institute. Military technical-engineering institute. Address: Russia, Saint Petersburg, ul. Zakharevskaya, 22. Статья поступила в редакцию 12.04.2010 г.
Неоднозначность концептуальных подходов обусловлена рядом факторов, среди которых обычно выделяют следующие: релятивную (относительную) природу девиации; неопределенность прогнозов и разногласия по проблеме поведенческих норм . Исследователи полагают: «.. .поскольку девиантное поведение стало ассоциироваться со многими негативными проявлениями (оно является олицетворением «зла» в религиозном мировоззрении, симптомом «болезни» с точки зрения медицины, в частности, психиатрии, и «незаконным» в соответствии с правовыми нормами)», возникла тенденция считать его «ненормальным»» и определяют девиацию «... как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя» . Таким образом, девиянтность индивида в зарубежных исследованиях определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям и нормам.
Классическое определение отклоняющегося поведения дает Нейл Смелзер: «... девиация - поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя» . Зарубежные исследователи выделяют следующие основные компоненты девиации: «. человек, которому свойственно определенное поведение; ожидание, или норма, которая является критерием оценки девиантного поведения, и некий другой человек, группа или организация, реагирующая на поведение» . Таким образом, зарубежными учеными были определены следующие объекты исследования: девиант как индивид с определенными признаками, норма как совокупность правил поведения, ожиданий и стандартов, регулирующие взаимодействие между людьми, а также группы и общественные институты, регулирующие поведение и выполняющие его превенцию и коррекцию.
Европейские и американские исследователи разработали в конце XIX и в течение XX веков несколько теорий девиантного поведения. Среди них можно выделить следующие. Биологический подход, авторами которого являются Чезаре Ломброзо (Lombroso, C.), Уильям X. Шелдон (Sheldon, WH.), Г. Уиткин (Witkin, H.A.) и другие. Психологический подход, основателем которого считается Зигмунд Фрейд (Freud, S.). Определенный вклад в развитие этого подхода внесли К. Шуэсслер (Schuessler, K.) и Д. Кресси (Cressey, D.R.). Социологический подход, среди адептов которого выделяются Эмиль Дюркгейм (Dürkheim, E.), Р. Мертон (Merton, R.K.), Т. Селлин (Selli, T.), В. Миллер (Miller, W), Эдвин Сатерленд (Sutherland, E.H.), Р. Клауорд (Cloward, R.A.), Л. Оулин (Ohlin, L.E.), Трэвис Хирши (Hirschi, T.), Говард Беккер (Howard S. Becker), Остин Турк (Turk, A.) и другие. Представители каждого из подходов предложили свои объяснения причин девиантного поведения.
Основной идеей биологического подхода стал вывод о том, что некоторые антропометрические, биологические, генетические и др. физические характеристики являются причиной девиации поведения. Одним из основоположников биологического подхода считается итальянский врач Чезаре Ломброзо, который в конце XIX в. выявлял связи между криминальным поведением и биологическим складом индивида. Он считал, что биологический склад криминального типа определяет криминогенное поведение . Другой последователь биологического подхода, известный американский психолог и врач Уильям X. Шелдон (1940) выделил эндоморфные, мезоморфные, эктоморфные особенности строение тела индивида, которые, по его мнению, свидетельствуют о потенциале характерных личностных черт, детерминирующих поведение человека, в т.ч. и отклоняющееся . Современные сторонники биологического подхода, используют новейшие достижения науки и проводят свои исследования на генетическом уровне. Например, на материале анализа преступности в Дании Г. Уиткин (1976) совместно с другими исследователями выявил, что среди мужчин с составом хромосом XYY наблюдался более высокий уровень криминогенного поведения, чем среди входивших в контрольную группу и не обладавших таким набором хромосом .
Сущность психологического подхода заключается в следующем постулате: девиация вызывается и детерминируется внутриличностными конфликтами, неосознанными психическими процессами, развивающимися в ходе сложного взаимного влияния сознательного и бессознательного в психике индивида, а также определенными психологическими чертами и качествами, присущими потенциальным девиантам . Психологический подход в зарубежных исследованиях девиантного поведения тесно связан, в первую очередь, с именем выдающегося австрийского психолога, психиатра и невролога Зигмунда Фрейда (1916) . Основные идеи психоанализа применительно к проблеме девиации заключаются в следующем. Сознательное как часть психики влияет на общественное поведение индивида, но не абсолютно. Поведение индивида детерминируется и другой частью психики - бессознательным, т.е. особыми психическими силами, которые лежат за пределами сознания, но управляют поведением человека. Отклоняющееся поведение может регулироваться неосознаваемыми психическими процессами, как особыми защитными механизмами. Функционирование первичных (диссоциация, интроекция, отрицание и другие) и вторичных (вытеснение, подавление, компенсация, морализация, аутоагрессия и другие) защитных механизмов лежит в основе поведения индивида и направлено на минимизацию отрицательных переживаний девианта. З. Фрейд считал, что в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психоаналитическая теория З. Фрейда в первую очередь связывала девиации с психическими отклонениями. Тщательные исследования психологических факторов отклоняющегося поведения впоследствии выполняли и другие ученые, например К. Шуэсслер и Д. Кресси (1950) . Как справедливо отметил Нейл Смелзер, исследователи «.проделали критический обзор многих научных работ, авторы которых пытались доказать, что правонарушителям и преступникам свойственны некоторые психологические особенности, не характерные для законопослушных граждан. Однако не было выявлено ни одной психологической черты, например,
эмоциональная незрелость, психическая неустойчивость или обеспокоенность, которые могли бы быть наблюдаемы у всех преступников» . Полученные сторонниками психологического подхода результаты показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе психоанализа.
Социологический подход по числу направлений и адептов является наиболее представленным среди теорий отклоняющегося поведения. Сторонники этого подхода главной причиной девиации считают ослабление, отсутствие, нарушение, разрушение либо противоречивость социальных норм и правил. Обычно выделяют следующие направления рассматриваемого подхода. Теория аномии, теория социальной дезорганизации, культурологическая теория, теория стигматизации и теориярадикальной криминологии .
Считается, что впервые социологическое объяснение девиации было предложено Давидом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917) в теории аномии . Эмиль Дюркгейм - основатель французской социологической школы в 1897г. написал работу «Самоубийство», ставшую классическим произведением в области исследования суицидов. «По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля» . По Э. Дюркгейму, к отклоняющемуся поведению потенциально склонны индивиды, социализация которых проходила в условиях поощрения стандартов девиантного поведения (например, аморальность) или игнорирования нормы. Состояние отсутствия норм у индивида Дюркгейм называл аномией. Содержание теории аномии дополнялось и развивалось Дюркгеймом также в русле теории социальной дезорганизации. «Хотя теория Дюркгейма подверглась критике, - считает Нейл Смелзер, - основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, и в наши дни считается общепризнанной. Термин «социальная дезорганизация» обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу» . Впоследствии, некоторые дополнения в теорию аномии и социальной дезорганизации Э. Дюркгейма внес Роберт К. Мертон (1938). Он полагал, что основной причиной девиации являются противоречия между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения . Во второй половине XX в. теория аномии и социальной дезорганизации нашла продолжение в работе, выполненной Трэвисом Хирши (1969), который исследовал влияние ценностей общества на нормативность поведения . Современные исследователи под аномией понимают «.отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам» .
Культурологическая теория объясняет девиацию конфликтами между нормами культуры. Т. Селлин (1938), В. Миллер (1958) полагали, что девиация возникает в результате противоречий и конфликтов между нормами культуры отдельных групп и общества . «Так называемые культурные теории девиации, - подчеркивает Нейл Смелзер, - по сути похожи на вышеупомянутые, но делают акцент на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации, другими словами, сил, «побуждающих» людей к девиантному поведению» .
Сторонники теории стигматизации разработали подход, отличающийся от изложенных выше. Они отвергли другие социологические и психологические объяснения девиации, потому что они якобы основаны на «медицинской модели», предполагая, что девиация на деле обусловлена другими причинами. Например, возможностью авторитетных, референтных групп общества (имеются в виду законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения . Наиболее яркий представитель теории стигматизации Говард Беккер в своей книге «Аутсайдеры» (1963) подчеркивал: «Социальные группы создают девиацию, поскольку они следуют правилам, нарушение которых считается девиацией; кроме того, они навязывают эти правила определенным людям, которым «наклеиваются ярлыки» аутсайдеров. С этой точки зрения девиация не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против "нарушителя"» .
Приверженцы теории теорией стигматизации (наклеивания ярлыков) объясняют девиантное поведение возможностью влиятельных общественных институтов ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных социумов. При этом они выделяют такие типы отклоняющегося поведения, как первичная и вторичная девиация. Под первичной девиацией обычно понимаются незначительные отклонения, например случайное или пробное употребление легких наркотиков. Этап вторичной девиации возникает, по мнению Говарда Беккера, с того момента, когда «.на человека ставят клеймо девианта; окружающие начинают обращаться с ним как с девиантом, постепенно и он сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью» .
Автором теории радикальной криминологии считается Эдвин Сатерленд (1939). Он писал, что «.преступности (форма девиации, которая интересовала его в первую очередь) обучаются. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником» . Американский социолог Нейл Смелзер поддерживает взгляды Эдвина Сатерленда и утверждает, что «.теория Сатерленда значительно точнее и глубже, чем подсказанная здравым смыслом уверенность в том, что девиация - это результат того, что человек связался с плохой компанией. Криминальная девиация является результатом преимущественного общения с носителями преступных норм. Более того, Сатерленд тщательно описал факторы, сочетания которых способствуют криминальному поведению. Он подчеркнул, что важную роль в этом играют не контакты с безличными организациями
Радюкин Е.Е., Морозова O.A. Основные концепции девиантного поведения в зарубежных источниках
или институтами (например, с законодательными органами или церковью), а повседневное общение в школе, дома или на месте постоянных «уличных тусовок». «... Частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность оказывают влияние на интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей. Важную роль играет и возраст. Чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими» . Взгляды Эдвина Сатерленда получили дальнейшее развитие в работах Р. Клауорда (1959) и Л. Оулина (1960) . Так же, как и Сатерленд, они считают, что причины правонарушения лежат не только в социальной дезорганизации и крушении идеалов, но и в благоприятных возможностях, которые открывает девиантное поведение, особенно если оно сулит реальные блага .
К сторонникам теории радикальной криминологии (иногда их включают в число приверженцев теории конфликта) относят также Остина Турка (1969), И. Тейлора (1973) и некоторых других исследователей отклоняющегося поведения . Остин Турк и И. Тейлор полагают, что когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, официальные структуры обычно избирают не мягкие меры превенции, а вариант репрессивных, принудительных мер, а полиция в первую очередь применяет законы, направленные против бедняков и не причастных к власти, тех, кого можно подавлять, не встречая сопротивления. Остин Турк и И.Тейлор рассматривают «девиантов» не как нарушителей общепринятых правил и норм, а «.как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле» .
По абсолютно справедливому мнению Нейла Смелзера, «.существуют глубокие различия между всевозможными биологическими, психологическими и социологическими объяснениями девиации. В последнее время стали придавать меньше значения биологическим или психологическим факторам, толкающим людей к девиантному поведению. Новейшие теории, особенно «новая криминология», делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации» .
Список литературы
1. Беккер, Г. Человеческое поведение: экономический подход / Г.Беккер. - М.: ГУ ВШЭ, 2003.
2. Аюркгейм, Э. Самоубийство. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М., 2001.
3. Ломброзо, Ч. Преступление / пер. Г. Н. Гордона. СПб., 1990.
4. Мертон, Р. К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). - М.: Прогресс, 1966. - C. 299-313.
5. Саяяиван, Г. Интерперсональная теория в психиатрии / Г.Салливан. - М.: Ювента, 1999.
6. Смеязер, Н. Социология / пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.
7. Фрейд, 3. Печаль и меланхолия. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М., 2001.
1. Becker, Howard Л". Outsiders: Studies in Sociology of Deviance. - New York: The Free Press, 1963.
2. Brown, J. A comparative study of deviance from sexual mores. American Sociological Review, 1952, 17, 138.
3. Dürkheim, E. The rules of sociological method. - New York: Free Press, 1938.
4. Dürkheim, E. Education and society (S. Fox, trans.). - New York: Free Press, 1956. (Originally published in various sources, 1903-1911).
5. Dürkheim, E. The division of labor in society (G. Simpson, trans.). Glencoe, III.: Free Press, 1964. (Originally published in 1893.)
6. Dürkheim, E. Suicide. - New York: Free Press, 1964. (Originally published in 1897. Also originally published in a foreign language.)
7. Dürkheim, E. The elementary forms of the religious life. (J.W Swain, trans.) - New York: Free Press, 1965. (Originally published 1915.)
8. Cloward, R. A. Illegitimate means, anomie, and deviant behavior. - American Sociological Review, 1959, 24, 164-177.
9. Cloward, R. A. Illegitimate means, anomie, and deviant behavior. - American Sociological Review, 1959, 24, 164-177.
10. Freüd, Criminals from a sense of guilt. In J. Strachey (Ed. and trans.). The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud. - London: Hogarth, 1957. (Originally published in 1916.)
11. Hirschi, T. Causes of delinquency. - Los Angeles: University of California Press, 1969.
12. Lombroso, C. Crime: Its causes and remedies. - Boston: Little, Brown, 1911.
13. Merton, R. K. The role-set: Problems in sociological theory. - British Journal of Sociology, 1957, 8, 106-120.
14. Merton, R. K. Social structure and anomie. - American Sociological Review, 1938, 3, 672-682.
15. Merton R. K. Social Theory and Social Structure. - N.Y., 1957, p. 140.
16. Merton, R. K. Social theory and social structure. - New York: Free Press, 1957.
17. Merton, R. K. Social theory and social structure (Rev. and enl. ed.). - New York: Free Press, 1968.
18. Miller, W. Lower class culture as a generating milieu of gang delinquency. - Journal of Social Issues, 1958, 14, 5-19.
19. SelHi, T. Culture conflict and crime. - New York: Social Science Research Council, 1938.
20. Sheldon, W. H. The varieties of human physique. - New York: Harper & Row, 1940.
21. Schur, E. M. Labeling deviant behavior. - New York: Harper & Row, 1971.
22. Schuessler, K, & Cressey, D.R. Personality characteristics of criminals. - American Journal of Sociology, 1950, 55, 476-484.
23. Smelser, N. J. Theory of collective behavior. - New York: Free Press, 1962.
24. Smelser, N. J. Theoretical issues of scope and problems. In R.R; Evans (Ed.), Readings in collective behavior (2nd ed.). - Chicago: Rand McNally, 1975.
25. Sutherland, E. H. Principles of criminology. - New York: Harper & Row, 1939.
26. Taylor, I., Walton, P., & Young, J. The new criminology: For a theory of social deviance. - New York: Harper & Row, 1973. /682/
27. Turk, A. Criminality and legal order. - Chicago: Rand McNally, 1969.
28. Witkin, H. A. Criminality in XYY and XXY men. Science, 1976 , 193, 547-555
УДК: 378.02-159.9.07
E.E. Саламин*, З.А. Изабеков**, В. И. Миханев***, Е.А. Скупченко****
Процесс совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов вуза
Проблема исследования состоит в выявлении процесса совершенствования индивидуального стиля волевой активности у студентов вуза.
Ключевые слова: студенты, технический университет, бокс, индивидуальный стиль, волевая активность.
E. E. Salamin*, Z. A. Izabekov**, V. I. Mihanev***, E. A. Skupchenko****. Process of improving the individual style of volitional activity in the students of Institute of Higher Education.
The research problem consists in revealing of process of perfection of individual style of strong-willed activity at students of technical college.
Keywords: students, university, boxing, individual style, strong-willed activity.
* Саламин, Евгений Евгеньевич, аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования, специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования», старший преподаватель кафедры «Физвоспитания и спорта» Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Адрес: Россия, 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина 27, КнАГТУ, Тел.: 89141875473. E-mail: [email protected]
** Изабеков, Замир Асылбекович, старший преподаватель кафедры «Математическое обеспечение и применение ЭВМ», факультет компьютерных технологий Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, мастер спорта СССР по греко-римской борьбе. Адрес: Россия, 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина 27, КнАГТУ, Тел.: 8 914 185 62 25. E-mail: [email protected]
*** Миханев, Владислав Иванович, соискатель кафедры «Педагогики и психологии профессионального образования», специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Заместитель начальника отдела ГИБДД Комсомольска-на-Амуре. E-mail: [email protected]
**** Скупченко, Евгений Анатольевич, мастер спорта России по греко-римской борьбе, старший преподаватель кафедры «Физвоспитания и спорта» Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Адрес: Россия, 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленина 27, КнАГТУ, Тел.: 89141875473.
* Salamin, Evgeny Evgenevich. The post-graduate student of chair of pedagogic and vocational training psychology, a specialty 13.00.08 The theory and a vocational training technique, the senior teacher of chair. A physical education and sports. Komsomolsk-on-Amur state technical university. Address: Russia, 681013, Komsomolsk-on-cupid, Lenin"s 27 street. Ph.: 89141875473. E-mail: [email protected]
** Izabekov, Zamir Asilbekovich. The master of sports of the USSR on Greco-Roman wrestling. The senior teacher of chair. A software and computer application department of Komsomolsk-on-Amur state technical university. Address: Russia, 681013, Komsomolsk-on-cupid, Lenin"s 27 streets. Ph.: 8 914 185 62 25. E-mails: [email protected]
*** Mihanev, Vladislav Ivanovich. The competitor of chair: «Pedagogic and vocational training psychology», a specialty 13.00.08. The theory and a vocational training technique. The deputy chief of department of traffic police Komsomolsk-on-Amur. E-mail: [email protected]
**** Skupchenko, Evgeny Anatolevich. The master of sports of the Russia on Greco-Roman is wrestling the senior teacher of chair. A physical education and sports. Komsomolsk-on-Amur state technical university. Address: Russia, 681013, Komsomolsk-on-Amur, Lenin"s 27 street. Ph.: 89242297300.
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)
Прочитайте текст и выполните задания 21-24
5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.
Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду.
Очевидно, что описанный случай - яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы... Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.
Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.
Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».
Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения... Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.
Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.
Пояснение.
Правильный ответ может содержать следующие характеристики:
1) критерии девиантного поведения неоднозначны;
2) критерии девиантного поведения часто вызывают разногласия.
Ответ: None
Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
2) мнения некоторых других лиц не совпадали с мнением автора, - некоторые наблюдатели считали, что описанный поступок заслуживает одобрения и вовсе не является девиантным («Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев»);
3) собственное мнение и его подтверждение, например:
Могут быть приведены другие уместные суждения.
Ответ: None
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативно девиантный и героический характер поступка.)
Пояснение.
В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:
1) описание ситуации, например вызов, брошенный Жанной д"Арк католической церкви;
2) суждение о негативно девиантном характере ее поступка, например: «Поступок Жанны д"Арк был серьезным преступлением для той эпохи, в которую он был совершен; она была сожжена на костре как еретичка»;
3) суждение о героическом характере ее поступка, например: «Для людей, стремящихся к свободе и независимости, поступок Жанны д"Арк рассматривался как великий подвиг, вызывающий всеобщее восхищение последующих поколений; впоследствии она была реабилитирована церковью и причислена к лику святых».
Могут быть приведены другие ситуации и адекватные суждения.
Ответ: None
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
Пояснение.
В правильном ответе должны быть приведены следующие положения:
1) раскрытие понятие, например: девиантное поевдение - поведение личности или группы отклоняющееся от общепринятых норм.
2) Два положения текста:
- «наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма»;
- «девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям».
Ответ: None
Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы
1. Запиши определение понятия.
Отклоняющееся поведение - Девиантное поведение - это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой - социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль - механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.
Девиантное поведение - своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.
Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.
2. Заполни пропуски в схеме.
Отклонения от социальных норм могут быть:
Позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;
Негативные - дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.
Проиллюстрируй примерами каждый вид указанного тобой отклоняющегося поведения на уровне личности, социальной группы, государства. Заполни таблицу.
Яркий пример – международные благотворительные акции американского предпринимателя и общественного деятеля Джорджа Сороса(род. в 1930). Только в России фонд Сороса израсходовал за десять лет (1987-1997) более 350 млн. долл. Или другой, менее масштабный, но показательный пример - самоотверженное поведение человека, давшего приют в своей квартире бездомным животным.
Девиантное поведение можно изобразить как прямую с двумя крайними точками.
На одной половине этой прямой будут располагаться негативные действия, поступки и привычки:
Пьянство,
Хулиганство,
Наркомания и т. п.
На другой половине - позитивная девиантность:
Героизм,
Творческое прозрение,
Сверхинтеллигентность и др.
3. Прочитай текст и выполни задания.
Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т. е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.
(По книге современного социолога С. С. Фролова)
1) Как ты понимаешь словосочетание «культурно одобряемое отклонение»?
Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом - никчемным бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет свои представления о понятии возвеличивания. То же можно сказать и о групповых представлениях. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняется. Например, когда появляется потребность в защите общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, в другое время самыми великими могут стать политические деятели, деятели культуры, ученые. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.
2) Как связаны отклоняющееся поведение и процесс возвеличивания человека?
В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т. е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения.
Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.
1) Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов.
2) Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества, специфический талант на очень узких, специфических участках деятельности.
3) Сверхмотивация. Многие учёные считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесённые в детстве или в юности.
4) Счастливый случай может способствовать проявлению способностей человека в определённых видах деятельности. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определённом месте и в определённое время.
4) Объясни, почему возвеличивание сверхинтеллектуальных людей возможно лишь в немногих видах деятельности.
Потому что немногие профессии подходят для сверхинтеллектуальных людей. Например, профессии сантехника, строителя, сварщика, слесаря и др. не требуют особых умственных способностей, и наоборот, профессии математика, экономиста, учёного и т.п. подходят для сверхинтеллектуальных людей, так как в этих профессиях есть большой потенциал; можно очень долго в них развиваться.
5) Приведи пример специфического таланта личности.
Есть люди, способные очень тонко различать запахи, их талант находит применение в парфюмерной промышленности.
6) Приведи пример деятеля, возвеличиванию которого помог счастливый случай.
Великий Суворов только потому стал Суворовым, что однажды приказал штурмом брать стены монастыря в целях обучения солдат. Екатерина узнала об этом чудачестве и с тех пор дела Суворова пошли вверх (это его собственное мнение).
4. При обсуждении проблемы отклоняющегося поведения подростков нередко высказывается мнение, что родительский контроль способен предотвратить нарушение подростком общественных норм.
Приведи несколько аргументов за и несколько аргументов против этого мнения.
1) Если родитель контролирует ребенка, то он сможет вовремя предотвратить отклоняющееся поведение.
1) Все люди разные. И может случиться так, что подросток может не понять родительского контроля. Это может привести к ссоре с родителями, к тому, что подросток будет более скрыто нарушать нормы поведения.
Я считаю, что все хорошо в меру. Чтобы предотвратить отклоняющееся поведение, не стоит все время контролировать ребенка. Это все равно не получится. Родителям нужно с самого детства воспитывать в ребенке нравственность, учить его устройству жизни. Тогда проблем с отклоняющимся поведением не будет.
5. Исследования мотивации приобщения подростков к наркотикам, проведённые в школах одного из регионов в этом учебном году, обнаружили следующие мотивы (сохраняются лексические особенности ответов):
Они помогают отвлечься от личных неприятностей;
Это приятно, от них «балдеешь»;
Все друзья пробуют, не хочется быть «белой вороной»;
Употреблять наркотик - это «круто»;
На дискотеке надо делать то, что делают все.
Составь краткое обращение к своим сверстникам с любой из этих мотиваций и объясни, почему наркотики принимать нельзя.
К последнему аргументу – это не всегда хорошо делать то, что делают все. Если все будут прыгать с моста, ты же не прыгнешь, как все.
Есть много других способ отвлечься от неприятностей, а наркотики влекут за собой намного большие неприятности, по сравнению с теми, от которых ты будешь пытаться отвлечься.
Получить Нобелевскую премию – это круто, а наркотики – это порок, большинство людей не уважают и презирают наркоманов. Так что наркотики – это далеко не круто, это страшно и ужасно.
(Ч.Ломброзо, У. Пирс, Х.Айзенк, В.Скотт, Г. Оллпорт, Э. Дюркгейм - доклады).
Проблема девиантного поведения достаточно широко представлена в научной литературе, имеет давнюю историю. Таким образом, уже в XIX веке складывается новый подход к решению обозначенной проблемы, основной сутью которого является стремление вскрыть причины отклоняющегося поведения, выделить его механизмы и факторы, провоцирующие поведенческие отношения от принятых норм и на их основе разработать программы мер по предотвращению различных видов девиантного поведения.
Известны многочисленные концепции отклоняющегося поведения, начиная от биогенетических до культурно-исторических.
Авторы социологизаторских концепций (Д. Ватсон и др.) полагают, что в поведении человека нет ничего врожденного, и каждое его действие, поступок - это лишь продукт внешней стимуляции. Отсюда, манипулируя внешними раздражителями, можно «изготовить» человека любого склада.
В последнее время наблюдается сближение «биосоциальных» и «социально-биологических» теорий отклоняющегося поведения. В этом отношении показательны концепции неоломброзианцев, где речь идет уже не о «прирожденности» (Ч. Ламброзо), а о «предрасположенности» человека к преступному поведению (Т. Гиббенс, X. Джонс, В. Зауер, Л. Стейнер и др.).
Популярной теорий отклоняющегося поведения является теория «социальной аномалии» Р. Мертона. Указывая на тесную связь отклоняющегося поведения с социальными структурами, Р. Мертон пытается проследить, как последнее оказывает определенное давление на членов общества, толкая их на путь отклонений от общепризнанных правил. В результате вычленяются пять типов отклоняющегося поведения, возникающих как способ приспособления индивидов к условиям их ближайшего окружения: - подчинение, инновация (обновление), ритуализм, ретретизм (уход от жизни - бродяги, отщепенцы, хронические алкоголики, наркоманы), мятеж.
Весьма распространена в ряде стран теория множественных факторов, согласно которой не существует какого-либо единственного фактора, приводящего к девиантному поведению, а имеются многие конкретные факторы, условия и положения, которые вызывают отклоняющееся поведение, способствуют его развитию.
В отечественной психологии (М.А. Алемаскин, Л.Н. Зюбин, К.Е. Игошев, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн и др.) убедительно показано, что отклоняющееся поведение не определяется «прирожденными механизмами», обусловливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды, групповых взаимоотношений, недостатками воспитания. Именно под их воздействием возникают и развиваются такие виды отклоняющегося поведения, как агрессия, аномия, фрустрация. В последнее время доминирующим фактором девиантного поведения является системный кризис государства, экономики, общества и личности.
Девиантное поведение от латинского deviatio - отклонение. Девиантное (отклоняющееся) поведение - поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантность проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефективности психической саморегуляции - такое определение девиантному поведению дает М.И. Аникееев и О.Л. Кочетков в Кратком энциклопедическом словаре.
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский дают следующее определение девиантному поведению: «Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребности личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Первые проявления отклоняющегося поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения».
Поиски ученых (К.А. Абульханова, Н.В. Васина, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина) в этой области свидетельствуют о том, что отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведение можно определить как отдельные поступки или их совокупность, входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами. Кроме того, девиантным будет и поведение, отклоняющееся от принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития норм морали. Разновидностями такого аморального поведения можно считать алкоголизм, наркоманию, токсикоманию. К наиболеевыраженным проявлением девиантного поведения можно отнести делинквентное (противоправное) поведение. А.А. Бодалев и А.Н. Сухов определяют девиантное поведение как поведение (система поступков, либо отдельные поступки), не соответствующее нравственным или правовым нормам и требованиям общества.
Отклоняющееся поведение необходимо отличать от аномального, характеристика которого связана с мозговой патологией. Отклоняющееся поведение социально детерминировано. В его происхождении большую роль играют дефекты личностного развития, сочетающиеся с недостатками, ошибками в воспитании и отрицательным влиянием неблагоприятной ситуации, складывающейся в ближайшем окружении человека - семье, референтной группе. А.А. Бодалев и А.Н. Сухов при рассмотрении отклоняющегося поведения четко разделяют его на:
1) поведение собственно девиантное, то есть отклоняющееся от принятых в обществе норм;
2) поведение делинквентное (психологическая тенденция к правонарушению) - преступное, криминальное.
Следует отметить, что отклоняющееся поведение, вступающее в противоречие с установившимися в обществе образцами, стереотипами, может иногда сочетаться с относительно хорошим знанием нравственных норм, что свидетельствует о необходимости целенаправленного формирования нравственных привычек. Данное положение особенно актуально для детей, отклоняющееся поведение которых нередко служит средством самоутверждения, выражением протеста против реальной или кажущейся несправедливости взрослых.
Поведение ребенка, отклоняющееся от социально одобряемых норм, объясняется тем, что по мере социальной зрелости личность известной мере становится все более независимой от внешних влияний. Субъективные, личностные отношения становятся опосредующим звеном между объективным воздействием среды и поступками человека.
Особое место среди разнообразных теорий и концепций девиантного поведения занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых является 3. Фрейд. Представители психоаналитической ориентации с отклоняющимся поведением, включая нервно-психическое отклонение, социальную девиацию, отмечают чувства повышенной тревожности, агрессивности, стремления к разрушительным действиям.
Беттельгейм - австрийский психотерапевт, основатель клиники в США для лечения и реабилитации детей с психическими травмами, полученными в результате тяжелой, домашней обстановки или неправильного воспитания, - считает, что первые проявления отклоняющегося поведения наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, трицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. Однако отклоняющееся поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек.
В.В. Коваль в своей работе «Патологические формы девиантного поведения у детей и подростков» дает следующее определение девиантного поведения. Девиантное, то есть отклоняющееся от принятых в данном обществе социально-психологических и нравственных норм поведение. Чаще наблюдается у детей и подростков в связи с социальной незрелостью и физиологическими особенностями деформирующегося организма. Девиантное поведение имеет две формы: патологическое и непатологическое. В.В. Коваль выделяет четыре типа девиантного поведения: аутоагрессивный, антидисциплинарный, антисоциальный антиагрессивный (саморазрушающий, поскольку ему сопутствует потребление вредных веществ).
Наиболее часто встречается сочетание двух типов девиантного поведения - антидисциплинарного и делинквентного, нередко переходящего в противное. В этих случаях бывает трудно дифференцировать патологическую и непатологическую форму, социально-педагогическую запущенность и психические расстройства. Эти причины могут быть взаимосвязаны и взаимообусловлены, но дляпрофилактики и коррекции нарушения поведения важно в каждом конкретном случае определить, что первично.
С.А. Беличева в своей работе «Основы превентивной психологии» рассматривает отклоняющееся поведение, как результат нарушения процесса социализации человека.
Данной проблемой занимался М. Раттер. В своей книге «Помощь трудным детям» он обобщил уникальный опыт междисциплинарной лаборатории по изучению аномалий психического развития детей, где работают психологи, врачи, педагоги и которой в течение ряда лет руководил он сам.
М. Раттер, Джуль Бержери и соавторы предприняли сравнительное исследование десятилетних детей, живущих на острове Уайт, и детей, живущих в одном из бедных городских районов Лондона. Детальное изучение большого числа отдельных семей позволило определить факторы, связанные с психическими нарушениями у детей. Эти факторы присутствовали в обеих сравнительных выборках и составили четыре основные группы:
1) разногласие между родителями и отсутствие четких дисциплинарных требований в семье;
2) психические нарушения, алкоголизм, наркомания и криминальное поведение родителей;
3) низкий социальный статус семьи и плохие жилищные условия;
4) неблагоприятные особенности школьной среды.
Таким образом, высокая распространенность психических нарушений среди десятилетних детей оказалась обусловленной относительно высоким процентом неблагополучных, распавшихся и многодетных семей, наличием стесненных жилищных условий, а также алкоголизмом и наркоманией родителей.
Из зарубежных авторов данной проблемой занимался Д. Вест. Объектом его исследований стали дети из семей, для которых характернокриминальное или аномальное поведение родителей. Дети могут усваивать социально не одобряемые формы поведения, повторяя поведение своих родителей. Кроме того, родители с асоциальным поведением часто применяют непоследовательные и произвольные методы наказания. А это еще один известный фактор, который приводит к возникновению нарушений поведения детей.
С.Л. Рубинштейн предложил концепцию, сущность которой состоит в том, что личность формируется под влиянием тех общественныхотношений, той общественной среды, в которой происходит развитие ребенка, то есть под влиянием воспитания в самом широком смысле этого слова, организованной взрослыми собственной деятельности ребенка. В своей книге «Принципы и пути развития психики» он разъясняет свою теорию, согласно которой всякие внешние воздействия действуют на человека опосредствованно, через внутренние условия. Так, Л.И. Божович на основе психологических исследований показывает, как на разных этапах формирования личности «взрослые люди вводят ребенка в мир социальной действительности». Сложная иерархия потребностей нормально развивающегося ребенка представлена в исследованиях, отраженных в книге «Личность и ее формирование». Автор говорит о том, что личность, формируясь под влиянием окружающей действительности, становится все более независимой от непосредственного влияния сиюминутной ситуации.
Существенное влияние на развитие личности оказывает формирование ее направленности. Понятие направленности личности было введено С.Л. Рубинштейном. Понятие это расшифровывается как характеристика основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. Формирование положительных интересов и ценностей, то есть положительной направленности личности ребенка, составляет основу его развития, отмечается в работах С.Л. Рубинштейна, Б.В. Зейгарник, А.Н Леонтьева. Исследования Л.И. Божович, С.Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Славиной и других позволили установить, в частности, что развитие мотивационной сферы человека (его потребностей, желаний, стремлений, намерений) является центральным звеном в проблеме формирования личности.
Основной является концепция Л.С. Выготского, в которой он выделяет первичные и вторичные симптомы в понимании природы отклонения в поведении. Первичные симптомы связаны непосредственно с биологическими факторами, элементарными психическими функциями и не могут быть устранены. Вторичные представляют собой осложнение, возникающее в процессе отклоняющегося социального развития, т.е. опосредованно они связаны с первичными и являются наиболее поддающимися психолого- педагогическогому воздействию. Вторичные дефекты, по Л.С.Выготскому, - основной объект в психологическом исследовании проблемы коррекции отклонений в развитии и поведении.
Итак, сущность девиантного поведения заключается во всевозможных отклонениях поведения от принятых в обществе социальных и нравственных норм. Для нас важен вывод, к которому приходят авторы, что формирование личных качеств ребенка происходит в онтогенезе, и очень важная роль в воспитании принадлежит среде, в которой он развивается. В дальнейшем важно выяснить, каковы особенности девиантного поведения воспитанников детского дома, каковы факторы, влияющие на его формирование.
Основные концептуальные подходы к пониманию девиантного поведения:
*Нозоцентрический (психиатрический). Определяет норму - отсутствие болезни, симптома и девиацию - недостигшее патологической выраженности отклонение поведения.
*Нормоцентрический. Выделяет оптимальной зоны, где ещё нет нарушения. (Отклонения от некой среднестатистической нормы расценивается как варианты нормы, проявления индивидуальных особенностей характера, как уникальный результат взаимодействия уникальности и специфических особенностей ситуации.)
*Социальный. Рассматривает поведение с точки зрения безопасности для общества и окружающих людей.
*Психологический. Рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Девиант стремится разрушить собственную самооценность, лишить себя уникальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки. Норма - установление душевных контактов с окружающими, выбор законных средств для достижения личных целей, самоактуализация, саморазвитие.
*Этнокультуральный. Отклоняющимся поведением считает поведение, которое не согласуется с нормами, принятыми в микросоциуме. Или человек проявляет поведенческую ригидность и не способен адаптироваться к новым этнокультуральным условиям.
*Возрастной подход. Рассматривает девиации с точки зрения возрастных особенностей и норм. Это могут быть как количественные отставания (ретардация) или опережения (акселерация) возрастных поведенческих норм, так и их качественные инверсии.
*Профессиональный подход. Базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилях поведения и традиций.
*Гендерный подход. Оценивает поведение с точки зрения существования полоролевых норм. Девиантным поведением может считаться гиперролевое поведение и инверсия шаблонов гендерного стиля.
*Феноменологический подход учитывает все отклонения от нормы.
Таким образом, под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением понимаются:
*поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
*социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности,
не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.
Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поступки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения.
В социологии под этим термином чаще всего понимают различные типы негативного социального поведения, к основным формам которого относят преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид (повышенный риск совершить самоубийство). По определению американского социолога Н. Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от норм социальной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание.
Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (буквально - преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение к моральным нормам данной группы, а делинквентное - абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.
Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать необдуманные поступки, называют группами риска. К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи. По данным ООН, около 30% всех молодых людей в мире принимают участие в каких-либо противоправных действиях.
Девиантные поступки и действия отдельного человека изучаются такими науками, как психология, психиатрия и педагогика. Когда же девиантное поведение выступает как массовое социальное явление, оно становится предметом социологии и социальной психологии.
Существует немало социологических теорий девиантного поведения, среди которых особое место занимает концепция аномии, разработанная основоположником французской социологической школы Э. Дюркгеймом. В соответствии с этой концепцией массовое девиантное поведение вызывается состоянием общества, т.е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. В своей работе «Самоубийство» Э. Дюркгейм на большом статистическом материале показал, что социальная аномия получает наибольшее распространение и кризисные периоды, когда прежняя ценностно-нормативная система разрушается, а новая еще не сложилась. В результате подрывается стабильность общества, социальные связи становятся неустойчивыми и противоречивыми, появляются различные виды девиантного поведения.
Современную версию социальной аномии разработал американский социолог Р. Мертон, понимавший ее как рассогласование между общественно значимыми целями и законными средствами их достижения. На основании соотношения целей и средств он выделил четыре типа девиантного поведения:
«инновация» (принятие социально одобряемых целей, по отрицание законных средств их достижения);
«ритуализм» (отрицание целей данной культуры при безусловном согласии с социально одобряемыми средствами);
«ретритизм» (отрицание целей и средств как «бегство от действительности»);
бунт (отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми).
В настоящее время понятие социальной аномии чаще всего используется для характеристики общества переходного типа. Так, современное российское общество, по мнению некоторых социологов, обладает многими чертами, социальной аномии. Это находит свое выражение в росте преступности, наркомании, проституции и других видов девиантного поведения.
Среди современных социологических объяснений девиантного поведения следует также отметить теорию «стигматизации» (от греч. stigma - клеймо, пятно), авторами которой являются американские социологи Э. Лемерт и Г. Беккер. По их мнению, девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.
Сторонники этой теории выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми. Постепенно он и сам начинает себя считать девиантом. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального общения, что способствует усвоению девиантной роли и формированию девиантной идентичности.
Если социологи объясняют девиантное поведение преимущественно социальными факторами, то психологи акцентируют внимание на личностных, психических отклонениях и дезорганизациях. Существуют также теории, связывающие поведение с биологическими особенностями личности, ее генетической предрасположенностью к различным отклонениям. Наконец, сложился целый ряд культурологических концепций девиантного поведения, согласно которым нарушение норм - это результат усвоения субкультурных ценностей, противостоящих культуре большинства членов общества.
Такое разнообразие исследовательских подходов свидетельствует о том, что появление и распространение девиантного поведения вызывается не какой-либо одной причиной, а совокупностью условий и факторов как объективного, так и субъективного характера.
По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуют организации разных видов социальной помощи - открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т.д.