Анализ стихотворения «К Чаадаеву. К чаадаеву (пушкин александр сергеевич стихи) К чаадаеву место произведения в творчестве поэта
Петр Яковлевич Чаадаев (1794 - 1856)
«К Чаадаеву» — одно из самых ярких политических стихотворений Пушкина. Точная дата написания его неизвестна. Эксперты относят его появление к 1818 году. Именно этот год явился периодом политического подъема в России, активизации общественной мысли.
Полный текст «К Чаадаеву» Пушкин А.С. смотрите в конце статьи
Возмутителем спокойствия выступил сам Александр I. В диалоге с генералом Мезоном, он сказал о том, что «…Наконец, все народы должны освободиться от самовластия …». Это открытое высказывание императора взбудоражило русское сообщество.
Господствующими стали настроения скорого крушения самодержавия. Непонятно, каким образом это должно было произойти — мирным путем или с помощью насильственных действий? Однозначно было одно: в обществе неспокойно, и все ожидали перемен. Разговоры об уничтожении самодержавия после высказывания императора Александра I стали практически легальными.
«К Чаадаеву» Пушкин писал, находясь под влиянием всеобщих настроений. В поэтическом произведении четко прослеживается ненависть к самодержавным устоям. Она была тем стержнем, который объединял всех прогрессивно настроенных людей того времени.
Петр Яковлевич Чаадаев, к которому обращено стихотворение, был другом Александра Сергеевича. Они сблизились еще в Царском селе. Позже, когда Петр Яковлевич переехал в Петербург и стал адъютантом командира гвардейского корпуса Васильчикова, их товарищеские отношения продолжились. Для молодого поэта Чаадаев являлся примером верности прогрессивным освободительным идеям. Друзья находились во власти настроений о необходимости перемен, освобождения России от пут самодержавия и крушения крепостного права.
В стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин в присущей ему поэтической форме стремился убедить своего товарища, что их надежды сбудутся, и они оба примут участие в свержении самодержавия.
Но сподвижник Пушкина с осторожностью относился к скорым революционным событиям, не верил в быстрое осуществление их чаяний.
Послание «К Чаадаеву» — одно из лучших стихотворений, относящихся к свободолюбивой лирике Пушкина.
К Чаадаеву. Дата написания.
Дата написания стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина А.С. доподлинно неизвестна. По традиции, начиная со времен первых публикаций этой работы, стих датируется 1818 годом.
Это творение политической направленности литературные эксперты относят к периоду 1817-1820 гг.
Историк, филолог Владимир Владимирович Пугачёв представил на суд читателей другую дату написания этого стихотворения. Он считал, что дата написания его предположительно 1820 год. Именно в этот период между Пушкиным и Чаадаевым происходили оживленные споры о революции и ликвидации царизма.
Согласно мнению исследователя, в первых строчках стиха «Любви, надежды, тихой славы» Пушкин отказывается от безмятежной, спокойной славы в пользу активной революционной деятельности. В стихотворении поэт призывает Чаадаева, человека, который отрицательно и скептически относится к насильственной революции, встать в ряды дворянских революционеров.
К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
(1799-1837)
|
Примечания
К Чедаеву (или К Чаадаеву : «Любви, надежды, тихой славы…»). Стихотворение имеет около 70 вариантов и разночтений. Рукопись Пушкина не сохранилась, и авторство его иногда оспаривается. Версия, канонизированная пушкинистами, печатается по так называемой копии А. В. Шереметева. Стихотворение часто относят к 1818, поскольку оно связано с речью Александра I на Польском сейме 15 марта 1818 г. Пушкин не верил либеральным обещаниям царя, а также в мирное введение конституционного правления в России. Стихотворение было напечатано Михаилом Бестужевым-Рюминым в 1827 г. в альманахе «Сириус» в виде короткого отрывка (4 строки). Затем он же опубликовал его в альманахе «Северная звезда» в 1829 г., так же в искаженном виде. Стихи «Товарищ, верь…» и следующие были выпущены. Пушкин выразил своё недовольство по этому поводу. Стихотворение обращено к Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794-1856) - русскому философу и другу Пушкина, с которым они познакомились в доме Николая Михайловича Карамзина . Пушкин писал его фамилию Чедаев. Чаадаев был участником Бородинского сражения, с 1816 служил офицером лейб-гвардии Гусарского полка в Царском Селе, был членом масонской ложи. В 1821 г. он вступил в тайное общество декабристов, но участия в его делах не принимал. В том же году вышел в отставку. См также комментарии Юрия Дружникова , Т. Г. Цявловской , Б. В. Томашевского и ЭНИ .
Первая публикация в «Сириусе», 1827
«Утомленный печалями, исполненный какого-то особенного предчувствия, с каким-то особенным нетерпением я жду чего-то лучшего.
Нетерпеливою душой Я жду, с томленьем упованья, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.
Не думай, чтоб я сделался и стихотворцем, если в сих прекрасных стихах П. заменен мною роковой заветный стих собственным, незначущим. Это только для рифмы».
«Изд.»Примечание: Автор этой публикации поэт и журналист Михаил Алексеевич Бестужев-Рюмин сделал сноску к слову «заменён»: «А нам кажется, пропущен: подруги, сердцу дорогой. (Изд.)». На самом деле «Подруги, сердцу дорогой» - стих не Пушкина, а сочинение самого Бестужева-Рюмина, взамен стиха «Минуты вольности святой».
Вторая публикация в «Северной Звезде», 1829
К N. N. Любви, надежды, тихой славы, Не долго нежит нас обман: Исчезли юные забавы, Как дым, как утренний туман! Но в нас еще кипят желанья: Нетерпеливою душой Мы ждем с томленьем упованья, Подруги, сердцу дорогой, Как ждет любовник молодой Минуты тайного свиданья. Пока надеждою горим Пока сердца для чести живы Мой друг! отчизне посвятим Души прекрасные порывы… An.Примечание: Подпись An. (Anonyme - также намёк на инициалы Пушкина АП) относилась к этому и пяти другим стихотворениям Пушкина и одного Вяземского. Бестужев-Рюмин в предисловии писал: «Издатель, благодаря Г. An., доставившего к нему тринадцать пьес (из коих несколько помещено в сей книжке), должным находит просить г. г. неизвестных об объявлении впредь имен своих издателю, ибо если они желают скрыть их от публики, то в сем отношении совершенно могут быть уверены в скромности издателя; а сему последнему необходимо должны быть известны имена особ, доставляющих к нему для напечатания свои пьесы. Бестужев-Рюмин» (стр. VI). Эта публикация возмутила Пушкина, и он сделал следующую заметку:
<О публикациях Бестужева-Рюмина в «Северной Звезде»>
Возвратясь из путешествия, узнал я, что г. Бестужев, пользуясь моим отсутствием, напечатал несколько моих стихотворений в своем альманахе.
Неуважение к литературной собственности сделалось так у нас обыкновенно, что поступок г-на Бестужева нимало не показался мне странным. Так, например, г-н Федоров напечатал под моим именем однажды какую-то идиллическую нелепость, сочиненную, вероятно, камердинером г-на Панаева. Но когда альманах нечаянно попался мне в руки и когда в предисловии прочел я нежное изъявление благодарности издателя г-ну Аn, доставившему ему (г. Бестужеву) пьесы, из коих 5 и удостоились печати - то признаюсь, удивление мое было чрезвычайно. В числе пьес, доставленных г-ном Аn, некоторые принадлежат мне в самом деле; другие мне вовсе неизвестны. Г-н Аn собрал давно писанные и мною к печати не предназначенные стихотворения и снисходительно заменил своими стихами те, кои не могли быть пропущены цензурою. Однако, как в мои лета и в моем положении неприятно отвечать за свои прежние и за чужие произведения, то честь имею объявить г-ну Аn, что при первом таковом же случае принужден буду прибегнуть к покровительству законов.
Примечание: Заметка эта датируется сентябрем 1829 г. - временем возвращения Пушкина из путешествия в Арзрум. В 1830 г. Пушкин вернулся к этому эпизоду в «Опыте отражения некоторых нелитературных обвинений». В заметке упоминаются: Бестужев-Рюмин Михаил Алексеевич (1800-1832) - поэт и журналист, издатель альманахов «Майский листок» (1824), «Сириус» (1827), «Северная звезда» (1829) и сатирической газеты «Северный Меркурий» (1830-1832); Б. М. Федоров издававший «Памятник отечественных муз на 1827 год», где были напечатаны стихотворения Пушкина; Панаев Владимир Иванович (1792-1859) - чиновник министерства императорского двора, бездарный литератор, эпигон сентиментализма, охарактеризованный Пушкиным в письме к брату от 4 декабря 1824 г. как «идиллический коллежский асессор».
Варианты и разночтения
1. Заголовок *Послание к Чаадаеву1 *К Чаадаеву 1 *Чаадаеву 1 *Послание *** *Послание к Дельвигу *Послание к Дельвиг *К Дельвигу *К N….. 1. Любви, надежды, тихой славы *Любви, надежды, милой славы *Любви, надежды, краткой славы *Любви, надежды, гордой славы 2. Недолго нежил нас обман, * Недолго нежит нас обман *Недолго тешил нас обман *Недолго тешит нас обман 3. Исчезли юные забавы, *Исчезли легкие забавы 4. Как сон, как утренний туман; 5. Но в нас горит еще желанье, *Но в нас еще горит желанье *Но в нас еще горит желанье *Но в нас кипит еще желание *Но в нас кипят еще желанья *Но в нем еще горит желанье 6. Под гнетом власти роковой *Под гневом власти роковой *Под игом власти роковой *Под игом цепи роковой 7. Нетерпеливою душой *Нетерпеливою рукой *Нетерпеливою душой *И с терпеливою душой *Отчизны внемля призыванье 8. Отчизны внемлем призыванье. *Отчизны внемлем призыванье *Отчизны внемлем призыванья *Отчизны внемля призыванье *Отчизны внемлем мы призванье *Отчизны внемлют призыванье *Отчизны внемлет призыванье *Нетерпеливою душой *8a. [Питай, мой друг, священный жар:] *8б. [И искра делает пожар] 9. Мы ждем с томленьем упованья *Мы ждем в томленьи упованья *Мы ждем в тени очарованья *Мы ждем свободы роковой 10. Минуты вольности святой, *Минуту вольности святой, 11. Как ждет любовник молодой 12. Минуты верного свиданья. *Минуты легкого свиданья *Минуты сладкого свиданья *Минуты тайного свиданья *Минуты первого свиданья *Минуту верного свиданья *Минуту сладкого свиданья 13. Пока свободою горим, *Пока надеждою горим 14. Пока сердца для чести живы, *Пока сердца для славы живы 15. Мой друг, отчизне посвятим 16. Души прекрасные порывы! *Души высокие порывы! *Души прекрасные позывы 17. Товарищ, верь: взойдет она, *Поверь, мой друг. Взойдет она 18. Звезда пленительного счастья, *Звезда таинственного счастья *Звезда желаннейшего счастья *Звезда цивического счастья 19. Россия вспрянет ото сна, *Россия встанет ото сна 20. И на обломках самовластья 21. Напишут наши имена!Среди всех величественных произведений Пушкина выделяется стих "К Чаадаеву". Жанр и тема этого стиха уникальны в его творчестве. Стих не похож на большинство его лирических поэм и воззваний. Здесь лирика душевная умело совмещена с лирикой гражданской, патриотической. В то время это был довольно новаторский подход к творчеству.
Проведем небольшой анализ стихотворения "К Чаадаеву". Жанр и тему выясним ниже. Сначала опишем, кто же такой П. Чаадаев, почему именно ему поэт обращает довольно патриотические послания?
Близкий друг А. Пушкина - П. Чаадаев
Знаменитое стихотворение посвящено заметной в то время фигуре - офицеру лейб-гвар-дии гусарского полка П. Я. Чаадаеву. Петр Чаадаев, как офицер, участвовал в великой Бородинской битве и взятии Парижа.
Участвовал во многих организациях - был официальным членом Краковской масонской ложи, «Союза Благоденствия» в Москве. В декабристах он только числился. Однако никакой помощи движению не оказывал. Поэтому Пушкин обращается к своему близкому другу в надежде, что тот поймет его порывы души. Петр сам отпустил своих крестьян на волю, так как сочувствовал им. Его политические взгляды были весьма прогрессивными. К тому же, этот человек со временем стал одним из умнейших людей того времени. Он сам - великий философ и публицист.
"К Чаадаеву". Стих-послание
Великий поэт создал это творение в петербургский период творчества. Тогда молодой Александр Сергеевич, как известно, глубоко сочувствовал движению повстанцев - декабристов.
Чаадаеву, одному из немногих товарищей своих юных лет, он мог доверять любые свои сокровенные идеи, всегда ценил мнение своего старшего друга.
Стих написан в 1818 году, его знала вся декабристская молодежь, с которой Пушкин общался и стремился взаимодействовать в будущем.
Издал поэт свое стихотворение не сам, но один из молодых людей, знакомых поэта, сам подал в 1829 году эти строки для печати, вопреки желанию Пушкина.
Жанр и тема
Если брать в расчет время выхода стихотворения, то можно понять страхи Пушкина. Стихотворение возвеличивает свободу от самодержавия. Хоть и прямо не сказано о свержении царизма, дух революционера очень четко ощущается в строфах.
Вернемся к литературному анализу. По жанру поэтическое произведение считается посланием другу. Хотя обращается Пушкин не только к Петру Яковлевичу Чаадаеву, но ко всем своим соотечественникам, разделяющим его либеральные взгляды.
Этот жанр - послание широко применялся в античные времена. Его в своем творчестве использовали Овидий и даже Гораций. В XVIII, XIX веке, начале XX этот жанр также весьма популярен был среди писателей.
Пушкин пишет в письме к другу сокровенные мысли, которые по-иному, возможно, не вылились бы из души поэта. Чувствуются в стихотворении и лирические душевные ноты. Ведь по натуре Пушкин - лирик. И даже в гражданской его лирике чувствуется возвышенная поэтическая душа. Он способен суммировать личные чувства и гражданские и придать необычайный пафос своим мыслям.
Что является темой? Тема - это революционная прокламация, пронизанная до основания глубокой любовью к отчизне и юношеской горячей верой в то, что идя путем революции, он будет служить своем народу и будущим поколениям. Эта тема вполне соответствует выбранному жанру стиха "К Чаадаеву". Жанр, как помним, послание в лирико-гражданской форме.
"К Чаадаеву". Идея
В стихотворении "К Чаадаеву" основная идея - это призыв к свободе и гражданскому выбору - менять или не менять политическую ситуацию? Во времена декабристского движения этот вопрос стоял остро в дворянских кругах. Александр Пушкин считает честью борьбу с царизмом и крепостным правом. И свою судьбу он не видит иначе; поэт считает своим долгом помочь движению. Он использует общественно-политическую лексику, чтобы выразить насколько важна для него судьба отчизны.
В строках стиха прямо говорится: "На обломках самовластья напишут наши имена!". Он говорит об свободолюбии как о достоинстве возвышенного гражданина своей отчизны. И верит в то, что его стихотворения действительно пробудят порывы гражданского неповиновения, и в том видит свою заслугу.
Стихотворный размер
Как и большинство пушкинских стихотворений, "К Чаадаеву", жанр и тему которого мы уже рассмотрели в деталях, написано 6-стопным ямбом. Этот стихотворный размер являлся самым любимым в его творчестве. Ямб встречается почти в каждом произведении и дается поэту с небывалой легкостью.
Только иногда встречается в поздних произведениях анапест, но это было гораздо позже, когда поэт же стремился к экспериментам в поэзии. Когда пытался найти новую музу для себя и немного изменить привычный ритм в повествовании.
Вывод
Как видим, молодой Пушкин, только окончивший учебу в лицее, весьма дорожил дружбой со старшим товарищем Петром Чаадаевым. Все стихотворение - послание другу, в котором поэт открывает свои патриотические чувства. И в чем основная мысль стиха, в чем квинтэссенция послания "К Чаадаеву"? Тема, выбранная поэтом, - это стремление к вольной жизни в отечестве. А идея - призыв посвятить все свои мысли и чувства отечеству.
История создания. Стихотворение написано в 1818 году - в петербургский период творчества Пушкина. Оно получило широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться в списках. Именно за такие стихи Пушкина постигла опала - он оказался в южной ссылке. Много позже в 1829 году без ведома поэта это стихотворение в искаженном виде было опубликовано в альманахе «Северная звезда».
Стихотворение адресовано конкретному человеку: Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794-1856), одному из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет. Кроме этого стихотворения, к нему обращены послания Пушкина «Чаадаеву» (1821), «Чаадаеву» (1824). Поэта связывала с Чаадаевым многолетняя дружба: их обоих характеризовали свободолюбивые настроения, стремление к изменению жизни в России, нестандартность мышления. Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеобразную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России, За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством сумасшедшим - так самодержавие боролось с инакомыслием и свободолюбием. Не всегда позиции Пушкина, особенно в зрелые годы, совпадали с мыслями Чаадаева, но в 1818 году юный поэт видел в старшем друге человека, умудренного жизненным опытом, наделенного острым и порой саркастическим умом, а главное - свободолюбивыми идеалами, столь отвечающими настроению Пушкина.
Жанр и композиция.
Для лирики Пушкина характерно стремление к трансформации устоявшихся жанров. В данном стихотворении мы видим проявление такого новаторства: дружеское послание, обращенное к определенному человеку, перерастает в гражданское обращение ко всему поколению, которое включает и черты элегии. Обычно стихотворение в жанре послания адресуется либо другу, либо возлюбленной и по тематике относится к интимной лирике. Меняя адресата своего стихотворения, Пушкин создает новое по жанру произведение - гражданское послание. Вот почему в основе его построения лежит обращение к товарищам: «Товарищ, верь...», по стилистике близкое к гражданским политическим стихам времен Великой Французской революции. Но в то же время композиция стихотворения, построенная как теза - антитеза, подразумевает наличие контраста. Именно так развивается поэтическая мысль: от элегического начала, проникнутого настроением грусти и печали, через противительный союз «но» («Но в нас горит еще желанье...») первая элегическая часть соединяется со второй, совершенно иной по настроению, чувству и мысли: здесь превалирует гражданская тематика, обличительный настрой. А завершение стихотворения, подводящее итог развития поэтической мысли, звучит ярким мажорным аккордом: «Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!»
Основные темы и идеи. Главная идея стихотворения - призыв к единомышленникам отойти от частных интересов и обратиться к гражданским проблемам. С ней связана вера поэта в то, что свободолюбивые мечты будут реализованы, и «отчизна вспрянет ото сна». В концовке стихотворения звучит весьма редкая в творчестве Пушкина идея слома всей государственной системы, которая, по мысли поэта, произойдет в ближайшем будущем («И на обломках самовластья / Напишут наши имена!»). Поэт-государственник чаще призывал к постепенным преобразованиям, идущим прежде всего от самой власти, как в стихотворениях «Вольность» и «Деревня». Можно считать, что столь радикальная позиция автора в стихотворении «К Чаадаеву» - свидетельство юношеского максимализма и дань романтическим настроениям. Общий пафос стихотворения - гражданский, но в нем есть элементы романтического и элегического пафоса, особенно в первой части, что отражается в специфике ряда образов.
Впервые в этом стихотворении появляется характерное для дальнейшего творчества Пушкина соединение гражданской тематики с интимной - любовной и дружеской. В связи с этим поэт поднимает проблемы гражданского долга и политической свободы в соединении с вопросами индивидуальной свободы и частной жизни человека, что звучало в то время крайне необычно. Рассмотрим, как развивается поэтическая мысль. Начало проникнуто элегическими настроениями. Лирический герой, обращаясь к своему задушевному другу, с печалью вспоминает о том, что многие прежние его идеалы оказались «обманом», «сном»:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Вся поэтическая лексика, вся образность первого четверостишия построена в стиле романтических элегий: тихий, нежил, сон, утренний туман. Что же осталось от дней уходящей юности? Нет уже ни любви, ни надежды. Но, кажется, в этой привычной триаде не хватает какого-то слова? Конечно, нет первого из слов этого устойчивого сочетания - «веры». Это ключевое слово еще появится в стихотворении - оно оставлено для заключительной, ударной концовки, чтобы придать ей характер особого, почти религиозного воодушевления и убежденности. Но переход от пессимистической тональности к мажорному звучанию происходит постепенно. Этот переход связан с образами горения, огня. Обычно уподобление страстного желания огню было характерно для любовной лирики. Пушкин вносит в мотив огня совсем иное звучание: оно связано с гражданским призывом, протестом против «гнета власти роковой»:
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Далее следует столь неожиданное сравнение, что далеко не все даже близкие по образу мыслей и духу друзья-декабристы приняли его. Считалось, что сопоставление гражданской жизни с частной, соединение высоких патриотических мотивов с сентиментальными недопустимы. Но Пушкин в этом стихотворении избирает поистине новаторский ход: он соединяет в единый и неразрывный образ понятия «свобода» и «любовь». Тем самым он показывает, что свободолюбие и гражданские устремления так же естественны и присущи каждому человеку, как и самые интимные его чувства - дружба и любовь:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
И тогда уже вполне логичен переход образа горения из области любовных чувств в сферу гражданских побуждений:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
Теперь очевидно, что обращение к другу переросло в призыв к вере в идеалы свободы и возможность их достижения, адресованный всему молодому поколению России. Недаром в последнем четверостишии употреблено другое, более высокое слово - «друг» заменяется на «товарищ». А поэтический образ «звезды пленительного счастья», завершающий стихотворение, становится символом надежд на торжество идеалов гражданской свободы.
Художественное своеобразие. Послание «К Чаадаеву» написано излюбленным пушкинским размером - четырехстопным ямбом. Помимо жанрового новаторства, с которым связаны особенности развития авторской мысли и построения стихотворения, оно отличается необычной художественной образностью. Это отмеченное сравнение стремления к «вольности святой» и любви; метафорические образы «горения», эпитеты романтической окраски («под гнетом власти роковой», «минуты вольности святой»), метонимия высокого стиля («Россия вспрянет ото сна»). Особо следует подчеркнуть символический образ звезды - «звезда пленительного счастья», который вошел не только в русскую литературу, но и стал элементом сознания русского общества.
Значение произведения. Стихотворение стало этапным для творчества Пушкина, обозначив важнейшую для его поэзии тему свободы, а также ее особую интерпретацию. В истории русской литературы оно явилось началом традиции соединения гражданской, свободолюбивой и интимной тематики, что подтверждается творчеством Лермонтова, Некрасова, романистикой второй половины XIX века, а затем переходит к таким поэтам XX века, как Блок.
Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье; Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!
Стих «К Чаадаеву» считается гимном декабристов. Пушкин не планировал его публиковать. Но записанный со слов поэта во время чтения в узком кругу друзей, стих передавался из рук в руки, пока не был опубликован в альманахе «Северная звезда» в 1929 году. Благодаря этому стиху за Пушкиным, который был дружен со многими декабристами, закрепилась слава вольнодумца, в результате чего поэт дважды побывал в ссылке, куда был отправлен царем Александром I.
Петр Яковлевич Чаадаев был одним из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет поэта. Их многое объединяло, хотя не всегда на протяжении многолетней дружбы их позиции совпадали. Но в 1818 году юный поэт видел в старшем друге человека, умудренного жизненным опытом, наделенного острым и, порой, саркастическим умом, а главное – свободолюбивыми идеалами, столь отвечающими настроению Пушкина.
Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеобразную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России. За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством сумасшедшим – так самодержавие боролось с инакомыслием и свободолюбием.
Стих «К Чаадаеву» начинается строчками, в которых Пушкин вспоминает о беззаботной юности:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Поэт широко смотрит на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому он призывает как своего друга, так и всю свободомыслящую молодежь России посвятить свою жизнь отчизне. Пушкин выражает надежду, что самовластие будет разрушено, что Россия станет свободной страной и не забудет тех, кто боролся против самодержавия.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!